Поэзия обэриутов (Д.Хармс, Ю.Д.Владимиров, А. И
Юрий Дмитриевич Владимиров родился в 1909 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Он был потомком великого русского живописца Карла Брюллова. Родители Юрия, Лидия и Дмитрий Владимировы были известными антропософами. Юрий много читал, прекрасно рисовал, увлекался поэзией. Уже в детстве он писал стихи. Его мать Лидия (до замужества Брюллова) была талантливой поэтессой, дружила с Максимилианом Волошиным и Елизаветой Дмитриевой, легендарной Черубиной де Габриак. Также она редактировала журнал «Аполлон».
Скорее всего, именно Дмитриев познакомила Юрия с Самуилом Маршаком, который в то время руководил отделом детской книги ленинградского ОГИЗа. Юный поэт произвел впечатление на опытного литератора своим ярким талантом и необыкновенным чувством стиля. В 1928 году С.Я. Маршак пригласил Владимирова стать одним из авторов детского журнала «Чиж».
При поддержке Маршака за небольшой промежуток времени издали десяток книг для детей «вдохновенного мальчишки»: «Ниночкины покупки» (1928), «Оркестр» (1929), «Евсей» (1930), «Чудаки» (1930), «Самолет» (1931) и др.
К сожалению, «взрослые» стихи поэта не печатались, так как Юрий был активным участником литературно-театральной группы ОБЭРИУ, которую возглавлял Даниил Хармс. На одном из диспутов именно Владимиров сравнил «пролетарских студентов» с дикарями, которые увидели автомобиль на городских улицах. Эта фраза послужила для журнала «Смена» одним из главных доказательств реакционности обэриутов, что дало властям формальный повод для начала репрессий против них.
Юрий Владимиров ушел из жизни еще до первых арестов обэриутов, в 1930 году. Он прожил всего 22 года. До сих пор исследователи спорят о причине смерти поэта. По одной из версий, Владимиров умер от скоротечного туберкулеза, по другой - утонул во время купания. К сожалению, многое в биографии поэта окутано тайной: воспоминания современников малочисленны, не сохранилось ни одной фотографии, утеряна большая часть личного архива.
Юрий Дмитриевич Владимиров больше известен как детский поэт - судьба его «взрослых» произведений до сих пор неизвестна. Сразу после его смерти Д. Хармс сделал два экземпляра рукописного собрания сочинений Владимирова. Один передали его матери, позднее умершей в ссылке, другой - сестре, которая погибла во время Великой Отечественной войны. Оба экземпляра исчезли бесследно. Остались лишь рукописи нескольких коротких стихотворений и отпечатанный на пишущей машинке рассказ «Физкультурник».
ЧИНАРИ-ОБЭРИУТЫ -независимое объединение, созданное в 1928 году (ОБЭРИУ — Объединение реального искусства), куда вошли И. Бахтерев, А. Введенский, Д. Хармс (Ювачев), К. Вагинов (Вагенгейм), Н. Заболоцкий, писатели Б. Левин, Ю. Владимиров, Н. Тювелев, философы и эссеисты Яков Друскин и Леонид Липавский. Так же к обэриутам были близки Н. Олейников, Е. Шварц и художники К. Малевич и П. Филонов.
Объявив себя эзотерическим содружеством чинарей, в своём манифесте они декларировали отказ от традиционных форм поэзии и заявляли, что их эстетические предпочтения находятся в сфере авангардного искусства.
Судьба:
Д.ХАРМС (первый арест в 31-м году, второй - в 41-м; чтобы избежать побоев инсценировал сумасшествие, умер в тюремной псих.больнице от голода в 1942-м)
Н.ЗАБОЛОЦКИЙ (арестован в 1938 «…меня не расстреляли только потому, что я во время пыток сохранил рассудок и не подписал ни одного признания» (из мемуаров Н.Заболоцкого)
А.ВВЕДЕНСКИЙ (арестован в 1941 г, заболел дизентерией, потом плевритом, умер в эшелоне по дороге в лагерь)
КОНСТАНТИН ВАГИНОВ (прозаик, поэт) (в 1934 г.умер от туберкулёза)
ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВ (детский поэт) (умер до начала больших арестов в 1931 г. от туберкулёза, на тот момент ему исполнилось 23 года)
Игорь БАХТЕРЕВ (писатель, поэт) (арестован в 1931 г, впоследствии выслан без права проживания в Московской и Ленинградской обл.)
ДОЙВБЕР (Борис Михайлович) ЛЕВИН (писатель, сценарист) (погиб в 1941 г. на ленинградском фронте)
НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИКОВ (писатель, сценарист) (расстрелян в 1937 г.)
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (художник) (арестован в 1930-м как «германский шпион», освобождён, умер в 1935г. в Ленинграде от рака)
ПАВЕЛ ФИЛОНОВ (художник) (умер от голода в блокадном Ленинграде в 1941-м)
ЛЕОНИД ЛИПАВСКИЙ (философ и поэт) (пропал без вести на фронте в первый месяц войны)
Из тех немногих ОБЭРИУТОВ и близких к этому объединению сумели избежать арестов, гибели от болезни, пули или голода были сказочник и сценарист Евгений Шварц , и ещё Яков Друскин (философ, математик,искусствовед)
Именно благодаря Якову Друскину сохранились и были изданы многие произведения «обэриутов» - в 42 году он вынес из разбомбленного дома Хармса его стихи и рукописи, а так же прятал у себя наследие репрессированных друзей и хранил его вплоть до того времени, когда рукописи смогли увидеть свет.
Труды же самого Якова Семёновича, философа-экзистенциалиста и теолога, собственные его религиозно-философские эссе, трактаты и дневники в большинстве своём до сих пор не опубликованы.
Даниил Хармс
Одна красивая торговка
с цветком в косе, в расцвете лет,
походкой легкой, гибко, ловко
вошла к хирургу в кабинет.
Хирург с торговки скинул платье;
увидя женские красы,
он заключил ее в объятья
и засмеялся сквозь усы.
Его жена, Мария Львовна,
вбежала с криком "Караул!",
и через пол минуты ровно
хирурга в череп ранил стул.
…………..
«Рычит Бульдог на Таксика:
"Не дам Вам ничего!"
Бежит Бульдог за Таксиком,
А Таксик - от него!»
Александр Введенский
увы стоял плачевный стул
на стуле том сидел аул
на нем сидел большой больной
сидел к живущему спиной
он видел речку и леса
где мчится стертая лиса
где водит курицу червяк
венок звонок и краковяк
сидит больной скребет усы
желает соли колбасы
желает щеток и ковров
он кисел хмур и нездоров
……….
Зеркало и музыкант
Музыкант Прокофьев:
чем же думать?
чем же жить?
что же кушать?
что же пить?
Иван Иванович:
кушай польку
пей цветы
думай столько
сколько ты….
Константин Вагинов
Я — в сермяге поэт. Бритый наголо череп. В Выборгской снежной кумачной стране, в бараке No 9, повернул колесо на античность….
От земли до неба стоит Филострат. На плечи его накинут пурпурный плащ, ноги утопают в болоте, голова окружена пречистыми звездами. Склонив голову, плачет он над миром. О городах, которые никогда не вернутся, о народах, которые никогда не увидят солнца, о религиях, в сумрак ушедших. <…>
(«Звезда Вифлеема»)
Юрий Владимиров
Чудаки
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
- На кушак,
Другой пятак - на колпак,
А третий пятак - так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак -
На кушак,
Который пятак -
На колпак,
А который пятак -
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
- Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли -
Который - куда:
Который пятак - на кушак,
Который пятак - на колпак,
А который пятак -
Так.
Игорь Бахтерев
ДВА РАЗГОВОРА
Утренний разговор:
Я спросила:
- Сколько время?
Он ответил:
- Белый стул.
Вечерний разговор:
Ты бог на девяти ногах
Утробу с числами раскрой
И покажи предсмертный час
Деревянной головой
Я не стану говорить
Потому что я сильнее
Потому что я милее
Потому что я фонарь
Потому что я кунарь
Потому что потому что потому что по...
Постепенно разговор заканчивается.
………..
Тихо в комнате моей
Двери отворяются
С дивным посвистом грачей
Длинношапкой до ушей
Длиннощек и длинношей
Старичок является
Надвигается….
Николай Заболоцкий
Вокруг села бродили грозы,
И часто, полные тоски,
Удары молнии сквозь слезы
Ломали небо на куски.
Хлестало, словно из баклаги,
И над собранием берез
Пир электричества и влаги
Сливался в яростный хаос.
А мы шагали по дороге
Среди кустарников и трав,
Как древнегреческие боги,
Трезубцы в облако подняв.
Ч. 1
Урок внеклассного чтения
во 2 классе
«Всё наоборот». Весёлые стихи Ю. Мориц, Д. Хармса,
Ю. Владимирова, Г. Сапгира.
Учитель: Кудряшова Н.А.
(2009 – 2010 уч. год)
Тема урока: «Всё наоборот». Весёлые стихи Ю.Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира.
Цель урока : познакомить с творчеством поэтов – обериутов, обратить внимание на словотворчество поэтов; развивать наблюдательность, фантазию, воображение; воспитывать интерес к поэзии, поэтическому творчеству.
Оборудование: портреты поэтов – обериутов, выставка книг с поэзией для детей, записи песен на стихи поэтов и мультфильмов.
Ход урока
Организационный момент.
Но сейчас урок особый: стихам весёлым посвящён.
Актуализация знаний.
На уроках классного и внеклассного чтения вы узнали, что начало творческого пути многих поэтов связано с изучением фольклора. К.И. Чуковский писал: «Поэзия для детей – это такой жанр, что к овладению им нужно готовиться многие годы» По признанию многих детских поэтов компасом на их пути была народная поэзия. Считалки, потешки, дразнилки, частушки теперь можно прочитать в поэзии детских писателей. Чуковский изучал речь детей для того, чтобы ответить на вопрос: «Как надо писать хорошие детские стихи?» Оказалось, что дети любят придумывать новые слова, сочинять считалки, играть словами. К. И. Чуковский написал книгу «От двух до пяти», это сборник высказываний детей от 2 до 5 лет. Эта книга очень помогла поэтам, которые писали детские стихи.
Послушайте, как говорят дети: - Трудился, трудился и вытрудил пароходик! - Никак не могу распознать, что нарисовано на этой картинке. – Я помнил, помнил, а потом отпомнил. – Мама сердится, но быстро удобряется.
Постановка цели урока.
Какие стихи этих поэтов вы читали?
Чем интересны эти стихи?
Сегодня мы познакомимся с весёлыми стихами детских поэтов, в произведениях которых происходят невероятные превращения слов.
4. Изучение нового материала.
а) Почти 90 лет тому назад в городе Ленинграде (ныне Санкт – Петербурге) несколько талантливых поэтов объединились в группу, которую назвали ОБЭРИУ. Это расшифровывается так: общество реального (невыдуманного) искусства.
Какая буква осталась нерасшифрованной? (у) На вопрос «Почему У?» участники этой группы отвечали: «Потому что кончается на У. Для веселья». Вот такими же весёлыми, без фантазии, но иногда непонятными были стихи поэтов – обериутов. В эту группу вошли Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий. Они придумывали новые слова, звукосочетания, создавали из необычного реальное. Они считали, что стихи для детей должны быть весёлыми, похожими на игру. Сегодня на уроке мы понаблюдаем, как играют словами поэты, как они меняют значение слов. Многие стихотворения помнят ваши бабушки дедушки, ваши родители. Давайте послушаем, какие стихи вы прочитали. К сегодняшнему уроку некоторые ребята выучили стихи наизусть и нарисовали рисунок к своему стихотворению.
1. Юринова Зоя: А. Введенский «О рыбаке и чудаке»
Яруткина Валерия Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»
Это стихи поэтов – обериутов. Детям в то время больше всего нравились стихи Д. Хармса. Послушайте стих. Д.Хармса « Как Володя быстро под гору летел.»
На какой жанр устного народного творчества похожи эти стихи?
Какие интересные слова вам запомнились? Понравились? Какие нереальные события стали в стихах реальными?
б) Многие современные детские поэты тоже используют в своих стихах игры со словами. Давайте послушаем стихи некоторых поэтов:
Юнны Мориц:
Брумм Кристина: «Крыша ехала домой»
Коротяева Алина «Ленивая кошка»
Дементьева Екатерина «Хохотальная путаница»
Сафонов Дмитрий «Баллада о фокусах шоколада»
Дементьева Екатерина «Повар»
Г. Сапгира:
Борзихина Полина «Людоед и принцесса или всё наоборот»
Коклюхин Александр и Пучко Вадим: «Небылицы»
Закрепление.
А завтра старушке придётся опять
По реке плывёт кораблик, он плывёт издалека ,
На кораблике четыре очень храбрых …. (моряка)
А вы знаете, что У, а вы знаете, что Па
А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего было сорок….(сыновей)
Жили в квартире сорок четыре,
Сорок четыре весёлых ….(чижа)
Лошадку похвалили, купили ей сухарь,
А после подарили тетрадку и ….(букварь)
б) чтение стихов детьми (по книгам, подобранным самостоятельно)
5. Итог урока
Наше знакомство с поэзией для детей не заканчивается. На уроках чтения мы узнаем более подробно об их творчестве, познакомимся с новыми стихами и более подробно побеседуем по их содержанию.
6. Задание на дом: стихи Маршака, Барто, Михалкова, Заходера и др. поэтов.
Вы сегодня много читали, и мне тоже хочется прочитать вам стихотворение поэта Тима Собакина, который тоже может писать весело и играя. Стихотворение
«Сетный як»:
Чтобы наши мысли не постиг
Соперник неприятный,
Давай придумаем язык,
Лишь нам двоим понятный.
Мы буквы в середине слов
Отбросим незаметно-
И будет через день готов
Язык вполне секретный.
Вот мы хотим сказать ПЕЛЬМЕНЬ,
Но сократим вначале.
И будем знать, что слово ПЕНЬ
ПЕЛЬМЕНЬ обозначает.
Слова не трудно сократить!
Запомним непременно:
ВЫТЬ – значит ВЫХОДИТЬ,
А ПЕНА - ПЕРЕМЕНА.
Компот, пожалуй будет КОТ,
А НОС – насос хороший!
Никто на свете не поймёт,
Что КАША есть калоша.
Мы начинаем говорить
Друг с другом постепенно:
« Из класса нужно быстро ВЫТЬ,
Когда большая ПЕНА»
Накачивает НОС мячи…
В стакане КОТ из дыни…
А КАША сохнет на печи…
А ПЕНЬ в тарелке стынет…
Что значит КОТ? Что значит ПЕНЬ?
Соображаем туго!..
И я боюсь, что через день
Мы не поймём друг друга.
- Что значит «Сетный як»?
Расшифруйте предложение: Вы УДИТЕ ОТДАТЬ. (вы уходите отдыхать)
Спасибо вам, ребята, за урок. Вы сегодня были не просто моими помощниками, а моими коллегами. Наши художники получают награду – «палитру», а чтецы – фото «мудрой Совы.»
ч. 1
Внеклассное чтение.
Тема. «Все наоборот». Весёлые стихи Ю. Мориц, Д. Хармса, Ю. Владимирова.
Урок «открытия» нового знания
Цель : учить планировать работу на уроке, придумывать вопросы по содержанию,
подбирать заголовок, выделять главную мысль, ориентироваться в журнале.
Задачи : обратить внимание на словотворчество поэтов; учить искать в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова; развивать наблюдательность, фантазию, воображение; воспитывать интерес к поэзии, поэтическому творчеству.
УУД. Р: контроль и коррекция направленные на сопоставление плана и реального процесса
П: распознавание особенностей построения стихотворения
К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие что партнёр знает и видит, а что нет.
Ход урока
I . Мотивирование к учебной деятельности
II . Актуализация знаний
На одном из уроков внеклассного чтения вы узнали, что начало творческого пути многих поэтов неразрывно связано с изучением фольклора народов разных стран, с исследованием этого жанра.
Детский поэт К.Чуковский считал, что поэзия для детей - это «такой художественно ответственный жанр, что к овладению им нужно бегло готовится многие годы». И компасом на этом пути, по признанию.
Назовите фамилии поэтов, стихи которых вы видите сегодня на нашей выставке.
(Д, Хармс, Г. Сатир, Ю. Владимиров, И, Токмакова, Б. Заходер, С. Маршак, В. Берестов и т.д.)
III . Определение темы и целей урока
Какие стихи этих поэтов вы читали? Чем интересны эти стихи?
Почему наш урок называется «Все наоборот»? (Так называется один из сборников на выставке.)
IV . Изучение нового материала
I. Рассказ учителя.
В 20-30-х годах двадцатого века в городе Ленинграде (теперь он Санкт-Петербург) несколько талантливых поэтов объединились в группу и назвались ОБЭРИУ (расшифровывается так: Общество (ОБ) реального (ЭР) искусства (И). Какая буква осталась нерасшифрованной? (У)
У частники литературно-поэтической группы отвечали: «Потому чтокончается на "У". Для веселья». В группу вошли поэты Д. Хармс, А. Введенский, Ю.Владимиров. Эти поэты смело экспериментировали с речью, придумывали новые слова, звукосочетания, создавали реальные события из необычных, давали новые ощущения жизни предметам.
Поэтому детям и взрослым полюбились веселые стихи Ю. Мориц, Б. Заходера, В. Берестова и других.
Для этих стихов характерна яркая зрелищность, как на русской ярмарке. Поэтому в их произведениях вы встретите знакомые вам жанры устного народного творчества: загадки, считалки, перевертыши, потешки, дразнилки, скороговорки и т.д.
2. Работа над стихотворением Ю.Владимирова «Чудаки»
– Сейчас мы прочитаем стихотворение еще одного поэта из литературно-поэтической группы ОБЭРИУ – Юрия Дмитриевича Владимирова «Чудаки» (с.176).
– Оно написано по следам розыгрыша со стороны Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в Москву Владимиров дал ему две пятирублевые купюры с просьбой купить крючки, леску, книги. Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. Владимиров рассмеялся и написал «Чудаков»
Учащиеся (3 человека) читают стихотворение. И отвечают на вопросы.
– Какие непонятные слова вам встретились?
Пятак – монета в 5 копеек. Кушак – широкий и длинный пояс.
– А кто такие чудаки? Кого мы называем чудаками?
– Какая беда произошла с чудаками на базаре? Прочитай.
– Как ты думаешь, ситуация, о которой рассказывает автор веселая, грустная, забавная, поучительная?
– Соответствует ли название стихотворения его содержанию?
– Послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов.
Выразительное чтение стихотворения учениками.
V . Закрепление изученного материала.
Литературная игра Тур «В чудной стране»
Подбери рифму в конце каждого стихотворения, вспомни автора.
В одной стране, в чудной стране, где не бывать тебе и мне
Ботинок черным язычком с утра лакает... (молочко). (И.Токмакова)
Я послал на базар чудаков, дал чудакам пятаков.
Один пятак - на кушак, другой пятак - на колпак.
А третий пятак - ...(так). (Ю. Владимиров)
А завтра старушке придется опять
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека. На кораблике четыре
очень храбрых... (моряка). (Д. Хармс)
Игра «Миллион».
Вставьте вместо точек слово, обозначающее число. .
Когда на улице прохладно или жарко.
И скачет пони на работу к...
Троллейбус из троллейбусного парка.
Автобус из автобусного парка
готовы нас к воротам зоопарка,
к воротам зоопарка привезти. (Девяти) (Любимый пони. Ю. Мориц)
Пора мне на свидание,
Уж... без пяти.
Как поздно!
До свидания! Сидите на цепи. (Восемь) (Бульдог и_таксик. Д. Хармс)
Тур «Узнай стихотворение»
Прослушайте песни на стихи поэтов, с которыми вы сегодня ознакомились. Узнайте стихотворение и вспомните имя автора.(Прослушивание песен на стихи Ю. Мориц «Любимый пони»)
VI . Итог урока
Кто такие поэты-обэриуты?
Чем интересно их творчество для детей?
Почему композиторы, художники, мультипликаторы в своем творчестве обращались к этим стихам?
Какие современные поэты используют игры со словами, фантастические события, детские изречения в своих стихах? (В. Берестов, Е, Благинина, О. Григорьев, Б, Заходер, Ю. Мориц, Э. Мошковская, Г. Остер, Г, Сапгир, Т, Собакин и т.д.)
VII . Домашнее задание
Для детей и о детях писали стихи такие детские поэты, как С. Я. Маршак, А.Барто, С.Михалков и др. Ваши мамы и папы тоже читали эти стихи, когда были маленькими.
Прочитайте стихи этих поэтов к следующему уроку.
Выучите одно стихотворение наизусть.
Ленинградская литературно-философская группа «Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращенным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура, по мнению авторов, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея - «познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания» 1 . В своем манифесте от 24 января 1928 года обэриуты заявили, что они «люди реальные и конкретные до мозга костей», что необходимо отказаться от обиходно-литературного понимания действительности ради «нового ощущения жизни и ее предметов»; они размежевались с поэтами-«за-умниками» и футуристами и поставили своей задачей создать «реализм необычайного». Исходной точкой провозглашалось детское видение мира: «Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков, он первый сказал, что король гол, и тем самым открыл всем глаза». По идее обэриутов, искусство вовсе не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам. Их привлекало искусство неофициальное, близкое к традициям скоморохов, народного театра.
Философская база кружка в целом представляла собой синтез идей «Критики чистого разума» И.Канта, философии интуитивизма и реального сознания (А.Бергсон и Н.О.Лосский), феноменологии Г. Шпета и «техники поведения» древнекитайского мудреца Лао-цзы.
В группу «чинарей», как еще они себя называли, в разное время входили писатели И.Бахтерев, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н.Заболоцкий, Н.Олейников, Даниил Хармс, К.Вагинов, Д.Левин, философы Я. Друскин и Л. Липавский. «Наше общество можно вернее всего назвать обществом малограмотных ученых», - говорил Хармс 2 . В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование, дающие право вырабатывать новую концепцию культуры молодого века.
Выработкой подобных концепций были заняты едва ли не все группы писателей и художников первой трети века, начиная с символистов, собиравшихся на «Башне» у Вячеслава Иванова. Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поисков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или иде-олого-эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к математике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Отвергли они поначалу и аристотелевскую теорию отражения, активно претворяя свои взгляды в реальной жизни. Так, Хармс придумал совершенный, по его мнению, подарок - «деревянную палочку, на одном конце которой находится шарик, а на другом кубик». Такой предмет можно держать в руках, а если его положить, «то все равно куда». Подарок, идея которого навеяна геометрическими игрушками для годовалых младенцев, не имеет ничего общего с отражением реальности и вместе с тем несет радость, является результатом творческого озарения.
«Это единственное, чем я горжусь: вряд ли кто чувствует гармоничность в человеке, как я», - говорил Хармс, при этом он еретически «поверял алгеброй гармонию». Однако и алгебра его была ересью, потому что он не верил в науку, имеющую утилитарный практический характер. Что может сказать наука о человеке? -
Человек устроен из трёх частей,
Из трёх частей,
Из трёх частей.
Хэу ля ля,
Дрюм дрюм ту ту!
Из трёх частей человек.
(1931)
Арестованный Хармс на допросе 13 января 1932 года так пояснял следователю замысел стихотворения «Миллион» (1930): «В "Миллионе" тема пионерского движения подменена мною простой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого стиха, с другой стороны, внимание детского читателя переключается на комбинации цифр» 1:
Раз, два, три, четыре, полтораста
и четырежды на четыре,
четыре, двести тысяч
сто четыре на четыре,
на четыре, и еще потом четыре!
Пересчитывать объекты - занятие нелепое, объекты от этого теряют «лица» (вместо живых лиц пионеров читателю начинают мерещиться безглазые нули). Заниматься же абсолютной, «чистой» математикой хорошо, так постигаются особенности каждого числа (например, четыре), а также разница между обычным количественным числом (4) и числом-понятием, означающим бесконечное множество, свойства порядка и хаоса.
В мартовском номере «Чиж» за 1941 год публикует стихотворение «Цирк Принтинпрам», в котором Хармс продолжает отстаивать право чисел, так сказать, на самоопределение: «невероятное представление» состоит из «удивительных номеров» (слово «номер» в данном случае имеет дополнительное значение числа). Клоуны, силачи, ученые ласточки и комары, тигры и бобры не просто актерствуют, но представляют математические игры:
Четыре тысячи петухов И четыре тысячи индюков
Выскочат Из четырёх сундуков.
Бесстрастно и педантично анализировали обэриуты реальные или ими же вымышленные «случай». Может быть, поэтому их творчество оценивалось читателем, воспитанным в консервативных традициях, как «жестокое» или находящееся вне этики.
Действительно, содержание «детского» стихотворения Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» (1929) или многих его произведений для взрослых на первый взгляд аморально. Однако если сопоставить это стихотворение со старой песенкой на слова Ф.Б.Миллера о том, как умирает зайчик мой, сраженный выстрелом охотника, на фоне бытования в современном детском фольклоре жанра «черных» стихов, то легко понять чувства детей-дошкольников, которым Хармс читал это стихотворение: они «сразу усваивали, что никакая это не охота всерьез, и ружьишко-то не взаправдашнее, и хорек - скорее всего тряпичная игрушка» 1 .
Обэриуты по-своему решили весьма трудную в детской литературе проблему иронии (известно, что из всех видов комического дети позднее всего воспринимают именно иронию): в частности, Хармс позволил себе смеяться над нравственно-дидактическими штампами детской литературы, над педагогикой в картинках. Он якобы «серьезно» воспроизвел модель нравоучительного детского рассказика: «Бабушка уронила иголку. Как отыскать ее в куче песка? Бабушка очень огорчилась. Но Маша уже бежала из дома с магнитом в руке. Она быстро провела магнитом раз-другой по песку. - Возьми свою иголку, бабушка! - сказала Маша» («Умная Маша и ее бабушка»). Папа с ружьем, бегущий за хорьком с ужасным намерением, Маша, исполненная ума и добродетели, бегущая с магнитом в руке, - оба героя в равной степени абсурдны сами по себе, несмотря на логичность их поступков. Да и сами истории рассказаны столь значительным тоном, что не могут не вызвать веселья. Хармс, обратившись к детской литературе, вероятно, почувствовал ее пародийную природу-в ничтожном поводе для написания значительного текста (сравним шекспировский размах в «Мойдодыре» Чуковского для утверждения гигиенического лозунга с хитроумностями харм-совской Маши).
Может быть, обэриуты и не нуждались в категориях Добра и Зла, чтобы создать свою модель мира и человека, однако и они, подобно тургеневскому нигилисту Базарову, пережили крах идей при столкновении с реальностью. Им суждено было исчезнуть (конечно, не без участия внешних сил, «органов») из поля внимания читателей на долгие десятилетия, как исчез загадочный персонаж стихотворения Хармса «Из дома вышел человек...».
Творчество Николая Заболоцкого не во всем совпадало с обэ-риутской концепцией поэзии. Поэт увлекался натурфилософскими идеями Лейбница, Тимирязева, Циолковского, народной астрономией, он верил в разум, свойственный всей живой и неживой природе. В его стихах звери и растения - уже не литературные олицетворения и аллегории, а мыслящие существа, поэтому можно по-детски сказать: «Корова мне кашу варила, / Дерево мне сказку читало», - можно увидеть «лицо коня» или как цветок машет «маленькой ручкой». Сама Вселенная разгадывает детскую загадку в «Песенке о времени»:
Лёгкий ток из чаши А Тихо льётся в чашу Бе, Вяжет девка кружева, Пляшут звёзды на трубе.
(«Время», 1933)
Н.Заболоцкий - единственный среди обэриутов имел педагогическое образование (в 1928 году он окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена). Стихи поэта, написанные для детских изданий, показывают его понимание детской психологии, знакомство с педагогикой (например, он не чуждался дидактических сентенций - см. стихотворение «Сказка о кривом человечке»), но они слишком привязаны ко времени и потому звучали в полную силу только для детей той эпохи. Поколению детей и подростков 60 -80-х годов Заболоцкий больше был знаком по «взрослым» стихам («Некрасивая девочка», 1955; «Не позволяй душе лениться», 1958), по стихотворному переложению «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), вошедшему в школьную программу, по «детским» переложениям романов Ф.Рабле «Гар-гантюа и Пантагрюэль» (1934) и Ш. де Костера «Тиль Уленшпигель», по обработанному для юношества переводу поэмы Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Сегодня с уверенностью можно считать сбывшимся предсказание К.Чуковского, сделанное в письме к поэту от 5 июня 1957 года: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из величайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом» 1 .
В новом веке руководителям детского чтения следовало бы шире знакомить юное поколение со стихами Заболоцкого. В особенности они пригодились бы подросткам, задумывающимся об основах мироздания. Помимо высокого нравственного смысла в них есть выражение величия Космоса, Природы и Человека, что чрезвычайно актуально в нашу эпоху.
К созданию своего стиля обэриуты шли от «реального» понимания таких феноменов, как движение, мышление, память, воображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обнаруживали некий сдвиг, неточность, ускользание от «правильности», т.е. реальность открывалась обэриутам как царство абсурда.
Александр Введенский говорил о противоречиях в показаниях свидетелей: «Это не случайные ошибки. Сомнительность, не-укладываемость в наши логические рамки есть в самой жизни. И мне непонятно, как могли возникнуть фантастические, имеющие точные законы, миры, совсем не похожие на настоящую жизнь. Например, заседание. Или, скажем, роман» 2 . К таким же фантастическим мирам относятся праздники, игры, марши и парады, вранье, обеды, цирк и еще многое подобное при внимательном рассмотрении оказывается «обыкновенным» чудом. Игра и праздник мыслились обэриутами как творение жизни людьми, чудо - как творение жизни самою жизнью, а искусство и жизнь были одним.
«Новая человеческая мысль двинулась и потекла. Она стала текучей. Старая человеческая мысль говорит про новую, что она "тронулась". Вот почему для кого-то большевики сумасшедшие», - писал Даниил Хармс («Одиннадцать утверждений Даниила Ивановича Хармса»). Как представлялось обэриутам, «реальное искусство» дает свободу «текучим» словам и образам; нужно прекратить погоню за точным смыслом частностей ради точной передачи главного содержания. В их стихах часто звучат мотивы реки, кораблика, лодки, челнока, возникают образы рыб, матросов, рыбаков; эти иероглифы передают течение «реальной» жизни и «реальной» мысли. Например, в стихотворении А.Введенского «Река» (1940) текучее движение провозглашается единственно объективной данностью:
Пусть стужа зимняя крепка И страшен вьюг полёт, - Уйдёт широкая река Под синий плотный лёд.
И, скрытая от глаз людских, Закутанная в снег, Ни на секунду, ни на миг Не прекратит свой бег.
Кошка, порезавшая лапу, «отчасти идет по дороге, / Отчасти по воздуху плавно летит»: так с помощью воздушных шариков, привязанных к кошке, восстановлено текучее состояние мира (Хармс, «Удивительная кошка», 1937). Вся жизнь «бежит, летит и скачет» (Хармс), если и обнаруживая смысл, то после осознания бессмыслицы и не в том, что выдавало себя за смысл поначалу. Отсюда - стихия скоморошеского комизма в прозаических и стихотворных текстах «чинарей», срывающая предметы и понятия с мест.
В стихах Хармса крутится забавный абсурдный мир, где все наоборот:
кашу не ели, а пили, шли задом наперёд, а непонятное нечто «чирикало любезно, но зато немного скучно, и как будто бы назад».
Спутаны связи слов, разлажен механизм речи, сюжет трансформирован, мораль исчезла, - казалось бы, поэт глумится над самим Словом. Однако эстетическое значение стихов - в мощном напоре праздничного настроения, в карнавальной отмене условностей и попрании погибающего старого «нечто». Фольклорный детский перевертыш в исполнении обэриута выступает в качестве манифеста нового отношения к Слову и действительности. /
Юрий Владимиров продемонстрировал чудеса стихотворства в небольшом стихотворении «Барабан», употребив сорок пять од-нокоренных слов. Текст буквально громыхает барабанным громом. Цель виртуоза - передать текучесть звуков, образующих речь.
Стихи обэриутов, в особенности детские, представляют собой разные игры. В журналах «Чиж» и «Ёж» появлялись их рисунки, шарады, загадки, игра выплескивалась за пределы вербального мышления и требовала включения визуально-абстрактного мышления детей. Например, одна из игр заключается в том, что мир интуитивно «рассыпается» в подвижных нелепицах и логически «собирается» в неподвижное целое, и наоборот - как в детской игре «Замри! - Отомри!»:
Добежали, добежали до скамейки у ворот
пароход с автомобилем
и советский
с автомобилем
Петька прыгнул на скамейку, Васька прыгнул на скамейку, Мишка прыгнул на скамейку, на скамейку у ворот.
Я приехал! - крикнул Петька.
Стал на якорь! - крикнул Васька.
Сел на землю! - крикнул Мишка.
И уселись отдохнуть.
и почтовый пароход.
Воображение, казалось бы, искажает, сдвигает мир, обессмысливает его, но оно развивается по неким законам, и действие этих законов приводит мир к неожиданному «чистому» смыслу. Рассмотрим «работу» воображения на примере стихотворения Хар-мса «Врун» (1930).
Почему утверждение вруна, что «у папы моего было сорок сыновей», вызывает недоверие оппонентов? Чем двадцать или тридцать правдоподобнее сорока? Наседка не считает своих цыплят, но точно знает, все ли на месте, т.е. число воспринимается птицей или человеком не количественно, а качественно, при этом качественные различия определяются внелогическим путем, интуитивно. Так, между вымыслом и предполагаемой правдой ставится знак равенства.
Совершенной фигурой Хармс считал круг: своим образованием круг обязан воображению, рисующему кривую вокруг четырех радиусов - креста. Так возникает важнейший для Хармса иероглиф, связанный с понятиями чистоты и воды, - колесо. То самое золотое колесо, которое скоро будет вместо солнца. «Ну, тарелка, / Ну, лепешка, / Ну, еще туда-сюда, / А уж если колесо - / Это просто ерунда!» - сомневаются оппоненты, не замечая работы воображения, объединяющего солнце, колесо, тарелку, лепешку в тождественное множество.
Живая речь, в особенности поэтическая, издавна привычна к фантазиям и вымыслу. Так, собаки-пустолайки «научилися летать», а также нырять еще в 1856 году в стихотворении А.Н.Майкова «Сенокос», где использованы обычные метафоры:
А в 1928 году метафора была употреблена Н.Заболоцким в стихотворении «Игра в снежки»: «В снегу кипит большая драка. / Как легкий бог, летит собака».
Только жучка удалая В рыхлом сене, как в волнах, То взлетая, то ныряя, Скачет, лая впопыхах.
Существование часового с ружьем, стоящего под морем-океаном, оправдано в письме, разосланном всем членам американского конгресса в 1818 году бывшим пехотным капитаном К.Сайм-нсом, где говорилось: «ВСЕМУ МИРУ. Я заявляю, что земля полая и населена внутри». Эта теория, несмотря на вздор разгулявшегося воображения, имела официальный успех в Третьем рейхе вплоть до 1943 года 1 .
И даже заявление вруна, что «до носа не достать», нельзя опровергнуть, если задаться вопросом: а какой нос имеется в виду?
Излюбленный мотив «чинарей» - путаница (можно сравнить «Путаницу» Чуковского с «Ниночкиными покупками» и « Чудаками» Юрия Владимирова). Поводом для последнего стихотворения послужил розыгрыш, устроенный Хармсом. Перед его поездкой в Москву Владимиров дал ему две пятерки с просьбой купить крючки, леску и книги. Вернувшись, Хармс отдал деньги обратно, объяснив, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. «Месть моя будет ужасна!» - рассмеялся Владимиров и вскоре написал одно из лучших своих стихотворений.
Обэриуты нашли новые способы диалога с читателем, «заимствованные» из детских правил общения: веселый подвох, розыгрыш, провокация. Особенно много таких примеров у Хармса (например, «Храбрый ёж», «Ты был в зоологическом саду?», «Приключения ежа», «Семь кошек», «Бульдог и таксик» и др.).
В 20 -30-х годах поэты нередко соревновались с маленькими детьми - сочинителями стихов. Однажды Александр Введенский прочитал свои стихи поэту-футуристу А. Кручёных, а тот в ответ - стихотворение пятилетней девочки; когда общество разошлось, Введенский сказал приятелю: «А ведь ее стихи были лучше...»
Чуковский, Маршак, Барто, Михалков стали мастерами детской поэзии во многом благодаря учебе у детей, обэриуты же пошли дальше всех, вовсе отвергнув классические жанры лирики, зато признав все жанры народной детской поэзии: считалки, загадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки. Чаще других размеров использовался «детский» хорей с его акцентированными ударениями, сжатой пружиной ритма. Слова, синтаксические конструкции повторяются, варьируются, как в игре, восходящей к фольклорному обряду. Часто стихотворения обэриутов напоминают запись балаганного представления, комические диалоги нелепых персонажей. Слова будто случайно попадают в строку, неожиданно рифмуются. При этом привычный, стертый их смысл смывается и обнажаются нерастворимые ядра слов. В этой бессмыслице начинает устанавливаться новая логика, возникают неожиданные ассоциативные связи. Как, например, начало взрослого «Ответа богов» Введенского мало чем отличается от образцов детского стихотворчества:
жили были в Ангаре три девицы на горе звали первую светло а вторую помело третьей прозвище Татьяна так как дочка капитана жили были а потом я из них построил дом
Н.Олейников в «Разговорах», записанных Л.Липавским в начале 30-х годов, говоря об «удивительной легенде о поклонении волхвов», заявил, что «высшая мудрость - поклонение младенцу» 1 . Н.Заболоцкий в одном из программных своих стихотворений «Школа жуков» (1931) аллегорически представил смысл эволюции Земли как передачу разума младенцам, чтобы те продолжили взращивание «таинственного разума» в растениях, животных, насекомых. Женщины рожают младенцев, плотники строят для них колыбели, живописцы рисуют для них «фигурки зверей и сцены из жизни растений», каменщики ваяют статуи мудрецов, у ног которых будут играть «маленькие граждане мира», набираясь ума. Иными словами, жук объявлен поэтом ключевой фигурой эволюции земной природы, а младенец - ключевой фигурой истории человеческой цивилизации.
Приход поэтов группы ОБЭРИУ в детскую литературу не был случайным. Помимо житейской необходимости причина лежала в сближении их исканий с алогизмом детской жизни, которая вся - сдвиг и неточность. Свои произведения обэриуты печатали в основном в детских журналах. Они тесно сотрудничали с «академией» Маршака. Самый значительный след в русской литературе для детей оставил Хармс, несмотря на его неоднократные признания, что детей он не любит - за нахальство. Особенное значение для истории русской детской литературы имеет то, что Хармс и Введенский являются мировыми основоположниками литературы абсурда. Данное обстоятельство доказывает, что детская литература может быть полигоном для самых смелых экспериментов, что она в иных случаях может опережать генеральное движение литературы для взрослых.
Судьба поэтов-шутов трагична. С 1929 года Хармс попал в прицел критики, в его защиту выступили С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. С начала 30-х годов критика игровой детской литературы становится все более агрессивной, падают тиражи изданий, в которых печатались обэриуты, в середине 30-х их публикации прекратились совсем. Круг обэриутов начал редеть, и все же оставшиеся участники группы продолжали общение и творческую работу. В 1931 году были арестованы и высланы Введенский и Хармс, погиб случайной смертью молодой Юрий Владимиров (род. в 1909 г.). В 1938 году арестован Заболоцкий (1903 - 1958), он вышел на свободу только в 1945 году. В 1937 году Хармс (1905-1942) и Введенский (1904-1941) были снова арестованы, после третьего ареста в августе 1941 года Хармс был направлен из тюрьмы в психиатрическую больницу, где скончался, а Введенский погиб в заключении. Архив Введенского и Хармса сохранил в ленинградскую блокаду философ Я.Друскин.
Несмотря на короткую историю группы (строгие рамки - 1927- 1930), обэриуты успели революционизировать язык современной поэзии, да так, что и на рубеже XIX-XX века их влияние наряду с влиянием Вел. Хлебникова невозможно не заметить. В эксцентрике, игре, интеллектуализме, в игнорировании этических и политических тем видим мы приметы «обэриутского стиля» стихотворной детской книги.