Концепция просветительской деятельности "просвещение для будущего". Культурно-просветительская деятельность в европе и америке Уличная социальная работа в зарубежных странах

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.

«Песнь о Шамбале. Танг-ла». 1943

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства и даже строили для него музеи, один из которых до сих пор стоит в Нью-Йорке. За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал:

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит.

- Рерих Н. К. Об искусстве

Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.

Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом , и уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года вся семья Рерихов была всецело поглощена спиритическими сеансами , у них в доме часто устраивались спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма» , под которым в оккультно-мистической практике подразумевается контакт с некоторым духом, при котором сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю духа, вышедшего на «контакт».

Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти и его сын Юрий. Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные Учителя - Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие. Статья Рериха «О свободе передвижения предметов искусства» дана автоматическим письмом.

Вот как описывает В. А. Шибаев (впоследствии секретарь Рериха) их первый совместный спиритический сеанс :

Я был приглашен к художнику академику Н. К. Рериху вечером 2 июня 1920 года и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз - да; два раза - нет; три раза - усиленное да), не Учителя ли, - то столик подскочил и ударил раз. Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Так было собрано несколько фраз.

О спиритических сеансах Рерихов известно также из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи вызывали души умерших людей.

Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью , Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для визуализации своих собеседников и для их слышания семье Рерихов уже не нужна была помощь стола. Некоторые исследователи считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами, действительное существование которых считается наукой недоказанным.

По мнению некоторых советских исследователей у Рериха после посещения спиритических сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком не считал (так же как и некоторые его сотрудники) , полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.

Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»

После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем - с его помощником Г. А. Астаховым.

Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Впоследствии, когда Рерихи вновь отвернулись от коммунизма, все абзацы о Ленине были исключены из рижского переиздания книги в 1936 году. Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса» .

В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чем в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».

Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: «Ленин не был против истинного буддизма»

Из рукописи экспедиционного дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи», сохранившегося в архиве Внешней политики РФ (Москва), запись от 02.10.1925.

Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.

Сложившаяся в конце XX века система организации досуга за рубежом свидетельствует о том, что это, в первую очередь, огромная материально-техническая база свободного времяпре­провождения, которая включает учреждения искусства, казино, танцевальные залы, стадионы, национальные парки, гостинично-туристический сервис и самые разнообразные центры досуга - от детских зоопарков и игротек до клубов пенсионеров. Причем различные виды и средства информации, включая компьютеры, кино-теле-видеоаппратуру и иную продукцию развитой индуст­рии, поставлены на службу индивидуальной и семейной культур­ной деятельности.

В странах рационального досуга потребление общекультур­ной, художественной информации, массовое просветительство занимают приоритетное место, ибо оно определяет уровень культурно-досуговых потребностей. Создаются благоприятные условия для процветания «высокого искусства» и занятий твор­чеством. Деятельность Министерств культуры основывается на принципах: смягчение глубоких социальных и культурных раз­личий между отдельными слоями и группами; максимальная доступность потребления культурно-досуговых услуг и развитие демократических процессов в культуре.

Введена новая тарифная политика в учреждениях культуры и ис­кусства, поэтапное снижение стоимости билетов; с 1 января 2000 года в 33-х национальных музеях, 98 на­циональных культурно-исторических памятниках - бесплатное посещение 1 раз в месяц (воскресенье):

В престижных театрах (Комеди-Франсез, Шайо, Театр де ля Коллин, Авиньонский театр, Национальный театр Страссбурга) 1 раз в неделю (по четвергам) введена единая минимальная цена 50 франков;

Бесплатное посещение молодежью до 18 лет всех учреж­дений культуры, искусства, досуга, находящихся на государст­венном финансировании;

Система специальных льготных абонементов, «Персональных чеков» на все виды культурно-досуговых программ;

Улучшение материального положения творческой интел­лигенции, освобождение от налогов художников, скульпторов;



Освобождение от налогов частных вложений в культуру, искусство. Очень развито поэтому меценатство: выгодно вкладывать деньги в культуру;

В каждом департаменте, городе, коммуне создаются Центры культурной информации, Центры художественного творчества, специальные курсы художественного образования (30% францу­зов занимаются любительским художественным творчеством, где образовательные программы определяют высокий исполни­тельский уровень, мастерство;

Создана Национальная карта художественных Центров по интересам, находящихся в разных уголках Франции, для более эффективного информационно-методического обеспечения их деятельности;

Практически все объекты культуры включены в инфор­мационную сеть Интернета;

С 1998 года открыты около 200 «мультимедийных цен­тров культуры» для обучения заинтересованных в доступе к культурной информации через компьютер;

Государственная поддержка ведущих культурных ком­плексов Франции в работе с населением: культурный Центр Жоржа Помпиду - как очаг отечественной культуры универ­сального типа, как научно-методический центр; Немецкий центр Гете; Австрийский культурный центр; Нидерландский культур­ный центр; Польский культурный центр; Финляндский культур­ный центр.

В 1994 году открыт Культурный Центр Сервантеса - как очаг испанской культуры. Отделения Страссбургского КЦ действуют более чем в 40 странах Европейского Союза и арабского мира, Японии, Бра­зилии, США.

Серьезная манифестация искусства в таких культурных цен­трах подтверждает бесспорность мысли, что культура неделима и является своеобразным языком, главным символом взаимопо­нимания и содружества.

В социальном досуге Франции много модных сегодня объединений: «постмодерни­стов»; увлеченных уфологией (НЛО, полтергейст), парапсихологией (явления на подсознательном уровне), инструментальной транскоммуникацией (общение с душами умерших), магией, не­традиционной медициной. Ежегодно собирается Салон парапси­хологии, предсказаний и природной медицины, представляющий многие, в т.ч. запредельные клубы, ассоциации. В рамках его: конференции, дискуссии, открытые консультации, публикации и выступления в СМИ. 55000 только официально зарегистриро­ванных ясновидящих, экстрасенсов ведут при центрах досуга открытый прием всех желающих. Социологи предполагают, что массовый интерес к подобному - не результат невежества, а по­пытка выйти за рамки информационных стандартов. Обществен­ность Франции давно настаивает на реформе общеобразователь­ной школы, а пока в сфере свободного времени ищет ответы на вопросы, возникающие в жизни и воображении.

В США популярны Культурный центр Дж. Кеннеди и от­крытый в 1997 году в Лос-Анжелесе Центр Гете. Этот дорого­стоящий элитный культурный комплекс площадью 44 га открыт всем социальным и этническим группам. Его структура: музей, художественные галереи, образовательные центры, интернет-кафе, сад с библиотекой и киноплощадкой, танцевальные залы, бассейны, фонтаны, беседки, трамвайная дорога до вершины ближайшей горы, - позволяет вести культурно-досуговую работу по всем направлениям, открывать бесплатные филиалы в про­винциях.

В Северной Америке вообще очень развит образовательный досуг под девизом «используй свой шанс». Клубная культура сильна издавна, поскольку американцы - пришлый народ на континенте. Сама жизнь диктует стремление консолидироваться по интересам. Масса всевозможных объединений, движений, миссий, общин; все они имеют свои программы с четко опреде­ленными целями, охотно включаются в проведение исследова­ний в области планирования отдыха, влияют на реформы в обра­зовании, здравоохранении, устройстве городов и пригородов.

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства. Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина­ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы­ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи­зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи­вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки. Много полезной и увлекательной информации получают посетители парков, организованных по тематическому принци­пу: «Мир Диснея», «Волшебная гора» в Калифорнии, «Лайон Кантри Сафари» в Техасе, «Молл оф Америка» в Блумингтоне, Космический парк в Нью-Йорке, аквапарки, специализирован­ные детские парки, гидропарки. Опыт парковых систем США быстро распространяется по планете.

Очень модны выставки. Музейная политика развитых стран ориентирована и на отечественную, и на мировую культуру. Яв­ляясь популярными культурно-просветительными учреждения­ми, музеи не пребывают в состоянии стагнации, а постоянно привлекают посетителей новыми формами и новыми идеями.

В США популярны психологические тренинги, культ здоро­вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле­чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об­раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики. Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис­тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче­ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха. Масса тренажерных и спортивных залов, площадок; мо­лодежные центры на побережье, включающие обустроенный пляж, спасательные службы с секциями по обучению плаванию, катанию на водных лыжах, гидроциклах, легкоатлетические клу­бы и тренажерные комплексы, открытые ринги, системы радио­вещания для информационно-просветительской работы с отды­хающими. По данным статистики 1997 года, число американцев, участвующих в различных видах активного спорта, более чем в три раза превышает число наблюдателей спортивных зрелищ. Информационно-рекламные агентства и СМИ предлагают рецепты похудения, омоложения, культуризма, долголетия, психологического комфорта.

Голландия

Так, 1997 год в Голландии был объявлен годом Петра I (ров­но 300 лет назад 25-летний российский царь прибыл сюда учить­ся многим ремеслам, что до сих пор составляет предмет гордости голландцев). В связи с этим были организованы три престижные, с размахом, выставки в Амстердаме: «Плененные льдом» - ко дню экспедиции В. Баренца к берегам Дальнего Востока; «Петр Великий и Голландия», где представлены более 300 экспонатов из русских и голландских собраний; «Екатерина Великая - им­ператрица и покровительница искусств», состоящая из разделов: «Реформы Петра и Екатерины», «Заговор Екатерины», «Екате­рина и церковь», «Екатерина и эпоха Просвещения», «Личная жизнь Екатерины», «Екатерина - меценат и коллекционер». Ты­сячи людей: от школьников до ученых мужей посетили выставки благодаря их информационному освещению, рекламе, тематиче­скому и визуальному разнообразию.

Часто привлекает уникальность самих музеев: Музей чело­века в Канаде, Музей Библии в Иерусалиме, Музей магии во Франции, Музей слонов в Южной Африке, Музей восковых фи­гур мадам Тюссо, Музей Шерлока Холмса в Англии и т.п.

Распространены в западноевропейской культуре бйеннале -музейные, хоровые, певческие. Это всегда открытие чего-то ново­го, свежие идеи, оригинальные «путешествия» во времени и про­странстве.

Германия

Огромную роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации, которые рас­полагают собственными материальными средствами и независи­мы в своей деятельности. Так. действует Общество любителей танцев - более 600000 человек. Они объединяются в клубы, ис­полнительские коллективы, пропагандируют традиции народно­го танца, нанимают хореографов, балетмейстеров для обучения своих детей в студиях, кружках. Профсоюзы Германии субсиди­руют многочисленные культурные ассоциации, проводят за свой счет различные культурно-просветительские акции. Большую информационно-просветительскую работу среди населения ве­дут Центры гуманитарной культуры по формированию общест­венного мнения и вовлечению в социально-культурную деятель­ность населения. .

Направления их работы:

Сбор, обработка, доставка гуманитарной помощи в горя­чие точки планеты;

Выделение материальных средств жертвам фашистских репрессий в международном масштабе;

Проведение съездов, встреч бывших узников концлаге­рей, блокадников Ленинграда, назначение им пенсий;

Участие в реституционной политике государства, контроль за возвращением художественных ценностей в их родные страны;

Реабилитация безымянных захоронений времен войны и т.п.

Много музеев выдающихся немецких композиторов, писате­лей, которые считаются гордостью нации. Они ведут очень ак­тивную культурно-просветительную работу с населением, тури­стами.

Канада Зарубежные информационно-просветительские техноло­гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве­дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст­вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом­ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель­ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи­низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой.

Любой из отдыхающих может стать слушателем Центра усовершенствования. Образовательные программы по искусству, менеджменту, писательскому и журналистскому мастерству, из­дательскому делу, Центр конференций, встречи с артистами, сценаристами, режиссерами; спецкурсы по книжному дизайну, электронным средствам печати, журналистике в области искус­ства; прикладному творчеству. В мастерских и творческих лабо­раториях можно реализовать самый смелый проект.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду­стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ­ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего. Часто привлекает уникальность самих музеев: Музей чело­века в Канаде, Музей Библии в Иерусалиме, Музей магии во Франции, Музей слонов в Южной Африке, Музей восковых фи­гур мадам Тюссо, Музей Шерлока Холмса в Англии и т.п.

Распространены в западно-европейской культуре бийеннале -музейные, хоровые, певческие. Это всегда открытие чего-то ново­го, свежие идеи, оригинальные «путешествия» во времени и про­странстве.

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники - одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.
В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которые включают следующие четыре концептуальные области:
? Назначение и цели профессии;
? Система ценностей, этика и философия практического направления;
? Основа знаний практического направления;
? Методы и средства, используемые в работе.
Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно.
Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.
Однако только с конца XIX - начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.
В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт.
Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов - сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом.
Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп.
I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых
II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых.
III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых.
IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми.
V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми.
В США создана развитая законодательная база социальной работы с пожилыми как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, причем каждый штат, в силу децентрализации социальной политики и финансирования, имеет возможность проявлять значительную самостоятельность в законотворчестве и развитии разнообразных программ. Большая роль в их реализации отводится третьему сектору, общественным организациям. Многие из этих программ имеют ярко выраженную педагогическую направленность и решаются чисто педагогическими методами. Формы и модели реализации этих программ разнообразны, но большинство из них основаны на межпоколенном подходе.
И на Западе, и в современной России (по крайней мере, она к этому стремится) действуют рыночные механизмы управления экономикой последствия, которых для социальной жизни, социальной защиты населения бывают негативными. Однако, в частности, в США, научились, в том числе и средствами социальной работы, ликвидировать или снижать негативные результаты этих последствий. Поэтому специалистам социальной сферы России необходимо знать, как решаются социально-экономические проблемы на Западе, каковы принципы, механизмы их решения, как используются сами рыночные отношения для решения социальных проблем. Известно, что на Западе бизнес широко используется в социальной сфере, основываясь на платформе строгого экономического расчета при выборе форм и методов социальной работы и определения ее эффективности. Финансируется, поддерживается лишь то, что в настоящем или будущем сулит социально-экономическую выгоду. Под социальным понимается снижение преступности, безработицы, уровня наркомании и т. п.;
исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность.
В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется. В Великобритании социальные работники имеют весьма устойчивые позиции в клиниках по работе с психическими расстройствами, в том время как в Финляндии некоторые клиники по работе с психическими расстройствами перестали брать на работу социальных работников и вместо них предпочитают психиатрических сестер.
В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях. Я знаю, что подобные примеры есть в Испании и Нидерландах.
Частнопрактикующие социальные работники не так широко распространены в Европе как в США. Значительное количество частнопрактикующих социальных работников появилось в течение последних нескольких лет. Частная практика в области социальной работы подходит вплотную к терапевтической практике. Непременным условием для подобной практики является получение социальным работником специальной подготовки в практикующейся области терапии и наличие лицензии на ведение частной практики.
Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации:
? организация вокруг имеющихся проблем (или секторов)
? организация по территориальному принципу.
Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов.
В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.
В течение 70-х годов многие Европейские страны начали процесс реорганизации функций социального обеспечения и даже всей системы муниципального управления в сторону системы, организованной по территориальному принципу. Это означает, что группа специалистов из различных областей социальной работы начинает совместную работу по обслуживанию население определенной территории. Особенно тщательная работа по планированию организации социальных услуг, основанной на территориальном принципе была проведена в Великобритании. Многие другие страны последовали ее примеру. Было подсчитано, что оптимальной является территория, где проживает 2000 жителей. Это позволяет социальным работникам узнать людей, проживающих на их территории и, в свою очередь люди, проживающие на данной территории, получают возможность познакомиться и узнать обслуживающих их социальных работников. К тому же, подобная модель позволяет усилить профилактическую работу, так как появляется возможность отслеживать проблемы на их ранней стадии. Очень часто по территориальному принципу организовываются и медицинские услуги. Все это явилось одним из результатов стратегии Всемирной организации здравоохранения, которая делала ударение на базирующихся на сообществе, межсекторальных и пропагандирующих здоровую жизни подходах.
В большинстве стран взносы в социальное страхование выплачивают и предприниматели, и работники. Однако в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды и Франция большую часть платят сами работники, в Италии же наоборот — предприниматели, в Финляндии и Швеции — только работодатели платят взносы, а в Дании финансирование социальной защиты осуществляется из средств госбюджета. В США фактически отсутствует система обязательных взносов со стороны работодателей и, как уже говорилось, главное внимание уделяется коллективным договорам.
Опираясь на данные МОТ, можно сказать, что в конце 80-х годов на социальные нужды направлялись: в Швеции 31% валового национального продукта (ВНП); в Бельгии, Германии, Дании, Нидерландах, Франции 20%; в США 10%; более низкие показатели отмечаются в странах так называемого третьего мира, а также в Португалии и Японии.
Отличаются и величины выплат. Британия, Нидерланды и некоторые другие страны Cеверной Европы используют принцип равенства социальных пособий. В Бельгии, Германии, Франции размер выплат определяется взносами в страховые фонды, а в США и Канаде выплаты в целом направляются только самым бедным и исчисляются, исходя из степени их нуждаемости.
В западных странах можно выделить две основные принципиальные системы страхования по безработице:
1. государственное страхование, находящееся в руках тех или иных органов государства. Такое положение наблюдается в большинстве стран;
2. страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные кассы страхования по безработице. Эта система распространена в основном в странах северной Европы и некоторых других, в частности, в Италии, в ее аграрном секторе.
В первом случае контрольные функции возлагаются на министерства труда, занятости, социальных дел и на их подразделения на местах. Так, например, в Британии контроль осуществляется органами Министерства социальной защиты, в Японии - системой Министерства труда, в Германии - больничными кассами, которые, в частности, занимаются аналогичной работой по всем видам страхования. Такая же практика была распространена в Белоруссии начала ХХ в. В США и Канаде сбором средств в фонды страхования занимаются налоговые ведомства.
В большинстве стран финансовые средства на реализацию программ занятости формируются за счет налога на фонд заработной платы, но в то же время в Японии на четверть они дотируются из госбюджета, в Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах обложению подлежат как работники, так и работодатели. “Взносы трудящихся от общей суммы страхового взноса составляют: в Германии - 50%, в Канаде - 42%, в Японии - 37,5%, во Франции - 36%, в США - менее 4% и в Италии - 0%”.
По истечении срока выплат пособий по безработице человек имеет право получать специальное “социальное пособие” из государственных средств, которое очень невелико: чуть выше размера доходов, официально определяемого как черта бедности. Продолжительность получения социального пособия, как правило, не ограничена.
В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.
Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика”. Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

В отличие от распространенного стереотипного представления о доминировании в зарубежном досуге сугубо развлекательных элементов, достаточна сильна и тенденция организация культурно-просветительных и жизнетворческих программ в культурно-досуговых учреждениях. Так, в самой развитой капиталистической стране США в начале ХХ века получили широкое распространение общественные центры и народные дома, в которых организовывалась разнообразная культурно-досуговая деятельность. Как отмечает А.Зеленко, «спектакли, праздники, обеды с тостами, митинги, лекции для пропаганды теорий и кружки для объединения сторонников, - все это стало орудием общественного центра – народного дома» /8,с.2/. Характерно, что народные дома получили особенно широкое распространение в сельской местности.

Базой для развития культурно-досуговой деятельности в США стали уже в начале ХХ века организации религиозного характера, сетлементы (культурные поселки в городской среде, опыт функционирования которых был использован отечественными педагогами-просветителями, в том числе в организации культурно-досуговой деятельности), а также «движение в народ» интеллигенции в Англии и в США, возникшее одновременно с народническим движением в России. В начале ХХ века насчитывалось 250 – 300 сетлементов в Северной Америке, в Европе, Азии, Австралии. Задачей сетлементов, как правило, являлось «вовлечение населения соседской группы в активную общественную работу, выработка - (термин А.Зеленко) - местных вожаков для этого, развитие групповой жизни и создание общественного дома, где все эти местные общественные групповые интересы находят себе свое удовлетворение, согласование при разногласиях и дружественную взаимопомощь» / 8,с.103/. Сетлементы представляли собой фактически социально-культурные городские центры с развитой инфраструктурой социально-культурного обслуживания: приемными для гостей, столовыми, клубными помещениями для собраний организованных групп, детскими садами с системой кружков, праздничных мероприятий. Вот как выглядел наиболее распространенный перечень культурно-досуговых занятий в общественных центрах, создаваемых по образцу сетлементов: лекции, развлечения, общественные митинги для взрослых, массовые собрания, занятия физкультурой и спортом, клубное общение, игры, чтение, партийные собрания и съезды, «организации по общественному благосостоянию (бюро призваний, юридическая помощь, передвижные общественные кухни. Бюро найма, амбулатория и бюро обмена сведениями, продуктами и услугами. Распродажа пожертвованных вещей)» / 8, с.274).



Особый интерес в этом плане может представлять опыт Франции как страны с развитыми культурно-просветительными традициями.

Здесь проводится единая государственная эстетико-воспитательная политика. Эта политика обеспечивает успешное функционирование государственных учреждений культуры различных типов. Особое внимание государством уделяется эстетическому воспитанию населения. Под руководством государства эстетическое воспитание проводится уже в дошкольном, затем и в школьном возрасте. При этом сохраняется проблема разрыва между столичной и провинциальной эстетической культурой, которая является одной из ключевых для государственной культурной политики.

Уже в 50-е – 60-е годы ХХ в. во Франции сформировалась «концепция гуманистической культуры и ее народно-просветительской миссии. Популяризация культуры и искусства, эстетико-просветительская деятельность входят в круг центральных задач государства, политических партий, ведущих общественных организаций, деятелей культуры и искусства, меценатов» /7, с.11/. В этот же период растет как бюджет министерства культуры и просвещения Франции, так и сеть самых различных учреждений культуры, развивающих культурно-досуговую деятельность на основе дотаций государства – библиотеки-дискотеки, дома культуры, центры современного искусства, досуговые молодежные центры, театрально-концертные центры. Практикуются различные фестивали самодеятельного творчества, фольклорные праздники с участием самых различных слоев населения.

Концепция культурного просветительства во Франции связывается в основном с именем Андре Мальро, который был не только крупным писателем и ученым, но и долгое время министром культуры.

В 70-е годы во Франции стали происходить процессы, близкие к процессам периода перестройки в нашей стране. На первый план вышли ценности потребительской культуры в связи с повышением уровня жизни у некоторых слоев населения, стали развиваться гедонизм и индивидуализм во всех сферах общественной жизни, быта и досуга. Произошла дифференциация стилей жизни в обществе и соответственно возросла роль «мозаичной» культуры / А.Моль/.

В этой связи еще более возросла роль эстетической культуры, которая «все больше рассматривается не только как средство духовного обогащения человека, как некая ценность, приобщение к которой является благом. Она становится образом жизни, дающим бесконечную индивидуальную свободу. Эстетическая культура уже не является лишь катализатором развития, способом рекреации или одной из целей социального прогресса – она самоценна. Она – единственная сфера личной свободы, одновременно не противоречащая обществу и поднимающая достоинство личности» /7,с.12/.

В этой позиции государственной политики Франции в сфере эстетического воспитания содержится важная предпосылка для развития соответствующей культурно-досуговой деятельности по вовлечению населения в различные виды освоения эстетических ценностей, предполагающим создание особого эстетического пространства, противостоящего обыденной реальности и способствующего опять же самоидентификации личности.

В системе культурно-досуговых учреждений особо следуепт выделить Дома культуры во Франции, которые являются полифункциональными культурно-воспитательными учреждениями. Причем в них основным в воспитательным средством является профессиональное искусство. Среди наиболее распространенных форм культурно-досуговой деятельности в этих учреждениях: концерты, спектакли, выставки изобразительного искусства, литературные вечера и т.д. Важно отметить, что во многих Домах культуры практикуются открытые мастерские как «кухни» творческих работников, демонстрируемые посетителям этих учреждений. Открытый характер носят также публичные обсуждения спектаклей, выставок, кинофильмов, репетиции профессиональных коллективов, работа художников, скульпторов. Такая практика является дополнительным стимулом для участия в самодеятельном творчестве любых посетителей, как взрослых, так и детей. При этом наряду с традиционными жанрами самодеятельного творчества (хореография, театр, хоровое искусство и т.д.) развиваются виды самодеятельного творчества, приближенные по своему харктеру к самостоятельному хобби, индивидуальным «домашним» любительским увлечениям: дизайн, компьютерно-графическое и музыкальное творчество, создание видеофильмов и видеоклипов и т.д. / 7 /.

В качестве примера культуротворческих возможностей домов культуры можно привести деятельность самого крупного во Франции дворца культуры – Национального центра искусств и культуры им.Ж.Помпиду, открытого в 1977 г. ХХ века. Вот как описывает деятельность этого Центра один из исследователей зарубежной культурной политики: «Основные структурные единицы Центра: национальный музей современного искусства, Центр индустриального творчества, Публичная информационная библиотека и Исследовательский и координационный институт акустики музыки…На «подступах» к дворцу – оригинальный движущийся фонтан, сделанный по мотивам творчества И.Стравинского; на площади перед главным входом – непременные представители уличного искусства всех возможных направлений…Внутри здания входящих встречают большие и малые экраны дисплеев информационно-справочных служб, их вежливые сотрудники, отвечающие на все вопросы и вручающие желающим недельные программы работы Центра, буклеты, информационные листки. Компьютерные и телевизионные справочные установки рассчитаны и на индивидуальных посетителей (программы по требованию), и на группы (целостные программы деятельности центра)….Музей современного искусства имеет постоянную и сменные экспозиции, открытые террасы для выставок скульптуры, залы художественной фотографии, большой выставочный зал площадью около двух тысяч метров для крупных выставок, свою библиотеку, аудио-видеотеку…В институте музыки слушатели имеют возможность приобщаться к современной музыке. Ее экспериментальным направлениям, встретиться с композиторами, исполнителями, критиками… Центр индустриального творчества знакомит и с историей дизайна и его самыми последними достижениями…

В помещении Центра имеются кинозалы и видеозалы, отдельные телеэкраны в зонах отдыха, где демонстрируются мультфильмы. Идут тематические показы. Есть книжный магазин с книгами по искусству и культуре, эстетике, педагогике и несколько небольших киосков, залы для встреч с деятелями культуры, для конференций, театральных спектаклей, различных концертов…

Каждое подразделение Центра имеет высококвалифицированных специалистов-педагогов (аниматоров), которые ориентируют творческий процесс на культурно-воспитательные задачи и непосредственно работают с населением.

Целиком эстетическому воспитанию посвящена деятельность детской библиотеки и детского ателье, где сосредоточены саамы мощные педагогические силы. Детское ателье приучает ребят к творчеству в области музыки, изоискусства, дизайна, в сфере синтеза искусств. Здесь учат, например, совмещать в воображении и конкретном творчестве пространство и цвет, пространство и звук, конструировать из модулей технические макеты с учетом современных эстетических требований, моделировать воображаемые архитектурные ансамбли и т.д.

Ведут занятия педагоги, художники, ученые, инженеры, а сами занятия проходят в виде разовых сеансов, со свободным входом и выходом в любое время или циклами по 4-10 сеансов. Библиотека и ателье работают в контакте со школами Парижа, Парижского региона и даже других регионов страны…

Руководят деятельностью Центра его президент и два совета: директорский, занимающийся текущими делами, и ориентационный, определяющий стратегию…В составе стратегического управляющего органа имеются представители Национального Собрания Франции и Сената (т.е. обеих палат Парламента), Советов города Парижа и Парижского региона. Представители министерства культуры, сотрудники министерства национального образования, курирующие вопросы культуры, художественного воспитания и подготовки кадров, работники министерств науки и индустрии, авторитетные представители общественности, например, ректор Парижской академии. Президент межминистерской комиссии по охране национального художественного наследия…» / 17, с.21-22/.

Дома молодежи , или дома молодежного досуга во Франции в своей деятельности основной акцент делают уже не на профессиональном искусстве, а на самодеятельном творчестве самых различных видов (не только в сфере художественного исполнительства). Это широкий набор любительских структур, студий, кружков, в которых выявляются и развиваются самые различные творческие возможности участников, включая культуру общения, культуру чувств, разнообразные психологические умения и навыки через психологические тренинги, консультирование и т.д. / 7 /.

Культурно-досуговая деятельность развивается во Франции и в таких учреждениях как социально-образовательные центры ., основным принципом деятельности которых является раскрепощение личности и снятие закомплексованности у детей и подростков. Работники этих центров развивают спонтанное творчество у своих посетителей в сфере коммуникации и в различных социальных ситуациях. Эти центры создаются при школах, учреждениях культуры, предприятиях, муниципалитетах. Иногда они могут называться центрами гуманитарного самообразования.

В соответствии с акцентом культурно-досуговой деятельности на креативность во Франции сформировался новый тип педагога в сфере досуга, получивший название «аниматор». Эти специалисты имеют не только подготовку в том или ином виде творческой деятельности, но психологическую, социологическую подготовку, навыки импровизации.

Изменение социокультурной ситуации в Западной Европе в направлении усиления роста потребления продукции массовой культуры и социальной дифференциации общества привели к усилению полифункциональности в культурно-досуговой деятельности, сочетающей в себе познавательные, воспитательные компоненты с игровыми, развлекательными, а также к решению самых различных социальных задач, связанных с жильем, здоровьем, социальным обеспечением. Это выразилось в создании комплексных социально-культурных учреждений, осуществляющих разнообразную культурно-досуговую деятельность, в т.ч. «за стенами» этих учреждений. Наибольшее распространение комплексные социально-культурные учреждения получили на базе школ и лицеев. Большое внимание при этом уделяется социально неблагополучным группам населения. Так, например, в социально-культурных учреждениях г.Гренобля большое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями, проблемной молодежи, мигрантам. Создаются и передвижные «общественные бюро» социально-культурных учреждений на периферии (например, Болонья), которые затем трансформируются в филиалы-центры социально-культурных учреждений города.

Нельзя не отметить и важность накопленного в цивилизованных странах Запада опыта реализации социально-культурного и педагогического потенциала досуговых развлечений. Появился даже своеобразное название стиля поведения в рекреационных клубных массовых программах – «клаббинг». Он определяется зарубежными исследователями как «веселье в компании других людей» / 6, с.12/. При всех издержках досуга развлекательного характера в странах Запада многие технологии его организации заслуживают самого пристального внимания со стороны отечественных специалистов культурно-досуговой деятельности.

Особо следует отметить имеющий большое значение сложившийся опыт становления культурно-досуговой деятельности в тематических парках США, имеющий всемирное значение. В этих учреждениях важное место занимают культурно-досуговые программы для социально незащищенных групп населения: пожилых, инвалидов, бедных семей, подростков, молодежи и т.д. Так, например, сложился опыт взаимодействия парков и домов престарелых. В парках создаются дневные лагеря для обитателей этих учреждений. Соответственно парки, обслуживающие престарелых, располагают соответствующим техническим оснащением и оборудованием, инструментами и деталями для ремонта инвалидных колясок, портативными рациями, удобными скамейками, дорожками, оборудованными для инвалидных колясок. Для этой категории посетителей в парках проводятся музыкальные программы, детские концерты, пикники, фестивали.

Особую категорию посетителей культурно-досуговых учреждений за рубежом составляют одинокие люди. Для них организуются клубы знакомств, экскурсии, походы, способствующие налаживанию новых социальных связей. Особый акцент в зарубежных культурно-досуговых учреждениях делается на межвозрастных, семейных досуговых программах, а также подростков и молодежи.

Сложившийся опыт организации культурно-досуговой деятельности за рубежом, таким образом, можно рассматривать как значимый ресурс для решения социальных проблем общества, задач социальной работы и социальной реабилитации социально незащищенных групп населения.

Вопросы для закрепления материала:

1.В чем состояло основное гуманистическое содержание культурно-досуговой деятельности до социалистической революции?

2.Каковы позитивные черты культурно-досуговой деятельности советского периода?

3.Назовите основные проблемы культурно-досуговой деятельности постсоветского периода.

4.Что из зарубежного опыта организации досуга является наиболее ценным для отечественной культурно-досуговой деятельности?

Литература:

1.Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

2.Быкова Э.В. Социальная организация и общественная реализация любительского творчества// Ориентиры культурной политики. Вып.10.- М.: МК РФ ГИВЦ, 1997. – с.19 – 35.

3.Владимиров Е.А. Каким быть клубу. – М.: Сов.Россия, 1987. – 160 с.

4.Гагин В.Н. Праздничность как феномен русской культуры. – М.: Профиздат, 2005. – 320 с.

5.Горбатова И.И. Культурно-просветительная деятельность. – М.:МК РФ ГИВЦ, 2003. – 102 с.

6.Джексон Фил. Клубная культура. – У Фактория, Екатеринбург, 2005. – 336 с.

7.Зарубежный опыт функционирования различных учреждений культуры (реферативные обзоры). – М.: ГИВЦ МК РФ, 1991- 77 с.

8.Зеленко А. Общественные центры и народные дома в Северной Америке. – Прага: YMCA PRESS LTD, 1923. – 292 с.

9.Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М.: «Каисса», 2001. – 75 с.

10.Каменец А.В. Концептуальные основы культурной политики. – М.: МГУКИ, 2005. – 190 с.

11.Косарева М.В. Самодеятельный театр 1917 – 1927 годов: социокультурный анализ. Автореф. дис..канд.пед.наук. – М.:МГУКИ, 2008. – 20 с.

12.Костюрина Н.Ю. Новый город как модель советской культуры. – Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 189 с.

13.Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в 19 – начале 20 вв. (на материале Верхнего Поволжья). – Иваново: ИГТА, 2006. – 300 с.

14.Культурно-досуговая деятельность / Науч. ред. Жарков А.Д., Чижиков В.М. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

15.Лысенко Л.И. Социокультурная деятельность местного самоуправления и независимых общественных объединений в г.Таганроге в конце 19 – первой трети 20 вв. – Таганрог: изд-во Таганрог. пед. ин-та, 2007. – 204 с.

16.Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

17.Онуфриенко Г.Ф. Культура и искусство в условиях рынка (зарубежный опыт) //Ориентиры культурной политики. Вып.8 – М.: МК РФ, ГИВЦ, 1999. – с.64- 97.

18.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (18 – нач. 20 вв.). – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2006. – 706 с.

19.Рябцев Ю.С. Путешествие в историю старой русской жизни. – М.: Русское слово, 2006. – 304 с.

20.Савченко А.М. История культурно-просветительной работы в СССР. – МГИК МК РФ, 1970. – 170 с.

21.Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Становление и развитие профессионального образования в зарубежных странах

Система профессионального образования, пройдя сложный и долгий путь своего становления, непрерывно обновляется и развивается.

Профессиональное образование - это целенаправленно организованный педагогический процесс профессионального обучения и воспитания.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.

Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций.

Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существовали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н.э. и наметилось появление клинописной и иероглифической письменности как способов передачи информации.

Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более сложным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обучения.

Вторым фактором, обусловившим появление школ, послужило разделение деятельности человека на умственный и физический труд, а также усложнение характера последнего. Разделение труда повлекло за собой формирование различных специализаций и специальностей, в том числе профессии учителя и воспитателя. Определенный итог общественного развития выразился и в относительной самостоятельности школы от институтов церкви и государства. В первую очередь она утвердилась как школа письма. Ее цель заключалась в том, чтобы обучить умению читать и писать, или грамоте, отдельных представителей общества (аристократии, служителей культа, ремесленников и торговцев).

Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.

Первые учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия. Например, «домами табличек» назывались школы грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в «дома знаний».

В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.

В Древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II-VI века) при храмах организуются два типа школ - начальная (толь) и yчебное заведение более высокого уровня (аграхар).

В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».

В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум - грамматика, риторика, диалектика, и граматические школы - учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырем предметам - арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В IV веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.

Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.

В эпоху становления трехступенчатой системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно обогащали программу семи свободных искусств.

В исламском мире сложились два уровня образования. Начальный ypoвень образования давали религиозные школы при мечетях, открываемые для детей ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Второй уровень образования получали в просветительских кружках при мечетях (фикхах и каламах). Здесь изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того существовали четыре типа школ начального и повышенного начального образования: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, арабские школы для взрослых.

В период средневековья (XIII-XIV век) из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счета для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XV века коллегии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные коллежи или общеобразовательные учебные учреждения.

Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определенное влияние на формирование школ трех основных типов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.

В католических и протестантских странах росло число городских школ начального обучения, учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католическая церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные школы для низших слоев населения и начальные учебные заведения для знати. А также создавались благочестивые школы для бедных.

На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку. В связи с этим изменяется социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в организации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.

К учебным заведениям повышенного общего образования XV-XVII вв. относили:

* городские (латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гольдельберге и других городах);

* грамматические и публичные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лондоне);

* коллежи (во Франции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Париже, Тулузе);

* школы иеронимитов (религиозная община братьев общей жизни);

* дворянские (дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов (в Вене, Риме, Париже).

В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:

* в Германии - городская (латинская) школа (в дальнейшем - реальное училище) и гимназия;

* в Англии - грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;

* во Франции - коллеж и лицей;

* в США - грамматическая школа и академия.

В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.

В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы школы. Таким образом, класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:

* неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;

* муниципальные коллежи и лицеи во Франции;

* академии и дополнительные учебные заведения (high school ) в CШA.

В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует государственная система бесплатного обучения до 16-18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.

В США в наше время реализуются два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).

В Англии существуют два типа общеобразовательной школы - начальная (с 6 до 11 лет) и средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет обучаются бесплатно.

К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элитная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная школа с уклоном в профессионально-техническую подготовку.

Во Франции сложились две структуры начального образования: бесплатного обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования в средней школе. Средние учебные заведения - лицей, коллеж, частная школа (с 7-летним курсом обучения), открывают дорогу в университеты и высшие технические учебные заведения.

В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н.э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии.

Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение - Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, математики и другим наукам о природе. В исторической перспективе - это предшественник современного лицея.

В эллинскую эпоху (308-246 до н.э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum - место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам - математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то, что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.

Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии (учебно-воспитательные заведения военно-спортивного профиля).

В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа - Аудиториум (от лат. audire - слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII-VIII веков - исключительно на греческом языке.

В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в свое время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны - своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».

Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например, монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции.

В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики. Они дискутировали, читали и обсуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI-XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения - медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование.

Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912-976 годы). Высшие школы Кордовы, Саламанки, Толедо, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания - богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лекционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образовательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.

Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.

В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб).

В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства университетов.

В конце XI - начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).

Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на освобождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.

С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. И в наше время Ватикан является официальным покровителем ряда университетов. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организации, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. Именно благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче.

История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, - Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.

Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чертой являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете - 17.

Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени - сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем - магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета - pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.

Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университеты Италии - римского права, университеты Испании - математики и естественных наук.

На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.

Заключение

Можно выделить следующие основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах:

количественный рост профессиональных образовательных учреждений и ученических (студенческих) мест в них;

гуманизация профессионального образования; ориентация на самостоятельную работу студентов;

развитие общественных форм управления профессиональным образованием: развитие попечительских советов, участие в управлении союзов работодателей и профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций;

развитие независимых аттестационных организаций.

История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны. В мире наблюдается стремление к интеграции усилий для повышения эффективности работы системы профессионального образования.

школа учебный образование аттестационный

Список литературы

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.: - ил.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 540 с.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. завед. - 8-е изд., стер. - М.: - Академия, 2008. - 576 с.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика для технич. вузов: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Выявление предпосылок к возникновению книги в разных странах. Использование для письма глиняных табличек, папируса, пергамента, восковых дощечек. Изучение предусловий создания печатного станка. Становление и развитие книгопечатия в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

    Характеристика периода "смуты" в России, политические битвы, противостояния и раскол церкви. Развитие образования и образованности, появление первых школ. Книгопечатание, книги и зачатки научного знания, появление традиций барокко в литературе и театре.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Изучение влияния Великой революции на развитие культуры и искусства Европы. Основные черты творчества известных писателей и художников XIX века: Франсиско Гойи, Оноре Домье. Реалистические традиции в изобразительном искусстве, связанные с именем Г. Курбе.

    доклад , добавлен 03.04.2012

    Формирование русской академической школы и история развития академического образования в Европе. Особенности точного видения натуры, безупречного рисунка, развития композиционного мышления. Структура художественного образования в Академии художеств.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

    Становление и значение русской культура в XVIII веке для потомков, процесс складывания нации. Наиболее известные имена деятелей науки и искусства того времени. Развитие образования и создание светской школы. Изменения, произошедшие в сфере культуры.

    презентация , добавлен 29.05.2012

    Языческие и христианские корни древнерусской культуры. Развитие письменности, системы образования, литературы, архитектуры и ремесел в Киевской Руси. Признание Москвы в качестве новой столицы. Углубление культурных связей со странами Западной Европы.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Просветительская миссия детских библиотек. Методы работы с детьми в специальных библиотеках в развитых странах. Анализ становления и развития библиотечного дела в зарубежных странах. Новые методы работы контексте наукоемких информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Основные достижения культуры в духовной и общественной жизни, образовании и литературе Тверской губернии. Проведения реформ системы образования, развитие гимназий и ремесленных школ. Деятельность и творчество Исаака Ильича Левитана - мастера пейзажа.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Гомеровский период. Архаика. Классика: ранняя классика, высокая классика, поздняя классика. Эллинизм. Своеобразие исторического развития Древней Греции. Формирование средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока.