Роберт Мастерс. Когда начинается настоящая духовная жизнь

Последние сорок-пятьдесят лет происходило стремительное развитие интимных отношений, уходивших от столетиями устанавливавшихся стереотипов и представлений. Они мутировали в самых разнообразных направлениях. То, что было структурировано и ясно, теперь часто оказывалось под большим вопросом, требующим более глубокого исследования.


Причем переформулирование, переосмысление, реструктуризация и возникновение нового в отношениях происходят почти также быстро, как и меняются сами эти отношения.

Один из результатов подобных изменений является то, что у многих из нас нет четкого и ясного представления о близких отношениях и их возможностях. Но, то, что в них происходят изменения мы должны признать. Мы оглядываемся назад всего на два поколения, а кажется, что смотрим на много сотен лет назад. Все меняется очень быстро.

В течение длительного времени интимные отношения рассматривались и воспринимались (за немногими исключениями) в качестве альтернативы духовной жизни (причем альтернативы не равной!). Был домохозяин и был духовный искатель, а между ними пропасть. Причем этот раскол был характерен не только для мужчин, для женщин подобная пропасть была еще глубже и шире.

И такое положение дел сохранялось до тех пор, пока не появилось культурное разрешение поискать "другого".
Сейчас уже есть не только культурное разрешение, но и запрос на поиск "глубины" в близких отношениях. (по социальным стандартам этот запрос не большой, но уже достаточно явный, чтобы обратить на него внимание). И, таким образом, интимные отношения на своем передовом крае уже не становятся прелюдией к духовному открытию и пробуждению, а скорее его катализатором или "зажигателем".

И это само по себе - хорошая новость. Близость, особенно в виде моногамии, уже не является тем, что нам следует пройти и перерасти в целях духовного развития. Это то, что служит нашей эволюции и нашему пути к целостности - без необходимости от нее избавляться, обходить, а тем более маргинализировать.

"Заземление" нашей духовности в грубый материал и неизбежные трудности повседневной семейной жизни, которые неизбежно сопровождают близкие отношения - крайне необходимы, поскольку предоставляют нам путь ко все более присутствующему, более осознающему и более жизненному целому. Остаться духовным во время наших близких отношений означает предоставить себе очень важную перспективу или точку зрения, значительно увеличивающую вероятность того, что впоследствии нам не придется потеть над тем, над чем корпеть не стоит.

Если мы сможем получить доступ к нашей духовности - причем доступ на гораздо более глубоком уровне, чем простая вера - во время неизбежных вызовов и испытаний интимных отношений, то мы, вероятно, сможем получать к ней доступ практически повсюду.

Интимные отношения - ашрам 21 столетия. Место уникального вызревания трансформационных возможностей, объединения катализатора и убежища для глубочайшего исцеления и пробуждения, с помощью которых возможна более глубокая интеграция физического, психического, эмоционального, психологического и духовного.

Близкие отношения как катализатор и убежище для исцеления и пробуждения - звучит хорошо, не так ли? Однако настоящий труд начинается только тогда, когда заканчивается медовый месяц.

Этот путь - не идеально ровная дорога. Хотя бы потому, что ее нет как данности, она постоянно со-творяется через нашу близость с другим человеком. Она разворачивается по мере того, как мы по ней идем. Свой путь мы скорее чувствуем, и он весьма далек от прямой линии.

Действительно важно понимать и то, что это путешествие не только через приключения порожденные совместной жизнью во внешнем мире, но и перемещение к более глубоким уровням в самих взаимоотношениях.

В близких отношениях существует захватывающая, невероятно возбуждающая и волнующая нестабильность. Поле близких отношений мужчин и женщин предоставляет невероятные возможности, дает такие открытия и озарения, которые не доступны тем, кто их лишен. Сейчас у мужчин и женщин гораздо больше возможностей для встречи глаза-в-глаза, сердце-к-сердцу, чем в жизни, господствовавшей столетие назад. Встреча настоящих партнеров уже не является редкостью.

И при этом всем, само игровое поле подобной встречи таит свои собственные опасности, поскольку его очень легко свести к поверхностным отношениям или отношениям, основанным на силе и власти. После того, как женщины получили равные права и более широкий культурный контекст для жизни, они стали бросать мужчин. В начале ручейками, а потом в массовом порядке. Все больше и больше мужчин стали обращаться за помощью к психотерапевтам, поскольку стали понимать, что им необходимо нечто большее, чем пачка долларов, красота или физическая сила. Многие отношения превратились в арену переговоров, в которых равенство партнеров уже не освобождение, а скорее естественное положение дел.

Очень важным становится выведение отношений из "патриархальных", банальных и гниющих не за счет шага назад (в "открытость" и "множественным партнерам), а вперед. Тем более, что моногамия стала еще и ассоциироваться с местом умерщвления страсти.

Среди всего этого хаоса и переворота, начинает прорастать новый, не варварский и не тепличный, а глубоко страстный, пробужденный, основанный на честности и любви - уровень близких отношений, который я называю пробужденной моногамией (иногда ссылаясь на него, как на зрелую моногамию).

Территория между незрелой моногамией и пробужденной может ошеломлять своими размерами и сложностью. Она находится в постоянном движении, все время колеблется, и при этом является плодородной почвой для возможной эволюции.

Пробужденная моногамия - звучит прекрасно, но как нам до нее добраться? В конце концов, мы не можем просто прочитать о ней в книге, а назавтра начать в ней жить. Необходимо очень многое сделать, прежде чем этот уровень моногамии станет для нас доступен.

Прежде всего необходимо вскрыть, увидеть и непосредственно работать - и не только когнитивно! - с тем, что в нас самих незрело. Если мы стремимся к по-настоящему близким отношениям, то не можем быть, к примеру, эмоционально неграмотными.

Переход от отношений, сосредоточенных на "я", к отношениям сосредоточенным на "мы", а потом на совместном бытии, это не просто путешествие по развитию близости с любимым человеком, но и путешествие сквозь и внутрь самих себя. И во втором путешествии очень трудно ориентироваться, ибо это путь к интеграции со всеми другими частями нашего бытия.

Нашим основным руководством является глубокое стремление к отношениям основанным на совместном бытии. Поскольку, если оно открыто чувствуется и приветствуется, то обеспечивает стимулы и вдохновение для исследования тех мест и паттернов в себе, которых в противном случае мы бы избегали или разве что поверхностно прикасались.

Именно в эти места и паттерны, эти области темноты, боли и ран мы и должны идти, если хотим быть по-настоящему готовыми к пробужденной моногамии. И это не какая то романтизированная работа с тенью, а целая одиссея вопрошания ко всему, что в нас есть, созревания для большей жизни.

Короче говоря, движение к пробужденной моногамии пробуждает и нас самих.
Пробужденная моногамия, если она действительно такова, не смотрит сверху вниз на незрелую моногамию или на не моногамные импульсы. Наоборот, она развивает близость с их качествами, какими бы низкими или темными они не были. У всего есть свое место. К примеру, эгоцентрические импульсы не изгоняются и не искореняются в угоду амбициозным духовным программам эго, а скорее к ним подходят с глубиной и ясностью, лишая их всякой власти и способности подорвать или угрожать нашим отношениям. Эти качества, как и все остальные "низкие", остаются в качестве красочного, действующего на периферии узора, который просто обогащает взаимопереплетение наших отношений.

Между незрелой и пробужденной моногамией есть участки чрезвычайно буйных вод, в которых легко потеряться или утонуть. Достаточно диких, чтобы укрыться от любой картографии. Погружайтесь в них. Когда достигните дна, отталкивайтесь от дна и всплывайте к поверхности. И плывите дальше. Рано или поздно вы встретитесь с близкими и знакомыми руками, которые помогут вам плыть, без необходимости отталкиваться от дна. Ибо нет конца у любви, нет предела тому, насколько глубокой и наполняющей может быть близость.

Из Robert Augustus Masters "Transformation Through Intimacy: The Journey Toward Awakened Monogamy"

Психофизические

упражнения

РобертМастерс

1. Улучшаем движения головы, шеи и глаз

Для начала лягте на спину. Закройте гла-

рачивается влево, опускается левое плечо, а

правое поднимается, а при повороте головы

внимание обратите на позвоночник, спину и

вправо опускается правое плечо, а поднима-

плечи. Каким представляется вам расстояние

ется левое. Поворачивайте голову влево-

между вашей поясницей и полом? Между

вправо, пока движения плеч не станут при-

тыльной стороной вашей шеи и полом? Про-

вычным аккомпанементом движений голо-

верьте пальцами руки, насколько точны ва-

Немного отдохните. После отдыха по-

ши ощущения. Одинаково ли расстояние от

тыльной стороны шеи до пола слева и справа?

вторите упражнение с поворотом головы

Есть ли различие между тем, как соприкаса-

влево-вправо еще несколько раз.

ются с полом левое и правое плечо? Исполь-

Положите кисти рук одну на другую на

зуя обе кисти, сравните, одинаково ли при-

живот пониже пупка. Продолжайте повора-

легают к полу левая и правая ягодицы. Есть

чивать голову настолько далеко влево и

ли зазор между запястьями и полом? Одина-

вправо, насколько это возможно без дис-

ков ли он? Как лежит правое колено и как–

комфорта. При этом передняя поверхность

икры? Одинаково ли

лежат кисти?

тела может слегка смещаться. Когда голова

движется влево, правое плечо и часть спины

Симметрично ли дыхание, то есть одинаково

справа незначительно отрываются от пола.

ли свободно дышат ноздри? Одинаково ли

Когда голова движется вправо, от пола не-

расширяются при вдохе правая и левая сто-

значительно отрывается левое плечо и часть

роны грудной клетки? Как реагируют на

спины слева. И все же, насколько это возмож-

вдох и выдох плечи и спина?

но, сдерживайте движения передней поверх-

Обратите внимание на,токак лежит

ности тела. Помните, нужно повторить это

ваша голова. Куда направлен нос, смотрите

упражнение пятнадцать – двадцать пять раз

ли вы открытыми глазами прямо перед со-

или больше.

бой. Если глаза смотрят немного вбок, не оз-

начает ли это, что голова повернута, а нос

стало ли вам сложнее при этом поворачи-

указывает в сторону?

вать голову влево-вправо, и не уменьшилась

Закройте глаза. Поверните голову влево,

ли амплитуда движений.

потом вправо настолько далеко, насколько

Положите вытянутые вдоль тела руки

это возможно без усилий и напряжения.

ладонями вниз. Представьте, всего лишь

Продолжайте поворачивать голову, обращая

представьте, что поворачиваете голову вле-

внимание на то, одинаково ли далеко и лег-

во-вправо. Пусть ваши ощущения будут как

ко она поворачивается в ту и другую сторону.

можно более живыми и яркими. Насколько

Если между поворотами головы влево и

далеко поворачивается ваша голова в каж-

вправо есть разница, подумайте, не связано

дую сторону? Как быстро вы это делаете?

ли это с обнаруженными вами различиями в

Теперь представьте, что вы скрещиваете ру-

положении плеч, спины и т. д. Поверните го-

ки на груди и продолжаете поворачивать

лову влево-вправо не менее

двадцати пяти

голову. Сделайте мысленно по меньшей ме-

раз и затем отдохните.

ре десять таких движений, не забывая сле-

Если нет особых инструкций, руки в по-

дить за тем, чтобы дыхание оставалось ров-

ложении лежа всегда должны лежать вдоль

ным. Представляли ли вы при этом, что ваши

тела ладонями вниз, касаясь бедер и ягодиц.

плечи и спина отрываются от пола?

Немного продвиньте кисти рук в сторону стоп,

Сделайте еще несколько таких же вооб-

верните их на прежнее место и снова про-

ражаемых движений. Обратите внимание,

двиньте к стопам. Плечи и предплечья, ко-

переводите ли вы взгляд влево при вообра-

нечно, тоже будут двигаться. Добавьте к это-

жаемом повороте головы влево и вправо при

му движению повороты головы из стороны

воображаемом повороте вправо. Можете ли

в сторону: когда голова поворачивается вле-

вы вообразить поворот головы и плеч влево и

во, левая рука сдвигается по направлению к

вправо без движения глаз? Представьте, что

стопам. Когда голова поворачивается вправо

делаете те же движения, намеренно зафикси-

– по направлению к стопам сдвигается пра-

ровав взгляд прямо перед собой. Каковы ва-

вая рука. Это значит, что, когда голова пово-

ши ощущения? Обратите внимание, не сби-

вается ли

дыхание. Теперь представьте то

Закройте глаза еще раз. Представьте, что

же самое, позволив глазам произвольно дви-

вы смотрите на цветок, и отметьте, что ваши

гаться вместе с воображаемыми движения-

глаза смотрят вниз. Представьте, что вы смот-

ми головы.

что вы делаете

движение

рите на дерево, и отметьте, что ваши глаза

Представьте,

смотрят вверх. Отмечая движения глаз, пред-

(руки продолжают неподвижно лежать вдоль

ставьте, что вы смотрите на озеро и потом на

тела ладонями вниз), которое уже выполня-

вершину горы. Представьте, что вы смотри-

ли: повороты головы влево-вправо с одно-

те на нечто, расположенное слева от вас на

временным опусканием того плеча, в сторо-

большом расстоянии, а затем – справа от вас,

которого

поворачивается

голова. Под

тоже на большом расстоянии, точно так же

«опусканием плеча», конечно, имеется в виду

отмечая движения глаз.

его сдвиг в сторону стоп, а под «поднятием» –

Закройте глаза. Скрестите руки на груди.

в сторону головы. Как мы окончательно убе-

Представьте, что вы поворачиваете голову

влево-вправо, сопровождая повороты голо-

у него верх, а где низ, даже если вы лежите

вы движениями плеч. Затем сделайте то же

горизонтально, хотя с точки зрения ума, ве-

самое физически, чтобы осознать свои ощу-

роятно, при этом следует ориентироваться

щения: поворачивая голову влево, позвольте

на вертикаль «пол – потолок». Продолжайте

правому плечу и спине вовлечься движение

воображаемые

повороты

и оторваться от пола; поворачивая голову

вправо и движения плеч вверх-вниз. Затем

вправо, позвольте вовлечься в движение ле-

откройте глаза и уже не в воображении, а на

вому плечу и спине. Теперь вообразите эти

самом деле быстро повертите головой из

движения, сознавая смещение глаз влево при

стороны в сторону. Обратите внимание, не

повороте головы влево и вправо при повороте

совершают ли при этом ваши плечи непред-

головы вправо. Воображаемое движение го-

намеренных движений вверх-вниз вслед за

ловы сопровождается изменением состояния

поворотами головы. Закончите упражнение

мышц и вызывает действительные непред-

и закройте глаза.

намеренные едва заметные движения глаз,

Представьте, что вы стоите на лугу и

независимо от того, осознаете вы их или нет.

смотрите на маленькое растение с затейли-

Снова представьте, что вы поворачивае-

вым цветком. Затем представьте, что вы смот-

те голову влево-вправо. Отметьте, ощущаете

рите на огромное величественное дерево,

ли вы при этом незначительные позывы к

устремленное в небо к облакам. После этого

движению и какие-нибудь изменения

вообразите озеро. Вглядитесь в отражение

мышцах. Глаза при этом могут двигаться

облаков на его поверхности. Посмотрите на

произвольно. Определите, насколько точно

свое отражение в воде. Представьте себе

вы можете представить движение головы,

вершину горы, покрытую снегом. Не откры-

если глаза неподвижны. Теперь представьте,

вая глаз, вернитесь к образу растения с за-

что ваши глаза могут двигаться совершенно

тейливым цветком. Откройте глаза и -за

свободно. Действительно, а не в воображении

метьте, куда вы смотрите. Закройте глаза и

поверните голову влево-вправо, причем ве-

снова представьте, что вы смотрите на дерево,

ветви которого величественно вздымаются к

влево при движении головы влево и как

небу. Откройте глаза и заметьте, куда вы

смотрите. Закройте глаза и представьте, что

смотрите на гладь озера. Откройте глаза и

Повторите это движение с открытыми

заметьте, куда вы смотрите. Закройте глаза

глазами. Руки по-прежнему

должны быть

и представьте, что смотрите на покрытую

скрещенными на груди. Поворачивайте голову

снегом вершину. Откройте глаза и заметьте,

куда вы смотрите. Теперь вам, должно быть,

ясно, что я имел в виду, когда говорил: тело

тяните руки вдоль тела ладонями вниз и по-

определяет

направление «вверх-вниз»

ворачивайте голову влево-вправо, двигая

«голова-ноги». «Вниз» означает

для тела«по

руками и плечами вверх-вниз по полу. Сле-

направлению к ногам», а «вверх» – «к голо-

дите, чтобы ваши глаза смотрели влево при

Мысленно

представляя

повороте головы влево, и вправо – при пово-

нибудь картину, вы неосознанно направляе-

роте головы вправо. Закройте глаза и немно-

те взгляд туда, куда он был бы направлен,

го передохните.

если бы вам довелось видеть эту картину

Ведите взгляд закрытых глаз влево,

воочию, пребывая в вертикальном положе-

представляя, что голова и шея поворачива-

ются влево. Ведите взгляд

вправо, пред-

ставляя, что голова и шея поворачиваются вправо. Проделайте это множество раз. Теперь сделайте по-другому: ведите взгляд вправо, представляя, что голова и шея поворачиваются влево, и ведите взгляд влево, представляя, что голова и шея поворачиваются вправо. Дышите ровно. Теперь выполняйте действительные повороты головы влево-вправо, совершая противоположные по направлению движения глазами. Затем через некоторое время пусть ваши голова и глаза поворачиваются в одном направлении, а плечи совершают произвольные движе-

ния. Откройте глаза и повертите головой из стороны в сторону. Скрестите руки на груди и поворачивайте голову и глаза одновременно вправо-влево.

И наконец, снова вытяните руки вдоль тела. Поверните голову слева направо и отметьте, изменилось ли совершаемое вами движение по сравнению с тем, что вы наблюдали в начале упражнения. Обратите внимание, насколько непринужденно и далеко движутся теперь ваши глаза влево и вправо по мере движения головы. Теперь они не смотрят прямо перед собой, но определенно поворачиваются влево с поворотом головы влево, и вправо с поворотом вправо. Вероятно, когда голова повернется настолько далеко вправо, насколько это возможно, вы заметите, что ваши глаза смотрят вниз, на пол, хотя лицо обращено к стене. То же самое произойдет, когда вы повернете голову как можно дальше влево. Такие движения глаз

поскольку

расслабляются

мышцы шеи.

неподвижно

и сканируйте свое

тело, сознавая его во всех подробностях.

Ощутите, как лежит шея, спина, поясница,

ягодицы, ноги, руки. Обратите

внимание,

есть ли различие между тем, как тело сопри-

касается с полом теперь и как– в начале уп-

ражнения. Перекатитесь медленно на бок

встаньте. Стоя подвигайтесь. Чувствуете ли

вы, что теперь стоите более прямо, чем рань-

ше? Не кажется ли вам, что ваше тело удлинилось? Походите, обращая внимание на движения глаз при поворотах. Вероятно, вы заметите, что ваши глаза принимают в повороте тела активное участие.

Попытайтесь ощутить тот момент, когда вы начинаете поворачиваться. Не поворачиваются ли ваши глаза в том же направлении? Постарайтесь осознать, какая часть вашего тела поворачивается первой, а также последовательность движений в разных участках тела при повороте. Поворачиваются ли первыми тазобедренные суставы или же сначала глаза? Станьте неподвижно и воспроизведите тот же поворот мысленно. Оказывается, не так просто осознать, какая часть тела начинает двигаться раньше; еще сложнее осознать всю последовательность движений, из которых складывается поворот, причем это трудно сделать даже в том случае, сли вы исследуете процесс поворота в собственном воображении.

2. Повышаем подвижность плеч

Для начала станьте прямо. Поднимите

как можно больше приближался к полу сле-

вытянутые вперед

руки на высоту плеч и ва, а правый локоть– справа. Не важно, кос-

опустите вниз. Повторите это движение не-

нетесь ли вы локтем пола. Продолжайте уп-

сколько раз. Затем поднимите руки над го-

ражнение,

ловой и снова опустите вниз. Обратите вни-

сделаете, как обычно,

на ощущения в плечах во время дви-

двадцать

жений (меньше, если

Пусть ваши руки свободно свисают вдоль

устаете).

тела. Несколько раз поднимите и опустите

Выполняйте

плечи. Сделайте плечами несколько круговых

движение, сопровождая

движений вперед. Затем несколько круго-

головы влево вместе с движением влево ле-

вых движений назад. Сосредоточьтесь на

вого локтя, и вправо вместе с движением

точности движений и сознавайте свои ощу-

правого локтя. Сделайте обычное количество

повторов и затем отдохните.

локти кистями и

Покачайте свободно свисающими вдоль

возьмитесь за

тела руками вперед-назад. Выполните ими

двигайте руками влево-вправо, сопровождая

круговые движения сначала в одномна эти движения аналогичными поворотами

правлении, а потом в противоположном, об-

головы. Затем продолжайте то же движение

ращая внимание на ощущения в плечах.

направление поворотов

Лягте на спину и пройдитесь сознанием

головы: пусть на этот раз, когда руки дви-

по поверхности своего тела. Особое внима-

жутся вправо, голова поворачивается влево, а

ние уделите тому, как лежат ваши плечи, ка-

при движении рук влево голова – вправо. От-

саются ли они пола, и если нет, то насколько

дохните немного.

высоко над ним подняты. Можете ли вы оп-

Теперь сделайте несколько тех же дви-

ределить, какие именно мышечные напря-

жений руками из стороны в сторону, не дви-

жения не дают вашим плечам опуститься?

гая головой. Удержать голову можно, напра-

Обратите внимание на то, как лежат ваши

вив пристальный взгляд в выбранную на по-

руки. Насколько далеко расположены кисти

толке точку.

рук от тела? Руки лежат ладонями вниз? Если

Отдохните. Повторите движение, двигая

да, лежат ли запястья целиком на полу либо же

головой в одну сторону с руками: голова и

они немного приподняты, так что между ними

руки влево, затем голова и руки вправо.

и полом есть зазор. Сравните положение обо-

Продолжайте выполнять движения, закрыв

их запястий и кистей, рук и плеч.

глаза, а потом открыв. Отметьте, влияет ли

Обратите внимание на то, как лежит на

это на сами движения. Выполнив обычное

полу ваша спина. Расслаблены ли мышцы

количество движений, немного отдохните.

спины до такой степени, что вся ее поверх-

Отдыхая, вытягивайте руки вдоль тела и

ность соприкасается с полом. Если пола касает-

сравнивайте, как вы лежали прежде и как ле-

ся только часть спины, значит, она слишком

жите сейчас. Всегда возвращайтесь в одномыс- и

напряжена. Ощутите пространство между по-

леобразе то же исходное положение, – это помогает

ясницей и полом. Исследуйте рукой точность

разобраться в изменениях в теле и его

своих ощущений. Не появились ли отличия в

положении спины по сравнению с тем, когда

Поднимите руки перед собой вверх и

вы исследовали его в прошлый раз?

сцепите кисти в замок. Переведите вытяну-

Чувствуете ли вы, что лежите симмет-

тые и сцепленные в замок руки влево, по-

рично, или же часть тела лежит под углом?

степенно сгибая левую руку в запястье(ос-

Попытайтесь выровняться, чтобы добиться

часть левой

идеальной симметрии. Для многих это ока-

руки и вся правая ру-

жется достаточно трудной задачей.

ка остаются выпрям-

Теперь скрестите руки перед грудью,

ленными). Левой ру-

взявшись кистями за локти(или настолько

кой с согнутым запя-

близко к локтям, насколько получится). Дви-

попытайтесь

гайте поднятыми и скрещенными руками из

напряжения

стороны в сторону,

так чтобы левый локоть

пола либо

доведите руки как можно ближе к полу слева. Помните: важна точность движений и сосредоточенность, а не то, насколько близко к полу вы сможете довести руки. Повторите движение обычное количество раз.

Переведите вытянутые и сцепленные в замок руки вправо, сгибая правое запястье (остальная часть правой руки и вся левая рука остаются выпрямленными). Доведите руки как можно ближе к полу справа. Сделайте нужное количество движений.

Теперь водите сцепленными руками из стороны в сторону, подгибая левое запястье при движении влево и правое при движении вправо. Насколько это возможно, сдерживайте движения плеч. Вы ничего не достигнете, если будете перекатываться всем -те лом из стороны в сторону.

Определите, как далеко вы можете -за вести руки в стороны, не отрывая ягодицы от пола.

Попробуйте коснуться пола сцепленными в замок вытянутыми руками, не сгибая запястий. На этот раз позволительно, чтобы тело немного перекатывалось из стороны в сторону, помогая движению, но старайтесь сдерживать это движение в верхней части тела А. теперь расцепите кисти, выпрямите их и прижмите ладонями друг к другу. Снова двигайте руками из стороны в сторону, не сгибая их ни в локтях, ни в запястьях. Попытайтесь коснуться пола слева левой рукой, а потом справа правой. Если вы хотите опустить руки поближе к полу, ваша голова должна двигаться

слева направо одновременно с руками. Отметьте, что произойдет, если вы зафиксируете взгляд на потолке и не будете двигать головой.

Повторите то же движение руками, глядя при этом налево, когда руки движутся вправо, и направо, когда руки движутся влево. Отметьте, насколько сильна в этом случае помеха движению.

Когда вы позволите голове и верхней части туловища участвовать в движении,

вам станет гораздо легче двигаться из стороны в сторону, вы будете доставать руками гораздо ближе к полу и даже, возможно, коснетесь его.

Помните, что во время движения дышать нужно свободно; обратите внимание на то, что происходит с вашими пятками, тазом и внешними сторонами ног. Пусть ноги свобод-

но поворачиваются так, чтобы, когда руки

переходят влево, левая нога касалась внеш-

ней стороной пола, а когда руки переходят

вправо – внутренней. Повторите упражнение

нужное количество раз и немного отдохни-

исходное

положение, подняв

руки вверх к потолку и свесив кисти. Движе-

приподнимите руки

поближе к потолку,

а потом верните их

в исходное положе-

выполнении

должны легко, быстро и без всякого напря-

жения опадать на пол.

Теперь чередуйте движения плеч: одно

плечо поднимается, а другое в это же время

опускается. Повторяйте это движение неко-

торое время, а затем снова поднимайте и

роняйте оба плеча одновременно. После за-

вершения упражнения отдохните.

Положите кисти рук на грудь так, чтобы

согнутые в локтях руки смотрели в стороны

на уровне плеч, а локти касались пола.

Поднимите локти к потолку и верните их

на пол, как если бы

взмахивали

крыльями.

вайте «крыльями» к

щайте их на пол.

Отдохните минуту, оставив кисти рук на

груди, а локти на полу.

взмахните«крылья-

несколько

ми» вверх к потолку и вниз.

Теперь выполните вращения локтями,

первоначально направив их вперед. Выпол-

ните несколько вращений по малому кругу,

наибольшему из возможных; ваши движе-

ния должны быть легкими, ненапряженны-

ми. Чередуйте разные виды кругов. Отдох-

ните, как только это покажется вам жела-

тельным. Но, отдыхая, выполняйте вообра-

жаемые вращения локтями.

настоящих

Сделайте

несколько

вращений локтями, сначала по малому кру-

гу, потом по большему и в конце концов по

наибольшему из возможных. Поменяйте на-

правление вращения на противоположное.

Вращайте локтями в одну сторону, а потом в

Положите локти на пол(кисти рук по-

прежнему на груди). Несколько раз взмахни-

вверх-вниз «крыльями». Затем

взмахивать ими так, чтобы при опускании

руки касались внешней

части туловища и

ребер, затем снова верните их на

плеч (кисти все также лежат на груди).

Несколько раз повторите эти движения

и отдохните. Сравните, как теперь лежат

ваши руки. Поднимите прямые руки вверх и

опустите их за голову, чтобы коснуться пола

тыльной стороной

кистей выпрямленных

рук. Верните руки в первоначальное поло-

жение по сторонам тела на полу. Снова заве-

дите прямые руки за голову к полу, чтобы

коснуться его или хотя бы к нему приблизить-

ся. Продолжайте двигать руками из положе-

ния вдоль тела в положение за головой на

посередине

движения

Задержите

(так, чтобы они были направлены к потол-

ку). Расслабьте кисти, пусть провиснут в за-

пястьях. Выполняйте руками круговые дви-

жения над собой, сначала по малому кругу,

потом по большему и в конце концов по

наибольшему. Когда руки идут по самому

большому кругу, они могут даже касаться

пола. Поменяйте направление

вращения

рук. Опустите левую руку, пусть она лежит на

полу вдоль тела, и выполняйте круговые

вращения только правой рукой. Затем опус-

тите правую руку и повращайте левой. Не-

которое время вращайте левой рукой в -од

ном направлении, потом в другом. Двигайте

любыми другими частями тела, помогая

вращению руки. Сделайте то же самое, снова

вращая правой рукой.

Отдохните, лежа на спине. Затем, держа

руки вдоль тела ладонями к полу, выпол-

няйте скользящее движение руками, двигая

плечами вверх-вниз. Повторите то же движе-

ние, положив вытянутые руки поверх ног.

Поднимите руки и опустите их за голову

так, чтобы тыльные стороны кистей косну-

лись пола или приблизились к нему насколь-

ко возможно. Двигая плечами, толкайте ру-

ки вверх-вниз,

точно так же, как вы делали

это, когда руки лежали по бокам от тела.

Отдохните. Снова скрестите руки

грудью, взявшись кистями за локти. Двигай-

те руками из стороны в сторону, подводя ле-

вый локоть к полу слева и правый – к полу

справа. Отметьте, появилась ли в движениях

плечевых суставов большая свобода, чем в

начале. Выполняйте движения быстро, лег-

ко и плавно.

Прекратите выполнять движения, про-

должая держать локти ладонями, и подни-

мите руки к потолку, а затем верните

прежнее место перед грудью. Двигайте

ками быстро и легко вверх-вниз, но не из стороны в сторону. Затем несколько раз подвигайте руками из стороны в сторону. Сдвиньте кисти немного вниз, чтобы теперь ваши ладони и пальцы охватывали предплечья, а не локти. Снова выполняйте движения руками из стороны в сторону.

Отдохните. Сцепите пальцы рук в замок, поднимите руки к потолку и подвигайте ими из стороны в сторону несколько раз. Можно сгибать левую руку в запястье, когда вы двигаете руками влево, и правую, когда двигаете вправо. Обращайте внимание на скорость, легкость и плавность своих движении.

Положите руки вдоль тела ладонями вниз. Сосредоточьтесь на том, как лежит ваше тело, особенно плечи. Спокойно перекатитесь на бок и встаньте.

Немного походите, отмечая положение плеч и то, как качаются свободно свисающие руки. Поднимите руки вперед и вверх на высоту плеч, а потом над головой. Опустите руки вниз и покачайте ими из стороны в сторону. Обратите внимание на то, как ваше тело поворачивается из стороны в сторону, в том числе и на движения головы и шеи. Походите еще немного и сравните свои нынешние ощущения от плеч с теми ощущениями, что были у вас в начале упражнения.

3. Увеличиваем подвижность рук

Положите руки на бедра и попытайтесь определить, насколько вы осознаете всю поверхность кистей. Не проще ли нам сознавать кисти с закрытыми глазами? Не облегчается ли эта задача, если, прежде чем осознать кисть как целое, ощущать пальцы последовательно, один за другим? В одинаковой ли степени вы осознаете ладони, прижатые к бедрам, и тыльные поверхности кистей. Не лучше ли осознаются кончики пальцев и не ощущаются ли какие-нибудь другие участки кисти с особой ясностью? Определите участки кистей, которые ощущаются менее ясно. Закрыв глаза, попытайтесь четко (насколько это возможно) ощутить, как именно лежат кисти, особенно расстояние между пальцами. Откройте глаза и проверьте, лежат ли кисти так, как вам казалось. Закройте глаза и пронаблюдайте, не начинают ли они сознаваться более ясно.

Сядьте на пол в удобной позе. Вспомните, как вы выясняли, какое из ваших запястий более гибкое. Как вы ощущали свои кисти, когда сгибали и разгибали их? Несколько раз согните и разогните кисти в запястьях. Сохранилось ли различие между запястьями и осталось ли оно таким, как было прежде? У большинства людей правое запястье более гибкое. Вероятно, пальцы вашей правой руки тоже подвижнее. Сейчас, выполняя упражнение, мы будем работать с правой кистью, улучшая подвижность запястья, пальцев и кисти в целом. Затем используйте эти же инструкции для левой руки. В дальнейшем выполняйте это упражнение правой и левой кистями попеременно. То же касается и других упражнений, задействующих только одну сторону тела, их также следует выполнять раз для правой стороны тела, а другой раз – для левой.

Положите руки на пол ладонями вниз. Подумайте о движениях каждого пальца по -от дельности. Попытайтесь вспомнить эти движения (и, конечно, сопровождающие их ощущения) как можно яснее. Теперь представьте, что вы постукиваете о пол мизинцем правой руки, потом безымянным пальцем и так далее, вплоть до большого пальца. Вероятно, один из пальцев окажется наименее подвижным. Пробуйте мысленно определить, какой именно.

Действительно постучите большим пальцем о пол сначала единожды, потом дважды, потом трижды и, наконец, четырежды. Сде-

лайте то же самое указательным пальцем, потом средним, безымянным и мизинцем. Определите, действительно ли наименее подвижен тот палец, о котором вы думали. Удалось ли вам узнать что-то новое о своей кисти, которую вы задействуете бесчисленное количество раз ежедневно на протяжении всей жизни? Если вам не знакома во всех подробностях такая важная вещь, как собственные пальцы, то что вообще вы можете знать о себе? Ведь вы так или иначе сознаете собственные пальцы лучше, чем все другие части тела. Что же тогда вы можете знать о тех его частях, которые практически не осознаете?

Снова поочередно постучите(один раз, потом два, три и четыре) большим, средним пальцем и мизинцем. Ударьте всеми ими одновременно. Если трудно, сначала сделайте это медленно; потом, когда движение станет легче, ударяйте быстрее. Ощущаете ли вы разницу между движениями пальцев поодиночке и одновременным ударом?

Немного упростим упражнение. Двигайте только безымянным пальцем и мизинцем: ударьте ими единожды, дважды, трижды и четырежды. Попробуйте сделать это, не вовлекая в движение другие пальцы, дыхание и не открывая рот. Если ваши пальцы способны двигаться обособленно(как должно быть), двигаются только те из них, которые вы выбрали, при этом кисть другой руки остается неподвижной. Впрочем, некоторые люди обнаружат, что при выполнении данного упражнения пальцы другой руки подрагивают. Эта тенденция проявляется гораздо ярче, если двигать пальцами на ноге. При

движении пальцев на одной ноге бывает очень трудно не допустить такого же движения пальцев другой ноги и даже,рукхотя обычно вы этого не замечаете.

Вернитесь к одновременному постукиванию мизинцем, средним и большим пальцами; постучите ими несколько раз. Ударьте безымянным и указательным пальцами единожды, дважды, трижды и четырежды, убедитесь, что при этом вы не задерживаете дыхание. При выполнении упражнений старайтесь всегда дышать ровно; обращайте внимание, не задерживаете ли вы дыхание, предпринимая даже самые незначительные умственные усилия. Теперь пробуйте постучать только безымянным пальцем и мизин-

состояние

ми правой руки. Если скольжению предпле-

именно тут вас поначалу ожидали наиболь-

чья мешает одежда, обнажите левую руку.

шие трудности. Вероятно, теперь это дви-

Попробуйте сделать то же самое, исполь-

жение дается вам легче.

зуя вместо предплечья голень(лучше обна-

Попробуйте еще раз одновременно -по

женную). Поместите

стучать мизинцем, средним и большим

зинцем и безымянным пальцем правой ру-

пальцами. Легче вам стало выполнять это

ки. И скользите ими по

голени двадцать

движение?

пять – тридцать раз. Повторите эту проце-

Поместите большой палец левой руки

дуру для промежутков между остальными

между мизинцем и безымянным пальцем

пальцами правой руки.

правой. Потихоньку сдвигайте левую руку

Проработав промежуток между указа-

так, чтобы в промежутке между пальцами

тельным и большим пальцами, заведите пра-

правой руки оказалась мясистая часть кисти.

вую руку выше колена и посмотрите, можно

Отметьте свои ощущения. Точно так же по-

ли уместить между этими пальцами бедро.

местите мясистую часть левой кисти между

Двигайте кистью вверх-вниз по всей длине

безымянными средним пальцами правой ру-

бедра. Точно так же проработайте все - ос

ки. Отметьте свои ощущения. Поместите мя-

тальные пальцы, включая промежуток меж-

систую часть левой кисти между средним и

ду безымянным пальцем и мизинцем. Ста-

указательным пальцами и затем между ука-

райтесь, чтобы бедро как можно глубже во-

зательным и большим пальцами правой руки.

шло между пальцами, но избегайте приме-

Всякий раз отмечайте свои ощущения, чтобы

нять силу.

позднее иметь возможность сравнить, рас-

Вложите несколько раз мясистую часть

ширяются ли промежутки между пальцами

левой кисти последовательно между паль-

и, значит, улучшается ли их подвижность.

цами правой руки. Поерзайте левой кистью

Вложите левый мизинец между мизин-

и определите, увеличилось ли расстояние

цем и безымянным пальцем правой руки и

между разрабатываемыми пальцами. Затем

поерзайте им по«перепонке» у их основа-

подвигайте пальцами правой руки. Сделайте

ния, по меньшей мере, двадцать пять раз. Вло-

то же самое, сгибая запястье. Решите, стали

жите левый мизинец между безымянным

ли пальцы более гибкими. Сравните их гиб-

средним пальцами правой руки и выполни-

кость с гибкостью левой руки. Возможно, вы

те то же движение также не менее двадцати

ощутите покалывание в правой руке, кото-

пяти раз. Повторите движение в промежутках

рое можно описать как «прилив энергии».

между средним и указательным, а потом ме-

Немного отдохните, лежа на спине. От-

указательным

и большим

пальцами метьте разницу в ощущениях с той и другой

правой руки.

стороны тела. Не кажется ли вам, что длина

Выполните такое же действие безымян-

вашего тела неодинакова справа и слева? Это

ным пальцем левой руки. Ерзайте им по пе-

действительно так, даже если вы ничего по-

репонке между пальцами правой руки два-

добного не чувствуете.

повторение

движений

дцать пять – тридцать раз.

Сосредоточенное

Повторите всю процедуру, используя

справа или слева– пальцев ли, глаз – удли-

левый средний палец, а потом и левый

няет мышцы на этой стороне тела. Это важ-

большой палец.

но, ибо означает, что даже прикованный

Когда закончите, последовательно вкла-

постели, почти обездвиженный человек все

дывайте мясистую часть левой кисти между

же может эффективно выполнять упражне-

пальцами правой руки по двадцать пять–

ния, получая в некоторых случаях даже бо-

тридцать раз. Не важно, движете ли вы при

лее значительные и важные результаты, чем

этом правой рукой, или левой, или обеими

большинство людей, упорно делающих гим-

одновременно, главное, чтобы вы сознавали

свои движения.

Сядьте. Возьмитесь левой рукой за пра-

Повернув левую руку боком, вложите ме-

вый большой палец и потяните его, удлиняя и

жду мизинцем и безымянным пальцем пра-

мягко вращая. Ни в коем случае не стиски-

вой руки левое запястье и поерзайте им там.

вайте сустав! Легонько оттягивайте его от

Повторите

эти движения

последовательно

места прикрепления к кисти, также легонь-

между всеми пальцами правой руки. Когда

ко поворачивая не меньше двадцати пяти

левое запястье окажется между большим и

раз по часовой стрелке, а затем столько же

указательным пальцами, проедьтесь ими до

против. Проделайте то же самое с указа-

левого локтя. Повторите те же движения ле-

тельным и средним пальцами. Когда лучше

вым предплечье между остальными пальца-

двигаются ваши пальцы– при

вращении

или против часовой стрелки? Не оказывает-

ги. Погладьте правую ногу правой рукой, а

ся ли так, что одни пальцы лучше поворачи-

затем левую ногу левой. Ощутите, не приле-

ваются в одном направлении, а другие –

гает ли одна из ладоней более плотно и не

другом. Проделайте эти движения с каждым

кажется ли вам одна рука более легкой? Ка-

из пальцев.

сание какой руки вы предпочитаете?

Обхватите левой кистью правый боль-

Теперь вы понимаете, что слова «тяже-

шой палец возле основания. Аккуратно по-

лая и легкая рука» не просто метафора. Раз-

тяните его, стараясь ощутить сочленение

личие в ощущениях возникает как за счет

сустава. Чувствуете ли вы, что сустав растя-

степени прилегания, так и за счет того, кого

гивается, когда вы тянете палец? Проделай-

и чего именно касаться. Лягте и полежите

те то же самое с остальными пальцами.

минуту, мысленно исследуя изменения в

Начиная с мизинца, повторите процеду-

своем теле.

сядьте и примите удобную позу.

ру растягивания сустава, ближайшего к кон-

чику пальца. Проделайте то же самое с -ос

Обхватите левой рукой мизинец правой и

тальными пальцами.

двигайте им волнообразно, а не просто тяни-

Сожмите левую руку в кулак

вокруг те. Движение должно быть не колебательным,

большого пальца правой руки,ине двигая

а скорее «змеиным», как будто палец, с кото-

левой рукой, крутите правым запястьем так,

рым вы работаете, – без костей. Сделайте то

чтобы правая кисть поворачивалась вокруг

же самое с каждым пальцем.

большого пальца. Повторите движение мно-

Еще раз сравните кисти – стали ли пра-

гократно вокруг остальных пальцев правой

вая кисть и запястье сравнительно более

руки поочередно.

Положите расслабленные ладони на но-


Роберт Мастерс

Нейроречь

Преображает ваше тело в процессе чтения

От издателей - вместо предисловия

Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка, несомненно, даст читателю такую возможность. Внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац, а иногда и предложение производит заметные изменения в вашем теле.

НЕЙРОРЕЧЬ нельзя читать как все прочие книги, то есть с намерением усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума; кое-какие - для духа; содержимое НЕЙРОРЕЧИ - это пища для тела. Чтобы тело получило как можно больше, разум не должен стремиться на первый план.

Эта книга предоставляет волнующую возможность понять, как можно изменить свое тело. Она поучительна, но вместе с тем и увлекательна, как приключенческий роман; читателю на ее страницах открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.

После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».

Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе.

© Robert Masters 1994 ©

Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит издательству «София». Все права защищены. Любая перепечатка без разрешения издателя является нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Благодарности

Когда психофизическое перевоспитание сочетается с некоторыми видами речевого воздействия на более глубокие уровни личности, недоступные традиционному языку, рождается НЕЙРОРЕЧЬ. Психофизическая тренировка и такого рода подкорковая лингвистика естественным образом дополняют и обогащают друг друга. Я хочу поблагодарить пионеров этого союза, каждый из которых внес в его создание свой неповторимый вклад и одарил меня бесценным человеческим участием. Вот их имена:

Уилфред Барлоу

Милтон X. Эриксон

Моше Фелденкрайс

Томас Ханна

Благодаря труду этих людей, мы не только получили представление о новых возможностях человека, но нам был указан путь, как этими возможностями овладеть и поставить их себе на службу.

Введение

В «Автобиографии йогина» Парамаханса Йогананда, основатель Общества Самосознания, рассказывает историю, случившуюся с его учителем Шри Юктешварой.

Однажды в молодости Юктешвара серьёзно заболел и сильно потерял в весе. Выздоравливая, он посетил своего гуру Лахари Махасайю, и поведал, какая напасть его постигла.

Выслушав, Лахари Махасайя сказал:

Вот, ты заставил себя заболеть, и теперь тебе кажется, что твое тело исхудало. Но я уверен, что к завтрашнему дню ты будешь чувствовать себя гораздо лучше.

На следующий день Юктешвара сердечно поблагодарил, своего учителя.

С вашего благословения, - сказал он, - я чувствую себя сегодня куда лучше.

Лахари Махасайя ответил:

Твое здоровье действительно никуда не годится, и силы к тебе все еще не вернулись. Кто знает, как ты будешь чувствовать себя завтра.

В самом деле, на следующий день. Юктешвара опять почувствовал слабость. И Лахари Махасайя, заметил:

Вот, ты снова нездоров.

В течение ряда дней Юктешвара чувствовал себя то лучше, то хуже. И эти спады и подъемы в точности совпадали с мнением Лахари Махасайи о его здоровье. Наконец он понял, какой урок гуру пытается преподать ему.

Что тебя удивляет? - спросил Лахари Махасайя. - Сегодня ты приходишь и говоришь: «Я чувствую себя здоровым». На следующий день говоришь: «Я опять болен». Не думай, что это я излечиваю тебя и снова делаю больным. Все происходит от твоих мыслей. Они делают тебя то сильным, то слабым.

Юктешвара спросил:

Значит, если я остановлюсь на мысли, что выздоровел и что тело мое обрело прежний вес, так и будет?

Лахари Махасайя ответил утвердительно.

Юктешвара тут же почувствовал, что выздоровел и обрел прежнюю силу.

Йогананда подвел итог урока: «Мысль - основа всего сущего…»

На протяжении истории с этим были согласны многие философы и учителя. Убеждение, что мысль влияет на физическую реальность, находится в сердцевине многих духовных учений. На этом основан гипноз и множество лечебных систем. Недаром говорится: «Как человек мыслит, таков он и есть». Или: «Мысли - это вещи».

Научные исследования подтверждают правильность этого убеждения. Наш мозг и наше тело испытывают влияние не только света и тьмы, температуры и влажности, времени суток и уровня сахара: они не безразличны к культурным традициям, молитве, к надеждам и ожиданиям. Наши познавательные способности - это биохимическое явление с биохимическими последствиями.

Результаты некоторых опытов просто поразительны. В Гарвардском университете был проведен следующий эксперимент: несколько пожилых мужчин с помощью гипноза три дня проходили «погружение в молодость», после чего у испытуемых действительно были отмечены некоторые признаки омоложения.

Наш мозг реагирует на образы вполне буквально . Воображаемое событие имеет физический эффект. Стоит только вообразить тяжелое физическое напряжение, как сердце начинает биться учащенно. Эксперименты показывают, что наше внутреннее зрение подвержено оптическим иллюзиям не меньше, чем внешнее. Определенный эмоциональный настрой может стать причиной заболевания. Известно, что некоторые типы личности более других подвержены онкологическим заболеваниям и болезням сердца. Хотя онкологические больные отличаются в большинстве случаев необычайной уступчивостью, женщины, страдающие раком шейки матки, напротив, склонны к агрессивности. Среди мужчин именно неуживчивый характер, а не тяжелый труд служит связующим звеном между поведением «типа А» и сердечными заболеваниями.

Вдохновленные теорией Майкла Мерфи о телесной трансформации, изложенной им в книге «Будущее тела», участники двухгодичного (1992-93 гг.) эксперимента в Исалене научились вызывать в своем воображении и закреплять физические изменения - например, увеличивать свой рост.

НЕЙРОРЕЧЬ демократизирует процесс. Держа в руках эту оригинальнейшую книгу, читатель, вполне вероятно, всем существом ощутит, как много он упустил. Он начнет осознавать таинственную человеческую сущность - «Ведунью, обитающую в Храме», по выражению Клайда Форда. Роберт Мастерс открыл способ беседовать с разумом тела так просто и внятно, что и всем нам, читателям, становится понятна движущая нами огромная разумная сила. Он учит нас уважительному тону, дает наставления, как приблизиться к Ведунье. Это важно, потому что у нас уже есть инстинктивное умение в трудную минуту отдать приказ телу («Сейчас ты не смеешь болеть!»), но мы еще не умеем побудить его к диалогу.

НЕЙРОРЕЧЬ похожа на приглашение к танцу. Ты обращаешься к телу - оно отвечает, и довольно тонко. Это ли не фантастичнейшее из ощущений! Речь, словно медиум, вызывает двигательные образы. Когда описываются мышцы, они начинают реагировать - не грубо, но вполне определенно. Предположение ведет к образу, а образ, в свою очередь, запускает спонтанный отклик.

НЕЙРОРЕЧЬ появилась в результате большой предварительной работы автора. Его давно интересует проблема скрытых возможностей человека, он исследует, как человеческое тело реагирует на воображаемые сцены, литературные описания. Совершенствуя и развивая свои терапевтические методы, Боб Мастерс сумел написать и стать соавтором двадцати пяти книг, среди которых «Богиня Сехмет и путь Пяти Тел», «Типы психоделических переживаний», «Интеллектуальные игры» и «Прислушиваясь к Телу» (последняя написана вместе с женой, Джин Хаустон).

Упорно трудиться Боба научил еще в детстве его замечательный дед, служивший почтальоном и страстно поклонявшийся науке. В трехлетнем возрасте Мастерс уже читал, а в четыре ошеломлял взрослых цитатами из Ветхого Завета. Дед потчевал внука скандинавскими, греческими и римскими мифами. Наполовину индеец, он познакомил Боба с индейским фольклором, учил его выслеживать зверя, управляться с луком и стрелами. Он рассказывал мальчику о камнях, деревьях и духах природы. «А потом мой интерес к мифологии расширился, - вспоминает Мастерс, - и включил в себя Эдгара По, научную фантастику и шаманизм».

НЕЙРОРЕЧЬ появилась в результате большой предварительной работы автора. Его давно интересует проблема скрытых возможностей человека, он исследует, как человеческое тело реагирует на воображаемые сцены, литературные описания. Совершенствуя и развивая свои терапевтические методы, Боб Мастерс сумел написать и стать соавтором двадцати пяти книг, среди которых «Богиня Сехмет и путь Пяти Тел», «Типы психоделических переживаний», «Интеллектуальные игры» и «Прислушиваясь к Телу» (последняя написана вместе с женой, Джин Хаустон).

Упорно трудиться Боба научил еще в детстве его замечательный дед, служивший почтальоном и страстно поклонявшийся науке. В трехлетнем возрасте Мастерс уже читал, а в четыре ошеломлял взрослых цитатами из Ветхого Завета. Дед потчевал внука скандинавскими, греческими и римскими мифами. Наполовину индеец, он познакомил Боба с индейским фольклором, учил его выслеживать зверя, управляться с луком и стрелами. Он рассказывал мальчику о камнях, деревьях и духах природы. «А потом мой интерес к мифологии расширился, - вспоминает Мастерс, - и включил в себя Эдгара По, научную фантастику и шаманизм».

В семнадцать лет Боб ушел служить на флот. Это был акт бунта против отца, который домогался, чтобы сын поступал в Военную Академию. После войны он работал в оккупированной зоне в Германии, учился в Маргбургском университете, потом на год уехал в Париж. Кроме того, он учился еще в Институте Александра в Лондоне.

Около 1947 года Мастерс начал интересоваться идеями Вильгельма Райха, который порвал с Зигмундом Фрейдом, придя к выводу, что ортодоксальный психоанализ замыкает себя в искусственных рамках. Поскольку неврозы иногда влияют на физическое состояние человека, Райх поставил себе задачу изучить подробнее, как тело справляется с травмой. Райх считал, что психического здоровья можно достичь путем реорганизации тела.

В 1954 году Мастерс обнаружил, что под влиянием галлюциногенных наркотиков тело гораздо легче поддается внушению. И он начинает систематически испытывать действие мескалина на себе. «V меня были неформальные научные отношения с Жан-Полем Сартром, - вспоминает Боб Мастерс, - и экзистенциализм посеял во мне множество идей, от которых нужно было избавляться. Я заметил, что под влиянием галлюциногенов могу значительно дольше и лучше сосредоточиваться».

Он готовился к карьере профессора философии. Но увлечение литературой снова выдвинулось на первый план. Он хочет быть поэтом, мечтает писать романы. Он отправляется в Тексаркану, в Техасе, где издает газету и изредка сочиняет стихи; позднее он сотрудничает в «Хьюстон Пост».

Встреча с Милтоном Эриксоном с новой силой разожгла в нем интерес к проблеме гипноза. Но гипноз интересовал его не как лечебный метод, а как средство расширения спектра ощущений. Он уже обнаружил с помощью наркотических препаратов, что в измененном состоянии тело реагирует мгновенно. Тот факт, что можно воздействовать на произвольные реакции, натолкнул его на мысль, что можно подобрать ключ и к непроизвольным реакциям.

А почему бы и нет, ведь именно это делает Эриксон, вызывая у загипнотизированных пациентов искусственную слепоту и глухоту!

Хорошо известно, что под гипнотическим внушением на теле пациента могут появиться волдыри, как после настоящего ожога. В подобной «виртуальной реальности» мозг не способен различить, где образ, а где объективная реальность. Мастерс установил, к примеру, что больного, которого паралич настиг в четырнадцать лет, иногда удается вылечить, внушив, что ему не четырнадцать, а тринадцать лет (конечно, если паралич не был вызван травмой позвоночника).

В это время Мастерс услышал историю, которая произвела на него глубокое впечатление. В одной из скандинавских стран произошел такой несчастный случай: человека случайно заперли в холодильной камере. Его нашли мертвым, со всеми признаками смерти от переохлаждения. Но дело в том, что холодильник был отключен, когда несчастный в нем находился. Он просто вообразил себе холод. Таким образом, его воображение стало для него причиной гибели. Если в воображении заключен такой мощный клинический потенциал, то правомерно будет допустить и другие эффекты воображения - например, исчезновение опухолей. Мозг можно ввести в заблуждение. И тогда он организует свою картину реальности, говорит Мастерс, а тело приступает к исполнению.

Вот в чем простой секрет НЕЙРОРЕЧИ. Движения описываются таким способом, что мозг, сознательно или нет, должен создавать образы. Под их влиянием возбуждаются центры мышечной активности в коре головного мозга. Затем появляется непроизвольный отклик в скелетно-мышечной системе; и мозг принужден двигать, скажем, лодыжкой.

По мнению Мастерса, если больной страдает односторонним параличом, внушение, направленное на неповрежденную сторону, может возродить память о двигательных ощущениях. Воскресшее ощущение, повторяясь несколько раз, проходит сквозь полушария головного мозга - и другая сторона тела начинает двигаться, сначала чуть-чуть, потом все энергичнее и энергичнее.

Ощущения будут становиться все ярче и ярче, подчеркивает Мастерс. После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».

Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе. «Эти упражнения не требуют какой-то суперфантазии, - замечает автор. - Просто нужно максимально сосредоточиться и в дальнейшем не позволять себе отвлекаться. Если вы научитесь формулировать требование, если будете использовать соответствующие образы, то сумеете воздействовать на собственное сердце, кровь, лимфу. Путь от старости к молодости откроется перед вами».

НЕЙРОРЕЧЬ посвящена и нашему творческому потенциалу, и нашим телесным функциям. Мир, казавшийся ранее таким жестким, становится более текучим, и это создает широкие условия для творчества. Перед нами возникает вопрос: насколько же реальна реальность? Известная формула «мысли вещественны» приобретает некий новый оттенок.

НЕЙРОРЕЧЬ как раз в пору нашему фантастическому времени, когда границы между материальным миром и миром идеальным становятся все более зыбкими и все немыслимое кажется возможным. Научная и популярная литература о переживаниях людей, испытавших клиническую смерть, стремительно изменяет наши представления о смерти. Мы оказываемся какими-то междупространственными существами, обреченными играть по краю. Война между материалистами, пытающимися все привязать к нейрону, и менталистами, жаждущими ходить по воде, становится неуместной.

НЕЙРОРЕЧЬ предлагает читателю утонченный диалог, в котором поднимаются необычные вопросы. Кто это или что это за существо, которое читает или слушает? Если тело слушает так внимательно, то что еще оно слышит? Где источник пренебрежительные шуточек, которые мы так часто отпускаем на свой счет? Откуда тревоги, откуда беспричинное насилие, которое мы впитываем через телевидение? В ответе ли мы за собственное воображение?

Эхом звучат слова Роберта Мастерса: "мозг может организовать все, что угодно, а, тело приступит к исполнению. В этих словах и предостережение, и обещание. Если мы хотим перемен в себе и в обществе, в котором живем, нам нужен этот разговор. Перемены неизбежны, говорит автор. Пусть же они начнутся на страницах этой книги.

Мерилин Фергюсон

1. Что такое НЕЙРОРЕЧЬ?

Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка несомненно даст читателю такую возможность. Кто-то найдет, быть может, необычной какую-то определенную главу, другому покажется уникальной вся книга в целом, но, внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац (а иногда и предложение) производит заметные изменения в вашем теле!

Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка, несомненно, даст читателю такую возможность. Внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац, а иногда и предложение производит заметные изменения в вашем теле.

НЕЙРОРЕЧЬ нельзя читать как все прочие книги, то есть с намерением усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума; кое-какие - для духа; содержимое НЕЙРОРЕЧИ - это пища для тела. Чтобы тело получило как можно больше, разум не должен стремиться на первый план.

Эта книга предоставляет волнующую возможность понять, как можно изменить свое тело. Она поучительна, но вместе с тем и увлекательна, как приключенческий роман; читателю на ее страницах открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.

После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».

Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе.

© Robert Masters 1994 ©

Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит издательству «София». Все права защищены. Любая перепечатка без разрешения издателя является нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Благодарности

Когда психофизическое перевоспитание сочетается с некоторыми видами речевого воздействия на более глубокие уровни личности, недоступные традиционному языку, рождается НЕЙРОРЕЧЬ. Психофизическая тренировка и такого рода подкорковая лингвистика естественным образом дополняют и обогащают друг друга. Я хочу поблагодарить пионеров этого союза, каждый из которых внес в его создание свой неповторимый вклад и одарил меня бесценным человеческим участием. Вот их имена:

Уилфред Барлоу

Милтон X. Эриксон

Моше Фелденкрайс

Томас Ханна

Благодаря труду этих людей, мы не только получили представление о новых возможностях человека, но нам был указан путь, как этими возможностями овладеть и поставить их себе на службу.

Введение

В «Автобиографии йогина» Парамаханса Йогананда, основатель Общества Самосознания, рассказывает историю, случившуюся с его учителем Шри Юктешварой.

Однажды в молодости Юктешвара серьёзно заболел и сильно потерял в весе. Выздоравливая, он посетил своего гуру Лахари Махасайю, и поведал, какая напасть его постигла.

Выслушав, Лахари Махасайя сказал:

Вот, ты заставил себя заболеть, и теперь тебе кажется, что твое тело исхудало. Но я уверен, что к завтрашнему дню ты будешь чувствовать себя гораздо лучше.

На следующий день Юктешвара сердечно поблагодарил, своего учителя.

С вашего благословения, - сказал он, - я чувствую себя сегодня куда лучше.

Лахари Махасайя ответил:

Твое здоровье действительно никуда не годится, и силы к тебе все еще не вернулись. Кто знает, как ты будешь чувствовать себя завтра.

В самом деле, на следующий день. Юктешвара опять почувствовал слабость. И Лахари Махасайя, заметил:

Вот, ты снова нездоров.

В течение ряда дней Юктешвара чувствовал себя то лучше, то хуже. И эти спады и подъемы в точности совпадали с мнением Лахари Махасайи о его здоровье. Наконец он понял, какой урок гуру пытается преподать ему.

Что тебя удивляет? - спросил Лахари Махасайя. - Сегодня ты приходишь и говоришь: «Я чувствую себя здоровым». На следующий день говоришь: «Я опять болен». Не думай, что это я излечиваю тебя и снова делаю больным. Все происходит от твоих мыслей. Они делают тебя то сильным, то слабым.

Юктешвара спросил:

Значит, если я остановлюсь на мысли, что выздоровел и что тело мое обрело прежний вес, так и будет?

Лахари Махасайя ответил утвердительно.

Юктешвара тут же почувствовал, что выздоровел и обрел прежнюю силу.

Йогананда подвел итог урока: «Мысль - основа всего сущего…»

На протяжении истории с этим были согласны многие философы и учителя. Убеждение, что мысль влияет на физическую реальность, находится в сердцевине многих духовных учений. На этом основан гипноз и множество лечебных систем. Недаром говорится: «Как человек мыслит, таков он и есть». Или: «Мысли - это вещи».

Научные исследования подтверждают правильность этого убеждения. Наш мозг и наше тело испытывают влияние не только света и тьмы, температуры и влажности, времени суток и уровня сахара: они не безразличны к культурным традициям, молитве, к надеждам и ожиданиям. Наши познавательные способности - это биохимическое явление с биохимическими последствиями.

Результаты некоторых опытов просто поразительны. В Гарвардском университете был проведен следующий эксперимент: несколько пожилых мужчин с помощью гипноза три дня проходили «погружение в молодость», после чего у испытуемых действительно были отмечены некоторые признаки омоложения.

Наш мозг реагирует на образы вполне буквально . Воображаемое событие имеет физический эффект. Стоит только вообразить тяжелое физическое напряжение, как сердце начинает биться учащенно. Эксперименты показывают, что наше внутреннее зрение подвержено оптическим иллюзиям не меньше, чем внешнее. Определенный эмоциональный настрой может стать причиной заболевания. Известно, что некоторые типы личности более других подвержены онкологическим заболеваниям и болезням сердца. Хотя онкологические больные отличаются в большинстве случаев необычайной уступчивостью, женщины, страдающие раком шейки матки, напротив, склонны к агрессивности. Среди мужчин именно неуживчивый характер, а не тяжелый труд служит связующим звеном между поведением «типа А» и сердечными заболеваниями.

Вдохновленные теорией Майкла Мерфи о телесной трансформации, изложенной им в книге «Будущее тела», участники двухгодичного (1992-93 гг.) эксперимента в Исалене научились вызывать в своем воображении и закреплять физические изменения - например, увеличивать свой рост.

НЕЙРОРЕЧЬ демократизирует процесс. Держа в руках эту оригинальнейшую книгу, читатель, вполне вероятно, всем существом ощутит, как много он упустил. Он начнет осознавать таинственную человеческую сущность - «Ведунью, обитающую в Храме», по выражению Клайда Форда. Роберт Мастерс открыл способ беседовать с разумом тела так просто и внятно, что и всем нам, читателям, становится понятна движущая нами огромная разумная сила. Он учит нас уважительному тону, дает наставления, как приблизиться к Ведунье. Это важно, потому что у нас уже есть инстинктивное умение в трудную минуту отдать приказ телу («Сейчас ты не смеешь болеть!»), но мы еще не умеем побудить его к диалогу.

НЕЙРОРЕЧЬ похожа на приглашение к танцу. Ты обращаешься к телу - оно отвечает, и довольно тонко. Это ли не фантастичнейшее из ощущений! Речь, словно медиум, вызывает двигательные образы. Когда описываются мышцы, они начинают реагировать - не грубо, но вполне определенно. Предположение ведет к образу, а образ, в свою очередь, запускает спонтанный отклик.

НЕЙРОРЕЧЬ появилась в результате большой предварительной работы автора. Его давно интересует проблема скрытых возможностей человека, он исследует, как человеческое тело реагирует на воображаемые сцены, литературные описания. Совершенствуя и развивая свои терапевтические методы, Боб Мастерс сумел написать и стать соавтором двадцати пяти книг, среди которых «Богиня Сехмет и путь Пяти Тел», «Типы психоделических переживаний», «Интеллектуальные игры» и «Прислушиваясь к Телу» (последняя написана вместе с женой, Джин Хаустон).