Как правильно называется день вмф. Смотреть что такое "День Военно-Морского Флота" в других словарях

Военных праздничных и памятных дней в последнем списке особых дат России, откорректированном в 2017 году, достаточно много. Какие-то из них на слуху, какие-то знакомы только представителям отдельных профессий, а о существовании некоторых большинство из нас даже не догадываются. Но среди них есть и те, что знает буквально каждый житель страны – особые, значимые праздники Вооруженных сил. В числе таких дат – День Военно-Морского Флота или просто День ВМФ.

Дата 2019

Несмотря на то, что об этом празднике знает каждый, вопрос о том, какого числа День ВМФ возникает регулярно. Дело в том, что в нашей стране у этого памятного дня нет четкой, единовременно фиксированной даты в календаре. И каждый год праздник отмечается нового числа.

Согласно Указу Президента День ВМФ празднуется в последнее по счету июльское воскресенье. Вот почему каждый год приходится специально уточнять дату праздника.

Этот особенный праздник

Каким бы необычным это не показалось, но День ВМФ – не профессиональный праздник. Да, его отмечают все, кто связал свою жизнь с существованием и функционированием морского флота, все, кто занят на охране морских границ страны, кто обеспечивает боеготовность кораблей и прибрежных расчетов, моряки и пограничники, ветераны и просто те, у кого в семье есть военнослужащий флотских подразделений. Но при этом праздник носит имя Флота, а значит, относится к числу не профессиональных, а памятных дней. Учрежден он как дань памяти морской славы нашей страны.

Немного истории

В 2019 году День ВМФ будет отмечаться в восьмидесятый раз – появился этот праздник в начале XX века, в далеком 1939 году. Перед молодым на тот момент Советским государством, совсем недавно появившемся на карте, остро стояла задача охраны и защиты собственных границ. Для решения этой проблемы были созданы различные войсковые подразделения, в том числе и Военно-Морской Флот, носивший первоначально звание Рабоче-Крестьянского.

Изначально руководство страны поставило перед собой цель своеобразной реабилитации Флота: возвращения ему славы одной из самых грозных боевых подразделений, всеобщей мобилизации и укрепления его как единицы Вооруженных Сил.

В 1939 году во главе новообразованного Флота встал адмирал Николай Кузнецов – человек, всю свою жизнь посвятивший морю, человек, начавший карьеру посыльным в порту Архангельска и собственным трудом и талантом дослужившийся до высшего военно-морского звания страны.

В числе первых шагов, предпринятых Кузнецовым для мобилизации Флота, было предложение об учреждении нового праздника – Дня ВМФ. В июне 1939 года эту идею поддержал Совет Народных Комиссаров – на очередном собрании было подписано соответствующее Постановление, и уже спустя месяц – в конце июля 1939 года – свой собственный праздник отметили все военнослужащие Морского Флота СССР.

Изначально празднику назначили определенную дату – 24 июля. Независимо от дня недели праздник отмечался в середине лета вплоть до конца семидесятых годов XX века. Но в 1980 году выходит новое Постановление, а точнее, Указ Президиума ВС СССР. Этим документом менялись даты целого ряда особых праздников, большей частью профессиональных; изменения проводились с фиксированной на плавающую. В число прочих праздничных и памятных дней, чьи даты подверглись корректировке, был и День ВМФ. Теперь он должен был отмечаться в последнее июльское воскресенье.

Вплоть до распада Союза эта дата была закреплена за праздником на законодательном уровне. В 1991 году новое государство – Российская Федерация – оставило за Днем ВМФ последнее воскресенье июля. А в 2006 году отдельным Указом Президента празднику был присвоен статус памятного дня.

Казалось бы – совсем незначительные изменения: был профессиональный праздник, а стал памятной датой. Однако не стоит заблуждаться – на самом деле этот статус в корне меняет отношение как к самому празднику, так и ко всем, кто его отмечает. Изначально это торжество принадлежало лишь тем, у кого в графе «место работы» было указано – Военно-Морской Флот РФ. Сегодня же, в 2019 году, День ВМФ – праздник для всех, кто неравнодушен к славе России как морской державы, кто гордится победами, одержанными нашим Флотом на море. Словом, для всех, кто уверен – ВМФ это не просто аббревиатура, за этими буквами кроется честь и слава моряков России.

Смотрите видео о Дне ВМФ в России:

Перечень праздничных и памятных дней, в том числе и военных, постоянно меняется. На сегодняшний день актуальны изменения, внесенные в 2017 году. Согласно этим изменениям определены 58 памятных дней в вооруженных силах РФ. Некоторые из них считаются традиционными и находятся на слуху, так как отмечаются на протяжении десятилетий. Часть праздников утверждена совсем недавно и известна только представителям отдельных профессий.

День военно-морского флота – известный праздник, однако с его датой иногда возникает путаница. Некоторые представители советского поколения путают день советской армии и военно-морского флота с днем ВМФ. Чтобы прояснить этот нюанс, следует уточнить, что 23 февраля сегодня – день защитника отечества, а у ВМФ есть свой собственный праздник.

Проблемы с запоминанием даты связаны с тем, что праздник относится к числу «переходящих», то есть, каждый год он отмечается в разные дни.

С 1980 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР день военно-морского флота переносился с 24 июля (дата была постоянной) на последнее воскресенье месяца.

В 2006 году Президент РФ Указом утвердил данное положение, согласно которому вышеуказанное Постановление оставалось в силе, так, в 2019 году праздник ВМФ приходится на 28 июля, а в 2020 году на 26 число.

Масштабы и значение

Праздник военно-морского флота не связан с какой-то конкретной профессией. Действительно, это памятная дата, а не профессиональный праздник. Он охватывает всех, кто хоть малейшим образом причастен к функционированию ВМФ, это непосредственно моряки, обеспечивающие неприкосновенность морских границ, служащие, в чьи задачи входит обеспечение боеготовности кораблей. Не стоит забывать и про береговую охрану. К празднику причастны даже те, у кого в семье есть представитель или ветеран ВМФ.

Российский флот, как известно, представляет собой объединения стратегического значения, которые дислоцируются по географическому признаку, это Северный флот, Балтийский флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот и Каспийская флотилия. Каждое объединение имеет собственный праздник, а день ВМФ считается общим, он символизирует военную мощь российского флота.

Узнай: Какова численность армии России, сколько всего солдат, какой есть резерв

История праздника

История праздника, который сейчас отмечается, как день военно-морского флота, отнюдь, не связана с зарождением флота в России. В 2019 году праздник будет отмечаться в 80-й раз, так как утвержден он был в 1939 году. В то время защита государственных рубежей являлась основной стратегической задачей для Советского Союза. В пока еще молодом государстве только началось формирование армии в том виде, в котором мы ее представляем сегодня.

В частности, был создан военно-морской флот, изначально называющийся рабоче-крестьянским. Уже от самых истоков флоту была поставлена государственная задача – возродить боевую славу и вернуть звание мощнейшего и грозного подразделения. Так началось становление ВМФ, как структурной единицы ВС СССР.

Возглавил флот в 1939 году адмирал Н. Кузнецов. Этот человек достойнейшим образом посвятил свою жизнь морской службе, он прошел все ступеньки карьерной лестницы, начав деятельность посыльным в архангельском порту. Благодаря труду, упорству и таланту, Кузнецов смог дослужиться до высшего военно-морского звания.

Учреждение праздника ВМФ Кузнецов считал одним из шагов по мобилизации флота. На рассмотрение Совнаркома предложение о введении единого праздника попало в июне 1939 года, после чего это предложение было одобрено. Днем военно-морского флота был назначен день 24 июля. Уже в 1939 году этот праздник отметили все военнослужащие ВМФ. Как было сказано ранее, определенная дата просуществовала до 1980 года. Далее день ВМФ начали отмечать в последнее воскресенье июля.

После распада СССР праздник стал носить характер традиции, так как соответствующего законодательства на тот момент не существовало, а ранее регламентирующие документы были отменены, ведь мы стали жить, по сути, в другой стране. Моряки всех флотов на протяжении десятка лет чтили традиции и праздновали день ВМФ по ранее существующим правилам. В 2006 году праздник был утвержден законодательно. Вышел соответствующий Указ Президента, в котором последнее воскресенье июля назначался памятным днем, трактующимся, как день военно-морского флота РФ.

Узнай: Нужен ли военный билет при устройстве на работу

Тот факт, что из профессионального праздника он перевоплотился в памятную дату, вовсе не преуменьшает его значимости. Наоборот, количество граждан, причастных к этому событию резко возросло. Если раньше оно касалось непосредственно моряков, то сегодня отпраздновать, отдав честь мощи и славе нашему флоту, могут и другие категории. Мы о них упоминали чуть выше.

Традиции

Некоторые традиции празднования памятных дней дошли к нам через годы в неизменном виде. День военно-морского флота ознаменован поднятием Андреевского флага, эта церемония производится на всех без исключения военных судах. Андреевский флаг, как символ флота, дает начало официальной части праздника. Звучит поздравительная речь от командования и представителя органов местного самоуправления. К дате праздника приурочены поздравления прославившихся военнослужащих, они получают подарки, грамоты, дипломы и звания.

Продолжают программу праздника концерты, на которые приглашаются не только местные музыкальные коллективы, но и известные артисты. Средства массовой информации освещают это событие, изменена стандартная сетка телеэфира. В этот день на многих телеканалах транслируются документальные и художественные фильмы, в которых рассказывается о службе моряков. Даже ток-шоу, к коим у массового зрителя складываются неоднозначные отношения, приглашают на программу ветеранов или действующих военнослужащих.

Военно-морской флот России является ее достоянием. Он обеспечивает безопасность и неприкосновенность морских границ, превращая Россию в крупнейшую морскую державу. День ВМФ – не просто памятная дата, это символ славы и почести всем морякам, всем, кто обеспечивает мощь флота и членам их семей.

Хоть праздник не имеет постоянной даты, зато граждане России прекрасно помнят, чем знаменито последнее воскресенье июля. По всей стране будет отмечаться это событие, но самые яркие парады устраиваются, конечно же, в портах.

К празднику имеют непосредственное отношение надводные силы, подводные и береговые силы, морская авиация. С их участием проходят парады в Калининграде, Североморске, Санкт-Петербурге, Севастополе, Владивостоке. Наконец, завершением праздничной программы является салют. Учитывая то, как государство обращает внимание на празднование дня ВМФ, становится понятно его истинное отношение к защитникам своих границ.

Узнай: Можно ли взять академический отпуск для службы в армии

Поздравления

В насыщенной событиями жизни мы часто забываем о памятных семейных датах, поэтому максимум, на что нас хватает, — поздравить друг друга с днем рождения. Но еще сохранились семьи, в которых чтятся традиции и отмечаются профессиональные праздники. Одним из таких праздников считается день того состава вооруженных сил, где служил мужчина. На этом фоне поздравления с днем ВМФ звучат не только в адрес действующих военнослужащих, но и тех, кто проходил срочную службу на флоте.

Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII века до начала XX века. Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. Первым регулярным формированием отечественного Военно-морского флота стал Азовский флот, который был сформирован из кораблей и судов, построенных зимой

1695-1696 годов и предназначавшихся для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов.

30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление "Морским судам быть…" , что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.

Во время Северной войны 1700-1721 годов был создан Балтийский флот , выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Первые боевые корабли для него строились в 1702-1703 годах в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. В 1703 году была заложена база русского флота на Балтике — Кроншлот (позднее — Кронштадт).

В ходе Северной войны определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), существовавшие с начала XVIII века, в организационном отношении в состав флота не входили. В 1906 году зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы. В 1914 году были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 году также приобрела признаки самостоятельного рода сил. Окончательно ВМФ как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны (ПВО).

В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. В 1717 году по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. В 1802 году образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 года. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием в 1906 году Морского генерального штаба. 15 января 1938 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года, Каспийская флотилия — с 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 года, а флот на Черном море — с 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.

Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х годов. В это время в него входили четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

ВМФ Российской Федерации — преемник военного флота России и ВМФ СССР, состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения. Он включает надводные силы , подводные силы, морскую авиацию и береговые войска, в которые входят береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота.

Организационно ВМФ состоит из четырех оперативно-стратегических объединений: Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

По словам главнокомандующего ВМФ Владимира Королева, в настоящее время от 70 до 100 кораблей Военно-морского флота России , выполняя свои функции.

На протяжении всей своей истории флот играет важную роль в судьбе России . В мировой истории навсегда запечатлены легендарные сражения русского флота при Гангуте (ныне полуостров Ханко в Финляндии), Тендре, Синопе, в Чесме, важнейшие операции в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн.

История торжеств в честь флота берет свое начало со времен Петра I. Поводом для первого настоящего военно-морского парада стала одержанная русским флотом 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года победа в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. Она стала первой в российской истории морской победой русского флота. Гангутскую победу торжественно отметили в Санкт-Петербурге. Празднование продолжалось несколько дней. В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота. Позже празднование победы ограничивалось только торжественным молебном. В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась : 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты.

В 1917 году праздник отменили. С 1920 года по предложению Штаба морских сил Балтийского моря, в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) стали отмечать День Красного флота . 18 мая (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике. В абордажном бою были захвачены шведские бот "Гедан" и шнява (небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами) "Астрильд". Впоследствии дату этого боя приняли как день возникновения Балтийского флота.

Праздник День военно-морского флота в СССР впервые отмечался 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, которым он был установлен . Проводить День ВМФ нужно было ежегодно 24 июля. Дата празднования Дня ВМФ была перенесена на последнее воскресенье июля указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" и последующих законодательных актов.

Традиционно празднование Дня ВМФ начинается с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъема на кораблях Андреевского флага и флагов расцвечивания. В местах базирования Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии в этот день проходят морские парады и военно-спортивные праздники . Парады военных кораблей в этот день

Моряки всегда считались людьми мужественными и стойкими: им по плечу любая проблема. Каждый год мы вспоминаем о лучших сынах Родины в день ВМФ. Дата его празднования не приходится на одно и то же число, так как отмечается в последнее воскресенье второго летнего месяца. В этот день с экранов телевизоров поздравляют военных и офицеров, которые отдают долг Родине на воде. Поздравляют «своих моряков» родные и близкие.

История появления

В 1939 году впервые утвердили день ВМФ. Дата официального праздника была 24 июля. В 1980 году указом постановили, что россияне будут отмечать торжественную дату в последнее воскресенье июля. Еще во времена СССР каждый считал своим долгом поздравить моряков. Им вручали открытки, подарки.

Сегодня в день моряка слышны поздравления от сослуживцев, родных, близких и даже от президента. Все помнят о славе о мужественных и отважных воинах, несмотря на нехватку кораблей и подводных лодок.

Празднование

Дата которого известна каждому россиянину, отмечается с размахом. В городах проводятся парады, концерты, распродажи, представления, состязания. Высшие чины произносят речи, где благодарят солдат за многочисленные подвиги и за службу. Магазины продают специальные сувениры, а по вечерам жители города наслаждаются салютом. На боевых кораблях проводят «дни открытых дверей», каждый человек может зайти и подарить сувениры морякам. Достойные офицеры получают повышение по службе в день ВМФ, дата эта связана и с наградами.

Российский флот

Флот начал формироваться еще при Петре I в 1696 году, когда приняли первое постановление о морских судах. Через 106 лет организовали Министерство морских сил, которое существовало до 1917 года. В середине 30-х годов двадцатого века в состав флота СССР вошли части ПВО, береговая оборона, морская авиация. Сейчас в составе водных подразделений находятся:

  • корабли и катеры - 200 единиц;
  • крейсеры - 6 единиц;
  • эсминцы - 8 единиц;
  • противолодочные корабли - 10 единиц;
  • подводные лодки - 68 единиц.

В последнее время появились дополнительные современные корабли и подводные лодки с новейшим вооружением. Планируется расширить состав кораблей до 2020 года, а также внедрить современные технические достижения. В день ВМФ России, дата которого приходится на жаркий месяц июль, принято фотографироваться с моряками. В газетах и журналах появляются фото кораблей, подводных лодок с учений. Флот сегодня - это подводные, наводные морской пехоты, войска части специального назначения, подразделения тыла. Стратегические объекты:

  • флот балтийский,
  • флот черноморский;
  • флот тихоокеанский;
  • флотилия каспийская.

В день ВМФ 2013, дата которого была 28 июля, проводились награждения состава, концерты, парады, собрания. Особенно торжественно происходили празднования в городах и базах, где сосредоточена наша флотилия.

Моряки - это сила, гордость нашей Родины. На них равняются юноши, и многие подростки мечтают о "синих тельняшках". Отмечая праздник, мы поддерживаем бойцов и оказываем им внимание и уважение.

Флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради отмечу, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…

Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».

Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с морских направлений, лишив её поддержки в живой силе и провианте. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась его осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он так и простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки набрались храбрости подвезти десант. Гребные судна направились к берегу. Тогда по приказанию Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря. Только увидев это, турецкие капитаны дружно развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость была вынуждена объявить капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. А спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории. Государь со своими генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей также ждал торжественный прием в Москве.

Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спрашивает выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» На последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Причем решение строить корабли было принято следующим образом: духовенство давало один корабль с каждых восьми тысяч дворов, дворянство – с десяти тысяч. Купечество, посадские люди и иностранные купцы обязались пустить в плавание 12 кораблей. На налоги с населения остальные корабли строило государство. Дело затевалось нешуточное. Плотников искали по всей стране, им в помощь были выделены солдаты. Более пятидесяти иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Петр. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы обучения на корабельных мастеров и подручных работников. В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Россия по праву могла гордиться своим детищем, поскольку строительство проходило без участия специалистов из-за границы. К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне. Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали. Под ним сражались, побеждали и умирали много поколений моряков Российского флота, прославившие своими подвигами нашу Родину.

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.

Адмирал Спиридов в 1770 году в ходе Чесменского сражения разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Также Российская империя одержала победу в войне с турками в 1768-1774 годах. В 1778 году был основан порт Херсон, а в 1783 – на воду спущено первое судно Черноморского флота. Наша страна по количеству и качеству кораблей в конце 18 и начале 19 веков занял третье место в мире после Франции и Великобритании.

В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.

В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.