Монгольская Юрта. История юрты Монгольские дома

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.


Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.


Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.


У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.


На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.


В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.


Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Монголия – удивительная страна! Степь да степь кругом, людей практически нет. Но в столице не протолкнуться! Улан-Батор уже сегодня страдает. Город не может обеспечить комфортом всех своих жителей, а их число с каждым годом только растёт!

До революции почти все монголы жили в юртах. Сейчас большинство населения сконцентрировано в городах, но и там есть целые микрорайоны, состоящие из юрт. Юрта сегодня – по-прежнему основное жильё примерно для 30% монголов.

Напомню, кстати, что словом "юрта" традиционное жилище монголов называем только мы. Для самих монголов это "гэр". Это же слово обозначает дом в целом. Давайте посмотрим, как живут современные монголы!

01. Начнём с кладбища и постепенно будем подниматься вверх. На кладбище нет оград, в этом плане монгольские кладбища куда круче наших!

02. Странно, что многие могилы провалились. Если кладбище заброшенное, то почему его вообще не снести? А если ещё есть родственники, то почему они не следят за могилами?

03. За кладбищем на окраине столицы начинается самое дешёвое жильё для живых.

04. Пригороды – это либо частные маленькие домики, либо юрты!

05. Юрта – это главная монгольская жилая единица. Они тут повсюду. Многие семьи покупают юрту, летом ставят её в степи и живут как на даче! Можно детей с бабушкой отправить в степь! В этом плане очень удобно, все кочуют с места на место. Юрту можно поставить в любом месте за городом.

Гэр представляет собой конструкцию из нескольких решётчатых секций (их делают из дерева), каркаса свода и толстого войлока, который всё это покрывает. Летом слой войлока обычно один, зимой – два или больше. Причём летом хозяева обычно открывают некоторые части гэра так, чтобы он естественным образом вентилировался.

От среднеазиатских юрт монгольский гэр отличается тем, что он пониже, а в его центре есть два столба, которые поддерживают свод.

06. Вот так выглядит магазин юрт на рынке. Их много! Можно собрать юрту как конструктор, но самый шик – это сделать себе крутую юрту на заказ у хорошего мастера. Тут указаны цены: деревянный каркас стоит миллион тугриков (24,6 тысячи рублей), а гэр целиком – от 1,9 до 2,4 миллиона (от 46,7 тыс. до 59 тыс. рублей).

В интернете 5-секционный монгольский гэр можно купить за 1–1,5 миллиона тугриков – это примерно от 27 до 37 тысяч рублей. Если юрта старая, то попадаются варианты и за 15 тысяч. Если юрта новая, большая и богато украшенная, она может стоить несколько миллионов. Например, на главном монгольском сайте объявлений Unegui есть предложения за 3,7 млн тугриков (91 тысяча рублей). Самая дорогая юрта, которая попалась мне на глаза – 8-секционный гэр с богатой резьбой – стоила 25 миллионов (615 тысяч рублей).

07. Отличаются юрты материалом исполнения, размерами и декором. Самые крутые юрты расписывают вручную.

Кстати, раньше большинство монгольских юрт было чёрного или бурого цвета, в белых селилась только знать. Но сейчас почти у всех монголов юрты именно белого цвета.

08. Детали

09. Кстати, зацените национальный костюм. Шик!

10. Итак, юрту купили, теперь грузим её в грузовичок – и можно ехать устанавливать!

11. Юрты встречаются в самых неожиданных местах! Во дворе жилого дома:

12. За забором в деревне:

13. На отдельном участке за домом. Тёща приехала – где её поселить? В юрте, конечно!

Современные юрты "украшают" спутниковые тарелки и панели солнечных батарей – это самый дешёвый источник энергии для кочевников. Кстати, юрта до сих пор может выполнять свою кочевую функцию. Во времена Чингисхана юрты, не разбирая их, перевозили на телегах, которые тянули волы или верблюды. Иногда юрты были просто огромными (опять же, если хозяин был каким-нибудь ханом), и волов требовались десятки. Но обычно с ней управлялись от одного до четырёх тягловых животных. Сегодня же юрту можно перевезти на новое место на грузовике или даже в прицепе. Собирается она довольно быстро, за несколько часов, а разбирается и вовсе за час.

Кстати, с юртами в Монголии связан ряд запретов, с которыми лучше заранее ознакомиться туристу:

1. Нельзя входить в юрту без разрешения (ну это понятно).
2. Нельзя говорить с хозяевами через порог.
3. Нельзя наступать на порог или садиться на него.
4. Нельзя тащить в юрту свой рюкзак и другие вещи.
5. Нельзя проносить в юрту оружие, пустую посуду и землеройные инструменты типа лопаты или мотыги.
6. Нельзя свистеть в юрте (об этом мы уже говорили).
7. Нельзя выносить из юрты огонь очага или молоко.
8. Нельзя облокачиваться на столбы-подпорки.

На самом деле, традиционных правил гораздо больше, но это основные. Распространяются ли они на те юрты, которые турист может арендовать через Airbnb (а сейчас это нормально), я не знаю.

В самом Улан-Баторе юрты обычно стоят на огороженных участках. Иногда это только юрта. Иногда это частный дом плюс юрта во дворе. Иногда две-три юрты. Комбинации могут быть самые разные. Забавно, конечно, видеть частный сектор с юртами, к которому уже подступают многоэтажки.

14. В частном секторе юрт иногда даже больше, чем обычных домов.

Главная проблема жизни в юрте – в холодное время года (а это месяцев 7-8) её надо как-то отапливать. Лесов в Монголии мало, огульно тратить древесину монголы себе позволить не могут. Поэтому печку-буржуйку, главный обогревательный прибор в гэре, они топят в основном углём. Тем самым, .

Причём бедные семьи тратят на отопление юрт до 40% своего дохода. Из-за большого числа юрт в Улан-Баторе постоянно висит смог. Загрязнению воздуха способствует и большое число автомобилей, и то, что город лежит в долине между горными хребтами и не всегда хорошо продувается.

Несколько лет назад государство впервые задумалось об экологии Улан-Батора, половина районов которого отапливается углём, и закупило для населения 140 тысяч "бездымных" печей. Печи благодаря госсубсидиям можно было купить со скидкой в 93%. Многие уланбаторцы так и сделали, но потом перепродали их в несколько раз дороже жителям сельских районов, а сами продолжили топить свои буржуйки.

Эпопея с переселением жителей юрт в многоэтажки тоже ничем хорошим не закончилась: люди просто остались и без своих участков, и без квартир . Попытка ввода дешёвого ночного тарифа на электроэнергию, чтобы стимулировать электрическое отопление юрт, также ни к чему не привела. Большинство уланбаторцев по-прежнему топят печи углём и сами же страдают от смога, который висит над городом.

Недавно глава Бурятии Алексей Цыденов предложил монголам и бурятам вместе перейти на отопление пеллетами, но к чему это приведёт, пока непонятно. Наверное, решением было бы строительство завода по производству пеллет в самой Монголии с доставкой сырья, например, из России. Но для эффективного отопления пеллетами нужен специальный котёл. И их закупку в простые юрты, видимо, опять предстоит субсидировать государству. Если их вообще можно там устанавливать, конечно.

15. Следующий уровень – это построить себе дом. Тут варианты разные, от сарайчика до кирпичного домика.

16. Частный дом строят уже на своей земле, и в этом главная проблема. Если для юрты земля не обязательна, то дом так просто в поле не построишь! Нужна земля, коммуникации, электричество.

17. Если не хочется жить в доме с туалетом на улице, то можно жить в квартире с удобствами. Тут есть огромный выбор знакомого нам всем советского наследия на любой вкус. Все типовые серии строились в Монголии.

Забавно, но есть вариант этого ракурса начала 70-х годов!

"Как вы думаете, какой в Монголии самый распространенный вид транспорта? Вернувшись из поездки, я задавала этот вопрос знакомым и друзьям. Большинство, не колеблясь, отвечали: "Лошадь". "Автомобиль", – прибавляли некоторые. И никто не назвал самолёта! Неужели араты прямо с коня пересели на самолёт? Пусть не покажется это громкой фразой, но так оно и есть. Сегодня, словно автобусы, курсируют из конца в конец страны "АН-24", "АН-2", и скотоводы, посасывая дорожную карамельку, летят из аймака в аймак, а то и в соседний сомон, на расстояние всего ста километров".

Из статьи Новеллы Ивановой "Крылья аратов"



18. В общем, советских панелек много!

19. Но жизнь там так себе...

20. Дворов нет... Благоустройства нет... Всё развалено.

21. Каждый свободный клочок земли отдан под парковку.

Цены на однокомнатные квартиры в Улан-Баторе начинаются где-то с 35 миллионов тугриков (860 тысяч рублей), в среднем просят 50-70 миллионов – от 1 230 000 рублей до 1 722 000 рублей. По двушкам разброс цен очень большой, где-то от 75 до 120 миллионов (1,85 – 2,95 млн рублей). То есть в принципе как в российской провинции. Юрты, конечно, стоят на порядок дешевле.

22. В России повсюду пивные на первых этажах, а в Улан-Баторе игровые компьютерные центры.

23.

24. Остановка

25. Главный вокзал

26. Из-за пыли кто-то носит маску.

27. Мужичок продаёт батарейки для часов.

29.

30. Окраины Улан-Батора продолжают застраиваться.

31. Тут жильё уже немного получше.

32. Это север города, тут хорошая экология и живут богачи.

33. Обратите внимание, опять же, на юрты. В них, как в строительных вагончиках, живут рабочие, которые строят дома.

34. Пробка в центр

35. А вот уже растут убийцы города – многоэтажки. Именно они погубят город! Безумное уплотнение без инфраструктуры... Монголия, одумайся!

36. Куда это годится?

37. Ужас.

38. Это самые дорогие дома в Улан-Баторе. Жилой комплекс с закрытой территорией на окраине города.

39. Тут красота, чистота и хорошее благоустройство.

40. Но скоро появятся дома ещё лучше и выше.

41. Ещё активное строительство идёт в центре. Тут можно жить в модном небоскрёбе, но надо понимать, что из центра невозможно выехать из-за пробок!

Дом на колесах
Прообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры.
Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. Подобный тип искусственного жилища - один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев.
Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н. э.).
В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.

Изобретение юрты
Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н. э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища.
Древнейшие изображения юрты сохранились на японской лаковой чашечке из города Нара (середина VIII в). Здесь хорошо видны решетчатый каркас юрты, укрытый снаружи циновками.

Складывающиеся cтены
Ключевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.

Тюркская и монгольская юрта
Существует два типа юрт: тюркская и монгольская.
В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.
В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство.
Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.

От средневековых передвижные юрт до наших дней
В средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «... я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома... что вся ставка наполнена зтими превосходными... домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

Кочевой быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении, транспортабельным и сборно-разборным. Таким условиям идеально отвечало выработанное на протяжении тысячелетий кочевое жилище – войлочная юрта (гэр).

Гэр появилась не сразу. Есть сведения, что жилища на телегах имели многие кочевые народы Центральной Азии – хунну, сяньби, жужане, тюрки, уйгуры, кидане. В древнейшем литературно-эпическом памятнике монголов – «Сокровенном сказании» упоминается о передвижных кибитках на колесах (Козин, 1941). Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.

Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший... быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).

Плано Карпини замечает: «Для меньших повозок при перевозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки» (Карпини, 1825, с. 95).

Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).

Передвижные жилища использовали не только монголы, но и тюркские, кунтровские, бессарабские народы, ногайские татары, караногайцы и народы Нижнего Поволжья. О передвижных юртах кунтровских татар П. С. Паллас (1770) писал, что «для переселения их кибиток с места на место ставят они их на высокую двухколесную телегу, так называемую арбу, так что они как спереди, так и сзади лежат на оси и наподобие зонтика покрывают всю телегу с колесами, на телегу кладут, они все их малое снаряжение: сундуки, посуду и тому подобное, потом сажают жену и детей и со всем тем отъезжают... Останавливаясь на время, татары не снимают кибиток с колес... Подобно древним монгольским, татарские кочевья кажутся подвижными деревнями или станами».

В XVIII в. у бессарабских татар, которые тоже имели решетчатые юрты, перевозившиеся целиком на телегах, существовал обычай вывешивать над юртой на шесте синий или белый флаг. Флаги, подобные бессарабским, изображенные на шишкинских наскальных рисунках на р. Лене, можно было видеть у населения Монголии еще в начале XX в.

Сведения, показывающие преемственность использования колесного передвижения и неразборных жилищ кочевников-скотоводов, имеются у арабских, персидских и других древних авторов.

Арабский географ ибн Баттута так описывал повозки кочевников Золотой орды: «Телегу называют они арба. На арбу ставится нечто вроде свода, сделанного из прутьев деревьев, привязанных один к другому топкими кожаными ремнями» (Тизенгаузен, 1824, с. 281). Подобные телеги с высокими колесами, приспособленные для нахождения в них женщин и детей во время дальних перевозок и переездов, имеются ныне у населения восточных аймаков МНР.

Шарафуддин Иезди передает название телеги персидским словом «грдун» (грдун – колесо, колесница), но для названия жилища, которое «ставят и снимают целиком, а во время передвижения и перекочевок едут в нем, ставя их на телеги», использует староузбекский термин «кутермя» (по-монгольски – утрем). Телеги для перевозки грузов Махмуд Кашгари называет «кнгли», Рашид эд-Дин указывает, что «повозки по-тюркски называют канглы» (Рашид эд-Дин, 1951, с. 84). Население восточных аймаков Монголии называют такие повозки «хэнгрэг».

Разбехан, автор сочинения «Михман-Намей Бухара», написанного на персидском языке, знакомя с бытом и хозяйством кочевников-казахов XVI в., пишет, что «дома их, построенные по форме арб, поставлены на колеса, подобны небесной сфере. Верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь подобно каравану, идущему друг за другом, и если будут так непрерывно двигаться, то могут растянуться на сто монгольских фарсангов, а расстояние между ними не будет более одного шага».

Далее он замечает: «Дома их, сделанные из деревьев, возвышаются ввысь, подобно дворцам, и по просторности своей подобны миру. Стены, сделанные из белого тополя, очень крепкие и устройство их доведено до совершенства. Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные казахи. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек, пребывающими и отдыхающими в них сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и множество верблюдов тянут их. Я поразился их устройству, ибо, установленные на повозках, они очень громадны и вместительны, а также со всех сторон имеют окошки и форточки и покрыты войлоком. Внутри они прекрасно устроены и красивы точно так же, как дома эмиров и султанов».

В отличие от жилищ феодальной знати дома на повозках простых скотоводов-кочевников были скромными как по размеру, так и по устройству: они имели продолговатую форму и, сделанные так же искусно и тщательно, перевозились одним или несколькими верблюдами. Спереди и сзади этих кибиток были устроены дверцы для удобства обитателей.

Наряду со сборно-разборными жилищами у монголов имелись для жилья различных размеров палатки – майханы, приспособленные для кочевого образа жизни скотоводов и охотников: джодгор – для одного-двух человек, асар – для большого количества людей. О таких палатках еще 700 лет назад писал Плано Карпини: «Когда мы прибыли туда, уже был воздвигнут большой шатер, приготовленный из пурпура. По нашему мнению, он был так велик, что в нем могли поместиться более двух тысяч человек» (Карпини, 1911, с. 52). О маленькой палатке типа «джодгор» есть упоминание у Марко Поло: «Отправляясь в поход в чужую страну, они не берут с собой ничего, кроме оружия и маленьких палаток, в которых скрываются от дождя» (Поло, 1873, с. 65).

Палатки (майханы) и сейчас используются в летнее время при перекочевках скотоводами-пастухами, особенно в районе Хангайских гор. Большие палатки устанавливаются во время торжественных церемоний, спортивных соревнований, праздников, таких, например, как надом.

Передвижные жилища на телегах существенного влияния на развитие кочевой архитектуры не оказали, ибо с окончанием дальних походов (в том числе военных) они потеряли свое значение, постепенно были совсем сняты с телег и устанавливались в обычном порядке.

Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 700 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться (Бартольд, 1903).

Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило МОНГОЛЬСКОМУ архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.

В войлочной юрте одну треть общего веса (без дощатого пола) составляет деревянная часть каркаса, например вес пятиханной юрты (хан – решетка) без дощатого пола всего 500 кг.

В зависимости от размера и объема юрты, общего веса и нагрузки ее верхнего покрытия устанавливается необходимое количество опор, поддерживающих всю конструкцию. При этом по мере увеличения объемов жилища пропорционально удлиняется и расширяется опора с таким расчетом, чтобы выдерживать всю нагрузку.

Самая распространенная 4-ханная юрта не имеет внутренней подпорки, и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур)^ которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9 – 12-ханных гэрах – четыре. Инсоляция, аэрация и освещение в юрте осуществляются через верхнее отверстие, которое одновременно является как бы солнечными часами для определения времени дня.

Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме.

Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари. До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен – хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.

Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге – тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты – уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен. В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.

Остов юрты покрывают следующим образом:

На верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.

Широкую ленту из сукна или деревянных планок (хаяавч) кладут непосредственно по нижнему периметру гэра.

В непогоду, а также для регулирования света и температуры верхнюю часть войлочного покрытия тоно приоткрывают наполовину или закрывают на ночь при помощи веревки, пришитой на ее конце.

Разборку юрты производят в обратном порядке.

До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно.

В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, столик и табуретки.

Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии. Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная – хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.

Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. (Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах ханы в таком количестве старались не устанавливать, а цифры 81 и 108 монголы считали счастливыми).

Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.

В алтайском эпосе говорится:

Среди прекрасных гор
Два белых одинаковых дворца стоят,
Ханские айлы поставлены,
Вышиты золотые узоры на них,
Под солнцем горят.

Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.

Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.

Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.

Вышивались войлочные ковры, полог дверей, необходимые в кочевом быту мешки и сумки для различных хозяйственных и бытовых вещей. По определенному сюжету и мотивам делались узоры на них, для их декора подбирались характерные строгие цвета. Монгольская юрта с внешней стороны украшалась орнаментом. Так, сверху зачастую наносили орнамент «халз-хэ», а по бокам – «молоточный» или какой-нибудь другой. Отдельные детали внутри юрты также украшались орнаментом.

Юрта, таким образом, предстает перед нами как памятник народного зодчего и художника и является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества.

Пишу об этом более или менее подробно не столько как исследователь мобильной архитектуры Монголии, сколько прежде всего как человек, детство которого прошло в этом круглом войлочном мирке, в одной из юрт, кочевавших по землям Восточного, Хэнтэйского, Центрального аймаков. С той далекой поры на всю жизнь остались во мне ощущения, связанные с юртой: чувство уюта и прохлады, когда над землей царит жара, чувство тепла и покоя, когда за юртой свистят ветры или пошла по степи пурга. Вместе с отцом, матерью, пятью братьями и сестрами я с детских лет участвовал в разборке юрты, в ее перевозке и установке на новом месте. Она была важной частью окружающего меня материального мира. И теперь, раздумывая об истории и судьбе юрты, я полагаю, что она будет, конечно, совершенствоваться, все более обретая черты современного благоустроенного жилища, но окончательно степь с ней расстанется, очевидно, еще не скоро.

Творческий опыт народа в создании жилища, приспособленного к суровым природным условиям Центральной Азии, тщательно изучается сейчас монгольскими учеными и архитекторами, что дает возможность приступить с научных позиций к дальнейшему совершенствованию юрты (облегчение веса, создание более рациональных форм в статическом отношении, улучшение конструкций, их типизация и индустриализация в изготовлении). Очень важным является такое свойство юрты, как устойчивость в антисейсмическом отношении, ибо круглая форма и шарнирная система конструкций хорошо сопротивляются не только вертикальным, но и горизонтальным сейсмическим воздействиям и нагрузкам. Круглая и приземистая симметричная форма монгольского жилища выдерживает сильнейшие ветры, дующие в основном в северном и северо-западном направлении.

Зимой юрта утепляется: жилища покрывают двойным войлоком, низ решетчатых стен закрывают специальным утеплителем. Летом юрта охлаждается – открывают один слой войлока у низа стены и устраивают вентилируемые полы.

Изучение и использование законов формообразования живой природы применительно к архитектуре может помочь решению проблемы динамической архитектуры. Уже сейчас мы думаем о таких архитектурных строениях, в которых по мере надобности изменялась бы кровля зданий, поднимаясь и опускаясь подобно лепесткам цветов, автоматически регулируя микроклимат помещения, в которых стены пропускали бы ультрафиолетовый спектр солнечных лучей и «дышали» бы как в юрте, вентилируя проходивший через нее внутрь помещения наружный воздух, а конструкции автоматически приобретали бы упругость в момент действия усиленных нагрузок.

Архитектурные мастерские и научно-исследовательские институты работают над созданием мобильного жилья, когда отдельная ячейка дома (квартира) могла бы быть легко и просто перенесена в другие условия проживания, в зависимости от потребности жильца. Строение покровных тканей живых организмов в природе способно регулировать свой микроклимат. Эту особенность можно использовать в архитектуре и в конструировании ограждающих поверхностей зданий.

Мех (часть покрова животного) выполняет в основном теплозащитные функции и служит как бы предохранительным элементом того или иного живого организма. Его аналогии в строительстве – ограждающие конструкции зданий: стены и кровля, точнее, какая-то их часть. Однако ныне они менее совершенны по своим теплоизоляционным свойствам, чем меховой покров животного и войлочная оболочка юрты. Возникает вопрос: а нельзя ли использовать войлок или заменители войлока и другие пористые теплоизоляционные материалы в более прогрессивном строительстве?

Если архитектурная форма юрты, ее конструкция, сборность, аэровентиляционная способность смогли выдержать испытание временем в условиях сурового монгольского климата, то, значит, юрта в определенных случаях может служить и прообразом цельной архитектурной формы, ее дальнейшим мотивом. Не случайно на Крайнем Севере в СССР и в Канаде, где климат весьма суров, делаются попытки создания жилищ, круглых по форме, обтекаемых, легких и сборно-разборных.

Конечно, в поисках новых форм и решений нужно опираться и на необходимость функциональной справедливости форм, и на удовлетворение их технической рациональности, экономичности, учета традиций и т. д. При круглой форме сооружений необходимая устойчивость и жесткость обеспечиваются столбами, поддерживающими крышу конической или сферической формы. Вместе с тем благодаря передаче движения на ребра, а в случае с юртой – на уни, возникает возможность устройства между ребрами светового проема, делающего конструкцию зрительно и материально легкой при значительном пролете. Одновременно покрытие приобретает новые эстетические качества – легкость, прозрачность.

Понятно, что у нас большой интерес к современному, тяга к красоте нашей действительности. Сообразно с новыми эстетическими запросами и требованиями, естественно, рождаются и новые заботы. В связи с этим особенно важно знание лучших народных традиций, которые таят в себе специфичность стиля, красоты, созданных народом и проверенных временем, ибо в основе всякой большой архитектуры всегда лежало народное зодчество и народное искусство.

Мы можем проследить эту связь, и в частности происхождение национальной архитектуры от формы народного жилища, в истории культуры почти всех народов.

Монгольская архитектура, доказывая и подтверждая эти положения, вносит свою лепту в сокровищницу мировой архитектуры

В своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не помню, к какому, эпиграфом к моей книге «Божество». Сделал я это, потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка сочетание «дикий обыватель».

Почему именно это выражение стояло эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты. Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.

Итак, что такое юрта? Слово «юрта » (yurt, jurt, jurd) – тюркского происхождения. У монголов (равно как и у бурят, которые тоже почти монголы) юрта называется гэр. У тюрок слово «юрт» первоначально означало некую территорию, владение, но постепенно это название переместилось на собственно жилище. А именно (в наиболее общем случае) – жилище на основе цилиндрического плетёного каркаса, обтянутого чем-нибудь для защиты от дождя, ветра и холода, с округлым или коническим навершием. В самом верху обычно оставляется круглое отверстие для выхода дыма. Классическая юрта покрывается войлочными кошмами (у киргизов они называются которе туурдук) и выглядит примерно вот так:

Юрта киргизов. Буденновский р-н Таласской обл. 70-е годы

Вот победнее:

Бедная монгольская юрта

Вот погрубее:

Юрта, крытая войлоком

А вот побогаче и посимпатичнее:

Казахская юрта

Края кошм обычно отделывались толстым шнурком – чтобы не трепались. Те, кто побогаче, укладывали кошмы в два слоя, а снаружи украшали их узорчатыми лентами.

Юрта, украшенная лентами

В наше время часто незамысловато обтягивают брезентом.

Современная монгольская юрта

Монгольская юрта

Иногда для дополнительного утепления/укрепления/теплоизоляции используют циновки. Бывает, особенно когда жарко, обходятся вообще без войлока, просто закрепляют на каркасе циновки – и всё. Иногда войлок кладут поверх них. Бывает, что циновками юрту обшивают поверх войлока.

Узбекская женщина у входа в юрту. 1913. Фото С. М. Прокудина-Горского

Туркменские юрты

Праздничная или просто богатая юрта в хорошую погоду может быть покрыта коврами.

Праздничная юрта

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin Киргизия. Юрты на берегу реки Чу, 1875

В разобранном виде средняя юрта весит около 250 кг, и её легко перевозить в повозке.

Сложенная юрта в повозке

Богатые монголы могли свои юрты вообще не разбирать – ставили их прямо на повозки.

Юрта на повозке

Вот так выглядела юрта Чингис-хана.

Неразобранная юрта на повозке напоминает кибитку, но к кибиткам мы ещё вернёмся.

Считается, что два взрослых человека могут качественно поставить юрту за один-два часа. Сначала ставят по кругу звенья каркаса (кереге ) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляют и привязывают дверную раму (есик ). Затем, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, поднимают и укрепляют 3-4 жердями (уык ) верхнюю часть (деталь) юрты, именуемую тундук, тооно или шанырак . Через шанырак выходит дым, светит солнце, шанырак закрывают клапаном во время дождя и снега. Выглядит он вот так:

Затем к шаныраку подсоединяют остальные жерди, привязывая их нижние концы к верхним развилкам кереге. Можно догадаться, что символическое значение шанырака для номадов – очень велико: тут и солнце, и центр неба, и центр и верх жилища и т.п. Казахи даже поместили шанырак на свой герб, а киргизы на флаг.

Каркас обвязывают/стягивают шнурами, тесьмами, верёвками, а потом укрывают. Чем, я уже рассказал выше. Вот. Внутри в юртах у разных народов и вообще у разных людей всё было устроено по-разному и раньше, а уж в наши дни и подавно. Но кое-какие общие фишки можно назвать.

Внутренности юрты

Например, пол, как правило, был земляной. Иногда, правда, делали деревянный настил. На пол клали войлок, поверх войлока ковры и/или шкуры животных. На стены вешали ковры, вельветовые тряпочки, бархат.

Каракалпакская юрта

Огонь, как правило, разводили в центре юрты. За очагом, у стены напротив входа традиционно располагалось главное лежбище, оно же место главы семьи. В его основании была широкая тахта, на дальний край которой, у стеночки, складывали запасные кошмы, свёрнутые ковры, одеяла, подушки, шкуры, тюки с шерстью. У киргизов весь этот постелесклад называется джук .

Джук в киргизской юрте

Вот. Ну и хватит, пожалуй, об обычных юртах.

По мере того, как тюрки и монголы продвигались на север и запад, сменяли кочевое скотоводство на стойловое (а то и вообще на земледелие), встречались с русскими, которые жили в срубных избах, они переставали считать классическую юрту достаточно серьёзным домом. И начинали её совершенствовать. Так появилась, например, бурятская капитальная юрта:

Бурятская срубная юрта

Такие же иногда строили алтайцы. А вот якуты, хоть и тоже тюрки, видимо, ушли на север ещё до того, как среди тюрок распространились юрты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса , напоминало скорее шалаш или чум (о чумах мы ещё поговорим).

Ураса

А зимнее – дьиэ – строилось на основе прямоугольного каркаса из толстых брёвен, к которым прислонялись наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда называют юртами.

Так. А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем юрта, тип жилища (не только жилища) диких сибирских (не только сибирских) обывателей – чум.

В русском языковом сознании слово «чум» обычно ассоциируется с чукчами, а вообще чумами, чтобы не заморачиваться, зовут все конические шалаши северных жителей. На самом деле, слово это происходит из финно-угорских языков и вовсе не из Сибири. У коми «тсом» (вот тут мы попытались написать это слово древнепермской азбукой –), у удмуртов «цум» – это конусовидное лесное или прибрежное хранилище припасов. Так же, к слову, называется мера расстояния – перегон по реке от одного чума до другого. Русские научились этому слову у удмуртов. А когда продвинулись дальше на север и на восток, они увидели, что всякие «дикие сибирские обыватели» в чумах – живут. И саамы, которые лопари, в общем, тоже в них живут, хоть и не сибиряки. Конечно, у всех этих народов жилища назывались, да и выглядели немного по-разному.

Вот, например, кувакса саамов:

Семья саамов, 1900 год

Они крыли её мешковиной или брезентом.

А это кота . Тоже саамская. Полностью деревянная.

Саамская кота

Чум тунгусов-эвенков назывался дю . Тунгусы были пешими кочевниками, Сибирь они освоили третьими – после палеоазиатов и юкагиров. Возможно, именно они и научили все местные племена строить чумы. А может, наоборот, научились у них. Хотя, по-хорошему, конструкция эта настолько проста, что скорее всего просто её придумали одновременно разные люди в разных местах. Вот так был устроен дю внутри:

Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю ) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землёй и снегом. Эвенки, кстати, судя по их обычаю размещения внутри жилища, были гостеприимнее монголов: места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу ) за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин. Когда гостей нет, почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума строгает там всякую хрень, чинит снасти и т.п.

Установка чума:

Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот тофаларские дом и чум рядом:

Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах, использовали самый древний (или один из самых древних) вид человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг . Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами. Чум ненцев называется мя .

Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом) и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя ). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.

Молодые ненки у мя:

А есть ещё такой необычный народ – долганы. Тусовались в одном районе эвенки, якуты, русские и нганасаны, разводили оленей, к началу XIX века поперемешались и стали считать себя отдельным народом. Так вот, эти самые долганы придумали так называемый балок – «нартенный чум», хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е., возить его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.

Вот фотография 1927 года (балок справа):

А вот фотография конца 1990-х:

А теперь, собственно, к чукчам. Именно с чукчами, как уже говорилось, в нашем сознании связано слово «чум» – не в последнюю очередь благодаря замечательной «Песенке о терпении» синтез-группы Игоря Гранова (бывших «Голубых гитар»). Помните её? А чукча в чуме, чукча в чу-уме… Помните? Хорошо. Так вот, чукчи в чумах не живут. Чукчи, особенно оленные, живут в ярангах . Вот в таких:

Яранга и вялящяеся рядом с ней мясо

Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция у неё посложнее:

Каркас яранги

Уловили? Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п. Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход в ярангу. Так меньше задувает.

На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.

У чукчей научились строить яранги их соседи – эскимосы. До того им, бедным, приходилось зимой жить в иглу (инуктитутское – ᐃᒡᓗ*) – это такая «избушка ледяная»:

глу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо.

Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей строить яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран – «дом из челюстей кита» . На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых костей.

Эскимосская полуземлянка - валкаран

Эскимосская полуземлянка - валкаран - вид изнутри

Вот. Ну, оставим, пожалуй, в покое наших севрных товарищей и обратимся к индоевропейцам. Как известно, именно праиндоевропейцы были первыми в мире кочевниками, они приручили лошадь и придумали колесницу. До верховой езды они не додумались, правда, зато додумались поставить на колесницу что-то вроде крыши. Примерно так:

Арджуна и Кришна в колеснице

Для индоариев, которые так и остались кочевыми аж до середины XX века, для цыган, колесница с крышей – кибитка – стала не только транспортом, но и домом.

Цыгане с кибитками

Учитывая, что индоарии докочевывали и до Монголии, можно, кстати, предположить, что обращаться с лошадьми и перевозить дома на повозках тюрко-монголы научились у них. Хотя кто знает...

А теперь перенесёмся к юговосточным соседям эскимосов, к североамериканским индейцам.

Индейский «чум» похож на все остальные чумы и называется типи. Распространён в районе Великих равнин. Типи имеет форму слегка наклонённого конусообразного шалаша на каркасе из жердей, покрытых обработанными шкурами бизонов или оленей. Позднее, с появлением на континенте европейцев, иногда использовалась более лёгкая парусина. На вершине находится дымовое отверстие, обычно прикрываемое двумя лопастями. В нижней части была дополнительная подкладка из шкур, предохраняющая тягу. Сегодня типи используются только консервативно настроенными индейцами и всякими толкинутыми на индейскую тему.

Типи. Оклахома. 1869 год

Типи часто путают с вигвамом . На самом деле вигвам – это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

Вигвам апачей, 1903 год

Алгонкинский вигвам

Британские первопроходцы, всякие мормоны и следопыты, пёрли на Дикий Запад, как цыгане, в кибитках, и как эвенки, пешком, а когда решали осесть, перво-наперво строили себе такие серьёзные шалашики, которые получили название «английский вигвам ».

Вот так выглядел каркас английского вигвама. Обратите внимание на каменный очаг в глубине.

Поразительно всё-таки, как все эти многочисленные народы двух континентов, жившие в чумах, ярангах и юртах, не придумали за столько веков складывать каменный очаг! Ну, понятно, просто положить камни на пол или даже без камней – расчистить место, сделать ямку – и всё – проще, но ведь с очагом удобнее! Ну ладно чукчи-эскимосы, у них, может быть, камня не было, ну а те, кто не в таком снежном аду? Те же индейцы? Не понимаю.

А вообще, посмотрите на все эти традиционные жилища и задумайтесь – сколько тысячелетий (ты-ся-че-ле-тий, ого!) сотни тысяч человек, целые народы жили, довольствуясь столь малым – стены из каких-то шкур или ваще из бересты, дырка для солнца над головой, шкура под задом, костерок… Вот, многие часто задают друг другу вопросы типа «что вы будете делать, когда вам навсегда отрубят электричество (газ, горячую воду, перестанут выпускать дезодоранты)?» Ну… ну как – что? Сначала посокрушаемся, повымираем немного, а потом… Да ёлки-палки, ну вернёмся в долгое детство человечества и будем счастливы. Посмотрите, вот, на пигмеев. Их «лесное жилище», форест двеллинг, – это ведь вообще просто несколько веточек, даже не шалаш – а им ничего, живут.

Пигмеи живут – и мы выживем. Построим кибитки, впряжём в них питбулей… А пока присматривайтесь, запоминайте – как юрта устроена, как яранга… В городах, скорее всего, будет небезопасно.

Итак, Монголия. Сначала и не думала заворачивать в эту страну. Решили ехать на Байкал, с иркутской стороны, соответственно. Потом к Байкалу плавно приплюсовали Бурятию (и не пожалели ни разу!), а потом я рассмотрела, что с Улан-Удэ не так далеко и до Улан-Батора! Не далеко - это 500 километров.


Выбор подтвердился окончательно, когда стала искать виды транспортировки из Улан-Удэ в Монголию, и нашла рейс монгольских авиалиний. Летает он несколько раз в неделю. Еще есть поезд, также пару раз в неделю. Причем, цена на самолет и поезд практически одна и та же - 5000 руб., плюс/минус. Только вот самолетом доберетесь за 1,5 часа, а поезд плетётся 14,5 часов. Мы сделали так: в Улан-Батор полетели самолетом, а обратно - поездом. Во-первых, так было удобнее по датам и времени, а во-вторых, ни капли не пожалели, выбрав поезд, потому что виды за окном были потрясающие.
Монголии я побаивалась, честно сказать. Знала о ней несколько отдалённых фактов: степи, степи, большая территория, мало жителей, большинство из которых - кочевники, лошади, Улан-Батор - самая холодная столица мира, и то, что один мой знакомый ездил туда охотиться с монголами. С таким набором я бы, наверно, ещё долго не выбрала Монголию как объект посещения. Ещё казалось, что вот сейчас выйду из аэропорта, а там - коровы какие-нибудь ходят, гужевые повозки с лошадьми, монголы в национальных одеждах, ни одного магазина, и вот она, я...
Но, каково было удивление, что сначала встретила в аэропорту огромную толпу туристов из Южной Кореи (уже, думаю, не одни тут будем:), а потом нас вёз очень даже симпатичный, модный, молодой монгол, и не на гужевой повозке, а на вполне хорошем авто. Да и музыка в машине играла приятная.


Аэропорт имени, конечно же, Чингисхана!

В общем - выдохнула. Ещё больше расслабилась, когда заселились в отель - вот уж действительно, это вам не сибирский сервис - номер оказался просто огромный! И воду питьевую не забыли, и все принадлежности на месте, и даже печеньки в качестве комплимента. Вот, думаю, тебе и монголы!

В Монголии у нас была местная гид - Болор, вместе с которой мы и начали изучение страны. Болор хорошо знает русский язык, так как училась в школе при российском посольстве. Хотя это, скорее, исключение. Русский язык в Монголии не знают, общение с туристами - на английском либо «на пальцах». Туристов, кстати, не мало. Особенно много корейцев. Так и не поняла с чем это связано. Очень много корейских ресторанов, кафе, и чуть ли не несколько рейсов в день прилетает из Сеула. Есть туристы из Китая, но больше, так называемых, внутренних монголов. Это те же самые монголы, которые живут обособленно на китайской территории, граничащей с Монголией. Естественно, китайцам такое соседство сто лет не нужно, и притесняют несчастных всеми способами. Русских туристов совсем не много. Видимо, это связано с очень дорогими рейсами из Москвы в Улан-Батор: летает Аэрофлот, билет в оба конца стоит примерно 50 000 руб., а также, возможно, с отсутствием туристических программ в данную страну.

Так вот, начали мы непосредственное знакомство с Улан-Батором с ресторана с буддийского монастыря Гандан (основной религией в Монголии является тибетский буддизм) - это крупнейший монастырь в Монголии.


Монастырь Гандан


А вот и монголы.

Идет молебен. Внутри снимать нельзя.

Большая чаша с благовониями. Купила для себя маленькую в Бурятии, теперь жгу дома.


Далее отправились на вершину Зайсан-Толгой. Сей мемориал символизирует память о поддержке Красной Армией монгольской революции и победе при Халкин-Голе.

Вместе с тем сюда стоит подняться, главным образом, ради панорамного вида на Улан-Батор.


Внизу хорошо видны юрты. Они жилые.








Улан-Батор - самая холодная столица мира. Среднегодовая температура –0,4 °C.

Сад Будды был, к сожалению, закрыт на реконструкцию (большая золотая статуя Будды находится именно там), и мы отправились во Дворец Богдо-Хана. Атмосферное место, где можно немного прикоснуться к истории и культуре Монголии.

Золотой Будда.


Дворец Богдо-Хана.

Главная площадь Улан-Батора носит имя крупнейшего монгольского революционера и руководителя - Сухэ-Батора. Её вы не упустите из вида, ведь площадь просто огромная. Не удивительно, что она входит в десятку самых больших площадей мира. Есть очень милая традиция - каждые выходные на этой площади собираются одноклассники, окончившие школу, для встречи. О дате встречи, конечно, договариваются заранее, а место всегда одно и то же - площадь Сухэ-Батора. Есть и еще одна традиция - это фото с Чингисханом. Статуя сидящего Чингисхана тоже находится на этой площади.


Площадь Сухэ-Батора.




Одноклассники)

Побывали мы и в Национальном историческом музее. Я не большой любитель подобных музеев, всё больше люблю изучать страну, так сказать, живьем, но музей оказался интересный.

Закончили первый день в Улан-Баторе концертом народного фольклора. Вот это действо, считаю, пропускать нельзя. Одно выступление с горловым пением чего стоит! Пожалуй, такого я не слышала, уж вживую - точно. Да, на концерт советую прийти заранее, чтобы занять хорошие места (билеты продаются без мест), иначе потом вас атакуют со всех сторон корейцы и придется ютиться где попало.

В общем, первый день прошел на одном дыхании, класс! Идем в корейский ресторан! Ну, а где ещё в ближайшее время попадешь в хороший корейский ресторан? Сходите обязательно. Многое есть было невозможно, потом всё внутри, да и снаружи, горело, но мы сходили))


Вечерняя площадь.

Тугрики.

День второй. Улан-Батор, кстати, переводится с монгольского как Красный богатырь. Красиво. Второй день мы провели за пределами Улан-Батора. Сначала отправились к самой большой статуе Чингисхана, она же - крупнейшая конная статуя в мире. Путь к ней - примерно 60 км. Статую сделали на деньги местного бизнесмена. Там же есть музей, магазинчики сувениров, кафешка. На голове лошади располагается смотровая площадка. Добраться туда можно на лифте, но советую пройтись по лестнице, так как очень много людей и лифт ждать долго. Сама статуя 40 метров в высоту, была открыта в 2008 году. Территория ещё достраивается. Говорят, в ближайшем будущем там появится много всего интересного - юрты для туристов, гольф-клуб, тематический парк, открытий театр и другое.



Внутренние монголы. Путешествуют всегда организованными группами.


Вид сверху.

Далее наш путь пролегал в Национальный парк Тэрэлж. О данном парке я ранее не слышала, поэтому ехала без особого воодушевления. И вновь Монголия меня удивила! Какая красота открылась взору! Природа Монголии - как она есть. Оказалось, что Монголия - это далеко не одни степи, степи. Это и горы различных причудливых форм, и красивый ландшафт местности, и речушки, и леса и ещё много чего, что менее чем за 4 дня увидеть не удалось(


Национальный парк Тэрэлж.




Гора "Черепаха".

На территории парка расположено очень много туристических баз. Мне особо приглянулась вот эта.


Юрты для туристов.




В этих юртах захотелось переночевать хоть бы одну ночку! Так что, у кого будет возможность - не упустите шанс. В том же парке Тэрэлж есть Буддийский медитационный центр Арьяабал. Подъём туда занимает минут 20-30, но оно того стоит. Вид сверху просто улётный. Медитировать да и только! И вообще, за эту поездку на буддийские территории нашей Бурятии и Монголии я как-то, неожиданно для себя, прониклась буддизмом. Приятно это всё у них, по мне.



Путь к медитации.


Жить надо высоко, душою звезд касаясь!

Самым колоритным местом за всю поездку считаю заход в гости к настоящей семье кочевников, в настоящую юрту. Да, не в эту красивую и ухоженную, как в парке, для туристов. Причем, заход в гости был такой: Болор сказала, что любая семья кочевников обязана принять путника, который постучался к ним. Собственно, мы и зарулили в ближайшую юрту вдоль дороги. Семья оказалась казахская. Кочевники обычно обитают в одной и той же местности, то есть не уходят далеко от дома. Но поговаривают, что бывают случаи непреднамеренного перехода границы кочевниками из Казахстана и Китая в Монголию и наоборот. Современные кочевники пользуются многими благами цивилизации - есть у них автомобили, сотовые телефоны и т.д. Когда нужно переехать на другое место - юрту быстренько складывают в багажник, а на новом месте быстренько раскладывают. Юрты в Монголии повсюду, это очень удобное жилье для кочевников в условиях здешнего климата. В Улан-Баторе до сих пор есть целый район с юртами. И как правительство не пытается заманить жителей в квартиры - монголы держатся за свои юрты до последнего! В отличие от той же Бурятии, где в юртах уже практически не живут, даже в деревнях, в Монголии и в деревнях живут, и в городах. Монголия - это островок доподлинной аутентичности. Это приятно, интересно.

Вернемся к казахам-кочевникам. Зашли мы в юрту, сели на кровать, ждем угощения. В юрте живет, вроде как, трое взрослых и двое детей. Скажу сразу - по достижении школьного возраста кочевники отдают детей в школы. Детей монголы очень любят. Стараются дать получше образование, возможность изучать языки, балуют подарками. Обстановка в юрте такая: посередине стоит печка для варки еды, труба выходит на улицу, 2 кровати, полочки, табуреточки, посуда, также стоит чан с кумысом (кисломолочный напиток из кобыльего молока, настаивается несколько дней). За кумысом мы и зашли. Кочевники живут, кроме прочего, на доходы от продажи кумыса. Ну что, попробовали - кумыс прикольный, кисленький, жидкий, похож отдаленно на кефир обезжиренный. Оставили за гостеприимство и кумыс денежку, но это не обязательно. Каждый кочевник примет путника, накормит и обогреет совершенно бесплатно. Монголия - край суровый, особенного зимой.

Чан с кумысом.

Жилая юрта.

Кумыс.


Традиционное занятие монголов - скотоводство.



Двугорбый верблюд мало где обитает на Земле. Монголия - одно из таких мест.

К большому сожалению, не удалось увидеть пустыню Гоби. Уж слишком далеко она от Улан-Батора, и слишком мало времени было. Но ради неё, в том числе, я вернусь в Монголию ещё раз.

Передвигались мы везде на заранее заказанном авто. Однако могу сказать, что такси относительно не дорогое, но опять же, многие таксисты говорят только на монгольском. Есть междугородний транспорт, автовокзал. Ехать в Монголию, всё же, лучше в теплое время года.

Монгол Шуудан переводится как Монгольская почта.

Монголы живут не богато, но как-то на жизнь не жалуются. Может, потому что буддисты). Отдельно нужно сказать о кухне Монголии. Кухня - это сплошные блюда из мяса - буузы, хушуры, цуйван. В общем, для меня, как человека, который уже 2 года не ест мясо и не собирается - нужно было потрудиться, чтобы выбрать что-то национальное и не мясное. Но меня не проведешь - я и буузы нашла с овощами, и цуйван с морепродуктами. Да - все ржали)) но всё же! Национальные блюда схожи с бурятскими. Буряты и монголы вообще как единый народ. В 20 - 30-е годы 20 века было даже национальное движение за объединение Монголии и Бурятии. Из напитков меня покорил монгольских чай. Чаем это, конечно, уже сложно назвать. Мешанина жуткая. Это одновременно и суп, и второе блюдо, и десерт, но вкусно, согревает и как-то успокаивает. Мне настолько понравился, что хапнула потом в магазине огромный пакет этого чая. Теперь, когда навожу и пью его - вспоминаю радушную Монголию. Состав примерно такой - настой трав (или китайский зеленый чай), крупа, соль, молоко, масло сливочное. Можно и буузы туда кинуть, не шутка) Ну а что - быстро и питательно.


Овощные буузы.


Знаменитый чай!

Путешествие заканчивается, пора домой, через Улан-Удэ. Болор отлично говорит по-русски, но ни разу не была в России. Мечтает поехать в Москву, причем в Москву и только в Москву) Болор, желаю тебе скорее осуществить эту мечту!) А частичку моей души Монголия забрала навсегда, определённо..