Идеология третьего рейха кратко. Становление третьего рейха

Государственный Университет - Высшая Школа Экономики

Кафедра общей социологии

ИДЕОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Выполнила студентка
133 группы
Балабанова Анна

Преподаватель
Волкова И. В.

Москва, 2003 г.

ВВЕДЕНИЕ
Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле.
После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России. В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. к власти в Польше пришел диктатор Пилсудский, а в 1933 г. на законных выборах в Германии победил Адольф Гитлер.
После этого события различными способами в Германии были ликвидированы все партии, кроме правящей НСДРП. В 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название "Третьего рейха" (нем. Drittes Reich - третья империя, третье царство). Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о "третьем", или "тысячелетнем", рейхе (историческим воплощением первых двух считались средневековые "Священная Римская империя" и Германская империя 1871-1918 гг.) нацизм объявлялся "завершающей", "высшей" стадией социального развития (1, с. 27).
Хотя Третий рейх и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство "нового порядка" было заметно "укорочено": гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет (1933-1945 гг.). Но даже несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил Гитлер и его соратники.

ИДЕОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Падающего - толкни...
Ф. Ницше. Антихристианин

Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна:
Пусть весь мир в развалинах ляжет,
К черту, нам на это наплевать.
Сегодня нам принадлежит Германия,
А завтра - весь мир...
Идеология разрушения как целостная система взглядов на окружающий мир возникла не на пустом месте, а стала итогом эволюции прусского мировидения - ценностного мировосприятия нескольких поколений германских милитаристов, результатом сложного взаимодействия исторических причин и следствий, а также различных преобразований в немецком обществе конца XIX - начала XX в. (4, с. 11).
Ценностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии"; Ф. М. Мюллер с его теорией "арийской филологии"; А. Гобино - с размышлением "о неравенстве человеческих рас" и британец Х. С. Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека"; Г. Гербигер с доктриной "вечного льда" и многие другие (4, с. 12). Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о "сильных и слабых нациях" и расистские взгляды Р. В. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления СС по вопросам расы и поселений.

ИДЕОЛОГИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Среди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности:
1) Адольф Гитлер
Начало идеологии положил сам фюрер. В 1925 г. вышла его первая и единственная книга - политический манифест Mein Kampf ("Моя борьба"). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.
2) Альфред Розенберг
Заместитель Гитлера по вопросам "духовной и идеологической подготовки" членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ "расизма", он написал такие нашумевшие книги, как "Будущий путь германской внешней политики" (1927) и "Миф XX века" (1929).
3) Йозеф Геббельс
На министра пропаганды и главного редактора газеты "Дер Ангрифф" был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой Третьего рейха. Он отвечал за "ариезацию" культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского "сверхчеловека", мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации к войне.
4) Генрих Гиммлер
Вся деятельность рейхсфюрера СС и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с "врагами германской нации", на "очищение" самой нации от "расово-неполноценных элементов", а также на подрыв "жизненной силы неарийских народов", за счёт которых планировалось обеспечить немцам "новое жизненное пространство" (1, с. 41).
Кроме этой четверки, в разработке официальной идеологии участвовали Ю. Штрейхер, П. Трейчике и другие члены НСДРП.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ НАЦИЗМА
Идеология нацизма включала в себя три основных "закона":
1) Закон биологической гравитации
Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. Однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово "Volk" дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями "народ" и "нация").
Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг "Германия для немецкого народа" он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.
А вот такие слова можно прочитать в сборнике правил СС: "В политике существуют только две данности: Германия или ничто... У нас есть только один враг - враг Германии, и только один друг - народ Германии" (1, с. 67).
Процедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей (этим, в частности, занимались СС). Круг "врагов народа" был обширен и включал в себя несколько "уровней враждебности". К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства. К внешним - англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики.
В знаменитой двухчасовой речи в Дюссельдорфе (1932 г.) Гитлер заявил: "Большевизм - нечто большее, чем беснующаяся на улицах германских городов толпа. Это абсолютное беззаконие и наступление азиатского варварства"(3, с.79).
К расовым врагам относились все неарийские расы - славяне, цыгане, негры... Особой и самой ненавистной категорией были евреи - "величайшее несчастье германской нации", по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.
Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев. Грандиозный погром, разразившийся в ночь с 9 на 10 ноября, вошел в историю под названием "Хрустальная ночь". В ходе погрома было разрушено около 300 синагог, 7000 лавок и 800 еврейских магазинов, а ущерб от одних только разбитых витрин составил 5 млн марок (См. 5, с. 386).
2) Закон автаркии
Вторым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Гитлер постоянно заявлял, что Германия "стремится к автаркии". Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных соображений, и Третий рейх должен стать невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой войны. "Закон жизни выше корыстолюбия", - это еще одно изречение Гитлера (3, с. 84).
В экономическом отношении Гитлер обещал немцам не только возвращение "светлого прошлого" (имеется в виду прошлого до Первой мировой войны), но и еще более "светлое будущее", и, прежде всего, всеобщую занятость, порядок в стране. Хотя основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве Германии действительно стали наблюдаться положительные перемены: практически исчезла безработица, а милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства (за 1929 - 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвестиций) [См. 2, с. 367].
Однако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее "автаркией". Поэтому сама формулировка второго закона Гитлера представляется довольно сомнительной.
3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее
"Веками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок", - этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить "жизненное пространство" для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию) .
Чувствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, германское руководство выдвинуло идею расширения границ. Гиммлер любил повторять, что "вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем наступит германо-гото-франкская эра" (4, с. 23). Границы рейха он, например, намеревался перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина "крови и почвы" проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.
Низведение межгосударственных и межэтнических отношений до уровня социал-дарвинизма привело не только к отрицанию права "неарийской расы" на жизнь - нацистские ученые додумались до того, что классифицировали животный и растительный мир на "представителей нордической фауны и флоры и низшей - еврейской".
Расовая доктрина получила свое теоретическое обоснование в середине XIX в. на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы. Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве. Это, в свою очередь, стало источником для последующих мифов, таких как тевтонский, англосаксонский и кельтский.
Первым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие "индоевропеец" вскоре было вытеснено понятием "индогерманец". А затем, с легкой руки Фридриха Макса Мюллера, превратилось в "арийский" - для обозначения принадлежности к языковой группе. С этих позиций расисты утверждали, что "ариец" означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами (1, с. 89).
"Нордический миф" о превосходстве нордической (арийской) расы был подхвачен и учеными-генетиками. В частности, было выдвинуто предположение, что психические качества и характер человека зависят от формы его черепа и от величины его "головного показателя". Теория утверждала, что, чем ниже этот показатель, т. е. чем длинноголовее человек, тем он энергичнее, одареннее, жизнеспособнее. По секретной документации, ставшей общеизвестной после падения рейха, во время Второй мировой войны нацисты также практиковали опыты над людьми с целью "выведения качественно нового биологического вида человека", используя как "материал" представителей именно "арийской расы". Для выявления признаков "арийской расы" были изобретены всяческие приборы и механизмы, с помощью которых измерялись различные части тела испытуемого, "недочеловеки" же, или "унтерменьши", (евреи, а потом и поляки с русскими) автоматически подлежали уничтожению.
Для освобождения Германии от ее "главного врага" - евреев - Гитлер предпринял несколько шагов. В 1933 г. он подписал циркулярное распоряжение, предписывающее всем ортсляйтерам (руководителям низовых организаций НСДРП) "организовать исполкомы для организации бойкота еврейских магазинов, товаров, юридических и медицинских консультаций". В 1935 г. была принята серия Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство "всем носителям германской или схожей крови" и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе.
В 1940 г. Главное управление по вопросам расы и поселений СС разработало проект переселения европейских евреев на Мадагаскар, однако Франция категорически отказалась уступить остров, поэтому план "Мадагаскар" так и не был реализован.
А переломным моментом в судьбе немецких евреев стал день 20 января 1942 г., когда на совещании в Ванзее была принята резолюция об "окончательном решении еврейского вопроса", ставшая сигналом для развертывания беспрецедентной акции геноцида. С 1939 по 1945 гг. в Германии было уничтожено 250 000 евреев - примерно половина от их довоенной численности (См. 3, с. 97).

ПРОПАГАНДА НАЦИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Гитлер любил повторять, что "государством правит тот, кто правит улицами". Гиммлер уточнял: "Будущее рейха и национал-социалистического движения - те, кто сейчас беззаботно играют в садах и парках немецких городов..." (1, с. 24). Поэтому пропаганде в нацистской Германии уделялось особое место.
Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. Большинству побед Гитлер и его движение обязаны незаурядным способностям министра пропаганды.
Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда - это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию. Задачей Геббельса было держать народ в состоянии нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел.
Случилось так, что подписавший оскорбительный и неугодный для Германии Версальский договор канцлер Эберт был евреем. Евреями были лидеры немецкого коммунистического движения Роза Люксембург и Клара Цеткин. Традиционные "еврейские промыслы" - юриспруденция, медицина, торговля, ювелирное и банковское дело - процветали на фоне обнищания нации. Геббелевские издания непрестанно публиковали статистические выкладки, согласно которым "в сегодняшней Германии евреи контролируют не менее 80% универсальных магазинов, 10% медицинских клиник, четверть розничной торговли и пятую часть немецкой банковской системы" (4, с. 28).
Министр пропаганды сумел подчинить своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс: прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм. Под его началом работало около тысячи официальных пропагандистов.
Прямолинейные, броские, максимально адаптированные тексты патриотических пассажей разрабатывались экспертами министерства пропаганды Геббельса и адресовались, в первую очередь, не обремененной интеллектом молодежной аудитории, где они и получили широкую поддержку. Из-под пера Геббельса вышло множество лозунгов, растиражированных по всей стране: "Евреи - наше несчастье", "Кровь и почва", "Народ без пространства", "Не покупай у еврея - не продавай нацию", "Осторожно, враг подслушивает. Знай, твоим соседом может оказаться еврей", а также надписей в местах массового отдыха: "Не для евреев", "Евреи нежелательны" и т. д. (1, с. 32). Поэтому концепция "все беды Германии - от евреев" была воспринята публикой "на ура": немецкий народ поверил в эту идею и поддержал Гитлера в его антисемитской политике.
Еще в начале 30-х гг. Геббельс издал памфлет, ставший образцом для всей последующей пропагандистской работы в Германии:
"Почему мы националисты?
Мы националисты потому, что мы видим в нации единственную возможность защиты и поддержки всего нашего существования. Нация - это органическое объединение людей для обороны и защиты собственной жизни. Тот, кто понимает это как слово и дело, тот - часть нации. Сегодня в Германии национализм выродился в буржуазный патриотизм, и его мощь исчерпала себя в борьбе с ветряными мельницами. Они говорят "Германия", а подразумевают монархию. Они провозглашают свободу, а имеют в виду черно-бело- красное знамя [флаг Веймарской республики].
У нового национализма собственные безусловные требования. Я люблю Германию и одновременно ненавижу капитализм; я не только могу, я обязан так поступать. Возрождение нашего народа зависит лишь от уничтожения системы, которая обкрадывает здоровые силы нации...
Евреев не интересует решение наболевших проблем Германии. Им это не нужно. Они живут тем, что считают, будто решения нет вообще. Если мы сумеем объединить германский народ в единое целое и обеспечить его свободой перед лицом всего мира, тогда евреям не останется места среди нас. Евреи несут ответственность за наши страдания и они наживаются на этом.
Вот почему мы, как националисты и социалисты, против евреев. Они разлагают нашу расу, оскверняют нашу мораль, подрывают наши обычаи и разрушают нашу мощь.
Антисемитизм, говорят, - это не по-христиански. По их мнению, христианин это тот, кто наблюдает, как еврей затягивает ремень вокруг его шеи. Быть христианином, значит: любить ближнего, как себя самого! Мой ближний это тот, кто связан со мной кровью. Если я люблю его, то я должен ненавидеть его врагов. Тот, кто считает себя немцем, должен презирать евреев. Одно вытекает из другого" (1, с. 58).
Таким образом, Геббельсу удалось создать в массовом сознании образ "вездесущего и всевластного", но на поверку очень уязвимого врага, направив на него безудержный гнев толпы.
И все же, Геббельс был не до конца честен со своим народом, поскольку мало кто из немцев знал, какие ужасы творятся в концентрационных лагерях. Большинство было уверено, что "освобождая пространство", руководство страны просто выселяет неугодных за пределы Германии, тогда как на самом деле их просто безжалостно убивали...
Грамотно построенная пропаганда, вера в высшую идею и непогрешимость фюрера застилала глаза немецкому народу, который вовремя не обратил внимания на начавшуюся войну и вынужден был поддерживать нацистов до конца.
Но рейхстаг пал... А вместе с ним канули в лету и закон биологической гравитации, и теория автаркии, и расовая доктрина о сверхлюдях. Нацизм не смог долго продержаться на политической сцене; остается надеяться, что подобный режим действительно нежизнеспособен и не сможет утвердиться более ни в одном государстве, поскольку этому, наверное, противостоят объективные причины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нацистский чиновник Ханс Франк как-то сказал, что, как это ни печально, но империи, созданные на демократических принципах, существуют до скончания веков, а империи, созданные на принципах ненависти и физическом насилии, всегда имеют довольно короткий срок существования.
Нацисты полностью подтвердили эту аксиому, противопоставив себя по расовому признаку, политическими и военными действиями всему остальному человечеству. Таким образом, превознося себя над всеми остальными народами, нацисты дали этим народам лишний повод для ненависти и желания отомстить. Расистская идеология давала нацистам обманчивое впечатление, что они всегда будут выходить победителями в борьбе с "низшими расами", которых они приговорили к уничтожению. Считая славян людьми "второго сорта", Германия своими руками отталкивала от себя потенциальных союзников - народы, изначально встретившие германские войска как освободителей.
Считая русских людьми "второго сорта", Гитлер совершил непростительную ошибку, недооценив противника, который смог собственными силами оказать достойное сопротивление германской военной машине и свергнуть нацистский режим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. 2 изд., доп. и перераб. М.: 1995.
2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: 1997.
3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях /Под ред. Малышевой И. Н. М.: 1994.
4. Третий рейх. Кровавый след. Перевод с немецкого и составление Н. Лаврова. Ростов н/Д: 2000.
5. Энциклопедический словарь юного историка /Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева. М.: 1994.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в высших учебных заведениях Республики Беларусь является одной из главных задач гуманитарной подготовки студенческой молодежи. Определяющими в процессе воспитания и организации учебно-познавательной деятельности студентов становится формирование системы ценностей, которые положительно воспринимаются представителями нашего общества, в том числе молодежью. Наиважнейшей среди этих ценностей является патриотизм как любовь к Родине.

Сотни больших и малых войн обожгли многострадальную белорусскую землю. Патриотические чувства стали основой морально-психологического поведения белорусского народа в условиях военных испытаний, которые выпали на его долю в годы самых кровопролитных за всю историю человечества Второй мировой и Великой Отечественной войн. Народы Беларуси внесли значительный вклад в разгром немецко-фашистских агрессоров. Свыше 1,3 млн. бойцов сражались в рядах Красной армии, 374 тыс. человек участвовали в партизанском движении, 70 тыс. человек вели борьбу в подполье, около 400 тыс. жителей Беларуси составляли партизанские резервы, несколько тысяч уроженцев Беларуси сражались в рядах европейского движения Сопротивления. В первых рядах мужественных патриотов была молодежь. Почти 60 % белорусских партизан не достигли 30-летнего возраста, свыше 20 тыс. юношей и девушек участвовали в патриотическом подполье. Это был мощный, неизвестный ранее в истории патриотичный подъем народа против захватчиков. Многонациональное население Беларуси проявило бесконечное мужество, самоотверженность и беззаветность в борьбе за свободу и независимость Отечества.

Без основательных знаний истории своей Отчизны и особенно ее сложных и противоречивых периодов, без учета положительного и отрицательного опыта жизни международной общности, белорусского этноса и национальных меньшинств нельзя успешно налаживать общественные взаимоотношения сегодня. Поэтому основными задачами преподавания спецкурса определены следующие:

    формирование гражданских и патриотических качеств личности;

    воспитание у студенческой молодежи чувства ответственности за будущее своей страны и всемирной общности;

    усвоение учебной информации о героических и трагических страницах Второй мировой и Великой Отечественной войн, о жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, о вкладе народа Беларуси в разгром немецко-фашистских захватчиков, о влиянии военных событий на судьбы народов Советского Союза и Европы.

Тема 1. Сущность фашизма как идейно-политической

ДОКТРИНЫ

1. Идейные корни фашизма

Хотя термин «евгеника» был введён лишь в 1883 году Фрэнсисом Гальтоном, идея отбора людей по наследственным признакам восходит к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона.

«Опыт о неравенстве человеческих рас» Жозефа де Гобино впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расового неравенства (как внешнего, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны.

Гердер, Фихте (1762-1814) и другие немецкие романтики полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), запечатленным в глубоком прошлом, который должен выразить себя в национальном духе. Национальный дух, согласно их философии, является сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в национальной культуре. Подобные иррационалистические учения стали соотносится с учением о происхождении. Кроме француза Жозефа де Гобино, большой вклад в подобную философию внес и англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927). В своей основной, скандально известной книге «Основы XIX века», вышедшей в 1899 году, он развивает две основные темы: арийцев – как творцов и носителей цивилизации, и евреев – как негативной расовой силы, разрушительного и вырождающегося фактора истории. Определенное влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер (1813-1883), который полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью. Впоследствии юношеское увлечение Гитлера музыкой Вагнера (Кольцо Нибелунга) в зрелые годы переросло в почитание его идей.

2. Нацистская идеология Третьего Рейха и программные установки нсдап

    Ликвидация последствий Версальского диктата;

    обретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения (либо с Советским Союзом против Франции и Англии за возвращение утраченных колоний, либо с последними против Польши, а в дальнейшей перспективе и против СССР);

    восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта);

    очищение германской территории от «засоряющих» её «инородцев», прежде всего евреев;

    освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий;

    решительное противостояние коммунистической идеологии;

    улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта.

Нацистскими идеологами был разработан ряд «учений»:

Биологическое учение о государстве – фашистская теория о том, что молодое развивающееся государство, подобно молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего места под солнцем, на агрессию.

Учение о жизненном пространстве – теория фашистов, главная мысль которой: от количества территорий зависит уровень жизни населения, и Германия должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке, где плотность населения маленькая.

Учение о естественных границах государства – теория фашистской науки о том, что государство должно стремиться к естественным границам, определенным самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов, границы материка.

Сколь бы это ни казалось странным и даже диким, но в современном мире нацизм пользуется определённой популярностью и достаточно широким интересом. Во многом этому способствовало искусство Третьего Рейха: так как информация о преступлениях нацистов против человечества нынешним поколениям известна не очень хорошо, а вот внешний фасад этого строя отлично разрекламирован. Брутальное искусство, отчасти построенное на античных образцах, отчасти являющееся выражением воинственных инстинктов человечества, по-прежнему обладает определённой привлекательностью. Тем более, что пропаганда была основой нацистского государства и едва ли не все произведения его искусства по своим функциям - это агитплакаты Третьего Рейха.

Нацизм - это стандарт жизни

Национал-социализм являлся идеологией, претендующей на тотальный контроль над жизнью человека, в том числе и в области искусства. Поэтому нацисты диктовали свои условия во всех культурных сферах. Одним из главных направлений их деятельности после прихода к власти была борьба с так называемым «дегенеративным искусством». Под это определение попадали практически все виды искусства, возникшие в конце XIX - начале XX веков, начиная от импрессионизма в живописи и заканчивая джазом в музыке. Нацистская идеология гласила, что здоровой и полезной для арийцев является лишь то искусство, которое утверждает традиционные ценности и способствует моральному единству нации.

В связи с этим началась повсеместная борьба за чистоту культуры нации. Музыка Третьего Рейха, в частности, активно очищалась от «дегенеративного наследия» - в первую очередь, дискриминировались и запрещались к исполнению произведения композиторов еврейского и вообще неарийского происхождения. В музыке ориентиром были личные вкусы высшего руководства партии и государства, в первую очередь Гитлера - а тот с юных лет был горячим поклонником творчества Рихарда Вагнера. Так что неудивительно, что при нацистах произведения Вагнера стали едва ли не официальной музыкой. Живопись Третьего Рейха была также ориентирована на личные представления фюрера об эстетике изобразительного искусства - тем более, что Гитлер сам обладал художественными способностями.

В этой сфере каноническими были обозначены классическая живопись, картины романтиков, традиционные натюрморты и пейзажи. Новые виды изобразительного искусства, начиная с художников-экспериментаторов конца XIX столетия, были причислены к дегенеративному искусству. Скульптура Третьего Рейха в общем и целом можно обозначить как псевдо-античную: по мнению нацистских идеологов, именно культурные стандарты древних эллинов и римлян представляли собой эстетический идеал, подходящий для арийцев. Поэтому скульптуры обнажённых мужчин и женщин должны были подчёркивать арийскую привлекательность и силу.

Архитектура Третьего Рейха

Архитектура в нацистской Германии была особым культурным направлением: по мнению Гитлера, в новом мире именно посредством грандиозных архитектурных сооружений и ансамблей должна быть прославлена арийская раса. Сами арийцы должны были гордиться, смотря на величественные имперские постройки. А представители других народов и рас должны были быть настолько впечатлены могуществом Рейха, воплощённом в архитектуре, что у них могло бы возникнуть лишь два чувства - желание всячески сотрудничать с Германией или страх оказывать ей какое бы то ни было сопротивление.

Монументальный неоклассицизм, представлявший Германию в качестве прямой наследницы Древнего Рима - вот каков архитектурный стиль Третьего Рейха. Он проявился и в возведённых сооружениях, однако наиболее полно воплотился в проекте Германии - столицы нового мира, которую Гитлер и его приближённый архитектор Альберт Шпеер планировали возвести на месте Берлина после победы в войне. Фактически это означало снос Берлина и строительство нового города, состоящего из двух «осей»: ось Восток-Запад должна была иметь длину 50 километров, ось Север-Юг - 40 километров. В центре каждой из осей должна была находить улица шириной около 120 метров, а вдоль них располагаться монументальные сооружения и изваяния.

Главное - добраться до мозгов

Основной практической задачей культуры нацизма было внедрение в массовое и личное сознание жителей Германии собственных идеологических ценностей. Поэтому культура в данном государстве во многом можно считать синонимом пропаганды. Агитационные плакаты Третьего Рейха являются на данный момент одним из наиболее доступных и наглядных примеров пропагандистской деятельности партийного аппарата. Данные плакаты затрагивали самые различные сферы жизни: они могли быть общего характера, призывая немцев сплотиться вокруг фюрера. Они либо преследовали конкретные задачи - агитировали за вступление в ряды армии или иных государственных организаций, призывали к решению той или иной задачи и тому подобное. Плакаты Третьего Рейха берут начало своей истории ещё с 1920-х годов, когда создавались агитационные предвыборные плакаты - на них избирателей призывали голосовать за НСДАП на выборах в рейхстаг или за Гитлера на выборах на пост рейхспрезидента.

Но самым эффективным в прошлом столетии инструментом пропаганды быстро стало кино - и нацисты этим достижением успешно воспользовались. Кинематограф Третьего Рейха является самым ярким примером использования кино в качестве инструмента идеологической обработки населения. После прихода к власти нацисты быстро установили цензуру в отношении выходящих в прокат кинофильмов, а затем и национализировали кино Третьего Рейха. Отныне кинофильмы были поставлены на службы нацистской партии. Причём это могло проявляться напрямую. Например, кинохроника Третьего Рейха подавала немцам информацию о событиях в стране и в мире в нужном для властей свете (особенно это было важно после начала войны). Однако большое внимание уделялось и развлекательному кинематографу: идеологические работники справедливо полагали, что такое кино отвлекает население от сложностей и реальных проблем. Актрисы Третьего Рейха, такие, как Марика Рёкк, Цара Леандер, Лида Баарова и другие были настоящими секс-символами в почти современном понимании этого слова.

Александр Бабицкий


коло ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле.

ВВЕДЕНИЕ

П осле окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России. В 1922 году Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 году к власти в Польше пришел диктатор Пилсудский, а в 1933 году на законных выборах в Германии победил Адольф Гитлер.

П осле этого события различными способами в Германии были ликвидированы все партии, кроме правящей НСДРП. В 1934 году Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название «Третьего рейха» (нем. Drittes Reich - третья империя, третье царство). Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о «третьем», или «тысячелетнем», рейхе (историческим воплощением первых двух считались средневековые «Священная Римская империя» и Германская империя 1871-1918 гг.) нацизм объявлялся «завершающей», «высшей» стадией социального развития.

Х отя «Третий рейх» и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство «нового порядка» было заметно «укорочено»: гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет (1933-1945 гг.). Но, даже, несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил Гитлер и его соратники.

ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЯ «ТРЕТЬЕГО РЕЙХА»

И деология национал-социализма, в конечном счете, концентрировалась на личности Гитлера и была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному миру, с его точки зрения, было сформулировано в словах нацистского гимна:

П усть весь мир в развалинах ляжет,
К черту, нам на это наплевать.
С егодня нам принадлежит Германия,
А завтра – весь мир…

И деология разрушения как целостная система взглядов на окружающий мир возникла не на пустом месте, а стала итогом эволюции прусского мировидения – ценностного мировосприятия нескольких поколений германских милитаристов, результатом сложного взаимодействия исторических причин и следствий, а также различных преобразований в немецком обществе конца XIX – начала XX в.

Ц енностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием «исторической закономерности территориальной экспансии Германии»; Ф. М. Мюллер с его теорией «арийской филологии»; А. Гобино – с размышлением «о неравенстве человеческих рас» и британец Х. С. Чемберлен – с идеей «человека и сверхчеловека»; Г. Гербигер с доктриной «вечного льда» и многие другие. Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о «сильных и слабых нациях» и расистские взгляды Р. В. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления «СС» по вопросам расы и поселений.

1.1. Идеологи «Третьего рейха»

С реди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности:

1) Адольф Гитлер.

Н ачало идеологии положил сам фюрер. В 1925 году вышла его первая и единственная книга – политический манифест Mein Kampf («Моя борьба»). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки «Третьего Рейха» и основой идеологии национал-социализма.

2) Альфред Розенберг.

З аместитель Гитлера по вопросам «духовной и идеологической подготовки» членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ «расизма», он написал такие нашумевшие книги, как «Будущий путь германской внешней политики» (1927 год) и «Миф XX века» (1929 год).

3) Йозеф Геббельс:

Н а министра пропаганды и главного редактора газеты «Дер Ангрифф» был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой «Третьего рейха». Он отвечал за «ариезацию» культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского «сверхчеловека», мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации к войне.

4) Генрих Гиммлер.

В ся деятельность рейхсфюрера «СС» и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с «врагами германской нации», на «очищение» самой нации от «расово-неполноценных элементов», а также на подрыв «жизненной силы неарийских народов», за счёт которых планировалось обеспечить немцам «новое жизненное пространство».

К роме этой четверки, в разработке официальной идеологии участвовали Ю. Штрейхер, П. Трейчике и другие члены НСДРП.

1.2. Основные положения идеологии нацизма

И деология нацизма включала в себя три основных «закона»:

1) Закон биологической гравитации

Э тот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. Однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово «Volk» дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями «народ» и «нация»).

Н аилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг «Германия для немецкого народа» он считал вполне оправданным и, более того, научнообоснованным.

П роцедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей (этим, в частности, занимались штурмовые отряды «СС»). Круг «врагов народа» был обширен и включал в себя несколько «уровней враждебности». К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства. К внешним – англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики.

В знаменитой двухчасовой речи в Дюссельдорфе (1932 год) Гитлер заявил: «Большевизм – нечто большее, чем беснующаяся на улицах германских городов толпа. Это абсолютное беззаконие и наступление азиатского варварства».

К расовым врагам относились все неарийские расы – славяне, цыгане, негры… Особой и самой ненавистной категорией были евреи – «величайшее несчастье германской нации», по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.

О дин инцидент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 года один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев. Грандиозный погром, разразившийся в ночь с 9 на 10 ноября, вошел в историю под названием «Хрустальная ночь». В ходе погрома было разрушено около 300 синагог, 7000 лавок и 800 еврейских магазинов, а ущерб от одних только разбитых витрин составил 5 млн. марок.

2) Закон автаркии

В торым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Гитлер постоянно заявлял, что Германия «стремится к автаркии». Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных соображений, и «Третий рейх» должен стать невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой войны. «Закон жизни выше корыстолюбия», – это еще одно изречение Гитлера.

В экономическом отношении Гитлер обещал немцам не только возвращение «светлого прошлого» (имеется в виду прошлого до Первой мировой войны), но и еще более «светлое будущее», и, прежде всего, всеобщую занятость, порядок в стране. Хотя основным методом руководства экономикой стал пря¬мой административный диктат, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве Германии действительно стали наблюдаться положительные перемены: практически исчезла безработица, а милитаризация экономики обусловила выход из кри¬зиса и значительный рост производства (за 1929 - 1938 годы объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвес¬тиций).

О днако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее «автаркией». Поэтому сама формулировка второго закона Гитлера представляется довольно сомнительной.

3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее

«В еками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», – этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить «жизненное пространство» для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию).

Ч увствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, германское руководство выдвинуло идею расширения границ. Гиммлер любил повторять, что «вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем наступит германо-гото-франкская эра». Границы рейха он, например, намеревался перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина «крови и почвы» проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.

Н изведение межгосударственных и межэтнических отношений до уровня социал-дарвинизма привело не только к отрицанию права «неарийской расы» на жизнь – нацистские ученые додумались до того, что классифицировали животный и растительный мир на «представителей нордической фауны и флоры и низшей – еврейской».

Р асовая доктрина получила свое теоретическое обоснование в середине XIX века на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы. Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве.

П ервым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие «индоевропеец» вскоре было вытеснено понятием «индогерманец». А затем, с легкой руки Фридриха Макса Мюллера, превратилось в «арийский» – для обозначения принадлежности к языковой группе. С этих позиций расисты утверждали, что «ариец» означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами.

«Н ордический миф» о превосходстве нордической (арийской) расы был подхвачен и учеными-генетиками. В частности, было выдвинуто предположение, что психические качества и характер человека зависят от формы его черепа и от величины его «головного показателя». Теория утверждала, что, чем ниже этот показатель, т. е. чем длинноголовее человек, тем он энергичнее, одареннее, жизнеспособнее. По секретной документации, ставшей общеизвестной после падения рейха, во время Второй мировой войны нацисты также практиковали опыты над людьми с целью «выведения качественно нового биологического вида человека», используя как «материал» представителей именно «арийской расы». Для выявления признаков «арийской расы» были изобретены всяческие приборы и механизмы, с помощью которых измерялись различные части тела испытуемого, «недочеловеки» же (евреи, а потом и поляки с русскими) автоматически подлежали уничтожению.

Д ля освобождения Германии от ее «главного врага» – евреев – Гитлер предпринял несколько шагов. В 1933 году он подписал циркулярное распоряжение, предписывающее всем руководителям низовых организаций НСДРП «организовать исполкомы для организации бойкота еврейских магазинов, товаров, юридических и медицинских консультаций». В 1935 году была принята серия Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, расизм получил юридическое обоснование в «Третьем рейхе».

В 1940 году Главное управление по вопросам расы и поселений «СС» разработало проект переселения европейских евреев на Мадагаскар, однако Франция категорически отказалась уступить остров, поэтому план «Мадагаскар» так и не был реализован.

А переломным моментом в судьбе немецких евреев стал день 20 января 1942 года, когда на совещании в Ванзее была принята резолюция об «окончательном решении еврейского вопроса», ставшая сигналом для развертывания беспрецедентной акции геноцида. С 1939 по 1945 гг. в Германии было уничтожено 250 000 евреев – примерно половина от их довоенной численности.

1.3. Пропаганда нацистской идеологии

Г итлер любил повторять, что «государством правит тот, кто правит улицами». Гиммлер уточнял: «Будущее рейха и национал-социалистического движения – те, кто сейчас беззаботно играют в садах и парках немецких городов…». Поэтому пропаганде в нацистской Германии уделялось особое место.

В осхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования «Третьего рейха» сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. Большинству побед Гитлер и его движение обязаны незаурядным способностям министра пропаганды.

Г еббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда – это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию. Задачей Геббельса было держать народ в состоянии нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел.

С лучилось так, что подписавший оскорбительный и неугодный для Германии Версальский договор канцлер Эберт был евреем. Евреями были лидеры немецкого коммунистического движения Роза Люксембург и Клара Цеткин. Традиционные «еврейские промыслы» – юриспруденция, медицина, торговля, ювелирное и банковское дело – процветали на фоне обнищания нации. Геббельсские издания непрестанно публиковали статистические выкладки, согласно которым «в сегодняшней Германии евреи контролируют не менее 80% универсальных магазинов, 10% медицинских клиник, четверть розничной торговли и пятую часть немецкой банковской системы».

М инистр пропаганды сумел подчинить своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс: прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм. Под его началом работало около тысячи официальных пропагандистов.

П рямолинейные, броские, максимально адаптированные тексты патриотических пассажей разрабатывались экспертами министерства пропаганды Геббельса и адресовались, в первую очередь, не обремененной интеллектом молодежной аудитории, где они и получили широкую поддержку. Из-под пера Геббельса вышло множество лозунгов, растиражированных по всей стране: «Евреи – наше несчастье», «Кровь и почва», «Народ без пространства», «Не покупай у еврея – не продавай нацию», «Осторожно, враг подслушивает. Знай, твоим соседом может оказаться еврей», а также надписей в местах массового отдыха: «Не для евреев», «Евреи нежелательны» и пр. Поэтому концепция «все беды Германии – от евреев» была воспринята публикой «на ура»: немецкий народ поверил в эту идею и поддержал Гитлера в его антисемитской политике.

Е ще в начале 30-х годов Геббельс издал памфлет, ставший образцом для всей последующей пропагандистской работы в Германии:

«П очему мы националисты? Мы националисты потому, что мы видим в нации единственную возможность защиты и поддержки всего нашего существования. Нация – это органическое объединение людей для обороны и защиты собственной жизни. Тот, кто понимает это как слово и дело, тот – часть нации. Сегодня в Германии национализм выродился в буржуазный патриотизм, и его мощь исчерпала себя в борьбе с ветряными мельницами. Они говорят «Германия», а подразумевают монархию. Они провозглашают свободу, а имеют в виду черно-бело- красное знамя [флаг Веймарской республики].

У нового национализма собственные безусловные требования. Я люблю Германию и одновременно ненавижу капитализм; я не только могу, я обязан так поступать. Возрождение нашего народа зависит лишь от уничтожения системы, которая обкрадывает здоровые силы нации…

Е вреев не интересует решение наболевших проблем Германии. Им это не нужно. Они живут тем, что считают, будто решения нет вообще. Если мы сумеем объединить германский народ в единое целое и обеспечить его свободой перед лицом всего мира, тогда евреям не останется места среди нас. Евреи несут ответственность за наши страдания и они наживаются на этом.

В от почему мы, как националисты и социалисты, против евреев. Они разлагают нашу расу, оскверняют нашу мораль, подрывают наши обычаи и разрушают нашу мощь.

А нтисемитизм, говорят, – это не по-христиански. По их мнению, христианин это тот, кто наблюдает, как еврей затягивает ремень вокруг его шеи. Быть христианином, значит: любить ближнего, как себя самого! Мой ближний это тот, кто связан со мной кровью. Если я люблю его, то я должен ненавидеть его врагов. Тот, кто считает себя немцем, должен презирать евреев. Одно вытекает из другого».

Т аким образом, Геббельсу удалось создать в массовом сознании образ «вездесущего и всевластного», но на поверку очень уязвимого врага, направив на него безудержный гнев толпы.

И все же, Геббельс был не до конца честен со своим народом, поскольку мало кто из немцев знал, какие ужасы творятся в концентрационных лагерях. Большинство было уверено, что «освобождая пространство», руководство страны просто выселяет неугодных за пределы Германии, тогда как на самом деле их просто безжалостно убивали...

Г рамотно построенная пропаганда, вера в высшую идею и непогрешимость фюрера застилала глаза немецкому народу, который вовремя не обратил внимания на начавшуюся войну и вынужден был поддерживать нацистов до конца.

Н о рейхстаг пал… А вместе с ним канули в лету и закон биологической гравитации, и теория автаркии, и расовая доктрина о сверхлюдях. Нацизм не смог долго продержаться на политической сцене; остается надеяться, что подобный режим действительно нежизнеспособен и не сможет утвердиться более ни в одном государстве, поскольку этому, наверное, противостоят объективные причины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н ацистский чиновник Ханс Франк как-то сказал, что, «…как это ни печально, но империи, созданные на демократических принципах, существуют до скончания веков, а империи, созданные на принципах ненависти и физическом насилии, всегда имеют довольно короткий срок существования».

Н ацисты полностью подтвердили эту аксиому, противопоставив себя по расовому признаку, политическими и военными действиями всему остальному человечеству. Таким образом, превознося себя над всеми остальными народами, нацисты дали этим народам повод для противостояния за свою свободу. Расистская идеология давала нацистам обманчивое впечатление, что они всегда будут выходить победителями в борьбе с «низшими расами», которых они приговорили к уничтожению. Считая славян людьми «второго сорта», Германия своими руками отталкивала от себя потенциальных союзников – народы, изначально встретившие германские войска как освободителей.

С читая русских людьми «второго сорта», Гитлер совершил непростительную ошибку, недооценив противника, который смог собственными силами оказать достойное сопротивление германской военной машине и свергнуть нацистский режим.

1. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995, с. 27.
2. Третий рейх: Кровавый след. Перевод с нем. и состав. Н. Лаврова. Ростов на Дону, 2000, с. 11.
3. Там же, с. 12.
4. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995, с. 41.
5. Там же, с. 67.
6. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях / Под ред. Малышевой И. Н. М., 1994, с. 79.
7. Энциклопедический словарь юного историка / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994, с. 386.
8. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях / Под ред. Малышевой И. Н. М., 1994, с. 84.
9. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А. Н. Марковой. М., 1997, с. 367.
10.
11. Третий рейх: Кровавый след. Перевод с нем. и состав. Н. Лаврова. Ростов на Дону, 2000, с. 23.
12. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995, с. 89.
13. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях / Под ред. Малышевой И. Н. М., 1994, с. 97.
14. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995, с. 24.
15. Третий рейх: Кровавый след. Перевод с нем. и состав. Н. Лаврова. Ростов на Дону, 2000, с. 28.
16. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995, с. 32.
17. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995, с. 58.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М., 1995.
2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1997.
3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях / Под ред. Малышевой И.Н. М., 1994.
4. Третий рейх: Кровавый след. Перевод с нем. и состав. Н. Лаврова. Ростов на Дону, 2000.
5. Энциклопедический словарь юного историка / Сост. Н.С. Елманова, Е.М.Савичева. М., 1994.

Выполнила студентка

133 группы

Балабанова Анна

Преподаватель

Волкова И. В.

Москва, 2003 г.

ВВЕДЕНИЕ

Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле.

После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России. В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. к власти в Польше пришел диктатор Пилсудский, а в 1933 г. на законных выборах в Германии победил
Адольф Гитлер.

После этого события различными способами в Германии были ликвидированы все партии, кроме правящей НСДРП. В 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти.
В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название «Третьего рейха»
(нем. Drittes Reich - третья империя, третье царство). Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о
«третьем», или «тысячелетнем», рейхе (историческим воплощением первых двух считались средневековые «Священная Римская империя» и Германская империя
1871-1918 гг.) нацизм объявлялся «завершающей», «высшей» стадией социального развития (1, с. 27).

Хотя Третий рейх и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство
«нового порядка» было заметно «укорочено»: гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет (1933-1945 гг.). Но даже несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил
Гитлер и его соратники. идеология третьего рейха

Падающего – толкни…

Ф. Ницше. Антихристианин

Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна:

Пусть весь мир в развалинах ляжет,

К черту, нам на это наплевать.

Сегодня нам принадлежит Германия,

А завтра – весь мир…

Идеология разрушения как целостная система взглядов на окружающий мир возникла не на пустом месте, а стала итогом эволюции прусского мировидения
– ценностного мировосприятия нескольких поколений германских милитаристов, результатом сложного взаимодействия исторических причин и следствий, а также различных преобразований в немецком обществе конца XIX – начала XX в.
(4, с. 11).

Ценностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием «исторической закономерности территориальной экспансии Германии»; Ф. М. Мюллер с его теорией «арийской филологии»; А. Гобино – с размышлением «о неравенстве человеческих рас» и британец Х. С. Чемберлен – с идеей «человека и сверхчеловека»; Г. Гербигер с доктриной «вечного льда» и многие другие (4, с. 12). Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о «сильных и слабых нациях» и расистские взгляды Р. В. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления СС по вопросам расы и поселений.

Идеологи Третьего рейха

Среди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности:

1) Адольф Гитлер

Начало идеологии положил сам фюрер. В 1925 г. вышла его первая и единственная книга – политический манифест Mein Kampf («Моя борьба»). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.

2) Альфред Розенберг

Заместитель Гитлера по вопросам «духовной и идеологической подготовки» членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ «расизма», он написал такие нашумевшие книги, как «Будущий путь германской внешней политики» (1927) и «Миф XX века»
(1929).

3) Йозеф Геббельс

На министра пропаганды и главного редактора газеты «Дер Ангрифф» был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой
Третьего рейха. Он отвечал за «ариезацию» культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского «сверхчеловека», мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации к войне.

4) Генрих Гиммлер

Вся деятельность рейхсфюрера СС и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с «врагами германской нации», на «очищение» самой нации от «расово-неполноценных элементов», а также на подрыв «жизненной силы неарийских народов», за счёт которых планировалось обеспечить немцам
«новое жизненное пространство» (1, с. 41).

Кроме этой четверки, в разработке официальной идеологии участвовали
Ю. Штрейхер, П. Трейчике и другие члены НСДРП.

Основные положения идеологии нацизма

Идеология нацизма включала в себя три основных «закона»:

1) Закон биологической гравитации

Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово «Volk» дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями «народ» и «нация»).

Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг «Германия для немецкого народа» он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.

Процедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей (этим, в частности, занимались СС). Круг
«врагов народа» был обширен и включал в себя несколько «уровней враждебности». К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства. К внешним – англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики.

В знаменитой двухчасовой речи в Дюссельдорфе (1932 г.) Гитлер заявил:
«Большевизм – нечто большее, чем беснующаяся на улицах германских городов толпа. Это абсолютное беззаконие и наступление азиатского варварства»(3, с.79).

К расовым врагам относились все неарийские расы – славяне, цыгане, негры… Особой и самой ненавистной категорией были евреи – «величайшее несчастье германской нации», по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.

Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев. Грандиозный погром, разразившийся в ночь с 9 на 10 ноября, вошел в историю под названием «Хрустальная ночь». В ходе погрома было разрушено около 300 синагог, 7000 лавок и 800 еврейских магазинов, а ущерб от одних только разбитых витрин составил 5 млн марок (См. 5, с. 386).

2) Закон автаркии

Вторым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма.
Гитлер постоянно заявлял, что Германия «стремится к автаркии». Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных соображений, и Третий рейх должен стать невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой войны. «Закон жизни выше корыстолюбия», – это еще одно изречение Гитлера (3, с. 84).

В экономическом отношении Гитлер обещал немцам не только возвращение
«светлого прошлого» (имеется в виду прошлого до Первой мировой войны), но и еще более «светлое будущее», и, прежде всего, всеобщую занятость, порядок в стране. Хотя основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве Германии действительно стали наблюдаться положительные перемены: практически исчезла безработица, а милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства (за 1929 - 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось
3/5 всех инвестиций) [См. 2, с. 367].

Однако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее «автаркией». Поэтому сама формулировка второго закона Гитлера представляется довольно сомнительной.

3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее

«Веками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», – этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить «жизненное пространство» для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию) .

Чувствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, германское руководство выдвинуло идею расширения границ.
Гиммлер любил повторять, что «вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем наступит германо-гото-франкская эра» (4, с. 23). Границы рейха он, например, намеревался перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина «крови и почвы» проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.

Низведение межгосударственных и межэтнических отношений до уровня социал-дарвинизма привело не только к отрицанию права «неарийской расы» на жизнь – нацистские ученые додумались до того, что классифицировали животный и растительный мир на «представителей нордической фауны и флоры и низшей – еврейской».

Расовая доктрина получила свое теоретическое обоснование в середине XIX в. на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы.
Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве. Это, в свою очередь, стало источником для последующих мифов, таких как тевтонский, англосаксонский и кельтский.

Первым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие «индоевропеец» вскоре было вытеснено понятием «индогерманец». А затем, с легкой руки Фридриха Макса
Мюллера, превратилось в «арийский» – для обозначения принадлежности к языковой группе. С этих позиций расисты утверждали, что «ариец» означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами (1, с.
89).

«Нордический миф» о превосходстве нордической (арийской) расы был подхвачен и учеными-генетиками. В частности, было выдвинуто предположение, что психические качества и характер человека зависят от формы его черепа и от величины его «головного показателя». Теория утверждала, что, чем ниже этот показатель, т. е. чем длинноголовее человек, тем он энергичнее, одареннее, жизнеспособнее. По секретной документации, ставшей общеизвестной после падения рейха, во время Второй мировой войны нацисты также практиковали опыты над людьми с целью «выведения качественно нового биологического вида человека», используя как «материал» представителей именно «арийской расы». Для выявления признаков «арийской расы» были изобретены всяческие приборы и механизмы, с помощью которых измерялись различные части тела испытуемого, «недочеловеки» же, или «унтерменьши»,
(евреи, а потом и поляки с русскими) автоматически подлежали уничтожению.

Для освобождения Германии от ее «главного врага» – евреев – Гитлер предпринял несколько шагов. В 1933 г. он подписал циркулярное распоряжение, предписывающее всем ортсляйтерам (руководителям низовых организаций НСДРП)
«организовать исполкомы для организации бойкота еврейских магазинов, товаров, юридических и медицинских консультаций». В 1935 г. была принята серия Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе.

В 1940 г. Главное управление по вопросам расы и поселений СС разработало проект переселения европейских евреев на Мадагаскар, однако
Франция категорически отказалась уступить остров, поэтому план «Мадагаскар» так и не был реализован.

А переломным моментом в судьбе немецких евреев стал день 20 января 1942 г., когда на совещании в Ванзее была принята резолюция об «окончательном решении еврейского вопроса», ставшая сигналом для развертывания беспрецедентной акции геноцида. С 1939 по 1945 гг. в Германии было уничтожено 250 000 евреев – примерно половина от их довоенной численности
(См. 3, с. 97).

Пропаганда нацистской идеологии

Гитлер любил повторять, что «государством правит тот, кто правит улицами». Гиммлер уточнял: «Будущее рейха и национал-социалистического движения – те, кто сейчас беззаботно играют в садах и парках немецких городов…» (1, с. 24). Поэтому пропаганде в нацистской Германии уделялось особое место.

Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды
Йозеф Геббельс. Большинству побед Гитлер и его движение обязаны незаурядным способностям министра пропаганды.

Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда – это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию.
Задачей Геббельса было держать народ в состоянии нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел.

Случилось так, что подписавший оскорбительный и неугодный для Германии
Версальский договор канцлер Эберт был евреем. Евреями были лидеры немецкого коммунистического движения Роза Люксембург и Клара Цеткин. Традиционные
«еврейские промыслы» – юриспруденция, медицина, торговля, ювелирное и банковское дело – процветали на фоне обнищания нации. Геббелевские издания непрестанно публиковали статистические выкладки, согласно которым «в сегодняшней Германии евреи контролируют не менее 80% универсальных магазинов, 10% медицинских клиник, четверть розничной торговли и пятую часть немецкой банковской системы» (4, с. 28).

Министр пропаганды сумел подчинить своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс: прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм. Под его началом работало около тысячи официальных пропагандистов.

Прямолинейные, броские, максимально адаптированные тексты патриотических пассажей разрабатывались экспертами министерства пропаганды
Геббельса и адресовались, в первую очередь, не обремененной интеллектом молодежной аудитории, где они и получили широкую поддержку. Из-под пера
Геббельса вышло множество лозунгов, растиражированных по всей стране:
«Евреи – наше несчастье», «Кровь и почва», «Народ без пространства», «Не покупай у еврея – не продавай нацию», «Осторожно, враг подслушивает. Знай, твоим соседом может оказаться еврей», а также надписей в местах массового отдыха: «Не для евреев», «Евреи нежелательны» и т. д. (1, с. 32). Поэтому концепция «все беды Германии – от евреев» была воспринята публикой «на ура»: немецкий народ поверил в эту идею и поддержал Гитлера в его антисемитской политике.

Еще в начале 30-х гг. Геббельс издал памфлет, ставший образцом для всей последующей пропагандистской работы в Германии:

«Почему мы националисты?

Мы националисты потому, что мы видим в нации единственную возможность защиты и поддержки всего нашего существования. Нация – это органическое объединение людей для обороны и защиты собственной жизни. Тот, кто понимает это как слово и дело, тот – часть нации. Сегодня в Германии национализм выродился в буржуазный патриотизм, и его мощь исчерпала себя в борьбе с ветряными мельницами. Они говорят «Германия», а подразумевают монархию. Они провозглашают свободу, а имеют в виду черно-бело- красное знамя [флаг
Веймарской республики].

У нового национализма собственные безусловные требования. Я люблю
Германию и одновременно ненавижу капитализм; я не только могу, я обязан так поступать. Возрождение нашего народа зависит лишь от уничтожения системы, которая обкрадывает здоровые силы нации…

Евреев не интересует решение наболевших проблем Германии. Им это не нужно. Они живут тем, что считают, будто решения нет вообще. Если мы сумеем объединить германский народ в единое целое и обеспечить его свободой перед лицом всего мира, тогда евреям не останется места среди нас. Евреи несут ответственность за наши страдания и они наживаются на этом.

Вот почему мы, как националисты и социалисты, против евреев. Они разлагают нашу расу, оскверняют нашу мораль, подрывают наши обычаи и разрушают нашу мощь.

Антисемитизм, говорят, – это не по-христиански. По их мнению, христианин это тот, кто наблюдает, как еврей затягивает ремень вокруг его шеи. Быть христианином, значит: любить ближнего, как себя самого! Мой ближний это тот, кто связан со мной кровью. Если я люблю его, то я должен ненавидеть его врагов. Тот, кто считает себя немцем, должен презирать евреев. Одно вытекает из другого» (1, с. 58).

Таким образом, Геббельсу удалось создать в массовом сознании образ
«вездесущего и всевластного», но на поверку очень уязвимого врага, направив на него безудержный гнев толпы.

И все же, Геббельс был не до конца честен со своим народом, поскольку мало кто из немцев знал, какие ужасы творятся в концентрационных лагерях.
Большинство было уверено, что «освобождая пространство», руководство страны просто выселяет неугодных за пределы Германии, тогда как на самом деле их просто безжалостно убивали...

Грамотно построенная пропаганда, вера в высшую идею и непогрешимость фюрера застилала глаза немецкому народу, который вовремя не обратил внимания на начавшуюся войну и вынужден был поддерживать нацистов до конца.

Но рейхстаг пал… А вместе с ним канули в лету и закон биологической гравитации, и теория автаркии, и расовая доктрина о сверхлюдях. Нацизм не смог долго продержаться на политической сцене; остается надеяться, что подобный режим действительно нежизнеспособен и не сможет утвердиться более ни в одном государстве, поскольку этому, наверное, противостоят объективные причины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нацистский чиновник Ханс Франк как-то сказал, что, как это ни печально, но империи, созданные на демократических принципах, существуют до скончания веков, а империи, созданные на принципах ненависти и физическом насилии, всегда имеют довольно короткий срок существования.

Нацисты полностью подтвердили эту аксиому, противопоставив себя по расовому признаку, политическими и военными действиями всему остальному человечеству. Таким образом, превознося себя над всеми остальными народами, нацисты дали этим народам лишний повод для ненависти и желания отомстить.
Расистская идеология давала нацистам обманчивое впечатление, что они всегда будут выходить победителями в борьбе с «низшими расами», которых они приговорили к уничтожению. Считая славян людьми «второго сорта», Германия своими руками отталкивала от себя потенциальных союзников – народы, изначально встретившие германские войска как освободителей.

Считая русских людьми «второго сорта», Гитлер совершил непростительную ошибку, недооценив противника, который смог собственными силами оказать достойное сопротивление германской военной машине и свергнуть нацистский режим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. 2 изд., доп. и перераб. М.:

1995.
2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н.

Марковой. М.: 1997.
3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях /Под ред. Малышевой И. Н. М.: 1994.
4. Третий рейх. Кровавый след. Перевод с немецкого и составление Н.

Лаврова. Ростов н/Д: 2000.
5. Энциклопедический словарь юного историка /Сост. Н. С. Елманова,

Е. М. Савичева. М.: 1994.