Характеристика северо восточной руси. Владимиро-Суздальская земля (северо-восточная Русь)

С начала 12 в. государство распалось на автономные общинные союзы, Самык крупные государственные центры - Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля. На северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество. Стало независимым во время сына Владимира – Юрия Долгорукого (1132-1157). Удачное перед другими княжествами географическое положение: удалённость от степей, труднопроходимые леса – защита от кочевников, отсюда приток населения. Контроль над волжскими торговыми путями способствовали экономическому развитию. Северо-восточный район колонизировался по инициативе князей, предвосхищая заселение. Поэтому земля рассматривалась как собственность князя, населения, включая бояр, - слуги. Вассально-дружинные отношения Киевской Руси сменились княжеско-подданическими. Так сложилась вотчинная система власти. Если Юрий хотел овладеть Киевом, его сын Андрей Боголюбский решал внутренние проблемы: укреплял свою власть и государственность. При этом борьба с боярством. В результате боярского заговора Андрей погиб. Борьба за престол вызвала междоусобицы. Участвовали братья погибшего князя, ставленники боярства и города Ростов, Суздаль, Владимир. Победил Всеволод Большое Гнездо, у к-го было большое потомство. Опираясь на владимирских горожан, подавил бояр и укрепил княжескую власть. При нём расцвет княжества. В начале 13 в. Владимирская Русь распалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский, где правили потомки Всеволода. Княжества в 14-15 вв. стали основой формирования Московского государства.

В 1223 г. битва на реке Калка между русскими князьями и монголами. Монгольские племена в начале 13 в. объединились под властью хана Темучина, под именем Чингисхана он был провозглашён великим ханом. Завоевательные походы а Северный Китай, на берега Каспийского моря, в Армению, Кавказ, Черноморскую степь, где столкнулись с половцами. Те попросили помощи у Киевского, Черниговского, Галицкого князей – битва на реке Калке. Князья и половцы разгромлены. Но для монголов это лишь разведывательный поход, дальше не пошли. Только позже решили вторгнуться в русские земли. Главнокомандующий – Батый. Не путать монголов с татарами: собственно татар называли белыми, монголов – чёрными татарами. Армия Батыя состояла из монголов. В 1236 г. разгромили на Каме волжских болгар и через год вторглись в Рязанское княжество. Потом Коломна, Москва, Владимир. Войско Юрия Всеволодовича разбито на реке Сить в марте 1238 г. Монголы прошли всю Северо-Восточную Русь, позже Южную Русь – Киев, Галицко-Волынское княжество. С 1240 г. монгольское иго. В Нижнем Поволжье основали государство Золотую Орду. Русь – данник его. Провели перепись населения для исчисления дани, в землях назначали баскаков – наместников, к-е контролировали население и дань. После восстаний в русских городах к 14 в. дань стали собирать князья. Ордынцы выдавали им грамоты на великое княжение, разжигая вражду между ними. Сторонники традиционной точки зрения оценивают иго негативно. Массовое переселение населения на менее удобные территории, снизилась политическая и социальная роль городов. Политика русских князей переориентировалась на Восток. От монголов унаследовали авторитарную форму правления –вплоть до тирании, унизительные наказания – публичная порка, раболепство. С другой стороны, князь Александр Невский нашёл союзника в лице Батыя, чтобы противостоять немецкой агрессии. Монголы не изменили общественно-политический строй Руси: наследование княжеского престола осталось родовым. Монгольское завоевание во многом определило характер развития Руси, повлияло на культуру. Благодаря ему произошло возвышение Москвы. Формирование социально-политической системы Московии происходило под сильным ордынским влиянием, насаждавшим отношения бесправия и холопского подчинения. Много удельных князей и старших дружинников погибло, на смену им пришли выходцы из непривилегированных слоёв, привыкших повиноваться.

1. Общая характеристика: расположение, климат, почва

2. Юрий Долгорукий – сын Мономаха

3. Андрей Юрьевич Боголюбский

4. Всеволод Юрьевич Большое гнездо

5. Усобица после смерти Всеволода

1. Северо-восточная Русь называлась Залесским краем, т.к. между реками Окой, Волгой и Двиной тянулись дремучие леса, которые отделяли северо-восточную Русь от Приднепровья. Ключевский отмечал, что среди болот, озёр, рек с трудом удавалось отыскать сухую опушку, где можно было жить. Почвы неплодородные, заросшие лесами, но именно вокруг Владимира и Суздаля была свободная территория с хорошими землями, которая называлась «Владимирское ополье». Именно сюда в 11-13 веках двинулся поток переселенцев. Коренными жителями этой земли были финно-угорские племена, но уже в 7-8 веках сюда пришли кривичи и вятичи. Отдалённость и изолированность замедлили темпы развития и христианизации этих районов. Нестор писал «о звериных обычаях вятичей». Киевским князьям пришлось долго «примучивать» здешние племена (Святослав). Здесь почти не было городов. Главной столицей в начале был Ростов, возникший как племенной центр. Именно поэтому ростовские бояре выступали против князей. Через северо-восток проходили торговые пути, а именно Волжский. В результате в 11 веке появляются города Ярославль, Суздаль. Когда угроза со стороны степи стала серьёзной, то изолированность этого края превратилась в достоинство. Переселенцы с юга принесли свои навыки обработки земли, свою культуру и способствовали расцвету этих земель.

По плодородию северо-восточные земли уступали южным, но здесь были свои преимущества: богатые заливные луга, леса, много озёр и рек. Поэтому, несмотря на суровый климат, здесь удавалось получать хорошие урожаи, а всевозможные промыслы и скотоводство делали жизнь людей сносной. Постепенно появляются излишки, и развивается торговля. Князья поздно обратили внимание на Залесский край, поэтому престолы в городах давались младшим князьям. Так из Ярославичей княжение здесь получил Всеволод. Лишь при Мономахе началось возвышение северо-восточной Руси .

Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала отчиной мономаховичей. Здесь рано стали воспринимать сыновей Мономаха как своих князей.

Более позднее освоение края имело важные последствия: вновь построенные города не имели вечевых традиций, боярство приходило вместе с князем. Таким образом, оно не было сильным. Земледельцы обосновывались уже на княжеской земле, поэтому возникали условия для сильной княжеской власти. Да и первые владимирские князья оказались людьми честолюбивыми и властными. Среди факторов, которые способствовали подъему экономики, способствовала удалённость от Киева и возможность развиваться собственным путем. Они были удалены от пути «из варяг в греки», поэтому выстраивали отношения не с Византией, а с восточными странами (Персией). Волжский торговый путь стал для них главным. Эти земли больше сотрудничали с Новгородом, нежели с Киевом.

2. После Ростова столицей становится Суздаль, и княжество называется Ростово-Суздальским. Здесь княжил с 1125 года по 1157 г. шестой сын Мономаха Юрий (Долгорукий). Он посвятил всю свою жизнь борьбе за киевский престол. Организовал несколько походов на Киев, но, захватив Киев, он не забывал о своих северо-восточных землях. При нём Ростово-Суздальская земля достигла своего расцвета. Он не отправлял свои дружины бороться на юг с половцами, т.к. считал, что главным противником для него была Волжская Булгария. Он воевал с ней и даже расширил границы своего княжества. Юрий воевал с Новгородом за небольшие, но важные пограничные земли. Таким образом, он в глаза жителей Ростова и Суздаля превращался в собственного князя, независимого от Киева. При нём под власть этого княжества попали Рязань и Муром. Долгорукий основал в крае новые города: Дмитров, Звенигород, Юрьев-Польский. Именно с его именем связано первое упоминание о Москве в 1147 году. Здесь, в Москве, принадлежащей Кучковичам, 4 апреля 1147 года состоялись переговоры Юрия с Черниговским князем Святославом, который привёз в подарок шкуру барса (пардуса). На самом деле, Москва возникла намного раньше и принадлежала ростовскому боярину Кучке. По свидетельству летописца, боярин повёл себя непочтительно к князю и был казнен. В 1147 году Юрий отправил Святославу приглашение: «приди ко мне, брате, в Москов». Юрий считается основателем города Москвы, т.к. здесь он приказал заложить кремль . Но не является основателем московской династии. В 1149 и 1151 году Долгорукий захватил Киев, но киевляне его не поддержали, и князю ненадолго удалось удержать в Киеве. В 1155 году он окончательно переехал в Киев, а сыновей своих распределил по городам. Но старший Андрей (будущий Боголюбский) быстро понял, что Киев потерял свою власть, и покинул отца. В 1157 году Юрий внезапно заболел и через 5 дней умер. Скорее всего, его отравили. Киевляне после смерти Юрия разграбили княжеский двор.

3. В 1157 году в Ростово-Суздальском княжестве стал править Андрей Боголюбский. Но все свои молодые годы он провёл во Владимире на Клязьме. Он очень дорожил этим городом и постепенно перенёс столицу из Суздаля во Владимир. Для себя построил рядом с Владимиром в селе Боголюбово дворец, отсюда его прозвище.

Юрий Долгорукий передал престол Андрею, поэтому формально он считался Великим киевским князем, но в Киеве не находился. В 1169 году он организовал поход на Киев, захватил его, отдал город на разграбление. Летописец писал: «поднял Киев на щит». После этого он увез отсюда икону Владимирской богоматери, вывез основные ценности из Софийского собора и тем самым ещё больше унизил Киев. Он посадил там одного из своих братьев – Глеба. Сам же вернулся во Владимир.

Андрей поводил политику во многом похожую на отцовскую. Организовал несколько походов против Волжской Булгарии, постоянно воевал с Новгородом, захватил город Торжок, через который шла хлебная торговля с Новгородом, и заставил новгородцев принять свои условия.

Андрей застраивал Владимир с необычайной пышностью. Здесь были сооружены Золотые ворота, Успенский собор. В это время ни в Киеве, ни в Москве Успенских соборов не было. В 6 км от Владимира на слиянии рек Нерли и Клязьмы он построил собор Покрова на Нерли. Он стремился добиться и церковной независимости от Киева, поэтому особую силу здесь приобрёл культ Богородицы. Андрей обратился в Константинополь к патриарху с просьбой: возвести ростовского епископа в сан владимирского митрополита. Но Константинополь отказал, поэтому в этот момент не удалось перенести кафедру во Владимир. Летопись называет Боголюбского самовластцем. Он отправил от себя отцовскую дружину, согнал со столов своих братьев. Все правили под его присмотром. Андрей легко переступал через традиции. Он мог расправиться с неугодными и даже отнять вотчины. В ответ бояре саботировали походы князя. Так в 1173 году летописец прописал: «Бояре идучи не идяху», т.е. не пришли по приказу Андрея для участия в походе. Они составили заговор против князя. Поводом стал приказ Андрея казнить одного из Кучковичей, хотя сам был женат на дочери Степана Кучки. Заговор возглавила его жена, и ночью 1174 года во дворце в Боголюбово Андрей был убит. Но нельзя было изменить сложившейся на Руси ситуации: постепенно русский политический центр переместился во Владимир. Андрей Боголюбский объявил себя Великим князем владимирским .

4. После смерти Андрея разгорелась борьба между боярами Ростова, Суздаля и Владимира. Города поддержали братьев Андрея – Михаила и Всеволода. В 1176 году Всеволод разгромил своих противников в открытом бою и занял Владимирский престол. Он получил прозвище Большое гнездо, т.к. имел 8 сыновей и 8 внуков, не считая женщин. Всеволод продолжил политику Андрея: он казнил бояр-заговорщиков, убивших брата, и на время противостояния боярства и князя снизилось. Всеволод заботился о процветании своей отчины, он построил во Владимире знаменитый Дмитровский собор (конец 12 века). Вёл активную внешнюю политику, вмешивался в дела Новгорода, ещё раз захватил Киев и подчинил Рязань. В 1183 году он предпринял поход против Волжской Булгарии и присоединил мордовские земли. В это время уже встал вопрос о том, какое княжество возьмёт на себя роль объединителя. Скорее всего, это должно было быть Владимиро-Суздальское княжество и сам город Владимир. Однако этому помешали татары. О могуществе Всеволода автор «Слова о полку Игореве» писал: «…Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать…» . Но после смерти Всеволода началась усобица, а затем – нашествие монголо-татар.

5. Начавшаяся после смерти Всеволода в 1212 году Смута показала, насколько непрочными были государства удельного периода. Всё зависело от личности князей. Во Владимире Всеволод посадил Константина, который попытался захватить и Ростов. Своими планами он поделился с отцом, но поддержки не нашёл. После смерти Всеволода война началась между Константином и Юрием (ростовский князь). В эту борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой, который опирался на помощь своего брата Ярослава. В 1216 году в битве на реке Липеце Константин победил Юрия. Он утвердился во Владимире и Ростове, но не помог Мстиславу утвердиться в качестве общерусского лидера. Они рассорились. После смерти Константина в 1219 году во Владимир сел Юрий Всеволодович. Именно он встретил монголо-татар, и в 1238 году на реке Сити был убит в сражении. Его жена и дети погибли под развалинами храма, в котором заперлись от татар.

Смерть Всеволода Юрьевича в 1212 году показала, сколь непрочны были государственные образования удельного периода. Своим единством Владимиро-Суздальское княжество было обязано именно князьям. Ещё не сложились полностью объективные политические предпосылки для объединения. Город Владимир был отдан Всеволодом сначала старшему сыну Константину, который до этого был ростовским князем. Константин захотел сохранить за собой Ростов и Владимир. Своими планами он поделился с отцом, но Всеволод, понимая, что это вызовет новые распри, решил наказать Константина и отдал владимирский престол второму своему сыну Юрию. Константин не собирался сдаваться. После смерти отца в борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой, выступивший на стороне Константина. Юрий же взял в союзники брата Ярослава. Обе стороны строили обширные планы. Весной 1216 года князья сошлись на реке Липице около Юрьева-Польского, где Юрий и Ярослав потерпели поражение (на поле боя в XIX веке найден княжеский шлем). Утвердившийся во Владимире и Ростове Константин не помог Мстиславу утвердиться в качестве общерусского лидера, и они рассорились. Мстислав Удалой был вынужден оставить Новгород и перебраться в Галич. Но в 1219 году Константин умер, и великим владимирским князем становится Юрий Всеволодович. Именно он встретился с монголо-татарами в 1238 году на реке Сить. Усобица закончилась.

Южная и Западная Русь

1. Общая характеристика земель

2. Галицко-Волынское княжество

3. Киевское княжество

4. Черниговское и Северское княжества

1. Юго-западная Русь – это Галицко-Волынское княжество, в первую очередь. Занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь были плодородные земли, чернозёмы, обширные лесные массивы и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Это способствовало возникновению крупных городов: Галич, Владимир Волынский (основанный Владимиром Святым), Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль. Через них проходили оживлённые торговые пути к Дунаю и Чёрному морю. Поэтому здесь процветала торговля с Византией и европейскими странами. На севере и северо-востоке эти земли граничили с Киевским княжеством, поэтому Галицко-Волынские князья неоднократно завоевывали киевский престол. Княжество находилось в безопасности от кочевников, что привлекало сюда население юго-восточных земель. Но Галицко-Волынское княжество находилось в стороне от торгового пути «из варяг в греки», что по началу тормозило его развитие. Но когда речные торговые пути переместились в моря, Галицко-Волынское княжество получило выход и в Черное, и в Балтийское море.

ВЫВОД: здесь наблюдался экономический подъем.

2. В первые годы после отделения от Киева, Галицкое и Волынское княжества существовали самостоятельно. При Ярославе Осмомысле (1153-1185) началось возвышение Галицкого княжества (Осмомысл-мудрый). Автор «Слова о полку Игореве» высоко оценил могущество князя: «высоко ты сидишь на своем златокованом престоле, подперев горы угорские своими полками железными, отворяешь Киеву ворота». Действительно, в 1159 году Галицкие и Волынские полки на время овладели Киевом. Киевские земли постоянно подвергались вторжениям, но правление Ярослава Осмомысла приостановило эти набеги. У Ярослава была сложная судьба: он боролся со своим сыном Владимиром, которого поддерживала жена Ярослава, Галицкими боярами, поляками, венграми, несколько раз ему приходилось бежать. Он был вынужден искать опору в боярах, предоставляя им всё больше прав. Но это ограничивало власть князя. Например, боярство вмешалось в решение опроса о престолонаследии, заставив Осмомысла признать приемником сына Владимира. Ярослав пошёл на сожжение любовницы. После смерти отца Владимир вступил на престол, но оказался слабым правителем. Тогда боярство изгнало его из Галича. Галицкий престол ему удалось вернуть только благодаря помощи Всеволода Большое гнездо (его дядя), но с условием покорности Великому владимирскому князю.

После смерти Владимира в 1199 году Галиция объединилась с Волынью. Это сделал волынский князь Роман Мстиславич. В то время, когда Галич раздирали распри, он, опираясь на горожан и мелких землевладельцев, противостоял своеволию бояр. При нем Волынское княжество превратилось в сильное и относительно единое государство. В 1203 году он захватил Киев и принял титул великого киевского князя. Объединив Галич, Волынь и Киев, Роман Мстиславич создал крупнейшее европейское государство. Папа римский признал его и предложил принять королевский титул. Но галицкое боярство не собиралось подчиняться Роману Мстиславичу, поэтому ему пришлось вести с ним борьбу. Летописец приписал ему фразу: «не передавивши пчел, мёду не есть». Роман отличался воинственностью, решительностью, поэтому в Галицко-Волынском княжестве формируется монархическая власть. В 1205 году он погиб. Галицко-волынское боярство тут же подняло голову. Княгиня с малолетними детьми бежала в Польшу, а бояре пригласили в Галич сыновей Игоря Новгород-Северского, что привело к разделу княжества на уделы. Этим воспользовалась Венгрия, захватив княжество. Двое из трех Игоревичей были повешены. Венгры были приглашены галицкими боярами.

В 1211 году в Галич вернулся Даниил Романович, находившийся в Польше, но до 1221 года Даниил постоянно боролся за власть. Ему пришлось воевать с венграми, поляками, русскими князьями. Был момент, когда в Галиче на престоле сидел не Рюрикович. В 1240 году Даниил захватил Киев, объединил Галич и Волынь, но именно в 1240 году монголо-татары напали на Киев и разорили его. Даниил делал всё, чтобы предотвратить нападение монголов на свои земли, но ситуацией воспользовались западные враги, поэтому Даниил поклонился Батыю и сохранил единство своих земель. В течение 100 лет Галицко-Волынское княжество было разделено между государствами и перестало существовать. Волынь ушла к Литве, а Галич – в Польшу.

3. Киевское княжество утратило свое прежнее значение. Население покидало эти места из-за опасности, торговля прекратилась, но Киев оставался долгое время формально политическим центром страны. Он сохранил свою историческую славу матери городов русских. Вплоть до 1299 года он оставался религиозным центром (в 1299 году митрополит Максим перенес резиденцию во Владимир). Власть киевского князя не признавали никакие русские князья. В условиях феодальной раздробленности в Киевском княжестве утвердились:

Сильное боярство, возродившее в XII веке вече. Оно приглашало князей соперничавших группировок, одного сажало в Киеве, а другого в Вышгороде. Так в Киеве сложилась дуалистическая монархия.

Изменение роли киевского князя и борьба между мономаховичами и ольговичами за престол.

Постоянные набеги половцев, что требовало объединения позиция боярства, дружины и князей. Именно это не позволило в Киеве установить республику.

Киев сохранил свое значение как духовный центр Руси, символ русского единства.

4. Черниговское княжество рано обособилось от Киева. Ещё Мстислав Тмутараканский противостоял Киеву и заставил Ярослава Мудрого отдать ему половину всех земель. В дальнейшем ольговичи (потомки Олега Гореславича) утвердились в этом княжестве. Со временем Чернигов стал одним из крупнейших русских городов, здесь сформировалось мощное боярство, был свой епископ. У черниговских князей были сильные дружины. Географическое положение было, с одной стороны, благоприятным, так как имело возможность торговать по реке Десне с черноморскими странами, с другой стороны, это было пограничное княжество, испытывавшее на себе набеги половцев. Здесь были крупные города: Путивль, Новгород-Северский, Любеч, Козельск. Позднее его поддержали Муром и Рязань. Особые отношения сложились у черниговцев с половцами. Олег дружил с ними, но летописцы не раз ставили Олегу это в вину. Однако это была объективная необходимость, ведь Черниговское княжество простиралось до Таманского полуострова (Тмутаракань), а значит в его земли постоянно «вклинивались» половецкие кочевья. Таким образом, они вынуждены были соседствовать. Половцы и черниговцы в течение десятилетий вместе воевали против общих противников. Но в 1180-е годы политика черниговских князей изменилась: они стали союзничать с русскими князьями и совершать набеги на половцев. Этому способствовала политика Владимира Мономаха.

В 1180-е годы в истории черниговских земель произошли события, получившие бессмертную славу. Удельный князь Игорь Святославич (Новгород-Северский) с небольшими силами начал поход в степь. В мае участники похода увидели солнечное затмение, которое сочли дурным знаком. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но на выручку половцам пришёл хан Кончак. 2 дня: 11 и 12 мая на берегу реки Каялы кипел бой. Русская рать была почти полностью уничтожена, а князь Игорь с боярами попал в плен. Весной 1186 года Игорь бежал из плена и вернулся в Северскую землю. Он стал великим черниговским князем, возобновил дружбу с Кончаком и по тогдашней традиции женился на половчанке. Умер в 1202 году. Эти события были описаны в «Слове о полку Игореве». Документ найден в конце XVIII века. Его создание относят к 1185 году, автор неизвестен. «Слово» призывает князей к объединению.

Господин Великий Новгород

1. Общая характеристика

2. Хозяйственная деятельность и новгородское боярство

3. Политические особенности

1. Самым обширным русским владением в удельную эпоху стала Новгородская земля. Она включала Торжок, Ладогу, Псков, Пермь, Печору и так далее. Кроме русского населения, здесь жили финно-угорские племена. С 1136 года Новгород изгоняет князей и становится боярской республикой. Новгород господствовал на важнейших торговых путях: «из варяг в греки» и Волжский торговый путь. Он был связан торговыми отношениями и с европейскими странами, и с Византией, и с Азиатскими странами. Здесь, в Новгороде, были созданы торговые представительства Ганзы (торговый союз северогерманских городов), Византии. Долгое соперничество с Киевом выработало особое самосознание новгородцев, которые считали себя выше киевлян.

2. Более суровый климат и бедные почвы давали здесь низкие урожаи. Новгород нередко оказывался в зависимости от северо-восточных княжеств – поставщиков хлеба. Владимиро-суздальские князья быстро усвоили это, и, не имея возможности покорить новгородцев силой, они пугали их хлебной блокадой, голодом. Новгород был вынужден постоянно идти на уступки. Сельское население мало занималось хлебопашеством, основными занятиями было скотоводство, огородничество и садоводство. Зато сама природа (берег Белого моря, леса, реки) побуждала новгородцев к промыслам. Меха, «рыбий зуб» (моржовая кость), даже экзотические охотничьи соколы, рыбная ловля – всё заставляло идти их в тайгу, тундру, несмотря на тяжелейшие условия. Новгородцы принудили к уплате дани финно-угорские племена. Они принесли сюда земледелие и скотоводство, поэтому военных конфликтов не было. Особое место занимал сам Новгород. Археологические раскопки в Новгороде не прекращаются и по сей день. К XIII веку это был большой, благоустроенный, хорошо организованный и укрепленный город. Он стоял на двух берегах реки Волхов. Была торговая и софийская стороны, которые соединял Великий мост. На нем располагались лавки, здесь же выясняли отношения враждующие группировки боярства. Население города составляли ремесленники очень многих специальностей. Иногда мастера оставляли на своих изделиях подписи «коста делал», «братило делал». Город был поделен на концы (во всех остальных городах были слободы), которые назывались по ремесленной специальности. Ремесленники свою продукцию выносили на новгородский торг или вывозили за границу. Историки спорят по вопросу о существовании объединений ремесленников – цехов. В европейском виде цехи в Новгороде не сложились. Но ремесленники имели большой вес на вече, что свидетельствовало об их организованности.

Другой социальный слой в Новгороде составляло купечество. Купцы объединялись в гильдии. Они имели свои торговые дворы в Киеве, Любеке (Германия) и других местах. Купечество имело свой выборный орган, свою собственную казну, то есть начало складываться самоуправление. Вывозили пушнину, мёд, воск, рыбу, лён и всевозможные ремесленные изделия. Особенно славилось новгородское оружие – булатные мечи.

Главной силой в Новгороде было новгородское боярство. Оно сумело отстоять свою обособленность от князей. Рани берестяные грамоты показали, что государственные подати в Новгороде взимались самими боярами, а не князьями. Полюдья здесь не было. Князь получал только часть доходов от боярства. Следовательно, князь сразу был поставлен в зависимое положение. Бояре стали крупными земельными собственниками. Землю они распределяли сами, а не князья, причем боярство в основном жило в городах, занимаясь торговыми операциями. В вотчинах проживали управляющие. Многие ремесленники оказались в зависимости от бояр и платили им оброк своими изделиями. Ещё одна особенность новгородских бояр – их замкнутость, корпоративность. В отличие от остальных земель Руси, где до боярства можно было дослужиться, в Новгороде это звание было наследственным. В результате всего 30-40 боярских семейств занимали ведущее положение в политической жизни. Именно их называли 300 золотых поясов. Это не значит, что в Новгороде не было феодалов небоярского происхождения. Среди них было немало крупных землевладельцев – их называли житьи люди. Они тоже могли оказывать влияние на политическую жизнь. И бояре, и житьи люди использовали в своих владениях труд смердов. В новгородском населении выделялись лучшие люди – это купцы, бояре, часть ремесленников, священники и меньшие (черные) люди. В Новгороде кипела острая внутренняя борьба. Люд не один раз ополчался на бояр, громил их дворы. Но у меньших людей не было лидера, им мог стать князь в борьбе за власть, но особое сознание новгородцев не позволяло требовать усиления княжеской власти. В представлении всех слоев населения существующий порядок устраивал всё общество.

ВЫВОД: в Новгороде основу экономики составляло сельское хозяйство и промыслы, несмотря на преобладание торгово-ремесленного населения. Власть же принадлежала аристократии.

3. Верховной законодательной властью в Новгороде обладало вече. Символом народовластия был вечевой колокол, удары которого оповещали о созыве собрания. Раньше историки полагали, что в вече участвовало всё свободное население, но новейшие данные свидетельствуют, что в вече принимали участие всего 300-500 человек – это те самые бояре, которые обладали реальной властью. Следовательно, меньшие люди могли участвовать в вече только при рассмотрении важнейших вопросов, например, объявление войны или заключение мира. Вопросы, связанные с выбором должностных лиц, решались малым составом, поэтому меньшие люди в управлении не участвовали. Вече избирало высших должностных лиц, приглашало князя, решало вопросы войны и мира, обсуждались вопросы налоговой политики. Здесь активную роль играл архиепископ (владыко), который был казначеем республики (министр финансов).

Важным должностным лицом, главой исполнительной власти был посадник. Посадник ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал чиновников, наблюдал за деятельностью князя и руководил внешней политикой. Как глава правительства, он вёл дипломатические переговоры, решал вопросы городского устройства. Должность посадника была временной. Иногда их было двое. Но со временем число посадников увеличивалось, так как шла борьба между боярскими группировками, которые хотели посадить именно своего человека.

Помощником посадника был тысяцкий. Он руководил народным ополчением в момент опасности. В большей степени он ведал сбором налогов, торговым судом и решал все хозяйственные вопросы в городе. Долгое время тысяцкий представлял в городском управлении интересы купцов, ремесленников, то есть меньших людей. Но в последствии и эту должность захватили бояре.

С 1156 года вече стало выбирать и архиепископа. Утверждал его киевский митрополит. Владыко был посредником между князем и посадником, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд, следил за нравственным состоянием общества. Должность архиепископа была пожизненной, но иногда ему предлагали новгородцы подать в отставку. Тогда у него был один путь – в монахи. В XII-XIII веках в Новгороде стали выбирать архимандрита, который возглавлял чёрное духовенство и не зависел от архиепископа.

Князя новгородцы приглашали на условиях ряда (договора). Его приглашали вместе с дружиной на случай войны. Князь не имел права вмешиваться во внутренние дела республики. Ему и дружине не разрешалось иметь земельные владения, вести торговлю. Он проживал за пределами Новгорода на особом дворе городище. Даже устраивать охоту или пиры князь мог только по договору. Новгородцы стремились чаще менять князей, чтобы у тех не сложились прочные отношения с какой-либо группировкой. Так с 1095 по 1304 год смена княжеской власти произошла 58 раз. Первым в Новгороде появился черниговский князь Святослав Ольгович. До XII века Новгород не имел врагов, что позволяло ему избегать усиления княжеской власти, кроме того, передача боярства по наследству позволила сохранить крупные землевладения, в отличие от других русских земель, где князья давали уделы своим сыновьям. Князей привлекало в Новгороде только большое жалование – часть дани, уплачиваемой им - и титул. Новгородцев же устраивало то, что князь был символом единства республики, и тем самым положение Новгорода уравнивалось с положением других княжеств. Со временем функции князя менялись: он стал отвозить дань в Орду, поддерживал порядок в городе. Новгородцы усилили княжескую власть, так как оказались перед лицом внешней опасности.

ВЫВОД: форма правления Новгорода была чем-то средним между западными государствами и восточными. Новгород мог повести за собой Русь по западноевропейскому образцу развития.

Термин «город» в источниках имеет разные значения. Советская наука при изучении городов имеет в виду город как особое социально-экономическое явление феодального общества, как центр ремесла, торговли, товарного производства и товарного обращения, отличающийся по своей социально-экономической характеристике от других видов поселений или укреплений.

К сожалению, до сих пор можно встретить некритическое отношение к понятию «город» в источниках, следствием чего являются ошибки в важных оценочных положениях. Так, в «Очерках истории СССР XIV-XV вв.» безоговорочно сообщается, что «в XV веке в Северо-Восточной Руси насчитывалось до 78 городов» . Авторы «Очерков» ссылаются при этом на подсчет городов, сделанный П. П. Смирновым. Но Г1. П. Смирнов под «раннефеодальным городом» того времени понимал лишь укрепленное поселение ив соответствии с этим производил свой подсчет. При этом он сам отмечал, что его список «не может иметь в настоящее время абсолютного значения» , исходя, впрочем, из соображений о неполноте данных источников относительно городов в его понимании.

Между тем при изучении средневековых городов необходимо обязательно убедиться в том, что мы имеем дело в каждом отдельном случае именно с городом в социально- экономическом значении этого термина. Только в этом случае можно избежать односторонности и натяжек в определении общего характера и уровня социально-экономического развития всей страны в целом.

Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание и на другую сторону вопроса. Наблюдения над источниками показывают не только то, что термин «город» имел несколько значений, но и то, что эти значения действительно связаны с разными общественными функциями феодального города.

Если нельзя, следовательно, видеть во всяком «городе» источника действительного города, то, с другой стороны, можно заметить, что указанное употребление термина «город» отразило одну из важных функций города в феодальную эпоху, вследствие чего этот термин и распространился так широко по отношению ко всяким оборонительным сооружениям. Город был укрепленным поселением, наличие укреплений - характерная, специфическая черта феодальных городов, возникавших и развивавшихся в обстановке укрепления собственности на землю, усиления могущества феодалов, частых междоусобных войн и внешних вторжений, облегчавшихся господством феодальной раздробленности.

Термин «город» распространился с укреплений собственно городов не только на всякие иные оборонительные сооружения, но и на само поселение, окруженное укреплениями. Так, л-етопись говорит, что Димитрий Донской «славный град свой Москву стенами чюдными каменми огради» . В 1304 г. «много бысть замятии Суждальской земли во всех градех» . Город как особый тип поселения источники отличают от других поселений и территорий. Рассказывая о московско-тверском конфликте в 1367 г.„, летопись отмечает, что московская рать вторглась в тверские пределы, но «божиим же заступлением градов не вземше, възвратишася назад, извоевавше точию власти и села» . В таком же смысле упоминается о городе в рассказе об эпидемии 1364 г.: «Не токмо же в граде было се, но и по всем волостям Переяславским был мор, и по селам и по погостом, и по монастырем... и в градех" мертвыя, и в селех и в домех мертвыя» , В 1319 г. кн. Юрий Данилович с Кавгадыем «нача грады жечи и многа села» . В житии Петра митрополита говорится о том, что он после Переяславского собора 1311 г. «паче нача учити не токмо по градам, но и по весям» .

Различие между городом и другими населенными пунктами можно видеть также в терминологии актового материа

ла, например духовных и договорных грамот, где перечисление владений всегда ведется в определенном порядке: сначала города, потом волости, затем села. Если какой- либо пункт, как например Руза, переходит из разряда «волостей» в «города», это, по-видимому, свидетельствует о действительных изменениях в его положении. Характерно, что, например, Шерна городок или Вышгород ни разу не указываются в числе городов, и это вполне объяснимо - они были лишь феодальными замками, укреплениями, но вовсе не городами в смысле особого типа поселения.

Таким образом, термин «город» в этом значении отчетливо выделяется как особый тип укрепленного поселения, отличного от деревни.

Характерно то, что в источниках изучаемого периода термин «город» в смысле населенного пункта распространяется во многих случаях только на поселение внутри укреплений. Отсюда очень часто встречаемые в летописи выражения: «... приходи рать Литовская к Можайску, и пожгоша посад, а города не взяша» , « пришел на Кашин город изгонем, города не взял, а посади пожега» , «погоре град Тверь весь и посад» . Такое употребление термина «город», когда он противопоставляется посаду, исторически легко объяснимо, ибо возникновение посадов происходит позднее, чем появление укрепленных мест-городов.

Наряду с таким значением слова «город» мы встречаем много случаев, когда оно вбирает в себя и собственно город, и посад. Под 1365 г. в Симеоновской летописи говорится: «... погорел весь город Москва - и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» . Здесь понятие «город» обнимает все части города.

Летописные источники употребляют также термин «город» в смысле городского населения, например при рассказе о проводах кн. Александра Михайловича в Орду из Твери в 1339 г. сообщается, что «и бояре, и гости, и житейские мужи, и весь град плакался о нем» . Понятно, что речь тут идет о всем городском населении, включая и посадское. Точно так же можно думать, что термин «гража- ны» тоже относится не только к жителям собственно города, но также и посада.

Несомненно, что в этом смысле, т. е. имея в виду не только собственно город, но и посад, летопись говорит и в других случаях. Таковы, например, сообщения о вторжении татар в 1237 и 1293 гг. Под 1237 г., после рассказа о гибели Владимира, взятии других городов, летописец подводит итог: «А на Ростовской и Суздальской земли взяша городов 14, опроче свобод и погостов, в один месяц фев- руаль» .

Точно так же распространение термина «город» на все городское население, включая и посад, мы ясно видим в терминологии многочисленных жалованных грамот XIV- XV веков. Эти грамоты часто говорят о так называемом «смесном суде» между городским и сельским населением, подвластным княжеской власти, и монастырскими людьми, которые подлежат суду своего монастыря. В жалованной грамоте кн. Андрея Васильевича Троице-Сергиеву монастырю на двор в говорится, что монастырь имеет «двор на Углече на посаде», что «у них в том дворе живут дворники», которые неподсудны угличским наместникам и их тиунам, что предусматривается процедура рассмотрения конфликта, если «случитца суд городцким людем или становным с монастырскими дворники» . Очевидно, что речь тут идет о жителях угличского посада, которые могут оказаться в конфликте с дворниками, расположившимися тут же, на посаде, и что термин «городские люди» относится и к посадским жителям. В этом убеждает контекст аналогичных грамот на дворы в Кашине и Владимире, а также многих других грамот, где часто упоминается о смесном суде с городскими людьми.

Поэтому и в летописях термин «гражданы», «градские люди», как отмечено выше, исходит из понимания под словом «город» всего городского поселения, включая и посад.

Феодальный город являлся не только средоточием ремесла и торговли. В системе общественных отношений феодализма он выполнял также важную функцию административно-политического центра, являясь опорой феодального властвования. Эту функцию феодального города отразило употребление термина «город» в источниках еще в одном значении. Например, в духовной грамоте великого князя Семена Ивановича мы видим такие выражения: «а в Переяс- лавле купля моя село Самаровьское», «село на Костроме Олександровьское», село «в Дмитрове, что есмь купил у Ивана у Дрюцьского» 2<3. Во второй духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича - «село Василевское в Ростове», «село Богородицкое в Ростове» . В 1504 г. вел. кн. Иван Васильевич посылал своих людей «городу Кашину с городом с Ростовом разъезд учинити» . В духовной грамоте вел. кн. Василия Васильевича 1462 г. читаем о владениях великой княгини: «А что ее купли, Романов городок, и Шокстна, и иные волости и села, в которых городах ни буди, в том волно моя княгини» . Здесь названия городов и сам термин «город» выступают как обозначение целого уезда, центром которого является данный город. В соответствии с этим и само слово «город» и производные от него получают такое значение. Например, в духовной Ивана Калиты говорится о городских волостях и городском оброке, в духовной Ивана Ивановича - о городских пошлинах и т. п. Мы будем еще касаться конкретного содержания этих пошлин и оброков, сейчас важно отметить, что они названы городскими не потому, что ими обложены горожане, а потому, что они собираются в городе, к которому «тянет» уезд. Поэтому и термин «город» употребляется иногда в значении «уезд».

Следовательно, термин «город» и производные от него имеют в наших источниках значения: а) всякого укреплю ния вообще; б) поселения, прикрытого этими укреплениями, собственно города, в противоположность другим видам поселений, в том числе и посада; в) города вместе с посадом, выделенных от остальной массы поселений и укреплений, соответственно этому и термин «городские люди» приобретает такое же значение; г) городского уезда, который «тянет» к городу - центру феодальной округи.

Поэтому в источниках иногда рядом употребляется термин «город» в разном значении. Например, в рассказе 2-й Софийской летописи о набеге кн. Даниила Борисовича на Владимир в 1410 г. упоминается, что «града тогда не было» (в смысле отсутствия в тот момент по каким-то обстоятельствам укреплений), но далее, описывая уничтожение владимирского посада, а потом и центральной части города с соборной церковью Успенья богородицы во главе, летопись вновь употребляет термин «город» в другом смысле - «огнем град запалиша»32.

Употребление термина «город» и производных от него разнообразно, в совокупности значений оно охватывает все характерные черты феодальных городов. Города были укрепленными поселениями, центрами ремесленно-торговой деятельности, средоточием которой были посады; города являлись также центрами феодального господства, феодальной государственной и хозяйственной организации.

Таким образом, многообразие функций феодального города отмечается уже при знакомстве с терминологией источников, оно отчетливо выступает при конкретном рассмотрении развития городов и их роли в XIV-XV вв.

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.

Северо-Восточной Русью XII-XIV вв. принято называть территорию между Волгой и Окой, на которой находились Владимирское, Рязанское, Муромское, Смоленское и некоторые Верховские княжества. На этих землях восточные славяне появились относительно поздно – считается, что славянизация местных финнов проходила тут вплоть до XI-XIII вв., а в некоторых землях – до XIV в. До начала процесса феодальной раздробленности на Руси, эта территория находилась в даннической зависимости от Киева.

Замечание 1

Самым сильным княжеством было Владимиро-Суздальское.

Оно имеет богатую и сложную историю, в начале стоит отметить, что данное княжество со временем меняло свой политический центр, поэтому в зависимости от периода оно имеет разные название. Первоначально княжество называлось Ростовским, позже Ростово-Суздальским, и наконец, Владимиро-Суздальским. До 1125 г. столицей княжества был Ростов, после него центр смещается я в Суздаль, а с 1157 г. он находится во Владимире-на-Клязьме. Географически княжество располагалось между реками Волгой и Окой, позже его границы расширились в сторону Северной Двины и Устюга.

Крупнейшими городами княжества были:

  • Владимир;
  • Ростов;
  • Суздаль;
  • Дмитров;
  • Юрьев-Польский;
  • Переяславль-Залесский.

История

Особенностью княжества было существование сильных городов, которые конкурировали друг с другом. Сначала таким городом был Ростов, куда Владимир Мономах (правивший тогда в Киеве) отправил княжить своего сына Юрия, чтобы сохранить зависимость этого города от Киева. Но после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. эта зависимость прекращается, а Юрий даже стал использовать Ростовское княжество как оплот борьбы за киевский престол, к которому он стремился. До этого периода Ростов конкурировал только с Суздалем, однако, теперь происходит возвышение Владимира, где возникает своё княжение (что является показателем высокоорганизованности владимирской общины). Так Владимир становится самостоятельным государственным образованием со своей волостью.

В 1157 г. на княжеский престол жителями Ростова, Суздаля и Владимира был посажен сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.

Политика Андрея Боголюбского устраивала не всех, поэтому он был убит в результате заговора в 1169 г. После этого встал вопрос о княжении между Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и Владимиром, с другой. Городские общины приглашали на княжение к себе разных князей: в итоге, ростовцы получили себе Михаила Ростиславовича из Новгорода, а владимирцы посадили у себя на княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1177-1212).

Владимир становился более сильным благодаря активной внешней политике: он вмешивается в дела Рязани, посылает «своих» правителей в Новгород, и даже сажает князей в Киеве; кроме того, при Всеволоде совершаются походы на давних противников Руси – волжских булгар.

В начале XIII в. в Ростове, Владимире и Переяславле утвердились свои князья – сыновья Всеволода Большое Гнездо: Константин, Юрий и Ярослав. Важно, что они были избраны и утверждены народом на своем престоле, что свидетельствует о возросшем стремлении городских волостей к самостоятельности.

Во время монгольского нашествия Владимир был среди тех городов, которые получили от завоевателей наибольшие разрушения: в 1238 г. столица Владимиро-Суздальского княжества была разорена. Также, в результате нашествия монголов были сожжены такие города как Тверь, Ярославль, Суздаль, Переяславль-Залесский, Рязань и др.

В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан монголами старейшим среди русских князей, что означало начало формальной зависимости Северо-Восточной Руси от монголов. Складывается следующая ситуация: князь сам правит у себя в землях, но ведя политику в промонгольских интересах, а также, периодически платит дань, при этом княжество находится под протекцией монголов. Князья проводили очень осторожную политику, во многом угождая монголам, чтобы те не повторяли карательные походы (такие ордынцы совершали на непокорные им земли). Однако, восстания против монгольской власти все равно возникали: так, в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове и других городах вспыхнули восстания против баскаков (сборщиков дани), но Александру Невскому, который правил тогда во Владимире, удалось предотвратить карательных поход.

После правления Александра Невского Северо-Восточная Русь распадается на несколько княжеств:

  • Галичское;
  • Костромское;
  • Городецкое;
  • Дмитровское;
  • Московское;
  • Стародубское;
  • Суздальское;
  • Тверское;
  • Переяславское;
  • Ростовское;
  • Угличское;
  • Ярославское.

Поскольку Владимирское княжество все равно было самым сильным, то князь, получавший от хана ярлык на владимирское княжение, получал и верховенство над остальными. Однако, фактически все князья подчинялись непосредственно монгольским ханам. Между княжествами шла постоянная борьба, и хан нередко выступал посредником в таких спорах.

После полного разъединения земель наступает обратный процесс – их слияние. В 1302 г. Переяславль-Залесское княжество Иван Дмитриевич завещал московскому князю Даниилу Александровичу, но после передачи ярлыка на владимирское княжение Михаилу Тверскому, Переяславль-Залесское княжество перешло в состав Владимирского. В течение XIV-XV вв. происходит возвышение Москвы, которая объединяет вокруг себя разрозненные земли, что привело к созданию единого русского государства при Иване III.

Культура

Замечание 3

Расцвет культуры в Северо-Восточной Руси приходится на времена правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Во Владимиро-Суздальском княжестве было превосходно развито зодчество, даже сложилась своя архитектурная школа. Особенностью ее было использование известняка – белого высококачественного камня, вытеснившего кирпич, который любили использовать раньше. Самым ярким примером владимиро-суздальской архитектуры является Успенский собор, построенный в XII в. Также, Успенский собор бы построен и в Ростове в 1161-1163 гг. (пересторен в XIII в.) Знаменитым памятником являются и Золотые ворота во Владимире, которые были построены в 1164 г., и служили входом в княжеско-боярскую часть города. Шедевром архитектуры можно назвать и Дмитриевский собор с потрясающими резными украшениями, возведенный во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. В 1160-х гг. возводится близ Боголюбова шедевр русской архитектуры - изящнейшая церковь Покрова-на-Нерли, а в Переяславле-Залесском строится Спасо-Преображенский собор.

Получает развитие и иконопись, которая к XII-XIII вв. приобретает специфические черты в каждом княжестве. Северо-Восточная Русь славится росписями Успенского, Дмитровского собора.

Кроме архитектуры в княжестве развивается литература: при Всеволоде во Владимире велась летопись, так как князь считал, что это укрепит княжескую власть. Интересно, что во владимирских летописях власть владимирского князя предстает как общерусская, а город считается новым центром русских земель. Таким образом, записи отражают амбиции владимирского князя, влияние которого увеличивается.

Выводы

Итак, княжества Северо-Восточной Руси, как и многие земли того времени, были лишены единства, из-за чего возникали споры, конкуренция между князьями, в результате чего, политический центр нередко перемещался из города в город, а сами земли дробились на более мелкие уделы. Тем не менее, в период XII-XV вв. на рассматриваемой территории находились такие мощные города, как Владимир и Суздаль, которые играли заметную роль в политической и культурной жизни того периода.