Как мы с вовкой готовились в олимпийскую сборную. Рассказы от ильи бутмана Как мы с Вовкой готовились в олимпийскую сборную

Петербуржец Илья Бутман известен взрослым читателям как писатель-юморист — нет, наверное, в нашей стране журнала или газеты, где в своё время не публиковались бы его рассказы. Илья Бутман умеет высмеивать всякие нелепости нашей жизни.


Однажды он столкнулся вот с какой нелепостью. Он вдруг понял, что в Петербурге нет весёлого детского журнала. Так возник «Баламут», который за несколько лет стал любимым чтением школьников. Потом Илья Бутман увидел, что в нашем городе нет детского периодического издания, посвящённого Петербургу. Так появился «Автобус» - журнал городской культуры. А потом он придумал ещё один журнал - «Буратино», теперь его читают по всей стране.

Как писатель Бутман устроен таким образом, что все рассказы, которые он сочиняет, получаются мал мала меньше. Это даже и не рассказы, а такие быстрые разговоры, мимолётные сценки, реплики, словно подслушанные автором на улице или в школе на переменке. Иногда общаются между собой дети, подчас в разговор вступают взрослые, а нередко беседу поддерживают какие-нибудь животные или растения. И получается, что мир вокруг Ильи Бутмана (и вокруг нас) переполнен весёлыми голосами, смехом и удивлёнными восклицаниями. То и дело удивляешься, в какие необычные ситуации попадают герои и как ловко они выходят из трудного положения.

Однажды Илья Бутман придумал книгу «Площадь правильных правил» - в ней он выступает как педагог. У каждого раздела есть комментарий для взрослых, так что родители и воспитатели смогут читать книгу детям, вооружившись разными знаниями и рекомендациями.

Очарование сказок и рассказов Бутмана именно в том, что они как бы подталкивают маленьких читателей к тому, чтобы задавать вопросы. Вот, например, такая история:

» - Ну как дела? - спрашивает меня сосед дядя Петя.
- Хороши, - отвечаю я и получаю от соседа яблоко.
- А каковы успехи в школе? - интересуется дядя Петя.
- Нормально.
Сосед протягивает мне конфету.
- А куда ты собрался?
- Гулять.
- Молодец! - говорит дядя Петя и вручает мне банан.
На следующий день мы видимся с соседом снова, но он ни о чём меня не спрашивает. А жаль, ведь вопросы у дяди Пети такие вкусные».

Книги Бутмана требуют разговора - вокруг них, рядом с ними, во время и после чтения. Я так и вижу маленького слушателя, который перебивает взрослого и спрашивает: «Почему?», «Зачем?», «Что это значит?» Получается ещё и особый жанр - чтение с комментариями.

Я считаю, что книги Ильи Бутмана очень полезны - это закалка для нашего чувства юмора, а оно всегда должно быть на высоте.

АРБУЗ И КОТЁНОК


Котёнок вышел погулять и увидел бахчу - это такой огород, на котором растут арбузы, дыни и тыквы.
- Здравствуй, - обратился котёнок к арбузу, - ты кто такой?
- Здравствуй, - отозвался арбуз, - я арбуз. А ты кто такой?
- А я котёнок.
- Я очень вкусный, - похвастался арбуз, - ложись рядом, погреемся на солнышке.
- А давай мы с тобой лучше побегаем.
- Нет, - зевнул арбуз, - не хочу, я ленивый.
В это время к ним подошла кошка и сказала своему сыну:
- Пойдем в магазин, ты же мечтал о мячике, сам себе его и выберешь…
- Посмотри, какой красивый, - кивнула мама котёнку в магазине на зеленый полосатый мячик, очень похожий на арбуз.
- Нет, - ответил малыш, - этот я не хочу. Он вкусный, но ленивый.

ЗАЙЧИКИ И СЛАВИКИ


Однажды зайчонок пошёл гулять, заблудился и оказался в какой-то деревне. Малыш очень расстроился, но вдруг услышал из окна ближайшего дома:
- Скорее, зайка, садись за стол.
Зайчик обрадовался и вспрыгнул на подоконник.
В комнате он увидел женщину и мальчика.
- Ой, - закричал мальчик, - мама, посмотри, настоящий живой зайчик!
- А почему вы удивляетесь? - спросил зайчик. - Ведь только что сами приглашали меня к столу.
- Конечно, садись с нами, - сказала женщина, - но это я говорила не тебе, а своему сыну Славику. Мы, люди, иногда ласково обращаемся так друг к другу, потому что вы, зайчики, очень милые и хорошие.

Зайчик обрадовался, он ведь до этого не знал, что такой хороший и милый.
Мама со Славиком поели кашу, а зайчика угостили вкусными капустными листьями.
- Твои родители, наверное, очень волнуются, - сказала мама, - ты знаешь их телефон?
- Нет, - вздохнул зайчонок, - не знаю ни телефона, ни адреса. Я ведь ещё маленький. Но я помню, что мы живём слева от болота, на большой поляне.
- Я знаю, где это, - сказала мама, - мы сейчас проводим тебя.
Когда они привели зайчика домой, то его родители, братишки и сестрёнки ужасно обрадовались.
- А я узнал одну очень важную вещь, - заявил своим родственникам малыш, - оказывается, мы, зайчики, такие милые и хорошие, что эта мама даже называет так своего сына Славика.
- Спасибо, дорогие люди, - сказал заяц, - вы тоже очень милые и хорошие.
- Да, - подтвердила зайчиха, - вы ласково называете своего сына зайчиком, а мы будем ласково называть своих детей Славиками.
И теперь, когда мама разговаривает с зайцами по телефону, то они так и спрашивают друг друга:
- Ну как поживает ваш зайка?
- Спасибо, замечательно. А как поживают ваши Славики?

КОНФЕТЫ


- Рома, - попросил Боря, - угадай, что у меня зажато в кулаке?
- А я откуда знаю?
- А ты подумай. Если угадаешь, я тебе это отдам.
- Ну хорошо, я думаю, у тебя в кулаке зажата конфета.
- Точно, - признался Боря, разжал руку и с сожалением протянул конфету Роме. - А теперь отвернись.
- Зачем?
- А я ещё что-то в кулаке зажму. Вот. А теперь угадывай.
- Конфета, - сказал Рома.
- Ну что ты заладил: конфета да конфета. Держи свою конфету. Давай ещё раз. Только не подсматривай. Ну всё, угадывай.
- Конфета, - сказал Рома.
- А ты откуда знаешь? - удивился Боря и отдал конфету Роме. - Ну давай ещё раз, последний, а то у меня последняя конфета осталась, - предложил Боря. - Только на этот раз хорошенько подумай.
- Конфета, - сказал Рома.
Боря очень расстроился, но и эту конфету пришлось отдать.
- Тебе просто повезло, - вздохнул мальчик. - Завтра опять сыграем. Ни за что не угадаешь.
И Боря направился в магазин, покупать конфеты для завтрашней игры.

ТРУС


Жили-были два друга - Рома и Митя.
Рома был трусом, а Митя - мальчиком очень храбрым.
Как-то друзья услышали крик тонущей в реке женщины. Трусливый Рома так испугался за женщину, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.
Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.
- И чего ты всегда трусишь! - возмущался Митя, - бери пример с меня. Вот я видел сегодня, как мальчишки обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

КЛОУН


Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун.
- Всё так просто, - сказал Боря, - я обязательно пойду работать в цирк!
- Это только кажется, что просто, - объяснила мама. - Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться.

Боря маме не поверил. Когда они вернулись домой, мальчик схватил Мурку и приказал ей прыгать через стол. Но Мурка Борю не послушалась и даже поцарапала его.

Тогда мальчик схватил со стола две чашки, подбросил их, а поймать не смог. И чашки, конечно, разбились.

Тогда Боря понял, что ни дрессировщика, ни жонглёра из него не получилось. Зато ему досталось за разбитые чашки. Мама отшлёпала Борю и сказала:
- Ну что за ребёнок, прямо клоун какой-то!
- Ура! - закричал Боря. - Я клоун! А ты говорила, что этому надо долго учиться.

ДОРОГАЯ ТАРЕЛКА


Один фермер пришёл на базар и начал выбирать себе лошадь.
- Купи у меня. Если этого коня дёрнуть за хвост два раза, то он превратится в тарелку, - сказал ему купец.
- Зачем мне такая дорогая тарелка? - удивился фермер.
- А если дернуть за хвост ещё два раза, то конь превратится в дом.
Фермер обрадовался, купил коня, привёл его домой и дернул за хвост два раза. И в самом деле - конь превратился в тарелку! Фермер хотел ещё два раза дернуть за хвост, но, как известно, хвостов у тарелок не бывает.
Теперь фермер держит эту тарелку в шкафу и никогда её оттуда не достаёт, потому что боится разбить. Она ведь очень дорогая - стоит не меньше лошади!

МАННАЯ КАША


Ирочка очень обиделась на свою бабушку.
Девочка хотела конфет, а бабушка дала ей манную кашу.
Тогда Ирочка побежала к знакомому волшебнику:
- Помогите, пожалуйста, - сказала она, - бабушка заставляет меня есть вместо конфет манную кашу.
- Вырви из своей бороды волосок, произнеси заклинание, и каша превратится в конфеты.
- Но у меня нет бороды!
- Ах да, прости. А что у тебя есть?
- У меня есть кукла.
- Ну вот и прекрасно, вырвешь волосок у куклы из головы, и кукла превратится в табуретку.
- Вы всё перепутали, кукла мне не мешает, а табуреток у нас много.
- Табуретку можно превратить в черепаху.
- Черепаха у меня уже есть.
- Черепаху легко превратить в слона.
- Слон не сможет пройти в нашу дверь.
- А мы превратим слона в манную кашу.
- А нельзя ли тогда сразу наколдовать тарелку каши?
- Вот этого я сделать не могу, но это умеет твоя бабушка. Беги скорее домой, покуда каша ещё не остыла.

ШКАТУЛКА


Уходя утром на работу, мама сказала Ире:
- Доченька, видишь эту шкатулку? Так вот, ни за что её не открывай. Ни за злато, ни за серебро, ни за «Орбит» без сахара. Какие бы яства тебе не предлагали, какие бы богатства ни сулили, всё равно не открывай.
Как только мама ушла, девочка тут же бросилась к шкатулке. Она подняла крышку, но ничего интересного там не обнаружила. Только на самом дне лежала записка: «Ирочка, не забудь вынести ведро и сходить за хлебом».

ЛЕНТЯЙ


В одной деревне проживал очень ленивый человек. Он был настолько ленив, что каждое утро делал зарядку и обливался холодной водой, лишь бы не бегать потом к врачу и в аптеку. Чтобы не ходить за овощами на базар, этот человек по несколько часов в день работал на огороде.
- Какой лодырь, - возмущались соседи, - ему так лень было перейти дорогу, чтобы пригласить плотника, что он построил дом собственными руками.

–Анна, принеси мне, пожалуйста, мою куртку- попросил Генри.

Генри, Анна и их шестилетняя дочь Сара переезжали в новый загородный дом. Скоро в их семье должно было случиться пополнение и места в маленькое однушке им казалось мало. Тогда Генри предложили купить старый двухэтажный загородный дом. Идея ему сразу понравилось, тем более, что ценна дома входила в рамки бюджета врача.

–На возьми-Сара принесла ему его кожную куртку, а сама пошла собирать вещи дочери. Анна была молодая 27 летняя девушка с приятным лицом, тёмными волосами и голубыми глазами. Зайдя в комнату Анна увидела, что её дочь Сара сидит на полу и ревёт.

–Сара, что случилось? -Аня обняла дочь и увидела, что её любимая кукла барби сломана.

–Вероника, сломалась! – сквозь слёзы сказала девочка.

–Ну, ну не плачь. Когда мы переедим в наш новый дом я купим тебе новую игрушку- попыталась успокоить дочку Аня.

Собравшись на следующее утро, семья в последний раз вышла из своего дома.

Теперь у нас начнётся новая счастливая жизнь -сказал Генри и обнял свою жену и дочь. Боже, как он ошибался!

Дорога была долгой и тяжёлой. Сара постоянно хныкала, что хочет есть. Наконец по дороге им повстречалась единственная заправка с супермаркетом.

–Дорогой, давай заедим и поедим, заодно заправимся- умоляющим тоном предложила Анна.

Зайдя в супермаркет на заправке Аня купила всё, что им может понадобиться: спички, продукты, свечи, салфетки, соки. Думая, что ещё нужно купить она услышала голос дочери в другом конце магазина. Сара стояла посередине отдела игрушек, сжимая, в рука какую-то игрушку.

Сара взяла в руки игрушку и поморщилась. Это был клоун. На нём была грязная зелёная кофта, а поверх жёлтый плащ, волосы в многих местах порваны, а улыбка была больше похожа на оскал. Но самое страшное в нём были глаза, они были какие-то… <ЖИВЫЕ>. Они как-будто смотрели прямо тебе в глаза, и пытались проникнуть внутрь тебя, внушить тебе страх, заставить бросить её и бежать, бежать без остановки.

–Сара, доченька, давай я куплю тебе другую куклу, а эту мы поставим на место. – Анна кинула клоуна на ближайшую полку, и разозлилась на сому себя, что она взрослая девушка испугалась маленькой пластмассовой куклы. Пускай она страшная, пускай от неё веет каким-то могильным холодом, она не должна боятся.

–Нет!!! Я хочу эту! – закричала Сара на весь магазин.

–Что происходит? – поинтересовался подошедший Генри.

–Я хочу эту куклу. – сквозь слёзы сказала девочка, и показала на клоуна. Генри взял игрушку и поморщился.

–Ладно. Купим. Пошли на кассу.

У Анны от этих слов расширились глаза. Она догнала мужа, шедшего быстрым шагом к кассе, и шёпотом спросила, чтобы дочка не услышала:

–Что ты делаешь!?

–Если мы её не купим она нам все нервы вымотает, а ночью когда ляжем спать я её выкину.

Подойдя к кассе они начали вспоминать, что забыли купить, как кассирша сказала:

–Эта игрушка не из нашего магазина.

–Что? – удивлённо спросил Генри.

–У нас нет такой игрушки. Мы вообще не торгуем клоунами.

–Хорошо. Спасибо. – Генри взял пакеты с покупками и вышел на улицу к машине.

Как ты думаешь откуда этот клоун? – спросила Анна уже в машине.

–Не знаю. Может кто-нибудь оставил.

–Ладно. Но всё равно надо будет её выкинуть.

Через пару часов, уже ближе к ночи, они подъехали к своему новому дому. Выйдя из машины они увидели большой двухэтажный дом с красивыми стенами и огромной деревянной входной дверью.

–Поздравляю с новосельем- без особой радости сказал Генри.

Когда семья занесла все вещи в дом, Генри надул надувной матрас, и он вместе с женой и дочкой легли спать. Когда Сара уснула Анна разбудила Генри:

–У этой чёртовой куклы глаза светятся.

–Ну так не смотри на неё.

– Вообще-то, ты обещал её выбросить.

– Вот завтра и выброшу.

–Ты сказал ночью, уже ночь, поэтому иди и выброси её, а Саре утром скажи, что ушёл он погулять и не вернулся.

–Ладно иду.

Генри встал с кровати, тихонечко вытащил клоуна из руки дочери и вышел из комнаты. Когда он вернулся и лёг обратно спать сказал:

–Я выбросил её в мусорный бак на улице, утром мусоровоз её заберёт.

–Вот и славно.

С этими словами всё семейство уснуло.

Наутро когда все проснулись Анна приготовила всем на завтрак яичницу с беконом. После завтрака Генри с Анной начали распаковывать вещи. На всё ушло 3 часа. Когда Анна зашла в комнату дочери, она увидела то, от чего у неё по спине поползли мурашки, руки вспотели, а по лбу потекла капелька холодно пота. На кровати дочери лежал КЛОУН.

–Генри! – крикнула Анна.

–Что? –Генри не хотя пришёл в комнату.

–Ты же сказал, что вчера выбросил этого клоуна.

А это, что! – спросила Анна

Глаза Генри расширились от удивления.

–Сара, иди сюда. – позвал он дочь.

–Что, папа? – Сара прибежала в свою комнату.

–Доченька, откуда у тебя эта кукла. – Анна присела на корточки перед дочерью.

–Мистер Джек сам ко мне пришёл утром. Он сказал, что папа выбросил его в мусорный бак. – Сара сердито посмотрела на отца.

Анна и Генри вышли из комнаты и закрыли дверь, чтобы их не услышала дочь.

–Наверное она выдела как я выбрасываю его в мусорный бак и сегодня вытащила его оттуда. – предположил Генри.

–Ночью она спала, а на рассвете мусоровоз всё вывез.

–Ладно, чёрт с ним. Сейчас я пойду и незаметно опять его выброшу.

Генри зашёл в комнату дочери и сказал, что её зовёт мама. Когда Сара вышла Генри схватил куклу, выбежал из дома и выкинул клоуна в мусорный бак, прикрыв его пакетом, чтобы Сара его не заметила.

Ночью когда вся семья спала Генри проснулся от того, что услышал какую-то песня. Встав с кровати. Он пошёл на звук. Песня была какая-то ужасная, скрипучая <КТО ПРОСНЁТСЯ ЭТОЙ НОЧЬЮ, ТОТ НА ВЕКИ НЕ УСНЁТ> Песня доносилась точно из комнаты Сары! Тихонько открыв дверь он увидел два зелёных светящихся шарика в посели дочери. Его начала бить озноб, руки вспотели <НЕТ ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! >. Рядом с дочерью лежал КЛОУН. Его два глаза светились в темноте. Генри аккуратно взял игрушку и на вытянутой руке понёс его прочь из дома. Всё это время глаза игрушки смотрели на него. Взгляд его был живым и насмехающимся, как- будто он говорил <ОТ МЕНЯ ВАМ ТАК ПРОСТО НЕ ИЗБАВИТЬСЯ>. Вынеся его из дома и кинув на землю, он схватил попавшийся под руку камень и одним ударом превратил голову клоун в жалкие, мелкие кусочки пластмассы.

Весь следующий день Сара плакала от того, что мистер Джек пропал. Анна как могла её утешала, но она плакала не переставая. Наконец ночью она уснула. Ночью Генри опять проснулся. И начал чуть ли не плакать от страха. Он снова слышал эту песню <КТО ПРОСНЁТСЯ ЭТОЙ НОЧЬЮ ТОТ НАВЕКИ НЕ УСНЁТ>. Встав с кровати он снова пошёл на звук думая <Всё, завтра к врачу>. Звук доносился из кухни на первом этаже. Пройдя на кухню он увидел надпись на стене. Когда он упал и пополз к двери, он думал только об одном <ЭТО ВСЁ СОН!!! ЭТО ВСЁ СОН!!! > Над плитой была надпись < От меня так просто не избавиться>. Надпись была сделана кровью, от неё медленно сползали капли. Встав на ноги, он обернулся. На двери в кухню было написано <А твои дочь и жена точно спят? >.

Генри, что есть сил оттолкнул дверь и побежал к себе в комнату. Его жена лежала на кровати с большими открытыми глазами. У неё было перерезано горло. Генри открыл рот, чтобы закричать, но из горла вырвался лишь сдавленный крик. Он спотыкаясь на ходу побежал в комнату дочери. Его дочь была повешена на люстре в центре комнаты. Её ноги неподвижно болтались в полуметре от пола. Когда он вышел из комнаты, облокотился о стену и медленно сполз на пол, он увидел два светящихся глаза у своих ног. Он схватил клоуна и побежал на кухня. Кинув его на плиту он зажёг спички и включил газ. Он смотрел как горит эта чёртова игрушка, смотрел как горит убийца его семьи, убийца его счастья, смысла его жизни. Он потерял сознание.

Утром когда он пришёл в себя в своей кровати он подумал, что всё это было страшным кошмаром. Он пошёл в ванную и умылся. Когда он вышел и выключил свет, он услышал сзади себя песню <КТО ПРОСНЁТСЯ ЭТОЙ НОЧЬЮ ТОТ НАВЕКИ НЕ УСНЁТ>. Он не хотел оборачиваться. НЕ ХОТЕЛ.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.








КЛОУН Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун. Всё так просто, сказал Боря, я обязательно пойду работать в цирк! Это только кажется, что просто, объяснила мама. Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться. Боря маме не поверил. Когда они вернулись домой, мальчик схватил Мурку и приказал ей прыгать через стол. Но Мурка Борю не послушалась и даже поцарапала его. Тогда мальчик схватил со стола две чашки, подбросил их, а поймать не смог. И чашки, конечно, разбились. Тогда Боря понял, что ни дрессировщика, ни жонглёра из него не получилось. Зато ему досталось за разбитые чашки. Мама отшлёпала Борю и сказала: Ну что за ребёнок, прямо клоун какой-то! Ура! закричал Боря. Я клоун! А ты говорила, что этому надо долго учиться.




Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун. Всё так просто, сказал Боря, я обязательно пойду работать в цирк! Это только кажется, что просто, объяснила мама. Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться.




Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных. Отец Е.Пермяка, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Нелегко было матери воспитывать сына. В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.


МОЧАЛО – часть коры молодой липы, которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало. ДРАНКИ – тонкие деревянные доски. НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм. ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса. МОТОК – клубок ниток



Миша и Коля сидели за одной партой. Нина Евгеньевна стояла у доски и объясняла что-то совсем неинтересное.

Ты знаешь, - сказал Миша, - а я очень жадный.

А я ещё жаднее, - признался Коля.

Неправда, - возразил Миша, - о чём бы меня ни попросили, я никому ничего не дам.

И я не дам, - признался Коля, - ещё и чужое прихвачу.

Ребята так увлеклись, что даже не заметили, как рядом остановилась Нина Евгеньевна.

Подумаешь, - продолжил Миша, - а я вообще всё подряд для себя хватаю, увижу на улице какую-нибудь дощечку - сразу домой тащу.

Это что, - махнул рукой Коля, - дощечка - дело полезное. А я даже любой гнутый гвоздик хватаю.

Ой, удивил, гнутый гвоздик выпрямить можно. А я замечу какую-нибудь рваненькую бумажку - сразу в карман.

Ну и что, бумажку в утиль сдать можно. А я любую пылинку увижу, у меня глаза разгораются, и я с криком на неё набрасываюсь.

Ну вот что, - прервала ребят Нина Евгеньевна, - редко удаётся доставить людям такую радость. Берите в руки швабры и подметайте школу, а за это я разрешу вам распихать весь мусор по своим карманам.

Трус

Жили-были два друга - Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя - мальчиком очень храбрым.

Как-то друзья услышали крик тонущей в реке женщины. Трусливый Рома так испугался за женщину, что бросился ее спасать. А храбрый Митя, который ни
за себя, ни за других не боялся, пошел домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придется делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

И чего ты всегда трусишь! - возмущался Митя, - бери пример с меня. Вот я видел сегодня, как мальчишки обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

Сила воли

Гулять Роме было неохота, но ребята его позвали, и мальчик вышел во двор. Играть в футбол у Ромы не было никакого желания, но, чтобы не обидеть друзей, он к ним присоединился.

Есть конфеты Роме совсем не хотелось, но его угостили, а отказываться было неудобно.

А когда все ребята пошли делать уроки, то Рома проявил наконец силу воли и остался гулять во дворе.

Шкатулка

Уходя на работу, мама сказала Ире:

Доченька, видишь эту шкатулку? Так вот, ни за что её не открывай. Ни за злато, ни за серебро, ни за «Орбит» без сахара. Какие бы яства тебе ни предлагали, какие бы богатства ни сулили, всё равно не открывай.

Как только мама ушла, девочка тут же бросилась к шкатулке. Она подняла крышку, но ничего интересного там не обнаружила. Только на самом дне лежала записка: «Ирочка, не забудь вынести ведро и сходить за хлебом».

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;формировать понятия о жанрах и теме произведения;работать над правильностью и выразительностью чтения;расширять круг начитанности.

Виды деятельности

    Читать вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; использовать различные виды чтения; сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности; моделировать обложку книги.

Ключевые понятия

    Рассказ, И. Бутман
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта: выставка книг Работа с выставкой книг – учитель организует беседу с учениками (возможные вопросы): – Обратите внимание на выставку книг. Назовите книги, которые представлены на нашей выставке (название книги состоит из заголовка и указания автора, если есть). Что объединяет все эти книги? (Тема о детях.) Молодцы! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством авторов, которые писали о детях и для детей. Но сначала проведём игру.
2 Этап 2. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – На материале выбранных отрывков организуется игра «Вспомни и назови»: учитель читает отрывок, а ученикам необходимо отгадать произведение и его автора. 1) В. Осеева «Кто наказал его?» 2) Е. Пермяк «Торопливый ножик» 3) В. Осеева «Потерянный день» 4) В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» 5) В. Осеева «Печенье» 6) Л. Толстой «Косточка»
3 Этап 3. Обогащение читательского опыта: моделирование – Чтение рассказа И. Бутмана; – моделирование обложки; – выполнение заданий в учебнике.
4 Этап 4. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание
5 Этап 5. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание – Выполнение заданий в рабочей тетради.
6 Этап 6. Обобщение изученного: работа с пословицей – Работа с пословицей. – Возможные вопросы ученикам: – Как вы понимаете пословицу? Объясните её смысл.
7 Этап 7. Обобщение изученного: тест – Организация проверочной работы с самопроверкой.
8 Этап 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Воспользовавшись памяткой № 5, подготовить пересказ одного из рассказов на выбор: В. Голявкина, Е. Пермяка, И. Бутмана.