Краткая история систематики растений уже на заре цивилизации формировались первые представления о биологическом разнообразии, создавались народные названия, - презентация. Что такое систематика Изучение нового материала

Урок № 34 Дата урока: 02.02.16

Тема урока . Систематика и эволюция.

Цель урока: познакомить учащихся с наукой систематикой, основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации.

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: электронное приложение, учебник, карточки.

Базовые понятия и термины: классификация, систематика, таксоны.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I .Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса.

Проблема, которую нам нужно будет решить, звучит так – Почему многообразие современного органического мира является результатом биологической эволюции? Что изучает систематика?

Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.

– К чему в итоге привел эволюционный процесс?

Итак, в конце XVII в. – начале XVIII в. в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.

«Ариаднина нить ботаники – система, без которой в ботанике хаос, – писал К. Линней в «Философии ботаники». – Система – вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

Тема урока «Систематика и эволюция».

    Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

На Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача - это распределение животных по группам, то есть их классификация . Основная единица классификации - это вид животных.

Существуют два типа классификации – естественная и искусственная.

Работа с учебником стр. 72

В чём сходство и отличия этих типов классификации?

Работа с приложением

Основоположник систематики – К. Линней.

К. Линней старался систематизировать все. Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел нескольку названий (см. с. 207 название сурка). Это приводило к ошибкам и вызывало споры.
Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.
На самом деле пестик и тычинка – главные части цветка. Они участвуют в образовании плодов и семян.

Учитель (ученики записывают в тетради) . Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды.
Под видом он понимал группы организмов, происходящих отобщих предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.
Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.
Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно закрепил в науке.
Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) – название вида.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов, а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия видов.
Раньше шиповник назывался «обыкновенной лесной розой с «новым душистым цветком» – по Линнею он стал Розой лесной. Линней подсчитал, что из шести прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, можно составить названия для 100 видов.
И если раньше, по словам современников, пользоваться видовыми названиями представляло «величайшее затруднение для па­мяти, языка и пера», то новая система была практичной, удобной и удивительным образом облегчила занятия наукой. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий число известных видов растений увеличилось от 7 000 до 100 000.
Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свы­ше 4200 видов животных.
Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые пред­ложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектар­ник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.
Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их родственных связей.
Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.
Правда, Линней понимал под естественной системой такую, которая отражала бы порядок природы, установленный «Твор­цом», а не исторический процесс развития организмов, как это по­нимается сейчас.

Так как классификацией занимались сотни систематиков, работающих как на одних и тех же, так и на разных материалах, возникла необходимость установить определенные правила и терминологию.

Самые группы (таксоны), на которые делят в настоящее время царство животных, называют типами . Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, входящими в один таксон увеличивается. В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Самостоятельная работа с карточками

РОД - основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) - род сосен. Близкие роды объединяют в семейство.

СЕМЕЙСТВО - таксономическая категория. В семейство (иногда сначала в подсемейство) объединяют близкие роды. Напр., семейство беличьих включает роды: белки, сурки, суслики и др.; семейство сосновых образуют роды: сосна, ель, пихта и др. В одних семействах до 1000 родов, в других - немного или только 1 род. Близкие семейства объединяют в отряд (в систематике животных) или в порядок (в систематике растений), иногда сначала в надсемейство.

ОТРЯД - таксономическая категория в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства волчьи, енотовые, куньи, кошачьи и др. образуют отряд хищных. Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд. В систематике растений отряду соответствует порядок.

ПОРЯДОК - в систематике растений и бактерий. В порядок объединяют родственные семейства. Близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.

КЛАСС (от лат. classis - разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда - сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

ТИП - таксономическая категория в систематике животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., типы хордовых включают классы земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и др. Все представители одного типа имеют единый план строения. Типы отражают основные ветви филогенетического древа животных. Всех животных обычно относят к 16 типам (по мнению разных ученых, типов от 13 до 33). Все типы животных объединяются в царство животных. В систематике растений типу соответствует отдел.

ОТДЕЛ - таксономическая категория в систематике растений. В отделы (иногда сначала в подотдел) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов.

ЦАРСТВО - высшая таксономическая категория. Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (в т. ч. цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют еще царство архебактерий. В биогеографии царство - высшая категория флористического и фаунистического районирования.

Международный язык систематики – латинский. Например: Человек разумный (Homo sapiens),

Лягушка леопардовая (Rana pipiens).

Проблемный вопрос: Какую особенность можно отметить и русском и в латинском варианте

названий?

В приведенной ниже таблице такая система классификации проиллюстрирована примерами:

Царство

Животные

Животные

Животные

Животные

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Класс

Костные рыбы

Земноводные

Млекопитающие

Млекопитающие

Отряд

Сельдеобразные

Бесхвостые

Семейство

Лососевые

Лягушковые

Гоминиды

Настоящие лягушки

Форель ручьевая

Лягушка леопардовая

Кошка домашняя

Человек разумный

Научное название

Salmo trutta

Rana pipiens

Felis catus

Homo sapiens

Чем классификация животных отличается от классификации растений?

Работа с приложением

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Ответить на вопросы в конце параграфа стр. 73

1. Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, перечисленных в данном списке:

    Лисица обыкновенная 7. Кот барханный

    Медведь бурый 8. Дрозд черный

    Ворона серая

    Саламандра пятнистая

    Медведь белый

    Сельдь атлантическая

2. Биологическая задача.

Известный систематик Карл Линней разделил все растения на 24 класса по числу тычинок и характеру пестиков в цветках. Последний 24 класс он назвал «тайнобрачные растения». К нему были отнесены мхи и папоротники. Объясните, почему эта группа растений была названа тайнобрачной? Какие ошибки были допущены Линнеем в классификации?

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Что такое систематика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Что такое систематика

Текст В. Б Захаров, Н. И. Сонин. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов. 2001

Составитель Большаков С. В.

Слайд 2

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Слайд 3

Еще в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале он делил животных и растения просто - на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему бездну уже известных сведений о живых организмах.

2. Аристотель. 384-322 до н. е. http://www.rate1.com.ua/ua/nauka/906/?tx_comments_pi1=1&cHash=9e75f588aa

Слайд 4

В средние века развитие сельского хозяйства. И накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различныx классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах - расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков. Такие системы были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных еще не существовало ­ здесь царил полный разнобой.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Айас

Слайд 5

Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.

http://locman.hutor.ru/history/05/23

Слайд 6

Первую естественную классификацию создал Ч. Дарвин. В ее основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог­систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

http://www.bogoslov.ru/text/296564/index.html

Слайд 7

Основная единица классификации ­ это вид.

Под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию. Все наши домашние собаки, несмотря на их внешние различия, относятся к одному виду - Собака.

http://funanimls.ru/news/2 http://doggi.ru/photo/1-0-371

Слайд 8

Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк.

http://dreamworlds.ru/page/872/

http://clubs.ya.ru/4611686018427429769/replies.xml?item_no=1196

Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом.

Слайд 9

Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству

Род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

http://specialevents.in.ua/category.php?f=131&

http://forum.deir.org/lofiversion/index.php/t24770-750.html

http://www.kinolog.biz/news/index.php?rss=y&PAGEN_1=9

Слайд 10

Близкие, сходные семейства объединяют в отряд, отряды - в класс, классы ­ в тип для животных или отдел для растений, типы - в подцарство, подцарства - в царство.

http://pictures.live4fun.ru/joke/182430

Слайд 11

Всего различают пять царств живой природы: - Прокариоты (клетки их лишены ядра), Вирусы (имеют неклеточное строение), а также Грибы, Растения и Животные - эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром.

Прокариоты. http://www.darwin.museum.ru/expos/be_dino/zeml_pro.htm

http://otvetin.ru/zdorovkrasiv/7819-chto-takoe-virus.html

http://www.rtkorr.com/news/2009/10/27/?page=21

http://syncmaster22.narod.ru/Gallery/index.html

http://hakunamotata.narod.ru/images_and_foto/jivotnie/cat/cat.htm

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История развития эволюционных идей Курс Общая биология 9 класс

I этап развития эволюционных идей – – учения античных философов философ Гераклит Эфесский (VI–V вв. до н. э.) «Вселенная никогда ни кем не создавалась, она существовала всегда, в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается»

I этап развития эволюционных идей – – учения античных философов Эмпедокл, V в. до н. э. Древнейшая теория эволюции «в самом начале на свет появились разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединились между собой в самых невероятных сочетаниях (пример, кентавры – мифические полулюди - полукони). Позднее все нежизнеспособные комбинации погибли»

II этап – мрачного застоя, развития креационизма Господство христианской церкви в Европе привело к насильственному насаждению метафизического мировоззрения в науке «постоянство, неизменность и изначальная целесообразность всей природы, т.е. полное соответствие организма или органа выполняемым функциям, т.е. цели поставленной творцом при его создании»

III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Английский философ Френсис Бэкон (1561-1626) закладывает основы экспериментального подхода в научных исследованиях совершают основополагающие открытия в строении человеческого тела (Х VI- Х VII века) Андреас Везалий (Италия) Уильям Гарвей (Англия)

Открытие существования микромира Роберт Гук Англия III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе 1635-1703 Нидерланды Италия

Экспериментально опровергли возможность самозарождения живых организмов III этап – эпоха Возрождения (с Х V века) всплеск развития естественных наук – накопление систематических знаний о природе Франческо Реди (1626 – 1697) Лаццаро Спалланцани (1729 – 1799) Луи Пастер 1822 - 1895

Р. Гук, Д. Дидро, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. Гёте, К. Рулье, Ш. Боннэ - сторонники изменяемости органического мира Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция (1707 – 1788) … Организмы, имеющие общих предков, претерпевают изменения под воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы

Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция, (1707 – 1788) … Организмы, имеющие общих предков, претерпевают изменения под воздействием окружающей среды в течение длительного времени. .. Чарльз Лайель, Англия, (1797 – 1875) … роль организмов в истории земной коры и связь между развитием органического и неорганического мира Не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе были выявлены основные проблемы будущего эволюционного учения IV этап – развитие концепции трансформизма – естественное непрерывное развитие живой природы

* Основные задачи эволюционного учения – поиск решения проблем: Сущность и причины эволюции Причины целесообразности устройства организмов Причины многообразия органического мира Причины сходства и различий между разными видами Причины одновременного существования низших и высших организмов

Биология на рубеже Х VIII века была лишена стройной концепции эволюции, но развитие естественных наук подготовило почву для создания первых эволюционных теорий

Система органического мира Карла Линнея. Вид – элементарная единица живой природы. Выделил главный признак – свободное скрещивание особей одного вида. Ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс. Возможно естественное возникновение разновидностей, но виды неизменны. (!!!) Классификация растений и животных носила искусственный характер, т.к. основывалась на 1-2 признаках и не отражала подлинного родства группами организмов. (!!!) Предложил бинарную номенклатуру. (!!!) Описал около 10 тыс. видов растений, около 4,5 тыс. видов животных. Впервые поместил человека в отряд Приматов.

Карла Линнея по праву называют отцом систематики Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний

Эволюционные идеи Жана Батиста Ламарка (1744-1829). 1. Движущие силы эволюции – врождённые способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания 2. Направления эволюции – постепенное усложнение от низших форм к высшим (градации – ступени; отклонения от градаций – наличие низших и высших форм одновременно) 3. Результаты эволюции – возникновение приспособлений у живых организмов к условиям обитания и видообразование 4. Механизм эволюции – изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование организма, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослаблении того или иного органа и наследственное закрепление у данной особи. 5. Единица эволюции – отдельный организм

Пример эволюционных изменений по Ламарку

Оценка эволюционого учения Ж.-Б. Ламарка. Плюсы. Минусы.

Д./З.: Праграф № 41, Записи по тетради, таблица «Оценка учения Ламарка», Составить список научных открытий и технических достижений человека в конце Х VIII и начале Х I Х веков.


Cлайд 1

Что такое систематика Текст В. Б Захаров, Н. И. Сонин. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов. 2001 Составитель Большаков С. В.

Cлайд 2

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Cлайд 3

Еще в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале он делил животных и растения просто - на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему бездну уже известных сведений о живых организмах. 2. Аристотель. 384-322 до н. е. http://www.rate1.com.ua/ua/nauka/906/?tx_comments_pi1=1&cHash=9e75f588aa

Cлайд 4

В средние века развитие сельского хозяйства. И накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различныx классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах - расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков. Такие системы были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных еще не существовало здесь царил полный разнобой. http://ru.wikipedia.org/wiki/Айас

Cлайд 5

Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми. http://locman.hutor.ru/history/05/23

Cлайд 6

Первую естественную классификацию создал Ч. Дарвин. В ее основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства. http://www.bogoslov.ru/text/296564/index.html

Cлайд 7

Основная единица классификации это вид. Под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию. Все наши домашние собаки, несмотря на их внешние различия, относятся к одному виду - Собака. http://funanimls.ru/news/2 http://doggi.ru/photo/1-0-371

Cлайд 8

Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. http://dreamworlds.ru/page/872/ http://clubs.ya.ru/4611686018427429769/replies.xml?item_no=1196 Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом.

Cлайд 9

Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству Род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец. http://specialevents.in.ua/category.php?f=131& http://forum.deir.org/lofiversion/index.php/t24770-750.html http://www.kinolog.biz/news/index.php?rss=y&PAGEN_1=9 http://dreamworlds.ru/page/872/

Cлайд 10

Близкие, сходные семейства объединяют в отряд, отряды - в класс, классы в тип для животных или отдел для растений, типы - в подцарство, подцарства - в царство. http://pictures.live4fun.ru/joke/182430

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Многообразие современного органического мира Принципы систематики Белоусова Елена Ивановна учитель биологии МОУ «СОШ №5» г. Чусовой Пермский край

2 слайд

Описание слайда:

Многообразие современного органического мира как результат биологической эволюции Эволюция живых существ шла параллельно по двум линиям: с одной стороны, развивались одноклеточные доядерные и ядерные организмы, с другой стороны, - многоклеточные организмы. Развитие многоклеточных организмов осуществлялось, в трех направлениях: по линии автотрофных организмов (растения), линии гетеротрофных организмов с поглощением пищи путем всасывания (грибы) и линии гетеротрофных организмов с заглатыванием пищи (животные).

3 слайд

Описание слайда:

Джон Рей английский биолог, член Лондонского королевского общества. Автор первого перечня растений Англии (1670) и трёхтомной "Истории растений" (1686-1704), в которой описал и классифицировал 18600 видов. Предложил первую естественную систему растений, ввёл представление о двудольных и однодольных, различал растения с обоеполыми и раздельнополыми цветками. В труде "Систематический обзор животных..." (1693) предложил свою классификацию. Пользовался понятиями "род" и "вид" и дал определение вида. Рей (Ray) Джон (1628-1705) Незаслуженно забыт

4 слайд

Описание слайда:

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778), шведский натуралист За выдающиеся научные исследования ему был присвоен титул «Князь ботаников»

5 слайд

Описание слайда:

Жизненный путь Карла Линнея был необычен В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения. Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов. “Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.

6 слайд

Описание слайда:

В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием; В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»; К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук; Он издает книгу “Система природы”. Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум. Карл Линней

7 слайд

Описание слайда:

Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство. До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей. К. Линней в свадебном костюме Дворянский герб К. Линнея

8 слайд

Описание слайда:

Деревья звал деревьями, Цветок я звал цветком. Был прав великий гений, Цветам названья дав: В отечестве растений Нет безымянных трав. Сурок, байбак, тарбаган, бабачок, свистун, сугур … - сурок-байбак Marmota bobak «Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос, - писал К. Линней в «Философии ботаники». - Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов». Обыкновенная лесная роза с новым душистым цветком - Роза лесная.

9 слайд

Описание слайда:

К. Линней и его заслуги перед наукой Все растения разделил на классы, классы на отряды, отряды - на роды, роды - на виды; Всех животных Линней разделил на шесть классов; Каждому живому организму Линней дал видовое и родовое название; Описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных; Провел реформу языка ботаники, ввел новые термины; Поместил человека рядом с обезьянами; Система Линнея была искусственна, но сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.

10 слайд

Описание слайда:

Систематика (от греч. systematikos - упорядоченный, относящийся к системе), область знания, в рамках которой решаются задачи упорядоченного определённым образом обозначения и описания всей совокупности объектов, образующих некоторую сферу реальности. Систематика - это отрасль биологической науки, которая описывает к какому роду, виду, семейству и т.д. относится тот или иной организм (и как эти виды-роды-семейства соотносятся между собой). Систематика - это наука о разнообразии видов организмов, их классификации, родственных отношениях и происхождении Таксон - группа организмов, отнесенных в процессе классификации к определенной таксономической категории (рангу таксона).

11 слайд

Описание слайда:

Предмет изучения систематики Описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов.

12 слайд

Описание слайда:

Построение биологической системы В настоящее время используется совокупность признаков организмов: 1) особенности строения организмов и их клеток; 2) история развития группы на основе ископаемых остатков; 3) особенности размножения и эмбрионального развития; 4) нуклеотидный состав ДНК и РНК; 5) состав белков; 6) тип питания; 7) тип запасных питательных веществ; 8) распространение организмов и т.д.

13 слайд

Описание слайда:

Принципы систематики Одну из первых систем живой природы создал шведский натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758). В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности. В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным. Например, Лютик едкий и Лютик золотистый и т.д. По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся сокращенно. Например, Trifolium repens L . (Клевер ползучий Линнея). Если виду дано название, изменять его нельзя.

14 слайд

Описание слайда:

Принципы систематики Принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, отряды - в классы, классы - в типы, типы - в царства. При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип - отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, надкласс. В микробиологии употребляются такие термины, как " штамм " и " клон ".

15 слайд

Описание слайда:

Вид - Яблоня домашняя Malus domestica L . Род - Яблоня Malus Семейство - Розовые Rosaceae Порядок - Розовые Rosales Класс - Двудольные Dicotyledones Отдел - Покрытосеменные Angiospermae Царство - Растения Planta ИМПЕРИЯ - Клеточные ПОДИМПЕРИЯ - Многоклеточные ЦАРСТВО Животные ПОДЦАРСТВО Эуметазои или настоящие многоклеточные ТИП Хордовые КЛАСС Млекопитающие ОТРЯД Хищные СЕМЕЙСТВО Волчьи РОД Собака ВИД Собака домашняя

16 слайд