Как пишется роман. Как написать любовный роман

Множество людей хотя бы раз в жизни задумывались о написании книги или романа. Мысль о том, чтобы изложить на бумаге свои фантазии, выпустить книгу и зарабатывать на этом деньги, греет сердца тысяч. Но как написать роман, если ты никогда раньше этого не делал? Конечно, невозможно найти универсальные советы по написанию романа, ведь у каждого писателя свой подход и свои методы, хотя можно выделить наиболее популярные.

Чтение

Банальнейший совет, который, впрочем, сослужит вам добрую службу. Чем больше романов вы будете читать, тем больше вы будете расширять свой словарный запас, тем красивее будут ваши предложения и тем интереснее Вы сможете закрутить сюжет в вашей книге. Читая, отмечайте неудачные и удачные моменты чужого произведения, чтобы понять, как можно сделать лучше. Но не стоит копировать другого автора, вы же хотите создать свой, неповторимый роман, верно?

Сюжет и герои

Самое сложное в удачном романе – придумать правильный сюжет и интересных героев. С чего начать?

Работайте так, как вам будет удобнее. Одним авторам удобнее вначале придумать сюжет, а затем подобрать героев для него, у других идея начинается с образов героев, а уже затем приходит в голову сюжет. Это очень индивидуально, поэтому работайте так, как работается.

Стивен Кинг говорит о том, что писать роман он начинает с определенной ситуации. Например: «А что будет, если женщина окажется прикованной к постели в пустом доме?». После этого он начинает придумывать, как бы могли развиваться события и зачастую сам не может сразу сказать, чем же закончится книга.

Важно, чтобы Ваши герои были разными и ваш читатель мог сопереживать хотя бы одному из них. Если этого не будет, то книга просто не сможет «зацепить» своего читателя и он будет разочарован. Курт Воннегут также утверждает, что ваш персонаж должен хотеть чего-нибудь, пускай даже самого простого вроде бутерброда. Именно это сделает его более человечным и интересным.

С чего начать роман

Романы – это достаточно объемное произведение, поэтому бывает страшно приступить к такой работе. Чтобы прибавилось уверенности в своих силах, попробуйте написать что-то поменьше, например, рассказ. Это может быть как отдельное произведение, так и эпизод вашего будущего романа. А может, вам будет проще придумать продолжение любимого романа известного писателя?

Важно, чтобы вы попробовали и поняли, нравится ли Вам это и получается ли у Вас. Довести до совершенства маленький рассказ будет легче, чем большой роман. Кстати, написать хороший рассказ гораздо сложнее. Если у Вас это получится, то вопрос, как написать гениальный роман, очень скоро отпадет сам по себе.

Вера в свои силы

Предположим, у Вас есть идея романа, Вы продумали всех персонажей, но работа не клеится совершенно. А может, Вы написали несколько страниц и забросили работу, не находя времени продолжить ее? Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, приучите себя писать ежедневно. Лучше всего будет, если Вы будете делать это на протяжении одного и того же отрезка времени, например, часа. Определите, в какое время дня вам работать удобнее, садитесь и пишите. Даже если на следующий день Вам придется уничтожить написанное и писать все заново, такой опыт будет полезным. Обычно после первых нескольких абзацев работа идет легче, и Вы с удовольствием пишете страничку за страничкой.

Ритуалы

Самое сложное – сесть за работу. Перед тем как правильно написать роман своей мечты, выработайте у себя привычку делать что-то определенное перед началом работы. Например, Вы можете выпивать чашку кофе и перечитывать вчерашний материал либо готовить для себя вкусные бутерброды для перекусов во время работы. Так, Вы сможете, сделав несколько простых действий, быстро настроить себя на рабочий лад.

Проверка материала

Бывало ли у Вас такое, что через некоторое время написанные Вами произведения кажутся смешными или глупыми? Наверняка, да. Именно поэтому периодически перечитывайте то, что написали. Важно, чтобы Ваш материал «отлежался» определенное время, например, неделю. Только после этого Вы сможете взглянуть на него более свежим взглядом и увидеть все слабые места и недостатки.

Вы уже давно хотите написать роман , но не знаете, с чего начать? Начало книги - это нередко самая сложная часть работы, и сделать все правильно крайне важно. Начало романа должно задавать тон всей книге и увлекать читателя, однако в нем не должно быть слишком много новой информации, и сюжет не должен развиваться стремительно. В этой статье мы приводим несколько советов, которые помогут вам написать начало вашего следующего романа.

Шаги

Работа над сюжетом

    Найдите источник вдохновения. Практически все романы начинаются с вдохновения. Возможно, вы придумали отличного героя, оригинальное место или необычную проблему, о которой вы хотите рассказать в романе. Какой бы ни была идея, роман можно построить вокруг нее.

    • Пишите о том, что вы уже знаете, или хотя бы о том, о чем вам интересно узнавать новое. Если вы хотите написать роман об Испании XVII века, но ничего не знаете об этом периоде или испанской культуре, вам, скорее всего, лучше выбрать другую тему.
    • Подберите место, тему или культуру, с которой вы знакомы. Книги получаются более реалистичными, если автор знает что-то о теме по своему опыту.
  1. Набросайте множество идей. Возьмите блокнот и ручку или же откройте ноутбук и запишите, о чем будет ваш роман. Устройте себе рабочее место там, где вам приятно находиться и легче сосредоточиться, будь то тихий парк, читальный зал библиотеки или ваша собственная комната. Запишите свою изначальную идею (будь то герой, ситуация или место), и пусть она послужит отправной точкой для ваших мыслей. Также для начала можете задать себе несколько ключевых вопросов:

    • В чем суть романа? Вы хотите, чтобы он был чисто развлекательным, или пытаетесь рассказать о какой-либо политической или моральной проблеме?
    • Кто ваша целевая аудитория? К кому вы обращаетесь в своей книге?
    • Каким будет жанр? Это будет любовный роман, семейная драма, научная фантастика, детектив, молодежная литература или книга, в которой будут сочетаться элементы разных жанров?
  2. Продумайте героев. Рассказывать все о героях на первых страницах не стоит, однако чтобы лучше понимать действия персонажей, вам нужно продумать их истории. Запишите историю каждого из персонажей. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

    • Откуда этот герой?
    • Как его воспитывали?
    • Что он ценит?
    • Что он ненавидит?
    • Как он выглядит? Говорит? Ведет себя?
    • В чем заключается конфликт этого героя? Как он может разрешить эту проблему?
  3. Опишите место действия. Описаний может быть много или мало, но они должны присутствовать в любом случае. Прежде чем приступить к работе, задайте себе следующие вопросы:

    • Какое настроение будет задавать место? Как можно добиться нужного эффекта?
    • Реальное ли это место или вымышленное? Это город или сельская местность? Большой ли это город или маленький?
    • Какие города, поселки, дороги и прочие сооружения или природные объекты есть рядом?
    • Нужно ли вам провести некоторое исследование, чтобы больше узнать о месте действия?
  4. Составьте план. На этом этапе вам нужно будет объединить все наброски, чтобы получилась связная история. Не все идеи, которые у вас будут изначально, попадут в книгу, поэтому сейчас вам нужно понять, что подходит, а что нет, и какой должна быть структура романа.

    • Можно нарисовать схему на доске или большом листе бумаги, а можно сделать это на компьютере. Если будете писать на доске, не забудьте в конце сделать качественную фотографию доски - вы же не хотите, чтобы все ваши труды были случайно уничтожены.
    • Начните с отбора героев. Все герои, которые несколько раз встречаются в книге, должны быть учтены на плане. Напишите их имена и краткие описания. Например, можно указать возраст, пол, важные физические характеристики и роль в романе.
    • Составьте список всех глав и напишите, что в них происходит. Писать слишком подробно не нужно, однако стоит указать ключевые моменты, которые опираются на события предыдущих глав.

    Начало работы над текстом

    1. Определитесь со стилем. Некоторые авторы начинают со сна, разговора или описания места действия либо героев. Иногда романы начинаются сразу с активных действий. Что бы вы ни выбрали, важно, чтобы стиль, тон и акценты в вводной части соответствовали остальному тексту.

      Начните писать. Приступая к написанию первого черновика, помните, что он не должен быть идеальным. Именно поэтому он называется черновиком!

      Введите несколько важных героев. В начале романа следует рассказать читателю, с какими героями ему предстоит познакомиться, и представить их главному герою. Это позволит читателю сразу понять, на что опирается сюжет.

      • Не тратьте слишком много времени на описание внешности героев. Нескольких деталей будет достаточно, чтобы у читателя сложился образ, и помните, что читатели привязываются к героям, когда представляют их по-своему. К примеру, если вы скажете, что герой красив, читатель представит его таким, каким в его представлении является красивый человек. Если вы напишете, что у героя острый выступающий подбородок, читатель может посчитать это некрасивым, и ему будет сложнее привыкнуть к герою. Если деталей будет слишком много, читателю не удастся сблизиться с персонажем.
      • Не думайте, что вам нужно будет сразу же подробно описать героев. Оставьте интересную информацию на потом. Дайте столько информации о персонажах, сколько потребуется для развития сюжета. Пусть они будут слегка загадочными.
      • Помните, что описывать всех сразу не нужно, иначе читатель запутается в описаниях.
    2. Заинтересуйте читателя проблемой или дилеммой, которая будет прослеживаться до конца книги. Многие начинающие писатели слишком много времени уделяют описанию места действия и героев, что утомляет читателей. Дав читателю представление о месте и нескольких значимых персонажах, переходите к проблеме, дилемме или намеку на то, что вскоре может возникнуть проблема. Это позволит вам удержать внимание читателя.

      • Намекните на возможное направление развитие сюжета. В начале романа должен быть намек (но не прямое указание) на то, как будет развиваться сюжет и что будет ждать читателя, если он решит прочитать весь роман. Вам нужно будет заинтриговать читателя.
    3. Пишите по существу. Вступление должно быть связано с остальным романом, а не просто описывать предысторию и контекст. Пусть вступление будет важным! Каждая глава, включая первую, должна стать элементом картины.

      • Если проблема, о которой вы пишете в первой главе, разрешается довольно быстро, придумайте еще одну более сложную проблему. Можно также сделать вступление более таинственным, чтобы читатель не сразу догадался, что будет дальше.

    Частые ошибки

    1. Не выдавайте слишком много информации сразу. В начале романа должно быть описано место и дана та информация, которая вызовет интерес читателя. Не выдавайте всю важную информацию сейчас - вам нужно просто заинтересовать читателей.

      Избегайте клише. Этот совет может показаться очевидным, однако из-за клише во вступлении и в описаниях героев читатели часто бросают книги. Из всех правил есть исключения, однако чаще всего не следует:

      Сделайте вступление кратким. Вступление должно быть максимально коротким. По возможности начните описывать конфликт уже на первой странице. Не заставляйте читателя преодолевать 50–100 страниц в ожидании, когда же начнутся интересные события.

    Продолжение работы

      Перечитайте и исправьте написанный текст. Написав начало романа, посвятите некоторое время редактированию, чтобы все соответствовало дальнейшему тексту. Выделите несколько дней на перечитывание вступления и проверки текста на связность, понятность и динамичность. Попробуйте задать себе следующие вопросы:

      • Все ли события кажутся понятными? Получился ли текст связным?
      • Есть ли в тексте резкие смены стиля, которые могут запутать читателя? Если да, как это можно исправить?
      • Есть ли в тексте непонятные места? Можно ли пояснить их или исправить?
    1. Отредактируйте начало романа. Исправив содержание первых страниц романа, исправьте затем технические моменты. Вычитайте текст, чтобы найти орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

      • Лучше всего просить прочитать черновик человека, который хорошо владеет языком, любит читать романы и будет готов честно прокомментировать вашу работу.
      • Спросите своего читателя, удалось ли вам увлечь его и какие вопросы у него возникли в конце. Читатель скажет вам, является ли история связной и интересной. Помните, что начало романа - это самая важная его часть. Если читателю станет скучно в начале, он вряд ли захочет читать дальше.
      • Можно попросить прочитать текст несколько человек, чтобы собрать больше мнений. Если вы ходите на занятия в писательский кружок, обратитесь за помощью к людям, с которыми вы учитесь.

Как написать роман или в помощь зрелому графоману

Честно говоря, мне следовало бы написать нечто в помощь начинающему графоману, но, боюсь, это было бы нечестно по отношению к массе пишущей публики. Во-первых, всякий начинающий графоман быстро матереет. Во-вторых, ещё никто не смог доказать превосходство зрелых графоманов над начинающими. В-третьих, встает вопрос политкорректности. Любой писатель может считаться зрелым с момента начала творчества. Юным, созревающим он может считать себя ещё до написания своих гениальных и не очень произведений. Так и получается, человек созрел, а помощь не получил.
Вы решили написать роман. Прекрасное решение, прекрасный выбор. Как учил меня один бывший журналист, умный как все журналисты, сумевшие вовремя переквалифицироваться в офисные работники, романы продаются, зато возможностей продать рассказы или стихи куда меньше, гонорары ничтожны, а придирок масса. Рассказы из сборника редактора так и тянет выбросить – сперва, затем другой… Затем, после сокращений, редактору только остается поднять удивленные глаза и спросить, в своём ли уме автор, решивший издать том рассказов толщиной в пару десятков страниц. Ещё легче сокращаются стихи. Зато толстый роман сократить крайне сложно. После удаления пары глав даже самый бездарный роман выглядит ещё более бездарным. Шустрому редактору приходиться вставлять главы обратно и принимать роман к изданию целиком. Конечно, романы отвергают тоже целиком, но этот процесс не так мучителен, как кромсание стихов и рассказов. Главное, не поддаваться на провокацию и не переписывать роман заново. Если вас решили отвергнуть, вы хоть сэкономите нервы на отсутствии правки.
Романы являются самым доходным видом литературы. Читатель только делает вид, будто платит деньги за качество литературы. На самом деле читатель платит за количество страниц в книге – чем дольше читается, тем обоснованней выглядит более высокая цена за издание. Издатель тоже не промах. В толстой книге процент отчислений для писателя выглядит достаточно невинно и не раздражает издателя. Конечно, можно надеяться на доход от рассказа, но он будет или непропорционально большим относительно доходов издателя или непропорционально маленьким даже относительно вашего счета за электроэнергию, поглощенную компьютером. Роман легко удлиняется. Написать страниц пятьсот одного романа легче, чем страниц триста разных рассказов.
Особо приятным моментом при написание романа является либеральное отношение читателей к качеству романа. Это обусловлено особенностями человеческой психики. Засыпать под длинный роман в электричке или у себя дома куда легче, чем под рассказы, оды, тухлый юмор или кроссворды. Поэтому всякий начинающий романист, услышав критику в свой адрес, имеет все основания подозревать читателя в злонамеренной придирчивости и всегда может привести в ответ длинный список писателей, чья писанина ниже всякой критики, зато тиражи изданий выше всяких похвал. Читателю надо отвечать четко, не идя на поводу у его мнения. Забудьте фразу «Чем я хуже?», конструктивный ответ «Вы знаете, что я не хуже!» Смелей беритесь за дело.
Первая и главная задача начинающего романиста – избавиться от дурных последствий школьного воспитания. Забудьте тупые, школьные сочинения, когда от вас требовали связности мысли и раскрытия темы. Вас завлекают в ловушку. Связность мысли и раскрытие темы куда менее важны, чем искусство производить впечатление. Посмотрите кино – тема не раскрыта, связность эпизодов относительность, публика валом валит и денежки отслюнивает. Но сперва вам надо научиться писать. Если бы писатели росли от романа к роману, то есть учились писать в процессе работы, мир остался бы без литературы. Представьте себе, вы пишете десять толстых романов, и только с одиннадцатым к вам приходит мастерство, слава, деньги и прочие приятности. Ужас! Проще сперва научиться писать или на худой момент воображать себя писателем. Меньше потратите времени и бумагу.
Итак, учимся писать роман. Вас уже потянуло выдумать идею романа, состряпать план, создать героев, ощутить в душе, что вы хотите сказать читателям. Вы думаете, маститые писатели знают, что хотят читателям? Я сомневаюсь. Они делают вид. На самом деле, пока не напишешь роман, толком не поймешь, что хотел сказать. Кажется, в этом признал Лев Толстой, когда вымолвил, что, если бы знал, что хотел сказать читателю заранее, то не писал бы книгу. Именно состояние блаженного неведения сообщает процессу творчества особое удовольствие. Называется это неведение – процессом внутреннего поиска. Кто-то ищет на 200 страницах текста, кто-то потом продолжение строчит… Зачем вам делать из себя исключение и знать о чем пишете? Начинать надо не со своего творчества, а с чужого.
Самый шустрый путь – дешёвый плагиат. Увы, этот же путь и самый простой, и самый опасный, если вы не ограничиваетесь простой подменой чужой фамилии на свою. Надо уметь редактировать, что-то дописывать, что-то вставлять. Как правило, качество работы от этого падает. Перепишет начинающий автор Шекспира. Получится отличная пьеса, но не лучше. Возникает мелкое неудобство. Автор претендует на оригинальность. Ему жмут руку, но замечают, мол, произведение оригинально, а у Шекспира лучше. Очень коварен Лев Толстой. Он легко редактируется, качество отдельной фразы улучшается, зато текст в целом производит после исправлений странное впечатление. Одним словом – не Толстой, и точка. Но всё-таки начинать надо не со своего, а с чужого.
Как-то попытка улучшить качество преподавания английского заставила меня обратиться к кино. Берется фильм, затем смотришь его на видео несколько раз. Сперва смотришь, чтобы хорошо знать текст, затем для общего ориентирования, затем даешь учащемуся на просмотр. Всё бы ничего, но для следующего учащегося (фильм-то забывается), надо смотреть видео снова. Занятие скучное. Соответственно, надо себя развлечь. Волей-неволей начал фиксировать в сознании разбивку фильма по эпизодам, смену действий, повороты сюжета. Затем каждый фильм стал просматривать с заранее намеченной целью – сейчас обращаю внимание на диалоги, при следующем прогоне на сюжет, при третьем на длину эпизодов. Оказалось, что для понимания фильма надо много поставить чисто технических вопросов. Ничего нового не изобретал.
Николай Островский, например, прежде, чем взяться за «Как закалялась сталь», шесть месяцев читал чужие романы. Список собственных вопросов к тексту романов он не оставил, зато их можно создать самостоятельно. Берем роман и читаем. Один раз читаем для знакомства, дальше читаем много раз с самыми разными целями. Например, сюжет детской книги Кеннета Грэхема «Ветер среди ив» крайне прост. История Крота и Водяной Крысы, история мистера Жаба, вкрапления из истории поиска потерявшегося детёныша выдры, крысы-путешественницы и так далее. Заключительная история – победа четырёх друзей, мистера Жаба, Крота, Водяной Крысы и Барсука, над хорьками и ласками, занявшими дом мистера Жаба. Тут стоит обратить внимание на качество текста, эмоции, героев и прочие достоинства, позволяющие не обращать внимание на простоту сюжета. В других романах, наоборот, нужно оценить запутанность сюжета, его интригу, позволяющую скрыть примитивность героев и низкую художественность текста. Дочитаться следует до состояния своеобразного пресыщения, когда начинаешь осознаваться искусственности и несостыковки, резкость перехода от эпизода к эпизоду, разница между трепом в романе и трепом в реальной жизни. В зависимости от качества вопросов и тонкости наблюдений по-разному воспринимаются даже всевозможные умности автора. Иногда рассуждения скрывают простоту сюжета, иногда дают возможность отдыха от хитросплетений интриги. Идеальные советы невозможны. Каждый достигает того количества и качества наблюдений, которые позволяет сделать его ум.
После изучения сюжета и соотношения эпизодов, их эмоциональности, логичности переходов от действия к действию (часто внешняя иррациональность является средством достижения нужного эффекта), есть смысл перейти к героям романа. То есть снова перечитываем, повышаем чуткость ко всем элементам произведения по раздельности. По сути, герои романа являются самым важным элементом. Если их характеры противоречат сюжету, роман выглядит нелепым. Есть маленькая хитрость, на которую следует обратить внимание. Личность героя, которую создает в голове автор, всегда полнее и многозначительнее, чем вид этой личности на страницах романа. Если это главный герой, то разница может быть незначительной. Зато мелкие персонажи часто сознательно описываются, мягко скажем, плосковато. Больше не требуется, зато для себя точность нужна, иначе второстепенный персонаж может появиться в ненужном месте в ненужное время. Вот эта идея полноценности персонажей, является подсказкой для развития сюжета. Не герои для сюжета, а сюжет как добротный костюм должен соответствовать героям. В итоге вы снова возвращаетесь к основной идее чтения чужих вещей.
В идеале нужно дочитаться до определенного внутреннего протеста и пресыщения чужими произведениями, до получения своеобразного разрешения на самостоятельность в глубине подсознания. Мол, хорош чужой сюжет, но мне он не шибко нужен. Хороша схема состыковки действий, но у меня будут другие действия, значит, сделаю иначе. Существует 41 схема построения сюжета. Ничего нового вы выдумать не сможете, максимум, добиться свободы личного выбора. Ради этой свободы выбора вы читаете. Потом, когда вы начнете выдумывать своих героев, сюжет перестанет быть для вас догмой. Вы начнете его менять, если понадобится. То есть, вы начнете писать как настоящий романист – не продумав сюжет до конца и не держась за него, как за нить Ариадны. Но сперва - ещё раз читать знакомые вещи и анализировать до скуки знакомые романы.
Сложна проблема с героями. Объективно, есть герои полнокровные и есть однобокие. Однобокие герои часто выглядят полноценными, потому что читателю не до разглядывания. Другие герои скрывают черты характера однобоких героев. Скажем, следователь Порфирий или Дуняша в «Преступлении и наказании» Достоевского весьма однобоки, но волнения Раскольникова и объемность его фигуры начинают скрывать для читателя однобокую функциональность Порфирия и Дуняши. Скрытая потребность заслонять одну фигуру другой очень сильно влияет на развитие сюжета. Если мы возьмем детективы, то получится ещё более забавная картина. Примитивные обыватели гоняются друг за другом, то есть писатель скрывает с помощью взаимодействия героев и остроты сюжета их характеры. Зачем нам вглядываться в характер бизнесмена М., если замочили его жену, приняв по ошибки за гей-приятеля его компаньона. Бизнесмену М. остается только выплакать необходимое число строк про его переживания и вызвать известного детектива. Личность известного детектива своевременно прикрывает личность неизвестного бизнесмена, и читателю становится глубоко наплевать на тонкости душевной структуры бизнесмена. Часто герои перекрывают у читателя не только вид друг на друга, но и вид на окружающую жизнь. В принципе читателю всё равно, браком с какой проституткой решил облагодетельствовать Достоевский Раскольникова. Но брак с Сонечкой Мармеладовой как бы перекрывает вид на потенциально иные сюжеты. Роман замыкается сам на себе.
Тут и главная идея. Получив возможность вольно менять сюжет, автор легче сосредотачивается на героях, а герои в голове автора легче притираются друг к другу. Главная же цель предварительного настроя подобна тренировке мышц и дыхания перед большими нагрузками. Параллельно читать чужое и думать о своём слишком тяжело. Разобравшись с чужими героями, можно начать выдумывать собственных. Но романа не получится. Настоящий писатель вынужден сперва придумать главную идею сюжета, нечто, заставляющего его идти к какой-то цели.
Некоторые писатели, члены СП, часто жалуются на нехватку интересных сюжетов. Это как в истории про плохого танцора и яйца. Нет плохих сюжетов, есть сюжеты, неспособные заставить конкретного автора долго думать о конкретном романе. За просьбой подбросить сюжетик скрывается элементарная неспособность увлечься работой, короче, нехватка сюжетов – признак бездарности автора. На деле нужен не столько сюжет, сколько главная идея, некий стержень, весьма условный и доступный корректировке. Под эту стержневую идею подбираются герои. Под героев создается сюжет. Если писатель любит философствовать как Толстой, он философствует. Если любит писать много, то становится прост как Маринина. Мысли, этакое, «а у меня есть, что сказать», для создания романа – вещь второстепенная. Мысли можно сунуть в любое место. Сколько умного написал Толстой, а напоследок оставил поучения крепостника-ретрограда. Ничего, читатель механически прочитывает эпилог «Войны и Мир», успешно забывает эпилог, зато роман в целом неповторим. Основную идею «Мастера и Маргариты» не понимают 99,9% читателей. Главное не в том, узнает ли читатель вашу основную идею, читают люди Булгакова и подобной мелочью не озадачиваются, главное, доведет ли главная идея лично вас до успешного завершения романа. Булгакова она довела до концовки, и, возможно, доведи он пятую правку до конца и сделай шестую правку, вы бы узнали его идею (Мастер равен Божественному, поскольку капля подобна Океану родством с ним), но вам и так хорошо.
Пишется роман не кусками из середины, а с самого начала. Логика проста – если сюжет заходит в тупик, нельзя во многих случаях менять только сюжет, надо править образы героев или одного из героев. Именно этот момент определяет классическое выражение – рассказ пишется от сюжета, а роман от героев. Если начнете править с начала романа, а противоречия между героями и героями с сюжетом накопились к середине романа, вы выдержите логику далее по тексту. Если вы начнете писать с середины романа, вам легко править продолжение, но начало романа может зависнуть в воздухе. Презентации романа отрывками из середины подобно презентации школьного сочинения. Если вы пишете вдвоём, значит, творческий тупик может быть особенно непреодолимым.
Некоторые господа жаждут начать с чего-нибудь попроще. Не уверен. Во-первых, читать надо высокохудожественные вещи. Они дают больше места и поводов для размышлений. Во-вторых, если вы заваливаете серьезную работу, вам потом легче упроститься. Вы знаете, какие свои недостатки и как вы должны скрывать от читателя, какое чтиво вам проще штамповать. Наконец, упростить своё произведение ради массовости не так-то сложно.
Реальная работа над романом обязательно займет много времени. Довести себя чтением чужих вещей до желания сделать по-своему не так просто. Затем большой срок займет придумывание персонажей, ситуаций, возможных коллизий в голове. План работы уйдет куда-то в подсознание. Объем темы может потом не позволить написать роман на одном дыхании. В итоге только наличие стержневой идеи позволит вам сделать передышку перед новым рывком. Про вылеживание текста перед правкой и правку ничего определенного сказать заранее невозможно. После написания романа потребуется время на отдых. Да, отдых после работы тоже важен. Личный совет – совет человека суеверного. Ничего не презентуйте в виде отрывков. Презентацией вы как бы утверждаете свою способность написать роман таким, каким вы его задумали. Часто внутреннее ощущение неуверенности является важнейшим стимулом.
Не знаю, как вам удастся, но, напишите вы роман или завалите работу, цикл чтения надо пройти снова. Читать чужое надо летом. Писать осенью и зимой. Осенью и ранней зимой обостряется воображение и подсознание. Поздней весной и летом – трезвый, полный жизни взгляд на мир. Короче, к себе и своему творчеству надо относиться романтично-мечтательно, к чужому трезво и продуктивно, как юный практикант относиться к препарированию лягушек. С последним утверждением вы, писатели, заранее согласны, вы это чуете нутром. Вперед и с песней! Страна заждалась новых романистов. Лично я намереваюсь удобно устроится на обочине великого литературного процесса, хлопать в ладоши и издавать подбадривающие крики. Уже аплодирую в вашу честь, господа.

Чем отличается любовный роман от всех прочих? В любовном романе основой сюжета является страсть главных героев друг к другу. Отсеки ее, и от книги ничего не останется.

Цель любовного романа - создание у читателей прекрасной иллюзии: они любят и любимы.

Несколько лет назад организация Американские авторы любовных романов (Romance Writers of America) провела интересное исследование. Оказалось, что романы про любовь составляют около трети всех художественных книг. В 2005 году 64,6 миллиона американцев прочитали хотя бы один дамский роман. Поклонниками этого жанра являются люди от 15 до 75 лет, причем половина из них входит в возрастную группу от 25 до 54 лет. Удивительно, но факт: мужчины составляют 22 % читателей дамских романов. Многие из них подписываются на получение книг по почте, но оформляют все на имя жены - чтобы не позориться.

Любовные романы, как правило, публикуются в сериях с общим оформлением. Некоторые издатели верстают всю серию так, чтобы в каждой книге было одинаковое количество страниц - это сокращает расходы на печать, упаковку и доставку. В серию подбираются книги с каким-либо объединяющим признаком: это может быть мистика, эротика, офисный роман, детектив и т.п. Но главной сюжетной линией остается любовь.

Поджанры любовного романа

Чик-лит (от английского Chick-Lit - литература для цыпочек). Поджанр возник благодаря многочисленным телесериалам, рассказывающим о молодых девицах, думающих больше о карьере, чем о замужестве. Героиням около 20, они работают на низкооплачиваемой работе и мечтают о звездном будущем. И тут появляется ОН - накаченный, умный и богатый. При этом Героиня - отнюдь не тургеневская девушка. Она может курить, материться и даже иметь не одну, а две-три любви всей жизни. Стиль изложения, как правило, ироничный. Повествование часто ведется от первого лица.

На Западе выделяют еще и хен-лит, то есть литературу для дам более старшего возраста. Стиль изложения аналогичен чик-литу. Отличие заключается в том, что героине хен-лита за тридцать, у нее все в порядке с деньгами и общественным положением, она замужем, но не за тем, кем надо, или только что развелась. Еще одно ответвление - мам-лит или мамская литература. Все то же самое, но главная героиня имеет детей и они существенно влияют на развитие сюжета.

Женская проза . Героиня менее эмансипирована и самоуверена, не курит, не пьет и вообще ведет себя примерной барышней. Принадлежит к среднему классу. Цель та же - найти мужчину мечты.

Гламур . Рассказ о сердечных драмах богатых и знаменитых. Они тоже ищут Принца, но обязательно с полцарством впридачу.

Эротика . По ходу дела Героиня с Принцем часто и долго занимаются сексом. Все это описано в красочных деталях.

Исторический роман . Поиск Принца осуществляется на фоне замков и пышных кринолинов. Историей считается все, что было до 1950-х гг. Более поздний период в глазах читателей выглядит не так романтично. Героиня и Принц идут впереди своего времени и отличаются широтой кругозора и свободой от предрассудков.

Фантастика/фэнтези . Поиски Принца заводят Героиню в будущее или в тридевятое королевство. Препоны любви чинят галактические пираты или Властелин Черного Утюга.

Мистика . Любовная история развивается при участии потусторонних сил, как то - ведьмы, оборотни, вампиры, джинны, ангелы и прочие паранормальные существа.

Триллер . Героям угрожает страшная опасность, они льнут друг к другу, и в результате получается любовь.

Детектив . Обычно в этих романах есть третий лишний - покойник. Героиня и/или Принц расследуют случившееся и параллельно любят друг друга.

Сага . Рассказывает о жизни женщины - от детства до пенсии. Соответственно любовь к Принцу проносится через года.

Подростковая литература . Ориентирована на девочек 12-17 лет. Посвящается первой любви.

План любовного романа

Типичный план любовного романа выглядит так:

1. Герой и героиня влюбляются.

2. Возникает проблема, которая мешает им соединить сердца.

3. Чувства углубляются. Герои понимают, что это Любовь Всей Жизни.

4. Проблема решается, и герои обмениваются поцелуями, признаниями в любви, обручальными кольцами, эротичными намеками и т.п.

Герои любовного романа должны быть симпатичными. Во время чтения качественного произведения читательницы легко ассоциируют себя с Героиней и легко влюбляются в Принца. Поэтому мелочная стерва и престарелый уголовник со вшами в бороде сразу отпадают. Но и работать по шаблону «он был красив, как бог, и умен, как змей» - тоже не годится. Герой должен иметь яркую индивидуальность - то есть выделяться из толпы книжных мачо.

Начинающие авторы часто описывают своих героинь как 20-летних красоток с небывалым IQ и директорским креслом под прелестным задом. К сожалению, так не бывает. Девушки с модельной внешностью работают моделями, а не президентами международных компаний. И причина тут не в том, что красота не совмещается с умом, а в том, что успешный руководитель должен иметь опыт, связи и знания, которые не получишь в общеобразовательной школе. Так что либо накидывайте своей красавице 10-15 лет, либо понижайте в должности: пусть работает секретарем или помощником бухгалтера.

Другая крайность - делать героиню слишком уж непробиваемой. Ни одна модель не начнет спокойно собирать улики, наткнувшись на труп под кроватью. А если начнет, то этой девушке требуется не жених, а неотложка. Неправдоподобно смотрятся и барышни, которые верят любому вранью, любят идиотов и нарочно подвергают себя смертельной опасности.

То же самое касается Принцев. Если ваш мачо богат, умен и прекрасен, вряд ли он все эти годы страдал от одиночества и ждал настоящей любви. Умные не ждут и не страдают: они делом занимаются. Особенно, если средства позволяют.

На протяжении романа героям предстоит столкнуться как минимум с двумя проблемами: первая проблема приводит к знакомству героев, вторая - препятствует их любви.

Должны быть какие-то обстоятельства, которые заставят героев продолжать общение: совместная работа, природный катаклизм, война, общее жилье и т.п.

Если герои поначалу ненавидят друг друга, это не должна быть беспричинная ненависть. То же самое касается любви. Покажите, что именно притягивает Принца к Героине, а Героиню - к Принцу.

Сексуальное влечение и страсть с первого взгляда - это не любовь. Если мы говорим о подлинных чувствах, то нам необходимо прописать, как герои общаются между собой, за что они уважают друг друга и что именно возбуждает их страсть.

В жанровом любовном романе все должно быть просто и узнаваемо. По этой причине следует тщательно выбирать место и время действия. Хорошо продаются романы, аппелирующие к знакомой культуре, историческим событиям и географическим регионам. Например, любовный роман из жизни дикого племени с берегов Лимпопо - это почти гарантированный провал. Россия, Европа и Северная Америка - это удачное место действия; при этом лучше, если хотя бы один из героев будет россиянином. Экзотические страны сойдут, но герои опять-таки должны иметь связь с Россией.

Если же автор хочет поведать о любви афганской девушки к одноногому калеке, ему придется писать не дамский роман, а мейнстрим - то есть брать не столько сюжетом, сколько красотой слога и умными мыслями (как это сделал Халед Хоссейни, автор одного из крупнейших бестселлеров последнего времени - «Тысяча сияющих солнц»).

Написание книги на стыке мейнстрима и розового жанра, как правило, не оправдывает себя: трудозатраты велики, а отдача нулевая. Эстеты будут воротить нос - слишком пошло, а неэстеты все равно не оценят усилий автора. Так что важно с самого начала определиться - для кого вы пишете и хватит ли у вас квалификации, чтобы осуществить задуманное.

Какие подвохи ожидают автора любовного романа

Если вы претендуете на место в любовной серии, не начинайте рассказ с детства героини, с описания исторических событий, параллельных миров, прекрасной местности и т.п. Вы продаете историю любви - значит, начинайте с обещания интересной истории любви. К детству и мирам можно будет вернуться потом - в порядке флэш-бэка. Отличное начало - это действие, которое показывает героиню во всей красе: что это за женщина, чем именно она интересна и т.п.

Не используйте типичные для любовных романов штампы:

Машина Пети врезалась в машину Маши; герои ругаются, а потом начинают любить друг друга.

Петя подхватил Машу на руки и понес вверх по лестнице - заниматься любовью, естественно.

Маша упала с третьего этажа (с лестницы, с дерева и т.п.), а Петя поймал ее.

Петя пострадал от бандитской пули (когтей пумы, еврейского погрома и т.п.), а Маша вылечила его от ран.

Маша вышла из ванной, завернутая в полотенце, и столкнулась с Петей.

Петя подсмотрел, как Маша купается.

Машу насильно выдали замуж за Петю, а потом оказалось, что Петя - мечта всей ее жизни.

У Маши сломался каблук, и Петя понес ее на руках в светлое будущее.

Первый поцелуй Маши и Пети происходит на фоне фейерверка.

Герои целуются - публика аплодирует.

Если у Принца есть Другая, не делайте ее полной идиоткой или мерзавкой. Это бросает тень на умственные способности героя. Ведь он связался с ней по какой-то причине, правда? То же самое касается бывшего жениха (мужа, любовника) Героини.

Проверяйте, есть ли в вашем романе конфликт. Причина, по которой герои не могут соединить сердца, не должна сводиться к спорам или к тому, что их объяснения все время прерываются: то любопытной соседкой, то вредной кошкой.

Секс

Любовный роман должен быть страстным. Это не означает, что героям надо устраивать сексуальные оргии на каждой странице. Страсть - это эмоциональное напряжение, и ключ к нему - неудовлетворенное желание героев .

Там, на мягком песке, в нескольких шагах от старших, мы валялись все утро в оцепенелом исступлении любовной муки и пользовались всяким благословенным изъяном в ткани времени и пространства, чтобы притронуться друг к дружке: ее рука, сквозь песок, подползала ко мне, придвигалась все ближе, переставляя узкие загорелые пальцы, а затем ее перламутровое колено отправлялось в то же длинное, осторожное путешествие; иногда случайный вал, сооруженный другими детьми помоложе, служил нам прикрытием для беглого соленого поцелуя.

В. Набоков «Лолита»

Завтра же надо исчезнуть, бежать в Москву, скрыться от всех с этим позорным несчастьем обманутой дачной любви, столь явным даже для прислуги в доме! Но при этой мысли так пронзало воспоминанье о бархатистости ее вишневых губ, что отнимались руки и ноги. Если он сидел на балконе один и она случайно проходила мимо, она с неумеренной простотой говорила ему на ходу что-нибудь особенно незначительное - а где же это тетя? вы ее не видали? - и он спешил ответить ей в тон, готовый зарыдать от боли. Раз, проходя, она увидала у него на коленях Зойку, - какое ей было до этого дело? Но она вдруг бешено сверкнула глазами, крикнула: Не смей, гадкая девчонка, лазить по коленям мужчин! - и его охватил восторг: это ревность, ревность!

И. Бунин «Зойка и Валерия»

Высший пилотаж - писать о сексе чувственно, но не пошло. Описание эмоций и образов-ключей, которые создают нужную атмосферу, - вот что делает эротическую сцену нежной и изысканной. Поэтому грубейшей ошибкой будет подробное техническое описание самого акта, а также использование медицинской или вульгарной лексики. Наихудший вариант - всевозможные «влажные лагуны» и «пики наслаждений».

Классики описывали сексуальные сцены так:

Поднял вуальку, отклонила головку, поцеловал - еще немного отклонила. Пошел по скользкому шелковому зеленоватому чулку вверх, до застежки на нем, до резинки, отстегнул ее, поцеловал теплое розовое тело начала бедра, потом опять в полуоткрытый ротик - стала чуть-чуть кусать мне губы…

И. Бунин «Галя Ганская»

Она скатилась на мою сторону, и ее теплые русые кудри пришлись на мою правую ключицу. Я довольно бездарно имитировал пробуждение. Сперва мы лежали тихо. Я тихо гладил ее по волосам, и мы тихо целовались. Меня привело в какое-то блаженное смущение то, что ее поцелуй отличался несколько комическими утонченностями в смысле трепетания пытливого жала, из чего я заключил, что ее натренировала в раннем возрасте какая-нибудь маленькая лесбиянка. Таким изощрениям никакой Чарли не мог ее научить!

Как бы желая посмотреть, насытился ли я и усвоил ли обещанный давеча урок, она слегка откинулась, наблюдая за мной. Щеки у нее разгорелись, пухлая нижняя губа блестела, мой распад был близок. Вдруг, со вспышкой хулиганского веселья (признак нимфетки!), она приложила рот к моему уху - но рассудок мой долго не мог разбить на слова жаркий гул ее шепота, и она его прерывала смехом, и смахивала кудри с лица, и снова пробовала, и удивительное чувство, что живу в фантастическом, только что созданном, сумасшедшем мире, где все дозволено, медленно охватывало меня по мере того, как я начинал догадываться, что именно мне предлагалось.

В. Набоков «Лолита»

Очень эффектно смотрится описание чувств героев, когда самое главное уже позади.

Я горд и счастлив, как Иродиада. Эта голова поднесена мне. Я благодарю судьбу, станцевавшую для меня танец семи покрывал. Я готов целовать у этой величайшей из босоножек ее грязные пяточки за великолепное и единственное в своем роде подношение.

Сквозь кремовую штору продираются утренние лучи.

Проклятое солнце! Отвратительное солнце! Оно спугнет ее сон. Оно топает по комнате своими медными сапожищами, как ломовой извозчик.

Так и есть.

Ольга тяжело поднимает веки, посыпанные усталостью; потягивается; со вздохом поворачивает голову в мою сторону.

- Ужасно, ужасно, ужасно! Все время была уверена, что выхожу замуж по расчету, а получилось, что вышла по любви. Вы, дорогой мой, худы как щепка и в декабре совершенно не будете греть кровать.

А. Мариенгоф «Циники»

Работа над романом требует немало времени и усилий, но конечный результат может оправдать все старания. Начните с создания сюжета и персонажей, затем регулярно пишите каждый день. Когда будет готов черновой вариант, приступайте к проверке и редактированию, пока ваш роман не будет восприниматься как готовое произведение. Возможно, вы захотите опубликовать книгу!

Шаги

Как создать вымышленный мир

    Ищите источники вдохновения . Работа над романом - это творческий процесс , а хорошая идея может прийти вам в голову в любой момент. Всегда носите с собой блокнот и ручку (диктофон или приложение для смартфона), чтобы записывать все удачные мысли. Записывайте предложения, фрагменты, отдельные слова и даже рисуйте наброски, которые могут стать частью сюжета.

    • Не нужно сидеть и ждать, пока вас посетит вдохновение. Находите примеры выдающихся работ, которые могут разжечь искру вдохновения. Не нужно ограничиваться книгами - смотрите фильмы, сериалы, посещайте выставки и художественные галереи. Вдохновение принимает разные формы!
    • Обдумывайте аспекты собственной жизни, которые вдохновляют, интригуют и волнуют вас - как можно раскрыть подобную тему в романе?
  1. Изучите свой любимый жанр. Не каждый роман можно отнести к определенной категории, но вам следует поразмыслить над жанром книги. Ознакомьтесь с важнейшими книгами в любимом жанре, чтобы глубоко разобраться в структуре таких работ. Если вы не можете определиться и работаете в нескольких жанрах, читайте разные книги или даже создайте собственный жанр, если возникнет такая необходимость!

    • Опубликованное художественное произведение принято относить к определенному жанру, наиболее популярными из которых являются научная фантастика, триллеры, детективные, фантастические, любовные и художественно-исторические романы. Так, многие представители таких жанров следуют свободным правилам и насчитывают серии книг.
    • Выберите предпочтительный жанр и прочитайте как можно больше книг такого жанра. Так вам будет проще понять данную литературную традицию и найти способы привнести нечто новое.
  2. Составьте представление о целевой аудитории. Не нужно строить беспочвенных предположений о том, кто захочет или не захочет читать вашу книгу, но подумайте, кем может быть ваш наиболее вероятный читатель. Учитывайте свою целевую аудиторию при работе над планом, черновиком и окончательной версией романа.

    • Обычно вероятная аудитория зависит от жанра книги. Рассмотрите популярные произведения выбранного жанра и подумайте, на кого они рассчитаны. Не обязательно стремиться завоевать такую же категорию читателей, но держите в уме их предпочтения.
    • Например, вы хотите работать в жанре фэнтези, который интересен в первую очередь лицам подросткового и молодого возраста, или отдаете предпочтение любовным романам, на которые обычно есть спрос среди лиц в возрасте сорока-пятидесяти лет. Всегда нужно помнить, что жестких категорий и правил не существует!
  3. Развивайте широкий и захватывающий мир романа. Место действия не ограничивается городом, в котором будут проживать персонажи. Вам предстоит создать целую вселенную! Место действия определит настроение и тон романа, а также повлияет на проблематику сюжета. Задумайтесь над следующими вопросами при разработке нового мира:

    • Вымышленный мир будет основан на местах из реальной жизни?
    • События будут происходить в настоящем или другом времени?
    • Местом действия будет выступать планета Земля или воображаемое место?
    • События будут происходить в одном городе (районе) или в различных местах?
    • В каком обществе живут ваши персонажи?
    • Сюжет будет охватывать месяц, год или десятилетия?
  4. Населите мир запоминающимися персонажами. В большинстве романов главным персонажем выступает протагонист, поэтому наделите его узнаваемыми чертами характера и образом мыслей. Протагонист не обязательно должен располагать к себе, но обычно он вызывает симпатию, и именно благодаря этому читателям интересно читать книгу. В книге может быть и несколько протагонистов.

    • Если вы планируете задействовать главного антагониста, который будет выступать противником протагониста, то он должен быть убедительным и правдоподобным “плохим парнем”.
    • Второстепенные персонажи не всегда нуждаются в глубокой проработке, но все равно должны восприниматься как живые люди. Важно иметь полное представление о персонаже, даже если вы не планируете использовать все подробности.
    • Многие романисты воспринимают своих персонажей как реальных людей, задают себе вопросы о том, как бы они поступили в определенной ситуации, и стараются создать "цельный" образ таких действующих лиц.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Мелесса Сарджент - президент некоммерческой организации Scriptwriters Network, которая привлекает профессионалов индустрии развлечений к преподаванию сценарного мастерства и бизнеса для телевидения, кино и цифровых медиа. Организация помогает своим участникам, предлагая программы обучения, создавая доступ к новым возможностям путем сотрудничества с профессионалами и способствуя росту качества сценариев в индустрии развлечений.

    Президент и генеральный директор Scriptwriters Network

    Всегда привносите в роман свою изюминку . Мелисса Сарджент, президент и генеральный директор Scriptwriters Network: “Создавайте запоминающихся и необычных персонажей, чтобы не повторять за остальными. Если вы придумали врача, пусть он будет уникальным доктором вроде Хауса или Ватсона. Задумайтесь, почему вам будет интересно читать или наблюдать за таким врачом”.

  5. Собирайте сведения до начала и во время работы над романом. Масштабы необходимых исследований зависят от сюжета вашей книги. Например, поиск информации для работы над историческим романом времен Второй мировой войны может отнять больше времени и усилий, чем для подросткового романа на основе собственных переживаний. Всегда собирайте необходимые сведения, чтобы ваш роман ощущался убедительным.

    • Даже при создании футуристического научно-фантастического романа или фэнтези-саги следует проводить научные или исторические исследования, чтобы придумать правдоподобную вселенную на реальной основе.
    • Художественные произведения, как и научные или документальные работы, проходят строгую проверку на плагиат . Если вы нашли вдохновение в других источниках, то не забудьте указать ссылки или отдать должное их авторам.
    • Как и в любом деле, соблюдайте тонкую грань между желанием не тратить время на изучение материалов и увлеченностью исследованием, которая помешает вести работу над самой книгой. Доверяйте своим инстинктам.
  6. Представьте примерный план сюжета. Роман с интересными персонажами, но плохим сюжетом не будет пользоваться успехом у читателей. Сюжет обычно должен включать конфликт. Начните нагнетать напряжение, чтобы проблема достигла кульминации, а затем предложите решение, при этом роман вовсе не обязательно завершать счастливой концовкой!

    • Классическая схема включает завязку (знакомство с подробностями и возникновение проблем), конфликт (переломный момент) и развязку (разрешение критической ситуации), но это далеко не единственный вариант.
    • В сюжете не обязательно должна наступать полная "развязка". Можно оставить некоторые части сюжета без ответов. Если читателям понравится роман, они наверняка будут рады задуматься над ответами самостоятельно (создавая теории, обсуждения, произведения «по мотивам»).
  7. Выберите тип повествования. Обычно романы пишут от третьего (взгляд со стороны, наблюдение за персонажами) или от первого лица (читатель видит события глазами персонажа). Конечно, есть романы, написанные от второго лица (автор обращается к читателю на “ты”) либо объединяющие сразу несколько вариантов.

    • Не обязательно приходить к окончательному решению до начала работы. На самом деле можно написать первую главу или даже целый черновой вариант романа, а потом придумать нечто иное.
    • Непреложных правил не существует, но если вы хотите создать масштабную эпопею с большим количеством персонажей, повествование от третьего лица поможет увязать все сюжетные линии.

    Как написать черновой вариант

    1. Выберите подходящий режим работы. Для успешного завершения чернового варианта требуется подобрать время и место, которые будут способствовать продуктивной работе. Можно ежедневно писать в одно и то же время утром или вечером, работать короткими отрезками в течение дня или писать запоем три дня в неделю. Не ограничивайтесь работой только в минуты вдохновения. Вам следует воспринимать свой роман как обычную работу, чтобы придерживаться систематического графика.

      • Попробуйте внести в свой календарь конкретное время для творчества. Даже если в подобные моменты у вас не будет настроения писать, делайте над собой усилие и работайте.
      • Создайте удобное место для комфортной работы. Найдите уютное место, в котором вам легко сосредоточиться. Используйте удобное кресло, чтобы спина не болела после многочасовой сидячей работы. Вам предстоит провести за работой много времени, поэтому необходимо позаботиться о комфорте!
    2. Начните работать немедленно, если не любите планировать. Конечно, всегда удобно начинать с размышлений над жанром, сюжетом, персонажами и местом действия, но отсутствие деталей не должно вас останавливать. Некоторым авторам достаточно приступить к делу без всякого плана, чтобы мысли потекли бурным потоком. Следуйте своему стилю и творческому подходу.

      • Многие писатели предпочитают планировать наперед, чтобы работа над текстом шла быстро и гладко. Для других план становится препятствием, которое мешает работать. Положитесь на свои инстинкты, которые подскажут вам оптимальный вариант.
      • Даже любителю планировать не обязательно сразу продумывать каждую мелочь. Если слишком увлечься деталями еще до начала работы над черновым вариантом, можно упустить вдохновение.
    3. Составьте примерный план , чтобы видеть контуры романа. План позволит вам наметить и структурировать идеи, а также работать над подзадачами на пути к глобальной цели. Если же вам проще работать “с чистого листа” без утвержденных подробностей, то найдите вдохновение и приступайте к делу.

      • План не обязательно должен быть линейным. Можно создать зарисовки сюжетных линий всех персонажей или продумать диаграмму Венна и показать, как сюжетные линии пересекаются.
      • План - это ваш ориентир , а не обязательства . Его задача - дать толчок работе при помощи наглядного представления возможных вариантов развития событий. В процессе работы ваш план непременно будет претерпевать изменения.
      • Дополняйте или переписывайте план в процессе работы над романом. Иногда план оказывается более полезным после завершения работы над первыми вариантами романа.
    4. Используйте описательный текст , чтобы читатель мог погрузиться в мир произведения. Описательные абзацы или отрывки помогут читателям наглядно представить главных персонажей и место действия. Суть в том, чтобы предоставить необходимое количество описательных подробностей и разжечь воображение читателей, но не перегружать их избыточными деталями. Подобный навык приходит с опытом, как и другие аспекты писательского мастерства!

      • Тренируйтесь создавать описательные абзацы, которые знакомят читателя с местом действия и персонажами. Начните с краткого, но броского предложения, которое сообщает простой, но весьма интригующий факт о персонаже или месте. Дополните абзац живыми описательными фразами.
    5. Придумайте диалоги , которые будут информативными и правдоподобными. Практически в каждом романе можно найти диалоги персонажей, а качество таких диалогов оказывает значительное влияние на восприятие вашего произведения читателями. Напыщенные, неправдоподобные или банальные диалоги с избитыми фразами убивают желание знакомиться с миром романа, тогда как жизненные, увлекательные беседы затягивают читателей во вселенную произведения. Хорошие диалоги - это целое искусство. Начните прислушиваться к беседам в реальной жизни.

      • Слушайте, как люди общаются друг с другом. Замечайте, как складывается или не складывается беседа, как влияют на развитие диалога сказанные слова.
      • Глубокая проработка персонажей позволяет представить их манеру общения. Следите за тем, чтобы содержание фраз и стиль речи соответствовали персонажу.
      • Не используйте диалоги с целью вывалить информацию на читателя. Важнее очеловечивать персонажей, создать конфликт и продвигать сюжет.
    6. Продумайте динамичные сцены. Конечно, триллеры изобилуют действием, но любовные романы тоже включают подобные сцены, просто другого типа! Продумайте сцены и эпизоды произведения, в которых персонажи будут взаимодействовать или вступать в конфликт. Чем более убедительные и правдоподобные персонажи, тем проще придумать для них динамичные сцены, которые смогут увлечь читателя.

      • В зависимости от предпочтительного стиля работы можно заранее продумать 8–10 ключевых динамичных сцен, вокруг которых будет строиться сюжет романа.
      • Не нужно придумывать действия ради действий. Сцена погони на автомобилях уместна далеко не в каждом романе! Но для каждого романа можно создать убедительные динамичные сцены.
    7. Напишите черновой вариант без оценки “качества” текста. Когда работа над планом и изучение информации будут завершены (хотя бы на данный момент), приступайте к работе над черновым вариантом. Сейчас не нужно переживать о языке и качестве текста, ведь черновик предстоит читать только вам. Так или иначе, черновой вариант романа не должен быть идеальным. Главное, чтобы он просто был написан !

      • Пообещайте себе работать согласно графику и завершить черновой вариант. Кто знает, сколько прекрасных авторов так и остались неизвестными, так как их ящики переполнены незаконченными романами.
      • Ставьте небольшие цели - завершить главу, несколько страниц или определенное количество слов в день, чтобы сохранять мотивацию.
      • Также можно ставить долгосрочные цели. Например, написать черновой вариант за год или за шесть месяцев.
      • Поощряйте себя за каждую достигнутую цель. Празднуйте успехи и снова за дело!

    Как вносить правки

    1. Создайте столько черновых вариантов, сколько потребуется. Если повезет, получится обойтись всего тремя вариантами. Некоторым авторам требуется создать пару десятков черновиков, чтобы произведение обрело завершенный вид. Главное -продолжайте работать, пока вы не будете готовы показать свою работу другим.

      • После завершения первого чернового варианта сделайте перерыв на несколько недель, затем снова вернитесь к тексту и прочитайте его глазами читателя. Где требуются дополнительные пояснения? Какие отрывки слишком скучные и затянутые?
      • Если вы бегло пропускаете большие отрывки текста, то другие тоже вряд ли станут вчитываться. Как пересмотреть или сократить громоздкие абзацы, чтобы они стали более увлекательными?
      • Может показаться, что этот процесс никогда не закончится, но это не так! Старайтесь мыслить позитивно и сохранять уверенность в себе.
    2. Выполните тщательную редактуру “правильного” варианта. Не переживайте о редактировании, пока не завершите убедительный черновой вариант. Затем сосредоточьтесь на сокращении всех избыточных абзацев или неэффективных предложений, угловатых и повторяющихся фраз, чтобы текст читался плавно. Важно убедиться, что черновой вариант не только кажется “правильным”, но и выглядит!

      • Если вы печатали текст на компьютере, напечатайте роман на бумаге и прочитайте вслух. Затем удалите или пересмотрите все отрывки, которые плохо звучат.
      • Не нужно слишком привязываться к тексту. Например, не нужно оставлять красивый абзац, который не продвигает сюжет вперед. Убедите себя принять верное решение и помните, что лишний текст всегда можно использовать в будущих романах!