Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Елена Ключкина

В 2016-2017 учебном году в подготовительной группе под руководством воспитателей функционировал кружок технической направленности «Юный конструктор » , в котором мы с ребятами создавали интересные и сложные модели; также дети трудились индивидуально, парами или в группах по несколько человек.

Цель работы кружка : развитие первоначальных конструкторских умений и задач на основе конструирования с использованием разных видов конструкторов . На занятиях использовались три основных вида конструирования : по образцу, по условиям и по замыслу. Обучаясь по программе конструирования , дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Изучение каждой темы завершается итоговым продуктом, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическими результатами.

На одном из занятий в кружке «Юный конструктор » (проведенном мною по плану, ребятам была предложена тема «Транспорт» . Ваня Завадовский, Яромир и Федя с большим увлечением и интересом собирали из конструктора «Лего» различные модели машин, строительной техники , строили железную дорогу и вокзал, а затем обыгрывали постройки. Причем девочки (Аня Гордиенко, Есения и Марина) увлеклись не меньше мальчиков, с большим азартом помогали мальчишкам подбирать нужные детали, подсказывали, как правильно и с какой стороны прикрепить ту или иную деталь. Дети придумывали свои модели машин, давали им названия, рассказывали товарищам о личном «творении» . Из крупного конструктора «Лего» был построен гараж для машин.

Раз, два, три - сложи детали,

Чтоб они машиной стали.

Собери гараж. Потом

Не забудь построить дом.

Можно к самому порогу

Проложить еще дорогу,

Выбрать место для моста -

То-то будет красота!

Из конструктора такого

Что ни сделай - все толково!







На неделе, посвященной Дню космонавтики, в кружке «Юный конструктор » ребята создавали модели на тему «Космос» из крупного и мелкого конструкторов «Лего» . Сначала с ребятами я провела беседу о Дне космонавтики, первом космонавте Ю. А. Гагарине, о космической технике .

Ребята с удовольствием приняли участие в беседе, отвечали на вопросы, дополняли ответы других детей информацией, рассказанной родителями, бабушками и дедушками.

В конце беседы дети вместе со мной решили создать различные модели техники , которая может полететь в космос, космического оружия, а потом устроить выставку своих работ и рассказать о своих «изобретениях» . В ходе работы ребята общались , спрашивали совета друг у друга, помогали прикрепить детали, мечтали полететь в космос, как Ю. Гагарин, когда вырастут.

Яромир построил по схеме замечательную ракету и назвал ее «Восток» , а также собрал луноход; Федя, Захар и Денис создали свое космическое оружие против пиратов; Рома построил высокоскоростной самолет, который сможет подняться на огромную высоту.

Свои работы ребята разместили на групповой выставке и показали родителям.

«Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

«Лего» собирать скорей.

Там и взрослым интересно :

В «Лего» поиграть полезно!






В конце апреля одно из занятий в кружке «Юный конструктор » было посвящено поделкам из конструктора разного вида на свободную тему («Лего» крупный и мелкий, металлический конструктор и др .). Ребята обдумали поделки, посоветовались друг с другом, разделились по 2-3 человека и начали творить. Мальчики Федя, Савелий, Яромир и Денис построили из крупного конструктора «Лего» Бизнес-центр, в котором ведутся переговоры, подписывают соглашения и обязательно подают сладкую газировку!

Даша собрала из металлического конструктора подставку для мобильного телефона; Катя «изобрела» машину с вентилятором; группа девочек (Аня Б., Аня Ков., Вика, Саша и Есения) построили летнее кафе из мелкого «Лего» и с удовольствием приглашали детей посетить данное заведение, чтобы попробовать вкусное мороженое и сок; Анри создал мельницу. Фантазии детей не было предела, ребята очень увлеклись, создавая свои модели.

По окончании работы была организована выставка детских «изобретений» .

Машины, роботы, зверушки,

Твои друзья, твои подружки.

Пираты, замки и шахтеры,

И поезда, и целый город!

Твои любимые герои –

На суше, в воздухе, на море.

Ты с ними целый мир откроешь –

Поедешь, полетишь, построишь.

И в этот мир – веселый, яркий,

Где есть волшебные подарки

Ты окунись, как в море с брега :

Добро пожаловать в мир «LEGO» !






5 мая в кружке «Юный конструктор » ребята познакомились с магнитным конструктором , рассмотрели его, попробовали соединить детали между собой, каждый решил, что он будет создавать и все дружно принялись за дело.

Ребята с интересом создавали свои модели, советовали товарищам, как лучше сделать ту или иную модель. У Дианы и Есении получились красивые бусы, бабочки, веселый человечек, а Аня Ковалева собрала звезду. Мальчишки тоже не отставали от девчонок и в итоге Тихон и Анри похвастались созданными бусами с кулоном и домиком, а Савелий собрал многогранник и назвал его «магическим» . Дети с удовольствием обыграли свои поделки.

Чтобы ты заметно развивался,

И на месте долго не топтался,

Чтоб фантазию почаще проявлял,

Ты себе конструктор взял .

Из него сегодня ты построишь

Многогранник, если сможешь.

А потом машину, корабли,

Чтобы удивиться мы смогли.






12 мая тема кружка «Юный конструктор » была посвящена Великой Отечественной войне, воинам, павшим на полях сражений, военной технике и , конечно, победе над врагом.

Ребята читали стихи о войне, о солдатах войны, о подвигах; после проведенной беседы дети вместе с воспитателем Ключкиной Е. В. решили построить из крупного деревянного конструктора Брестскую крепость (Захар, Денис, Рома и Аня Гордиенко, мост через реку (Федя, Савелий, Тихон, Яромир, Вика, Соня) и оборонительное укрепление (Федя, Анри, Ваня Меркулов и Аня Бухарина) .

По окончании работы ребята организовали сюжетно-ролевую игру «На войне» , распределили роли, взяли дополнительные атрибуты к игре (пластмассовых солдатиков, военную технику ) и начали играть : сначала шел ожесточенный бой, но русская армия одержала победу и ребята все вместе спели песню «Катюша» .

Наш конструктор любимый - строительный,

И размер у него внушительный!

Стену можем построить длинную,

И высокую башню старинную.









Вот так интересно, насыщенно и познавательно проходили наши занятия в кружке "Юный конструктор "!

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых по строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по LEGO-конструированию;
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 2177 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний. Все блоки связаны между собой и предусматривают...

Продолжение дополнительной программы «Любознайки» 2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Блоки Кол-во занятий Диагностика (начало года) 1 Геометрические фигуры 10 Объемные фигуры 10 Величина 12 Ориентировка во времени 12 Ориентировка в пространстве 12 Количество и счет 12...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки»

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...» Содержание 1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………. 3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………………………………………. 4...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй младшей группе Пояснительная записка Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблема безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной...

Программа дополнительного образования «Занимательное плетение» (бисероплетение) Фантазии полёт и рук творенье, С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках. Зинаида Митрофановна Торопчина (Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства») Пояснительная записка Бисероплетение известно с глубокой...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты

1.2. Планируемые результаты освоения Программы  Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды, жизнью живых организмов и деятельностью человека. Делает элементарные выводы и умозаключения....

Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности» Содержание 1.Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………. 1.2. Цели и основные задачи …………………………………………………. 1.3. Образовательные задачи для детей средней группы 4-5 лет…………… 1.4. Возрастные особенности детей пятого года жизни……………………. 1.5. Планируемые...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад» «Звездочка»

Принята решением Утверждена приказом

педагогического совета МБДОУ «Д/с «Звёздочка»

Протокол от ______201_ г. № от _______201__ г. № ____

Рабочая программа

кружка художественной направленности

Бумажные фантазии

(бумажное моделирование)

Возраст детей 5-6 лет(старшая группа)

на 2018- 2019 год.

Разработала:

воспитатель Тюрина Екатерина Викторовна

Абакан 2018 г.

1. Пояснительная записка. стр. 3

1.1 Цели, задачи; стр. 4

1.2 Условия реализации образовательной программы; стр. 4

1.3 Описание форм и методов проведения занятий; стр. 5

2.1 Учебный план, учебно-тематическое планирование; стр. 5

2.2 Календарно-тематическое планирование. стр.6

3. Прогнозируемые результаты. стр.10

3.1 Критерии и формы оценки качества знаний. стр. 10

4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы. стр. 11

5. Список литературы. стр. 11

6. Приложения.

1. Пояснительная записка

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия бумажной пластикой в ДОУ формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике бумагопластики социально ориентирована.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное вместе с тем, поделки с использованием бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, открытки, подарки близким, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться в других видах деятельности.

Актуальность программы

Как доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформировонности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.

Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: аппликация обрывная, накладная, торцевание, квиллинг. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, детали полностью или частично наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Занятия по данной программе будут проводиться 1 раз в 2 недели по 25 минут во второй половине дня, форма работы как в подгруппах, так и индивидуально.

1. 1 Цел ь программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи:

Образовательные : формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

Закреплять основные приемы бумагопластики (обрывание, сминание, скатывание в комок, жгутик, вырезывание одинаковых модулей);

Уметь работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; -учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

Обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

Развивающие: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

Развивать речевые навыки;

Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;

Воспитательные: воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой; -воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

    1.2 Условия реализации программы.

    Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

    Программа рассчитана на один год обучения детей 5 - 6 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

    Программа рассчитана на 1 год:

    1 год обучения - дети 5 - 6 лет;

    Программа предназначена для всех детей группы, без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются подгруппы из 10 – 14 человек. Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 минут – старшая группа, в год – 17 занятий (425 минут).

    Условия приёма – анкетирование родителей (форму анкеты в приложении).

    Анализ анкет по дополнительному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении на 2018/19 учебный год.

    Были опрошены родители старшей группы «Почемучки»: 29 человека.

    Анализ анкет родителей, в какой области они хотели бы дополнить развитие ребёнка, получены следующие результаты: 10% - хотели бы дополнить развитие ребенка в физическом развитии, 25 % - в развитии речи и коммуникабельности, 15% - актерское мастерство, 50 % - в художественно- эстетическом. (Бумажное моделирование).

    1.3 Описание форм и методов проведения занятий

    Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.

    Словесные: чтение художественной литературы беседы; объяснение и обсуждения хода работы; подбор стихотворений по различным темам.

    Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

    Работа с родителями.

    Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашей группы ознакомлены с технологией обучения детей бумагопластики. Для информации родителей оформляются папки-передвижки, проводятся консультации, организуются выставки.

    Формы работы : коллективная, групповая , индивидуальная.

    Формы обучения Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

    2.1 Учебный план, учебно-тематическое планирование

      Учебный план:

      • Количеств занятий в неделю

        Количество недель

        Продолжительность одного занятия

Учебно-тематический план:

    Тема

    Кол-во

    занятий

    Примечание

    Оригами

    «Рыбки аквариуме»

Аппликация жгутиками и шариками

    «Улитка»

    «Паучок на паутине»

    «Снеговик»

    «Пчелка»

    Складывания

    «Валентинка»

    Аппликация накладная(объемная)

    «Веселый клоун»

    «Подсолнух»

    «Стрекоза»

    «Елочка нарядная в гости к нам пришла»

    «Жил-был ежик»

    «Корзина цветов в подарок маме»

    «Птичий двор» «Петушок»

    Квиллинг

    Итого часов 17

    2.2 Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тема

Цель

Оборудование

Сентябрь

Веселый клоун

Создать условия для совершенствования навыков работы с бумагой. Развивать умения работать ножницами.

Формировать представление о портрете. Работа в смешанной техники.

Ножницы, цветная, бумага

Шаблоны, ножницы, цветная бумага, цветной картон.

Паучок на паутинке

Создать условия для разв. умения выделять характерное в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивая в жгут. Дополнять деталями изображения.

Создать условия для совершенствования навыков в работе с бумагой: разрезать на тонкие полоски, сгибать их пополам; формировать комочки разного размера. Соединять части в целое.

Шаблон, бумажные салфетки, клей, ножницы, цветной картон.

Подсолнушек

Стрекоза

Создать условия для разв. умения создавать полуобъемные изображения на плоскости листа. Учить разрезать полоску бумаги на квадраты, складывать из квадратов треугольники

Создать условия для совершенствования навыков работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.

Шаблон, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Снеговик

(коллективная работа)

Создать условия для развития умения передавать образы цветом, формой. Формировать дискообразные формы из бумаги. Создавать объемные образы.

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков.

Шаблон, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Заготовка снеговика,

бумажные салфетки, клей, ножницы.

Елочка нарядная в гости к нам пришла

Рыбки в аквариуме

Создать условия для развития навыков передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм.

Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать подгруппами.

Макет готовый аквариум.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Валентинка

Жил-был ежик.

Создать условия для разв. умения создавать полуобъемные изображения средствами бумажной пластики- лепки из бумаги, формированию ровных округлых комочков из бумаги, наклеиванию с помощью клея- карандаша. Учить чувствовать специфику материала.

Создать условия для разв. умения составлять композицию из шерстяных ниток;
закрепления умения работать с клеем;
для развития фантазии, внимания и аккуратности.
для привития интереса к декоративному творчеству.

Цветной картон, ножницы, клей, цветная бумага, бумажные салфетки.

Шаблон, шерстенные нитки, клей, ножницы,

Корзина цветов в подарок маме

Создать условия для развития умения композиционному размещению цветов на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнафактурной бумагой.

Создать условия для способности чувствовать специфику материала, умения создавать полуобъемную композицию из цветов. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги.

Цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисточки.

Птичий двор

«Петушок»

Создать условия для способности выделять характерные особенности в образе и передавать его. Совершенствовать навыки в работе с бумагой, в соединении частей в целое.

Способствовать закреплению и

использование полученных знаний, умений для создания образа. Изображение цветом, формой, объемом.

Шаблон, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Создать условия для развития умения Передавать основные идеи художественными средствами бумажной пластики. Закреплять навыки работы, декоративного решения в цвете, на объемной форме.

Объемная заготовка, цветная бумага, ножницы, клей.

3. Прогнозируемые результаты. К концу обучения по данной программе дети:

    Узнают много нового, что относится к геометрии и математике;

    Имеют представление об искусстве оригами;

    Знают геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), специальные термины и условные обозначения в бумажной пластики;

    Умеют ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, складывать квадрат в разных направлениях;

    Применяют в работе условные обозначения бумагопластики;

    Выполняют базовые формы (в оригами) и простые поделки по схеме и образцу;

    Придумывают поделки;

    Проявляют творчество и самостоятельность.

    Соблюдают технику безопасности.

    Развито внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно.

3.1 Критерии и формы оценки качества знаний.

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования График проведения 1-2 неделя сентября. 3-4 неделя апреля Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.

Инструментарий для обследования (Диагностические задания)

Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам.

Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали.

Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Задание№4 Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба). Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).

Задание № 5 Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по - прямой.

Задание № 6 Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.

Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике бумажное моделирование у детей старшего дошкольного возраста Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям Средний уровень: (от 10 до 15 баллов) Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям. Низкий уровень: (ниже 9 баллов) Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.

4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Для успешной реализации программы используются:

Технические средства обучения: Аудиовизуальные (видеоаппаратура – DVD плеер, телевизор, магнитофон, компьютер.)

Учебно-наглядные пособия: Плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы.

Оборудование: магнитная доска, цветная бумага разной фактуры (гофрированная, бумага для принтера, салфетки, упаковочная, упаковочная гофрированная бумага для цветов, картон, глянцевые журналы, газеты и др.), ножницы, канцелярский нож (для педагога), клей ПВА, клей-карандаш¸ клей ПВА, клей-карандаш, простой карандаш, бусины разного размера, «бегающие» глазки, тесьма, кружева и т.д. для украшения поделок, гелевые ручки, и всё, что можно найти интересного, необычного, красивого – это вам пригодится.

5. Список литературы.

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.

    Дорогов Ю.И., Дорогова Е.Ю. оригами. Птицы и животные. Самолёты и кораблики. Забавные игрушки. ООО «Полиграфиздат», 2010.

    Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

    Игрушки из бумаги. Дельта, КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1996.

    Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

    Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

    Соколова С.В., Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004.

    Соколова С.В., Театр оригами6 игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2007.

    Соколова С.В., оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

    Соколова С.В., оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Приложение

Способы и приёмы работы.

Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых, разной величины форм – это округлые комочки, жгуты.

    Скатывание между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков.

    Скручивание жгутов между ладонями продольными движениями.

    Маленькие комочки, шарики, жгутики выполняются пальчиками.

    Перекручивание. Сжать бумагу при помощи пальцев и перекрутить (бантик, крылышки).

    Форма капельки. Оттянуть от комочка и перекрутить. Перекручивание используется для фиксации оттянутой части.

После того, как дети освоили округлые формы и жгуты, можно приступить к более сложным – прямоугольной и треугольной формам. Прямоугольник получается путём складывания его из плотной бумаги (коробочка).

Складывание из бумаги – как приём, часто используется в бумажной пластике (складывание пополам, гармошкой и т.д.).

Чтобы получить треугольную форму, лист бумаги (тонкой) любой формы взять за серединку пальчиками и приподнять с поверхности стола, ладошкой другой руки обхватить и прогладить опущенные края бумаги.

    Способ «ёлочка» (волна, гора и т.д.) выполняется так же, как и треугольная форма.

    Способ «Колокол». Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать (цветы, форма которых напоминает форму колокола: колокольчики, ландыши, каллы). Для цветов в середину кулёчка можно вставить тонкий жгутик, оформить края зубчиками.

    Способ «Ёжик». Тонкие жгутики из небольших кусочков салфетки прикрепить на каплю клея ПВА (ёжик, перья птицы, цветы).

    Способ «Роза». Хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2 см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

    «Листик». Сложить квадрат из салфетки или гофрированной бумаги, три угла квадрата собрать вместе и перекрутить.

Изображение в бумажной пластике выполняется в полуобъёмном варианте, т.е. все части и детали наклеиваются на картон. Не исключена возможность выполнения в объёмном виде, при этом детали соединяются между собой. Изображение на картоне более прочное, кроме того, картон служит и цветовым фоном.

Цветы из бумаги.

Работа по изготовлению объёмных цветов увлекает детей своей необычностью, возможностью выдумки и фантазии. А поиск новых приёмов и способов в изображении цветов способствует художественно-творческому развитию.

Способы изготовления подобных цветов разные. Самый простой: составление из круглых комочков, толстых жгутов цветов прямо на основе. Способы «Колокол», «Ёжик», «Листик» и «Роза» могут освоить на занятиях старшие дошкольники.

Использование разнофактурной бумаги в изображении портретов.

Будь то сказочный герой или реальное существо, любой из персонажей имеет своё лицо, свой образ. И дети должны хорошо представлять себе этот образ. Творческая направленность работы проявляется, прежде всего, в предварительном обдумывании создаваемого образа, на основе детских знаний и впечатлений о нём.

На листе бумаги изображают фигуру человека, полностью или частично, стремясь передать характер образа (через мимику, положение частей тела ит.д.). Размер изображаемого желательно обговорить заранее

Объёмные элементы можно использовать и как основу портрета. Например, портрет солнышка, тучки выполняются сначала из округлых комочков, на которые наклеиваются черты лица – глаза, рот, нос и т.д.

Работа над созданием образа – увлекательная и творческая, требующая от ребёнка не только определённых знаний и умений, но и наблюдательности, фантазии, активной мыслительной деятельности.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Бумагопластика, схемы которой весьма разнообразны, – вид искусства, в котором основным материалом выступает бумага. Этот вид работ похож на смесь оригами и киригами, однако, в отличие от них, имеет пустотелую структуру и как бы являет собой оболочку изображенного предмета. Работы создаются на плоском фоне, имеют внешне схожесть с картинами или объемными аппликациями. Бумага – капризный, однако достаточно послушный и благодарный материал. При проявлении некоторой усидчивости создаются настоящие шедевры.


Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании (техника бумажное моделирование.)

ФИО ребенка

Складывает лист бумаги(прямоуг. пополам, квадратный по диагонали)

Знает геометрические фигуры, понятия.

Умеет резать ножницами по прямой линии.

Умеет следовать инструкции.

Общее кол-во бвллов.

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас заполнить анкету по предоставлению дополнительных образовательных услуг в нашей группе.

    Особенности характера вашего ребенка (подчеркните):

послушный, упрямый, добродушный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеяный, общительный, замкнутый, аккуратный, неряшливый.

2. Считаете ли Вы необходимым всесторонне развивать способности ребенка в дошкольном возрасте?

Да нет затрудняюсь ответить

3. Какое дополнительное направление развития Вы бы выбрали для своего ребенка?

Физкультурно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Развитие речи и коммуникабельности

Актерское мастерство

Спасибо за сотрудничество!

Анна Никотина
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Фиксики». Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ФИКСИКИ »

Направленность программы : научно-техническая

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Срок реализации : 1 год

Составитель : Никотина А. А.

Москва, 2018 год

Пояснительная записка .

Программа «ФИКСИКИ » дополнительного образования дошкольников направлена на формирование научно- технических знаний приобщение к техническому творчеству. Уровень освоения программы - ознакомительный уровень. Программа создана для детей 6-7 лет; срок освоения программы 1 год ; Прогамма рассчитана на 2 занятия в неделю.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ребенку необходимо в дошкольном учреждении овладеть основами, которые формируют предпосылки к учебной деятельности. В первую очередь важна инициатива и самостоятельность, когда ребенок способен выбирать себе род занятий и партнеров, умеет организовывать свою деятельность, умеет воплощать свои замыслы. Актуальность программы состоит в том , что для успешного обучения в школе, понимания учебного материала, обучение по программе «ФИКСИКИ » помогает сформировать у дошкольников следующие составляющих мышления :

элементарные мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение , выделение существенного и др. ;

Поэтому в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развиваются уверенность в себе и своих силах, положительное отношение к себе и к другим, умение подчиняться нормам и правилам. Так же развивается воображение и творчество, крупная и мелкая моторика, любознательность и склонность к экспериментированию, наблюдению, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления. Программа «ФИКСИКИ » отвечает концепции модернизации российской системы образования, где подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей , способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Цель программы : формирование научно-технических знаний , развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству.

Задачи :

Обучающие :

Развивать познавательную компетентность у детей;

Развивать организаторскую компетентность.

Развивать умение пользоваться простейшими инструментами

Способствовать развитию конструкторской деятельности

Развивать твёрдость руки, технические навыки

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

Формировать потребность в самоорганизации, аккуратность

Трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность.

Развивающие :

Развивать логическое и техническое мышление;

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, не требует предварительной подготовки. Продолжительность программы- 1 год обучения . Занятия проводятся 2 раза в неделю и проводятся группой по 10-12 человек и строятся на следующих принципах :

Доступность (учет возрастных и индивидуальных особенностей) ;

Поэтапность (последовательность) ;

Динамичность (от простого к сложному) .

Ожидаемые результаты к концу года у детей :

Сформируется интерес к творческой инженерно-технической деятельности;

Научатся оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений;

Научатся конструировать и моделировать объекты, опираясь на их графические изображения :

Повысится уровень активности и инициативности детей;

Повысится уровень готовности к обучению в школе : развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

2.1. Учебно – тематический план

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы : проведение открытых занятий.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы :

В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Как основному методу обучения дошкольников, преимущество отдаётся игре, творчеству и экспериментированию. Особое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

Методическое обеспечение программыпрограммы :

Конструкторы : ЛЕГО

Конструктор ТИКО : «Малыш» , «Фантазер» , «Шары» , «Школьник»

Конструктор ЗНАТОК (34 схемы)

Развивающая доска «Шестеренки» ,

Бумага, карандаши, наклейки

Альбомы схем и чертежей.

Список литературы :

В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

М. С. Аромштам, О. В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС» , 2004.

Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

Для создания плоскостных конструкций

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» . – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций» . – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

Золотарева А. В., Терещук М. Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ »/ / Москва, Аркти, 2013.

Габова М. А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Издательство Юрайт, 2017

Вахрушева Л. Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста» //Москва, Форум, 2012.

Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Российский университет дружбы народов, 2013.

Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г. №3

Брофман В. В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001

Никитин Б. П. «Ступеньки творчества» - Москва, Самокат, 2017

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага» Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Пояснительная записка. Во.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1) Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.2) Тема: «Космос». 1. Рисование (цветной граттаж) «Космос». - Продолжать знакомить с новой техникой «граттаж». Учить аккуратно процарапывать.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Задорные ложкари" муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика» Дорогие коллеги! Доброго времени суток всем. В каждом дошкольном учреждении есть бесплатные кружки, к которым мы воспитатели пишем программы.

Библиотека изображений: