Функциональная грамотность как методическое понятие. Формирование функциональной грамотности школьников Функциональная грамотность в системе компетенций филологического образования

Отдел образования г.Экибастуза

КГУ « Шидертинская СОШ »

«Функциональная грамотность как основа развития гармонической личности в современных условиях.»

учитель математики

г. Экибастуз, 2017 год

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед нами действительность, заинтересованными во все более самостоятельном познании.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое « функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:

Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

Жить и работать в качестве человеческой личности;

Развивать свой потенциал;

Принимать важные и обоснованные решения;

Эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

Умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

Готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, в котором, сказано: « педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях» По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут, можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы

формулировать и записывать результаты решения.

Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Как показывает практика одними из эффективными способами развития функциональной грамотности являются компетентностно-ориентированные задания, интегрированные задания и информационные технологий:

Компетентностные задания (задачи международного исследования PISA, КОЗы)

Интегрированные задания (математика- информатика, физика- математика, экономика- математика, астрономия- математика, география-математика)

Информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады)

На своих уроках математики функциональную грамотность формирую через решение нестандартных задач, решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления и оценки данных величин, задания практического содержания, логических задании

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.

Использую игровые технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

Среди методов также использую работу с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.

При изучении нового материала важно заинтересовать учащихся, способствовать возникновению стремления к продуктивной творческой деятельности. Сделать это можно по-разному. Так, при изучении простых и составных чисел можно рассказать об истории выделения этих классов чисел, о достижениях, сделанных в этом направлении и о том, что можно ещё исследовать в этом направлении.

У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Формирование его начинается в процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием. Учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, при соответствующем обучении смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием знаний предметов естественнонаучного цикла.

Учащися, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Для решения этой проблемы существует несколько путей:

учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований

можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения

Формирование функциональной грамотности это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках,умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педтехнологии. В результате такой работы повысилось качество знаний у учащихся до 50 %, ученики с удовольствием решают нестандартные задачи, логические тесты, участвуют в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах. При использовании различных приемов развития функциональной грамотности у учащихся развивалась речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами

В заключении хочу сказать, что развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

Изучать: Уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать : Запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информация; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать : Организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением,а также с окружающей средой; уметь оценивать произведение искусства и литературы.

Сотрудничать: Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело : Включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Использованная литература:

1. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников»

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5.

3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла методическое пособие Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

Как подсчитал французский экономист Жорж Андриа, за 1500 лет от Иисуса до Леонардо объем информации удвоился, затем он удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, к началу XX столетия он удвоился опять …. И в очередной раз удвоилась всего за семь лет (). Совсем недавно доктор Жак Валле подсчитал, что количество информации удвоилось за 18 месяцев. По современным данным пятьдесят процентов информации устаревает через пять - десять лет. Ученик за 11 лет обучения посещает почти 10 тысяч уроков, но не может припомнить и половины информации, многие сведения он считает ненужными и неприменимыми в жизни.


В классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплина. Цель образования - дать знания. Цель школы - подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях. Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.


В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Ожидаемыми результатами образовательного процесса является система ЗУН. Учитель и ученик – партнеры. Учитель на уроке спрашивает, влияет и определяет. Делание ребёнком того, что он выбрал сам, многократно усиливает эффективность воспитания. Традиционный урок - всему можно научить. Современный урок - всему можно научиться!


Демонстрация теории Устное изложение материала на уроке 0,5 Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования Использование ТСО 5,0 Обучение в малых группах Взаимообучение между учащимися 9,0 7,0 3,0 2,0 1,0 Практические занятия по закреплению теории Пирамида обучаемости (ЮНЕСКО)




Базовые компетенции Базовые компетенции характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя, как части мира. Они, как ориентир, становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования.


Международные оценочные исследования PISA TIMSS PIRLS «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов» «Изучение качества чтения и понимание текста» изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей


Ключевые компетенции Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. К ключевым компетенциям относятся: информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция разрешения проблем; Предметные компетенции - знаниевые!!!


Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности


Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.




Таксономия учебных целей Б. Блума Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию (классификацию) учебных задач. Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней, соответствующих последовательным мыслительным процессам: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.




Шесть уровней заданий Первый уровень «ЗНАНИЯ» – имеет своей целью научение переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, то есть превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – имеет целью научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах присвоенную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ. Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – имеет целью научение применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, то есть «по примеру и подобию». Четвертый уровень «АНАЛИЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Пятый уровень «СИНТЕЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ»- имеет целью научение делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ на предыдущих уровнях.


Задания разрабатываются по шести уровням. В матрице заданий к учебному занятию по Б. Блуму используются глаголы, которые ставятся в начале каждого предложения при составлении заданий. Здесь же указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания. Так, как современный урок носит продуктивный характер, то мы говорим о самостоятельности учащихся и применении знаний и умений на практике. К каждому уровню предлагается одно или более заданий, но учитывается хронометраж и возможности учащихся. Задания 1-3 уровней должны суметь выполнить все учащиеся.


1. Учителя делятся на группы по 5-6 человек. На выполнение работы - 40 минут. 2. В каждой группе есть тьютор, прошедший обучение по составлению компетентностно - ориентированных заданий по таксономии Б. Блума 3. Учителя знакомятся с памяткой по разработке заданий и выбирают учебный предмет, класс и тему урока. 4. Знакомятся с матрицей заданий к учебному занятию по Б. Блуму 5. Обсуждают возможные варианты заданий 6. Вносят задания в классификатор (6 уровней - 6 заданий или более) 7. Предлагают вариант разработанных заданий присутствующим.


Уровни обучения Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать


Результаты, которые достигнут учителя и учащиеся в ходе применения подхода: 1. Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2. Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3. Улучшение уровня развитости математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности. 4. Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности 6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся

Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»

Доклад на тему : «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls »

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников .

В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность » , появилось понятие «функциональная грамотность » .

Что же такое «функциональная грамотность » ? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем , только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности , сколько о функциональной безграмотности , что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Процесс средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления .

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1.

Логические приемы Примеры заданий

1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи : развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое : развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию , способность контролировать свои движения , а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции , управлять своим поведением.

При формировании функциональной грамотности важно помнить , что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов ).

Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS ) в таких международных исследованиях , как : «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS , сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении , математическая и естественнонаучная, грамотность .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации , и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают , что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося , развитие его функциональной грамотности .

Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку .

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью , но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах) ; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил . Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму .

Письмо с проговариванием.

Списывание.

Комментированное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы.

Выборочное списывание.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Словарная работа

Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках : чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения , ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения) ; умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов) ; умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики) ; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами : внизу, вверху, между , рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку") . Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися .

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче) .

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами : сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать , добиться развития функциональной грамотности младших школьников .

1.Обоснование проекта.

Современные процессы развития Казахстана выдвигают к сфере образования республики ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей. В этом плане высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.)Только через чтение ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе.

Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Наши педагоги дают сильные предметные знания, но не всегда могут научить применять их в реальных жизненных ситуациях.Из-за этого учащиеся не обладают достаточной способностью понимания и осмысления проблем реального мира.

В связи с этим остро встает проблема внедрения функциональной грамотности учащихся.

2. Цели и задачи проекта .

Цель проекта заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности.

1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.

3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.

4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

3.Проблемы и пути решения.

Функциональная грамотность есть характеристика, которая дается человеку, прошедшему определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности и средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.

На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

По В.Н. Максимову «межпредметные умения - это «способность ученика устанавливать и усваивать связи в процессе переноса и обобщения знаний и умений из смежных предметов».

Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования функциональной грамотности учащихся:

    учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют функциональную грамотность. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания по функциональной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;

    учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. А это требует педагогической компетентности, а так же требования определяют и содержание подготовки учителя, в том числе повышения квалификации учителей предметов естественнонаучного цикла.

Трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся, связаны с тем, что:

    недостаточно полно определено само понятие функциональной грамотности, не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития образования;

    вследствие этого функциональная грамотность не формируется в школьной практике как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент);

    не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной, компьютерной, экологической, экономической, правовой и др.;

    выявляется недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.

Настоящее исследование обусловлено необходимостью разрешения следующих противоречий:

    между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы;

    между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике.

В связи с этим в образовательном процессе актуальны следующие технологии:развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения;проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления.

Ключевым образовательным компонентом при этом становится учебно –познавательная компетентность. Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Сюда входят способы организации-- целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

Иметь опыт восприятия картины мира.

Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.

Функциональную грамотность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

4.Методологические основы проекта

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимысовременные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления.

Например, один из модулей заданий может называться «Как узнать?». Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Задания «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее

Поэтому система, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения); строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе; быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества.

5.Критерии оценки эффективности обучения.

При введении данной системы обучения нужно будет отойти от стандартного метода оценивания (5бальная шкала).Так как учащиеся будут сами находить пути решения поставленных задач, их просто нельзя оценивать по устаревшей в современном мире системе. Намного целесообразнее будет уровневое оценивание.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:

1) целепологание :
осознание учеником потребности и способности к самореализации;

возникновение учебно-познавательного интереса;

владение приемами самостоятельной работы;

осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование :
способность ориентироваться в условиях задачи;

выделение алгоритма поиска необходимой информации;

3) принятиерешения :
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

анализ планов деятельности;

4) выполнение :
умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5) оценка результатов которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.

6.Ожидаемые результаты .

На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности, свидетельствующей об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

При переходе на данный проект обучения мы сможем выйти на высокопродуктивную формулу образования во всех дисциплинах «ОВЛАДЕНИЕ=УСВОЕНИЕ +ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ», необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе

7.Ресурсное обеспечение .

Данный проект завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего функциональной грамотностью, педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей.

Информационное обеспечение: информирование педагогов, учеников, их родителей, Интернет-ресурсы, создание единого сайта для обмена опытом среди преподавателей

Мотивационное обеспечение: проведение мотивационной работы среди педагогов, учеников, родителей о необходимости работать в данном направлении.

ББК 60.521.2

А. А. Веряев, М. Н. Нечунаева, Г. В. Татарникова Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение

A. A. Veryaev, M. N. Nechunaeva, G. V. Tatarnikova Functional Literacy of Students:

Representations, Critical Analysis, Measurement

Проанализированы представления о функциональной грамотности учащихся, ставшие популярными после участия России в международном тестировании PISA. Показано, что функциональная грамотность отражает утилитарные представления об адаптации к социальным условиями и не может рассматриваться как одна из основных целевых установок обучения. Приведены результаты измерения функциональной грамотности учащихся 9-х классов гимназии № 42 г. Барнаула. Сделан вывод о том, что естественно-научное направление обучения в сравнении с гуманитарным оказывает более благоприятное, влияние на результаты тестирования в рамках заданий, предлагавшихся международными организациями.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, тестирование учащихся.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-01

This work analyzes ideas of functional literacy of the students which become popular after participation of Russia in the PISA international testing. It is shown that functional literacy reflects utilitarian ideas about adaptation to social conditions and can’t be considered as one of the main purposes of training. The study presents the results of determination of functional literacy of pupils from the 9th classes in gymnasium No 42 in Barnaul. It is shown that the natural-science direction of training has more beneficial impact on results of testing within the tasks offered by the international organizations, than humanitarian.

Key words: literacy, functional literacy, testing of pupils.

В настоящее время в педагогической литературе достаточно часто произносятся слова о том, что школа должна подготовить выпускника к жизни в динамичном, изменяющемся, информационно насыщенном мире. Для характеристики такого мира, общества используют термины «постиндустриальное общество» или «информационное общество». Для характеристики же качеств личности выпускника школы, успешно ориентирующегося в информационном обществе, применяют ряд понятий, имеющих разную смысловую наполненность, разные значения, разнообразные оттенки. Эти понятия так или иначе отражают целевые установки школы. Вот некоторые из них, которые стали использоваться в последние годы: «компетентный выпускник» (при этом компетентность часто конкретизируется - компетентный в области коммуникации, информационно-коммуникационных технологий, социальных отношений и т. п.), «функционально-грамотный выпускник», иногда говорят просто о грамотном, образованном выпускнике.

В настоящей статье нас в первую очередь будут интересовать представления о функциональной грамотности учащихся, способах ее формирования, оценивания, причем все это в контексте реального состояния развитости функциональной грамотности учащихся гимназии № 42 г. Барнаула.

Об актуальности поставленной цели говорят следующие факты. В отечественных нормативных документах о функциональной грамотности учащихся упоминается в следующих постановлениях, определяющих деятельность школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11-е классы) (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413) указывается: 1) в рамках обучения физике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформи-рованности представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимания физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимания роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; 2) в рамках обучения химии (базовый уровень) необходимо добиться сформирован-ности представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимания роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; 3) в рамках обучения биологии (базовый уровень) необходимо добиться сформированности представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; по-

нимания роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

Кроме того, функциональная грамотность упоминается в проекте Концепции развития поликультурно-го образования в Российской Федерации. В нем подчеркивается, что только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле. Отметим, что представления о функциональной грамотности в большей степени ассоциируются с естественно-научной составляющей образования и стали широко использоваться в отечественной педагогической науке и практике в связи с обсуждением результатов международного тестирования школьников PISA, в которых стала участвовать Россия.

Таким образом, вопрос о функциональной грамотности учащихся, который не носит академического характера, актуален для современной школы. Констатация актуальности формирования у учащихся функциональной грамотности требует анализа представлений о данном понятии.

Отметим, что в педагогической литературе имеется относительно небольшой разброс мнений и представлений о функциональной грамотности. Это, кстати, резко контрастирует с представлениями о компетентностях и компетенциях, фигурирующих в психологопедагогической литературе (посвященной преимущественно высшей школе), еще больший контраст имеется с представлениями об информационной культуре школьников и студентов.

Вернемся к представлениям о функциональной грамотности. Практически все исследователи придерживаются определений, которые встречаются в документах, отражающих участие России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) в области функциональной грамотности 15-летних учащихся. Информацию об исследовании PISA можно получить на сайте ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития - Organization for Economic Cooperation and Development, www.pisa.oecd.org). Россия участвовала в исследовании PISA в 2000, 2003, 2009 гг. Подробно останавливаться на результатах российских школьников мы не будем, они достаточно освещены в литературе. Результаты не утешительны, и именно они в конечном счете инициировали настоящее исследование учащихся 9-х классов.

Многие педагоги констатируют, что зарубежные представления о функциональной грамотности достаточно сильно коррелируют с некоторыми представлениями о компетентностях, фигурирующими в отече-

ственной литературе и школьной практике. Мы это мнение не разделяем.

Остановимся на некоторых особенностях тестирования PISA. В международном тестировании PISA участвуют 15-летние школьники. В документах, посвященных программе PISA, приводятся достаточно ясные аргументы, почему во всех странах - участниках программы тестированию подвергаются именно 15-летние учащиеся. Это объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире . Тестовый материал для исследований подготавливает консорциум, состоящий из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров из ОЭСР: Австралийский совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER) - руководитель и координатор работ, Нидерландский национальный институт педагогических измерений (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER) в Японии, Агентство Правительства США по проведению различных обследований (WESTAT).

Мы неслучайно привели достаточно солидный список организаций, участвовавших в подготовке тестовых заданий. Данный факт указывает на следующее. Если школа или вузовское педагогическое сообщество готовится проводить детальное исследование становления функциональной грамотности учащихся или студентов на протяжении всех лет обучения, это потребует разработки собственного тестового материала, что, в свою очередь, предполагает выполнение следующих теоретических работ:

1) более фундаментальной, чем это имеет место быть, проработки представлений о функциональной грамотности;

2) детального анализа функциональной грамотности с составлением кодификатора результатов обучения, с проекцией этих результатов на школьные и вузовские предметы;

3) выяснения этапности формирования тех или иных компонентов функциональной грамотности.

Отметим попутно, что учащиеся начальной школы России участвовали в другом проекте - «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006. В нем тестировался только один из компонентов функциональной грамотности - грамотность чтения.

Алтайский край тоже участвовал в этом тестировании. Российские школьники показали очень хорошие результаты , что резко контрастирует с результатами исследования РША. Таким образом, проблемой для отечественной педагогики в настоящее время является ответ на следующий вопрос: почему учащиеся начальной школы в международных тестах по проверке качества чтения показывают очень хорошие результаты, а учащиеся 15-летнего возраста оказываются уже во второй половине списка стран, участвовавших в тесте РША?

Однозначного ответа на вопрос дать не представляется возможным. Ответов и причин может быть много. Мы в частности видим в качестве возможной причины предметоцентризм, введение после начальной школы предметного преподавания различными педагогами и ослабление в результате этого межпредметных связей. Кроме того, над одним из компонентов функциональной грамотности - грамотности чтения - среднее звено отечественной школы системно работает в меньшей степени, чем в начальной. Проблема действительно есть, но обсуждение ее уводит нас от цели настоящей статьи.

В то же время необходимо заметить, что очень серьезно вопросами функциональной грамотности именно для гимназии № 42 г. Барнаула заниматься следует с известной долей скептицизма, поскольку в адрес утилитарных целевых установок, сформулированных на языке функциональной грамотности, звучат достаточно серьезные критические замечания . Некоторые аргументы критиков мы приведем ниже. От себя добавим, что функциональная грамотность учащихся гимназии № 42 должна быть в качестве «побочного» эффекта, дополняющего традиционные для школы целевые установки, а сформированный десятилетиями общий подход к осуществлению учебно-воспитательной деятельности в гимназии не стоит коренным образом менять, его нужно дополнить некоторыми элементами, улучшающими формирование функциональной грамотности. Некоторые рекомендации на этот счет высказаны в конце статьи.

Результаты международного тестирования Р^А показывают, что образование в России просто другое, отличающееся от такового во многих странах Запада. Вернемся к представлениям о функциональной грамотности. Используем частично материалы М. А. Холодной.

Термин «грамотность» был введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО. При этом были также введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Минимальная грамотность отражает способность читать и писать простые сообщения, функциональная грамотность - способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, заполнить бланк при вселении в гостиницу, прочитать

инструкцию к купленному устройству, написать исковое заявление в суд и т. д.), т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (выделено нами. - Прим. авт.). Социальное окружение у людей, в том числе частично и у учащихся школ, разное. Ориентация же на адаптивность к социальному окружению может далеко завести отечественную школу: вместо задачи предоставления всем учащимся равных возможностей по использованию «социального лифта», она (т. е. школа) будет культивировать и порождать социальную разобщенность и неравенство.

Как отмечает М.А. Холодная, отличительные черты функциональной грамотности: 1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связана с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения; 6) имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

А. А. Леонтьев в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации» . По мнению А. А. Леонтьева, проблема функциональной неграмотности - это проблема не педагогическая, а социальная. Мы считаем, что основная задача школы заключается в том, чтобы научить выпускников порождать свои собственные, наполненные смыслом тексты, а не только привить умения читать и интерпретировать чужие.

Однако со временем с термином «функциональная грамотность» стали происходить удивительные метаморфозы. Многие исследователи стали приписывать функциональной грамотности такие черты и характеристики, которые превращают ее в синоним ключевых компетенций. С нашей точки зрения, этого делать не нужно, надо четко отделять уровневые характеристики образованности человека или в более общем плане - уровневые характеристики сформированно-сти его культуры: «осведомленность», «грамотность», «компетентность», «культура».

Поскольку на данном этапе обсуждения представлений о функциональной грамотности мы уже встречаемся с проблемностью ситуации, имеет смысл сориентироваться в представлениях о функциональной грамотности в официальных материалах ЮНЕСКО и описаниях функциональной грамотности организаторов теста РША.

На официальных сайтах ОЭСР можно найти следующие определения.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений - познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

Жить и работать в качестве человеческой личности;

Развивать свой потенциал;

Принимать важные и обоснованные решения;

Эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества (местного - локального, национального, глобального), чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

В исследовании PISA проверялись три типа грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность.

Под грамотностью чтения в исследовании понималась способность человека к осмыслению письменных текстов, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

В проведенном исследовании PISA было принято следующее определение понятия «математическая грамотность»: это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Под естественно-научной грамотностью в исследовании понималась способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации.

Из приведенных определений функциональной грамотности следует, что фактически проверяются в тестах адаптационные характеристики человека, его умение приспособиться к среде, и ни в коем случае не проверяются его творческие способности эту среду менять и модифицировать. Проблема, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы «подружить» функциональную грамотность учащихся и креативность.

Как мы уже говорили, исследование PISA проводится по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность». Используется письменная форма контроля (тесты). Так же было организовано тестирование функциональной грамотности и в гимназии № 42 г. Барнаула. На выполнение теста ученику отводилось два урока. В тесты были включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

Тестирование в гимназии проводилось дважды: в начале учебного года и в конце (06.10.2011 - первое тестирование; 21.04.2012 - второе тестирование). Оба тестовых задания опирались на материалы, которые официально использовались в тестах PISA, но были частично сокращены в силу того, что на тестирование в гимназии отводилось меньше времени, чем в реальном тесте PISA (120 минут вместо 180). Таким образом, нас интересовали и интересуют вну-тришкольные итоги сформированности функциональной грамотности, а сравнение гимназических результатов с российскими или мировыми мы провести не в состоянии, да это и не входило в нашу задачу.

Приведем результаты обработки тестов - средний балл для классов. Максимальное число баллов, которые мог набрать ученик в первом тесте, - 23, во втором - 26. Итоги выглядят так:

9 «а» класс: средний балл=12,86 - для теста 1; 19,16 - для теста 2;

9 «б» класс: средний балл=12,72 - для теста 1; 19,46 - для теста 2;

9 «е» класс: средний балл=17,06 - для теста 1; 23,51 - для теста 2.

Задания в тестах были фрагментированы разработчиками тестов на части. Задания в тесте оценивались баллами от 1 до 3 в зависимость от сложности. Для оценивания использовались ключи, созданные разработчиками тестов.

Результаты по классам для педагогов школы не являются неожиданными. 9 «е» класс - класс физикоматематического профиля, он показывает более высокие результаты и при традиционном «знаниевом» оценивании. Нам было важно посмотреть, как изменяется функциональная грамотность в течение учебного года.

Статистический анализ приведенных цифр показывает, что в течение учебного года учащимся преподносится такой материал и в такой форме, что это естественно сказывается на росте их функциональной грамотности. Различие показателей на начало учебного года и на конец значимо с достоверностью 95% для всех классов.

1. Усиление межкафедрального взаимодействия, проведение совместных семинаров, обсуждений; организация сетевых взаимодействий между педагогами, работа по принципу «Учимся друг у друга».

2. Использование задач, формулировки которых созданы не предметным языком, а бытовым или естественно-научным. Желательна практика использования задач с избытком и недостатком информации. При решении задач можно практиковать выход за за-дачные ситуации путем расширения описанных в задачах систем.

3. Использование в учебном процессе не только стандартных и традиционных информационных средств обучения (учебник, задачник, рабочая тетрадь, тематические ресурсы из сети Интернет), но и других информационных потоков, материалов телевидения, сети Интернет и т. д.

4. Больше внимание в учебном процессе следует уделять формированию метапредметных знаний и умений (выдвижение гипотез, постановка целей, умение обобщать, анализировать, прогнозировать и т. п.). Это означает усиление такой деятельности, которая является надпредметной, в которой используется лексикон философии, семиотики, системоло-гии, информатики.

Библиографический список

1. Ковалева Г С., Красновский Э. А., Краснокут-ская Л. П., Краснянская К. А. Результаты международного сравнительного исследования Р1БА в России // Вопросы образования. - 2004. - № 1.

2. Русскоязычный сайт, посвященный тестированию качества чтения учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. - ПЯЬ: http://www.centeroko.ru/pirls06/pirls06_pub.htm/.

3. Холодная М. А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к соци-

уму или интеллектуальное развитие и воспитание? // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное российское образование» (8-12 декабря 2008 г., Москва). - М., 2008.

4. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.) : в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. - М., 2002.