Анализ «Смерть чиновника» Чехов. Смерть чиновника – анализ произведения Анализ смерть чиновника по плану

Ничтожество свое сознавай, знаешь где?


Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.


А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу
дальше...

Рассказ прочитан . Ученики высказали свои первые впечатления. Сюжет прост, ясен, многие увидели анекдотичность, абсурдность ситуации. Обратимся теперь к самому тексту рассказа.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция рассказа – первые два предложения (они же тема текста ) – очень информативна: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола ". Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства ». Все, что надо знать про Червякова, - это, что он экзекутор на верху блаженства.При первом прочтении не менее прекрасный, чем прекрасный вечер экзекутор, глядящий со второго ряда в бинокль да еще «чувствующий себя на верху блаженства», поначалу выглядит только смешно.Вопрос в том, чем вызвано это блаженство .

ЗАВЯЗКА

Завязка конфликта – чих – тоже пока в пределах только смешного: традиционное«но вдруг» только усиливает комичность ситуации, да и авторское отступление о том, «Что все чихают», поначалу не противоречит интонации юмористического рассказа.

Однако само описание процесса чихания дано как не свойственное чиновнику Червякову, внеличное событие, приведшее затем и к смерти: «жизнь так полна внезапностей» . Обращает внимание, что сначала Чехов описывает, что стало с лицом, глазами и дыханием, а уже потом, что сделал сам Червяков (он всего лишь отвел бинокль и нагнулся, видимо, продолжая чувствовать себя на верху блаженства). И только в самом конце описания междометийное «апчхи!!!» возвращает к анекдоту: лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!

ПЕРИПЕТИИ

Перипетии. Первая реакция героя выглядит пока вполне по-человечески: « Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» Однако обстоятельство «как вежливый человек» явно избыточно: исполнительность, уверенность в чиновничьей безупречности Червякова подчеркивается этим. Блаженство и уверенность в собственной непогрешимости подчеркивается и наречием «нисколько» , т.е. ни капельки, ни на йоту, и оксюморонным сочетанием «утерся платочком » (грубое «утерся» и ласкательное «платочком». Довольный собой Червяков даже «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?».

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Собственно, настоящий, так сказать, «внутренний конфликт» начинается именно здесь: «Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то». Никто так и не узнает, действительно ли Червяков«обрызгал» генерала или тот «вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то» из-за каких-то иных причин, а не от «невежества» несчастного чиновника. Но Червяков-то «увидел» и сделал свои «экзекуторские» выводы

Причем сначала Червяков узнал в старичке генерала, а потом подумал, что чихнул на него! Дальше, человеческая ничтожность и чиновничье пресмыкательство, «электричество чина» с каждым новым словом и жестом героя неминуемо ведут его к гибели.

ПЕРВОЕ ИЗВИНЕНИЕ

«Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо" - т.е. сначала герой как бы успокоился, раз «чужой», но, боясь показаться невежливым, решил извиниться: «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

- Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

- Ничего, ничего...»

Конечно, как только Червяков отвлекся от своего «блаженства» и вступил в сферу человеческих отношений, его сущность видна читателю: это и подобострастное «ваше-ство» , и его робость, и его убежденность в праве на пресмыкательство. Но, может быть, именно от того, что падение с высот чиновничьего блаженства было таким внезапным «но вдруг» , Червяков и не может услышать генерала:

- Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

- Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

ИЗВИНЕНИЕ В АНТРАКТЕ

Поскольку блаженства Червяков уже не чувствует, а лишь конфузится и глупо улыбается, он предпринимает новую попытку извиниться, уже в антракте:

- Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите... Я ведь... не то чтобы...

- Ах, полноте... Я уже забыл, а вы все о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

НОВАЯ ФАЗА КОНФЛИКТА

Здесь конфликт вступает в новую фазу: собственно извинений уже не будет, Червяков будет ходить «объяснить», ведь генерал «нетерпеливо шевельнул нижней губой» , а «Червяков, подозрительно поглядывая на генерала», увидел«ехидство в глазах» и решил, что генерал с ним говорить не хочет. Теперь Червяков не извиняться будет, а объяснять, что «вовсе не желал... что это закон природы» ! Объяснить необходимо, «а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.." Так думает Червяков. Почему наш герой решил, что генерал непременно должен так подумать, тем более «после» ? Видимо, потому что генерал! Кто их генералов разберет!

РАЗГОВОР С ЖЕНОЙ

Разговор с женой - это уже новая стадия конфликта:

«Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась».

Чехов пишет легкомысленно», потому что для Червякова конфликт перерос «умения держать себя в обществе» . Червяков считает, что он поступил безукоризненно правильно: во-первых, «нисколько не сконфузился », во-вторых, « утерся платочком» , в-третьих, «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» В конце концов, он даже извинился, «как вежливый человек» и «прекрасный экзекутор» , хотя мог и не извиняться, ведь начальник«чужой»! Что же еще?!

- А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

Червяков извинения уже принес, причем повторные. Однако беспокойство не исчезает, не зная, в чем винить себя, Червяков винит уже генерала:

- То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

Чехов обыгрывает недовольное недоумение Червякова: генерал путей сообщения «ни одного слова путного не сказал». «Да и некогда было разговаривать».

ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ

«На другой день Червяков надел новый вицмундир , подстригся и пошел к Бризжалову объяснить...» Червяков убежден,что объяснить необходимо, ведь он только экзекутор, а Бризжалов генерал: вдруг не говорящий путных слов подумает что экзекутор хотел в генерала плюнуть!!! Но, «войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала», Червяков уже не может «объяснить», в приемной генерала он уже не человек:

Экзекутор начал докладывать, а закончил, уже извинениями, человек:

- я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

И в очередной раз получил от генерала человеческое прощение. Но с каждым последующим извинением Червякова не чиновническая (в представлении Червякова - «беспутная» человеческая) реакция Бризжалова делает их окончательное объяснение все более невозможным. В то же время желание объяснить становится все более сильным…

"Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню..."

ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

И все более абсурдным, перерастающим в издевательство над генералом и собственное уничижение:

- Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Это предпоследнее объяснение с генералом – очередной поворот в развитии конфликта рассказа. Червяков искренне возмущен, что генерал увидел в червяковской экзекуторской преданности чиновничьему делу насмешку. В конце концов, Иван Дмитрич даже называет генерала про себя фанфароном и в сердцах решает больше не извиняться перед генералом, который «не может понять» того, что понятно экзекутору!

"Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном!

Однако сразу же, почему-то Червяков думает:

Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!"

Чехов не объясняет, почему Червяков не написал письма, каждый читатель может додумать сам:

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Последнее объяснение Червякова – кульминация рассказа. И здесь за этим «объяснить» - все потрясения Ивана Дмитрича, низвергнувшие его из Блаженства в«Аркадии» в пучину человеческого произвола, чиновничьего страха, ужаса перед«сметь-смеяться» и все того же червяковского прежнего недоумения-непонимания, из-за которого он и предпринял череду этих извинений-экзекуций:

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

- Пошел вон!!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

- Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

РАЗВЯЗКА

Развязка конфликта теперь понятна: чиновник Червяков не смог вынести падения с высот своей чиновничьей «аркадии». Вера в собственную чиновничью непогрешимость, неспособность к настоящим человеческим чувствам сделали дальнейшее существование невозможным: собственно Чехов и описывает только «смерть чиновника», а не смерть человека. Как только Иван Дмитрич надел новый вицмундир и пошел объяснить, он совсем перестал уже быть человеком, человек в нем (каким он должен быть по Чехову) умер уже давно. Червяков умер от того, что «в животе

  • Категория: Подготовка к ГИА

Время и история создания

Рассказ «Смерть чиновника» впервые издан в журнале «Осколки» в 1883 го­ду с подзаголовком «Случай». Включен в сборник «Пестрые рассказы».

Мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков смотрел спектакль «Корневиль- ские колокола» и чихнул. Он извинился, но, к ужасу своему, увидел, что си­дящий впереди него статский генерал вытирает лысину и шею перчаткой, так как Червяков случайно обрызгал его. Червяков цепенеет от ужаса. Он еще раз в антракте извиняется перед генералом, тот раздраженно принимает извинения.

Но Червякову этот инцидент не дает покоя. Он приходит на место службы генерала, чтобы извиниться еще раз. Снова он получает в ответ равнодушие и решает написать генералу письмо. Но передумывает и снова отправляется с извинениями к генералу. Тот, взбешенный его навязчивостью, кричит на него и велит выйти вон. Червяков не смог перенести такого генеральского «распекания», пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения - рассказ. Произведение очень невелико по объему, име­ет четко обозначенную композицию, каждая часть которой несет важную смыс­ловую нагрузку.

Первые два предложения - это экспозиция рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола". Он глядел и чув­ствовал себя на верху блаженства».

В этом фрагменте есть важная информация: герой рассказа - маленький че­ловек, мелкий чиновник. Авторская ирония слышна и в дважды повторенном слове «прекрасный», и в слове «на верху блаженства», явно преувеличенно-на­смешливо передающем состояние экзекутора.

За этим нагнетанием «прекрасности» мы ждем неожиданного поворота, и да­лее следует: «вдруг» - чих чиновника: «Лицо его поморщилось, глаза подкати­лись, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!»

Этот эпизод - завязка конфликта. Комичность ситуации усиливает автор­ский комментарий: «Все чихают».

Далее разворачивается «внутренний конфликт»: Червяков понимает, что «обеспокоил» не просто человека, а генерала. С этого момента он не только перестает быть «на верху блаженства», а с каждым последующим эпизодом ска­тывается в пропасть осознания своего человеческого ничтожества. На него неот­разимо действует «электричество чина». Именно этот страх перед вышестоящим чином и осознание своей незначительности в результате приводит его к гибели.

Червяков теперь будет ходить «объяснять» свой проступок, ведь генерал «нетер­пеливо шевельнул нижней губой», а «Червяков увидел у него ехидство в глазах».

Его действиями теперь руководит страх. Дальнейшее поведение чиновника абсурдно.

Нелепость ситуации нарастает: «На другой день Червяков надел новый виц­мундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить...»

Эти детали приготовления к разговору с генералом, подчеркнутые Чеховым, дают яркую характеристику состоянию его героя: для него это торжественный момент решения дальнейшей судьбы.

С каждым последующим извинением Червякова все более раздраженная ре­акция генерала делает объяснение все более невозможным. Червяков же с ма­ниакальным упорством хочет «объясниться», поскольку только после «истинно­го» прощения сможет восстановить свой душевный покой.

Комически выглядит «бунт» Червякова, когда генерал очередной раз выстав­ляет его, заподозрив в искреннем раболепии чиновника насмешку: «Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фан­фароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Но он не смог выдумать письма - интеллектуальные способности чиновника смертельно поражены страхом перед высоким чином.

Кульминация рассказа - последний поход Червякова к генералу с извине­ниями за непроизвольный чих. Крик разгневанного генерал видится чиновнику страшным потрясением, вопиющей несправедливостью, которую не может вы­нести его униженное сознание. Наступает развязка - смерть чиновника.

Исход этой незначительной ситуации также нелеп и абсурден: не умирает че­ловек от таких пустяков (неудачно чихнул, недостаточно убедительно извинил­ся, оказался в неловкой ситуации с человеком вышестоящим и т. д.). Но уже в названии «Смерть (не человека!) чиновника» Чехов подчеркивает, что такое возможно именно в случае с чиновником, потерявшим иные жизненные ориен­тиры и ценности, кроме чиновных.

Произведение Чехова - это рассказ не об исчезновении уникальной человече­ской индивидуальности, а о прекращении функционирования винтика некоего бездушного механизма.

Писатель утрирует ситуацию, характер героя, подчеркивает его «пресмыка- тельскую» натуру говорящей фамилией.

Рассказ содержит в себе комическое, переходящее в обличительное: уничто­жение в человеке человеческого, отсутствие жизни духа, подмена жизни «функ­ционированием» в качестве винтика государственного механизма - это под­вергается писателем резкому осуждению. В этом и есть идея рассказа «Смерть чиновника».

  • Категория: Анализ стихотворения, произведения

Тематика

Переосмысливая традиционную тему «маленького человека», идущую еще от Пушкина, Гоголя, Тургенева и раннего Достоевского, Чехов в то же время продолжает и развивает в новых условиях гу­манистический пафос этого направления. Как и «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевско­го, чеховские произведения исполнены протеста против подавле­ния и искажения человеческой личности, в новых исторических ус­ловиях еще более беспощадного и изощренного. Вместе с тем в рас­сказе предметом осмеяния представлен мелкий чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто не принуадает.

Идея

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а си­туация - необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не слу­чаен - он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действи­тельности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведе­ние, что и стало предметом осмеяния в рассказе. Чехов ратовал за высокие нравственные идеалы.

Основные герои

В рассказе два основных персонажа. Один из них генерал, кото­рый играет второстепенную роль и лишь реагирует на действия ге­роя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это сло­во часто повторяется в тексте) важной персоны. О генерале мы ниче­го существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Яс­но одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них раз­личные логика и понимание - диалог между ними невозможен.

Второй персонаж - чиновник Червяков - объект насмешки в рассказе. Традиционно в русской литературе это был «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный» человек, вызывающий со­чувствие у читателя. Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп. Он писал брату Александру в 1885 г. (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «ма­леньких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных кол­лежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чиноши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать кол­лежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновремен­но: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что уни­жает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, чело­веческого достоинства.

«Мир «маленького» человека в маленьком рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство.

Сюжет, жанр, хронотоп.

Цель : развитие читательской культуры и понимание авторской позиции.

Результаты изучения предмета:

Личностные результаты:
- побудить учащихся задуматься о человеческом достоинстве.
Метапредметные результаты:
- умение слушать, рассуждать, комментировать, делать выводы;

Работать с текстом, находить в нём нужную информацию, перерабатывать её; владеть речью (монологической, диалогической);
Предметные результаты:
в познавательно сфере - умение анализировать рассказ, дать характеристику Червякову, понимать и формулировать тему, идею;
в ценностно-ориентационной сфере – дать оценку авторской задумки, высказать своё мнение;
в коммуникативной сфере – воспринимать на слух чтение рассказа, отвечать на вопросы по тексту, строить монологический текст;
в эстетической сфере – понимать, какую роль играет художественная деталь в создании образа.

    Наглядный материал.

Мультимедийная презентация, портрет Чехова.

    Раздаточный материал.

Текст рассказа «Смерть чиновника».

Приложение 1. Рабочая карта учащегося (на каждого).

Приложение 2. Дополнительный материал (на парту).

Оформление доски

Антон Павлович Чехов

«Смерть чиновника»

Мир «маленького человека» в маленьком рассказе Чехова ??????? Право на пресмыкательство

Иллюстрации к рассказу.

??????? Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

Сюжет, жанр, хронотоп. Эпиграф к уроку.

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом,

пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед

людьми. Среди людей нужно сознавать своё

достоинство.

А. Чехов – брату Михаилу

Ход урока

    Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном писателе Антоне Павловиче Чехове. Мы вспомнили его биографию, анализировали рассказ «Тоска», были на экскурсии в Доме-музее А.П. Чехова. Таким образом, хоть на немного, но окунулись в мир писателя. Вы уже убедились, я надеюсь, что недаром говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно , где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…

Обратимся к его рассказу «Смерть чиновника».

На доске записаны ДВЕ ТЕМЫ УРОКА. Необычно…Я бы хотела, чтобы вы для себя в конце урока определили, какая тема для вас оказалась важнее.

Сегодня будем анализировать рассказ Чехова «Смерть чиновника».

??? Что бы вы предложили для рассмотрения на уроке? (ответы учащихся)

ЦЕЛИ: На сегодняшнем уроке

    проанализируем рассказ, поговорим о сюжете его, жанре, хронотопе;

    дадим характеристику главному персонажу;

    отследим, как развивается тема «маленького человека» в произведении Чехова;

    ответим на вопрос: Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

По мере работы на уроке вы заполняете карты, которые находятся перед вами.

Сегодня нам понадобится словарь к рассказу и дополнительный материал.

    Какова же история создания рассказа «Смерть чиновника»?

(учащиеся рассказывают, пользуясь дополнительным материалом)

История создания:

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев (бывший директор московских театров). Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году в журнале «Осколки» с подзаголовком - «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».

    Мотивация познавательной активности

    До чтения. Прогноз.

??? О чём это произведение? Название – «Смерть чиновника». Ваш прогноз: о чём пойдёт речь?

    Знакомство с текстом.

    Ваши впечатления…

    Формирование умений и навыков

    Анализ эпиграфа к уроку.

(Учитель зачитывает строки)

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.

????Так писал Антон Павлович своему брату Михаилу. Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?

    Переходим непосредственно к анализу произведения. Сюжет.

??? Что такое сюжет?

Ход событий в художественном тексте.

??? Назовите сюжетные элементы?

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, , эпилог.

Задание: Найдите и запишите сюжетные элементы в рассказе (запись в рабочих картах)

1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.

Задание: Составьте цитатный рассказа (запись в рабочих картах)

    «…Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и…чувствовал себя на верху блаженства».
    2. «…нагнулся и…апчхи!!!»
    3. «…старичок…старательно вытирал свою лысину…»
    4. «Извиниться надо».
    5. «Я извинялся, да он как-то странно…»
    6. «Какие пустяки…»
    7. «Генерал, а не может понять!»
    8. «Пошёл вон!!!»
    9. «…он лёг на диван и…помер».

ВЫВОД: Что нам дает такой расклад событий? Как всегда, у Чехова за простотой сюжета скрывается глубокий смысл. А познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею

3. Следующий этап: Хронотоп.

??? Что такое хронотоп?

Хронотоп -время и пространство в художественном произведении.

Задание (групповая работа)

Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».

Время

Пространство

Один прекрасный вечер

Театр «Аркадия»

Тот же вечер

Дома

На другой день

Приёмная генерала

Тот же день

Дома

На другой день

Приёмная генерала

Тот же день

Дома

??? Какие особенности хронотопа вы заметили?

Всего три дня, чередование мест пребывания чиновника.

ВЫВОД: Что дал нам анализ времени и пространства в произведении???

    Происходит, как бы нанизывание сюжета.

    Мы видим так называемые страдания героя.

    Можно определить жанр произведения.

4. Жанр «Смерти чиновника»

??? Каков жанр произведения? Дайте определение рассказа.

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.

??? Докажите, что это рассказ (ответы учащихся)

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три , минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.
(Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение)

5. Очень часто писатели используют в своих произведениях так называемые Говорящие имена.

??? Что это за прием?

??? Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?

??? Вспомните говорящие имена в произведениях русской литературы?

??? Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (для Чехова генерал второстепенная фигура. Для него важен Червяков. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны)

Посмотрите на значения имён.

Иван (др. евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др. греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать

??? Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

ВЫВОД: Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

6. Ключевые слова

Задание. Выпишите ключевые слова(глаголы), создающие образ чиновника.

Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза.
Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз.
Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз. Понять – 1 раз

??? Как они характеризуют Червякова?

По мере работы над образом Червякова на доске записываем характеристику.

Образ Червякова:

    скромный чиновник, «маленький человек»

    чиновник не по роду службы, апо натуре

    добровольно пресмыкается

    постоянно унижается

    отрекся от своего человеческого достоинства и т.д.

7. Творческое задание. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Составьте монолог генерала после смерти чиновника.

8. Интерпретация рассказа. «Маленький человек» Чехова

А.П. Чехов обращается к традиционной теме «маленького человека»

??? Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»? Приведите примеры.


1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
2. Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу» , а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.

??? Червяков – «маленький человек»?

Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».

Чехов совершенно по-другому преподносит нам тему «маленького человека».

??? Кто может сказать: в чем проявилось новаторство Чехова?

За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс. Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.

??? О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?

Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.
Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам».

??? Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой: « Это рассказ о СТРАХЕ. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер » (ответы учащихся)

Не в страхе дело. Червяков не понимает, почему генерал не обругал его. Ведь так ПОЛОЖЕНО. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

??? Зачем Червяков преследует генерала?

В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы : Червяков не понимает , почему генерал не слушает его извинений. вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.

??? Отчего умер Червяков?

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает , при этом весьма настойчиво, только сам . Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» умер оттого, что не был понят и удовлетворён в ПРАВЕ НА ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО.

??? Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности . Заглавие предваряет , в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба . Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»). Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве , держится вся система низкопоклонства , чинопочитания, унижения и самоунижения.

??? Как Чехов относится к своему герою?

В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности, резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине . Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника». В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.

Рефлексия.

???Какую тему вы запишете в свою рабочую карту? Почему?

??? О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?

О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.

??? Что делать, чтобы не стать таким, как чиновник Червяков?

Оценки. Итог.

В русской литературе Чехов считается “Пушкиным в прозе”, благодаря масштабности и непревзойдённой художественной манере. В рассказе Чехова “Смерть чиновника” раскрывается тема “маленького человека”, но не так, как у Гоголя или Пушкина. В произведении “Смерть чиновника” анализ предусматривает ознакомление с историей создания, проблематикой, особенностями жанра и композиции – всё это есть в нашей статье. Она будет полезна для учащихся 9 классов при изучении творчества Чехова на уроках литературы.

Краткий анализ

Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

История создания

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли. В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня. Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

Тема

В рассказе Чехова “Смерть чиновника” поднимается тема маленького человека, раболепского сознания, уничижительного отношения к себе перед лицом высших чинов.

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.

Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым – это конфликт персонажа с собой . Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. Проблематика рассказа обусловлена болезнью общества – привычкой пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе, что достаточно актуально и в наше время.

Червяков и Бризжалов – герои-противоположности : именно генерал должен был стать отрицательным персонажем, но у Чехова они поменялись ролями. Генерал на редкость положительный, адекватный персонаж, а младший чин – труслив, не уверен в себе, назойлив, непоследователен и, по меньшей мере, странен в своих поступках и стремлениях. Основная мысль произведения – потеря нравственных основ, идеалов, на которых держится “здоровая” личность.

Композиция

Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.

Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности. Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции. Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.

Главные герои

Жанр

Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны. Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести. Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 258.