Восстановительная четвертая пятилетка (1946–1950 гг.). Послевоенная пятилетка восстановления и развития народного хозяйства ссср Идеологическая пятилетка в послевоенные годы таблица

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.

Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.

Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.

Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Выделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.

Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.

Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе «Азовсталь» и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.

Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.

Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес - 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.

Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем, чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.

Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.

Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин - Волгоград, Воронеж - Ростов-на-Дону, Пенза - Каменск, Белгород - Дон, Чапаевск - Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.

Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

Четвёртая пятилетка - четвёртый пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1946 г. до 31 декабря 1950 включительно. Начало периода послевоенного .

Главная задача пятилетки

Формула главной задачи 4-й пятилетки - «послевоенное восстановление народного хозяйства СССР и его дальнейшее мирное развитие ».

После войны И.В.Сталин, по ряду признаков, стал выстраивать новую систему распределения функций управления народным хозяйством между партией и органами государственной власти. Так или иначе, 4-я пятилетка была единственной в истории экономики СССР, план которой не выносился на рассмотрение съезда партии. Если главный документ 1-го пятилетнего плана имел статус директив, а 2-й и 3-й пятилеток - резолюций партсъездов, то в основе 4-й пятилетке это был «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», принятый сессией Верховного Совета СССР.

Одновременно с принятием закона о пятилетнем плане Верховный Совет СССР преобразовал высшие институты управления экономикой: СНК - в Совет министров СССР, а наркоматы - в министерства.

В 1947 г. были образованы Госснаб (госкомитет по снабжению народного хозяйства) и Гостехника (госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство).

Денежная реформа

Важнейшим событием 4-й пятилетки в сфере финансов и торговли стала денежная реформа 1947 г., проведённая одновременно с массовым снижением цен и отменой карточной системы. В результате выросла покупательная способность рубля и повысилась реальная зарплата. Проведённая тогда же конверсия облигаций Государственного займа 1938 г. позволила собрать статистику для организации конверсии остальных займов, которая состоялась в следующем году.

В ходе реформы бумажная наличность была обменена на новые купюры в соотношении номиналов 10:1. Примечательно, что набор их колеров по номиналам полностью повторял последние банкноты царской России. Вклады подверглись дифференцированной переоценке. Мелкие (до 3000 руб), составлявшие 80% всех вкладов, не переоценивались, и таким образом их владельцы получили существенную «премию». Для сумм от 3 до 10 тыс.руб. отношение обмена было установлено 3:2, а от 10000 руб. и выше - 2:1. Розничные цены снизились в среднем на 17%, а цены колхозных рынков более, чем в 3 раза.

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после её проведения.Реформа ударила прежде всего по спекулянтам, державшим свои накопления на руках. При том, что наличноденежная масса уменьшилась с 43,6 до 14 млрд руб., не было предъявлено к обмену дензнаков на сумму около 4 млрд руб.

В 1948 г. все госзаймы предшествующих лет были конвертированы в Государственный 2% заём 1948 г., после чего в 1949–57 гг. ежегодно выпускался новый государственный заём.

28 февраля 1950 г. была произведена ревальвация рубля к доллару, с 5,3 до 4 рубля. Новое золотое содержание рубля было определено равным 0,222168 г.

Среднегодовые затраты на займы составляли в 1956 г.: на одно крестьянское хозяйство 214 руб. (17,83 в месяц), а у рабочих и служащих 76,6% месячной зарплаты (6,4% в месяц).

Политика розничных цен

На первую послевоенную пятилетку легла непростая задача отмены карточной системы распределения ряда товаров массового спроса. Карточные системы и нормативы распределения во время второй мировой войны действовали и в ряде крупнейших капиталистических экономик; нормирование распределения прочно закрепило за собой роль одного их мощнейших инструментов государственно-монополистического регулирования. К нему буржуазное государство прибегает при каждом случае, когда либеральные принципы свободы рынка и ценообразования в силу тех или иных факторов чреваты катастрофическими последствиями для господства капитала.

Антисоциальный характер буржуазного государства в полной мере проявляется в те моменты, когда по завершении полосы усиленного госрегулирования приходится отменять нормы и карточки. Так, зимой 1945-1946 года западные зоны побеждённой Германии по вине союбзников потерпели самую настоящую гуманиторную катастрофу, когда от голода и холода погибли десятки тысяч мирных жителей - стариков, женщин и детей. Полуголодное существование влачили в эти годы и жители рядва другиз периферийных стран, например, Норвегии. Помощь, предоставленная впоследствии по , имела на этом фоне значительный пропагандистский эффект и позволила мировому империализму удержать в своей орбите страны, население которых в годы мировой войны стало объективно склоняться к социализму.

Гипотетическая возможность получения кредитов Советским Союзом по этой линии, о которой рассуждают некоторые публицисты, была блефом. Реальный объём инвестиционных ресурсов и товарной массы, которые могли предоставить США другим странам по окончании войны, были внушительны, но не безграничны. Для СССР с учётом масштабов разрушений и численности населения требовалось едва ли не больше, чем континентальной Западной Европе - США чисто физически не смогли бы предоставить Советскому Союзу такие средства. Поэтому «кабальные условия» предоставления средств служили дополнительной гарантией тому, что СССР не спутает все карты, формально запросив у Запада кредиты под машины, оборудование и товары массового спроса.

Цены на товары оставались выше предвоенных, и поэтому после денежной реформы и вплоть до 1954 г. ежегодно проводилось их снижение. В 1954 г. цены составляли уже 43% от уровня 1947 г., но ещё превышали предвоенные. Ежегодное снижение розничных цен служило инструментом повышения благосостояния одновременно всего населения, при этом в наибольшем выигрыше оказывались наименее оплачиваемые слои населения, в том числе крестьянство.

Чтобы предотвратить ажиотажную скупку товаров, перед отменой карточек был предварительно накоплен товарный запас на сумму 1,7 млрд. руб. После отмены карточек, с переходом к единым розничным ценам резерв был «разбронирован» и поступил в торговые сети городов (1,1 млрд.руб.) и сёл (0,6 млрд руб.).

Некоторые итоги пятилетки

За 4-ю пятилетку было восстановлены и введены в действие 6,2 тыс., или практически все крупные промышленные объекты. Капиталовложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Был восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга и шахты Донбасса. К концу 1948 г. промышленность вышла на довоенный уровень. В городах и посёлках восстановили и построили 201 млн.м² общей площади, в т.ч. 2,7 млн. индивидуальных домов на селе. Всё жильё государство предоставляло, как и прежде, бесплатно.

Под индустриализацией в широком смысле, понимают процесс перехода всех отраслей народного хозяйства страны и в первую очередь в промышленности к крупному машинному производству. В узком смысле советская индустриализация 30-х годов XX века представляет собой ускоренное наращивание энерго-ресурсных и фабрично-заводских мощностей экономики СССР, для преодоления катастрофического отставания от промышленно развитого Запада.

Социалистическую индустриализацию обычно связывают с реализацией первых пятилетних планов развития социально-экономического потенциала Советского Союза. Процесс индустриализации в СССР до сих пор вызывает у специалистов по истории, экономике и политологии разноречивые оценки по целеполаганию, методам, средствам и итогам выдающегося явления XX века.

Для того чтобы составить своё представление о процессе нужно рассмотреть исходные данные, содержание и реальные итоги советской индустриализации.

Несмотря на приукрашивание достижений дореволюционной Российской империи, промышленный потенциал не обеспечивал многие потребности в полной мере и находился в основном под контролем иностранных инвесторов. Первая Мировая и Гражданская войны частично разрушили даже то, что имелось. На момент образования СССР в 1922 году экономика страны представляла собой руины и не могла обеспечить обороноспособность страны во враждебном окружении.

Необходимость социалистической индустриализации экономики СССР была окончательно осознана правящими верхами на XIV съезде ВКП(б). Партийный форум был назван «съездом индустриализации» потому что на нём был взят курс на полное достижение экономической независимости СССР. Несмотря на то, что в постановлениях проблема индустриализации рассматривалась только в общих смыслах, решения съезда имели исключительное значение. Курс на индустриализацию предусматривал сверхускоренные темпы развития советской индустрии в ходе реализации планов первых трёх пятилеток (1928-1932 и 1933-1937 гг. Третью, 1938-1942 гг. прервала война).

Причины индустриализации

После того как к середине 1920-х годов СССР вышел по основным параметрам на экономические показатели 1913 года обозначились предпосылки к преодолению:

  1. Отсталости страны в технико-экономической области.
  2. Технологической и структурной зависимости отечественной экономики от Запада, что существенно ослабляло обороноспособность советского государства.
  3. Недоразвитости сельскохозяйственного сектора экономики.

Предпосылки переросли в главную причину индустриализации – Советский Союз должен был превратиться из страны ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую средства производства.

Цели индустриализации

Историческая ситуация складывавшаяся вокруг СССР определила целевые установки процесса индустриализации:

  1. Советский Союз должен был пойти по пути устойчивого научно-технического развития и технологического рывка.
  2. Создание полноценного оборонного потенциала, обеспечивавшего все военные потребности для защиты рубежей страны.
  3. Развитие новых мощностей тяжёлой промышленности и металлургии.
  4. Полная экономическая независимость от других (более развитых государств).
  5. Улучшение уровня жизни советского народа.
  6. Демонстрация перед миром капитализма преимуществ социализма.

Достижение поставленных целей должно было обеспечить выход СССР из состояния вопиющей бедности к переходу в фазу роста и всестороннего процветания.

Условия для индустриализации

Проблемы в народном хозяйстве были настолько очевидны, что за их решение необходимо было браться сразу, невзирая на не очень благоприятные условия:

  1. Экономическое развитие было затруднено разрушительными последствиями Гражданской войны.
  2. Острая нехватка квалифицированных кадров.
  3. Собственное производство средств производства не налажено, потребности экономики в машинах и оборудовании удовлетворяются за счёт импорта.
  4. Ослабление, а в некоторых моментах полное отсутствие международных экономических связей.

Такие условия для индустриализации были крайне неблагоприятными и требовали решительных мер от советской власти.

Источники средств для индустриализации

Процесс кардинального преобразования экономики страны требовал колоссальных затрат. Источниками финансирования и осуществления комплекса мероприятий индустриализации являлись:

  • Перекачивание средств из лёгкой промышленности на развитие тяжёлой;
  • перемещение материальных ресурсов развития аграрного сектора в промышленный;
  • систематические внутренние займы у трудящегося населения;
  • монетизация трудового энтузиазма народа (социалистическое соревнование, массовое перевыполнение плана, стахановское движение и др.);
  • доходы от международной торговли;
  • почти даровая рабочая сила ГУЛАГа.

Запад постоянно менял свои требования по оплате своих поставок машин и технологий, что порой приводило к катастрофическим диспропорциям (голод начала 30-х годов).

Методы индустриализации

Инициированная государственной властью индустриализация была поддержана небывалым энтузиазмом народных масс. Доминировал командно-административный метод осуществления всех проектов экономических преобразований в СССР. Мероприятия форсированной индустриализации осуществлялись ударными темпами и с серьёзными недоработками. Но это тот случай, когда «количество перерастает в качество».

Ход индустриализации

Первая пятилетка (1928 – 1932 гг.)

В результате мероприятий по выполнению первого пятилетнего плана было:

  1. Осуществлено строительство больше чем 1500 промышленных предприятий.
  2. Увеличен вдвое национальный доход страны.
  3. Завершено строительство Днепрогэса – крупнейшей на тот момент электростанции в мире.
  4. Введено в строй металлургическое производство в Липецке, Свердловске (Уралмаш), Челябинске, Новокузнецке, Норильске и Магнитогорске.
  5. Начато производство тракторов в Сталинграде, Харькове, Челябинске и Нижнем Тагиле.
  6. Начато массовое автомобильное производство на заводах ГАЗ и ЗИС.
  7. Строительство Беломорканала.
  8. Закончено строительство Турксиба (Туркестано-Сибирской железной дороги).
  9. Произошло создание нового промышленного района – Кузбасса.
  10. Введение 7-часового рабочего дня при полной ликвидации безработицы.
  11. Достигнуто 2-е место в мире по машиностроению, выплавке чугуна и добычи нефти, 3-е место по производству электроэнергии.

Вторая пятилетка (1933 – 1937 гг.)

  • Построено уже свыше 4500 крупных промышленных объектов;
  • Завершено строительство Беломорканала;
  • начато масштабное строительство Московского метрополитена (первая линия метро была введена в 1935 г.);
  • массовое строительство военных заводов;
  • всестороннее развитие советской авиации.

Третья пятилетка (1938 – 1942 гг.)

  1. введены в строй свыше 3-х тысяч промышленных предприятий.
  2. Заработали Угличская и Комсомольские ГЭС.
  3. Построены Новотагильский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы.
  4. Выпустили продукцию Балхашский и Среднеуральский медеплавильные заводы.
  5. Вступил в строй нефтеперерабатывающий завод в Уфе.

Что дали стране пятилетки их значимость для индустриализации

При определённых недостатках успехи первых пятилеток впечатляют.

Во-первых, СССР стал в целом индустриальной страной.

Во-вторых, накануне войны, по разным подсчётам, в структуре доходной части бюджета поступления от индустрии составляли от 50 до 70%.

В-третьих, рост промышленности в 2,5 раза превышал показатель 1913 г.

В-четвёртых, СССР занял 2-е место в мире по показателям объёмов промышленности. В-пятых, Советский Союз добился полной государственной и военно-экономической независимости.

Индустриализация дала всё, без чего нельзя победить в крупномасштабной войне.

Итоги индустриализации: позитивные и негативные

Позитивные итоги

Негативные итоги

В строй введено 9000 новых промышленных объектов.

Народ терпел лишения из-за ухудшения работы лёгкой промышленности и принуждения к заимствованию государству своих средств.

Создание новых промышленных отраслей: тракторной, автомобильной, авиационной, химической и станкостроительной.

Перегибы с коллективизацией и обеднение деревни.

Валовые объёмы промышленности выросли в 6,5 раз.

Тяжёлые условия труда рабочих и особенно заключённых.

СССР занял 1-е место в Европе 2-е место в мире по промышленным объёмам.

Завершение формирования командно-административной и плановой экономики

СССР мог самостоятельно производить все виды продукции промышленности.

Создание советской индустрии, как основы тоталитарного государства.

Страна урбанизировалась, городское население выросло до 40%.

Чрезмерные объёмы вывоза за границу зерна, природных ресурсов и даже культурных ценностей.

Создался мощный слой отечественной инженерно-технической интеллигенции.

Рост бюрократии (число наркоматов и ведомств существенно увеличилось).

Полностью ушла в прошлое безработица.

Административный произвол.

Индустриализация СССР – жёсткие, но своевременные преобразования

В 20 — 30-е годы XX века Советскому Союзу реально угрожала потеря суверенитета. Только благодаря жёсткой и целенаправленной политике высшей власти, энтузиазму и величайшему напряжению сил советских трудящихся удалось совершить мощный индустриальный рывок. СССР стал независимой экономической и технической державой, способной обеспечить себя всем необходимым для надёжной защиты своих рубежей.


После окончания войны разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень 1940 года не был достигнут по добыче угля, нефти, выплавке чугуна, стали, выпуск ткани. Посевные площади сократились, уменьшилось поголовье скота. Под влиянием этих факторов национальный доход страны составил в 1945 г. 83% к уровню 1940 г. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3.
Четвёртая пятилетка СССР (1946-1950) - послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Основной задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны, восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превосхождения этого уровня в значительных размерах.
Для реализации этой задачи в 1945-1946 гг. был предпринят ряд организационных шагов.
15 марта 1946 г. народные комиссариаты преобразованы в министерства (причины: закончился этап революционной ломки, для которого был характерен отказ от старых названий; министерства должны подчеркнуть идею единоначалия, выстроить вертикаль).
В первые послевоенные годы среди руководства страны дискуссионным оставался вопрос о темпах и методов восстановления народного хозяйства. Оформилось две точки зрения.
1. Медленный вариант. Сторонники – секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов, председатель Госплана Н. Вознесенский. Идеи: советский народ работал с перенапряжением сил все годы войны. Теперь ему можно предоставить возможность отдыха. К тому же с окончанием войны в странах Запада произойдет кризис, ослабнет угроза с их стороны.
2. Быстрый вариант. Сторонники - Л.П. Берия, Г.М. Маленков. Несмотря на усталость и перенапряжение сил народа, невозможно выбрать путь медленных темпов восстановления, необходим форсированный вариант. Экономический кризис страны Запада преодолеют быстро, и вновь обострятся противоречия между социалистическим и капиталистическим миром. Главный фактор необходимости форсировать
восстановление - монопольное обладание США ядерным оружием и обстановка холодной войны.
Последнее слово оставалось за Сталиным, который в 1946 г. заявил, что главное условие безопасности СССР - форсированный рост тяжелой промышленности. Выбор состоялся в пользу 2-го варианта.
По официальным данным 1950 г. план был выполнен и перевыполнен. Сегодня многие исследователи считают, что выполнение плановых заданий четвёртой пятилетки составило только 88 процентов. В любом случае за послевоенную пятилетку сделано очень многое.
В СССР по-прежнему прочно господствовала модель хозяйствования, основанная на жестко централизованном и всеобъемлющем планировании, командно-административной и распределительной системе. Созданная экономическая мощь ценой громадного напряжения народа, оплачиваемого скудно, на уровне минимальной физиологической достаточности, в короткий пятилетний срок восстановила разрушенное практически наполовину народное хозяйство. Кстати, это подтверждает, что данная модель хозяйствования имеет бесспорные преимущества в экстремальных условиях.
Однако общество в основном живет в нормальных условиях, когда экономический прогресс достигается через интерес, свободный труд, конкуренцию, выигрываемую посредством научно-технического прогресса и лучшей организации. Именно все это отсутствовало в практиковавшейся модели хозяйствования, а потому она изжила себя практически с 50-х годов, начиная с пятой пятилетки.
Модель требовала количественного роста объемов производства. И оно росло с учетом или без учета потребности общества.
В результате при громадном объеме вовлеченных в производство ресурсов результат в виде потребительских товаров и услуг оказался крайне низким, рынок - пустым. Отечественный продукт уступал мировому уровню по трудоемкости - более чем в 5 раз. Качество потребительских товаров, да всей продукции народного хозяйства было сравнительно низким. Продукт национальной экономики - товары и услуги в основном оказался неконкурентоспособным ни по цене, ни по качеству, Отечественное производство характеризуется в итоге крайней неэффективностью. Отсюда и соответственно низкий уровень по всем важнейшим социально-экономическим показателям
жизненного уровня населения страны - продолжительности жизни, здоровью населения, доходам, качеству жизни.

Сравним, как это было в Германии.
После II мировой войны страна лежала практически вруинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, в то же время более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела
товарного покрытия. По тогдашним расчетам оккупационных властей, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в двенадцать лет, а костюм – раз в пятьдесят лет. Более того, оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована.
Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Тем острее стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и новой системы государственного управления.
Вошедшее в историю «немецкое экономическое чудо», т.е. быстрый рост экономики ФРГ, представляет собой пример успешного выхода из острейшего кризиса как результата умелых действий политического руководства, сохранившего политическую стабильность, и сбалансированного вмешательства государства в экономическую жизнь страны, направленного на создание фундамента для быстрого
развития экономики, в сочетании с внешней экономической поддержкой.
Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав экономическую и денежную реформу.
В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который огласил Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года.
Хотя план Маршалла и не был единственной движущей силой послевоенного восстановления, всё же он стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным.
Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.

Советские экономисты объясняли быстрый подъём германской экономики финансовыми вливаниями из США. Однако не следует забывать, что это были кредиты, которые были быстро погашены. И сейчас уже очевиден факт, что успех Германии достигнут за счёт лучшей системы хозяйствования.







Лозунги для собраний трудящихся на марках:
Пламенный призыв ленинградцев - пятилетка в четыре года - станет всенародным!
Выполним план послевоенной Сталинской пятилетки в четыре года!

Ещё несколько серий марок 1948 года "За досрочное выполнение послевоенного пятилетнего плана.
Эти марки в своё время не вызвали особый восторг у коллекционеров ввиду их однообразия, невыразительности оформления и большого количества. Всего первой послевоенной пятилетке было посвящено 58 марок.







История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый Коллектив авторов

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

Героическим трудом советского народа под руководством Коммунистической партии за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов в годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений.

Объединив усилия трудящихся всей страны, Коммунистическая партия обеспечила успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.». Советские люди продемонстрировали массовый трудовой героизм, мирились с временными лишениями, чтобы быстрее залечить тяжелые раны войны. Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда.

Общие итоги возрождения промышленности . За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40 и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно - сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции.

За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования.

При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара - песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений.

Крупнейшая из восстановленных шахт Донбасса «Новогундоровская» № 2 с полностью механизированными процессами угледобычи, 1950 г.

В послевоенные годы политика партии и Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и на достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства.

Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена.

Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др.

Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил уровень 1940 г. на 73 % вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве - на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне.

Итоги восстановления топливно - энергетической базы и металлургии. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики.

Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт - час по сравнению с 48,3 млрд. кВт - час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт - час и составляло 14,7 млрд. кВт - час.

Уже в первом году пятилетки коллектив Харьковского турбогенераторного завода изготовил уникальную турбину мощностью 100 тыс. кВт для Зуевской электростанции. На Криворожской ГРЭС в апреле 1946 г. прошла испытание первая восстановленная турбина мощностью 10 тыс. кВт. Во Львове был введен в строй новый турбогенератор мощностью 12 тыс. кВт. К осени 1946 г. закончились восстановительные работы на Харьковской ГЭС № 2. Коллектив Ленинградского металлического завода к этому времени изготовил первую из шести мощных гидравлических турбин свыше 100 тыс. кВт для Днепровской ГЭС им. В. И. Ленина. В марте 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый агрегат восстановленного Днепрогэса, а к концу пятилетки его мощность составила 650,6 тыс. кВт, т. е. увеличилась на 90 тыс. кВт по сравнению с довоенным уровнем. За годы пятилетки были полностью восстановлены Штеровская, Кураховская, Зуевская, Северодонецкая, Криворожская и другие районные тепловые электростанции, а также все коммунальные и большинство промышленных электростанций. Вступили в строй новые ГРЭС в Херсоне, Полтаве, Бердичеве, Кременчуге, Кировограде, Мелитополе и других промышленных центрах. Началось строительство новой электростанции в Донбассе - Мироновской ГРЭС.

Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Донецкий район снова воссоединился с Днепровским энергорайоном. Широким фронтом в Донбассе велось строительство тепловых электростанций местного значения.

В годы четвертой пятилетки в СССР впервые в мире началось строительство атомной промышленной электростанции мощностью 5 тыс. кВт.

Высокими темпами восстанавливалась и прокладывалась электросеть. К концу пятилетки ее протяженность с напряжением 35 кВт и выше составила 4,6 тыс. км, или на 13 % больше, чем в 1940 г. Широко внедрялась механизация и автоматизация, новые более производительные установки высокого напряжения.

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли постоянное внимание вопросам развития угольной промышленности Донбасса. Большинство основных шахт этого района вступили в строй и давали топливо к концу пятилетки. Одновременно начинали функционировать десятки новых угледобывающих предприятий.

В угольной промышленности страны, в том числе и Украины, происходили глубокие качественные изменения в технике добычи. Впервые стали широко применяться системы машин и механизмов, развертывалось коренное техническое перевооружение всего горного дела.

Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов.

Если к осени 1947 г. горняки Донбасса дали стране свыше двух третей довоенной добычи угля, то в четвертом квартале 1949 г. - уже больше, чем в 1940 г. Возрождение угольной промышленности Донбасса было завершено, что явилось большой победой советского народа.

Успешно развивалась нефтяная и газовая промышленность страны. В результате широкого развертывания разведочного бурения, применения новой техники, в частности, советских турбобуров, были открыты многочисленные нефтяные месторождения. На территории Украинской ССР проводились большие геологоразведочные работы по открытию месторождений природного газа. В строй действующих вступил газопровод Дашава - Киев.

Большие успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946–1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. Самоотверженным трудом строителей, металлургов, с помощью всего советского народа были восстановлены и в значительной степени реконструированы основные металлургические гиганты Донбасса и Приднепровья - «Запорожсталь», «Азовсталь», макеевский им. С. М. Кирова, краматорский, енакиевский заводы. Успешно шло возрождение железорудной базы - Криворожского бассейна. К началу 1948 г. здесь были введены в строй все 60 шахт, действовавших до войны. Полное восстановление металлургических заводов Украины закончилось в 1951 г. Всего же за годы восстановления (учитывая и 1943–1945 гг.) на Украине были введены в эксплуатацию 36 доменных и 80 мартеновских печей, 78 прокатных станов. Хотя общее число работающих агрегатов еще не достигло довоенного, средняя мощность технически усовершенствованных доменных, мартеновских и коксовых печей, прокатных и трубопрокатных станов к концу четвертой пятилетки стала выше, чем в 1940 г. К концу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства чугуна на «Азовстали», «Запорожстали», на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова, выплавки стали на Енакиевском металлургическом заводе, «Азовстали» и др. В 1950 г. республика дала стране свыше 9,1 млн. т чугуна, 8,3 млн. т стали, 6,9 млн. т проката, 21 млн. т железной руды, 15 млн. т кокса, свыше 78 млн. т угля. Она производила больше, чем до войны, проката, черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений, почти столько же, как до войны, стали, чугуна, угля.

Восстановление и развитие машиностроения, транспорта и легкой промышленности . Машиностроители Советской Украины в годы четвертой пятилетки налаживали выпуск новых машин и агрегатов, призванных обеспечить механизацию труда во многих отраслях народного хозяйства, повысить производительность труда.

В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования - в 2,7, электромоторов нормальных - в 2,5, электромоторов взрывобезопасных - в 3,3, плугов тракторных - в 3, культиваторов тракторных - в 5,7, молотилок сложных - в 5,1, вагонов товарных - в 2,1, экскаваторов - в 9,3, велосипедов - в 4,4 раза.

Уже в первом году четвертой пятилетки на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» была изготовлена углепогрузочная машина. На шахтах «Дельта-3» треста «Ворошиловуголь» успешно прошли испытания установки «угольный струг» для механизации очистных работ на пологопадающих пластах. В сентябре 1946 г. из цехов строящегося завода «Львовсельмаш» вышли первые образцы готовой продукции, а в октябре месячный план был досрочно выполнен на 113 %. Сверх задания было выпущено 100 машин.

Машиностроители Украины изготовляли оборудование и для арктических экспедиций, для горнорудной промышленности и судостроительных верфей Крайнего Севера. Значительных успехов в этом достигли коллективы харьковских электромеханического завода, «Свет шахтера» и др. Коллектив Новокраматорского машиностроительного завода в 1950 г. создал оборудование непрерывного тонколистового стана «1450» для Магнитогорского металлургического комбината, в том числе уникального горизонтального пресса для обжима слябов весом 464 т. Завод поставил также 97 экскаваторов и драглайнов для строителей Волго - Донского канала, тысячи сложных турбинных деталей, подъемных механизмов и другое оборудование. Для автомобильной и тракторной промышленности страны новокраматорцы создавали горизонтально - ковочные машины, различные краны. Одесский завод радиальных станков в 1950 г. освоил выпуск вертикально - алмазно - расточного стана для шлифовки блоков цилиндров, а Одесский завод тяжелого краностроения им. Январского восстания приступил к серийному выпуску 10–тонного железнодорожного самоходного крана и освоил выпуск 25–тонного крана. Коллектив Одесского станкостроительного завода им. С. М. Кирова наладил выпуск координатно - расточных станков высокой точности.

Большой вклад в создание новых, более совершенных орудий труда внесли машиностроители харьковских тракторного завода им. Серго Орджоникидзе, «Свет шахтера», электромеханического завода (ХЭМЗ), «Серп и молот», «Красный Октябрь» и др. Коллектив ХТЗ, не снижая темпов выпуска продукции, освоил новый дизельный трактор ДТ-54, наладил массовый выпуск садово - огородных тракторов ХТЗ-7. Рабочие завода «Серп и молот» освоили выпуск комбайновых моторов. На предприятии «Свет шахтера» был освоен выпуск высокопроизводительных транспортеров, а на заводе «Красный Октябрь» - мощных прессов. Коллектив ХЭМЗа изготовлял электродвигатели новейших типов, взрывобезопасные моторы для химической и горной промышленности, а также уникальные машинные агрегаты для шагающего десятикубового экскаватора.

Несмотря на то что стране практически заново пришлось восстанавливать такие гиганты сельскохозяйственного машиностроения, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, запорожский комбайновый завод «Коммунар» и др., сельское хозяйство с каждым годом получало все больше сельхозмашин. В феврале 1948 г. с конвейера ХТЗ сошел послевоенный десятитысячный трактор. В этом же году коллектив предприятия выпустил больше машин, чем, в 1940 г. Превзошел довоенный уровень производства в 1949 г. коллектив киевского завода «Большевик».

За годы четвертой пятилетки работники машиностроительной промышленности поставили сельскому хозяйству страны 536 тыс. тракторов (в перечислении на 15–сильные) и 93 тыс. зерновых комбайнов. Если до начала войны в стране работали три тракторных завода, то в 1950 г. их стало уже семь. С каждым годом росла энергонасыщенность отечественных тракторов, улучшались их эксплуатационные характеристики.

Харьковский завод транспортного машиностроения (в 1957 г. ему присвоено имя В. А. Малышева) в 1946 г. начал серийный выпуск рудниковых электровозов, в 1947 г. освоил выпуск мощных магистральных тепловозов ТЭ-1, с 1950 г. - ТЭ-2. Коллектив харьковского машиностроительного завода «Свет шахтера» достиг по объему производства довоенного уровня и изготовлял скребковые конвейеры и средства шахтного освещения. В этом же году довоенного уровня производства достиг Харьковский электромеханический завод. Харьковский завод малых агрегатных станков в 1946 г. начал выпуск агрегатных станков А-1. В 1946 г. был введен в строй Харьковский завод по производству тепловозного оборудования (ныне «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина). В 1947 г. здесь был изготовлен первый электродвигатель для тепловоза ТЭ-1.

Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода. Было начато строительство Львовского автосборочного завода, превращенного в 1951 г. в автобусный. В республике началось производство дорожных машин, значительно возросло изготовление оборудования и приборов автоматики и телемеханики, сложной измерительной техники и радиоаппаратуры. Коллектив Лутугинского завода Ворошиловградской области освоил новую технологию производства высокостойких валков для прокатных станов. На Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции была внедрена новая технология выплавки стали, изготовления бронзовых деталей и деталей из биметалла на чугунной основе. Коллектив Рубежанского химкомбината освоил производство новых стойких видов кубовых красителей.

К 1950 г. восстановление разрушенной в ходе войны химической промышленности Украины в основном было завершено. Объем ее валовой продукции составил 97 % уровня 1940 г. Выпуск минеральных удобрений превысил довоенный уровень в 1,5 раза, химических волокон - в 1,8, лаков и красок - в 2, резиновой обуви - почти в 3 раза.

За 1946–1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Работники железнодорожного транспорта досрочно выполнили пятилетку. Они почти вдвое повысили производительность труда и перевезли сверх плана миллионы тонн грузов.

Значительные изменения произошли в развитии морского и речного, автомобильного и коммунального транспорта. В последнем году пятилетки грузооборот на речном, автомобильном и воздушном транспорте превысил довоенный уровень.

В годы четвертой пятилетки много было сделано для восстановления легкой промышленности Украины. С помощью братских республик создавались новые предприятия легкой и местной промышленности. Развитие легкой промышленности в эти годы осуществлялось высокими темпами. Среднегодовой прирост производства обуви в 1946–1950 гг. составлял более 50 %, а хлопчатобумажных тканей - свыше 58 %. В 1950 г. валовая продукция легкой промышленности достигла 79 % уровня 1940 г., а уровень производства местной промышленности республики достиг довоенного, по некоторым показателям даже превзойдя его. Производство хлопчатобумажных тканей по сравнению с довоенным увеличилось в 1,5 раза. Все это положительно сказалось на повышении материального уровня жизни трудящихся.

В годы четвертой пятилетки социалистическая система хозяйства снова продемонстрировала перед всем миром большие возможности. Советский народ под руководством Коммунистической партии без помощи извне нашел силы и средства для одновременного обеспечения высоких темпов восстановительных работ и дальнейшего развития производительных сил страны. Был достигнут значительный подъем всех отраслей народного хозяйства, обеспечено дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи социалистического государства. Рабочий класс, трудящиеся Украинской ССР при помощи братских республик добились больших успехов в восстановлении промышленности, транспорта. За 1946–1950 гг. индустрия республики была не только восстановлена, но и сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Пятилетний план страны по общему объему промышленной продукции был выполнен досрочно - за 4 года и 3 месяца. В этот период были достигнуты существенные результаты в развитии транспорта, капитального строительства.

Произошли структурные изменения в промышленности Украины. Получили развитие новые отрасли. Успешное восстановление народного хозяйства явилось ярким свидетельством преимущества плановой социалистической экономики, залогом новых свершений советского народа в развитии народного хозяйства, укрепления оборонного могущества нашей Родины.

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

4. Итоги восстановления промышленности республик Сравнивая итоги восстановления крупной промышленности республик, можно заметить существенные различия в достигнутом уровне производства каждой из них. Довоенный уровень промышленного производства в большей степени

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные задачи и итоги выполнения плана первой пятилетки Одобряя первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР в его оптимальном варианте, XVI конференция ВКП(б) (апрель 1929 г.) подчеркнула, что этот план обеспечивает:«а) максимальное развитие производства

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДОВ И СЕЛ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ИЗ НОТЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ТОВ. В.М. МОЛОТОВА ОТ 6 ЯНВАРЯ 1942 г.[Документ СССР-51/2]...В захваченном недавно недалеко от города Верховья Орловской области приказе по 512 немецкому пехотному полку,

Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные итоги второй пятилетки. Завершение построения материально-технической базы социализма В ходе выполнения плана второй пятилетки реализовался принцип сочетания перспективного и текущего планирования народного хозяйства. Годовые планы, составляемые в

Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович

XLVII Итоги первой пятилетки Ещё в 1931 году Троцкий предупреждал, что «при неправильном планировании и, что ещё важнее, при неправильном регулировании плана в процессе его выполнения, кризис может развернуться под самый конец пятилетки и создать непреодолимые затруднения

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

3. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Мероприятия партии и правительства по восстановлению экономики республики. Братская помощь народов СССР. Важнейшей задачей Коммунистической партии в период успешных наступательных боев была организация

автора Коллектив авторов

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Развитие плана социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина. В. И. Ленин уделял огромное внимание разработке теоретических проблем социалистического строительства. 23 декабря 1922 г. - 2 марта 1923 г., уже будучи

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НА ТРАНСПОРТЕ Успехи в развитии промышленности и транспорта. Благодаря самоотверженному труду советского народа во главе с Коммунистической партией, направляющей и организующей творческую активность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ Завершение коллективизации сельского хозяйства. В конце первой пятилетки вне колхозов оставалось около трети крестьянских хозяйств республики. В отдельных областях, в частности, в Винницкой, единоличники составляли 41 %, в Черниговской -

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УССР В ГОДЫ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ ХVIII съезд ВКП(б) об основных задачах третьего пятилетнего плана в области промышленности. Победа социализма создала условия для вступления СССР в новый исторический период - период завершения социалистического

автора Коллектив авторов

Глава ІІ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Приступая к возрождению разрушенного войной народного хозяйства, партия и правительство исходили из того, что ключ к восстановлению и дальнейшему развитию экономики

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Важнейшая роль в развитии социалистического общества в послевоенный период принадлежала Советам депутатов трудящихся, составляющим политическую основу СССР. В. И. Ленин указывал, что Советы осуществляют «связь