Капитаны немецких подводных лодок второй мировой войны. Вход в аккаунт

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

17 февраля 1864 года во время гражданской войны в США подводная лодка южан «H. L. Hunley» под командованием 25-летний Джорджа Диксона, входившая в состав флота Конфедерации, потопила пароходо-фрегат северян «Housatonic». Это было первое в мире успешное боевое применение субмарины.

Подлодка «H. L. Hunley» носила имя своего создателя Хораса Л. Ханли. Построена была для прорыва морской блокады портов Конфедерации. Субмарина представляла собой примитивное металлическое сооружение, основу которого составлял обычный паровозный котел. По обоим концам — заостренные конечности, в которых находились балластные цистерны для погружения и всплытия. Гребной винт вручную вращали восемь матросов при помощи гребного вала. Свет в подводном положении давала единственная горевшая свеча, которая одновременно служила и индикатором уровня кислорода внутри субмарины. Вооружение «H. L. Hunley» составляла мина, закрепленная на длинном стальном шесте, находившемся в носу.

Во время испытаний лодка дважды тонула, погубив оба первых экипажа. Третий, состоявший из добровольцев, и повел Диксон в подводную атаку на «Housatonic», находившийся в нескольких километрах от берега. Около 21 часа заряд, который несла «H. L. Hunley», отправил пароходо-фрегат на дно. Но и подводная лодка к причалу не вернулась. Не исключено, что взрыв погубил и ее.

В 1995 году американские исследователи нашли «H. L. Hunley» на дне неподалеку от места ее единственной атаки. Субмарину подняли и отправили в музей.

С тех пор в различных войнах подводники многих стран провели тысячи успешных торпедных атак. Вот пять самых результативных из них.

1. 22 сентября 1914 года, во время первой мировой войны, в проливе Ла-Манш один за другим были уничтожены сразу три находившихся в дозоре британских броненосных крейсера — «Абукир», «Кресси» и «Хог» общим водоизмещением 36 тысяч тонн. Как выяснилось, крейсера потопила германская подводная лодка U-9, которой командовал лейтенант Отто Веддиген.

Первая торпеда в 6.30 утра попала в правый борт «Абукира». Корабль стал быстро тонуть. Командиры двух других крейсеров решили, что «Абукир» нарвался на мину. И поспешили спасать экипаж. Первым к тонущим подошел «Хог». Но едва он начал снимать людей, как и под ним раздались два сильных взрыва. Окутанный паром и дымом, «Хог» в считанные минуты скрылся под водой. Через несколько десятков минут та же участь постигла и «Кресси», который опрокинулся кверху килем и тоже отправился на дно.

В том бою флот Ее Величества лишился 1459 моряков из экипажей всех трех крейсеров — почти столько же, сколько потеряла Англия в самом кровопролитном в истории страны морском сражении — Трафальгарском. А командира «U-9» Берлин наградил Железным крестом.

Любопытно, что менее чем через месяц, 15 октября 1914 года, подводная лодка Отто Веддигена потопила еще один английский крейсер — «Хаук».

2. 7 мая 1915 года самый быстроходный в Атлантике четырехтрубный британский пассажирский корабль «Лузитания», выполнявший, несмотря на войну, обычный рейс Нью-Йорк — Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой. Потом выяснилось, что «Лузитанию» погубила встреча с U-20, которой командовал капитан-лейтенант Вальтер Швигер. Его экипаж в том походе уже успел потопить парусник и два парохода англичан. Неиспользованными оставались всего две торпеды, поэтому лодка возвращалась в свою базу в Вильгельмсхафене.

U-20 шла в надводном положении, когда из тумана на нее выкатила «Лузитания». Судно было столь велико, что Швигеру вначале показалось, будто лес труб и мачт перед ним — это целый конвой. Экстренно погрузившись, германская субмарина попыталась сблизиться с пароходом. Не тут-то было. «Лузитания», опасавшаяся атак из-под воды, выжимала из машин максимум — шла 21-узловым ходом. U-20 не могла дать больше 5 узлов.

Англичан погубил поворот в порт Квинстон. Изменившая курс «Лузитания» оказалась всего в 700 метрах от кравшейся на перископной глубине U-20. Швигеру хватило всего одной торпеды. В корабельном журнале он сделал такую запись: «Отмечено попадание в районе тоннеля гребного вала под мостиком. Необычно сильная детонация, сопровождающаяся большими клубами дыма и обломками. Судя по всему, имел место второй взрыв. Судно замедлило ход и сильно накренилось на правый борт. Корма быстро погружается в воду. На борту царит паника. Спускают шлюпки. Отмечены неудачные попытки спуска на воду груженных людьми шлюпок. Шлюпки с левого борта не могут быть спущены из-за крена».

Через восемнадцать минут пароход затонул, отправив на дно 1198 человек.

3. Осенью 1939 года штаб гитлеровских Кригсмарине под руководством адмирала Карла Деница разработал план нападения на самую охраняемую базу королевского флота Великобритании в Скапа-Флоу. Подходы к ней казались совершенно неприступными, тщательно охранялись сторожевыми кораблями, прикрывались боновыми заграждениями, противолодочными сетями и затопленными вдоль узкого фарватера судами.

Тем не менее, благодаря тщательной аэрофотосъемке лазейка была обнаружена. Через нее в ночь с 13 на 14 ноября через пролив Кирк-Саунд в надводном положении и прокралась в Скапа-Флоу немецкая подводная лодка U-47, которой командовал будущий любимец фюрера капитан-лейтенант Гюнтер Прин. Субмарина не стала погружаться перед атакой. В надводном положении она атаковала стоявший на якорях линкор «Ройял Оук» водоизмещением 27, 5 тыс. тонн. Три торпеды попали в борт линкора. Одна из них вызвала детонацию погребов с боезапасом и корабль быстро затонул. Погибли 833 человек его экипажа. А U-47 благополучно вернулась на базу.

В Германии Прина встретили как героя. Гитлер наградил его Рыцарским крестом с дубовыми листами. На рубке отличившейся лодки нарисовали быка. И командира U-47 стали называть «Бык Скапа-Флоу».

4. 29 ноября 1944 года Япония потеряла только что введенный в строй авианосец «Синано». Заложен он был в 1940 году как один из четырех сверхмощных линкоров типа «Ямато» (полное водоизмещение 72 тысячи тонн, толщина бортовой брони 203 миллиметра). Потом строительство приостановилось. А после битвы с американцами у атолла Мидуэй, в котором Япония понесла тяжелые потери именно в авианосцах, судьба «Синано» круто переменилась. Его решено было достраивать как плавучий аэродром. В эксплуатацию корабль был принят флотом всего за 10 дней до гибели.

На его беду, на переходе в военно-морскую базу Куре курс «Синано» пересекся с курсом подводной лодки ВМС США SS-311 «Арчер-Фиш», которой командовал Джозеф Инрайт. Вечером 28 ноября радиолокационная станция американцев на удалении 12 миль обнаружила шедщий полным ходом японский авианосец. Полночи шла погоня.

В 3.17 минут «Арчен-Фиш» сблизилась с целью на дистанцию залпа и выстрелила шестью торпедами из носовых аппаратов. Четыре заряда угодили в броню правого борта «Синано». Посчитав повреждения неопасными, командир авианосца решил продолжать движение прежним курсом. Однако пробоины оказались слишком велики, а водонепроницаемые переборки не выдержали. Через семь часов после атаки «Синано» затонул в 65 милях от берега. Корабли охранения спасли 1080 человек, 1435 моряков и рабочих сдаточной команды были объявлены пропавшими без вести. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть авианочец и погиб вместе с ним.

За этот успех Джозеф Инрайт был награжден Крестом ВМС.

5. 30 января 1945 года подводная лодка Балтийского флота С-13, которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско, к северо-западу от Данцигской бухты потопила огромный гитлеровский транспорт «Вильгельм Густлов» (водоизмещение 25 484 тонн). Это судно служило плавбазой 2-й учебной дивизии подводного плавания Кригсмарине. А его выход в море был частью разработанной штабом адмирала Деница операции «Ганнибал».

Суть операции, по словам Деница: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Поэтому неудивительно, что на борту «Вильгельма Густлова» оказались не только 918 гитлеровских подводников, но и 373 женщин-военнослужащих из вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа и 4424 беженца. Всего 6050 человек.

В 19 часов после выхода из базы на немецком транспорте на короткое время включили ходовые огни — таким образом капитан «Вильгельма Густлова» пытался помочь обещанным ему кораблям охранения обнаружить пароход. Однако никакого охранения не дождались и в 19.30 немцы огни выключили. Но получаса их сияния хватило оказавшимся поблизости подводникам Маринеско, чтобы разглядеть цель.

После непродолжительной погони в 21.04 С-13 произвела трехторпедный залп. «Вильгельм Густлов» затонул в считанные минуты. С ним погибли, по германским данным, 16 офицеров учебной дивизии, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также все раненые. Спасти удалось 876 человек.

Германский город Киль издавна известен как крупный порт и центр судостроения, в котором создано много боевых кораблей для флота Кайзера и Фюрера. Первые германские подводные лодки создавались именно там, и не случайно со стапелей кильской верфи "Германия" сошли две субмарины, показавшие абсолютно рекордную результативность в мировых войнах.

В Первую Мировую войну особенно отличилась подводная лодка 11-35, а во Вторую - U-48. Обе эти лодки относились к классу средних, создавались по предвоенным программам из более качественных материалов, чем корабли военной постройки, что, возможно, помогло им в боевой деятельности.

То, что лидерами по результатам двух мировых войн стали именно немецкие лодки, вполне понятно - никакой другой флот не имел противников, обладающих столь большим количеством транспортных судов.

"Чемпион" Первой Мировой войны -■ U-35 - относится к типу U-31, в 1912-1915 гг. построено 11 таких лодок (U-31 - U-41). Основные характеристики лодки следующие: водоизмещение 685/878 т. Длина 64 м, ширина 7 м, осадка 3,5 м. Скорость 16,4/9,7 узла, дальность плавания 4400 миль / 8 узлов, под водой 80 миль / 5 узловГ

Главная энергетическая установка 2 дизеля х 925 л.с., 2 эл. двигателя х 550 л.с.

Вооружение - 2 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 9 торпед.

С началом войны в октябре 1914 г. поставлено артиллерийское орудие 75 мм (300 снарядов), замененное на 88 мм (200 снарядов).

Субмарина вошла в строй в декабре"1914 г. Первым командиром стал один из опытнейших подводников Германии капитан-лейтенант Вальдемар Копхамель. Он был подводником с большим стажем, еще в 1908-1910 гг. командовал подводными лодками U-2 и U-9, не случайно он потом назначен командующим подводной флотилии на Средиземном море.

Два первых похода U-35 в январе 1915 г. не принесли результатов. Они скорее были подготовительными и длились всего по 3 дня. Лодка выходила к Гельголанду и Доггербанке. Следующие два похода в район Английского канала так же не были слишком удачными, потоплено 3 и поврежден один пароход. Зато следующий поход (29 мая - 23 июня) в район английского побережья (Бристоль-Канал Святого Георга) принес значительную “добычу" - 14 побед, общее водоизмещение "трофеев" 23520 брт.

Как одна из наиболее отличившихся лодок, U-35 получила назначение на Средиземное море. Выйдя 4 августа из Гельголанда, субмарина 23-го числа пришла в Катарро, по пути увеличив боевой счет на 3 единицы. Уже через три дня после длительного перехода U-35 снова вышла в море, что говорит об очень хорошей подготовке экипажа.

В Эгейском море субмарина находилась до 29 сентября, хотя смогла потопить только 3 парохода, но они оказались достаточно крупными в целом 10596 брт.

12 октября капитан-лейтенант Копхамель вышел в свой последний, восьмой боевой поход на лодке. Он оказался самым удачным. Субмарина прошла вдоль побережья Малой Азии, Северной Африки, крейсировала в районе Салоник. На Средиземном море судоходство шло очень интенсивно, конвойных кораблей не хватало, многие пароходы и парусники не имели радиостанций и не могли дать сигнал бедствия, т.е. условия для деятельности подводных лодок и применения ими, кроме торпед, и артиллерии были весьма благоприятными.

В восьмом походе U-35 уничтожила 12 пароходов, т.е. больше чем весь торпедный запас лодки. Вообще этот поход получился примечательным во многих отношениях. 15 октября у Салоник торпедирован воинский транспорт "Margoette" (7057 брт), погибло 167 человек. Затем лодка доставила из Будрума в Бардию 10 человек немецких и турецких офицеров, на буксире вела еще и две парусные шхуны с оружием для арабских племен сенусси, которые в северной Африке восстали против английского владычества. Передав груз и пассажиров, Копхамель напоследок потопил английский вспомогательный крейсер "Тага", взяв в плен 70 человек, отбуксировал шлюпки в Бардию и сдал турецкому коменданту.

Вернулся Копхамель в базу 12 ноября, уже в чине корветтен- капитана, который получил 17 октября, находясь в море. Через 5 дней после возвращения, новоиспеченный корветтен-капитан сдал свой корабль новому командиру и занял пост командующего флотилией подводных лодок "Pola", т.е. стал главой германских подводных лодок на Средиземном море. Его личный боевой счет за 8 походов - 35 побед (89192 брт). Копхамель оставался на этой должности до июня 1917 г. 29 декабря 1917 г. он удостоен ордена “За заслуги" - "Pour de Merite" - это высшее военное отличие Пруссии, ставшее высшей военной наградой Германской империи.

Вторым командиром U-35 стал будущий "первый подводник мира", чемпион по результативности в обоих Мировых войнах капитан-лейтенант Лотар фон Арно ля Перьер, немец французского происхождения, которое правда не мешало ему пускать ко дну любые корабли, в том числе, и под французским флагом.

Ля Перьер встретил войну в должности адьютанта начальника морского Генерального Штаба адмирала Поля. В октябре 1915 г. после того, как не удалось перейти в воздухоплавательные части, он закончил школу подводного плавания в Эккернфьорде и 17 ноября получил назначение на U-35.

Смена командира повлекла кратковременный перерыв в действиях лодки. Только в новом, 1916 г. капитан-лейтенант начал свою громкую карьеру. Первый короткий выход на две недели (11.01 - 21.01) в район Мальта-Крит принес определенный успех, потоплено 3 крупных парохода общим тоннажем - 14 183 брт.

20 февраля Ля Перьер повел лодку в море снова. Потопление первого же транспорта имело громкий резонанс на Средиземноморье,

Около острова Матапан 26 февраля U-35 встретила французский вспомогательный крейсер "La Provence" (1906 г. постройки, 13735 брт). Бывший трансатлантик компании "General Tra nsatla ntique" теперь нес на палубе батарею из 11 орудий (5x5,5 дюймов, 2x3 дюймовые и 4x2 дюймовые) и использовался как войсковой транспорт. В тот день на борту бывшего лайнера находилось 1800 солдат. В бурном море следов торпед не заметили, повреждения от взрывов торпед, попавших в машинное отделение, усугубились взрывом нескольких котлов. Корабли охранения смогли спасти только 800 человек, а более 1000 погибли.

Перьер стал 6-м немецким подводником, сумевшим потопить океанский лайнер водоизмещением более 10 000 т.

Последним призом похода стал английский шлюп "Primula". Этот корабль показал свой характер. Около Порт Саида 1 марта точная торпеда оторвала нос шлюпу, но корабль пошел на таран кормой вперед, уклонился от 2-х торпед еще и только четвертая поставила точку на его карьере.

Следующий 12-й боевой поход лодки и 4-й под командованием Перьера, ознаменовался потоплением всего одного судна, но зато это опять был громадный трансатлантический лайнер. Построенный в 1906 г. “Minneapolis", принадлежавший компании “Atlantic Transport", совершал рейс на Мальту. 23 марта в 195 милях к востоку от острова громадное судно водоизмещением 13543 брт попало под торпеды U-35.

В отличие от “La Provence" английский лайнер остался на плаву, но по пути на Мальту, куда его вели буксиры, он затонул. К счастью этот рейс был порожний, и из 189 человек команды на борту погибло только 12.

По своей основной специальности капитан-лейтенант был торпедистом, но он хорошо разбирался в артиллерии, так как в 1905 г. после окончания училища обучался на специальных торпедно-артиллерийских курсах оружия. Видя, что условия Средиземного моря дают большие шансы на применение артиллерии и, видимо, используя свои связи, фон Арно добился установки на лодке вне очереди пушки 105 мм калибра и откомандирования в экипаж лодки призового артиллерийского наводчика из состава Флота Открытого Моря. Такое перемещение являлось в то время необычным, так как линкоры продолжали считаться главной силой флота, зато результаты такого перемещения оказались ошеломляющими для союзников.

Приняв усиленный боекомплект, капитан-лейтенант вывел 6 июня свою лодку в море и вернулся только 3 июля. Попутно командир лодки 21 июня зашел в Картахену и доставил испанскому королю Альфонсу XIII личное послание от Кайзера. В этом походе призовой наводчик не подвел, орудие стреляло без промаха и теперь не надо было решать проблему, стоит встречное судно торпеды или нет. Расстреливалось все, что держалось на воде, от пароходов океанского класса до миниатюрных парусников, так одной из жертв U-35 стала итальянская шхуна "Giosue", водоизмещением в... 20 брт.

Общий итог похода - 40 побед. Водоизмещение потопленных судов - 56818 брт, т.е. почти в 1,5 раза больше “Minneapolis". Ободренный успехом, фон Арно предпринял вскоре новый поход, который стал самым успешным в истории военных действий на море. U-35 за период с 26 июля по 20 августа 1916 г. совершила поход вдоль восточного побережья Средиземноморья. Перьер перестал практически обращать внимание на флаг судна. Если до этого похода на его счету было 48 потопленных судов и из них только одно нейтральное (18.6 - норвежский пароход “Aquila"), то теперь перечень национальностей “утопленников" стал чрезвычайно пестрым. В этом походе U-35 потопила 54 судна 9 национальностей: 31 итальянское, 11 английских, по 2 французских, испанских, датских, греческих и норвежских, по одному тунисское и японское. За поход лодка истратила всего 4(!) торпеды, а общее водоизмещение потопленного - 90 350 брт. Для сравнения можно отметить, что подводным “Асом" во Второй Мировой войне считался подводник, потопивший суда общим водоизмещением 100000 брт.

15-и поход U-35 совершила опять в восточное Средиземноморье (14 сентября - 9 октября) и результат снова значителен - 21 победа плюс французский шлюп “Rigef". В список стран, пострадавших от Перьера попала и Швеция, но в этот раз сильнее всего пострадала страна его предков. 4 октября недалеко" от о.Сардиния на траверзе Спартивенто LJ-35 в упор с расстояния 5 кабельтовых торпедировала громадный войсковой транспорт “Gallia”, новый лайнер (1913 г. постройки) водоизмещением 14966 брт, принадлежащий компании “Со- mpagnie de Navigation SudAtlantic”,который вез на борту в Салоники 2700 сербских и французских солдат. Сильнейший взрыв, усиленный взрывом котлов или боеприпасов внутри корпуса, нанес такие повреждения, что капитан даже не успел подать сигнал бедствия. Вспыхнула страшная паника на борту тонущего лайнера, спасение проходило хаотично. На другой день крейсер “Clemanso" принял со шлюпок и плотов 1362 человека. По некоторым данным “Gallia" тоже числилась вспомогательным крейсером. Вместе с двумя такими кораблями на дно пошло более 2300 солдат - усиленный пехотный полк. Перьер стал вторым немецким подводником, имеющим на своем счету 3 лайнера водоизмещением более 10000 брт. (первый - это победитель “Луизи- тании" капитан-лейтенант Швигер).

11 октября 1916 г., меньше чем за год своего “подводного стажа” Ля Перьер получил “Орден За Заслуги" как и предыдущий командир лодки. Для Первой Мировой войны этот случай уникален. За два года войны всего 3-й подводник удостоен такой награды. В 1916 г. на Средиземном море немецкие лодки потопили 415 судов и кораблей, на этом фоне еще рельефнее выглядит результат U-35 - 122 победы.

Первый поход нового рыцаря (награжденный возводится в рыцарское достоинство) “Ордена за Заслуги" в январе 1917 г. принес "средний” результат - 6 судов, причем одно из них с очень любопытным названием - “Lesbian".

Оставаясь в прежнем звании и должности несмотря на все свои успехи, до марта 1918 г., капитан-лейтенант совершил 15 боевых походов и потопил 189 пароходов и парусников тоннажем 446708 брт и 2 военных корабля-шлюпа.

В марте 1918 г. лодку принял капитан-лейтенант Эрих фон Войт, он сходил в море два раза и потопил 5 судов, в июле 1918 г. на мостик корабля поднялся ее последний командир, опытнейший подводник, так же “рыцарь" капитан-лейтенант Хейно фон Хеймбург. Он не пожал новых лавров, лодка уже была сильно изношена и много проигрывала по сравнению с новыми кораблями. В конце октября немецкие лодки получили приказ перейти с Адриатики в Германию. Затем по условиям мирного договора U-35 перешла 26 ноября 1918 г. в Англию, где и разобрана на металл в Блайте в 1919-1920 гг.

Общий итог действий лодки за 25 боевых походов просто фантастический - 224 торговых судна водоизмещением 535900 брт и 2 шлюпа (2500 т). К такому результату во Вторую Мировую ни одна лодка даже приблизиться не могла. Изменились условия использования под- лодок и уже не мог помочь самый талантливый артиллерист. Авиация и радиолокация стали главными врагами субмарин* заставив их несравнимо больше времени* чем в Первую Мировую войну, проводить под водой.

Изменившиеся условия видны на примере действий рекордсмена Второй Мировой войны - лодки U-48, Эта лодка строилась в Киле, заказана 21 ноября 1936 г., вошла в строй 22 апреля 1939 г. Принадлежала к типу VII В (серия из 11 единиц - U-45 - U-55). Серия оказалась удачной: как в Первую Мировую наиболее удачно действовали средиземноморские "тридцатки" как раз одной серии с 13-35, то здесь случилось что-то подобное. Командиры U-43, 46, 47 и 48 заслужили "Рыцарские кресты", перешагнув 100 000-тонный рубеж потопленного тоннажа.

Основные характеристики лодки:

водоизмещение 753/847 т, длина 66 м, ширина 6,2 м, осадка

4,4 м. Скорость 17,9/8 узлов, дальность плавания 3850 миль/

17,2 узла, под водой 90 миль/4 узла.

Главная энергетическая установка 2 дизеля 1400 л.с., 2 эл. двигателя х 375 л,с.

Вооружение - 4 носовых, 1 кормовой торпедный аппарат, 14 торпед, 1 орудие 88 мм (200 снарядов), 1x20 мм (1500),

Лодка зачислена в 7-ю флотилию подводных лодок и под командой капитан-лейтенанта Херберта Шульце с началом войны вышла в море. Уже 5 сентября она пустила ко дну свой первый транспорт с символическим названием - "Королевский скипетр" ("Royal Sceptre", 4853 брт). Общий итог первого похода - 14 777 брт (3 транспорта). Следующий поход начался с заметного успеха. 12 октября лодка встретила конвой, шедший из Америки в Гавр, Его прикрывала подводная лодка "Surcouf", а в составе отряда находился самый большой танкер мира - французский "Emilia Miguet" (постройка 1937 г., 14 115 брт). Он то и стал жертвой торпед U-48, после взрыва танкер долго горел и пошел на дно только на следующий день. За шестидневный период, до 17 октября лодка пустила на дно 5 транспортных судов (36 926 брт). В третьем походе в ноябре- декабре 1939 г. добычей лодки стали еще 4 транспорта в том числе два нейтральных: шведский "Gustave Revter" и греческий "Germania" - не спасло даже название. В феврале 1940 г. субмарина снова вышла на охоту, среди 4 потопленных ею судов было два голландских и одно финское, т.е. нейтралы и союзники. Немецкие подводники хорошо усвоили уроки Ля Перьера - "топи все, что плывет". Единственной "законной", да и то в кавычках (так как официально немецкие лодки действовали по призовому праву, а, конечно, никакого предупреждения Щульце никому не делал), добычей стал океанский лайнер «Sultan Star" (1930 г. постройки, 12 306 брт). Он шел в Англию, выполняя роль плавучего продовольственного склада, без пассажиров, только одного мороженого мяса на борту было 8000 т. Экипаж успел сойти в шлюпки и погиб всего один человек. Лодка контратакована эсминцем охранения и, как считали англичане, потоплена. А "покойник" Щульце, потопив 16 судов, стал первым среди немецких"подводников, превысившим 17 февраля 1940 г. 100-тысячетонный рубеж (110974 брт). За свои заслуги 1 марта награжден "Рыцарским крестом".

В мае 1940 г. на борт лодки поднялся новый командир, корветтен капитан Ханс Ресинг. Он прослужил всего до августа, но успел совершить два похода с очень высоким результатом 12 побед - 60 702 брт. Высшее командование пристально смотрело за подводниками, через 4 дня после 12-й победы юбиляр прочел свое имя в списке новых кавалеров "Рыцарского креста", это произошло 29 августа, правда, и новый кавалер был не полностью безгрешен, среди судов, пущенных им ко дну, оказался один шведский теплоход "Hedrun" 16 августа 1940 г.

Также два похода успел совершить третий командир лодки капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт. Он оказался еще удачливей Ресинга и потопил 13(!) судов (79243 брт) и военный корабль. Среди его жертв можно особо выделить одну - океанский лайнер компании "Ellerman Lines" - "City of Benazes", 1936 г. постройки, водоизмещением 11 476 брт, шел из Англии в Канаду. На борту, кроме экипажа, более сотни детей, эвакуируемых от военных опасностей. Торпедированный 17 сентября лайнер быстро затонул. Сильная волна и ветер затруднили спасение и разбросали шлюпки и плоты. Только через 10 дней самолет обнаружил единственную уцелевшую шлюпку, а подошедший корабль снял 46 человек из 305, находившихся на борту, почти все дети погибли. Капитан-лейтенант Блейчродт вошел в историю U-48 еще и тем, что он одержал победу над единственным военным кораблем, который стал целью ее торпед. 15 сентября в Северной Атлантике затонул английский шлюп "Dundeё" (постройка 1932 г., 1060 т, 2x4 дюймовых орудия и 12 стволов ПВО). Им командовал опытный командир капитан 1 ранга О.F.М.Stokes, награжденный третьим по значимости военным орденом Великобритании "За выдающиеся заслуги". Победа над таким противником говорит о хорошей подготовке командира и экипажа.

Естественно, за такие успехи капитан-лейтенант получил как и два остальных капитана, "Рыцарский крест", 24 октября. Это - абсолютно уникальный случай в истории германского подводного флота, когда в течение года три командира одного и того же корабля получили "Рыцарские кресты". Впоследствии капитан-лейтенант командовал лодками U-109 и U-67, добавил "дубовые листья" к своему кресту и погиб 16 июля 1943 г., вместе с U-67, По результативности он занял 14 место в финальном списке немецких подводников.

Не обошли наградами и других офицеров лодки, первый вахтен ный офицер, т.е. старший помощник, обер-лейтенант Рейнхард Зу- рен получил так же "Рыцарский крест" 3 ноября 1940 г., такой награды до конца войны удостоен еще только один вахтенный офицер, В конце 1940 г. на лодку вернулся первый командир, капитан-лейтенант Херберт Щульце. Он опять повел свой "челн" в море в феврале 1941 г. ив 11 походе прибавил к ее боевому счету 42-ю и 43-ю победы, 12 поход довел этот счет до 47„ В Атлантике пока подводные лодки делали, что хотели, U-48 удерживала к этому времени первое место в Кригсмарине и могла так успешно и интенсивно использоваться только за счет хорошего технического обслуживания. 23 апреля 1941 г. инженер-механик субмарины обер-лейтенант Эрих Цурн удостоен "Рыцарского креста", это пятый офицер корабля, получивший такую награду.

В мае 1941 г. "Рыцари" повели субмарину в последний, 13-й боевой поход. За 8 дней Щульце потопил 4 судна, установив окончательный счет лодки - 51 победа (310407 брт). Личный счет Щульце - 26 побед, позволил ем^ занять 6-ю строку в списке результатов немецких подводников. В этом последнем походе Щульце потопил свое третье крупное судно. 8 июня 1941 г. в 400 милях от Азорских островов от торпед U-48 взорвался и затонул голландский танкер "Pendre- cht" (1939 г. постройки, 10746 брт). Он шел порожним в Нью-Йорк, весь экипаж успел спастись. Последним "трофеем" U-48 стал 12 июня британский теплоход "Empire Dew", в тот же день Щульце получил личный "трофей" - "Дубовые листья" к "Рыцарскому кресту".

За время с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. лодка провела в море 291 день. После такого интенсивного использования субмарину перевели из 7-й флотилии, базирующейся на Сент Назер, в 26-ю флотилию - Пиллау.

Удачливый капитан Щульце пошел на повышение и сменил в должности командира 3-й флотилии подводных лодок, ни кого-нибудь, а тоже прежнего командира U-48, корветтен-капитана Ресинга.

В дальнейшем лодка перечислена в 21-ю флотилию, так же базирующуюся на Пиллау, и использовалась как учебная. Возможно, субмарину с большим черным котом, нарисованным на рубке, берегли как "живую реликвию". Затем лодку включили в состав 3-й учебной флотилии. В самом конце войны последний командир корабля обер-лейтенант Дитер Тоденхеген затопил U-48 в Нойштадте 3 мая 1945 г.

Во время Второй Мировой войны только американские подводники имели перед собой большой японский торговый и военный флот, поэтому небезынтересно, на наш взгляд, привести для сравнения результаты лучших американской и японской подводных лодок.

Во флоте США самый большой счет побед у субмарины "Totog", за период 1942-1944 гг. она одержала 26 побед, 19 торговых судов и 7 военных кораблей, в том числе - 2 подводные лодки, а по потопленному тоннажу первое место в американском флоте за субмариной "Fiesher" - 100231 брт (для немцев это 33-й результат), на ее счету 21 победа - 16 торговых судов и 5 кораблей,

У флота императорской Японии "чемпионом" считается 1-10. За период 1941 - июль 1944 г. лодка потопила 15 транспортов (81425 брт), причем больше половины - 8 побед (39236 брт) - за один поход в июне-июле 1942 г. в Индийском океане.

Два абсолюных чемпиона Первой и Второй Мировых войн в общей сложности имеют на своем счету 275 торговых судов (846 307 брт) и три военных корабля. Лидер Первой Мировой войны обогнал рекордсмена Второй, по числу побед в 4,5 раза, а по объему потопленного только в 1,6 раза. Соответственно среднее водоизмещение потопленного судна у U-35 - 2400 брт, у U-48 - 6000 брт. Обе лодки за время активной службы плавали под командой трех офицеров. Активный период действий от первой победы до последней у "тридцать пятой" 36 месяцев (9 марта 1915 г. - 9 марта 1918 г.), а у "сорок восьмой" такой показатель - 22 месяца (5 сентября 1939 г. - 12 июня 1941 г.).

Еще одно различие в том, что U-48 выполнила одну минную постановку 2 февраля 1940 г. - 8 мин на подходах к Портленду. Лодки Первой Мировой войны, кроме специальных минзагов, такой возможности не имели.

По результатам действий "подводных чемпионов" видно, как усложнились условия действий субмарин от войны к войне и как интенсифицировался сам процесс военных действий. Лодка Первой Мировой войны, войдя в строй в самом ее начале, оставалась в боевом строю все 4 года, а во Вторую войну уже через два с небольшим года своего существования (апрель 1939 г. - июнь 1941 г.) так износилась, что практически выведена на заслуженный отдых и больше в состав кораблей "первой линии" так и не вводилась

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

Недостроенные немецкие подводные лодки типа XXI на слипах №5 (на переднем плане)
и №4 (справа вдали) верфи AG Weser в Бремене. На фото во втором ряду слева направо:
U-3052, U-3042, U-3048 и U-3056; в ближнем ряду слева направо: U-3053, U-3043, U-3049 и U-3057.
Справа вдали – U-3060 и U-3062
Источник: http://waralbum.ru/164992/

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

Скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

Скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).


Кильватерная колонна немецких подводных лодок (тип II-A) в море во время маневров, 1939 год
Источник: http://waralbum.ru/149250/

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).


Офицеры кригсмарине осматривают британскую подводную лодку «Сил» (HMS Seal, N37),
захваченную в проливе Скагеррак
Источник: http://waralbum.ru/178129/

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).


U-48 - наиболее успешная германская подлодка. На снимке она находится
почти на половине пути к своему конечному результату,
как это показано белыми цифрами
на рубке рядом с эмблемой лодки («Трижды черный кот»)
и персональной эмблемой капитана подлодки Шульце («Белой ведьмой»)
Источник: http://forum.worldofwarships.ru

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).


Линейный корабль «Royal Oak»
Источник: http://war-at-sea.narod.ru/photo/s4gb75_4_2p.htm

Командир немецкой подводной лодки U-47 капитан-лейтенант
Гюнтер Прин (Günther Prien, 1908–1941) раздает автографы
после потопления британского линкора «Royal Oak»
Источник: http://waralbum.ru/174940/

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.


Немецкая подводная лодка (тип VII-B) во время боевого похода
подходит к кораблю для обмена грузами
Источник: http://waralbum.ru/169637/

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.


Британский эсминец HMS Forester, 1942 год