Презентация по литературе самойлов сороковые. Биография Давида Самойлова

Познакомиться с поэзией времён Великой Отечественной войны; выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени; закрепить навыки анализа лирического текста. Пламя ударило в небо! Ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина. Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твоё – это наше горе, Родина. Роберт Рождественский тема произведения; эпитет; идея; метафора; проблема; олицетворение; мотив; антитеза; композиция; аллитерация; анафора; инверсия. Проблемный вопрос к уроку Какое чувство, выраженное в стихотворениях К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины…» и Д.С.Самойлова «Сороковые», двигало русскими людьми, сумевшими одержать великую победу и как поэтам удалось его донести до читателя? Константин Михайлович Симонов 1915 – 1979 г.г. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины…» (посвящено другу К.Симонова, поэту А.Суркову) Давид Самойлович Самойлов 1920 – 1990 г.г. Стихотворение «Сороковые» Первая часть стихотворения (1 и 2 строфы) Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада с востоку… Вторая часть стихотворения (3, 4, 5 строфы) А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю. Третья часть стихотворения (6 и 7 строфы) Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Проблемный вопрос к уроку Какое чувство, выраженное в стихотворениях К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины…» и Д.С.Самойлова «Сороковые», двигало русскими людьми, сумевшими одержать великую победу и как поэтам удалось его донести до читателя? Пламя ударило в небо! Ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина. Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твоё – это наше горе, Родина. Роберт Рождественский

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые – роковые»

(для учащихся 6 класса)

Цель:

1. Знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, воссоздание картины эпохи.

2. Формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся.

3. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции учащихся.

Ход мероприятия

2 слайд

Ведущий 1: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжелых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

3 – 4 слайды

Звучит песни на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

5 слайд

Ведущий 2: «В лесу прифронтовом» - это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.

В годы Великой Отечественной войны советские писатели получали десятки писем со словами благодарности за их творчество, помогающее в борьбе с фашизмом.

6 слайд

Ведущий 3: Замечательная песня «В лесу прифронтовом» создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны.

7 слайд

Ведущий 1: Блантер избрал для песни мелодию вальса. Она звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон» связывают песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.

8 слайд

Ведущий 2: «Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удается сочинять подлинно народные песни, песни, прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него», - так писал о нем С.Я.Маршак.

9 слайд

Ведущий 3: Вся страна переживала огромный патриотический подъем. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

11 слайд

Ведущий 1: Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению ее лица решимость, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – черную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанном на многих языках.

12 – 13 слайды

Звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д.Шостаковича.

14 слайд

Ведущий 2: Это одно из наиболее значительных произведений Д.Шостаковича написано в 1941г в осажденном Ленинграде.

Ведущий 3: Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий.

15 слайд

Ведущий 1: Прозвучала Седьмая симфония и 25 июня в Ташкенте. Весь сбор шел в пользу эвакуированных детей. На этом концерте была и А.А.Ахматова.

На своей книге, которая Ахматова подарит композитору, она напишет: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

Ведущий 2: Ленинградская симфония отразила всеобщий патриотический подъем. На той же высокой ноте прозвучало на торжественном вечере стихотворение А.Ахматовой «Мужество» в Ташкенте.

16 слайд

Чтец 1 «Мужество» (А.Ахматова)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Ведущий 3: Стихотворение было опубликовано в «Правде» 8 марта 1942г. Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Его читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранили в карманах гимнастерок.

17 слайд

Чтец 2 «Победа» (А.Ахматова)

1

Славно начато славное дело

В грозном грохоте, в снежной пыли,

Где томится пречистое тело

Оскверненной врагами земли.

К нам оттуда родные березы

Тянут ветки и ждут и зовут,

И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.

18 слайд

Ведущий 1: Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение А.Ахматовой «Мужество» и К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.

19 слайд

Чтец 3 «Жди меня…» (К.Симонов)

.20 слайд

Ведущий 2: «Жди меня» - послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но при всем этом читатель ощутит огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убежденность лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а ее преданность поможет ему все преодолеть.

Ведущий 3: Неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру. Слово жди повторяется в стихотворении одиннадцать раз.

Ведущий 1: Мысль автора выражена лаконично и ёмко: «Только очень жди», «Всем смертям назло». Жизнь изменила намерениям Симонова не публиковать свое послание. То, «что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете», - вспоминал впоследствии поэт. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942г.

И сегодня «Жди меня» продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.

21 слайд

Ведущий 2: У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944) – яркое подтверждение этих слов. 22 слайд

Чтец 4 «Его зарыли в шар земной» (С.Орлов)

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Ведущий 3: Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам.

23 слайд

Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса

24 слайд

Ведущий 1: Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу.

27 слайд

Ведущий 2: На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался к годам своей молодости, к теме войны.

28 слайд

Чтец 5 «Сороковые» (Д.Самойлов)

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная….

29 слайд Минута молчания




Из биографии Родился Давид Самойлов 1 июня 1920 года в Москве. Его отец был врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, в годы Отечественной войны работал в тыловом госпитале. Образы родителей присутствуют в стихах Самойлова (Выезд, Двор моего детства и др.); воспоминания детства отразились в автобиографической прозе конца 1970-х – начала 1980-х годов (Дом, Квартира, Сны об отце, Из дневника восьмого класса и др.). Его московское детство было удивительно похоже на детство другого замечательного поэта – Бориса Пастернака. Мама Бориса Леонидовича - Розалия Кауфман, а отец Давида Самойлова – тоже Кауфман, Самуил Абрамович. Нет, они не были родственниками, просто однофамильцы, но как это близко, как символично, что в русской литературе имена этих поэтов почти всегда стоят рядышком!


В 1938 году окончил среднюю школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. Там, в МИФЛИ, в то время преподавали лучшие ученые страны – С.И.Радциг, Н.К.Гудзий, Ю.М.Соколов, Д.Д.Благой, Д.Н.Ушаков, Л.И.Тимофеев и другие. Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому – появилась в журнале Октябрь, 3 за 1941 год (стихотворение Охота на мамонта за подписью Давид Кауфман). В годы учебы Давид Самойлов (или Дэзик, как ласково, дружески величали его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Самойлов посвятил им провидческое стихотворение «Пятеро», в котором написал: Жили пятеро поэтов В предвоенную весну, Неизвестных, незапетых, Сочинявших про войну... Ощущение войны в этом стихотворении – поразительно, как и в других стихах, ставших любимыми для миллионов россиян.


ВОЙНА В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. Впрочем, и в начале Великой Отечественной войны он не был взят в армию по возрасту, но здесь Самойлову повезло: его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. В первые месяцы войны поэт записал в тетрадь все свои неизданные произведения, которые считал для себя важными: около 30 стихотворений и стихотворных отрывков, одну комедию, три поэтических перевода. На трудовом фронте Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где некоторое время учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин.


Впоследствии в своих воспоминаниях Самойлов написал: «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В 1943 году поэт был ранен; жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин С.А.Косов, о котором Самойлов в 1946 году написал стихотворение «Семен Андреич». После госпиталя Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. В годы войны Самойлов не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений про удачливого солдата Фому Смыслова, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семен Шило». Первое послевоенное произведение Стихи о новом городе было опубликовано в 1948 в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио.


В 1958 издал свою первую поэтическую книгу Ближние страны, лирическими героями которой были фронтовик (Семен Андреич, Жаль мне тех, кто умирает дома... и др.) и ребенок (Цирк, Золушка, Сказка и др.). Художественным центром книги стали Стихи о царе Иване, в которых впервые в полной мере проявился присущий Самойлову историзм. В этом поэтическом цикле воплотился исторический опыт России и одновременно – жизненный опыт поэта, в котором своеобразно отразились традиции пушкинского историзма. Исторической теме посвящено и стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» (1965). О роли человека в истории Самойлов размышлял в драматических сценах Сухое пламя (1963), главным героем которых был сподвижник Петра Великого князь Меньшиков. Перекличка исторических эпох происходит и в поэме Последние каникулы (1972), в которой лирический герой путешествует по Польше и Германии разных времен вместе с польским скульптором 16 века Витом Сквошем.


Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, «Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом». Их гибель он ощущал как самое большое горе. Поэтической «визитной карточкой» этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова Сороковые, роковые (1961).


Если вычеркнуть войну, Что останется - не густо. Небогатое искусство Бередить свою вину. Что еще? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость - что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья - Что-то вроде искупленья За себя и за страну. Простота ее начал, Быт жестокий и спартанский, Словно доблестью гражданской, Нас невольно отмечал. Если спросят нас гонцы, Как вы жили, чем вы жили? Мы помалкиваем или Кажем шрамы и рубцы. Словно может нас спасти От упреков и досады Правота одной десятой, Низость прочих девяти. Ведь из наших сорока Было лишь четыре года, Где прекрасная свобода Нам, как смерть, была близка.




В 1967 году Давид Самойлов поселился в деревне Опалиха близ Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же широк, как круг общения. В Опалиху приезжал Генрих Бёлль; Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками – Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Юрием Любимовым, Зиновием Гердтом и Юлием Кимом. Несмотря на болезнь глаз, он занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 годе, издал в 1973 году стиховедческую «Книгу о русской рифме». В 1974 году у него вышла книга «Волна и камень», которую критики назвали «самой пушкинской» книгой Самойлова – не только по числу упоминаний о великом поэте, но, главное, по поэтическому мироощущению. Евгений Евтушенко в своеобразной стихотворной рецензии на эту книгу написал: «И читаю я «Волну и камень» / там, где мудрость выше поколенья. / Ощущаю и вину, и пламень, / позабытый пламень поклоненья».


Самойлов много и активно переводил стихи армянских, болгарских, испанских, латышских, литовских, немецких, польских, сербских, турецких, французских и эстонских поэтов, участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в Современнике, в Театре им. Ермоловой, писал песни для театра и кино. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии СССР. Самойлов любил писать и читать письма, вел регулярную переписку с друзьями. В письмах он предстает перед нами куда более легким и веселым человеком. В разные годы у Давида Самойлова выходили книги стихов: "Ближние страны" (1958), "Второй перевал" (1963), "Дни" (1970), "Равноденствие" (1972), "Весть" (1978), "Избранное" (1980), "Залив" (1981) и многие другие; а также книги для детей: "Светофор" (1962), "Слоненок пошел учиться. Пьесы в стихах" (1982).


В 1976 году Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Новые впечатления отразились в стихах, составивших сборники «Улица Тооминга», «Линии руки» (1981). Самойлов очень любил Пярну и Эстонию. До 1980 года, пока семья занимала только один этаж на улице Тооме, жить приходилось в несколько стесненной обстановке. Купив же второй этаж, Давид Самойлович был безгранично счастлив. И, вернувшись из очередной непродолжительной поездки в 1983 году в Москву, сказал: "Жить надо все-таки в Пярну". В Эстонии ему было легче, спокойнее, поэтому многие знакомые убеждены, что пребывание в Пярну подарило ему еще несколько лет жизни. Может быть, поэтому на одном из званых вечеров он сказал: "Целуйте меня: я экологически чист".


Давид Самойлович никогда не считался ярым диссидентом. Однако КГБ присматривал и за ним. Однажды фотограф Виктор Перелыгин (благодаря которому последующие поколения получили целую галерею фотоматериалов о жизни поэта) поехал проведать живших в Калининграде родственников. Обедая в ресторане города Черняховска, он увидел за другим столиком подозрительно знакомого человека. Через несколько недель он вспомнил его, увидев выходящим из здания пярнуского отделения КГБ. Самойлова эта новость нисколько не удивила. «Они проверяли, не передаете ли вы от меня какое-нибудь послание в черняховскую психушку». В этом заведении, как оказалось, содержались «ненормальные», подвергающие сомнению идеи и дела КПСС. Самойлов никогда не ставил даты к своим стихам. На вопрос, почему он так поступает, как-то ответил: «Не хочу отнимать хлеб у литературоведов». Но и в письмах дат нет. Только последнее, адресованное Лидии Лебединской, было датировано 14 февраля 1990 года. В письме Самойлов рассказывал о бесснежной зиме, касался проблем взаимоотношений Эстонии и России, выражал опасения, как бы обещания эстонских политиков предоставить равные права с эстонцами местным русскоязычным жителям, не остались бы обещаниями...


Еще одна деталь: с 1962 года Самойлов вел дневник, многие записи которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой «Памятные записки» (1995). Блистательный юмор Самойлова породил многочисленные пародии, эпиграммы, шутливый эпистолярный роман, «научные» изыскания по истории придуманной им страны Курзюпии и тому подобные произведения, собранные автором и его друзьями в сборник «В кругу себя» (частично опубликован в 1993 году). Как это было! Как совпало Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!


Умер фронтовик Давид Самойлов в Пярну 23 февраля 1990 года, в день советской армии. Похоронили его в Москве. Зиновий Гердт, на своем юбилейном вечере читал стихи Давида Самойлова, которые невозможно было слушать равнодушно:... О, как я поздно понял, Зачем я существую, Зачем гоняет сердце По жилам кровь живую, И что порой напрасно Давал страстям улечься, И что нельзя беречься, И что нельзя беречься...

Самойлов Давид Самуилович

Самойлов (настоящая фамилия — Кауфман) Давид Самуилович (1920 — 1990), Поэт. Родился 1 июня в Москве в семье военного врача, который оказал на него большое влияние, много занимался его образованием. Стихи начал писать рано, но поэтом себя долго не считал.

В 1938 окончил с отличием школу и без экзаменов поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), собираясь специализироваться по французской литературе. В те годы там преподавал весь филологической науки. Тогда же познакомился с Сельвинским, который определил его в поэтический семинар при Гослитиздате, ходил в Литературный институт на семинары Асеева, Луговского. В 1941 окончил ИФЛИ, тогда же публикует свои первые стихи.

Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища, где был только два месяца — по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт. После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание — старший сержант.

В конце ноября 1945 с эшелоном демобилизованных вернулся в Москву. Решает жить литературным трудом, то есть перебивается случайными заказами, подрабатывает на радио, пишет песни, литературные композиции.

Только в 1958 выходит первая книга стихов» Ближние страны». С этого времени регулярно появляются его поэтические сборники:» Второй перевал» (1963);» Дни» (1970);» Перебирая наши даты…». Д. Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в» Современнике», писал песни для спектаклей и кинофильмов.

В 1970-е вышли сборники» Волна и камень»,» Весть»; в 1981 -» Залив».

С 1976 жил в городе Пярну, много переводил с польского, чешского, венгерского и языков народов СССР. Д. Самойлов умер 23 марта 1990 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация на тему:Давид Самуилович СамойловПодготовила:Гаджиева М. 6«5» Дави́д Само́йлов (настоящее имя - Дави́д Самуи́лович Ка́уфман)- русский советский поэт, переводчик.Давид Самойлов - поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт. Родился 1 июня 1920 г. в Москве. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце. Родился в еврейской семье. Отец - известный, главный венеролог Московской области -Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986). Псевдоним поэт взял после войны в память об отце. В 1938 г. Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы В МИФЛИ преподавали лучшие специалисты того времени. В годы учебы Самойлов подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. В 1941 г. Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище.В 1943 г. Самойлов был ранен, ему спас жизнь друг, алтайский крестьянин Семен Косов, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич".После госпиталя Давид Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.В годы войны Самойлов не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове. 1958 г. Давид Самойлов издал свою первую поэтическую книгу "Ближние страны«.В 1974 г. вышла книга поэта "Волна и камень", которую критики назвали самой пушкинианской книгой С 1962 г. Давид Самойлович вел дневник, многие записи из которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой "Памятные записки" (1995).Писатель был удостоен Государственной премии СССР (1988). Его стихи переведены на многие европейские языки. Давид Самойлович Самойлов скончался 23 февраля 1990 г. в Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака, едва завершив свою речь. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище. Стихотворение "сороковые" написал в 1961 году, когда ему было 41год. Спустя столько лет, не смог забыть все ужасы войны. Стих про его жизнь, про молодость, про то, что начинаешь ценить каждое мгновение в жизни, в моменты смертельной опасности. И я с девчонкой балагурю,И больше нужного хромаю,И пайку надвое ломаю,И все на свете понимаю.Как это было! Как совпало-Война, беда, мечта и юность!И это все в меня запалоИ лишь потом во мне очнулось!..Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховые…Война гуляет по России,А мы такие молодые!«Сороковые» Давид СамойловСороковые, роковые,Военные и фронтовые,Где извещенья похоронныеИ перестуки эшелонные.Гудят накатанные рельсы.Просторно. Холодно. Высоко.И погорельцы, погорельцыКочуют с запада к востоку…А это я на полустанкеВ своей замурзанной ушанке,Где звездочка не уставная,А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете,Худой, веселый и задорный.И у меня табак в кисете,И у меня мундштук наборный.


Приложенные файлы