Почему жизнь священна. Жизнь священна

У рок по предмету «Основы светской этики»

Тема: Жизнь священна

Цели: -дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;

Учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность;

Личностные результаты:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

Компьютер.

Медиапро ектор.

Презентация к уроку

Комплект карточек с пословицами

Расскраски для учащихся

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся, эмоциональный психологический настрой .

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

А.С.Пушкин

2. Тема урока и задачи.

Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня мы поговорим о смысле жизни.

Почему жизнь является священной?

Это мы сегодня и должны выяснить.

Работа с учебником стр.82 Слайд №1

    Прочитайте слова. Одинаковый ли отклик вызывают они или разный?

Работа в тетрадях

    Выпишите 5 наиболее значимых для вас понятий.

    Объясните свой выбор.

    (после высказываний уч-ся учитель делает обобщение) Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись.

Как видите, каждый из вас ответил на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл: - ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Слайд №2

Важно понять: - существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

Материальные – это то без чего не может существовать человек, духовные – то к чему стремится его душа. Слайд № 3

3.Знакомство с понятиями ДУХ-ДУША- ДУХОВНОСТЬ

    Прочитайте слова. Близкие понятия?

Обратимся к словарям. Слайд №4

Толковый словарь Ушакова

Дух- б одрость, моральная сила, готовность к действию.

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа

Словарь Ожегова

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

Дух - внутренняя, моральная сила

Душа - внутренний, психический мир человек а, его сознание

Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

Работа в группах.

(Делю класс на три группы и раздаю заранее подготовленные пословицы в виде раздельных слов. Учащиеся складывают и поясняют значение пословиц)

Давайте обратимся к истокам народного творчества, - к пословицам:

    К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

    Честная душа не меняется.

    Великие души понимают друг друга.

Как можно в жизни стремиться к высокому, главному?

Всё время говорим что нужно что-то делать, почему?

(Потому-что только в поступках проявляется духовное качество человека.

Сам человек и проявляется в поступках.

Вывод: какие поступки - такой и человек.)

А какие вы знаете сказки о добрых поступках? Слайд №5

Сказка «Гуси лебеди» - девочка пожертвовала собой чтобы сделать добро.

«Дюймовочка» - в поступках человека проявляется его духовное качество.

«Дикие лебеди» - какими качествами обладает героиня сказки?

4. Физминутка

Дети задают друг другу вопросы и выполняют произ­вольные движения.

КАК ЖИВЁШЬ?

Как живёшь? (Вот так!)

Как идёшь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Как ночью спишь? (Вот так!)

Как шалишь? (Вот так!)

Как грозишь? (Вот так!)

Как во дворе гуляешь? (Вот так!)

Как маме помогаешь? (Вот так!)

5. Мотивация. Слайд №6

Как часто мы задумываемся о том, как ведём себя с близкими, друзьями, с окружающими?

Восточная притча «О гвоздях»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Жизнь - это большое зеркало. Жизнь именно такова, какой мы её делаем.

А что вы, ребята, подумали о своей жизни?

7. Подведение итогов .

Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя.

Что для вас жизнь?

Что же может стать для человека главным и высоким?

Каков главный смысл понятия жизнь?

К чему стремится человек? (к созидательству) Слайд № 7

Назовите противоположное значение. (Разрушение)

Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

Какая же простая нравственная истина становится главной?

ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА. Слайд №8

8.Работа с изречениями. Слайд № 9

ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.

Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.

Омар Хайям

Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт.

9. Домашняя работа.

Слайд №10

Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и полезности.

8 . Рефлексия. Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял,что…

Я научился …

Я попробую…

Литература.

    Интернет

    Журнал «Этическое воспитание» № 3, 2010г А.И. Шемшурина д.п.н., профессор, зав. Лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО

    Словари Ожегова,Ушакова

Урок светской этики 4 класс.
МОУ Дубровицкая школа г. о. Подольск
Учитель начальных классов
Андреева Ирина Анатольевна
Тема: Жизнь священна
Цели:
­ дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие
ценности;
­ учить формулировать вопросы и отвечать на них, работать с разнообразными
источниками информации, планировать и контролировать учебные действия,
оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
­ активизировать творческую деятельность.
Личностные результаты:
­развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.

Предметные результаты:
­осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
­освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
­готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
­ дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
Ход урока.
Актуализация знаний
1. На доске написаны пословицы. Прочитаем.
«Не рой другому яму – сам в неё попадешь»,
«Как аукнется, так и откликнется»
«Добро всегда возвращается»
­ Что общего у всех пословиц?
(Ответ детей: все они относятся к золотому правилу нравственности)
На доске открывается:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ - «(не) поступай по отношению
к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к
тебе»
­ Как вы думаете: почему оставлены скобочки?
(ответ детей: можно прочитать по­другому: без частички –не)

Самоопределение к деятельности
­ В тетрадях вы писали мини­сочинения: «Скажи себе сам», в которых
анализировали изменения в своём характере, поведении. Давайте послушаем
некоторые из сочинений (2­3 ученика зачитывают)
­ Ребята слушали внимательно и смогут ответить на вопрос: Какие самые
значимые изменения произошли в характере и поведении ваших
одноклассников?
­ Каждый день важен для самовоспитания, важен для жизни. На доске мы
видим рисунки, на которых изображены события одного из ваших дней
(выполненное домашнее задание). Давайте послушаем, что вы хотели сказать
своими рисунками. (2­3 ученика)
­ Вы объясняли свои рисунки на тему: «Один день вашей жизни». Рассуждали,
думали.
Слайд №1 – Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить –
значит мыслить?» Объясните.
Работа по теме урока
­ Тема сегодняшнего урока «Жизнь священна»
1.Работа в учебнике стр. 82.
­ Прочитаем начало статьи (1 абзац). Выполняем задание, данное в этом
абзаце. Напишите слова в тетрадях. Какие слова выписали? (зачитывают 5­6
человек)
­ Каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью,
смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили
то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы
обойтись.
Слайд №2
­ Представление о человеке, о свойствах его личности складывается по тому,
какие потребности наиболее значимы для него.
Слайд №3.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое
условие его существования.
Потребности бывают материальные и духовные.
Слайд №4
­Назовите материальные потребности.
­Назовите духовные потребности.
­Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор,
что руководило вами? К чему стремится душа?
2.Послушайте несколько притч.
Притча о дружбе. Слайд 5.

Жили­были два соседа. Пришла зимушка­зима, выпал снег. Первый сосед
ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал
дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно
утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед
встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже
дорожка проложена. На третий день снегу намело - по колено. Встал еще
раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа - дорожка уже
ровная, прямая - просто загляденье! В тот же день встретились они на улице,
поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: -
Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй
сосед удивился сначала, а потом засмеялся: - Да я его никогда не убираю,
это ко мне друзья ходят!
­ Какая главная мысль этой притчи?
2) Притча о друзьях. Слайд 6.
Спросил как­то комар муху: - Есть ли здесь в окрестности цветы? - Насчет
цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. - А вот консервных банок,
навоза, нечистот в канавах полным­полно. И муха начала перечислять комару
все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел
комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. Не видела ли ты в
окрестностях какие­нибудь помойки? – спросил он у нее. - Помойки?
Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду
так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой
поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Вот
почему так важно правильно выбирать себе друзей.
­ Обсуждение притчи.
3) Притча о мудрости. Слайд 7.
Ученик попросил учителя:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься.
Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный
пакет.
– Если ты на кого­нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то
возьми картофель. Напиши на нём имя человека, с которым произошёл
конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И
каждый раз, когда на кого­нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое­то время. Пакет ученика пополнился
картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда
носить с собой. К тому же, тот картофель, что он положил в самом начале,

стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс,
некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во­первых, пакет слишком тяжёлый, а
во­вторых, картофель испортился. Предложи что­нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и с тобой. Просто ты этого сразу не замечаешь.
Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который
рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот
процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот,
обидеть кого­то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
­ Какие мысли у вас возникли после прослушивание этой притчи?
4) Притча «Сосуд жизни» .Слайд № 8
Как­то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный
сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил
учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и
несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки
между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил
учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд.
Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
­ Теперь, ­ обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли
увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера,
ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи,
которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу
жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для
более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию
израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется.
Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время
для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще
достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего
остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все
остальное песок…
­Так в чём же истина?
Слайд № 9

Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет
человеческую жизнь глубоким смыслом.
3. ­ Что же может стать для человека главным и высоким?
­ Каков главный смысл понятия жизнь?
­ прочитаем в учебнике на стр. 83 под рисунком слова6 «Отсюда одна из
важных истин…»
­ К чему должен стремиться человек? (к созидательству) Слайд № 10
­ Назовите противоположное значение. (Разрушение)
Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. ­ Какая же
простая нравственная истина становится главной?
Слайд №11
ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.
4. Учитель зачитывает слова из учебника на стр. 84 второй абзац: «Отсюда
главная и простая нравственная истина – жизнь священна…»
5. Рефлексия. Подведение итогов.
­Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя. Что для
вас жизнь?
Слайд №12
Зачитывают дети.
Слайд № 13. Домашнее задание.
Д/з: Уч.с.82­85; д/з (вопросы для повторения, задания в тетради).

Точку зрения церкви изложил по просьбе редакции священник Антоний Ильин, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям церкви и общества ОВЦС МП (Отдел внешних церковных связей), кандидат богословия, специалист по проблемам биоэтики:
- Русская православная церковь сформулировала свое отношение к проблеме клонирования в документе, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года. Клонирование человека представляется недопустимым как попытка человека играть роль Бога и является вызовом замыслу Божию о человеке, отвергая свободу и уникальность человеческой личности, созданной по образу Божию. В связи с этим недавняя законодательная инициатива правительства РФ о введении пятилетнего моратория получает со стороны церкви положительную, но в то же время сдержанную оценку, ибо не через пять, не через пятьдесят лет не может появиться этических аргументов в защиту клонирования человека. Исходя из этого, было бы разумнее как можно скорее для России присоединиться к Конвенции о правах человека и биомедицине и Дополнительному протоколу о запрете клонирования человеческих существ Совета Европы.
Но так называемое "репродуктивное" клонирование - это лишь один пласт проблемы, тем более его окончательный запрет со стороны всего мирового сообщества является вопросом времени. На острие этической дискуссии в настоящий момент находится "терапевтическое" клонирование, и здесь, очевидно, не будет полного единомыслия в ближайшее время. О терапевтическом клонировании, то есть о создании эмбрионов человека с целью их использования для лечения различных заболеваний, заговорили в связи с прогрессом в исследовании эмбриональных стволовых клеток, способных дифференцироваться в различные типы клеток и тканей организма, что позволит лечить ранее неизлечимые заболевания.
Эмбрион человека становится таким образом не более чем "сырьем" для получения этих стволовых клеток. Для Православной церкви, которая признает эмбрион с момента зачатия человеческим существом, обладающим священным даром жизни, неприемлемы любые манипуляции с эмбрионами, заведомо предполагающие их уничтожение.
А что делать десяткам, сотням больных во всем мире, страдающих болезнью Паркинсона, Альцгеймера, сахарным диабетом? Неужели отнять у них надежду? Ни в коем случае. Церковь не выступает против прогресса науки, но не принимает идеологию "прогрессизма", то есть прогресса любой ценой. Необходимо искать альтернативные источники получения стволовых клеток, и это вполне реально, поскольку стволовые клетки есть не только у эмбриона, но и у взрослого человека: в нервной системе, костном мозге, молочной железе и т.д. Исследования в этом направление не столь далеко продвинулись как в случае с эмбриональными стволовыми клетками, однако и в последнем случае еще далеко до внедрения в клиническую практику. Не лучше ли тогда сделать выбор, исходя из нравственных принципов, исходя из благоговения перед самой жизнью?