Изложение русскому языку 3. Обучающее изложение по русскому языку (3 класс)

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обучающее изложение.
Тип урока: урок развития речи.
Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей. Задачи урока:
Предметные задачи урока:
-учить воспринимать (понимать) общий смысл текста и содержание, выражать собственное мнение, обосновывать его;
-учить воссоздавать исходный текст согласно плану, грамотно строя предложения;
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные);
-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, воспитывать интерес к новому, чувство коллективизма (коммуникативные).
Ход урока.
1. Организация класса к уроку.
Встаньте ровно, все готово?
Начинаем наш урок.
С изложением разбираться
Продолжаем точно в срок.
2. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня на уроке мы будем писать изложение по вопросам.
- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)
-Ребята, для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного, учимся употреблять слова и выражения.)
3. Вступительная беседа.
-В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня на уроке, вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
Лося называют лесным великаном. Давайте рассмотри слайд с изображением лося. Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Обратите внимание на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Интересно, что каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые рога, причем число ответвлений увеличивается на один отросток. По количеству отростков можно определить возраст лося.
4. Работа над изложением.
- Ребята, какие типы текстов вы знаете?
(Текст - повествование, текст-описание)
- Постарайтесь определить вид текста, который вы услышите.
1) Знакомство с текстом изложения. (Читает учитель)



Г. Скребицкий 2)Вопросы по прослушанному тексту:
-Вы прослушали текст. Какого вида этот текст? (Повествовательный)
-Почему вы так думаете? (В тексте рассказывается о лосе; всё, изображённое в рассказе, можно изобразить на нескольких снимках.)
-На сколько частей можно разделить текст? (На 4 части)
-Что вы можете сказать о частях текста? (Все части текста связаны общей темой.)
-Какова тема нашего изложения и как его можно озаглавить? (Лось)
-Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
-В какое время происходят события? (Весной лось сбрасывает свой головной убор.)
-От чьего имени ведётся рассказ? (От имени автора)
-Какова основная мысль рассказа? (Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор)
Поговорим более подробно о каждой части.
3)Чтение, языковый разбор и составление плана. 1.Чтение и разбор вступления.
На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.
-Ребята, как начинается текст? (Дети читают первое предложение).
- Нам ясно из первого предложения, о чём идёт речь?(Да. На лесную поляну вышел лось)-Обратите внимание на то, каким был лось? (Огромным)
-Это важно? (Да, ведь у него были большие рога)
-О чём мы узнаём из второго предложения? (Он постоял и чутко прислушался.)
-Зачем он прислушивался? (Ему важно знать – нет ли опасности. Он действовал с осторожностью.)-Ребята, а как связаны первые два предложения в первом абзаце? Цепной связью; лось - он)- Прочитайте третье предложение. Что сделал лось? (Зашагал по краю полянки)
-Давайте озаглавим первую часть. («Огромный лось» или «Огромный лось в лесу»)
2.Чтение и разбор второй части текста.
Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.
-Как начинается вторая часть? (Впереди росли толстые берёзы.)
-На что хотел обратить автор в этом предложении? (Перед нами старая берёзовая роща)
-Что сделал лось? (Он зашагал к ним)-Обратите внимание, что он не просто пошёл, а «зашагал».
-Почему автор употребил это слово? (Может быть, лось осознавал важность своего поступка)
-Прочитайте третье предложение. Как шел лось? (Странно поматывая головой)
-Что значит странно? Подберите синоним. (Необычно)
-Прочитайте вторую часть этого предложения и скажите, что мог сбросить лось с головы? (Рога)
-Что необычного вы узнали из четвёртого предложения? (Великан полез между стволами берёз)
-Как автор называет нашего героя? (Великан)
-Как связаны второе, третье, четвёртое предложение этой части? (Лось, он, великан- цепной связью.)
-Что же происходит дальше? Как развиваются события в рассказе?(Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.)
-Что самое главное в этой части? Как её можно озаглавить? («Потеря рога»)
3.Чтение и разбор третьей части текста.
Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.
-Как поступил лось? (Из березняка лось вышел только с одним рогом.)
-Что произошло дальше? (Он медленно пошёл в чащу)
-Обратите внимание, что лось шёл медленно, видно, что ему жалко расставаться с рогами.
-Для чего великан пойдёт в чащу? (Чтобы оставить там свой второй рог)
-Можно ли назвать эту часть кульминацией? (Да. Это ответственный момент в рассказе, когда животное расстаётся со своей гордостью, защитой и красотой.)-Как можно озаглавить эту часть? («Странное решение»)
4.Чтение и разбор четвёртой части текста.
Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
-О чём мы узнаём из последней части рассказа? (Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор)
-Как автор называет рога лося? (Тяжёлый головной убор.)
-Прочитайте, последнее предложение. (Лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.)-Как вы понимаете его смысл? (Рога - это шапка. Лось приветствует весну, когда теряет рога.)
-Как озаглавим эту часть? («Тяжёлый головной убор»)
-Есть ли здесь развязка? («Да. Лось готов к приходу весны») -Ребята, можно ли изобразить, увиденное в рассказе, на одном снимке? (Нет)
5.Составление плана
-Какие вопросы можно задать к каждой части?
1.Огромный лось в лесу (О ком текст?) 2.Потеря рога (Куда и зачем шёл лось?) 3.Странное решение(Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?) 4. С весной здоровается. (Почему и когда лось сбрасывает рога?)
-Какой вопрос можно задать к первой части? (О ком текст?)
-Какой вопрос можно задать ко второй части? (Куда и зачем шёл лось?)
-Какой вопрос можно задать к третьей части? (Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?)
-Какой вопрос можно задать к четвёртой части? (Почему и когда лось сбрасывает головной убор?)
6. Словарно-орфографическая работа
(Обучающиеся работают с карточками в парах сменного состава, подбирают к предложенным в карточках словам проверочные.)
Слова для карточек:
Л…сную(лес,) пост…ял (стоя,) заш…гал (шаг), р…сли (рос), г…ловой(головы), х…тел (хочет), т…жёлый (тяжесть), ств…лами (ствол), г…ворят(говор), в…твях (ветви), л…мает (лом), в…сной (вёсны), зд…ровается (здорово).
(Далее учитель обращает внимание детей на слова с трудным написанием.)
- Ребята, посмотрите на доску, на ней записаны слова с трудным написанием. Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.
Слова на доске: огромный, прислушался, полянки, сбросить, недаром
7.Лексическая работа
-Ребята, как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, великан)
- Давайте выделим опорные слова- глаголы, которые помогут нам написать изложение:
1.Вышел, зашагал, прислушался, постоял.
2.Росли, зашагал, поматывал, хотел, сбросить, не обошёл, полез, застрял, отвалился. 3.Вышел, сбросит, пошёл.
4.Сбрасывает, говорят, ломает, здоровается.
8.Физкультминутка
9.Продолжение работы по теме урока
Чтение текста детьми (лучше про себя)
Пересказ текста. По опорным словам. (Самостоятельно, работа в парах)
10. Самостоятельная работа (запись текста в тетрадях)
-Как пишем каждую часть текста?
-Как пишем предложения?
-Помним, что в предложении говорится о чем-то об одном.
11. Итог урока. Рефлексия.
-Что мы сегодня писали на уроке? Встаньте, кому было легко написать
изложение. Поднимите руки, кто испытал трудности.
-Понравился ли вам текст с которым мы работали?

Тесты для изложений. 3 класс.

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография: к о сяком, ж ё лтых, в х о р о вод е , н а ч а л а сь, кр а с о т ой

Как я купил собаку.

Охотник продавал собаку. Это была большая,умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли,что друзей не продают и не покупают.

План.

1.Охотник продал собаку.

2.Томка грустит о родном доме.

3.Хозяин приехал.

4.Хороший урок.

Орфография: х о зя и н, к о лени, о хотник, на бок, не пр о дают, не п о купают.

Каникулы.

На зимние каникулы Дима с мамой отдыхали у дедушки в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили снеговика.

Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе. Они быстро покрывали землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.

Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно . Подолгу любовался он на красивый наряд сосен и елей.

План:

1.В деревне.

2.Снегопад.

3.В зимнем лесу.

Запиши выделенные слова:

Краткое изложение по рассказу Н.Носова.

Дружок.

Миша и Коля решили взять с собой с дачи своего любимца Дружка.Они посадили его в чемодан и сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

Скоро к ним сели ещё пассажиры. Один мужчина положил свой чемодан тоже под лавку. На станции мужчина взял чемодан и вышел с женщиной и девочкой.

А когда мальчики были дома и открыли чемодан, то увидели там бритву и другие вещи.

Чемодан принадлежал незнакомому мужчине. Он по ошибке взял их чемодан. Дружок пропал.

Мальчики очень жалели Дружка. Они написали объявление.Но Дружок не находился. Но вот друзья узнали адрес владельца их чемодана. Когда они принесли чужой чемодан, мужчина очень обрадовался. А Дружок выбежал из комнаты и стал лизать Мише руки, лицо.

Радостная была встреча!

Вставь пропущенные буквы и подбери устно проверочные слова:

П..садили, пол…жили, под ла…ку, ост…но…ка, ог…рчены, нах…дился,прин…сли, выб…жал, стал л…зать, л…цо, радос…ная, об…явление, нап…сали.

Запомни.

В а гон, ч е м о дан, му жч ина, п асс ажир, р е шили.

Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её. Настоящий друг!

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился ягнёнок в конце лета?

Орфографическая подготовка:

    Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

О…ца, хле…цем, дру…

3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.

4.Выдели приставки.

Попала, остался, прошло, пошла, вошла.

5. Выдели суффиксы.

Ягнёнок, собачка, девочка.

Изложение (82 слова).

Вопросы к тексту.

Изложение (80 слов).

Объяснение: медвежатник - охотник на медведя.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (73 слова) .

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (81 слово) .

Вопросы.

1. Сколько частей в тексте?
2. Как ветер пытался справиться с дубом?
3. Кого ветер позвал на помощь?
4. Почему ветер не покорил дуб?

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Написание безударных гласных: ст..ял, на г..ре, пок..рялся, прил..тел, ст..рон, бл..снула, в з..млю, р..дную, к..рнями, д..ржусь.
2. Написание трудных слов: никому, землю-матушку.
3. Написание глаголов с "не": не совдадать .
4. Слова с приставками: непокорный, раскололось, запылала, врос.
5. Вставь пропущенные буквы: дут.., согнут.., дожд.., огон.., об..яснить , держус.. .
6. Написание местоимений: изо всех, с ним, в том.
7. Знаки препинания: в том, что...
- Моя сила...
8. Дополни словосочетания: стал дуть изо..............; смеется...............; врос в..................; держусь за................. .
9.
Выдели корень в словах: блеснула, прилетел, поплыли.

Изложение (93 слова) .

Вопросы.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (91 слово) .

Вопросы.
1. Чему радовались звери?
2. Как хвалился Камень-валун?
3. Что кричал Ручей?
4. Как делает весну Сосулька?
5. Кто же делает весну?

Словарно-орфографическая подготовка.
1. Сложные слова: на весь, сразу.
2. Выдели приставки и корни в глаголах: выдался, показалась, закричал, растапливает, закатилось, заледенел, замерзла.
3. Написание глаголов: не было, начнется, хвалится, радуются.
4. Проверь гласные в словах: выд..лся, д..нек, в л..су, т..пло, св..тло, в..сны, закр..чал, в..дой, с..сулька, ..ловой, н..чнется.
5. Написание местоимений: вокруг него, без него, о себе, как она.
6. Знаки препинания: ......И Камень-валун остыл, и..........., и.................... .
.......стало ясно, кто.............. .

7. Найди восклицательные и вопросительные предложения.
8. Продолжи: денек (какой?) ................... ; солнышко (какое?) ................; камень (какой?) ..................; ручей (какой?) ..................; лапа (какая?)

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Правильное написание слов: шелушила, убежище, росток, расти, сначала.
Выдели приставки в словах: спилили, присаживались, прокис, превратился, сбежались, потеплело, порозовел, набрел, высунулся.
Объясни значения слов, подбери к ним синонимы: целебные, пир, дряхлый, убежище.
Проверь безударные гласные: з..мой, в..сной, ..жил, гр..бники, мур..вьи, ж..ков, м..дведь, кл..чки, б..резу, з..мли, р..сточек.
Написание местоимений: на нем, он был, на это, и все.
Подбери в словосочетания и предложения нужные слова: соки (какие?)..............., сок (что сделал?)..................., бабочки (какие?)..............., много лет был (чем?)................, медведь (какой?)..............., разворотил (как?) .............. .

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (86 слов).

Непоседа.

Вопросы к тексту.


Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Девочка на шаре.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (89 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (93 слова).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.