Белый пудель анализ. Сочинение на тему: Дружба в рассказе Белый пудель, Куприн

Литература 4 класс. Тема: А.И. Куприн. Белый пудель.

Цели урока:

Учить давать характеристику главным героям.
Развивать речь, анализировать произведение.
Воспитывать культуру чувств через анализ произведения.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, сюжетные рисунки, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок .

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им.

А теперь представьте, что у вас на коленях сидит ваш маленький питомец. Погладьте его. Какой он пушистенький, хорошенький. Правда приятно? Вы любите их?

2. Социализация.

Возьмите белые цветы и напишите в центре свое имя. А на лепестках имена своих близких. Какие чувства вы испытываете к ним? Были ли случаи, когда вы, жертвуя своим временем или безопасностью, чем–то помогли им. (Ответы детей) Молодцы!
- Назовите ценности в жизни человека. (ответы детей - жизнь, здоровье, близкие, преданность, верность, дружба, образование, семья…..)

3. Беседа о биографии А.И.Куприна

презентация

4.Сообщение темы и цели урока.

5.Работа в парах. Восстановление последовательности событий произведения.

Восстановить план рассказа.

2.Неудачный день.

5.«Арто украден».

1.Бродячая труппа артистов.

3.«Хочу собаку!»

6.Спасение собаки.

4.«Не все… продается, что покупается».

6.Беседа. Вопросы по содержанию рассказа (при этом ученики пользуются текстами и доказывают свои ответы цитатами)

1. Сколько артистов в этой труппе? (старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего)

2. Кем приходится Сергей старику? (чужой человек)

3.Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика? (Сергей, Арто, шарманка)

4.Где происходят события рассказа? (в Крыму)

5. Как себя чувствует Сергей в начале рассказа? Какое у него настроение? (он восхищается красотой природы, беззаботен и счастлив)

6.С чего начинается произведение? (странное зрелище на даче. Трилли требует Арто)

7.Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей и старик? Прочитать. ("Шамашедший”; "Язвительный, однако, мальчуган. Как такого вырастили? Ну уж, будь в моей власти, я бы …ему прописал ижу”)

8.Что ответил старик, когда барыня спросила за сколько он продаст собаку? ("Собаками, барыня, не торгую – с”)
9.Почему дедушка отказался продавать пуделя? Кем была собака для дедушки и Серёжи?

10.Что можно сказать о характере старого артиста? (гордый, благородный, честный человек, верный друг. Он не пытается угодить барыне и ее капризному сынку. Ему достаточно заработать на хлеб честным трудом)

11.Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы понимаете такой ответ? ("Не всё то продаётся, что покупается”)

12.Назовите наивысший момент переживания. (пропажа пуделя)

13.За что Сергей сердился на старика, когда пропал Арто? (За его беспомощность, "Что нам делать теперь, Серёжа?”)

14.Когда Сергей перестал злиться и пожалел старика? Почему? (Когда тот рассказал о чужом паспорте)

15.В какой части рассказа вы испытали облегчение, радость за друзей? Какие чувства испытывал Сергей, когда оказался в барском саду? Найдите в тексте и прочитайте. (6 глава "Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь”)

16. Что заставляет Сергея спасать собаку? (Любовь к собаке, к старику; осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию….)

7. Характеристика героев рассказа.

1.Как меняется Сергей от начала к концу рассказа? (Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты)

Характеристика Сергея

В начале рассказа

В конце рассказа

Проверка самостоятельной характеристики героя (ученики зачитывают свои варианты)

Возможный итог записывается на доске:

Характеристика Сергея

В начале рассказа

В конце рассказа

Беззаботный, весёлый….

Решительный, смелый, серьёзный,
Чувствует ответственность за других,
Взрослеет..

2.Ребята давайте составим сравнительную характеристику героев: Сергея и Трилли.

Трилли – разбалованный, грубый, нетерпеливый ребёнок.

Сергей – работящий, вежливый, преданный, верный друг.

8. Продолжение беседы.

1.Зачем нужен был пудель Трилли? (для развлечений)

2. Скажите ещё раз кем был Арто для дедушки и Серёжи? (преданным, верным другом, кормильцем…)

3.Какова же тема произведения? (О взаимоотношениях людей и животных)

4.А основная мысль? (Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Автор учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает черствость и бездушие людей.)

9.Домашнее задание

>Сочинения по произведению Белый пудель

Дружба

В русской литературе есть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ А. И. Куприна «Белый пудель». Автор написал его, основываясь на реальных событиях. На его даче в Крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые очень нравились его сыну, а ему запали в душу. Несмотря на то, что автор принадлежал к богатому сословию, он всегда симпатизировал детям «из низов» и искренне восхищался их душевной простотой и благородством. Главные герои рассказа «Белый пудель» – старик-шарманщик Лодыжкин , отважный мальчик-сирота Серёжа и белая цирковая собачка по кличке Арто .

Все вместе они путешествуют по побережью Крымы и дают цирковые представления. Однако зрители попадаются разные. Одни щедро награждают их, несмотря на то, что шарманка у них уже старая и музыка давно не та. Другие смотрят представление и считают ненужным платить за него. Но самых худших зрителей артисты повстречали на даче с символичным названием «Дружба». Там проживала одна богатая дама с восьмилетним сыном и целой свитой слуг. Мальчика все называли Трилли и потакали всем его капризам. Одним из таких капризов стало любой ценой завладеть белым пуделем бродячих артистов. Дама предлагала Лодыжкину баснословные деньги. На такую сумму он мог купить трактир и больше не бродяжничать, но Арто он не продал.

Этого белого пуделя шарманщик сравнивал с лучшим другом и почти что братом. Он воспитал его с самых малых лет и знал, что вернее друга у него не может быть. Поэтому ни за какие деньги дед Мартын не собирался продавать своего пуделя. С его слов Сережа узнал, что такое настоящая дружба и верный друг. Сам мальчик не менее дорог для шарманщика. Ведь он его отобрал в семилетнем возрасте у какого-то забулдыги. Сережа, в свою очередь, очень ценит и уважает Лодыжкина. Обладая бесстрашным характером, он решается на то, что многие не смогли бы сделать. Когда дворник богатой барыни заманивает Арто колбасой и крадет его, Сережа, рискуя жизнью, возвращает Лодыжкину лучшего друга, так как его до глубины души ранили слезы старика.

На самом деле, Сережу тоже можно назвать его лучшим другом. Ведь не всякий решится на такой поступок ради другого человека. Куприн старался писать этот рассказ понятным языком, так чтобы даже дети поняли суть произведения. Более того, он хотел донести до читателя, что, увы, только среди бедных и осталась настоящая дружба. Ведь продавать своих друзей нельзя, ни за какие деньги. На мой взгляд, такие рассказы, как «Белый пудель» формируют нравственное начало в детях и вселяют в юного читателя оптимизм.

Система уроков изучения рассказа

1. Учебник: , Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.

2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection. *****/

УРОК 1

Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

I. Оргмомент.

II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

III. Рассказ о писателе

Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

IV. Знакомство с экспозицией рассказа

Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:

· С какими героями рассказа знакомит нас автор?

· Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?

· Какое отношение к себе они вызывают?

· Где происходят описанные события?

· Какой предстает природа Крыма в рассказе?

V. Итоги урока

УРОК 2

. Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З

Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

Примерный план:

1. Бродячая труппа артистов

2. Неудачный день

3. «Хочу! Собаку-у-у!»

4. «Не всё… продаётся, что покупается»

5. Арто украден

6. Спасение собаки

III. Анализ рассказа

Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

- Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »

Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

- Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т. к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

IV. Итоги урока

Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»

УРОК 3

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

Выводы:

Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных : мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

Тренажёр

III. Анализ роли пейзажа в рассказе

Работа в группах

Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

Выступления групп

Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

IV. Письменная работа

Рассказ о реальной основе сюжета.

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

Вспомогательный план:

1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Примерный ответ:

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

Цели урока:

  • Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.
  • Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий произведения. Знакомство с композицией рассказа.
  • Развивать умения и навыки речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) и культуры речи.
  • Силой художественного слова воспитывать любовь к животным, учить быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу.

Оборудование: рассказ А.И.Куприна «Белый пудель», мультимедийная установка, компьютерная презентация (Приложение 1 )

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний СЛАЙД 1

– На табло представлено немецкого слово pudeln, которое переводится как - плескаться, плыть по-собачьи. Отгадайте это слово.

ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».

III. Сообщение темы урока

– На каникулах вы прочитали этот рассказ. Понравился ли он вам?
– Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился.
– Это и есть тема нашего урока «Преданность, верность, дружба, доброта в рассказе Александра Ивановича Куприна «Белый пудель». СЛАЙД 2.

IV. Анализ произведения

– Из скольких частей состоит рассказ «Белый пудель»? (6 глав)
– Озаглавьте каждую часть. Работа в парах. Афиширование. СЛАЙД 3.

  • Бродячая труппа артистов
  • Неудачный день
  • «Хочу! Собаку-у-у!»
  • «Не всё… продаётся, что покупается»
  • Арто украден.
  • Спасение собаки

V. Работа в группах по карточкам с вопросами. Афиширование

1 группа. Вопросы по 1-2части. 2 группа. Вопросы по 3-4 части 3 группа. Вопросы по 5- 6 части
– Где происходят события?
– Как выглядела труппа бродячих артистов?
– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»?
– Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»?
– Какое отношение к себе они вызывают?
– Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»?
– Какие отношения сложились между ними? Почему?
– Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание» на даче?
– Что вы можете сказать о поведении мальчика Трилли? Почему он так себя ведёт?
– Назовите участников этой сцены.
– Как отнеслись взрослые к его поведению?
– Какими рисует Куприн обитателей дачи «Дружба»?
– Как поступили наши герои?
– Права ли «красивая дама», говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
– Как меняется тон дедушки Лодыжкина во время разговора с барыней?
– Почему дедушка отказался продать Арто? Кем была собака для дедушки и Серёжи?
– Найдите в третьей главе описание наружности дворника. – Какое впечатление он производит?
Какими качествами наделил дворника Куприн?
– Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?
– Какие события заставили Серёжу повзрослеть?
– Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?
– Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
– Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

VI. Композиционное построение рассказа

– Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана) (по ходу работы заполняется таблица). Что в них описывается? СЛАЙДЫ 4, 5
– Мы с вами построили композицию данного рассказа. СЛАЙД 6.

Бродячая труппа артистов Действие происходит на берегу Крыма, в дачном посёлке Вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем ЭКСПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – строение, соотношение и взаимное расположение частей романа, картины, книги
«Хочу! Собаку-у-у!» Появление Трилли, его требование получить пуделя Начало действий, событий; начало литературного произведения ЗАВЯЗКА
Арто украден Серёжа выручает Арто Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития КУЛЬМИНАЦИЯ
Спасение собаки Благополучное бегство друзей. Они опять вместе Конец, завершение событий, ситуаций; заключительная часть литературного произведения. РАЗВЯЗКА

VII. Выводы

– Так о чем же это произведение? Какова его главная мысль? Что хотел донести до вас автор?
– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным, осуждает черствость и бездушие людей.

VIII. Рефлексия

Синквейн

  1. Подлежащее.
  2. Два слова, которые дают определение (прилагательные).
  3. Три слова, которые выражают действия (глаголы).
  4. Четыре слова – отношение, которое вызывает предмет.
  5. Синоним.

IX. Афиширование

X. Итог урока СЛАЙД 8

– Закончить наш разговор мне хочется стихотворением Вероники Тушновой.
– Давайте читать добрые книжки и спешить делать добро.
– Спасибо за работу! (Выставление оценок и ответы на вопросы).

XI. Домашнее задание СЛАЙД 9

На выбор:

1 вариант. Творческий пересказ

  • от лица Сережи.
  • от лица дедушки.
  • от Арто.

2 вариант . ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне.

Евсина Дарья

По отношению к живому и к живым - не только людям, но и «братьям нашим меньшим», живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, - можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет беззащитного котенка или будет прикармливать голодную собаку, тот не сможет обидеть ближнего.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека

(на примере рассказов А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель»)

Евсина Дарья Олеговна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №6»

5 А класс

Глава 3

Образ собаки в произведении А.И. Куприна «Белый пудель»

В художественной литературе собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни. В основном, это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель. Но также собака является и неким орудием судьбы, которое дается герою, чтобы проявить свою подлинную сущность.

Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость» .

Рассмотрим знаменитый рассказ А. Куприна "Белый пудель".В данном произведении события происходят в течение короткого времени. Описывается жизнь бродячей труппы артистов: дедушки Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея и пуделя Арто.

В рассказе изображены два мальчика, совершенно противоположные по характеру. Это Трилли – капризный, избалованный, грубый, нетерпеливый ребенок, истеричный мальчик, как и его мать. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай». (см. таблица №2) И Сережа - работящий, добрый, смелый мальчик. Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности. (см. таблица №2) В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки. Избалованному ребенку необходима очередная игрушка – дрессированная собака. Трилли не понимает, что собака выполняет трюки потому, что к ней хорошо относятся старик и мальчик, потому что она такой же артист, как и дедушка Мартын, и Сережа. Труппа артистов отказывается продать собаку.Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа: сытых и голодных, живущих по разным социальным и нравственным законам.

Рассказ не случайно назван "Белый пудель": через отношение героев произведения к Арто писатель раскрывает нравственное превосходство одних над другими. Симпатии автора целиком на стороне бедных уличных артистов, а не избалованного малыша Трилли и его истеричной матери. Ни Сергей, ни шарманщик не могут даже представить себе расставания с верным Арто, какие бы деньги ни предлагали за него. Мальчик Сережавсе же спасает из плена своего четвероногого друга, рискуя своей жизнью, переборов страх, отчаяние.Мальчик, услышав, что дворник бьёт собаку, забывает о собственном страхе и кричит: «Не смей бить! Не смей бить собаку, проклятый!» В этом поступке проявляется его истинная сущность, главные черты характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака.

Итак, Куприн даѐт оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу, что позволяет нам выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.

Глава 4

Сравнительный анализ образа собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И. Куприна «Белый пудель»

Сравнивая, как писатели рисуют образ собаки, можно найти в рассказах сходства и различия.

Различия заключается в том, что в рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думаетАрто. Куприн через описание поведения, через интонации лая говорит нам, что собака ласкается или возмущается. Так, с нетерпением ожидая своего выступления, Арто лаял «нервным, отрывистым лаем». А находясь в заточении, он издаёт «стонущий визг», «неистовый, срывающийся лай» и «длинный прерывистый вой». В минуту освобождения слышится победный лай. Единственный эпизод, когда мы слышим внутренний монолог Арто – это на берегу моря. Собака бегала по берегу моря, волнуясь за Сережу, который заплыл слишком далеко, и думала: «К чему показывать свою храбрость?... Есть земля – и ходи по земле. Гораздо спокойнее».

С самого начала рассказа «Каштанка» А.П.Чехов обращает наше внимание не только на внешние черты поведения Каштанки, но и на зримые или скрытые знаки её душевного состояния: « от выстрела пришла в восторг», «грустила», «проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно», «запестрело в глазах и в душе», «от ужаса не могла произнести ни звука», «застыла от удивления и восторга» и т.д. (см. таблица №1) Чехов отождествляет чувства Каштанки с человеческими.

У писателя Каштанка и думает как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу: лучше у столяра или у циркача.

Для того чтобы передать читателю внутренний мир своей героини, Чехов использует не только наречия и существительные группы «чувств», специальные слова, передающие состояние, но и описывает собачьи сны. В них Каштанка грустит о прошлой жизни, прощает Федюшке все обиды, во снах собака идеализирует прежнюю жизнь.

Сходно отношение собак к своим хозяевам. И Арто, и Каштанке есть кого и что сравнивать. Арто, безусловно, рад возвращению к хозяевам, дарившим ему любовь и заботу. И Каштанка возвращается в тот мир, в котором родилась и выросла. Привязанность, преданность собаки являются важнее сытой жизни, собачья преданность заставляет Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой.

И Чехов, и Купринтак или иначе показывают нам чувства, переживания, мысли собак. Этим тонким художественным приемом писатели помогают проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного, и мы понимаем, что и Каштанка, и Арто привязаны к своим хозяевам.

Итак, произведения «Каштанка» и «Белый пудель» - это произведения не только о верных и преданных собаках, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.

Заключение

За историей собак скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает мир добра и зла. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших. Но оба произведения пронизывает мысль об аморальности поступков человека, меркантильности его существования.Показывая жизнь собаки, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с ней.

Наша гипотеза нашла подтверждение: мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

Список использованной литературы

  1. Абрамович Г.Л. «Введение в литературоведение» Учебник для студентов. М., Просвещение, 1979г.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А. Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 1998.-248с.
  3. Журнал «Русский язык и литература для школьников».-2014.-№3.-с.21-28.
  4. Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М.: Наука, ГРВЛ, 1987.
  5. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1985
  6. Куприн, А.И. Рассказы /А. И. Куприн. – Москва. –1976. – 123 с.
  7. Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с.
  8. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.
  9. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. Минск. – 1995. – 167 с.
  10. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. – II т. – М. –1987. – 378 с.
  11. Семанова М.Л. Чехов-художник /М. Л. Семанова. – Москва. – 1986. – 112 с.
  12. Соколов З.П. Культ животных в религиях /З. П. Соколов. – М. – 1972. – 109 с.
  13. Чехов А.П. «Каштанка» и другие рассказы. –М.: Самовар, 2004

Задачи: Проследить истоки появления образа собаки в литературе Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель» Раскрыть идейное содержание рассказов посредством сравнительной характеристики анималистических образов произведений. Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель».

Истоки появления образа собаки в литературе

Жизнь Каштанки у столяра Жизнь Каштанки у Незнакомца Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы … (бедная) квартира Кресло, диван, лампа, ковры (богатая) Под верстаком место Маленький матрасик Табак, клестер пища Кусочки мяса, хорошая пища Каштанка имя Тетка Сердито кричал отношение Обращение по имени, беседа, гладили мучение фокусы дрессировка Боязливость, страх поведение Уверенность нет друзья кот, по кличке Фёдор Тимофеевич; гусь Иван Иванович и поросёнок. Образ собаки в произведении А. Чехова «Каштанка»

К ачества героя Лука Александрыч Незнакомец самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. добрый, жизнерадостный, трудолюбивый

Живут по разным социальным и нравственным законам.

К ачества героя Барыня, Трилли, дворник Лодыжкин и Сережа Бездушность, безнравственность, лакейская преданность и преступность Неподкупность, верность дружбе, готовность на подвиг ради друга

сходства различия Сходно отношение собак к своим хозяевам. В рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думает Арто. Чехов же отождествляет чувства Каштанки с человеческими. Сравнительный анализ образов собаки