К вопросу об организации индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения в вузе. Современные проблемы науки и образования Индивидуальная образовательная траектория преподавателя и студента

Л.Н. Мазаева

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Основой построения индивидуальных образовательных траекторий должна служить система диагностики индивидуальности студентов (мотивации, сформированности интеллектуальной сферы, направленности интересов, потребностей, уровня обученности и т. д.), а также мониторинг изменений, происходящих в индивидуальности студентов.

В процессе обучения, основанного на реализации индивидуального подхода, можно выделить следующие этапы:

    предварительная диагностика индивидуальных качеств студента;

    анализ результатов диагностики преподавателем с целью выработки рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории;

    самоанализ результатов диагностики студентом, определение им своих сильных и слабых сторон, определение вектора дальнейшего развития;

    совместное (преподаватель-студент) определение индивидуальной образовательной траектории, ее контрольных точек;

    профессиональное обучение, опирающееся на контроль и самоконтроль индивидуального развития студента;

    корректировка индивидуальной образовательной траектории в соответствии с промежуточными результатами.

Предлагаемая стратегия реализации индивидуального подхода к обучению в вузе должна быть применена ко всем (или большинству) учебных дисциплин и составлять целостную систему развития, имеющую общие цели, принципы и идейную основу. Это обусловлено тем, что никакое индивидуальное качество невозможно сформировать за короткое время и в рамках отдельной учебной дисциплины, - процесс формирования длительный, он должен быть разносторонним и комплексным.

Особенно важными на современном этапе являются проблемы формирования у студентов индивидуального стиля профессиональной деятельности. Опыт показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует решению этих проблем, так как при традиционной системе образования игнорируются мотивационные, ценностные ориентиры студентов, личностная обусловленность профессиональной деятельности. Современные технологии обучения предусматривают не столько предметную направленность обучения, сколько ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:

    обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;

    придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;

    ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на выработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.

В основу разрабатываемой нами модели профессиональной подготовки положены профессионально ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации, предусматривающие диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности; выделение на ее основе уровневых групп; определение индивидуальных образовательных траекторий; обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту. Педагогический процесс, построенный на основе профессионально ориентированных мотивационно-стимулирующих ситуаций, направлен на формирование индивидуальных качеств студентов и их профессиональной компетентности, выражаемых в профессиональной позиции, стиле мышления, и проявляется как "смещение установок" с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на целостно-смысловые.

Экспериментальная работа, носившая в значительной мере поисковый характер, показала, что учебные ситуации должны предусматривать определенные шаги и последовательность реализации, а именно:

1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области;

2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих специалистов;

3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей.

Усиление профессионально ориентированного и мотивационного компонентов учебной деятельности возможно путем создания в процессе обучения ситуаций, обеспечивающих единство мотива и цели, способствующих ценностно-целевой ориентации студентов, осознанию и принятию целей обучения, поиску личностного смысла учебной деятельности и приобретению личностного опыта в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Поддержки образовательных технологий- раскрыть+методики обучения

повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;

Однако исследования,

Открывая реальные перспективы для повышения качества знаний и интенсивности образовательного процесса, тем не менее, как все новое, они содержат ряд проблем, среди которых наиболее значимыми, на наш взгляд являются:

для решения которых различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования.

Современное образовательное пространство не мыслимо без образовательных IT-технологий.

Индивидуальная образовательная траектория как элемент мотивации и повышения качества обучения (Пономарев М.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2012

Данная статья посвящена проблеме повышения мотивации и качества будущих специалистов через переход и применение в российских вузах индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), предусмотренных ФГОС ВПО 3-го поколения. Автором рассмотрены сущность, положительные и отрицательные моменты организации учебного процесса с использованием ИОТ, вопросы оплаты труда преподавателей при этом. Приведен российский опыт применения предметного метода организации учебного процесса, использовавшегося в российских вузах в начале XX в.

Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ): суть вопроса

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к европейской инициативе по гармонизации систем образования, начатой Болонской декларацией 1999 г. Напомним, что Болонская декларация включает четыре основных положения (принципа): многоуровневое образование (бакалавр, магистр), введение кредитов, мобильность, контроль качества образования.
Остановимся на принципе "мобильность". Согласно этому принципу индивид:
во-первых, имеет шанс получить самое качественное образование в другой стране, то есть выбрать наиболее подходящий для его обучения вуз, если он не имеет такой возможности в стране проживания. Причем у индивида должна быть возможность начать обучение в одном вузе, а закончить в другом. Это и есть академическая мобильность;
во-вторых, может трудоустроиться за границей, если не имеет возможности в полной степени реализовать свой трудовой потенциал и получить достойное вознаграждение у себя дома. Это профессиональная мобильность.
Одним из инструментов, способствующих академической мобильности, является система европейских трансферных кредитов European Credit Transfer System (ECTS). Согласно этой системе для получения диплома о высшем образовании необходимо набрать определенное количество кредитных баллов. В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования и науки РФ один кредит равен 36 академическим часам. Эта кредитная трансферная система была специально разработана для обеспечения академической мобильности студента, то есть возможности переезда студента из одной страны в другую.
Вместе с тем цель ECTS состоит не только в обеспечении академической мобильности студентов (измерения трудоемкости изучаемых курсов), но в первую очередь она предназначена для проектирования образовательных программ, формирования студентами своих ИОТ. Выбор порядка изучения и перечня дисциплин учебного плана способствует повышению мотивации студентов к образовательному процессу. Такой принцип построения образовательного процесса, по мнению ряда ученых , принципиально новый для российской системы образования и предполагает внедрение асинхронной системы организации образовательного процесса, когда студент имеет возможность самостоятельного выбора предметов, которые он хочет изучить.
ИОТ разрабатываются именно для того, чтобы обеспечить качественную индивидуальную подготовку отдельного выпускника, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности.

Опыт вузов Российской империи по использованию предметного метода организации учебного процесса

Утверждение о том, что использование ИОТ в учебном процессе является принципиально новым для российской системы образования, не совсем верное. Некоторый опыт использования ИОТ (предметный метод организации учебного процесса) существовал в ряде российских вузов еще в начале XX в. Хотелось бы остановиться более подробно на предпосылках его внедрения и опыте использования.
По существу, некоторые предпосылки использования предметного метода организации учебного процесса, во многом схожего с организацией учебного процесса с помощью ИОТ, были заложены в Университетском уставе 1884 г. Наряду с другими принципами управления и функционирования российских государственных вузов он (Устав) впервые в отечественной университетской практике закрепил развитие образовательной технологии.
Фактически в практике российских университетов появляется норма, закрепляющая русскую трактовку явления, известного в западных университетах как академические свободы. Речь идет о предусмотренном составлении факультетами нескольких учебных планов, предоставляемых на свободный выбор студента, а также дающих студенту право слушать интересующие его лекции на других факультетах .
Также согласно ст. 73 Университетского устава 1884 г. студент имел право выбирать преподавателя по предмету (если предмет ведется несколькими преподавателями) для посещения его лекций и практических занятий.
По мнению ряда ученых, это была, по сути, самостоятельная реформа. Суть нового этапа реформы состояла в том, чтобы, следуя передовому опыту западноевропейских университетов, освободить учебный процесс от наиболее жестких форм, стесняющих его свободное развитие. В основу преобразований высшей школы были положены отказ от курсовой принадлежности студента, обрекающей его следовать по ступеням учебы вместе со всем курсом, и переход к более свободной системе индивидуального учета его успехов в связи с количеством прослушанных курсов и сданных экзаменов.
Одним из ученых, выступавших в поддержку предметного метода организации учебного процесса, был В.Н. Ивановский . Для его иллюстрации автор ссылается на профессора П.Г. Виноградова: "Вместо общих планов по факультетам или хотя бы по отделениям, планы обязательных курсов должны быть групповые, на менее широком, но прочном фундаменте. Например, на историко-филологическом факультете можно было бы разрешить следующие комбинации предметов, кроме логики и психологии, которые должны слушаться всеми: 1) древние языки (и литература), сравнительное языкознание, история древней философии, древняя история; 2) славянские наречия, славяноведение, сравнительное языкознание, история всеобщей литературы; 3) русский язык, история русской литературы, история философии, русская история; 4) германские (или романские) языки, сравнительное языкознание, история всеобщей литературы, история философии, всеобщая история; 5) история всеобщая и русская, история философии и древние языки; 6) философия, история всеобщей литературы, всеобщая история, древние языки; 7) история искусств, история философии, всеобщая история, история всеобщей литературы, древние языки" .
Главной задачей технических вузов при внедрении нового метода организации учебного процесса были повышение личной мотивации студентов и ответственности за ход учения, наилучшая организация их самостоятельной работы.
Одним из первых вузов, начавших внедрение предметного метода организации учебного процесса, стало Московское высшее техническое училище (в настоящее время - МГТУ им. Н.Э. Баумана). Трансформация учебного процесса состояла из ряда взаимосвязанных элементов:
- политехнизаци высшего технического образования за счет изменения состава обязательных дисциплин на старших курсах;
- перехода в преподавании наук на предметную систему и разработку метода контроля за обучением студентов в установленные сроки;
- развития экспериментального метода обучения студентов, создания новых и расширения старых лабораторий;
- перестройки системы практического обучения и подготовки студентов в соответствии с требованиями быстроразвивающейся промышленности.
Процесс перехода училища на новую систему включал следующие последовательные мероприятия:
1) введение свободного посещения занятий, за исключением работы в лабораториях и учебных мастерских;
2) установление сроков проведения экзаменационных сессий: май, сентябрь и декабрь;
3) разделение всех дисциплин учебного плана на три группы:
а) общеобязательные: математика, физика, теоретическая механика, химия и некоторые другие;
б) специально-обязательные предметы: дисциплины, формирующие инженера в избранном направлении техники. Изучение этих дисциплин, выполнение лабораторных работ и проектирование, включая дипломный проект, экскурсии на промышленные предприятия и производственную практику - все это углубляло и расширяло знания, а следовательно, и качество подготовки будущего специалиста;
в) необязательные дисциплины - это дисциплины общественно-экономического цикла или дисциплины из второго разряда, относящиеся к другим специальностям. Например, студентам, избравшим для себя специальность "Тепловые двигатели", необязательно было изучать дисциплины, относящиеся к специальностям электротехнического направления;
4) вначале порядок изучения и продолжительность дисциплины выбирались студентом (при свободном посещении занятий). Впоследствии учебный комитет сам устанавливал порядок прохождения курсов, исходя из их логической последовательности.
Безусловно, положительным опытом, способствующим повышению качества и системности образовательного процесса, было проведение обязательных консультаций по наиболее трудным дисциплинам (математика, теоретическая механика и др.) с текущей проверкой знаний (репетициями). При всех сданных репетициях их оценка засчитывалась как экзаменационная. Таким образом, студентам предоставлялась возможность сдавать экзамен по частям .
Позже на предметную организацию учебного процесса перешли и ряд других вузов, например Горный имени императрицы Екатерины Великой институт. Все преподаваемые в институте предметы распределялись на четыре группы: I группа - основные предметы, II группа - общие предметы, III группа - специальные предметы и IV группа - предметы дополнительные .
Деление на курсы с введением в действие настоящего проекта отменялось, начиная с прежнего второго курса. Первый же курс составлял исключение; предметная система на него не распространялась, так как на него приходились так называемые "длинные курсы", лежащие в основе дальнейших занятий, и студенту, только что вышедшему из школы, было целесообразно осмотреться и свыкнуться с характером вузовской учебы. Все изучаемые предметы и выполняемые студентами практические занятия распределялись по семестрам и по порядку их последовательности и взаимозависимости с таким расчетом, чтобы полный курс мог быть пройден в течение 5 лет, разделенных на первый младший курс (1 - 2 семестры), второй общий курс (3 - 6 семестры) и третий специальный курс (7 - 10 семестры). Прослушивание курсов, сдача экзаменов и выполнение отдельных работ ограничивались конкретными сроками семестров; при этом студентам предоставлялась возможность избрать самостоятельно как период сдачи экзаменов, так и сроки выполнения работ .
В силу ряда обстоятельств, среди которых были и такие, как первая русская революция, а затем начавшаяся Первая мировая война с вытекающими из нее последствиями, а также смена министра народного просвещения, реформа, так основательно подготовленная и активно начатая, не получила должного завершения.
Безусловно, накопленный в этот период отечественный опыт должен быть учтен при переходе российской системы образования к использованию в учебном процессе ИОТ студентов.

Индивидуальные образовательные траектории: положительные и отрицательные моменты

Основываясь на богатом зарубежном и значительно меньшем российском опыте, можно констатировать, что переход к обучению студентов по ИОТ влечет за собой, по мнению ряда ученых, как положительные моменты, так и ряд объективных затруднений. Будет целесообразным рассмотреть их более подробно.
К положительным моментам можно отнести:
а) обеспечение больших возможностей для международной мобильности студентов, о чем уже было упомянуто в начале этой статьи. В настоящее время, например, в одном из ведущих экономических вузов России, РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющем более 80 зарубежных вузов-партнеров, как и в большинстве российских вузов, учет трудоемкости учебного процесса ведется в академических часах и только начался переход на кредитную систему учета нагрузки. В результате возникают очень большие сложности при взаимозачете дисциплин, изученных за рубежом, после возвращения студентов из вузов-партнеров. А именно дисциплины, изученные студентами во время семестровой либо годовой зарубежной стажировки, в российском дипломе не учитываются. Введение ECTS или аналогичной системы (согласно ФГОС ВПО 3-го поколения, предусматривающему использование в учебном процессе ИОТ) как снимет обозначенную выше проблему, так и упростит реализацию совместных (с зарубежными вузами) программ двойного диплома;
б) типовые учебные планы, составленные при участии тьютора и кафедры, помогут сориентировать студентов либо на продолжение обучения в магистратуре, либо на практическую деятельность. Причем у студента всегда остается право выбора: придерживаться либо не придерживаться рекомендаций тьютора, безусловно, за исключением обязательных курсов;
в) заработная плата преподавателя будет зависеть в том числе и от количества студентов, записавшихся на его курсы. Это в большей степени положительный, чем отрицательный момент: хотя это повлечет за собой конкуренцию между преподавателями, но и позволит повысить качество учебного процесса, так как преподаватель будет мотивирован на использование современных методов обучения (интерактивные формы, тренинги и т.д.) и системное повышение своей профессиональной квалификации;
г) значительное увеличение элективных дисциплин (дисциплин по выбору) по сравнению с учебными планами ГОС ВПО 2-го поколения выдвинет на первый план преподавателей, ведущих реальную исследовательскую работу. Это также будет способствовать повышению мотивации студентов к обучению и росту качества научно-образовательного процесса в вузе. Одним из направлений развития научно-исследовательского процесса среди студентов может быть подготовка ими курсовых работ не по отдельной дисциплине, как это существует в большинстве отечественных вузов, или по блоку дисциплин (этот инновационный опыт реализуется, например, в РЭУ им. Г.В. Плеханова), а в рамках исследовательского проекта конкретного руководителя (преподавателя). Такой опыт имеется на факультете гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов: с каждым преподавателем обычно работают несколько студентов разных курсов - они видят достижения друг друга, могут общаться; появляется основа для создания исследовательской группы (коллектива) .
Среди объективных затруднений (отрицательных моментов) перехода и применения ИОТ можно выделить:
1) в связи с тем что один студент может выбирать несколько курсов, возрастет трудоемкость работы учебного отдела в части четкого и оперативного планирования расписания, чтобы не было пересечений дисциплин по времени;
2) необходима подготовка:
- квалифицированных тьюторов;
- преподавателей в области методики обучения студентов по ИОТ;
- значительного количества учебно-методических материалов;
3) ряд преподавателей, большинство курсов которых не будут востребованы студентами, придется уволить из вуза после истечения срока контракта;
4) применение ИОТ не вызовет повышения мотивации к обучению у 100% студентов. Существуют сейчас и определенно останутся ряд студентов, выбирающих дисциплины, исходя из простоты их сдачи. Они будут учиться по типовому учебному плану и закончат свое обучение в вузе после получения степени бакалавра.

Библиографический список

1. Виноградов П.Г. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы. 1901. Октябрь.
2. Зверев Н.И. О чем молчит Болонская декларация? // http://www.aael.altai.ru.
3. Ивановский В.Н. Предметная система в наших университетах применительно к философским наукам // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. СПб., 1907.
4. Об изменении учебного строя в Горном имени императрицы Екатерины Великой институте (к вопросу о введении предметной системы прохождения курсов в высших технических учебных заведениях) // Техническое образование. 1906. N 1.
5. Отечественные университеты в динамике золотого века Русской культуры / Под ред. В.Е. Олесеюка. СПб.: Союз, 2005.
6. Пузанова Ж. Вузам будет трудно предоставить студентам реальную свободу выбора // http://escocman.hse.ru/text/33709789.html.

– открытой площадки для обмена мнениями в рамках проекта по повышению конкурентоспособности ТюмГУ.

Тема пятой Лаборатории родилась неслучайно. С сентября 2017 года в ТюмГУ студенты четырех институтов (Института филологии и журналистики, Института химии, Института психологии и педагогики и Института истории и политических наук) и Школы перспективных исследований учатся по новой образовательной модели, благодаря которой они могут самостоятельно формировать свой учебный план.

Первокурсники получили возможность откровенно обсудить с ректором вуза Валерием Фальковым суть новой образовательной модели , ее преимущества, а также обозначили некоторые насущные вопросы по ее внедрению.


О преимуществах индивидуальной образовательной траектории

Общаясь со студентами, ректор вуза Валерий Фальков привел метафору, сравнив старую образовательную модель с армейской столовой, где набор блюд, последовательность и их содержание всегда предопределено.

«Сегодня мир настолько далеко ушел, что мы решились на непростой шаг и от «армейской столовой» перешли к «студенческому кафе», где каждый волен выбирать себе блюдо по вкусу , – пояснил Валерий Фальков . – Это и есть индивидуальная образовательная траектория : вы сами выбираете то, что вам нравится. Почему за этой моделью, за индивидуальными образовательными траекториями будущее? Почему я считаю, что этот шаг, нам необходимо сделать и сделать сообща? Потому что ни вы, ни я не знаем, как будет выглядеть мир через 4 года ».

Уже мало кого удивишь мнением, что в скором времени искусственный интеллект, развитие которого идет семимильными шагами, вытеснит большое количество востребованных сегодня профессий. Именно поэтому теряется смысл подготовки узкого специалиста, и появляется необходимость совершенно других подходов к организации образования .

«Сейчас у нас век индивидуальности. Мир сегодня идет за человеком, и образование становится таким же. Новая образовательная модель предполагает сочетание дисциплинарной широты и высокой вариативности программы в общеобразовательных и профессиональных частях , - поясняет Фальков. – Это образование «под себя». Корректируя свою образовательную траекторию, каждый из вас будет уникальным специалистом ».

О новой компетенции

Помимо того, что индивидуализация образования повышает мотивацию студентов учиться, а возможность получения дополнительного профиля повышает привлекательность выпускника на рынке труда, одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории ректор видит в развитии компетенции осознанного ответственного выбора .

«Мы не умеем делать выбор, не умеем брать на себя ответственность, а это целое искусство , – считает Валерий Фальков. – В вузах нет такого предмета «Теория выбора». Но за четыре года нового бакалавриата вы этот навык обязательно получите ».

Конечно, гораздо комфортнее жить, когда за тебя все решено. Новая же образовательная модель с выбором траектории обучения заставляет думать и принимать решения. Пройдя через это, побывав в рисковой среде, студенты получат необходимые в большой жизни компетенции, которые сегодня очень ценятся работодателями.

О наборе обязательных курсов и свободе выбора элективов

Вопрос, который волнует большинство первокурсников, касается свободы выбора дисциплин.

«Вы говорите, что у нас свободный выбор, но ограничиваете тем, что нужно обязательно выбрать по одной дисциплине из каждого блока. Почему мы должны изучать то, что мы не хотим изучать? Где же тут свобода выбора? », – спрашивают первокурсники.

Во-первых, тут нужно понять, что есть государственный образовательный стандарт. И 40% учебного плана – это обязательные дисциплины по госстандарту. Просто так отменить предмет «Россия и мир», например, не получится. И «Концепция современного естествознания» или «Естественнонаучная картина мира» тоже читаются у студентов всех направлений подготовки.

Замысел новой образовательной системы состоит в концентрировании в первом полугодии того, что обычно «размазывалось» раньше на го д. А в последующем дисциплин станет больше, и их и выбор будет шире. Более того, какие-либо ограничения в выборе элективов будут только на первом курсе. Второй, третий, четвертый курс предполагает больше свободы выбора.

Сейчас в ТюмГУ 75 элективных дисциплин , и эту линейку планируется расширять. Задача студентов – найти правильный баланс между профессиональными компетенциями и надпрофессиональными.

«За 4 года мы сделаем из вас интеллектуальный спецназ. И вы будете высококвалифицированными, хорошо подготовленными и эрудированными специалистами , - заверил ректор. – Главное, выбирая ключевые профессиональные дисциплины, не привязывайте себе якорь к ногам, пробуйте выбирать предметы из разных профессиональных областей ».

Справедливым ректор счел замечание студентов, о желании получать актуальные знания в доступной форме , исходя из профиля направления их подготовки.

«Усилия университета направлены на то, чтобы студенты, которые представляют разные предметные области, комфортно себя чувствовали с преподавателями, которые бы понимали, что знания у студентов разные. И я убежден в том, что лучшие представители своих профессий расскажут даже про квантовую физику так, что вы завтра захотите перевестись туда с педагогики », – отметил ректор, пообещав провести экспертизу учебных курсов и посмотреть: «а что мы читаем студентам?»

О междисциплинарности

Занятия по новой модели образования предполагают смену учебных групп, преподавателей, и нет понимания того, кому в итоге придется сдавать экзамен или зачет.

Это действительно так, и к этому придется привыкать. Обучение в междисциплинарных группах – это часть новой образовательной политики.

«Это, конечно, выход из состояния комфорта. Но жизнь так устроена: чем больше вы общаетесь с разными людьми, тем более адаптивными вы становитесь, тем проще вам будет в дальнейшем », - ответил ректор.

Что касается количества преподавателей, то здесь нужно принять во внимание, что разные преподаватели специализируются на разных темах одного предмета. А наиболее качественная и справедливая оценка за экзамен – это оценка, полученная студентом у того преподавателя, кто не вел у него занятия.

Об опыте внедрения новых образовательных моделей

Отметим, что сегодня мы находимся на пороге эволюционных преобразований в системе образования . И каждый университет пытается найти свою модель. Кто-то занял классический путь, кто-то вводит «кампусные» курсы, когда к основному профилю, студент обязан выбрать дополнительный.

Почему это интересно Тюменскому госуниверситету?

«Во-первых, это требование времени, а во-вторых, есть апробированные модели работы университетов мирового класса, к статусу которых мы стремимся , - поясняет ректор. – Возьмите шанхайский, токийский, североамериканские университеты, европейские… Везде – свободы от 50% процентов и больше. А в России сегодня в классическом варианте 99% предопределено и только 1% свободы ».


12 октября Валерий Фальков приглашает на еще одну тематическую встречу, посвященную организации индивидуальных образовательных траекторий, только теперь уже преподавателей.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 1 (03). Март 2013 (ББК УДК А.А. Мойсеенко Иркутск, Россия ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА В РАЗНОУРОВНЕВОМ ВАРИАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Данная статья посвящена технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов на материале практического занятия по лингвистике текста. Автор в сжатой форме рассматривает теоретические и практические аспекты индивидуальной образовательной деятельности учащихся ВУЗов и показывает опытнo-экспериментальную работу по реализации технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов по соответствующей тематике. Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория; разноуровневое вариативное образование; теоретические и практические основы. A.A. Moiseenko Irkutsk, Russia THEORETICAL AND PRACTICAL BASIS FOR THE INDIVIDUAL STUDENT S EDUCATIONAL TRAJECTORY FORMATION IN MULTILEVEL VARIABLE EDUCATION The article is devoted to the theoretical and practical basis for the individual student s educational trajectory formation in multilevel variable education. Key words: individual educational trajectory; multilevel variable education; theoretical and practical basis. Мойсеенко А.А., 2013

2 В настоящее время перед педагогической наукой стоит проблема совершенствования методов и форм вузовской подготовки. Новые педагогические технологии должны быть направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, сущность которого заключается в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности студента, создании условий для выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей. Студент при этом должен выступать активным и ответственным субъектом образовательного процесса. Современные тенденции развития образовательного процесса, как в школе, так и в вузе предполагают разработку личностно-ориентированных технологий и способов обучения, обеспечивая при этом сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Актуальным в рамках задач гуманизации образования, как нам представляется, является проблема педагогического проектирования учебной деятельности студентов при изучении конкретных учебных дисциплин с учетом их индивидуальных особенностей. Одним из способов индивидуализации обучения является организация продвижения студентов по их индивидуальным образовательным маршрутам. Студент вуза должен иметь возможность осуществить индивидуальный выбор своего образовательного пути во время подготовки к профессиональной деятельности. Такая организация обучения требует особой методики и технологии. Особенностям проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов посвящены исследования Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, М.Л. Соколовой и др. [Лабунская, 1999; Лоренц, 2001; Cоколова, 2001]. Мы в своем исследовании при решении проблемы организации обучения студентов по спроектированным совместно с преподавателями индивидуальным образовательным траекториям будем основываться на данных комплексной психолого-педагогической диагностики, которая поможет выявить реальное положение дел, а именно: уровень сформированности профессиональных умений и степень развитости качеств личности студентов высшего учебного заведения. Необходимость создания новых, личностно-ориентированных условий изучения студентами одного из теоретико-практических аспектов дисциплины

3 «Основы языкознания», обусловили выбор темы исследования: «Теоретикопрактические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании». Цель исследования: разработать технологию проектирования индивидуальной образовательной траектории студента по лингвистике текста как одного из аспектов дисциплины «Основы языкознания», выявить и обосновать комплекс условий, обеспечивающих ее реализацию. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: 1) на основе психолого-педагогической диагностики личностных и профессиональных качеств студента создать предварительную информационную базу дисциплины; 2) разработать комплекс заданий по дисциплине учитывая разноуровневую специфику индивидуальных образовательных качеств контингента (четыре уровня: 1-й уровень сильные (продвинутые студенты), 2-й уровень студенты на индивидуальном графике, 3-й уровень основной контингент с возможными проблемными зонами, 4-й уровень слабый контингент); 3) разработать ряд тестирующих мероприятий по дисциплине согласно представленной выше градации уровня знаний студентов; 4) сформулировать педагогические условия профессионально-личностного развития студента. Реализация теоретических задач, стоящих перед курсом «Основы языкознания» в лингвистическом университете, тесно связана с реализацией практических задач, так как теоретические сведения о системе языка, особенно о его синтаксической системе, не могут быть усвоены одним только заучиванием грамматики и изолированных вокабул. Они должны усваиваться, на наш взгляд, в процессе практической деятельности, в частности работы с языковым материалом. Поскольку любой язык сам по себе является средством коммуникации, что и отличает его в плане методики от всех других учебных дисциплин, практическое его изучение предполагает обучение коммуникативной деятельности на данном языке. По отношению к иностранным языкам, в силу объективных

4 условий существования их в форме устной и письменной речи, это есть обучение технологиям восприятия и реализации текста и текстовых категорий, которое рассматривается не только как объект, но и как важнейшее средство обучения, необходимое для усвоения лексики, семантики, грамматики и теоретических сведений о системе языка. В качестве информационной базы курса могут выступать следующие критерии: целевая направленность изучения дисциплины, тематическая составляющая дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины, виды общих и индивидуальных работ, результативность обучения, критерии оценки результатов обучения, система самоконтроля результатов работы студента. Дисциплина «Основы языкознания» содержит основные сведения о языке, его функциях, истории его изучения. Главное внимание в ней уделено проблемам внутренней лингвистики синхронической, диахронической и сравнительной. Лекционные и семинарские занятия распределяются по темам, которые содержат вводную информацию об исторических и современных проблемах языка и теоретических направлений лингвистической науки. По каждой теме будет представлен комплекс теоретических и практических заданий, контрольноизмерительных материалов, предусматривающих разноуровневую специфику индивидуальных образовательных и личностно-ориентированных качеств студентов. Семинарское занятие по лингвистике текста направлено на детальное изучение понятия текста, текстовых категорий, дисциплинарной структуры науки о тексте, ее семасиологической (коммуникативной деятельности слушающего) и ономасиологической (коммуникативной деятельности говорящего) составляющей. По завершению семинарского занятия студент должен усвоить следующую информацию: синтетические и аналитические аспекты семасиологической лингвистики текста, факторы текстообразования, формальносодержательную специфику когерентности и когезии текста, основные виды номинаций в тексте.

5 Исходя из дифференциальных особенностей индивидуальных образовательных качеств контингента предлагается распределить задания семинарского занятия по следующим уровням: Первый уровень сильные (продвинутые студенты). 1. Терминология по лингвистике текста (терминологический диктант): лингвистика текста, текст, дискурс, контекст, речевой акт, иллокуция (иллокутивный акт), перлокуция (перлокутивный акт), референт, референция, пресуппозиция. 2. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 2.1. Дайте названия науки о тексте в истории языкознания? 2.2. На конкретном примере покажите отсутствие резкой границы между единицами языка различной протяжённости На какие дисциплины Вольфганг Дресслер делил лингвистику текста? 2.4. Определите главную категорию синтетической лингвистики текста Охарактеризуйте три типа связи в тексте Что такое ССЦ и каково его соотношение с абзацем? 2.7. Какие виды номинации выделила Н.Д.Арутюнова в своей теории текста? 3. Вопросы для самоконтроля: 3.1. На какие разделы делится лингвистика текста? 3.2. Дайте определение текста На какие аспекты делится семасиологическая лингвистика текста? 3.4. Дайте определение цепного типа связи и проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах из изучаемого языка (три предложения) Дайте определение параллельного типа связи и проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах из изучаемого языка (три предложения) Дайте определение присоединительного типа связи и проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах из изучаемого языка (три предложения) Назовите и определите основные компоненты аналитической лингвистики текста.

6 3.8. Как определяется ономасиологический аспект лингвистики текста? 3.9. Из каких разделов состоят содержательные факторы текстообразования? Назовите и определите интратекстуальные факторы текстообразования Назовите и определите экстратекстуальные факторы текстообразования В чем заключается стилистико-жанровый тип текста? Покажите на конкретных примерах из изучаемого языка интродуктивный тип номинации Покажите на конкретных примерах из изучаемого языка идентифицирующий тип номинации Покажите на конкретных примерах из изучаемого языка атрибутивный тип номинации. 4. Материалы, тестирующие уровень знаний студентов: Объектом контроля в тесте 1 являются краткие сведения истории формирования дисциплинарной структуры лингвистики текста, особенности социального и философского происхождения текста, текстовых единиц и текстовых категорий, теоретические и практические данные, определяющие формальносодержательную специфику текста. Цель контроля установить уровень знаний студентов по вышеуказанным аспектам, определить степень сформированности фонетических, грамматических и семантических навыков в ономасиологическом и семасиологическом направлениях языкознания. Время выполнения теста 40 минут. Критерии и система оценок: правильных ответов «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Второй уровень студенты на индивидуальном графике. Отличительной особенностью в обучении студентов второго уровня является то, что большая часть материала предназначена для самостоятельного обучения. Студентам предлагаются темы для написания рефератов, контрольные задания и вопросы для самоконтроля. Данные материалы в статье не представ-

7 лены по причине их достаточно большого объема. Цель работы над рефератами сводится к тому, чтобы научить студентов самостоятельно работать и разбираться в сложных вопросах текстообразования, современных теориях текста и дискурса. Написание рефератов позволяет сформировать следующие умения и навыки у студентов: - умение отбирать основную информацию, конспектировать учебнометодические материалы; - умение правильно структурировать отобранный материал, тезисно и логично излагать ответы на поставленные вопросы; - находить релевантные примеры для иллюстрации теоретических положений; - уметь граммотно представить свое выступление, сообщение, доклад по предложенной проблеме. Контроль осуществляется регулярно в удобное для преподавателя и студента время, а также с помощью письменных (контрольных) работ, реферата и других форм репрезентации материала. Самостоятельная работа над рефератами рассчитывается в соответствии с учебным планом по данной дисциплине и регламентируется графиком СРС. Критерии оценивания письменной работы (Тест 2) смотрите выше, а критерии оценивания реферата представлены нами в таблице 1. Таблица 1 Критерии оценивания реферата параметр «5» «4» «3» «2» Знание основ дисциплины и умение правильно оформлять работу Отличные знания по данной дисциплине, ошибок нет. Техническое оформление полностью соответствует требованиям. Допускается минимум ошибок. Тема раскрыта на 70%. Техническое оформление полностью соответствует требованиям. Допускается минимум ошибок. Тема раскрыта на 65%. Техническое оформление не полностью соответствует требованиям. Допускается значительное количество ошибок. Тема раскрыта на 50%. Техническое оформление не соответствует требованиям.

8 Третий уровень основной контингент с возможными проблемными зонами. Студентам данного уровня предлагаются те же вопросы для обсуждения и задания для самоконтроля, что и студентам первого уровня. Снижение уровня сложности заключается в том, что студент не обязан выполнять реферативную работу, или может выполнить ее по собственному желанию. Базовой формой проверки уровня знаний является тест 3 (тест пониженой сложности). Критерии оценки теста смотрите выше. Четвертый уровень слабый контингент. Содержание работы, предусмотренное данным уровнем, включает в себя написание терминологического диктанта, обсуждение вопросов по теме семинарского занятия, выполнение теста 4 (тест самой низкой сложности) со студентами данного уровня. Критерии оценки теста смотрите выше. На основе изученного теоретического материала и подготовленных практических заданий по теме семинарского занятия, посвященного лингвистике текста, можно сформулировать следующие педагогические условия профессионально-личностного развития студента: - наличие субъект-субъектных отношений между студентом и преподавателем в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; -осознание будущим специалистом необходимости профессиональноличностного саморазвития; - использование рефлексивных и творческих форм работы с целью учета индивидуальных особенностей студентов и развития их профессиональнозначимых и личностных качеств, формирования у них навыков субъектсубъектных отношений; - освоение этапов и содержания проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

9 - отслеживание динамики формирования личностных качеств студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики. В перспективе будет разработан цикл заданий и контрольно-измерительных материалов по другим аспектам дисциплины «Основы языкознания». Библиографический список 1. Лабунская, Н. А. Педагогическое исследование современного студента [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Лабунская. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 2. Лоренц, В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности [Текст] : дис. канд. пед. наук / В. В. Лоренц. - Омск, с. 3. Соколова, M. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе [Текст] : дис. канд. пед. наук / М. Л. Соколова. - Архангельск, с.


УДК 378.147 ББК 74.58 «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/) Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

УДК 377.09:37.014.6-047.36 К. Л. Полупан МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Рассматриваются основные аспекты организации и проведения

140 Жданко Татьяна Александровна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и развития образования ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Живокоренцева Татьяна Владиленовна Кандидат педагогических

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра «Мировые языки и культуры» Учебно-методическое пособие по освоению дисциплины «Методология педагогических

1. Цели и задачи дисциплины 1.1 Целями освоения дисциплины являются: разностороннее рассмотрение структурных и функциональных особенностей современной русской языковой системы; подготовка будущего учителя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»

УДК 811.111 + 378.22 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ К СДАЧЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ Л.А. Семашко В статье рассматриваются вопросы подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена

Аннотация программы учебной дисциплины Б1.В.ДВ.1.2 Тренинг профессиональных коммуникаций 1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель: развитие коммуникативной компетентности для более эффективного функционирования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ

ББК 74.58:74.202.4(2Р-4Ир) УДК 378.18 «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 1 (03). Март 2011 (http://md.islu.ru/) А.А. Рябинина Иркутск, Россия ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАЛОГОВЫХ

1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель: - обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области развития речи учащихся на основе изложений и сочинений; - подготовить студентов к успешному

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 4 (12). Декабрь 2011 (http://md.islu.ru/) УДК 378 ББК 74.20 А.И. Перфильев Иркутск, Россия ДИНАМИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Английский язык (терминология профессиональной области)» Направление подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии Направленность (профиль) образовательной

1. Краткое содержание программы Программа включает сведения о порядке проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», направленности

I. Общие положения Для выполнения научно-исследовательской профессиональной деятельности аспирант должен обладать следующими умениями в иностранном языке: Знать: - особенности функционального научного

Сманцер А. П., БГУ, г. Минск ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ В статье подчеркивается важность ориентации образовательного процесса на индивидуальные

Центр обучения русскому языку как иностранному Программа «Практический курс русского языка как иностранного» (Уровень от 0 до В2/В2+) Общая пояснительная записка Программа предназначена для преподавания

1. Цели и задачи дисциплины 1.1 Целями освоения дисциплины являются: получение систематизированных теоретических и практических знаний о внутренних общих и частных законах, функционировавших в славянских

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Речь и творчество» (7 класс) 1. Планируемые результаты обучения Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом. Задачи:

1 Цель и задачи изучения дисциплины Целью дисциплины «Теория организации и организационное поведение» - формирование у магистров понимания роли организационных и поведенческих факторов эффективного функционирования

Направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение Направленность (профиль) Германские языки АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН Блок 1. Дисциплины (модули) Базовая часть Б1.Б.1 История и философия науки

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Разработчик С.И. Денисенко, д-р пед. наук, проф. Рецензент М.А. Лямзин, д-р пед. наук, проф. I Организационно-методический раздел 1 Цель дисциплины

2 Содержание 1. Пояснительная записка... 3 2. Тематический план... 3 3. Содержание учебного материала... 4 4. Требования к знаниям и умениям студентов... 5 5. Литература... 5 3 1. Пояснительная записка

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 4 (12). Декабрь 2011 (http://md.islu.ru/) УДК 81.0 ББК 81.711 4 А.М. Максименкова Иркутск, Россия О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ УПРОЩЕНИЯ КЛЮЧЕВОЙ

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 6 2014 УДК 81-13 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Соловьева

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (НОЧУ ВПО «МФЭИ») ПРИНЯТО решением Учебно-методическим советом МФЭИ

Ембатуров Ю.Е. Реализация иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов неязыковых учебный заведений среднего профессионального образования Расширение профессионального международного

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Тихоненко Е.В. УО «Белорусский государственный медицинский университет», г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ для обучающихся по образовательной программе высшего профессионального образования подготовки

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Рыжова Ю.В., Фролова С.В. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Нижний

Цели и задачи освоения дисциплины Современные требования к профессиональной подготовке специалистов ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности

Контрольно-оценочная деятельность педагога условие успешной итоговой аттестации обучающихся Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе Доклад

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 1.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Процесс освоения дисциплины направлен на овладение следующими

«ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ (ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)» НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Б1.В.ДВ.6.2 Дисциплина «Лингвострановедение (второй иностранный язык - немецкий)» предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки

УДК 378.147:364-787.522-057.87 Т. Л. Опалюк ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В статье исследуется проблема реализации адаптивной функции обучения студентов

Методические указания по подготовке к формам текущего контроля 1 Методические указания по подготовке к докладу Для подготовки доклада необходимо выбрать тему из имеющихся в рабочей программе списков. Желательно,

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

Краткая аннотация программы профессиональной «Переводчик в сфере профессиональной» Программа профессиональной Название программы повышения «Переводчик в сфере квалификации профессиональной» Программа для

Фонд оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык (английский)». Код контролируемых компетенций УК-4 УК-5 Перечень оцениваемых компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения учебной

1 УДК 378.22 UDC 378.22 СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА УРОВНЕ МАГИСТРАТУРЫ Марсова Светлана Евгеньевна аспирант ФГБОУ «Шуйский государственный педагогический университет»,

1. Цели и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины является изучение специфики публицистического стиля на всех уровнях языка, изучение основ лингвистического анализа публицистического текста, повышение

ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С.И. Дерягина Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая,

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Ученым Советом института протокол 7 от 29 августа 2017г.

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»

SWorld 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

1. Цели и задачи освоения дисциплины Современные требования к профессиональной подготовке специалистов ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности

УДК 378.14:53 ББК Ч 486.51 В. Ю. Проклова Особенности студентов-бакалавров физико-математического образования к реализации предпрофильной учащихся по физике В статье описаны возможные подходы к подготовке

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ «Критерии оценки знаний по дисциплине «Иностранный язык» Г Р О Д Н О 2015 2 Критерии десятибалльной системы оценки знаний

Педагогика Л.В. Шкерина МОДЕЛИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ Бакалавр будущий учитель математики, цели математической подготовки, модель математической компетенции.

Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА Челябинск

ДОМОДЕДОВСКИЙ ФИЛИАЛ автономной некоммерческой организации высшего образования «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Домодедовский филиал АНО ВО «Российский новый университет») Фонды оценочных средств текущего

1 Общая характеристика практики 1.1 Виды практики производственная. 1.2 Тип практики я практика. 1.3 Способы проведения выездная. При определении мест прохождения практики обучающимися с ограниченными

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИЛИНЫ: Общее языкознание. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 035700 лингвистика 3. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур. КВАЛИФИКАЦИЯ

Модель формирования у преподавателей вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов. Гальмукова И.А. Смоленский филиал политехнического государственного

Х> \ университет /s^ // " ^Ч ft// УТВЕРЖДАЮ по учебной работе А.Б. Безбородов «Ж> OG 2016 г. Аннотация основной образовательной программу высшего профессионального образования по напрэдшжшо подготовки

УДК 378.14 Л.С.Гавриленко Лесосибирский педагогический институт филиал Сибирского федерального университета г. Лесосибирск, Россия ДИСЦИПЛИНА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

Аннотация Дисциплина «Введение в языкознание» входит в базовую часть блока 1 («Дисциплины (модули)») программы подготовки по направлению 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата). Цель освоения дисциплины

Приложение 2 Аннотации дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» профиль «Германские языки» История и философия науки Дисциплина

Л.В. Медведева Волгоградский государственный университет ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ г. Волгоград, Россия The article considers the problem of professional

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНЦИЯ: ОК-1 способен использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (44.03.01 «Педагогическое образование (профиль «Музыка»)

2 Содержание 1. Пояснительная записка... 3 2. Тематический план... 3 3. Содержание учебного материала... 3 4. Требования к знаниям и умениям студентов... 5 5. Литература... 5 3 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Родной язык (русский)» Цели и образовательные результаты представлены на нескольких

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность - это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут - это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная - не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.

Образовательная - значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория - след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:


Траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;

Траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;

Траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Основная задача педагога - создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).

При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.

Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.

Основные элементы создания траектории:

Ориентиры - определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.

Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:

1. Обязательные учебные занятия ученика.

2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.

3. Самостоятельную работу.

4. Проектную деятельность.

5. Дополнительное образование.

6. Участие во внеурочной деятельности.

На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:

1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)

2. Обязательный компонент (учебные предметы)

3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)

5. Участие в проектной деятельности

6. Участие в исследовательской деятельности

7. Участие в объединениях дополнительного образования

8. Участие во внеурочной деятельности

9. Формы отчета

10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

Определение смысла деятельности

Постановка личной цели

Формирование плана деятельности

Реализация плана

Рефлексия, оценка деятельности

Корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения

Оформление замысла образовательной программы школьника:

Цель моего образования в школе

Цель моего образования на данном этапе

Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)

Что бы я хотел делать (заказываю)

Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)

Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:

Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем

При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.

Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.

Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:

1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.

2. Поиск путей решения данной проблемы.

3. Разработка плана решения проблемы.

4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.

Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные :

1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.

2. Проектирование деятельности ближайшего периода.

3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.

4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.

Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.

При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.