Грузины кто они? Или Грузия глазами историков. Грузины — главные по праздникам и древним традициям Представитель этнической группы грузинского народа

Грузи́ны (самоназвание - картвелеби , груз. ქართველები) - народ картвельской языковой семьи. Бо льшая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии. Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана - особенно в городе Ферейдан. Множество грузин имеют тёмные волосы, встречаются и блондины. У большинства грузин карие глаза, хотя у 30 % глаза голубые или серые. Благодаря удалённости грузин от основных путей вторжений и миграций территория Грузии оказалась объектом большой демографической однородности, благодаря чему современные грузины являются прямыми потомками коренных жителей Кавказского перешейка. По лингвистическому принципу грузины разделены на три группы - иберийскую, сванскую и мегрело-лазскую. Большинство грузин традиционно исповедует христианство (православие), которое принято 6 мая 319 года. В большинстве своем антропологически относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы.

Исторический очерк

Грузинский народ формировался на основе трёх близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов. Процесс формирования грузинской народности завершилась в основном в VI-X веках.

Численность

Численность грузин в мире - более 4 млн человек, из них:

  • в Грузии проживает около 3,66 млн человек (84 % населения страны) (перепись 2002 года).
  • в России по данным переписи 2002 года постоянно проживает 198 тыс. грузин, а фактически - от 400 тыс. до 1 млн человек.
  • в Турции - от 150 тыс. до 300 тыс.
  • в Абхазии - 40-70 тыс. человек (оценка)
  • в Иране - 60 тыс. человек (оценка)
  • на Украине - более 34 тыс. человек (перепись 2001 года)
  • в Азербайджане - около 15 тыс. человек (перепись 1999 года)

Язык

Литературный язык - грузинский - один из картвельских языков.

Этнические группы

  • Аджарцы (груз. აჭარელი) - население Аджарии, исповедуют как христианство так и ислам суннитского толка.
  • Гурийцы (груз. გურული) - проживают в крае Гурия, говорят на гурийском диалекте грузинского языка.
  • Картлийцы (груз. ქართლელი) - проживают в исторической области Картли, говорят на картлийском диалекте грузинского языка.
  • Кахетинцы (груз. კახელი) - живут в Кахети.
  • Имеретины (груз. იმერელი) - населяют край Имерети, говорят на имеретинском диалекте грузинского языка.
  • Имерхевцы - проживают в Турции, исповедуют ислам суннитского толка.
  • Ингилойцы (груз. ინგილო) - проживают на северо-западе Азербайджана, исповедуют как христианство так и ислам суннитского толка.
  • Лечхумцы (груз. ლეჩხუმელი) - жители области Лечхуми на реке Риони, говорят на лечхумском диалекте грузинского языка.
  • Джавахетинцы (груз. ჯავახი) - проживают в крае Джавахетия. говорят на Джавахетинском диалекте грузинского языка.
  • Месхетинцы (груз. მესხი) - этнографическая группа грузин, коренное население Месхети, говорят на месхском (месхетинском) диалекте грузинского языка.
  • Мохевцы (груз. მოხევე) - жители исторической области Хеви.
  • Мтиулы (груз. მთიულები) - коренное население горной области Восточно-южного Кавказа Мтиулети.
  • Пшавы (груз. ფშაველი) - проживают в Душетском районе Грузии, говорят на пшавском диалекте грузинского языка.
  • Рачинцы (груз. რაჭველი) - жители исторической области Рача (современные Онский и Амбролаурский муниципалитеты), говорят на рачинском диалекте грузинского языка
  • Тушинцы (груз. თუში)
  • Ферейданцы (груз. ფერეიდნელი) - проживают в Западном Иране, исповедуют ислам шиитского толка.
  • Хевсуры (груз. ხევსური) - жители районов Грузии, пограничных с Чечнёй и Игнушетией, коренное население горной области Хевсурети.
  • Чвенебури (груз. ჩვენებური) - проживают в Турции, исповедуют ислам суннитского толка.

Мегре́лы (мегр. მარგალი, марга́ли; груз. მეგრელები: мегреле́би) - самая большая по численности субэтническая группа грузинского народа На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе - абхазы. Мегрелы крайне музыкальны - среди их напевов есть очень мелодичные (записаны с приложением нот X. Гроздовым в«Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); свои песни они исполняют под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури. Кроме песен, народное творчество мегрелов выразилось ещё в сказках; ряд их в русском переводе записан Ш.

Мегрелы исповедуют православие и принадлежат к Грузинской православной церкви.

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С1857 года введено российское управление. Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния) . Князья Дадиани(светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).

Сваны

Сва́ны (груз. სვანები) - основное, коренное население в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия - говорят на грузинском и на отдельном сванском языках, относящихся к картвельской семье.

Лазы

Лазы (груз. ლაზები) - проживают на северо-востоке Турции, на территории исторической области Лазистан. Лазы говорят на грузинском и родственном мегрельскому - лазском языке, относящемся к картвельской семье, а также на турецком языке.

Религия

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь ; груз. საქართველოს მართლმადიდებელი სამოციქულო ეკლესია) - автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в XI веке от Собора созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

Использованы материалы Википедии

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.


1. Источники по этногенезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказских народов и ихэтнической общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для освобождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мокцеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.


2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кавказские племена шли с юга и заселяли Кавказ поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.


3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н. э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т. д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н. э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н. э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н. э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т. е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н. э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н. э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н. э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н. э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н. э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. до н. э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

Предки грузин упоминаются ещё в Библии, легендарная Колхида, куда плыли аргонавты, находилась на территории Грузии. Нам кажется, что мы многое знаем о грузинах, но их история и культура хранит много загадок.

1. Грузины называют свою страну Сакартвело. Этот топоним переводится как «вся Картли» и восходит к названию одноименной области. Топоним «Грузия» восходит к названию «Гурджистан» (страна волков), встречающемуся в арабо-персидских источниках.

Европейское название Грузии «Georgia» также сопоставляют с арабо-персидским названием, связанным с грузинским культов Святого Георгия. Золотая скульптура святого возвышается на центральной площади Тбилиси.

2. Численность грузин в мире - более 4 млн.

3. Грузины были одним из первых народов, принявших христианство. По одной из самых распространенных версий, это произошло в 319 году. Показательно, что, несмотря на общемировую тенденцию, число верующих в Грузии растет. Сегодня православными себя считают 80 % грузин.

4. Грузинский - древнеписьменный язык. Древнейшие письменные памятники на древнегрузинском языке датируются V веком. К ним относятся мозаичная надпись первой половины V века близ Иерусалима, а также надпись на Болнисском Сионе (в 60 км к югу от Тбилиси) конца V века.

5. Грузины имеют уникальный алфавит. В картвелистике имеются разные гипотезы о прототипе грузинского письма. Согласно разным теориям, в его основу положено арамейское, греческое или коптское письмо.

6. Самоназвание грузин - картвелеби.

7. Первым государством, упоминаемым историками на территории Грузии считается Колхидское царство. Впервые о нём упоминают в середине I тысячелетия до н. э. греческие авторы Пиндар и Эсхил. Именно в Колхиду плыли за Золотым руном аргонавты.

8. В грузинском языке нет ударения, только на определенном слоге повышается тон. Также в грузинском нет заглавных букв, а род определяется по контексту.

9. Самым известным в мире грузином заслуженно считают Иосифа Сталина.

10. В грузинском языке для называния чисел используется двадцатеричная система. Чтобы произнести число между 20 и 100, надо разбить его на двадцатки и назвать их число и остаток. Например: 33 - двадцать-тринадцать, а 78 - три-двадцать-восемнадцать.

11. Знакомые нам с детства слова в Грузии имеют не те значения, к которым мы привыкли. «Мама» по-грузински - папа, «деда» - мама, «бебиа» - бабушка, «бабуа» или «папа» - дедушка.

12. В грузинском языке нет звука «ф», а в заимствованных словах этот звук заменяют на звук «п» с сильным придыханием. Российская федерация по-грузински будет звучать как: «русэтис пэдэрациа».

13. По данным экономиста Кеннана Эрика Скотта из Вашингтонского института, во времена Советского Союза грузины поставляли на советские прилавки 95% чая и 97% табака. Львиная доля цитрусовых (95%) также шла в регионы СССР из Грузии.

14. На территории Грузии в 1991 году нашли останки Дманисийских гоминидов, изначально получивших название Homo georgicus . Им почти 2 миллиона лет (1 млн. 770 000). Им дали имена Зезва и Мзия.

15. Шашлыки и хинкали в Грузии принято есть руками.

16. Несмотря на то, что в Грузии традиционно высокий уровень гомофобии, уровень тактильного контакта между грузинскими мужчинами очень высок. Во время прогулки они могут держаться за руки, сидя в кофейнях – касаться друг друга.

17. В бытовом общении грузины используют слова, которые они почему-то считают русскими, хотя для нас они не всегда будут понятны. Тапочки грузины называют чустами, обои - шпалерами, фасоль - лобио, майкой часто называют все, что носят выше пояса, а ботасами кроссовки.

18. Грузины законно гордятся своим вином. Его здесь начали производить 7000 лет назад, и сегодня в Грузии 500 сортов культивируемого винограда. Ежегодно в стране проходит праздник сбора урожая винограда «Ртвели».

19. Грузины известны своей гостеприимностью. Гость в доме важнее хозяина. Поэтому в грузинских домах не принято снимать обувь.

20. Грузины известны своей любовью к длинным тостам, однако не все знают, что в то время, когда грузины пьют пиво, тосты произносить не принято.

Иллюстрации: Нико Пиросмани

Все люди по своему внешнему виду делятся на типажи. В Грузии это особенно заметно, причем больше это касается мужчин. В разных уголках Грузии вам придется иметь дело с разными типами грузин: лысыми и темноволосыми, худощавыми и коренастыми, пузатыми и тощими, широкоскулыми и похожими на «итальянцев» или на «армян».

Сколько в Грузии регионов

В Грузии 12 регионов. Люди этих регионов отличаются характером, внешностью, кухней и фамилиями. Представители одних регионов подшучивают над другими, но вовсе не со зла.

Самый популярный регион по количеству шуток − это Сванетия.
Этническая группа сванов довольно малочисленна и обособленна. В шутку сванов называют «деревянно-головыми», логику поведения сванов понять очень сложно, часто упрямство в крайней степени перекрывает логику. Про них придумана масса анекдотов, порой даже обидных.

А еще сванов многие бояться, точнее, остерегаются с ними связываться, поскольку они вспыльчивы, конфликтны, а в их жилах, вместо крови течет дух «кровной мести».

Фамилия и них похожи на итальянские и заканчиваются на —ина , как, например, известный альпинист Хергиани, правитель Сванети Дадиани, Иоседиани и т.д.

Сваны имеют свой язык, а сванская кухня славится лепешками с мясом «кудбари», «чвиштари» и сванской солью.
Сваны всегда славились храбростью. Отважные воины отличались широкими плечами и высоким ростом. Не будучи никем никогда завоеванными, они сохранили первоначальный генотип со светлыми волосами и глазами.

Мегрелия

Мегрелы − ближайшие соседи сванов. Их называют «грузинскими евреями». По натуре они весьма предприимчивые и хитрые. Из них получаются неплохие бизнесмены, торгаши и просто предприниматели.

У этой этнической группы так же есть свой язык, как и сванский непонятный никому другому. Мегрелы отличаются от грузин из других регионов внешне, они светлые, рыжие, голубоглазые, высокие и стройные.

Считаю себя чистокровными и предпочитают не смешиваться с другими нациями, в том числе с грузинами из других регионов. Мегрелы очень трудолюбивы и называют сами себя «грузинской элитой».

Фамилии мегрелов заканчиваются на -ия, как, например, Берия, Гамсахурдия, Данелия и т. д. Кстати, иногда мегрелов называют менГрелами, а Мегрелию МенГрелией.
Из мегрельской кухни в общегрузиснкую попали такие блюда как гоми, эларжи, мегрельские кучмачи, мегрельский харчо и хачапури. Обычно мегрельская кухня очень вкусная и немного острая.

Рача

Рачу называют маленькой Швейцарией. Горы, озера, леса, водопады… Природа этого края удивительно красива. Люди спокойные и добрые. Здесь не существовало кровной мести, как в соседней Сванетии. Рача, расположенная вне основных торгово-военных путей никогда никем не была завоевана.

В Раче живут рачинцы. Рачинцы самые медленные из всех известных грузин, но и самые веселые. В народе над ними смеются и называют «тормозами». На тему их медлительности в советские времена был снят фильм под названием «Самые быстрые в мире». Посмотрев его можно понять характер рачинцев.

Рачинцы известны как отличные поварами. Вам крепко повезет, если вы попадете к рачинцам на застолье, которое не обходится без песнопения и традиционных рачинских блюд: рачинской ветчины, лобиани, шкмерули и, конечно, без знаменитой «Хванчкары».

Аджария

Аджарцы живут у Черного моря. Батуми − столица Аджарии. Кто только не пытался завоевать этот лакомый кусочек, порт, выход к морю. Греки и римляне, персы и турки постоянно претендовали не только на прибрежные территории, но и на горные участки.

Аджарцам пришлось уживаться с разными соседями, терпеть завоевателей, три века оставаться под властью турок и даже поменять веру.

Танцы, песни и кухня в Аджарии сильно отличается от всех остальных регионов. А из блюд самым известным и любимым у гостей стал «аджарский хачапури» в форме лодочки с яйцом, которое напоминает солнышко этого теплого края. В остальном аджарская кухня очень жирная, тяжелая, с присутствием топленого масла почти во всех блюдах.

Имеретинцы

Имеретинцы живут в Имерети. Столица Имерети − Кутаиси. Кстати, один из самых древних постоянно заселенных городов Европы. Имеретницы гордятся своей славной историей, ведь они потомки колхов − жителей знаменитой Колхиды.

Импритинцы голубаглазые, нос с горбинкой или мясистый. Имеритицев называют сладкоязычные. Они всегда говорят приятные вещи, комплименты и все то, что погреет ваш слух.

В принципе, «водолеи» встречаются по всей Грузии», но имеретинцы заслужили особую репутацию. Остается только надеяться, что комплименты в ваш адрес произносятся искренне.

Имеритинцы очень гостеприимные, они будут подливать в стакан и подкладывать в тарелку, лишь бы посуда не пустовала. Они будут терпеливо ждать пока вы не «выкатитесь» из-за стола, шансов уйти раньше никаких.

Кстати, о всеобщем грузинском гостеприимстве читаем .
Имеритинский хачапури, имеритинский сыр, надуги с мятой, вино Цоликаури и Цицка − главные действующие блюда имеретинской кухни.

Гурийцы

Остроязычные гурийцы любят придумывать стишки, шутки, прибаутки и точно знают как «уколоть». Но никто на них не обижается, ведь все знают натуру гурийца. Им достались болотистые земли, с малярийными комарами и прочими ужасами, которые способствовали формированию жесткого характера гурийцев.

Гурийцы спокойные люди, но ссорится с ними не стоит. Если у грузина жена из Гурии, то рано или поздно он жалеет о сделанном выборе. Женщины гурийки хорошие хозяйки, но властные и жесткие.

Кухня гурийцев привнесла в грузинскую кулинарную культуру гурийский хачапури, особый сыр и Из их кухни нам известен Гурийсаий хачапури.

Восточная Грузия

Кахетия благодатный винный край. Кахетинцев называют трудолюбивыми ослятами, ведь с весны до осени им придется трудиться в полях. Виноградники, арбузные бахчи, подсолнухи, персики, орехи и гранаты − все эти дары природы нам дает Кахетия.

Алазанская долина, южные отроги Кавказских гор, реки Иори и Алазани. Через эту территорию проходили торговые пути, а значит купцы платили пошлину. Богатый, плодородный край не давал покоя врагам. Кахетия постоянно страдала от вражеских набегов.

А персидский шах Аббас, разоривший Кахетию в начале в XVII века, насильно переселил в разные области Ирана 200 тысяч грузин-кахетинцев, заселив Алазанскую долина туркменами.

Именно поэтому, кахетинцы брюнеты, многие чернаглазы и чернобровы. Их часто изображают пузатыми, ведь долгими зимними вечерами ничего не остается, как коротать время за кувшином собственноручно приготовленного вина, закусывая запасами, заготовленными до следующего лета.

Кахетинцы любят мясные блюда − шашлык, хашламу, ну и, конечно, вино.

В Грузии есть еще несколько регионов, как, например, высокогорные Тушетия, Хевсуретия. В Самцхе-Джавахети грузины в меньшинстве, так как в силу разных исторических моментов в регионе преобладает армянское или азербайджанское население.

Что говорят о грузинах другие

Грузины − красивая нация, с характерным менталитетом. Не пытайтесь донести до грузина «тонким намеком» на русском, вас не поймут. В общей массе грузины очень характеризуются излишним самолюбием, упрямством и обидчивостью.

Что касается общих черт грузинской нации, стоит заметить, что внешнюю красоту грузин еще в древности подметили Геродот, Гиббон и Страбон.

Что говорят о грузинах европейцы

«Memoire sur l’ethnographie de la Perse » (Paris, 1866) „гру­зинская нация издавна отличалась изяществом своего типа и что чистоте гру­зинской […] обязаны персы и турки улучшением своего по природе грубого типа, чему помогали бесчисленные выселения, с давних пор, производившаяся из Грузии […]“ (Бакрадзе: „Археолог. путешествие по Гурии и Аджаре“, стр. VI)

Не остался равнодушным к грузинам путешественник Шарден (1671), составивший для европейцев первый путеводитель по Закавказью, Аббат Иосиф Делапорт, немецкий ученый Ритцель, Пушкин и Лермонтов.

Особое внимание стоит отметить красоту грузинских женщин. Их красота пленила византийских императоров, шахов и султанов. Например, мать султана Абдул-Меджида была прежде грузинской невольницей, «даже благородную осанку и красивое лицо основателя Трапезондской империи историки готовы объяснить происхождением великих Комненов от грузинских предков», мать светила православной церкви Афанасия Великого тоже была грузинкой.

Супругой последнего византийского императора Константина Палеолога должна была стать дочь царя Георгия XVIII, если бы не окончательное падение Константинополя в 1453 году.

Путешественник и писатель Швейгер-Лерхенфельд пишет:

«… Впрочем, грузинки, проданные в рабство, совсем не были так несчастны, как это обыкновенно у нас думается. В сущности, перемена в их положении могла назваться блестящей, ослепительной. Грузинки гораздо интеллигентнее черкешенок, властолюбивее и искуснее в интригах; поэтому они не только быстро осваивались с новою участию, но и умели добиваться решительно полной власти в гаремах магометанских вельмож.»

и, напоследок:

„Со времен Шах-Аббаса I, — повествует покойный проф. Паткапов, у персидских шахов вошло в обыкновение окружать себя грузинской дружиною и поручать грузинским князьям важные должности главнокомандующего, диванбега, испаганского „таруги“ и ханов в отдельных провинциях. В эпоху Сефидов большая часть грузин, высшего сословия перебывала в Персии, — в Канда­гаре, Хорасане, оставаясь в этих странах временно или навсегда. Число их в Персии за это время было так велико (мы разумеем также грузинок в гаремах шаха и вельмож), что они имели значительное влияние на расовое видоизменение персиян высших сословий“.

Чтобы познакомиться с представителями разных регионов и узнать что-то интересное о стране, смело выбирайте местного жителя с их авторскими экскурсиям в

Многим наверно интересно кто мы такие грузины, откуда мы пришли и что есть Грузия этот пост более или мение полет вам свет о нас.

Самоназвание - картвели. Народ, основное население Грузии. Численность в Российской Федерации - 130 688 человек.

Язык - грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам Грузинов. Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма.

Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в 6 веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие Грузинами христианства: в 4 веке в Картлийском царстве, в 6 веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 веку.
Образование на рубеже 10-11 веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12 - начале 13 века, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В 16-17 веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 веках были захвачены Турцией. Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов 19 века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания Грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.
В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР).
В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. Грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
С начала 20 века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия Грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи. Современные Грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.