Биография Маяковского. Основные моменты из жизни поэта

Владимир Владимирович Маяковский - поистине выдающаяся личность. Талантливейший поэт, драматург, сценарист и актер. Одна из самых ярких и одиозных фигур своего времени.

Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови.

Во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.

В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».

В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах», которую он впервые прочитал на приеме в доме у Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием. Всю жизнь он любил и ненавидел ее, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз. Стихотворение, посвященное ей, «Лиличка» - одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лилии в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.

Вообще любовная лирика Маяковского не привлекала, основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы. Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского. Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам. Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, - «Барышня и хулиган».

Огромное место в творческом наследии поэта занимает тема революции. Поэт восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». Почти до самой смерти Маяковский прославляет советскую власть, а к ее 10-летнему юбилею пишет поэму «Хорошо».

(Картина Владимира Маяковского "Рулетка" )

Со своими произведениями, прославляющими революцию и товарища Ленина, Маяковский немало гастролирует по Европе и Америке. Рисует сатирические и агитационные плакаты, работает в нескольких издательствах, в том числе в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он с несколькими соратниками создает творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».

Визитной карточкой Маяковского стали изобретенный им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.

Однако, как и многие поэты 20 века, Маяковский не скрывал, что разочаровался в избранном направлении. К концу жизни он отошел от круга футуристов. Новое правительство во главе со Сталиным отнюдь не вдохновляло его творческий потенциал, и на него раз за разом обрушивалась все более и более жестокая цензура и критика. Его выставка «20 лет работы» была проигнорирована политическими деятелями и даже друзьями и коллегами по цеху. Это заметно подкосило Маяковского, а последовавший затем провал его пьес только усугубил ситуацию. Неудачи на любовном фронте, в творческой деятельности, отказ в выезде за границу - все это сказалось на эмоциональном состоянии писателя.

14 апреля 1930 года поэт застрелился в своей комнате вопреки написанным им когда-то строкам: «И в пролет не выйду, и не выпью яда, и курок над виском не смогу нажать…»

Маяковский, Владимир Владимирович – русский поэт, драматург (19.7. 1893, с. Багдади близ г. Кутаиси – 14.4.1930, Москва). Отец – из обедневших дворян – был лесничим на Кавказе. С 1906 Маяковский жил в Москве, некоторое время занимался революционной деятельностью: уже в 1908 он вступил в РСДРП, в 1908-1909 трижды арестовывался. С 1911 он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ранние стихи опубликовал в 1912 в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу». Маяковский принадлежал к группе кубофутуристов, для которой были характерны вызывающее отрицание всего прежнего искусства и поиски новых, небуржуазных форм. Первый сборник стихов Маяковского – Я (1913), первая поэма – Облако в штанах (1915).

Владимир Маяковский - Я поэт... Документальный фильм

С 1915 по 1930 у Маяковского была в Москве общая квартира с супругами Лилей и Осипом Бриками. С Лилей его связывала большая любовь, а Осип (бывший в годы Гражданской войны работником ЧК ) открыто попустительствовал роману своей жены с известным литератором, который материально содержал всех троих. Восторженно приняв большевицкую революцию , Маяковский видел в футуристах авангард коммунистической культуры, рассматривая себя как «барабанщика новой жизни». В декламационных стихах, например, Левый марш (1918), он обращается к широким массам. Мистерия-буфф (1918, 2-е изд. – 1921) – аллегорическое театральное произведение о революционных событиях, которое Мейерхольд поставил в Петрограде.

В 1919 Маяковский начал сотрудничать в центральном советском агентстве печати – РОСТА и написал очень много текстов для плакатов и агитационных стихов на тему текущих событий. Наряду с этим возникали более крупные политико-пропагандистские произведения Маяковского, поэмы 150 000 000 (1920) и Владимир Ильич Ленин (1924), которые оттеснили личную лирическую тему (например – Люблю , 1922) на второй план.

В 1923-25 Маяковский возглавлял журнал футуристов «ЛЕФ ». В 1927 году он восстановил этот журнал под названием «Новый ЛЕФ», но через год ушёл из него. Выступая со своими стихами, Маяковский много ездил по стране, а с 1922 девять раз был за границей (Латвия, Германия, Франция, США, Чехословакия, Польша). Постепенное упрочение новой системы, требовавшей грубо-прямолинейного «пролетарского искусства» и враждебной всяческим художественным экспериментам, повело к росту нападок на Маяковского, в особенности со стороны РАПП . В комедиях Клоп (1928) и Баня (1929) сатира Маяковского направлена против отказа от революционных идеалов и мещанства советских руководящих работников.

В процессе перехода страны к сталинскому режиму Маяковский в 1930 сам вступил в РАПП, что его друзья восприняли как предательство. Однако функционеры РАПП продолжали бороться с ним как с чужеродным элементом. Комедия Баня , также поставленная в театре Мейерхольдом, была снята с репертуара, Маяковскому было отказано в заграничной визе, его выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Потрясенный также несчастной любовью в Париже к эмигрантке Татьяне Яковлевой, Маяковский покончил с собой.

Осип Брик написал более 200 статей, борясь за восстановление поэтической репутации Маяковского. После письма супругов Брик Сталину официальные оценки поэта внезапно переменились: Сталин заявил в 1935, что Маяковский «был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Несмотря на это, критические произведения Маяковского, особенно Клоп и Баня , не получали хода до самой смерти Сталина. Почти вся переписка и некоторые произведения из архива Маяковского оказались недоступными для советских читателей и исследователей, так что даже объективную картину его творчества им было невозможно составить. В советской серии «Литературное наследство» появились в 1958 некоторые материалы, расширяющие и исправляющие эту картину (например, часть переписки с Лилей Брик). Б. Янгфельдт полностью опубликовал эту переписку Маяковского с Брик в 1982 в Швеции.

Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел

Маяковский обладал большим поэтическим и драматургическим талантом; под влиянием футуризма он стремился к новому искусству, освобожденному от «старых традиций» и побеждающему их. Эта творческая тяга и сближала его с большевиками.

В декламационных стихах Маяковского сплавились его собственные устремления и политические установки, граничащий с жаргоном разговорный язык и риторический пафос, лирическая тонкость и поэтический журнализм, одиночество, страстная тоска, внутренняя разорванность и безграничный эгоцентризм, выражающийся в стремлении быть вожаком, в самовосхвалении, презирающем смирение.

Нововведения в русском стихе: использование верлибра, ритмика которого держится только на ударениях, что подчеркивается расположением стиха лесенкой, ориентирующей на произнесение вслух; эллиптический синтаксис; большая свобода в рифмовке, часто ограничивающейся ассонансом, – утвердились благодаря Маяковскому.

Нереалистические элементы вызывающего образного языка Маяковского находят параллель и в его пьесах – в псевдобиблейской символике сцен Мистерии-буфф , изображающих гибель капитализма и коммунистический рай, а также в сатирических преувеличениях при показе современности в комедиях Клоп и Баня . Маяковский характеризовал свой стиль как тенденциозный реализм. Он жаждал вторгаться своим более силовым, чем глубоким творчеством в действительность. Когда эта возможность была у него отнята, он ушел из жизни.

Русский поэт, драматург и сатирик, сценарист и редактор нескольких журналов, кинорежиссёр и киноактёр. Относится к числу величайших поэтов-футуристов ХХ века.
Дата и место рождения – 19 июля 1893 г., Багдати, Кутаисская губерния, Российская империя.

Сегодня мы с помощью фактов расскажем вам о жизни Маяковского.

Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве.

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская.

У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949), и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Именем Маяковского названо множество улиц в городах России и других стран: Берлин, Дзержинск, Донецк, Запорожье, Ижевск, Калининград, Кисловодск, Киев, Кутаиси, Минск, Москва, Одесса, Пенза, Пермь, Рузаевка, Самара, Санкт-Петербург, Тбилиси, Туапсе, Грозный, Уфа, Хмельницкий.

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры.

Вам!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!

В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.

В июле 1906 года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии.

Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение.

В честь Владимира Маяковского названа малая планета (2931) Маяковский, открытая 16 октября 1969 года Л. И. Черных.

Вывод

Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно!

Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

Три раза за всю свою жизнь Маяковский был арестованным.

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-1909 годах трижды арестовывался.

Постоянно с собой носил мыльницу и регулярно мыл руки.

В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

Маяковский за свою жизнь побывал не только в Европе, но и в Америке.

Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!

- «Я сам» (1922-1928)

Маяковскому нравилось играть в бильярд и карты, что позволяет судить о его любви к азартным играм.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

В 1930 году Владимир Владимирович Маяковский застрелился, написав за 2 дня до этого предсмертную записку.

В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

Кем быть?

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
желтые игрушки.

Владимир Владимирович Маяковский снялся в нескольких кинокартинах.

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».

Пароход, затонувший в Риге в 1950 году, был назван в честь Маяковского.

Маяковский подарил Лилии Брик кольцо с гравировкой «Люб», что означало «люблю».

Дешевая распродажа

Женщину ль опутываю в трогательный роман,
просто на прохожего гляжу ли –
каждый опасливо придерживает карман.
Смешные!
С нищих –
что с них сжулить?

Сколько лет пройдет, узнают пока –
кандидат на сажень городского морга –
я
бесконечно больше богат,
чем любой Пьерпонт Морган.

Через столько-то, столько-то лет
– словом, не выживу –
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет –
меня,
сегодняшнего рыжего,
профессора разучат до последних йот,
как,
когда,
где явлен.

Будет
с кафедры лобастый идиот
что-то молоть о богодьяволе.

Склонится толпа,
лебезяща,
суетна.
Даже не узнаете –
я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.

Каждая курсистка,
прежде чем лечь,
она
не забудет над стихами моими замлеть.
Я – пессимист,
знаю –
вечно
будет курсистка жить на земле.

Слушайте ж:

все, чем владеет моя душа,
– а ее богатства пойдите смерьте ей! –
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это – хотите? –
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.

Люди!

Пыля проспекты, топоча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продается драгоценнейшая корона.

За человечье слово –
не правда ли, дешево?
Пойди,
попробуй,-
как же,
найдешь его!

В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

Нуждающимся старикам Владимир Владимирович Маяковский всегда давал деньги.

Собаки очень нравились Маяковскому.

В честь Маяковского названа школа N 1 города Джермук (Армения).

Люблю

Обыкновенно так

Любовь любому рожденному дадена,-
но между служб,
доходов
и прочего
со дня на день
очерствевает сердечная почва.
На сердце тело надето,
на тело - рубаха.
Но и этого мало!
Один -
идиот!-
манжеты наделал
и груди стал заливать крахмалом.
Под старость спохватятся.
Женщина мажется.
Мужчина по Мюллеру мельницей машется.
Но поздно.
Морщинами множится кожица.
Любовь поцветет,
поцветет -
и скукожится.

Мальчишкой

Я в меру любовью был одаренный.
Но с детства
людьё
трудами муштровано.

В 1914-1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней.

Маяковский обычно сочинял стихи на ходу. Иногда ему приходилось ходить 15-20 км, чтобы придумать нужную рифму.

29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку - в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.

Ты

Пришла –
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка мячиком.
И каждая –
чудо будто видится –
где дама вкопалась,
а где девица.
“Такого любить?
Да этакий ринется!
Должно, укротительница.
Должно, из зверинца!”
А я ликую.
Нет его –
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем свадебным прыгал,
так было весело,
было легко мне.

В 1937 году была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве (бывший Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского). В январе 1974 года в Москве открыт Государственный музей Маяковского (на Большой Лубянке). В 2013 году главное здание музея закрылось на реконструкцию, но выставки по-прежнему проходят.

Владимир Владимирович Маяковский считался соучастником антирелигиозной кампании, где он пропагандировал атеизм.

В 1915-1917 годах Маяковский по протекции Максима Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал.

За создание «лесенки». Многие другие поэты обвиняли Маяковского в жульничестве.

Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.

У Маяковского была неразделенная любовь в Париже к русской эмигрантке Татьяне Яковлевне.

17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

У Владимира Владимировича Маяковского была дочь от русской эмигрантки Елизаветы Зиберт, которая умерла в 2016-ом году.

В 1922-1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях.

Маяковский считался ярым сторонником революции, даже несмотря на то, что отстаивал социалистические и коммунистические идеалы.

В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов.

Маяковский за годы жизни попробовал себя в роли дизайнера.

Творения Маяковского были переведены на разные языки мира.

Я и Наполеон

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется – какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?

Ночь пришла.
Хорошая.
Вкрадчивая.
И чего это барышни некоторые
дрожат, пугливо поворачивая
глаза громадные, как прожекторы?
Уличные толпы к небесной влаге
припали горящими устами,
а город, вытрепав ручонки-флаги,
молится и молится красными крестами.
Простоволосая церковка бульварному
изголовью.

В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

Главными потребностями Маяковского были путешествия.

В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.

Маяковский с Лилией Брик никогда не скрывали свои отношения, а муж Лилии был не против такого исхода событий.

Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил.

В крупных изданиях творения Маяковского начали публиковать только с 1922 года.

В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.

Татьяна Яковлева – еще одна любимая женщина Маяковского, была младше него на 15 лет.

Несмотря на тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным в документальном фильме Первого канала «Третий лишний», премьера которого показана к 120-летию поэта 20 июля 2013 года, Маяковский является родным отцом советского скульптора Глеба-Никиты Лавинского (1921-1986).

Маяковский учился в одном классе с братом Пастернака.

В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, в которой они втроём с Бриками жили до 1930 года (ныне переулок Маяковского, 15/13).

В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём» Маяковского с Бриками.

1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Произошёл конфуз с его долгожданной выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, на что надеялся поэт. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп».

За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много нелестных выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его психическое состояние становилось всё более нестабильным.

С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то, что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.4). В этой комнате и произошло самоубийство.

Источник-интернет

Владимир Маяковский – факты, стихи, биография – Один из крупнейших поэтов XX века обновлено: 12 декабря, 2017 автором: сайт

Владимир Владимирович Маяковский родился 7(19) июля 1893 года в с. Багдади (ныне с. Маяковски) близ г. Кутаиси, Грузия. Отец – лесничий, Владимир Константинович Маяковский (1857-1906 ), мать – Александра Алексеевна, урожденная Павленко (1867-1954 ).

В 1902-1906 гг . Маяковский учится в Кутаисской гимназии. В 1905 участвует в демонстрациях, в гимназической забастовке. В июля 1906 , после внезапной смерти отца, семья переезжает в Москву. Маяковский поступает в 4-ый класс 5-ой классической гимназии. Знакомится со студентами-большевиками; увлекается марксистской литературой; поручает первые партийные поручения. В 1908 году вступает в партию большевиков. Трижды был арестован – в 1908 и два раза в 1909 ; последний арест в связи с побегом политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Заключение в Бутырской тюрьме. Написанную в тюрьме тетрадь стихов (1909 ), отобранную надзирателями и пока не найденную, Маяковский считал началом литературной работы. Освобожденный по несовершеннолетию из тюрьмы (1910 ), он решает посвятить себя искусству и продолжить учебу. В 1911 году Маяковский принят в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1911 он знакомиться с Д. Бурлюком, организатором группы русских футуристов, сближается с ним в общем чувстве недовольства академической рутиной. В конце декабря 1912 года – поэтический дебют Маяковского: стихи «Ночь» и «Утро» в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (где Маяковский подписал одноименный коллективный манифест кубо-футуристов).

Маяковский идет в атаку на эстетику и поэтику символизма и акмеизма, но в своих исканиях критически осваивает художественный мир таких мастеров, как А. Белый, «вырывается» из «обвораживающих строк» А. Блока, творчество которого для Маяковского – «целая поэтическая эпоха».

В среду кубо-футуристов Маяковский вошел со стремительно нарастающей в нем трагедийно-протестующей темой, по сути, восходящей к гуманистической традиции русской классики, вопреки нигилистическим декларациям футуристов. От урбанистический зарисовок – к катастрофическим прозрениям растет мысль поэта о безумии собственнического мира («Из улицы в улицу», 1912 ; «Адище города», «Нате!», 1913 ). «Я!» - название первой книги Маяковского (1913 ) – явилось синонимом боли и возмущения поэта. За участие в публичных выступлениях Маяковский в 1914 году был исключен из Училища.

Первая мировая война встречена Маяковским противоречиво. Поэт не может не испытывать отвращения к войне («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», 1914 ), но ему некоторое время свойственна иллюзия обновления человечества, искусства через войну. Вскоре Маяковский приходит к осознанию войны как стихии бессмысленного разрушения.

В 1914 году Маяковский впервые встретился с М. Горьким. В 1915-1919 гг. живет в Петрограде. В 1915 году Маяковский знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Лилии Брик посвящены многие произведения Маяковского. С новой сил он пишет о любви, которая, чем громаднее, тем несовместимее с жутью войн, насилий и мелочных чувствований (поэма «Флейта-позвоночник», 1915 и др.).

Горький приглашает Маяковского сотрудничать в журнале «Летопись» и газете «Новая жизнь»; помогает поэту в издании второго сборника его стихов «Простое как мычание», вышедшего в издательстве «Парус» (1916 ). Мечта о гармоничном человеке в мире без войн и угнетения нашла своеобразное выражение в поэме Маяковского «Война и мир» (написана в 1915-1916 ; отдельное издание - 1917 ). Писатель создает гигантскую антивоенную панораму; в его воображении развертывается утопическая феерия общечеловеческого счастья.

В 1915-1917 гг. Маяковский отбывает военную службу в Петроградской автошколе. Принимает участие в Февральской революции 1917 года. В августе уходит из «Новой жизни».

Октябрьская революция открыла новые горизонты перед В. Маяковским. Она стала вторым рождением поэта. К первой годовщине Октября была поставлена в Театре музыкальной драмы задуманная еще в августе 1917 пьеса «Мистерия-буфф» (постановка В. Мейерхольда, с которым Маяковского до конца жизни связывали творческие поиски театра, созвучного революции).

Свои новаторские замыслы Маяковский связывает с «левым искусством»; он стремится сплотить футуристов во имя демократизации искусства (выступления в «Газете футуристов», «Приказ по армии искусства», 1918 ; входит в группу коммунистов-футуристов («комфуты»), издававших газету «Искусство коммуны»).

В марте 1919 Маяковский переезжает в Москву, где в октябре началось его сотрудничество с РОСТА. Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА».

В 1922-1924 гг . Маяковский совершает первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.). Цикл его очерков о Париже – «Париж. (Записки Людогуся)», «Семидневный смотр французской живописи» и др. (1922-1923 ), запечатлевших художественные симпатии Маяковского (в частности, он отмечает мировое значение П. Пикассо), и стихи («Как работает республика демократическая?», 1922 ; «Германия», 1922-1923 ; «Париж. (Разговорчики с Эйфелевой башней)», 1923 ) явились подступом Маяковского к зарубежной теме.

Переход к мирной жизни осмысливается Маяковским как внутренне значимое событие, заставляющее думать о духовных ценностях будущего человека (неоконченная утопия «Пятый Интернационал», 1922 ). Поэтическим катарсисом становится поэма «Про это» (декабрь 1922 – февраль 1923 ) с ее темой очищения лирического героя, который через фантасмагорию обывательщины проносит неистребимый идеал человеческого и прорывается в будущее. Поэма впервые опубликована в первом номере журнала «ЛЕФ» (1923-1925 ), главным редактором которого становится Маяковский, возглавлявший литературную группировку ЛЕФ (1922-1928 ) и решивший сплотить вокруг журнала «левые силы» (статьи «За что борется Леф?», «В кого вгрызается Леф?», «Кого предостерегает Леф?», 1923 ).

В ноябре 1924 года Маяковский выезжает в Париж (позже он бывал в Париже 1925, 1927, 1928 и 1929 ). Он побывал в Латвии, Германии, Франции, Чехословакии, Америке, Польше. Открывая новые страны, он обогащал собственный поэтический «континент». В лирическом цикле «Париж» (1924-1925 ) лефовская ирония Маяковского побеждена красотой Парижа. Контраст красоты с пустотой, унижением, безжалостной эксплуатацией – обнаженный нерв стихов о Париже («Красавицы», «Парижанка», 1929 , и др.). Образ Парижа несет отблеск «громады-любви» Маяковского («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», 1928 ). В зарубежной теме Маяковского центральным является американский цикл стихов и очерков (1925-1926 ), написанный во время и вскоре после поездки в Америку (Мексика, Куба, США, 2-ая половина 1925 ).

В стихах 1926-1927 гг . и более поздних (вплоть до поэмы «Во весь голос») выявилась на новом этапе позиция Маяковского в искусстве. Высмеивая рапповских вульгаризаторов с их претензией на литературную монополию, Маяковский убеждает пролетарских писателей сплотиться в поэтической работе во имя будущего («Послание пролетарским поэтам», 1926; ранее статья «Леф и МАПП», 1923 ). Весть о самоубийстве С. Есенина (27 декабря 1925 ) обостряет раздумья о судьбе и призвании истинной поэзии, вызывает скорбь о гибели «звонкого» таланта, гнев против гнилого упадничества и бодряческого догматизма («Сергею Есенину», 1926 ).

В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы «Клоп» (1928 , 1-я пост. – 1929 ) и «Баня» (1929 , 1-я пост. – 1930 ) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского – воскрешения и путешествия в будущее. Мейерхольд очень высоко оценивал сатирический талант Маяковского-драматурга, сравнивая его по мощи иронии с Мольером. Однако критиками пьесы, в особенности «Баня», были восприняты крайне недоброжелательно. И, если в «Клопе» видели, как правило, художественные недостатки, искусственность, то к «Бане» предъявляли претензии идейного характера – говорили о преувеличении опасности бюрократизма, проблемы которого в СССР не существует, и т.д. В газетах появились резкие статьи против Маяковского, даже под заголовком «Долой маяковщину!» В феврале 1930 , выйдя из состава Рефа (Революционный фронт [искусств], группа, образовавшаяся из остатков Лефа), Маяковский вступает в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам за «попутничество». В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. (Срок в 20 лет отсчитывался, по-видимому, от написания в тюрьме первых стихов.) Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу/Рефу. Одно из множества обстоятельств: неуспех выставки «20 лет работы»; провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда, подготовленный разгромными статьями в прессе; трения с другими членами РАПП; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт – «Неоконченное», 1930 ), или их стечение, стало причиной того, что 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Во многих произведениях («Флейта-позвоночник», «Человек», «Про это») Маяковский касается темы самоубийства лирического героя или его двойника; после его смерти эти темы были соответствующим образом переосмыслены читателями. Вскоре после смерти Маяковского, при активном участии членов РАПП, его творчество оказалось под негласным запретом, его произведения практически не публиковались. Ситуация изменилась в 1936 , когда Сталин в резолюции на письмо Л. Брик с просьбой о содействии в сохранении памяти Маяковского, издании сочинений поэта, организации его музея, назвал Маяковского «лучшим талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Маяковский был практически единственным представителем художественного авангарда начала 20 в., чьи произведения оставались доступны широкой аудитории весь советский период.

Творческий путь Маяковского.
Владимир Владимирович Маяковский (19.07.1893 – 14.04.1930) – один из самых известных советских поэтов, оказавший заметное влияние на литературу XX века.
Детство Владимира Маяковского прошло в Грузии, в 1906 году семья будущего поэта переехала в Москву, где юный Маяковский поступил в местную классическую гимназию, откуда был отчислен через несколько лет из-за невозможности платить за обучение. Затем он был зачислен в подготовительный класс училища и стал членом РСДРП.
В период с 1909 по 1910 год семь месяцев будущий поэт провёл в Бутырской тюрьме, где сочинял первые стихи. Именно этот момент можно считать началом литературной деятельности Маяковского.
После освобождения Владимир Маяковский загорелся идеей создать «социалистическое искусство», а потому в 1911 году поступил в училище живописи, ваяния и зодчества.
В конце 1912 года в альманахе «Пощёчина общественному вкусу» поэт дебютировал со стихотворениями «Утро» и «Ночь». Именно в этом выпуске общественности был представлен знаменитый программный манифест кубо-футуристов, в котором был зафиксирован отказ от литературного наследия страны.
Первый сборник стихотворений Владимира Маяковского «Я» был выпущен в 1913 году. Выступления поэта в разных городах России в это же время в составе группы футуристов стали причиной его отчисления.
В 1915-1917 годах поэт прошёл военную службу в Учебной автомобильной школе. Параллельно он продолжил заниматься литературной деятельностью. В эти годы были написаны такие известные произведения, как «Облако в штанах» и «Человек», увидел свет сборник «Простое как мычание».
1915 год ознаменовался знакомством Владимира Маяковского с Лилией Брик, которая на долгие годы стала для него музой. Непростые взаимоотношения с этой женщиной и её мужем были причиной сильных эмоциональных переживаний поэта.
Октябрьскую революцию и неизбежно последовавшие за ней перемены Маяковский встретил с восторгом, его творчество в это время приобрело совершенно новое звучание.
С 1918 года Маяковский активно поддерживал новую власть, стал организатором группы «Комфут». В 1919-1921 годах поэт работал в «Окнах РОСТА», за это время он выпустил больше одной тысячи агитационно-сатиристических плакатов со стихотворными строками. Позднее Владимир Маяковский выступил в качестве организатора «Левого фронта искусств» и издателя журнала «ЛЕФ».
В эти годы Владимир Маяковский путешествовал по Европе, побывал в Германии и Франции, в 1925 году посетил США, где выступал перед публикой, знакомил со своим творчеством. Впечатления от этих поездок нашли отражение в поэтических циклах «Париж» и «Стихи об Америке». В 1925-1928 годах поэт ездил по СССР со своими выступлениями.
Конец 20-х годов стал временем глубокого внутреннего кризиса, вызванного общим разочарованием от итогов революции. Эти настроения воплотились в творчестве Владимира Маяковского, которое стало всё чаще подвергаться критике. Многие его произведения (например, комедии «Клоп» и «Баня») были созданы с целью разоблачить общество, предававшие, по мнению поэта, революционные ценности.
В начале 1930 года Маяковский вступил в Российскую Ассоциацию пролетарских поэтов. Однако этот поступок не нашёл понимания среди его друзей и единомышленников. Поэт очень тяжело переживал отчуждение, отягощённое проблемами в личной жизни.
В последний раз Владимир Маяковский выступил с протестом против всех несовершенств послереволюционного мира в апреле 1930 года, совершив самоубийство. Прах его был захоронен на Новом Донском кладбище, а позже перенесён на Новодевичье кладбище.