Оборудование логопедического кабинета в школе. Логопедический кабинет в доу - особенности, рекомендации по оформлению и отзывы

Вложения: от 70 000 рублей

Окупаемость: от 2 месяцев

Реформы дошкольного образования, осуществленные в 2013 году, привели к массовому сокращению воспитателей-логопедов в детских садах. Открытие частных логопедических кабинетов стало единственной возможностью для специалистов продолжать развитие в профессии, а для родителей – обучать детей, имеющих речевые нарушения. Давайте разберем эту бизнес-идею подробнее: узнаем, что нужно для старта и сколько можно заработать.

Концепция бизнеса

Логопед – это специалист с высшим педагогическим образованием, специализирующийся на решении речевых проблем различной природы (функциональных, механических, психологических). Частные услуги, оказываемые индивидуально, попадают под понятие репетиторства и не требуют лицензирования. Однако коммерческие центры, работающие с логопедом по найму, должны иметь образовательную лицензию, разрешения СЭС и пожарной службы.

Посетители логопедического кабинета – дошкольники, младшие школьники, взрослые после инсультов и травм головы. Средняя стоимость занятия в удаленных от столицы регионах составляет 600 руб., причем для заметного окружающим результата заниматься необходимо длительное время (не менее 5 месяцев), минимум 2 раза в неделю.

Спектр нарушений, которыми занимается логопед-дефектолог, чаще всего состоит из следующих позиций:

  • неправильное произношение звуков;
  • нарушения письменной речи;
  • слишком быстрая/медленная устная речь;
  • заикание;
  • задержка речевого развития.

Занятие занимает академический час (45 минут) и проходит в оборудованном кабинете, как правило, в индивидуальном порядке. Групповые занятия обладают меньшей эффективностью, но могут быть использованы в качестве маркетинговой акции для ознакомления потенциальных клиентов с методами работы специалиста.


Как должен быть оформлен кабинет?

Для работы потребуется кабинет в коммерческом центре развития детей, в частной клинике, в торговом центре или переоборудованная квартира на первом этаже с отдельным входом. Большим плюсом станет расположение вблизи учебных заведений, остановок транспорта, в густонаселенных спальных районах.

Подойдет небольшое светлое помещение от 20 кв. м, оборудованное местом для мытья рук и комнатой ожидания для родителей. Оформление должно быть лаконичным, особенно если предполагается работа как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Обязательно наличие следующих предметов мебели:

  • учебный стол и стулья;
  • большое зеркало;
  • книжный шкаф;
  • кулер с питьевой водой;
  • доска;
  • стеллаж для игрушек;
  • диван в зоне ожидания.

В дальнейшем свободные средства можно инвестировать в покупку интерактивного логопедического стола, кушетки для массажа, дополнительных игровых наборов.


Что потребуется для реализации?

Для реализации бизнес-идеи специалисту с дипломом логопеда потребуется оборудованное помещение, методическая литература и постоянные клиенты. Так как частная практика не идет в зачет педагогического стажа, являясь частью стажа общего трудового, многие специалисты сохраняют работу на полставки в государственных или муниципальных учреждениях.

Такое место работы заодно обеспечивает и первыми частными клиентами, потому что бесплатные логопедические услуги по направлению врача проходят в группах, по записи с большой очередью и в неудобное для родителей время. К тому же, положительные отзывы «бесплатных» пациентов становятся основанием для платного обращения к специалисту тем, кому направление не положено.

Пошаговая инструкция запуска

  1. Оформить индивидуальное предпринимательство, используя патентную систему налогообложения (около 20 тыс. руб. в год в зависимости от региона регистрации) или упрощенную систему «доходы 6%». В анкете указать код экономической деятельности 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки – его использование согласно ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ» не предполагает получение лицензии на образовательные услуги.
  2. Начать онлайн-консультации на локальных форумах, в группах и социальных сетях с целью знакомства с потенциальными клиентами, их запросами и предпочтениями.
  3. Разместить заказы на закупку мебели. В отдельных случаях можно воспользоваться имеющимися предметами мебели, но со вкусом обставленный кабинет всегда будет придавать больший вес репутации специалиста. Предметы обстановки приобретают в мебельных магазинах или специализированных компаниях по комплектации школ, минимальная сумма закупки составит около 30 тыс. руб.
  4. Заключить договор аренды на помещение.
  5. Закупить учебные материалы: книги и методические карточки – 15 тыс. руб.; логопедические зонды – 5 тыс. руб.; речевые тренажеры и игрушки – 5 тыс. руб.
  6. Заказать вывеску, буклеты и визитки для распространения в детских садах и медицинских центрах, оформить имиджевую страницу в интернете – 15 тыс. руб.
  7. Объявить об открытии, анонсировать специальные предложения и продажу абонементов.


Финансовые расчеты

Расчеты срока окупаемости производятся исходя из количества клиентов в день, суммы вложений на старте и регулярных платежей.

Стартовый капитал

Ежемесячные расходы

Оперативные расходы при открытии логопедического кабинета минимальны и состоят из оплаты аренды и налогов. Налоговые платежи при патентной системе оплачиваются за выбранный период, для крупных городов в средней части страны составляют около 3 000 руб./мес. Пенсионные и страховые отчисления «за себя» фиксированы и составляют около 2 300 руб./мес.

Сколько можно заработать?

На рабочей неделе в среднем логопед принимает 4 человека в день (с учетом работы по совместительству) и еще 4 человека в сокращенный рабочий день в субботу. Итого 24 человека в неделю или 96 в месяц. При стоимости академического часа работы в 800 рублей заработок за месяц составит 76 800 руб.

Чистая прибыль после уплаты налогов составит более 55 000 руб. при минимальной загруженности (18 полных рабочих часов в неделю). При увеличении количества клиентов и росте профессионализма в работе со сложными дефектами эта сумма может вырасти минимум вдвое.

Сроки окупаемости

Начальные затраты в 70 тыс. руб. окупятся уже на второй месяц работы при наличии минимального количества клиентов.

Риски и минусы бизнеса

Особенности любого бизнеса, основанного на предоставлении образовательных услуг, скорее носят психологический, чем финансовый характер. Работа с детьми и взрослыми, имеющими проблемы со здоровьем (и зачастую с поведением), требует полной отдачи, предварительной подготовки к каждому занятию, терпеливому взаимодействию с родителями и постоянного дополнительного и самообразования.

Занятия частной практикой не имеют рисков, так как не требуют крупных капиталовложений или закупки сложного оборудования. В случае закрытия кабинета мебель и пособия можно продать по остаточной стоимости и продолжить карьеру в качестве наемного работника.

Итог

Открытие логопедического кабинета индивидуальным предпринимателем, получившим высшее образование на кафедре дефектологии, является малозатратным и быстроокупаемым видом бизнеса. Капиталовложения от 70 000 руб. окупятся за два месяца работы при 18-часовой рабочей неделе и совместительстве с работой в бюджетной образовательной организации для сохранения педагогического стажа.

Оформление бизнеса юридически, аренда и оборудование помещения для комфортной работы может быть более выгодной моделью даже для логопедов с уже сложившейся частной практикой на дому у клиентов. Несмотря на ежемесячные расходы, специалист получает выгоду в виде освободившегося от разъездов по домам времени и большего доверия новых клиентов.

Развивающая предметно- пространственная среда играет большую роль в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста. В предлагаемом материале говорится о том, как организовать коррекционно - развивающую среду в логопедическом кабинете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рационально организованное рабочее место логопеда –

фактор оптимизации коррекционной работы»

(слайд № 1) Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в условиях гуманизации всей системы образования основной целью является включение в образовательное пространство каждого ребёнка, вне зависимости от уровня его развития и выраженности нарушения, развитие свободной творческой личности, творческого мышления, творческого воображения детей. В структуре стандарта дошкольного образования от педагога требуется осознанное понимание роли и места, как воспитанника, так и своего в образовательном процессе. Как в этом может помочь педагогу развивающая предметно-пространственная среда, т.е. рабочее место педагога?

(слайд № 2) Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с тяжёлым нарушением речи. В группе компенсирующей направленности должны создаваться условия для развивающей работы с детьми с учетом их особенностей. В группе должны быть достаточно широкие возможности для передвижений детей и для их двигательной деятельности (слайд № 3). Должны иметься игры и пособия для развития мелкой моторики рук и конструктивного праксиса (слайд № 4), предметные и сюжетные картинки и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных и согласных звуков, автоматизации и дифференциации поставленных звуков (слайд № 5), подборки игр для совершенствования грамматического строя речи, картинок и игрушек для накопления словаря по всем лексическим темам (слайд № 6). Нужно позаботиться о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием и формирования связной речи (слайд № 7).

При организации предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете нужно стремиться создать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие.

Логопедический кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он должен быть оснащен наглядно-методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Организуя предметную среду кабинета, нужно руководствоваться следующими принципами (слайд № 8):

1. Доступность. Материал для самостоятельных игр детей должен быть расположен на нижних полках, материал и документация логопеда – на верхних полках (слайд № 9).

2. Системность . Весь материал должен быть систематизирован по тематикам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования (слайд № 10).

3. Здоровьесбережение . В кабинете должно быть достаточное естественное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, должна быть проведена пожарная сигнализация, мебель для детей должна регулироваться по высоте. Стены кабинета должны иметь светлый цвет, цвет мебели и ковра светлых тонов (слайд № 11).

4 . Природосообразность , Учёт возрастных особенностей детей. Размеры мебели, наглядно-методический материал и игры должны быть подобранны с учётом возраста детей (слайд № 12).

5. Мобильность. Дидактические пособия должны легко переноситься (в другие помещения д/с) во время игр, детские столы и фланелеграф во время занятий должны отодвигаться (слайд № 13).

6. Вариативность . Наглядно-методический материал и многие пособия должны быть многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач и целей коррекции), должны вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель. Одна игра может быть использована в нескольких вариантах (слайд № 14, 15, 16).

7. Эстетичность . Наглядно-методические пособия и игры должны быть выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены (слайд № 17).

По оснащению и применению кабинет должен быть разделён на уголки (слайд № 18).

1. Уголок индивидуальной работы (слайд № 19).

Он должен находиться в освещённом месте. Рабочее место должно быть оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой и столом для индивидуальной работы. В контейнере может храниться инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На уровне глаз ребенка могут находиться пособия для проведения артикуляционной гимнастики.

2. Учебный уголок (слайд № 20).

3. Уголок хранения наглядно-методических пособий и документации (слайд № 21).

Весь материал может быть систематизирован по разделам: пособия для развития лексико-грамматического строя речи, пособия для развития слоговой структуры слова, пособия для развития фонетико-фонематической системы языка, пособия для развития связной речи, пособия для развития правильного звукопроизношения. Наглядно-методический материал может храниться в папках, систематизированных по лексическим темам. Документация может храниться в отдельных папках, систематизированных по разделам.

4. Сенсомоторный уголок (слайд № 22).

Должен находиться в доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Может содержать материал для самостоятельных игр с целью развития: - мелкой моторики рук (массажные мячи, шнуровки, трафареты, книжки- раскраски, прищепки и т.п.);

Дыхания (вертушки, мыльные пузыри, различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики);

Лексико-грамматического строя речи (настольно-печатные дидактические игры, картинки и т.д.).

5. Уголок «Связной речи» (слайд № 23).

Он может включать в себя набор предметных и сюжетных картинок, серий картинок по лексическим темам, различные схемы для составления рассказов, сказок, пересказов, картинки- символы предлогов, органов чувств и т.п.

При отборе предметного содержания развивающей среды группы и логопедического кабинета нужно ориентироваться на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка. Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, что является оптимальным условием для коррекционной работы с дошкольниками с тяжёлым нарушением речи (слайд № 24).

Предварительный просмотр:

Пособия для развития связной речи

Логопедический кабинет Принципы организации предметно- развивающей среды

Доступность

Системность

Здоровьесбережение

Природосообразность

Мобильность

Вариативность Игра «Чей домик?» Вариант 1. Цель: закрепить знания о местах обитания животных. Игра «Чей домик?» Вариант 2. Цель: дифференциация животных (насекомые, птицы, дикие звери, домашние звери). Игра «Чей домик?» Вариант 3. Цель: деление слов на слоги.

Игра «Чей домик?» Вариант 4. Цель: выкладывание звуковых схем слов. Игра «Чей домик?» Вариант 5. Цель: составление предложений с заданным словом, выкладывание схем предложений. Игра «Чей домик?» Вариант 6. Цель: расшифровка слова по первым звукам.

Игра «Чей домик?» Вариант 7. Цель: составление рассказа с заданными словами. Игра «Чей домик?» Вариант 8. Цель: развитие мелкой моторики. Игра «Чей домик?» Вариант 9. Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Эстетичность

Структура логопедического кабинета

Уголок индивидуальной работы

Учебный уголок

Уголок хранения наглядно- методических пособий и документации

Сенсомоторный уголок

Уголок связной речи

Спасибо за внимание!


  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 - 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

II. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:

  1. Набор логопедических зондов (содержащихся в чистом стеклянном или специальном медицинском стакане). Возможно вы найдете необходимое оборудование на сайте fortis-med.ru .
  2. Лоточек.
  3. Спирт медицинский.
  4. Шпатели металлические.
  5. Вата стерильная.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией:
    а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию;
    б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники;
    в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра;
    г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок.
    Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.

VI. Литература:

1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
2. Список рекомендованной литературы.

V. Пособия:

1. По обследованию речевого и общего развития детей.

а) материал на обследование интеллекта:

  • счетный материал;
  • разрезные картинки из 2-4-6 частей;
  • пирамидки разной степени сложности;
  • исключение 4-го лишнего предмета;
  • картинки и тексты со скрытым смыслом;
  • картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
  • предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
  • почтовый ящик с геометрическими фигурами;
  • мелкий строитель, мозаика;

б) материал на обследование всех компонентов речи:

  • фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
  • лексики (по всем темам, см. «словарь»);
  • грамматики (сюжетные картинки"- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
  • связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).

2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.

а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)


3. Формирование звукопроизношения:

а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков (по типу Соколенко и др.);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.



4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:

  • символы звуков (по желанию);
  • сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
  • схемы на звуко-слоговой анализ слов;
  • предметные картинки на дифференциацию звуков;
  • пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
  • тексты на дифференциацию звуков.

5. Грамота:

  • подвижная азбука;
  • азбука в картинках;
  • кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
  • схемы для анализа предложений;
  • наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

6. Работа над словарём:

а) предметные картинки по темам:

«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).

б) пособия на словообразование:

  • суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
  • префиксальное (приставочные глаголы);
  • относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
  • однокоренных слов типа: кот - котик - котенька - котище.

в) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький - небольшой).

7. Формирование грамматического строя речи.

Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);

б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);

в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);

г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).

Для групп с ФФН: а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;

в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);

г) пособия на все согласования (см. выше).

8. Развитие связной речи.

Для группы с ОНР и логоневрозом:

серия сюжетных картинок;

сюжетные картинки;

наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;

наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)

9. Настольно-печатные игры:

(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).

10. Методический материал:

б) материал из опыта работы логопедов.

Оборудование логопедического кабинета

Список оборудования, необходимого для логопедического кабинета:

    ученические парты и стулья по количеству занимающихся учеников;

    стол канцелярский, стулья;

    шкафы или стеллажи в достаточном количестве для хране­ния дидактического материала, наглядных пособий и ме­тодической литературы;

    классная доска, расположенная на высоте, соответствую­щей росту учеников начальной школы (часть доски жела­тельно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, с целью демонстрации правильного написания букв, их соединений);

    магнитная доска;

    настенное зеркало, стол возле зеркала, 2 стула;

    настольные зеркала 9x12 см по количеству учеников на занятии по коррекции произношения;

    набор логопедических зондов, шпатели;

    этиловый спирт для обработки рук и инструментов, поло­тенце;

    умывальник;

    настенная касса букв;

    индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика;

    наборное полотно;

    песочные часы, секундомер;

    магнитофон, кассеты;

    диапроектор, экран;

  • настольные игры, конструкторы, игрушки;

    медицинская аптечка.

Логопедический кабинет размещается в помещении обра­зовательного учреждения, должен отвечать санитарно-гигие­ническим нормам и иметь площадь не менее 20 кв. м.

На двери логопедического кабинета должны быть его но­мер и расписание работы учителя-логопеда, например:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Время работы:

Учитель-логопед: ФИО.

С расписанием логопедических занятий должны быть оз­накомлены завуч и учителя начальных классов.

На администрацию образовательного учреждения возлага­ется ответственность за оборудование логопедического каби­нета, его санитарное состояние и ремонт помещения.

Требования к содержанию

и оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет при общеобразовательной школе должен отвечать определенным требованиям.

    Наличие достаточного количества дидактического мате­риала и наглядных пособий.

    Соответствие содержания дидактического материала воз­расту детей и характеру речевых нарушений учащихся.

    Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

    обследование речи;

    психических функций;

    развитие звуковой стороны речи;

    грамматической стороны речи;

    лексической стороны речи;

    связной речи;

    коррекция нарушений чтения и письма;

    развитие мелкой моторики пальцев рук;

    психических функций;

    методический материал;

    документация.

    Соблюдение единого формата дидактических пособий.

    Правильное хранение дидактических пособий и эстетич­ ность их оформления.

    Достаточное накопление дидактического материала.

Дидактические пособия, используемые в работе

    Дидактический материал по обследованию речи (альбо­ мы, карточки, содержащие речевой и картинный материал).

    Речевой и картинный материал по основным разделам.

    Дидактический материал по коррекции нарушений чте­ ния (таблицы, индивидуальные карточки).

    Карточки с заданиями (раздаточный материал) по кор­ рекции различных видов нарушений письма.

    Раздаточный материал (фишки, схемы, сигнальные кар­ точки и т.д.).

    Занимательный материал.

    Дидактические речевые игры.

    Дидактический материал по развитию познавательных процессов.

    Дидактический материал и специальные приспособле­ ния для развития мелкой моторики пальцев рук.

    Демонстрационные таблицы (стандартная таблица пе­ чатных и прописных букв, алфавит с выделенными гласны­ ми и согласными буквами соответственно красным и синим цветом и т.д.).

    Методическая литература, профильные журналы «Лого­ пед», «Дефектология», «Начальная школа» и др.

    Каталог методической литературы и журнальных статей.

    Учебники для 1-4 классов.

    Книги для дополнительного чтения на каждого ученика.

    Методическая копилка, новые методические разработ­ ки, обобщение опыта работы логопеда, конспекты открытых занятий и выступлений.

    Материал для работы с родителями.

Раздаточный материал и карточки с заданиями для инди­видуальной работы изготавливаются по количеству детей в группе.

Дидактические пособия должны быть систематизированы и сложены в специальные пронумерованные ящики или ко­робки. В каждом шкафу помещается общий список храня­щихся в нем пособий.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Все наглядные и дидактические пособия могут быть зане­сены в «Паспорт логопедического кабинета» или «Каталог дидактических пособий», где они распределяются по разде­лам и годам (по мере накопления). В паспорте кабинета ря­дом с названием каждого пособия проставляется номер ящи­ка (коробки), в котором оно хранится.

Логопедический кабинет должен быть оформлен эстетич­но. Не рекомендуется помещать на стены таблицы, картины и рисунки, не связанные с коррекционным процессом, по­скольку они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Примечание: методические разработки, дидактические пособия, наглядный материал, книги, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собствен­ностью.

В логопедическом кабинете должны находиться:

    Инструкция по технике безопасности для логопеда и Пра­вила по технике безопасности для учащихся, которые вы­вешиваются на стену или шкаф в логопедическом каби­нете;

    этиловый спирт, необходимый для занятий по коррекции произношения и в период обследования, подлежащий пра­вильному хранению.

Основание: Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. С. 10.