Конспект урока на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"(6класс). Урок «Степени сравнения имен прилагательных Урок в 6 кл превосходная степень

«Степени сравнения имен прилагательных»

Дата проведения 17.11.2015

Класс 6

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

Задачи урока:

    Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи

    Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

Составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

Определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

познавательные

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.

    Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» - эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

    Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

    Постановка целей урока.

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

    Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

И _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

    «Ажурная пилка»

1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

    Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

«Лингвистический лабиринт»

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

    Сколько существует степеней сравнения?

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Качественные;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    ейш –

    ее, – е, – ше .

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    ше;

    ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее и т. д.

    Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

    Образование форм степеней сравнения прилагательных.

    Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

Я толстый…

Я хороший…

Я длинная…

    Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)

    По популярности

    По возрасту

    По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

    Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

    Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

    В Гималаях находится ………гора мира Эверест.

    Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.

    Гепард ……

    ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.

    Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

    Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.

    ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.

    У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.

    Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.

    Исправьте ошибки в предложениях

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Осенью в лесу красивее, чем зимой.

    Это самый большой салют, который я видел.

    Хвост более короткий.

    Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

    Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

Группа №1

    От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    мягче –

    лучше -

    тише -

    быстрее –

    Они на старте были в более лучшей ситуации.

    Нет ничего красивше своего родного края.

    Из двух зол выбирай более меньшее.

    Река Ульба узее Иртыша.

    В январе морозы были более злейшие.

    Заполните таблицу

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Острый

Быстрый

Строгий

Умный

Добрый

Группа №2

1.От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    тише –

    выше –

    глубочайший –

    хуже –

    Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Они хотели своим детям более лучшую жизнь.

2. Этот сыр твердее того.

3. Маркаколь - самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане.

4.Нет ничего хужее предательства друга.

5. У моего друга самая злейшая собака на свете.

    Заполните таблицу.

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Глупый

Медленный

Важный

Лёгкий

Тонкий

Взаимопроверка в парах по ключу

    Подведение итогов урока.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Чем был полезен для вас урок? Какой вывод в можете сделать по сегодняшнему уроку?

    Информация о домашнем задании. На выбор.

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

    Составьте запись для «Книги рекордов вашего класса», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ

    Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний лес», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.

    Рефлексия. Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии , красный - был безразличен , оранжевый - был увлечен , получил удовольствие от общения, желтый - был активным на уроке)

Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.

Использованные материалы:

    Галушко И.Г, учитель русского языка и литературы «Елгайская основная общеобразовательная школа» Презентация «Сравнительная степень имен прилагательных»

    Картинки о книге рекордов

    Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011

    Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.

    Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень

    Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт»,

    Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

    Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

    Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
    Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира.
    Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

    Цели:
    Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
    Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
    Воспитательная: воспитывать культуру общения
    Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
    Задачи:
    формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    формирование навыков монологической речи;
    развитие коммуникативных навыков учащихся;
    воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

    Тренировочные упражнения

    Упражнение 1. Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
    (Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
    1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

    Упражнение 2.
    а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
    б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
    Но скажи: как можно ей
    Быть во всём меня...?
    Признавайся: всех я...,
    Обойди всё царство наше.

    Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
    А Иван им стал кричать:
    «Стыдно, братья, воровать!
    Хоть Ивана вы...,
    Да Иван-то вас...:
    Он у вас коней не крал!»

    Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
    «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
    (Более рабского, более царственного)

    Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
    1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки - сравнение по весу.
    2. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.
    3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.
    4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.

    Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
    Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

    Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
    Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
    1. С наступлением весны дни... . 2. При нагревании вода... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег... . 4. Ближе к устью река... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

    Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
    Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
    (Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
    Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

    Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
    Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
    (Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

    Конспект урока русского языка в 5 классе "Степени сравнения имён прилагательных" УМК. Львова, Львов Русский язык. 5 класс

    Розова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ № 252" города Санкт-Петербурга

    Класс : 5
    Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
    Цель: познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных
    Задачи:
    Образовательные:
    Познакомить с понятием степеней сравнения;
    Определить, какие степени сравнения бывают;
    Выяснить, как образуются степени сравнения в русском языке;
    Отработать орфографические навыки написания слов спортивной тематики;
    Научить образовывать различные степени сравнения.
    Воспитательные:
    Воспитание любви к родному языку;
    Воспитания умения вести диалог на научную тему, слушать собеседника;
    Воспитание чувства гордости за родную страну.
    Развивающие:
    Развитие языкового чутья.
    Формирование УУД.
    Личностные УУД:
    Смыслообразование;
    Целеполагание.
    Регулятивные УУД:
    Планирование;
    Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
    Познавательные УУД:
    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    Поиск и выделение необходимой информации;
    Структурирование знаний.
    Коммуникативные УУД
    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    Владение монологической и диалогической речами.
    Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
    Методы и приёмы : выполнение морфемного и морфологического разборов, анализ лингвистического материала, беседа, поиск языкового материала, выполнение упражнений, конструирование предложение, чтение научного и художественного текстов, работа и иллюстрациями, составление опорного конспекта, выполнение упражнений.
    Межпредметные связи: история, физическая культура.
    УМК : Львова, Львов Русский язык. 5 класс.
    Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, «пергамент».

    Ход урока

    I. Организационный этап . Здравствуйте ребята! Рада вас всех здесь сегодня видеть. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
    II. Этап проверки выполнения домашнего задания . Д/з № 619 (зад. 1, 2) 3 ученика предварительно выполняют морфемный и морфологические разборы, один из них вставляет буквы в текст презентации.

    Большинство древних книг написано на пергаменте. Его делали из козлиной, телячьей, бараньей или свиной кожи.
    Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке. Вымачивали, уничтожали остатки волос. Втирали мел, чтобы он впитал жир, выглаживали и сушили.
    Пергамент был очень дорогим материалом. Из одной шкуры изготавливали только два или три листа. Чтобы написать книгу, требовалось целое стадо животных.


    Козлиной
    Коза
    Козёл
    Изготовления
    Готовить
    Приготовленный
    Козлиной – имя прилагательное
    1. Признак предмета, Н.ф. – козлиный
    2. П.п.: притяжательное
    3. Н.п.: Р.п., ед.ч., ж.р.
    4. Определение, из козлиной кожи

    Изготовления – имя существительное
    1. Предмет, Н.ф. – изготовление
    2. П.п.: нарицательное, ср.р., неодуш., особое склонение
    3. Н.п.: Р.п., ед.ч.,
    4. Дополнение, для изготовления.

    Четвёртый ученик называет, какие притяжательные, и какие относительные прилагательные ему встретились. На слайде они последовательно выделяются цветом. Какой разряд прилагательных не встретился в тексте? (относительные)

    III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
    - Ребята, а вы знаете, в какой стране появился пергамент? (Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. Оттуда она перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры). Грецию считают родиной пергамента ошибочно.


    - А вот родиной чего Греция считается по праву, в особенности гора, которая находится на юго-востоке Фессалии? (Олимпийских игр)


    - А кто может мне назвать девиз Олимпийских игр в независимости от места и времени их проведения? (Быстрее, выше, сильнее!). Именно под этим девизом и пройдёт наш сегодняшний урок. Но у нас не урок физкультуры… К сожалению… И поэтому в первую очередь меня интересует лингвистическая подоплёка олимпийского девиза.


    - Скажите, пожалуйста, слова какой части речи составляют лозунг? (Имя прилагательное). Здесь нужно заострить внимание на том, что в зависимости от контекста данные слова могут менять частиречную принадлежность.
    - А в какой форме употреблены данные имена прилагательные? (сравнительной степени)
    - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Степени сравнения имён прилагательных). Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.
    - Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему урока? (Вспомнить, у какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения; сколько степеней сравнения бывает; как они образуются).


    Экран выключается.
    IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
    Обратимся к странице учебника 100 и прочитаем теоретический материал.
    - Итак, скажите, пожалуйста, какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (только качественные)
    - Сколько всего степеней сравнений имеет имя прилагательное в русском языке? (три)
    - Назовите их (положительная, сравнительная и превосходная)
    - Какая степень сравнения называется положительной? (та, которая выражает признак предмета без сравнения с другими предметами, то есть исходная форма прилагательного).
    - В чём особенности сравнительной степени? (указывает на то, что в одном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом)
    - Что подчёркивает превосходная степень? (что данный предмет по качеству превосходит другие).
    Рассмотрите три картинки внизу 100 страницы, и, используя их, объясните смысловые различия между положительной, сравнительной и превосходной степенями сравнения.
    Заслушиваются 1 – 2 ответа учащихся.
    Включается экран.
    Обратим внимание на то, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения. Для этого построим Олимпийскую деревню при помощи ручки, линейки и карандаша.


    V. Этап первичной проверки понимания изученного.
    На столе у вас лежит импровизированный пергамент, сохранившийся ещё с первой олимпиады в древней Греции. Давайте же полюбопытствуем, что на нём начертано.
    СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ


    Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое - если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
    Разумеется, деревьев.
    Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл - только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж - только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
    Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее - над своими.
    Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же - среди уделов).
    Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент - САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
    Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
    Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь - и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
    А когда ты самый красивый - в узком кругу и самый умный - в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
    (Ф.Кривин «Принцесса Грамматика или Потомки древнего глагола»)
    - Можно ли эту рукопись назвать текстом?
    - Да, можно. У неё есть тема – степени сравнения, у неё есть идея – различия в значениях степеней сравнения. Предложения связаны грамматически и по смыслу. Наблюдается завершённость и смысловая законченность.
    - Какой тип речи перед нами? (размышление, автор размышляет о различиях между значениями степеней сравнения).
    Работаем по группам. 3 ряд выписывает из текста прилагательные в положительной степени, 2 ряд – в сравнительной, 3 – в превосходной.
    Положительная Сравнительная Превосходная
    Превосходная
    Сравнительная
    Подобных*
    Красивый
    Скучный
    Широкий
    Унизительным
    Узком
    Высокого Выше
    Веселей
    Умнее
    Более широком
    Интересней
    Красивее**
    Ниже Самое высокое
    Высочайшее
    Самый твёрдый
    Красивейший
    Скучнейший
    Самый умный
    Самый красивый
    * Здесь подобных значит похожих, также это слово может быть местоимением (в подобных случаях = в таких случаях)
    ** КрасИвее или красивЕе? – красИвее
    VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий . Дидактическая игра «Я самый».
    В любой области знаний, а также в спорте нужно уметь правильно оценивать свои сильные и слабые стороны. И, разумеется, и каждого из нас есть свои преимущества. Сейчас я предлагаю вам записать в тетради 5 своих самых лучших качеств, используя для этого конструкцию «Я самый…» и дальше продолжить. Ваши спортивные достижения приветствуются.
    - Ариана, ты у нас баскетболистка, значит ты…
    - Я самая меткая!
    - Али, ты у нас боксёр, значит ты…
    - Я самый сильный!
    - Полина, ты очень хорошо бегаешь, значит ты…
    - Я самая быстрая!
    - Посмотрите, какие мы все самые-самые! А при помощи какого языкового явления мы себя расхваливали?
    - При помощи превосходной степени сравнения.
    - Молодцы! А самым-самым спортивным прямая дорога на Олимпиаду, поэтому начнём к ней готовится прямо сейчас.


    VII. Физкультминутка.


    Встаньте, пожалуйста. И повторяйте движения за тренером, то есть за мной. Трибуна болельщиков активно поддерживает свою сборную и не отстаёт от неё!
    Чтобы стать хорошим фигуристом, нужно быть пластичным, а для этого потянемся вверх и схватим с неба свою звезду!
    Чтобы сыграть партию в кёрлинг, нужно быть очень гибким! Наклонимся и дотянемся до носочков! И пусть британцы удивляются, как этим русским всё удаётся!
    Хоккеисты вынуждены всегда носить во время матча шлем, а в нём так затекает голова. Сделаем по три наклона головой в разные стороны. Теперь сборная команды может даже не рассчитывать на сокрушительную победу!
    В биатлоне нам необходимо острое зрение – поработаем глазками! Вправо-влево, вправо-влево. И поморгали. Вверх-вниз. Вверх-вниз. И поморгали. А теперь закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Снова закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Ну, теперь наше зрение острее, чем у орла.
    И, наконец, гонка преследования. Чтобы обогнать немцев, нужно быть в хорошей форме. Пробежкой от бедра ать-два!
    Теперь вы готовы к Олимпийским состязаниям! Продолжим нашу работу!
    Экран выключается.
    VIII. Этап обобщения и систематизации знаний. Очень трудно сравнивать спортсменов между собой. Однако один в чём-то превосходит другого, а третьему удаётся выполнить двойной тулуп намного лучше, чем четвёртому. Давайте вместе разберём, чем отличаются спортсмены друг от друга.
    Включается экран.
    Запишите предложения, вставляя прилагательные в нужной степени сравнения.
    Легкоатлет прыгает … всех.
    Группа юных баскетболистов … среди других групп.
    Конькобежка Фаткулина … из российской сборной.
    Выступление этого фигуриста оказалось … , чем на Олимпиаде в Ванкувере.
    Слова для справок: быстрый, далёкий, удачный, высокий


    IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
    Взаимопроверка. Ответ:
    Легкоатлет прыгает дальше всех.
    Группа юных баскетболистов самая высокая среди других групп.
    Конькобежка Фаткулина самая быстрая/быстрейшая из российской сборной.
    Выступление этого фигуриста оказалось, чем на Олимпиаде в Ванкувере.

    X. Этап обобщения и систематизации знаний.
    В начале урока мы поставили перед собой несколько вопросов. Сумели ли мы найти на них ответы?
    - У какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения?
    - У качественных.
    - Сколько степеней сравнения бывает?
    - Три (положительная, сравнительная и превосходная)
    - Как они образуются (при помощи суффиксов и вспомогательных слов)
    - Сумели ли мы реализовать цель, поставленную в начале урока?
    - Да.
    - На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о степенях сравнения имён прилагательных и поговорим об их употреблении с точки зрения культуры речи и грамматических норм в частности.
    XI. Этап информации о домашнем задании. Откроем дневники и запишем домашнее задание.


    XII. Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
    XIII. Этап рефлексии.

    Беллаш Елена Владимировна

    МАОУ СОШ № 17

    Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных

    Цели урока:

    1) знать значение имён прилагательных в форме сравнительной степени;

    2) знать правила образования и изменения прилагательных в сравнительной степени;

    3) знать случи чередования звуков при образовании простых форм сравнительной степени;

    4) уметь образовывать формы сравнительной степени имени прилагательного;

    5) совершенствовать навыки нормированного употребления форм сравнительной степени;

    6) уметь редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    II. Определение темы урока и его целей.

    1. Запишите предложение.

    2 человека у доски, остальные работают в тетради

    2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и произведите его морфологический разбор.

    В зимние тихие ночи лунный свет колдует над полями пшеницы.

    Тихие – прилагательное, (какой?), Н. ф. тихий. Качественное, употреблено в полной форме, в Вин. пад. множ. числе. Ночи (какие?) тихие. В предложении является определением.

    3. Докажите, что прилагательное «тихие» является качественным. Какой из названных морфологических признаков имени прилагательного нами ещё не изучался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Каковы цели сегодняшнего урока?

    III. Знакомство со сравнительной степенью имени прилагательного.

    Работа с учебником (устно) № 391

      Прочтите задание.

      Какие прилагательные в форме сравнения вы могли бы выделить? В качестве подсказки используйте таблицу, приведённую выше (старее, сильнее, увёртливее).

      Какое из этих слов является устаревшим? Как мы сказали бы сейчас? К какой степени сравнения можно отнести данные слова (старее – старше; сравнительная степень)?

    Какой признак обозначают прилагательные в сравнительной степени? Какое значение имеют прилагательные в сравнительной степени (Признак в большей или меньшей степени)? Как, в какой степени проявляется признак в сравнительных прилагательных?

      По каким морфемным признакам можно определить, что прилагательные имеют форму сравнительной степени (по суффиксам, с помощью дополнительных слов).

    Давайте познакомимся с суффиксами прилагательных в сравнительной степени. Переход к упр. № 392.

    IV. Знакомство с суффиксами прилагательных в сравнительной степени.

    № 392 письменно.

      В какой форме приведены данные прилагательные?

      Запишите эти прилагательные, выделяя суффикс сравнительной степени (ее, е, ей). По одному человеку.

      При помощи каких суффиксов образуется сравнительная степень имени прилагательного? К какой форме имени прилагательного нужно присоединить эти суффиксы, чтобы получить форму сравнительной степени (к начальной форме)? Давайте проверим это на примере слов из нашего упражнения (устно).

      Какие изменения могут происходить в слове при образовании сравнительной степени (чередования)? Как называются подобные изменения? Назовите эти чередования

      Как вы думаете, сравнительная степень прилагательного может образовываться только при помощи суффиксов? Переход к распределительному диктанту.

    V. Знакомство со сложной сравнительной степенью.

    Распределительный диктант. Выпишите только прилагательные, стоящие в сравнительной степени.

    Большой, больше, веселый, весел, более весёлый, менее весёлый, страшен, утренний, огромный, глубокая, суров.

      Какие прилагательные вы выписали?

      Одинаково ли образуются эти прилагательные? В чём отличие в образовании этих прилагательных?

      Назовите прилагательные, образующиеся с помощью суффиксов; с помощью дополнительных слов. Назовите эти дополнительные слова.

      Данные способы образуют два типа сравнительной степени (простую и сложную). Как вы считаете, как образуется простая сравнительная степень; сложная сравнительная степень?

      Какая из форм сравнительной степени может изменяться по родам, числам и падежам.

    А сейчас давайте сами попытаемся образовать возможные формы сравнительной степени. Переход к упр. 394

    VI. Отработка навыка образования форм сравнительной степени. № 394.

    Письменно самостоятельно с дальнейшей проверкой.

    1. Прочтите задание. Образуйте от данных слов сравнительную степень прилагательного в тех случаях. Когда это возможно?

    Что необходимо выполнить в этом упражнении? От всех ли слов можно образовать форму сравнительной степени?

    Менее дружеский, трагичнее, менее трагичный, более героический, звонче, менее звонкий, тоньше, тонкий, жарче, менее жаркий.

    2. От какого прилагательного вы не смогли образовать форму сравнительной степени? Почему? Определите разряд этих прилагательных.

    3. От каких прилагательных вы смогли образовать только сложную степень? Почему? Что общего в морфемном облике этих прилагательных? Какой вывод об образовании прилагательных в сравнительной степени можно сделать на основе данного упражнения?

    Простую сравнительную степень не образуют бывшие относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ск, -н, бывшие причастия с суффиксом –л: боевой, дружеский, кровный, горелый. Не образуют степеней сравнения также качественные прилагательные, которые обозначают постоянный признак: женатый, вдовый, хромой, вороной и др.

    Вы научились составлять слова в сравнительной степени. Но важно не только составлять прилагательные в сравнительной степени, но и правильно употреблять эти прилагательные в речи или на письме в предложениях или тексте, стараясь избежать возможных ошибок. С некоторыми возможными случаями ошибок мы познакомимся, выполняя упражнение № 395. Переход к упражнению.

    VII Упражнение № 395 (устно).

      Прочтите задание.

      Исправьте предложения. Прочтите правильный вариант.

      Какую ошибку допустил ученик? Почему?

    Определение того, каким членом предложения будут являться прилагательные в форме сравнительной степени (1 человек у доски с карточкой). Затем после выполнения упр. 395 класс по записям на доске определяет, каким членом предложения будет прилагательное в сравнительной степени.

    Из двух зол выбирают меньшее.

    В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки.

    VIII Обобщение на основе заполнения раздаточного материала.

    IX Тестовые задания (раздаточный материал)

    Домашнее задание. П 104, № 396,

    Сравните двумя способами:

    – родниковую и речную воду по чистоте (чище – грязнее);

    – планеты Солнце и Землю по величине (больше – меньше);

    – растительность тундры и тайги по густоте (гуще – скуднее).

    Творческое задание

    Написать сочинение-миниатюру на тему: «А снег идет, идет…», используя прилагательные в сравнительной степени.

    Название

    Сравнительная

    Превосходная

    Особенность

    Признак в большей или меньшей степени

    Признак в одном предмете в набольшей или наименьшей степени

    Выше лучше

    Высочайший

    Образуются

    Суффиксы

    Более, менее

    Суффиксы -

    Частицы самый, наиболее,

    наименее

    Изменяются

    нет не склон.

    да (род.чис.пад)

    (род.чис.пад)

    Название

    Сравнительная

    Превосходная

    Особенность

    Образуются

    Изменяются

    Название

    Сравнительная

    Превосходная

    Особенность

    Образуются

    Изменяются

    Название

    Сравнительная

    Превосходная

    Особенность

    Образуются

    Изменяются

    Название

    Сравнительная

    Превосходная

    Особенность

    Образуются

    Изменяются

    Тестовые задания

    Обведите номер или номера правильного (правильных) ответа (ответов).

    1. Сравнительная степень имени прилагатель­ного образуется путем:

    1) прибавления к основе начальной формы суф­фикса -ейш(-айш);

    2) прибавлением к основе начальной формы суффиксов -ее(-ей), -е, -ше;

    3) прибавлением слова «наиболее», «самый» к начальной форме;

    4) прибавлением слова «более» к начальной форме.

    2. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

    2) добрейший;

    3) менее громкий;

    4) хороший;

    3. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

    1) наилучший;

    2) достойнее;

    3) достойный;

    4) менее подвижный.

    4. Прилагательное в форме сравнительной степе­ни в предложении является:

    1) определением;

    2) сказуемым;

    3) дополнением;

    4) подлежащим.

    5. В образовании формы сравнительной степени прилагательного допущены ошибки:

    2) хорошее;

    3) позжее;

    4) удобнее.

    6. Синтаксическая роль прилагательного определена верно в предложении:

    1) В детстве деревья выше, а краски ярче;

    2) В детстве деревья выше, а краски ярче;

    3) В детстве деревья выше, а краски ярче;

    7. Имя прилагательное в предложении Вы нашли не лучшее место имеет признаки:

    1) нарицательное;

    2) в краткой форме;

    3) качественное;

    4) в сравнительной степени;

    5) средний род;

    6) единственное число;

    7) именительный падеж.

    8. Ударение поставлено правильно:

    1) красивее;

    2) удобнее;

    3) спокойнее.

    Урок № 91 Русский язык в 6 классе

    ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных».

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    Познакомить учащихся с понятием «степени сравнения имен прилагательных». Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени;

    Развивать умение находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении;

    Воспитывать патриотические чувства

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, тетрадь для словарных работ, индивидуальные карточки, схемы – формулы.

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент.

    II . Устная синтаксическая пятиминутка.

    Яркие игрушки украшали елку, и от них в комнату будто лился веселый свет.

    Составьте схему предложения.

    Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», поставив их в начальной форме.

    Что обозначают данные прилагательные? Может ли что – то быть ярче игрушек?

    3. Запись с объяснением:

    Яркий – ярче – ярчайший;

    Веселый – веселей – веселее – самый веселый.

    III . Работа по теме урока.

    1. Запись на доске:

    Перед нами открылся красивый пейзаж.

    Этот пейзаж был красивее предыдущего.

    - Скажите, какое прилагательное - красивый или красивее показывает, что признак проявляется в большей степени?

    - Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Пейзаж был красивее предыдущего. Если же нужно показать, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, то в таком случае используется превосходная степень имени прилагательного: Перед нами открылся красивейший пейзаж.

    2.Выполнение упр. 281.

    2. Составление схемы «Степени сравнения имен прилагательных»

    3. Работа с учебником. Чтение теории § 49 на стр. 116-119.

    - Дополнить схему примерами простой и составной форм степеней сравнения.

    Записать в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения:

    Основа прилагательного + суффиксы …= простая сравнительная степень

    + прилагательное = составная сравнительная степень

    4. Индивидуальные карточки:

    1). Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени.

    В детстве все было другим. (Яркий) было солнце (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.

    (По К. Паустовскому )

    2). Запишите текст, раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.

    Некоторые во..бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце слабо нагр..вает воздух своими луч..ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр..вает землю своими луч..ми, воздух нагр..вает(?)ся от з..мли точно так же, как от г..ряч..й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем(много) остынет. Поэтому на больш..й высоте всегда хол..дно.

    (Н. Носов )

    Динамическая пауза

    5. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной степени. Укажите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

    Красный, бурный, плохой, важный, ужасный, голый, дорогой, мокрый, краткий, золотой.

    Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.

    Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

    6. Запись в раздел словаря «Говори правильно»: красИвее, свобОднее, удОбнее, спокОйнее.

    Составить с данными словами предложения; определить роль прилагательных в сравнительной степени в придуманных предложениях.

    IV . Подведение итогов урока.

    - Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?

    - Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе...

    - Составная форма сравнительной степени обычно образуется... .

    V . Сообщение домашнего задания.

    Выполнить упр. 283, 284.

    VI . Выставление оценок за урок.