Удвоенная н в наречиях. Н и нн в наречиях правило

Орфограмма: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (существительных, прилагательных, причастиях, наречиях).

1. Две буквы Н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н (сон - сонный); 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн- (станционный). Исключение: ветреный.

2. Одна буква Н пишется: 1) в суффиксе -ин- (гусиный); 2) в суффиксе -ан- (-ян -) прилагательных, образованных от существительных (кожаный). Исключения : оловянный, деревянный, стеклянный.

3. В кратких прилагательных пишется столько же букв н , столько и в полных. Туманна (туманная).

4. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: 1) если в них есть приставка, кроме не- ; 2) если к ним относятся зависимые слова; 3) если в слове есть суффикс -ова- (-ева-); 4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый. Засушенный, оцинкованный, лишенный (от лишить - глаг. сов. в.), мерянная линейкой

5. Одна буква Н пишется в суффиксах: 1) кратких страдательных причастий; 2) бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, а также не имеющих зависимого слова (путаный ответ). Исключения ; медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

6. В наречиях на () пишется столько же н , сколько в прилагательных, от которых они образованы. Обыкновенно (обыкновенный).

Таблица «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

Конспект урока «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

7 КЛАСС.

составьте с ними предложения.

дружный,
совершенный,
постепенный,
холодный,
ветреная,
уверенный,

характерный,


7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 2. Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия.
Как помогают они в написании Н и НН в наречиях?
Испуга…о, отчая…о, организова…о, охот...о, попар...о, надума...о, озор...о, несомне...о,
звуч...о, бесшум...о, зауче…о, собра...о, притвор...о, тума...о, искажё...о, рассерже...о, убра...о,
обдума...о, растеря...о, огорчё...о, наполне...о.
Какие два слова не являются наречиями? Какой частью речи они являются? Как это
влияет на написание Н и НН?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные
буквы.
1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о4.
3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать
преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли
равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И
многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
___________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание,
составьте с ними предложения.
Активный, неожиданный, негаданный2, деятельный, выполненный, удивительный,
дружный,
совершенный,
постепенный,
холодный,
ветреная,
уверенный,
встревоженный, естественный, безобразный.
характерный,
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 4. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие
пропущенные буквы.
1. Всё вокруг было очень таинстве…о. 2. Тоску изгнанья мы делили друж…о. 3. Но веч…о
любить (не)возмож…о. 4. Есть речи – значенье тем…о иль ничтож…о, но им без волнения внимать
(не)возмож…о. 5. Она смотрела на меня изумлё…о. 6. Я заходил постоя…о в аптеку. 7. Нельзя
рассказывать моното…о. 8. Мужчине плакать (не)прилич…о. 9. Как только гости разошлись, сразу
стало как(то) пусты…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 5. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия

1. Немая степь синеет и венцом серебря_ым Кавказ объемл_т. 2. А море ч_рное шумит
(не) умолкая4. 3. Удастся ль мне на миг забыт_ся памятью к (не)давней старине. 4. И скучно, и
груст_о, и (не)кому руку подать в минуту душевной (не)взгоды. 5. Слушай дядя: дар бесце_ый!
Что другие все дары? Но его от всей вселе_ой я таил до сей поры. 6. Многие годы (не)слыш_о
прошли.
Выполните фонетический разбор слова скучно. Какова особенность произношения
слов скучно и грус_но?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 6. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия
подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.
1. (Н_)чей благоскло_ый (не)радуя взор колебл_мы вихрем и зноем палимы без пользы
р_сли мы (М. Лермонтов). 2. Инженер выполнил работу очень квалифицирова_о. 3. На нём
(не)обыкнове_о яркий наряд. 4. На улице вдруг стало очень ветре_о. 5. Приказы выполнять
(не)укоснительно. 6. Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел под_езжать к столицам (А.
Грибоедов). 7. И тот кто с песней по жизни шагает тот (н_)когда и (н_)где (не)пропадёт.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
____________________________________________________________________________________
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в словах.
Карточка 7. Спишите, вставляя Н или НН, раскрывая скобки. Поставьте запятые.

1. Балко_ая дверь плохо закрывается нуж_о починить. 2. Запуга_ый угрозами Петров
(не)сказал (ни)слова4. 3. Я охотно верю что ты учил стихотворение но, к сожалению, (не)доучил. 4.
Бабушка испекла мой любимый слоё_ый торт. 5. Операцио_ая должна сверкать чистотой. 6. Завтра
на ужин приготовлю ваш любимый макаро_ик. 6. В нашем доме открыли фирме_ый магазин.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


Написание н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий зависит от особенностей образования конкретного слова, его формы и наличия зависимых слов.
Таблица Правописание н нн в прилагательных причастиях наречиях

исключения масленый , ветреный (но безветренный, наветренный ).

исключения оловянный, стеклянный, деревянный

исключения крещеная мать, раненый солдат, названая сестра

исключения : кованый, жеваный

  • Что такое причастие в русском языке
  • Причастие и причастный оборот
  • Н и НН в причастиях
  • Причастие и деепричастие
  • Причастный и деепричастный оборот
  • Морфологический разбор причастия
  • Правописание суффиксов причастий
  • Правописание НЕ с причастиями
  • Действительные и страдательные причастия
  • Страдательные причастия
  • Вопросы причастия
  • Когда причастный оборот выделяется запятыми
  • Образование страдательных причастий
  • Краткое причастие
  • Н и НН в кратких причастиях
  • Причастие как часть речи
  • Неправильное построение предложения с причастным оборотом
  • Краткие и полные страдательные причастия
  • Морфологические признаки причастия
  • Страдательные причастия настоящего времени
  • Краткие страдательные причастия
  • Образование причастий
  • Действительные причастия
  • Окончания причастий
  • Причастие как особая форма глагола
  • Склонение и падежные окончания причастий
  • Обособление причастий
  • Как подчеркивать причастие
  • Совершенный и несовершенный вид причастия
  • Чем отличается причастие от прилагательного
  • Как обозначается причастный оборот
  • Образование действительных причастий
  • Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
  • Как выделяется причастный оборот на письме
  • Суффиксы страдательных причастий
  • Как определить причастие
  • Ошибки в причастиях
  • Виды причастий
  • Действительные причастия настоящего времени
  • Гласные в суффиксах причастий
  • Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
  • Гласные в причастиях перед НН
  • Знаки препинания при причастном обороте
  • Причастия настоящего и прошедшего времени
  • Признаки прилагательного у причастия
  • НН в полной форме причастий
  • Правописание е и в суффиксах причастий
  • Возвратность причастия
  • Определение, выраженное причастным оборотом
  • Как найти причастный оборот
  • Одиночное причастие
  • Суффиксы действительных причастий
  • Грамматические признаки причастия
  • Синтаксическая роль причастия
  • Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
  • Суффиксы ем, им в причастиях
  • Спряжение причастий
  • Как отличить причастие от деепричастия
  • Отличие причастного оборота от деепричастного
  • Написание не с глаголами и деепричастиями
  1. 1. Роман Сергиенко 309
  2. 2. Елизавета Анчербак 292
  3. 3. Анна Монтгомери 99
  4. 4. Ирина Жаворонкова 93
  5. 5. Азат Аитов 89
  6. 6. Никита Зайцев 63
  7. 7. Алекc Пчелка 61
  8. 8. 60
  9. 9. Андрей Драгунов 58
  10. 10. Рамазан Ганиев 50
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,266
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,416
  5. 5. admin 3,228
  6. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  7. 8. Гузель Миннуллина 2,358
  8. 9. Артём Чекуров 2,016
  9. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

1. Когда в прилагательных пишется нн ?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожан ый: песок, рожь;

барабан – барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненн ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешен ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошен ый луг – некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;
выкрашенн ый забор – крашеный – давно не крашенн ый – некрашен ый;
неткан ая скатерть – тканн ая золотом – сотканн ая – несотканн ая;
ранен ый воин – раненн ый в бою – легкоранен ый – поранен ы плугом;
жжен ый сахар – полусожженн ая рукопись – выжженн ая пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн .

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон ого коня. 8) Станица обнесен а землян ым валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрен а, как и ее барышня (А.Пушкин) . 10) Ночь была безветренн ая.

6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

8. Объясните написание н и нн в словах.

Прян ик, тружен ик, гостин ица, морожен ое, путешественн ик, дружинн ик, родственн ик, малинн ик, священн ик, воспитанн ик, учен ик, лиственн ица, конн ица, гривенн ик, имен инн ик, пленн ик, ставленн ик, коноплян ик, нефтян ик, сушен ица, учительн ица, путан ица, торжественн ость.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец: тушен ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн ые в горшочке (з.с.); нетушен ые (приставка не- не влияет на правописание); потушенн ые овощи (приставка).
Кован ый сундучок, груженн ая кирпичом баржа, стрелян ые гильзы, раненн ый в плечо, названн ый в честь, сеченн ые градом поля, купленн ый товар.

10. Объясните написание н и нн , указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственн ое (лиственн ое).

Болезненн о вялый вид, длинн орукий юн оша, прян о-нежный аромат, послеобеденн ый сон, свежеморожен ое мясо, свежезамороженн ые фрукты, самоткан ый ковер, малоношен ый пиджак, высокохудожественн ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственн ик, родственн ость.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.
2) Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачетом.
3) Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.
4) Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутанн а и неясна.
5) Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн ).

1) Размешанн ые краски,
2) бесценн ая вещь,
3) выкрашенн ые лавки,
4) поляна освещен а,
5) ткан ый узор,
6) туристы размещен ы,
7) комиссия образован а,
8) румян ые лица,
9) свин ые окорока,
10) некрашен ая ткань,
11) писан ая красавица,
12) тетрадь исписан а,
13) кожан ый портфель,
14) ветрен ый день,
15) ветрян ой двигатель,
16) безветренн ый день,
17) рассеянн ый мальчик,
18) нечаянн ая ошибка.

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно .

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: маслен ица – маслен ый (блин).

Непринужденн ость, бешен о, бесцеремонн ость, жизненн о, доверенн ость, гостин ица, ветрен о, лиственн ица, карманн ик, таможенн ик, родственн ик.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционн ое время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копчен ость – копчен ый .

Смышлен ость, воспитанн ик, мудрен ость, маслен ица, избранн ик, туманн ость, путан ица, запутанн ость, ремесленн ик, юн ость.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенн ая в золе рыба – печен ая рыба, позолоченн ое кольцо – золочен ое кольцо .

Квашенн ая в бочке капуста, побеленн ый потолок, растопленн ое масло, груженн ая лесом баржа, вымо-щенн ая улица, раненн ый в руку воин, давно не крашенн ые волосы, незасеянн ое поле, посаженн ые детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о- .

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутан а, говорить запутанн о .

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн- .

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошен ый луг – нескошенн ый луг
крашен ое изделие – давно не крашенн ый забор
плетенн ая умельцем корзина – корзина не сплетен а
купленн ый хлеб – ранен ый солдат
данн ый пример – ткан ый узор
полусожженн ая рукопись – полувялен ая рыба
морожен ое мясо – незамороженн ая ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Решения обдуманн ы (верны) – все ходы обдуман ы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн ы (решительны)
Бумаги направлен ы в суд – двигаться направленн о

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – белен ый, давно не беленн ые стены .

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканн ый золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанн ое морожен ое, запутанн ое дело, путан ая история, юн ый шахматист, история запутанн а, нерешенн ая задача, неткан ый материал, золочен ая нить. неразгаданн ая тайна, слоен ый пирог, кипячен ая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн .

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитан ы – воспитанн ы, изолирован ы – изолированн ы, спаян ы – спаянн ы, рассеян ы – рассеянн ы, сдержан ы – сдержанн ы.

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных

Таблицы с примерами.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

Искл.: ветреный (но: безветренный)

Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный

(старинный (старина), карманный (карман) )

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов

Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный

Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)

Сложные прилагательные

Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,

что и соответствующее им самостоятельное слово

Краткие прилагательные

Пишется столько Н, сколько и в полной форме

Краткие причастия

Всегда пишется только Н

Сделано дело, задача решена, связаны словом

ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.

(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована )

Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное

Правила правописания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е- , образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н :

  • Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных либо причастий с одной буквой Н.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 8 классе.

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Роман Сергиенко 309
  2. 2. Елизавета Анчербак 292
  3. 3. Анна Монтгомери 99
  4. 4. Ирина Жаворонкова 93
  5. 5. Азат Аитов 89
  6. 6. Никита Зайцев 63
  7. 7. Алекc Пчелка 61
  8. 8. 60
  9. 9. Андрей Драгунов 58
  10. 10. Рамазан Ганиев 50
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,266
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,416
  5. 5. admin 3,228
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,358
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Правописание н и нн в наречиях

Цели урока:

Закрепить тему «Образование наречий»;

Познакомиться с условиями написания Н и НН в наречиях;

Вырабатывать навыки написания наречий с Н и НН, пользуясь полученными знаниями;

Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Оргмомент:

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, т. к. у нас присутствуют гости. Давайте покажем им, как хорошо мы умеем работать.

Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка поднимает настроение, и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!

Сегодня нам придётся потрудиться, ведь кроме повторения и закрепления предыдущей темы – «Образование наречий», нам предстоит познакомиться с новой темой «Правописание Н и НН в наречиях», поэтому наши цели — . (см. выше).

2. Чтобы понять, как вы усвоили тему «Образование наречий», я дам несколько заданий по карточкам:

Карточка №1 : — о способах образования наречий, с примерами.

Карточка №2 – домашнее упражнение № 93.

Весь класс в это время записывает дату и выполняем задание в тетради:

Задание для класса: подобрать антонимы к наречиям, записанными на доске и выполнить их словообразовательный разбор: назад, влево, затемно, часто, хорошо, весело, холодно, начерно, долго.

1. Карточка о способах образования наречий.

2. Упражнение № 93 (домашнее)

3. Задание для всего класса.

Учитель просит учащихся вместе с одним учеником из класса записать на доске и в тетрадях предложение и разобрать его по членам.

Валентин смотрел на Наташу влюбленно, страстно, призывно.

— есть ли в предложении наречия?

— имеет ли их написание отношение к теме урока?

Вы заметили, что два наречия мы написали с Н, а одно НН.

От чего же зависит написание наречий с Н и НН?

=>учитель озвучивает правило.

=>правило в учебнике (§13)

Да, ребята, правило это очень простое, но и в нём есть свои трудности.

Помните ли мы, когда писать Н и НН в прилагательных? (схема ) причастиях?

Что общего и различного в написании кратких форм прилагательных и причастий?

— в прилагательных – в полной и краткой форме – одинаково

— в причастиях – в полной форме 2, а краткой – 1.

Итак: в помощь – ТАБЛИЦЫ-помощницы.

! Учитель объясняет, что написано в таблицах и для примера использует упражнение 97 – 1-ое предложение.

Прежде, чем мы продолжим, давайте немного отдохнем. Сейчас вы услышите ряд слов разных частей речи. Мальчики встают, если звучит наречие, девочки – если существительное.

Красивый, доброта, скромно, помогать, помощь, взаимопонимание, дружно, одинаково, нежный, любимый, друзья, заботиться.

Молодцы ребята! Я надеюсь, что все эти слова есть в вашем личном словарике и часто вами используются!

Закройте книги: напишите на линейке цифры от 1 до 9 с промежутком в сантиметр. Мы напишем графический диктант: (Упражнение 97 + 1 предложение своё).

Проверка и выставление (за диктант)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Вы готовы к серьезной работе. На доске записаны предложения. Их нужно списать, вставить пропущенные буквы.

  1. Над садом т. ржестве. о и радост. о звучала песня.
  2. Луна поднялась высоко и необыкнове. о ярко озаряла всю равнину.
  3. Вокруг было пусты. о и безмолв. о.
  4. Соревнование было организова. о х. р. шо.
  5. Девочка была воспита. а в детском доме.
  6. Ш. рокий поток лед. ной воды беше. о мчался с горы.
  7. Каждый из нас сосредеточе. о думал о своем.
  8. Звук п. дения воды стра. о сливался со стуком часов.

Итоги урока:

— какую тему изучили?

— как звучит правило?

— всё ли было понятно?

Д/з: §13, упражнение 100, подготовить устное сообщение по упражнению 99.

Часто провоцирует множество ошибок, хотя запомнить основные правила правописания одинарной и двойной н в суффиксах не так уж сложно. Давайте разберём каждое из них.

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

В причастиях и отглагольных прилагательных -н- пишется в следующих случаях:

  1. В кратких причастиях: правила усвоены, техника испытана, поле брошено.
  2. Когда причастия или отглагольные прилагательные образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида: слоеное тесто, жареное мясо.

    Исключения !

    Виданный, невиданный, виденный, невиденный, деланный (вид), желанный, медленный, нежданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, священный.

    Эти слова нужно запомнить.

-нн- в причастиях и отглагольных прилагательных пишется в следующих случаях:

  1. Если имеется приставка (кроме не-): испеченный пирог, прочитанная книга.
  2. Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: лишенный . Исключением из этого правила является «раненый» .
  3. Если к причастию или отглагольному прилагательному относится зависимое слово: печенные в духовке пироги .
  4. Если слова образованы при помощи суффиксов -ованн-, -ёванн-: зарёванный, организованный . Исключения : жёваный, клеванный, кованый.
  5. Если перед нами прилагательное, которое образовано от глагола с приставкой: отчаянный, подержанный, поношенный, растерянный, отчаянный . Исключения : смышлёный, названый (отец), приданое (существительное), посаженая (мать) .

Правописание -н- и -нн- в наречиях.

В наречиях -н- и -нн- пишется в тех же случаях, что и в прилагательных, от которых оно образовано:

Мудрёный - мудрёно; взволнованный - взволнованно.

Правописание -н- и -нн- в прилагательных.

В прилагательных -н- пишется в следующих случаях:

  1. Если прилагательное образовано без суффикса: пряный, юный.
  2. В притяжательных прилагательных, которые были образованы при помощи суффикса -ин-: орлиный, лебединый, муравьиный.
  3. В относительных прилагательных, которые были образованы при помощи суффиксов -ан-, -ян-: шерстяной, кожаный. Исключения составляют прилагательные стеклянный, деревянный, оловянный.
  4. В прилагательных масляный и ветреный (НО ! Безветренный ).

-нн- в прилагательных пишется в следующих случаях:

  1. Если основа существительного , от которого образовано прилагательное, оканчивается на -н: туман+ный .
  2. Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -онн-, -енн-: соломенный, традиционный, станционный.
  3. В вышеперечисленных словах-исключениях: безветренный, стеклянный, оловянный, деревянный.