Профстандарт преподавателя дополнительного образования. Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Слайд №1 (тит лист)

Слайд №2

Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. 8 сентября 2015 года был подписан приказ № 613н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. N 536 утвержден график разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015 - 2018 годы. В соответствии с графиком в 2016 году в пилотных регионах будет осуществляться апробация профессиональных стандартов. В соответствии с планом по реализации Концепции развития дополнительного образования профстандарт ПДО вводится повсеместно с 1 января 2017 года. В Кемеровской области стажировочной площадкой согласно приказа Департамента образования и науки является ГАУ ДО «Областной центр дополнительного образования детей»

Слайд №3

Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1

Слайд №4

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существуют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции.

Разработка стандарта и продуманные мероприятия по его внедрению в перспективе позволят снять многие современные проблемы:

  • неясности комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие системы профессионального образования и дополнительного образования;
  • отсутствия понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему и стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития;
  • оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования

перспектив его развития.

Слайд № 5

Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования

Стандарт – основа формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Слайд № 6

Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с детьми мигрантами;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
  • Владеть ИКТ-компетенциями

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

Слайд №7

Область применения стандарта

  • При приёме на работу в образовательную организацию
  • При проведении аттестации педагогов образовательных организаций
  • При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями

Профессиональный стандарт может стать механизмом управления персоналом, профессионального саморазвития, так как отражает требования к результативности педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт может использоваться как основание для разработки оценочных материалов, содержания квалификационных экзаменов. Для того чтобы избежать двусмысленности и субъективизма в процедуре аттестации необходимы четко поставленные, достижимые и диагностируемые задачи для каждого педагога и понятный механизм оценки результатов их действий.

Слайд №8

Требования стандарта к образованию педагогов

Требования к педагогу дополнительного образования:

высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование», как правило, по профилю «Дополнительное образование (в соответствующей области);

высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, и дополнительное профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование».

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Слайд № 9

Профессиональный стандарт строится как совокупность обобщенных трудовых функций, выполнение которых ведёт к общей цели. Каждая из обобщенных функций интегрирует комплекс трудовых функций, трудовая функция, в свою очередь, подразделяется на трудовые действия, умения и знания, необходимые для ее реализации. Такой подход позволяет и дать развернутую характеристику педагогической деятельности, сформулировать объективные и диагностируемые критерии ее качества деятельности.

Слайд №10

Давайте рассмотрим обобщенные трудовые функции ПДО

  • Преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организационно- методическое обеспечение образовательного процесса по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организационно-педагогическое обеспечение реализации программ дополнительного образования детей и взрослых;

Преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых включает следующие функции:

  • Организация деятельности учащихся, направленное на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
  • Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
  • Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
  • Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

Организация и проведение исследований рыка услуг дополнительного образования детей и взрослых;

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ;

Организационно – педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

  • Организация и проведение массовых досуговых мероприятий;
  • Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности;

Слайд №11

Профессиональный стандарт позволяет, исходя из общей характеристики деятельности, «набирать» функции отдельного сотрудника. Все представленные функции не должен выполнять один специалист-универсал. Они распределяются между всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс.

Руководитель организации обеспечивает выполнение функций за счёт рациональной комплектации штатов, за счёт повышения квалификации своих сотрудников, за счёт адекватного распределения зон ответственности между ними.

Такой подход позволяет уйти от ситуации приравнивания квалификации молодого и опытного преподавателя, возлагая на них идентичные функции и предполагая при этом, что выполнены эти функции будут на одинаковом уровне качества.

Профессиональный стандарт – инструмент формирования новой педагогической культуры, даже более того - общественного сознания. Сама деятельность педагогов профессионального образования оценивается с позиций компетентностного подхода - педагогу на аттестации нужно продемонстрировать, как он справляется с профессиональными задачами; показать свои знания в способах деятельности.

Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет.

Слайд №12

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

Во–первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Слайд №13

Спасибо за внимание!


Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории "дополнительное образование"

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования - реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

С начала 2017 года в силу вступил ряд новых документов, регламентирующих педагогическую деятельность. В профессиональном стандарте педагога фиксируются необходимые для подобной деятельности личностные характеристики и профессиональные навыки субъекта, исходя из которых труд специалиста будет считаться квалифицированным.

Понятие профстандарта педагога, его нормативно-правовая база

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.
  2. Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015г.
  3. Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013г.
  4. Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017г.
  5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.

Причиной ввода данных документов стала необходимость привести устаревшие требования подобной трудовой деятельности к современным реалиям. Исходя из ПП № 584 от 16.07.2009г., введение указанных профстандартов должно быть завершено до начала 2020г. Подразумевается, что к указанному времени вводимые стандарты станут основным оценочным критерием при отборе преподавателей.

Основные задачи профстандарта педагога

На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

Помимо необходимой профессиональной квалификации, любой педагог также должен обладать навыками воспитателя. К требованиям по данному вопросу относятся :

  • Осуществление воспитательных работ как во время занятий, так и в ходе внеклассной жизни;
  • Регулирование поведения подопечных;
  • Мотивирование познавательной активности учеников;
  • При необходимости использование индивидуального подхода и оказание преподавательской поддержки;
  • Стимулирование подопечных к исполнению дисциплины, а также к созданию органа самоуправления (например, выбор старосты в классе);
  • Открытость в вопросе сотрудничества с прочими специалистами образовательной сферы.

Структура и содержание профстандартов педагогов в 2018 году

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2018г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности.
  2. Организация воспитательного процесса.
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы.
  5. Обеспечение начального образования ученикам.
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика».
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования.

Для субъектов, чье поле деятельности заключается в обеспечении образовательного процесса в дошкольных учреждениях, актуален пятый уровень квалификации.

Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками:

  • уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации;
  • уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них;
  • готовность нести ответственность за происходящее в классе;
  • принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.

Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания

Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя.

Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости.

Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование

Профстандарт педагога психолога

Данный профстандарт предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. К основным функциям педагогов-психологов относят:

Так, квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем:

  1. Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний.
  2. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации.
  3. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий.

Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.

Проблемные аспекты введения профстандартов для педагогов

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Таким образом, назначение профессиональных стандартов педагогов заключается в том, чтобы облегчить не только порядок осуществления преподавательской деятельности, но и оценку при отборе кадров. Данные документы обладают современными усовершенствованными требованиями к работникам, что позволит повысить общий уровень образования учащихся разных категорий.

Профессиональный стандарт
Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Новые компетенции педагога дополнительного образования:

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

Работа с одарёнными детьми;

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

Владение ИКТ – компетенциями.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения (что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания (что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Обобщенная трудовая функция:

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

Трудовая функция :

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция :

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Трудовая функция :

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.

Трудовая функция :

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция :

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:

трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.

Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

    электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

    проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

    развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

    анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

    анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности);

средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.

Если выделить главное из зафиксированных профстандартом функций трудовой деятельности педагога дополнительного образования, то их можно свести к трем направлениям профессионального развития:

    реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом принципов инклюзивного образования;

    организация и проведение оценки и диагностики образовательных достижений учащихся, а также содействие мониторингам их личностного развития;

    использование дополнительных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности.

________________
Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.

Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.

Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.

Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).

Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.308, 2010, N 52, ст.7002, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 52, ст.7554,2015, N 1, ст.42).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 49, ст.7031; 2013, N 48, ст.6165, N 52, ст.6986).

Дополнительные характеристики