Что такое качество образования в доу. Определение качества дошкольного образования

Выходные данные сборника:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сахарникова Лариса Эдуардовна

аспирантка, ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача построить работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение неповторимости дошкольного периода детства.

Одно из основных направлений реформирования дошкольного образования – управление его качеством. В теории управления образовательными учреждениями эта проблема рассматривается достаточно широко.

Понятие «качество» многогранно и емко. Разные авторы предлагают свою трактовку понятия: «степень достоинства, ценности, пригодности» и т.д.

Так, например, Международная организация по стандартизации ИСО определяет качество, как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

М.М. Поташник дает понятие качества образования как соотношение цели и результата, как меры достижения цели, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника .

Для нашего исследования важно обратиться к пониманию качества дошкольного образования, как к степени соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований, потребностей и ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей .

В.А.Кальней, С.Е.Шишова определяют понятие качества образования как степень достижения поставленных целей и задач, которое определяется совокупностью показателей характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения, которое включает в себя: содержание, формы, методы, материально – техническая база, кадровый состав .

Исследования в области управления образованием показывают, что повышение качества дошкольного образования зависит в первую очередь от управления этим процессом.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) .

К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

Через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

Через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем .

В связи с этим, нам близка точка зрения Э.М.Короткова «Управление качеством образования», определяет качество образования как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Выделяет три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования .

Анализ литературы позволил определить сущность понятий «качество образования», «качество дошкольного образования» и составить собственное представление об управлении качеством дошкольного образования которое, на наш взгляд, повышает качество дошкольного образования.

Исходя из сложившегося на настоящий момент взгляда на приоритеты в развитии системы дошкольного воспитания, обучения отмечаем, что качество образования – интегративное понятие, включающее в себя следующие компоненты:

–условия осуществления образовательного процесса;

– организация и содержание;

–результативность образования и его оценка;

–цена достижения результативности .

Поэтому качество образования мы рассматриваем как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Мы считаем, что основными уровнями управления качества дошкольного образования являются:

Нормативная правовая база;

Государственный образовательный стандарт;

Финансово-экономические регуляторы;

Социально- педагогические условия, влияющие на качественные преобразования в системе дошкольного образования.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие основополагающие уровни проявления качества дошкольного образования:

– предоставление родителям возможности выбора для своего ребенка индивидуально-образовательного маршрута,

– обеспечение социальной защиты дошкольника от некомпетентных педагогических воздействий;

– предоставление родителям гарантий, что к концу дошкольного детства их ребенок получит необходимый уровень подготовки для успешного обучения в начальной школе.

Список литературы:

1.Богуславец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пособие [Текст] / Л.Г.Богуславец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик: метод. пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.

3.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.

4.Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.

5.Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Сафонова О.А. // Управление дошкольного образования. – №6, 2002. – 96 с.

6.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

Согласовано: Утверждаю:

Методист УО Заведующая МДОУ

«Детский сад п. Чапаевский»

_____/Держицкая Л.Е./ _________/ Цыганова О.А./

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Чапаевский Пугачевского района Саратовской области»

2012 год

Пояснительная записка

  1. Организация режима пребывания детей в ДОУ
  2. Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей

6.Условия реализации образовательной программы ДОУ

Приложение

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад п. Чапаевский Пугачевского района Саратовской области» (далее ДОУ) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

В ДОУ воспитывается 11 детей, из них 5 девочек и 6 мальчиков в возрасте от 2 до 7 лет. Анализ семей воспитанников ДОУ показал: 6 полных семей, 5 неполных; 2 родителя с высшим образованием, 4 родителя со средне – специальным образованием, 9 родителей со средним образованием; 13 родителей рабочие, 5 безработные. Из многодетных семей – 1 ребенок, из малообеспеченных семей – 8 детей. В ДОУ работают 4 педагога: из них 3 воспитателя. Из них с 1 категорией 2 педагога.

Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является: художественное – эстетическое направление в развитии воспитанников.

Особенности образовательного процесса

Цели и задачи образовательного процесса

Цели:

  • создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • сформировать основу базовой культуры личности, всесторонне развивать психические и физические качества личности, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  • Создать в ДОУ систему личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
  • Создать в ДОУ комплексную систему по физическому воспитанию и оздоровлению детей, приобщению к здоровому образу жизни.
  • Развивать любознательность, произвольность психических процессов, активность в различных видах деятельности.
  • Создать условия для творческого способа получения любых знаний.
  • Развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную).
  • Сформировать духовно- нравственный потенциал ребенка через социализацию личности, творчество и приобщение к ценностям культуры.

Предоставлении воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, творческой, организаторской и трудовой с учетом интересов и склонностей;

Обеспечении благоприятного психологического климата в ДОУ, развитии и совершенствовании предметно-развивающей среды.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы

В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному « минимуму»;

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

Признание уникальности и неповторимости каждого ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

Уважения к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;

Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

1.Организация режима пребывания детей в ДОУ.

Режим работы детского сада п. Чапаевский – 12-ти часовой

время работы: с 7.00. до 19.00.

Режим дня в ДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья.

Наименование мероприятий

Разновозрастная гр.

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

7.00.-8.30.

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

8.30.-8.50

3.Подготовка к занятиям.

8.50.-9.00.

4.Занятия.

9.00.-10.35.

5.Подготовка к прогулке, прогулка.

10.35.-12.30.

6.Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед.

12.30.-13.00

7.Подготовка ко сну, сон.

13.00.-15.00.

8.Подъем, закаливающие процедуры.

15.00.-15.25.

9. Подготовка к полднику, полдник.

15.25.-15.40.

10.Игры, самостоятельная деятельность, кружковая работа.

15.40.-16.10.

11.Подготовка к прогулке, прогулка.

16.10.-18.15.

12.Возвращение с прогулки, игры.

18.15.-18.25.

13.Подготовка к ужину, ужин.

18.25.-18.45.

14.Игры, уход домой.

18.45.-19.00.

Реализация образовательных областей в МДОУ «Детский сад п. Чапаевский» на 2012-2013 учебный год.

Название

Группы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Старшая

группа

1 занятие 9.00-9.25

Познание

2 занятие 9.35-10.00

Музыкальное

3занятие 10.10-10.35

Коммуникация

1 занятие 9.00-9.25

ФЭМП

2 занятие 9.35-10.00

Физкультурное

3 занятие 10.10-10.35

Чтение худ. литературы

1 занятие 9.00-9.25

Познание(Природа)

2 занятие 9.35-10.00

Худ.творчество(рис)

3 занятие 10.10-10.35

Музыкальное

1 занятие 9.00-9.25

Коммуникация

2 занятие 9.35-10.00

Худ.творчество(л.а.)

3 занятие 12.10-12.35

Физкультурное (на воздухе)

1 занятие 9.00-9.25

Чтение худ.литературы

2 занятие 9.35-10.00

Физкультурное

3 занятие 10.10-10.35

Художественное

творчество

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе:

Участниками образовательного процесса являются дети 2-7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники.

В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо соблюдение следующих условий:

  • Комплектация групп определяется количеством детей, достигших 2 лет, получивших направление в ДОУ с учетом требований СанПиН.
  • Для родителей детей старшей и подготовительной к школе групп организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
  • Воспитатели и специалисты ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в ближайших школах.
  • Освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  • В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.)
  • Выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы.
  • При необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Общее время дополнительных занятий не превышает 30 минут в день.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.
  • Самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно- развивающей средой.

Предметно – развивающая среда организуется на принципах свободного зонирования и подвижности. Состояние материальной базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

  • Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее время с 7.00. до 8.30. и в вечернее время с 17.00. до 19.00.
  • Занятия (традиционные, интегрированные), игры-развлечения, наблюдения и экскурсии проводятся ежедневно с группой детей в первую половину дня.
  • В теплое время года максимальное число занятий и других мероприятий проводится на участке во время прогулки.
  • Физкультурные и музыкальные занятия проводятся в зале со всей группой в соответствии с сеткой занятий на текущий год.

Физкультурно-оздоровительной работа ведется в двух направлениях:

1. Лечебно-профилактическое и оздоровительное

2. Двигательное

1. Лечебно-профилактическое и оздоровительное направление (витаминотерапия, лечебная физкультура, оздоровительный массаж, музыкотерапия, закаливание, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата);

Принципы оздоровления в детском саду

Комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года и др.;

Непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

Максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников;

Интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс;

Использование простых и доступных технологий;

Формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала и воспитателей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;

2. Двигательное направление (физкультурные занятия на воздухе, физкультурные праздники, досуги, спортивные соревнования).

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Каждая образовательная область специфична для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по возрастным группам. Учитывая, что каждая образовательная область имеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Перечень комплексных программ

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы,М.А., Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

2.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

  1. Содержание образовательной области «Здоровье»

Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Воспитание культурно – гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Перечень программ и технологий

Н.П. Смирнова Программа Основы здорового образа жизни Ч.1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений – Саратов, Научная книга, 2000.

Л.И.Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами 2 -4 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

М.А.Павлова, М.В.Лысогорская Образование в области здоровья. Методические рекомендации для воспитателей. Саратов 2004.

  1. Содержание образовательной области «Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира) через расширение следующих задач :

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

Передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Перечень программ и технологий

Т.Ф.Саулина Три сигнала светофора. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2009г.

Ю. Давыдова, С.Романова Один дома или техника детской безопасности. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.

Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М.: «Творческий центр – сфера,» 2009г.

Перечень пособий

Безопасность дорожного движения – наглядная информация

Правила безопасности для детей – наглядная информация

Знаки безопасности

Диски «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге».

  1. Содержание образовательной области «Социализация»

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Перечень программ и технологий

Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика – синтез; 2006г.

Н.А.Рыжова Наш дом- природа. Москва 2005г.

Николаева С.Н. Юный эколог – Москва, Мозаика – Синтез, 2010

Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» Конспекты занятий. М.: «Мозаика-синтез», 2008г.

О.В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика-Синтез» 2008г.

Н.В.Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Москва 2002г.

И.Ф.Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Методическое пособие. «Творческий центр» 2009г.

Т.В.Иванова Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. «Корифей»2008г.

Перечень пособий

Вохринцева С. «Окружающий мир» Транспорт. Профессии. Времена года. Комнатные растения. Мир животных.

  1. Содержание образовательной области «Труд»

Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

Развитие трудовой деятельности;

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Перечень программ и технологий

Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2009

Л.В.Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала. М.: Мозаика – Синтез, 2007

Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2005

Л.В.Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала Конспекты занятий. М.: «Мозаика – синтез»,2008г.

И.В.Новикова Конструирование из бумаги в детском саду. Ярославль 2007г.

Перечень пособий

Игрушки из бумаги. Дидактическое пособие.

2.6 Содержание образовательной области «Познание»

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

Сенсорное развитие;

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Перечень пособий (развитие речи, математика)

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М.: Просвещение, 2007.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе – М.: Мозаика – Синтез, 2005

Бондарева Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе д/сада» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» Воронеж:Т.Ц.»Учитель» 2006г

Новикова В.П. Математика в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2003 /по всем возрастным группам/

В.В. Гербова Занятия по развитию речи – М.: Мозаика – Синтез, 2009

Новикова В.П. Математика в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи. Программа. Методические рекомендации. Москва, Издательский центр «Винтана-Граф» 2008г.

Перечень программ, технологий, пособий (конструирование)

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала - М.: Мозаика – Синтез, 2006

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2005

  1. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цели : формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Перечень программ и технологий

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе 2- 7 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Перечень пособий

Н.П.Ильчук Хрестоматия для дошкольников. Москва 1999г.

Книга для чтения в детском саду и дома – Издательство Оникс, 2009.

  1. Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобразительному искусству.

Перечень программ и технологий

Лыкова И.А. Программа художественного развития детей 2- 7 лет. Цветные ладошки – М.: Карапуз – Дидактика, 2007.

Лыкова И.А. Цветной мир – народной искусство в детском саду – М.: Сфера, 2007.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

В.В. Гербова «Приобщение к художественной литературе». – М.: 2006.

  1. Содержание образовательной области «Музыка»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

Развитие музыкально-художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству.

Перечень программ и технологий

М.Б. Зацепина. «Музыкальное воспитание в детском саду», М.: 2006.

М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова « Народные праздники в дестком саду» - М.: 2006.

М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Праздники и развлечения» -М.: 2006.

Перечень пособий

Зинина И. «Сценарии праздников в детском саду и дома» -Минск.:2007.

Праздники в детском саду. С ост.:Г.А. Лапшина. – В.: 2009.

Музыкальное сопровождение и оформление праздников в детском саду.- В.: 2007.

3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования оцениваются системой мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, проявляя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты.

Промежуточная оценка (один раз в полугодие) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление:

О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

Об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

О мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, аппаратурных методов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Итоговые результаты (интегративные качества) представлены в портрете выпускника, в котором отражаются качества и степень их сформированности.

Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести те результаты, на достижение которых направлена используемая в ДОУ программа, с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения Программы. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется два раза в год (сентябрь –май).

2 Часть. Приоритетное направление в работе ДОУ.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческой инициативы ребенка, создание условий для его социализации.

Для получения ожидаемых результатов в детском саду создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из следующих компонентов:

  • Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды);
  • Организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • Координация работы с другими учреждениями и организациями.

Данная система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов ДОУ, заведующей детским садом. Совместная и умелая деятельность всех специалистов достигается согласно совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Работа в детском саду ведется в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ в совокупности с парциальными программами: «Программа художественного развития 2-7 лет. Цветные ладошки» /авт. Лыкова И.А./, программа музыкальное воспитание в детском саду под ред. М.Б.Зацепиной.

Развивающая среда является одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в детском саду. Все группы детского сада эстетически оформлены, имеются различные игровые уголки: театральный, уголок ряженья, уголок творчества и т.д. Для занятий имеется набор музыкальных инструментов для детей, DVD, музыкальный центр, пианино. В детском саду функционируют кружки художественно-эстетической направленности. Каждый месяц устраиваются вставки детских работ: рисунков, поделок из природного материала, поделок из бросового материала. Дети, занимающиеся в театральном кружке радуют других дошкольников и родителей инсценировками сказок.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • развлечения,
  • праздники,
  • музыкальные вечера,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок.

Спектр дополнительных услуг в детском саду разнообразен, функционируют кружки художественно-эстетической направленности: кружок «Нетрадиционной методы рисования» , «Оригами».

Название кружка

Руководитель

Время работы.

«Радуга» нетрадиционная техника рисования

Коновалова О.В.

вторник

«Лесовичок»

работа с природным материалом

Семенкина И.Н.

вторник

«Теремок» театрализованная деятельность

Нефедьева М.С.

вторник-среда

«Умелые ручки» оригами

Зимина Г.А.

среда

Цели:

Формирование эстетического отношения и художественно – творческого развития;

Задачи:

Создание условий для свободного эксперементирования с художественными материалами и инструментами;

Восприятие художественного вкуса и чувства гармонии;

Развитие художественно – творческих способностей.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплекс:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы кружковой работы;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • дидактические игры;
  • художественная и познавательная литература эстетической направленности.

Реализация программы художественно-эстетического развития дошкольников требует постоянного совершенствования педагогического мастерства воспитателей.

Повышение педагогического мастерства осуществляется в следующих направлениях:

  • повышение мастерства педагогов через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации. Открытые занятия, смотры-конкурсы. Ежегодно одна из задач воспитательно-образовательного процесса направлена на развитие творчества детей. Опытные педагоги делятся опытом работы, консультируют других педагогов, устраивают лектории для родителей.
  • ежегодное посещение районных методических объединений для воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей;
  • самообразование.

Условия реализации образовательной программы ДОУ

  1. Управление реализацией программы:

МДОУ «Детский сад п. Чапаевский Пугачевского района Саратовской области» является частью дошкольной ступени образования города Пугачева Саратовской области. Учредителем дошкольного учреждения является Администрация Пугачевского муниципального района.

В МДОУ функционирует чётко продуманная, гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы.

Нормативно-правовое обеспечение соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области образования.

В ДОУ руководство по приоритетному направлению осуществляется в строгом соответствии с Законом «Об образовании», Уставом ДОУ, Положением о Попечительском совете, Положением о педагогическом совете, Положением об оплате труда, Положением о общем собрании трудового коллектива и других локальных актах.

Детский сад своей деятельностью: воспитанием, обучением, развитием, проведением профилактических и оздоровительных мероприятий – для полноценного развития ребенка решает следующие задачи:

  • охрана жизни и здоровья воспитанников;
  • укрепление здоровья и снижение детской заболеваемости;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
  • приобщение детей к человеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей.

Управление детским садом осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления ДОУ являются:

  • общее собрание коллектива;
  • педагогический совет;
  • родительский комитет;
  • попечительский совет.

Руководство осуществляется в строгом соответствии с Законом «Об образовании», Уставом ДОУ, Положением о Попечительском совете, Положением о педагогическом совете, Положением об оплате труда, Положением об общем собрании трудового коллектива и других локальных актах.

  1. Организация предметно - развивающей среды.

Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательно – речевое и социально – личностное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно – игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для занятий.

Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.

Учреждение имеет свой стиль; интерьер основных и вспомогательных помещений насыщен творческими работами детей и взрослых.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста необходима тесная связь с семьей, в которой он воспитывается.

Семья - социальный институт воспитания. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

  • приобщение семей в воспитательно-образовательный процесс.

При работе в данном направлении используются различные методы и приемы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность посетить любые занятия и режимные моменты, принять активное участие в жизни детей в детском саду.

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

При работе в данном направлении используются родительские собрания, конференции, консультации, лектории, семинары-практикумы, беседы.

Работа с родителями направлена на информирование о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, привлечение внимания к успехам и проблемам дошкольников.


Эффективность работы по развитию детей зависит от координации работы с другими учреждениями.

Коллектив детского сада сотрудничает с МОУ ООШ п. Чапаевский, с библиотекой ДК, театральными коллективами. В ДОУ для детей организуется показ спектаклей, кукольных театров, музыкально-тематических развлечений.

Взаимодействие с другими организациями

Преемственность в работе ДОУ и школы

Большинство наших выпускников продолжают обучение в школе нашего поселка.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школы, в которую поступают наши воспитанники. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.

Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.

Для достижения педагогических целей, наличия объективной и достоверной информации о развитии личности воспитанника, о состоянии и результатах воспитательно – образовательного процесса применяем диагностический инструментарий, направленный на эффективность и результативность.

Одним из главных условий эффективности работы является овладение педагогами новых методик и современных разработок , направленных на :

1. развитие различных видов мышления;

2. развитие коммуникативных способностей;

3. сохранение и развитие здоровья детей (морфофункциональные показатели физического здоровья, группа здоровья, частота заболеваемости).

Развитие личности и профессиональный рост педагогов :

1. рост их профессионализма, педагогического мастерства и творчества;

2. модернизации содержания образования, организации программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

3. гуманизации отношений между педагогами, воспитанниками и их родителями.

В качестве показателей педагогической целесообразности реализации представленной программы развития можно выделить:

Обновление содержания общего образования с учетом использования ИКТ

Успешная социальная адаптация воспитанников к изменяющейся образовательной среде (успешно осваивающих общеобразовательные программы)

Таким образом, реализация образовательной программы ДОУ обеспечивает повышение качества воспитательно – образовательного процесса и рост профессиональных качеств у педагогов.


Педагогический процесс в ДОУ - это синтез всех видов деятельности воспитанников, взаимодействие детей и педагогических работников, администрации детского сада и родителей. Он ориентирован на гармоничное развитие личности, обучение и воспитание дошколят и выполняет ряд важных функций:

  • интеграции в социум;
  • развивающую;
  • адаптивную;
  • обучающую.

Процесс обучения и воспитания строится на субъект-субъектном характере общения воспитателей и дошкольников. Его отличает динамичность, вариативность, комплексный подход, целенаправленность, многофакторность. Результатом воспитательно-образовательных действий становится всестороннее развитие малыша, предусматривающее художественно-эстетические, познавательно-речевые, социально-личностные и физические навыки.

Педагог для достижения эффективного взаимодействия с воспитанниками может использовать несколько позиций общения с дошколятами:

  • учительская позиция - воспитатель использует методы показа, объяснения, рассказа для того, чтобы обучить малыша тому, что еще недоступно ему в силу возраста;
  • партнерская - педагог на равных условиях с воспитанниками участвует в труде, познании и играх, он использует , предложения и совета;
  • опекунская - чтобы сподвигнуть детей на активность и самостоятельность, педагоги сознательно демонстрируют ошибки, собственные затруднения (на помощь им приходят методы обсуждения, рассказа, проблемной ситуации).

Принципы реализации образовательно-воспитательного процесса

Существует ряд принципов реализации образовательно- :

  1. Непрерывность и системность. Задачи должны решаться систематически в течение дня в тесной взаимосвязи теории и практики. Так, воспитатели могут рассказывать о функциях мыла и воды, постепенно прививая гигиенические навыки, знакомить дошкольников с деревьями и кустарниками, обучая их заботе об окружающей среде.
  2. Учет возрастных особенностей. Воспитателям следует создать условия для гармоничного роста личности детей, дать им возможность самосовершенствоваться, заниматься видами деятельности, приносящими удовольствие. При этом важно руководствоваться адекватными требованиями к успехам дошкольников, уровню их развития. Ключевым принципом является также эмоционально-психологический комфорт дошкольников, который способствует успешности деятельности, удовлетворению потребностей дошколят, позитивной оценке их качеств и результатов занятости.
  3. Дифференциация и индивидуализация. Чтобы детская индивидуальность проявилась в полной мере, следует создать для этого необходимую почву. соотносить возможности, потребности и интересы детей в ходе организации образовательно-воспитательного процесса. Дифференциация позволяет объединять дошкольников с разным уровнем развития для того, чтобы уровень развития познавательных и мыслительных процессов повышался.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации должен удовлетворять основные потребности детей:

  • Эмоционально положительный контакт, доброжелательность окружающих создают у детей ощущение принятости в обществе, психологической защищенности, только на основании доверительного отношения к взрослым у ребенка формируется база для социальной активности, общения и взаимодействия с другими воспитанниками.
  • Информационный обмен и процесс познания выражается у малышей через вопросы, эксперименты, поисковые действия. Воспитателям важно не только сохранить, но и развить устойчивый познавательный мотив.
  • Самоутверждение и активность относятся к базовым потребностям дошкольников и выражаются в желании малыша проявлять инициативу, поступать самостоятельно, походить на взрослых. Воспитателям важно не только стимулировать эти потребности, но и подготовить детей к самостоятельности.
  • Общение со сверстниками и признание окружающими - потребности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Педагоги реализуют их, стимулируя продуктивную совместную деятельность дошкольников, содержательное общение между сверстниками, посредством .
  • Органические потребности воспитанников заключаются в питании, двигательной активности, которые осуществляются различными видами деятельности, сменяющими друг друга.

Воспитательный и образовательный процесс в ДОУ

Виды детской занятости в соотношении с образовательными формами


Скачать в.docx

Деятельность дошкольников Формы
Игровая Игры с правилами и сюжетом
Двигательная Подвижные игры с правилами и элементами дидактики, соревнования, игровые упражнения
Коммуникативная Игры по правилам и с сюжетом, беседы, обсуждения, ситуативные разговоры, занятия с загадками
Продуктивная Мастерская детского творчества, осуществления проектной деятельности
Исследовательская и познавательная Игры, моделирование, коллекционирование, экскурсии, наблюдения, экспериментирование, поиск выхода из проблемных ситуаций, проектная занятость
Трудовая Совместная занятость, проекты, дежурства, поручения
Изучение художественной литературы , обсуждение
Художественно-музыкальная Импровизация, исполнение, слушание, музыкальные игры, экспериментирование, творческая мастерская

Важно учесть, что в ДОУ строится на строгом регламенте групповой и самостоятельной работе. Режимные моменты (прием пищи, прогулки, утренняя гимнастика) позволяют осуществлять образовательную деятельность, тогда как играм отводится немало времени. В качестве ключевого вида занятости детей они уместны до и после завтрака, между образовательной деятельности, на прогулке и после сна. Чтобы дошкольники могли наилучшим образом освоить и закрепить предложенный педагогами материал, следует учитывать допустимые объемы образовательной нагрузки. Ее распределяют с учетом требований СанПиН и возраста воспитанников ДОУ.

1. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения. Анализ научной литературы показывает: проблему управления качеством образования ученые экспериментально изучали на всех уровнях, исключая дошкольное образование. И это неудивительно, поскольку общие принципы не могут быть привнесены в практику механически. Как мы понимаем, проблему эту можно решить системно, комплексно, планомерным воздействием на факторы и условия. И цель должна быть одна: претворить в жизнь поставленные задачи.

Миссией дошкольного учреждения в области качества образования является оказание помощи семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства.

Качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов .

Однако факторов очень много. Учесть все трудно. Поэтому выделим наиболее важные, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива:

Ø стиль взаимодействия педагога с детьми;

Ø общая организация жизнедеятельности дошкольников;

Ø кадровые, материальные, программнные, финансовые ресурсы;

Ø санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса;

Ø психологическое сопровождение образовательного процесса;

Ø предметно-развивающая среда;

Ø профессиональная компетентность педагогов и руководителей;



Ø взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами;

Ø согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

Ø управление дошкольным учреждением.

Наряду с факторами в формировании качества дошкольного образования особое значение имеют условия – обстоятельства, в которых действуют факторы:

Ø создание образовательной среды, ориентированной на сохранение самоценности дошкольного детства;

Ø постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителей как в условиях дошкольного учреждения, так и в системе повышения квалификации;

Ø положительный психологический климат в коллективе;

Ø творческая направленность деятельности коллектива и руководителя;

Ø грамотный, свободный выбор образовательных программ и технологий;

Ø необходимые условия труда;

Ø система материального стимулирования качественной работы;

Ø ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;

Ø создание банка инновационных систем;

Ø систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.

Заметим: условия могут оказывать существенное влияние на уровень проявления факторов, если обеспечивается их взаимосвязь.

2. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Динамичность качества дошкольного образования «связывает» качество и процессов, и результатов. В этой связи качество предстает как единство составляющих, которые в свою очередь обладают своими основными свойствами .

Ø во-первых, ценности и нормы , представляющие совокупность принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (деятельностный подход, личностно-ориентированный образовательный процесс, обеспечение детей творческим социокультурным опытом, предметное обогащение, комплексность целей и средств достижения, непрерывность);

Ø во-вторых, адаптивность – ориентированность учреждения на возрастные и индивидуальные особенности детей, запросы семьи, требования государства и общества;

Ø в-третьих, динамичность – способность позитивно изменять образовательный процесс, исходя из потребностей;

Ø в-четвертых, стабильность – обеспечение устойчивости образовательного процесса при переходе от реального к потенциальному качеству;

Ø в-пятых, целостность всех компонентов образовательного процесса, направленных на полноценное развитие ребенка;

Ø в-шестых, ресурсообеспеченность , т. е. наличие условий, необходимых для реализации качественного образовательного процесса.

Результативная составляющая образования, которую следует рассматривать как запрограммированный результат, обладает взаимозависимыми свойствами эффективностью (педагогической, медицинской, социально-психологической) и продуктивностью (выполнением поставленных задач с точки зрения вклада в последующую – школьную – систему). Наличием трех компонентов – компонентов «входа», «выхода» и «процесса управления» – характеризуется управление качеством образования. Первый компонент связывает систему с внешней средой. Второй отражает уровень достижения запрограммированных результатов. Третий представляет совокупность взаимозависимых функций, претворяемых в определенной последовательности. Системно-структурная природа качества дошкольного образования диктует комплексный подход к управлению, т. е. одновременное применение различных факторов и условий – педагогических, психологических, организационных, а также социально-педагогических.

Уровень качественного состояния образования не постоянен: он изменяется – как положительно, так и отрицательно – по мере появления новых свойств, возникающих под воздействием внешних и внутренних факторов. Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает изменение параметров образовательного процесса.

Отличительная черта дошкольного учреждения как среды функционирования качества образования – сохранение преемственности и устойчивости развития. В силу этого управление качеством образования должно ориентироваться на взаимосвязь процессов стабилизации. В дошкольном учреждении должна реализовываться определенная схема управленческих воздействий в направлении: стабилизация – программно-целевое развитие – отслеживание результатов. Схема позволит рассматриваемому нами процессу придать прогрессивную направленность.

На формирование качества образования значительное влияние оказывает организационная структура – система ценностей, норм, правил, традиций. И это не случайно, ведь культура регулирует поведение коллектива. Важный ориентир в этой связи – формирование организационной культуры с определенных позиций, а именно:

Ø с позиции отношения к ребенку как уникально развивающейся личности, т. е. необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; сохранения самоценности дошкольного детства как важного периода становления фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка; взгляд на педагога как носителя качественного дошкольного образования, которого уважают, которому доверяют, создают условия для проявления инициативы, самостоятельности;

Ø с позиции ориентированности на качество дошкольного образования. Речь идет о целенаправленной работе педагогического коллектива, о тиражировании лучшего педагогического опыта; о наличии системы стимулирования, вознаграждения и оценки деятельности педагога за качество образования дошкольников.

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

3. Оценка качества дошкольного образования. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, активно включено в процессы поиска и разработки современных подходов к пониманию сущности качества дошкольного образования и определению механизмов его оценки на разных уровнях системы управления.

В науке выделено несколько подходов к оценке качества. Наиболее известные из них – продуктивный, процессный, маркетинговый, системный .

1. В рамках продуктивного подхода, основной идеей которого является стандартизация деятельности, качество дошкольного образования может оцениваться путем установления соответствия результатов, продуктов образовательной деятельности установленным требованиям образовательных стандартов или программ. Тогда основной акцент управления качеством дошкольного образования строится на формировании такого стандарта качества и разработке процедур его измерения.

2. В международных стандартах качества ИСО 9000-2000 отмечается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться «процессным подходом». В рамках процессного подхода качество дошкольного образования оценивается по критериям и показателям, характеризующим образовательный процесс и условия, в которых он протекает, которые в итоге обеспечивают определенные результаты развития детей.

3. Представление об образовании как о сфере услуг определяет особо значимое место проблематики, центром которой являются интересы и потребности потребителя (клиента). В странах с развитой системой рыночных отношений широкое применение нашел маркетинговый подход, в рамках которого выделяются те свойства и характеристики качества дошкольного образования, которые демонстрируют конкурентоспособность образовательных услуг, их рентабельность, спрос и удовлетворенность потребителей и другие аспекты отношений между производителем и потребителем образовательных услуг на рынке.

Кроме того, существует множество предметных подходов: социологический, квалиметрический, психологический, педагогический и т. д. Каждый из них решает какую-то отдельную задачу по определению качества образования. Так, например, социологический рассматривает качество дошкольного образования с точки зрения удовлетворения заказа на образование от различных социальных групп и страт; квалиметрический – разработка и развитие всех методов оценки качества образования; педагогический – определение организационно-технологических аспектов образовательного процесса и его результатов. Обозначенные выше предметные подходы имеют свое видение и представление о качестве образования. Но нужно признать, что ни одно из предметных представлений не может быть признано системным.

4. Системный подход к трактовке и оценке качества дошкольного образования как сложной многокомпонентной системы деятельности предполагает выделение структурных компонентов системы качества и подсистем, ее образующих, в их неразрывных связях и взаимодействии, где недостаточность одного из компонентов в структуре системы качества дошкольного образования может вызывать сбои в других элементах системы или системные кризисы.

В заключение следует подчеркнуть, что качество есть характеристика динамичная. При смене социокультурной и образовательной ситуации параметры качества требуют своего пересмотра, новой стандартизации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «качество дошкольного образования».

2. Какое влияние на качество образования оказывает организационная структура дошкольного учреждения?

3. Раскройте сущность продуктивного, процессного, маркетингового, системного подходов в оценке качества дошкольного образования.

Литература: 19, 22 (осн.), 10, 13, 14 (доп.).


Планирование системы контроля в дошкольном учреждении