Рождение средневековой европейской цивилизации. проверь себя

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. ЗАКОНЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: 1. Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира, были… ОХОТА И СОБИРАТЕЛЬСТВО 2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему называется… НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 3. Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, привели к возникновению … ЦИВИЛИЗАЦИЙ 4. На Востоке сложилась особая форма государства-… ДЕСПОТИЯ 5. Государства, возникшие на территории Греции в 8 -7 в. в. до н. э. , назывались… ПОЛИСЫ

6. В Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты как … -ВЛАСТЬ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, -ВЫБОРНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, -РАВЕНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, -УВАЖЕНИЕ К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. III в. н. э. - Римская империя переживает КРИЗИС землевладельцы пытались найти выход из экономического кризиса наделяли рабов участками земли с домами – т. н. «рабы с хижинами» Вперед сдавали в аренду небольшие участки земли разорившимся земледельцам и городским беднякам – т. н. колоны

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ: Рабство - тормоз для развития экономики. Разорение страны, свертывание торговли в результате гражданских войн. Натиск варварских племен. Ослабление центральной власти. Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения. Назад

ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОСТИ И ВАРВАРСКИХ НАРОДОВ НА СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Влияние варварских Влияние античности народов Политическая жизнь Система налогообложения, элементы государственного аппарата. Государственная почтовая служба. Идея Империи как мирового государства. Нормы Римского права. Культура Народные собрания, на которых избирались короли; решались вопросы о войне и мире; осуществлялся раздел добычи; проводились наказания виновных. Дружина – основа рыцарского войска в Средневековье. Обычное право на основе старинных обычаев Романизация. Римский образ жизни. Градостроительство: планировка городов – в центре площадь, улицы пересекаются под прямым углом. Архитектура: методы и приемы античности – колонны, арка, купол, цемент и каменная кладка. Латинский язык: основа современных европейских языков романской группы. Средневековая письменность, судопроизводство, государственные документы, служба в католических храмах, наука и образование осуществлялись на латыни. Общинный образ жизни населения. Основные ценности – свобода и достоинство, символом которых было обладание оружием

IV В. Н. Э. – ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ Германские племена: франки, англы, саксы, остготы, вестготы вандалы

Основные даты и события 395 г. н. э. – раздел Римской империи на Западную и Восточную. 410 г. н. э. – взятие Рима готами 455 г. н. э. – разрушение Рима вандалами 476 г. н. э. – падение Западной Римской империи

РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ВОЗНИКЛИ ВАРВАРСКИЕ КОРОЛЕВСТВА Территории Племена Юго-Западная часть Галлии и Испания Вестготы Северо-Восточная Галлия Франки Северная Африка Вандалы Италия Остготы Британские острова Англы и саксы КАРТА

ВЫВОД Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизации.

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ: Выделить главную причину Великого переселения народов. Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи? В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени? Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?

Римский и германский миры. Еще задолго до своей гибели Римской империи вступила в полосу упадка. С III в. резко ухудшилось состояние экономики: сокращались посевные площади, падала урожайность, замирали торговля и ремесла.

Серьезных изменений претерпел и государственное устройство Рима. Император считался уже не первым среди равных, а обладателем, лицом священной. «Нет власти не от Бога» - это положение христианского учения лучше соответствовало тогдашнему положению вещей. Увидев в новой вере обосновать свою власть, римские императоры прекратили гонения на христиан. Сначала Константин Великий разрешил открыто исповедовать христианство, а 8381 г. оно было объявлено государственной религией.

Совсем другим стало и римское войско. Те времена, когда оно состояло только из полноправных римских граждан, отошли в прошлое. Обычным стал набор воинов из варваров - тех, кто говорил не на латыни и не на греческом языке. В будущем это имело пагубные для Рима последствия, превратившись в одну из главных причин гибели империи.

К северу от Альп проживали многочисленные варварские племена германцев, кельтов, славян. их языки принадлежат к одной, индоевропейской, языковой семьи. Видимо, далекие предки этих народов жили по соседству. Первыми ослаблением Римской империи воспользовались германцы.

Древней родиной германцев были южное и северное побережье и острова Балтийского моря, Скандинавский и Ютландский полуострова. Глобальное похолодание заставило германцев постепенно переселяться в теплые края. В начале нашей эры они уже занимали пространство между реками Рейн, Одер и Дунай. Земли, пригодной для земледелия, здесь было немного. Преобладали прекрасные пастбища. Поэтому главным занятием германцев стало скотоводство, а основным богатством - быки, волы и коровы. Неплохо знали германцы и земледелие. Они пользовались сохой и плугом, выращивали ячмень, просо, пшеницу, лен. Достаточно активно германские племена занимались торговлей, в частности с римлянами. Жили они в небольших деревнях или хуторах. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 55-120) сообщает, что они «поселяются на расстоянии друг от друга, где кому понравится ручей, поляна или роща». Для жилья строили длинные и высокие деревянные дома, рассчитанные на большую семью с 20-30 человек. В непогоду там держали и скот.

Жили германцы общиной. Ее членами считались свободные равноправные мужчины, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом. Вместе они были воинами и имели право участвовать в народном собрании. Германцы много воевали, но не потому, что отличались какой-то особой агрессивностью. Так обычно происходило с разными народами на той стадии их развития, когда вследствие появления имущественного неравенства внутри общины выделялись влиятельные люди - знать. Рабов германцы имели немного. Они работали рядом с хозяином, жили в доме, питались с ним за одним столом. Нередко рабов отпускали на волю или даже усыновляли.

Высшим органом власти у германцев было народное собрание. В них принимали участие все совершеннолетние свободные мужчины, за исключением тех, кто трусостью опозорил себя в битве. Народное собрание рассматривали вопросы войны и мира, судили преступников, избирали из числа самых знатных соплеменников старейшин и вождей. Племенные вожди, или конунги, возглавляли войско и представляли интересы племени в международных делах. Совет старейшин решал текущие прежде судебные, дела. Германцы не знали письменности, поэтому свои обычаи и законы передавали следующим поколениям устно - от отца к сыну.

Отдельное место в германском обществе занимали предводители дружин. Вокруг этих отважных и храбрых воинов собиралась молодежь, искала приключений и обогащения в военных походах, точнее - в разбойных набегах на соседей. Впоследствии жена превратилась в настоящее войско, а из дружинников выделилась служила знать. Она вытеснила из окружения конунга племенных старейшин и все решительнее влияла на его действия. Считалось, что члены определенного рода отличаются особой доблестью и удачливостью, поэтому из него выбирали конунгов. Отступить с поля битвы означало покрыть себя позором. Когда такое случалось, то навстречу немцам, которые потеряли мужество сражаться с врагом, выбегали их матери и жены. Они требовали убить себя и тем спасти от плена и рабства. Нередко это заставляло воинов вернуться и продолжать бой. Германцы были убеждены, что война является лучшим с занятий, а смерть на поле боя - достойный.

С IV в. среди германцев начало распространяться христианство в виде арианства. Оно объявляло Христа существом, ниже Бога Отца, и за это позже осуждалось церковью. Первыми арианство приняли готы. Среди них проповедовал священник Ульфила, который перевел Библию с латыни готским языком. Христианизация ускорила возникновение у германцев государства. Королей германцы выбирают по знатностью, а военачальников - за доблестью. При этом короли не имеют неограниченной или произвольной власти, а вожди стоят во главе скорее потому, что подают пример, а не потому, что пользуются правом приказывать; потому, что они сильные, выделяются в бою, сражаются впереди войска и этим вызывают недоумение...

В незначительных делах советуются старейшины, в важных - все, причем те дела, по которым решения принимаются народ, предварительно обсуждаются со старейшинами...

Во время боя вождю стыдно, если его жена покажет себя храбрее его, жене же стыдно отставать от вождя. Вернуться живым из боя, в котором погиб вождь, - значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестием... Вожди сражаются за победу, дружинники - за вождя. Если племя, в котором они родились, прозябает в длительном мире и бездействия, то многие знатных юношей подаются в тех племен, которые в то время сражаются. Ведь этот народ не терпит покоя, и проще отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной...

Землю занимают все поочередно по числу рабочих и впоследствии разделяют ее между собой по достоинству...

Ни один народ не является щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грех отказать кому-то из смертных в приюте. Каждый угощает лучшей пищей соответствии по средствам...

Те, кто достиг юношеского возраста, отпускают волосы и бороду и до тех пор не изменяют такой внешности... пока не убьют врага... В трусливых и невоинственных этот ужасно так и остается. Храбрые носят на себе железное кольцо, словно кандалы, пока не убьют врага.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Образование империи Карла Великого. Основы функционирования системы управления Карла Великого. Войны франков и их влияние на образ жизни народов Франкской империи. Характеристика исторических личностей эпохи Каролингов. Церковь в империи Карла Великого.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2012

    Этническая карта Восточной Европы. Основные события первого тысячелетия до нашей эры на территории Европейской России. Славяне как этническая основа Русского государства. Природно-географические условия и теории формирования Русского государства.

    реферат , добавлен 13.02.2012

    Основные черты общественного и государственного строя Римской рабовладельческой республики. Предпосылки перехода от Римской республики к империи. Периоды принципата и домината. Падение Римской империи: общая характеристика внутренних и внешних причин.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Великое переселение народов в IV-VII вв. Гуннская держава в IV-V вв. как сложный конгломерат народов. Смерть Аттилы в 454 г. как переломный момент в истории Восточной Европы. Последствия гуннского нашествия. Становление и подъем северокавказской Алании.

    реферат , добавлен 11.12.2009

    Полоса тяжелого политического кризиса в римской империи IV в. Варваризация и процесс распада империи. Битва на Каталаунских полях. Рим под властью Рицимера: агония Западной Римской империи. Низложение Ромула Августула и конец Западной Римской империи.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2011

    История времени Карла Великого. Становление державы Каролингов. Бенефициальная реформаиКарла Мартеллла. Приход Карла Великого к власти. Детство и юность Карла Великого. Войны и внутренняя политика Карла Великого. Становление государства при Карле Великом.

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Стадии формирование цивилизации во всем мире. Ранний феодализм в Европе. Влияние Римской Империи на формирование западноевропейского типа цивилизаций. Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма. Этапы формирования древнерусского государства.

    Цели урока:

    Обучающая: изучить особенности зарождения средневековой цивилизации под влиянием античной и варварской культур.

    Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения работать в парах, осуществлять самоконтроль.

    Воспитательная: воспитание активности и самостоятельности при выполнении определенных заданий.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: эвристическая беседа, лекция, иллюстрация, видеометод, работа учащихся с учебником.

    Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, карты: “Цивилизации Древнего Востока”, “Китай и Индия в древности”, “Завоевания Александра Македонского”, “Римская империя – I до н.э. – I в. н.э.”, “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”, учебник “Россия и мир” – 10-й класс, авторы О.В.Волобуев, В.А. Клоков и др.; учебный диск MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира”, презентация PowerPoint (Приложение1).

    Структура урока:

    I. Организационный момент.

    II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно); проверочный тест (письменно).

    III. Изучение нового материала:

    1) Поздняя Римская империя.

    2) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

    3) Влияние античности и варварских народов на Средневековье.

    4) Роль христианской церкви в формировании средневекового общества.

    IV. Закрепление изученного материала.

    V. Подведение итогов урока.

    VI. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока. Слайд № 1, 2 (Приложение 1).

    Работа в тетрадях: запись темы и плана урока.

    II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос: слайд № 3 (Приложение 1).

    Работа с картами: “Цивилизации Древнего Востока”, “Китай и Индия в древности”, “Завоевания Александра Македонского”.

    Задания на слайдах № 4, 5 (Приложение1).

    Оценочная шкала:

    семь/шесть правильных ответов – оценка 5;

    пять правильных ответов – оценка 4;

    четыре правильных ответа – оценка 3;

    менее четырех правильных ответов – оценка 2.

    Тест проверяется в парах.

    Итоги и оценки.

    III. Изучение нового материала.

    Учитель. Прежде чем приступить к изучению первого пункта нашей темы, вспомним основные периоды в развитии римского государства.

    Предполагаемый ответ учащегося. Основание Рима – 753 г. до н.э.; царский период – VII–VI вв. до н.э.; республиканский период – III–II вв.до н.э.; императорский период – I в до н.э. – V в. н.э.; падение Западной Римской империи – 476 г.н.э.

    Учитель. Пик римского могущества в Средиземноморье пришелся на период I в. до н.э. – II в. н.э., который получил в истории название ранняя империя. Действительно могущество Рима в этот период распространилось на все побережье Средиземного моря. Риму подчинились народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие разные религии, стоящие на различных ступенях цивилизационного развития. Жители покоренных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вспомните, что означает этот термин?

    Предполагаемый ответ учащегося. Романизация – процесс, в ходе которого завоеванные Римом народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.

    Учитель. Да, действительно, римское влияние на завоеванные народы можно проследить буквально во всем – одежда, язык, религия, способы ведения хозяйства. Но примерно с III в. н.э. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Рим перестал вести завоевательные войны, поток пленников – потенциальных рабов иссяк, крупные земельные владения начинают испытывать недостаток бесплатной рабочей силы. Попытка использовать усовершенствованные орудия труда для увеличения производительности не могла увенчаться успехом, так как рабу, не заинтересованному в результатах своего труда, нельзя было доверять эти орудия. Следовательно рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию. Какую же причину кризиса Римской империи мы назовем первой?

    Предполагаемый ответ учащегося. Рабство – тормоз для развития римской экономики.

    Работа в тетрадях: запись заголовка “Основные причины кризиса Римской империи” и его первой причины. Слайд № 7 (Приложение 1).

    Работа в тетрадях: заполние схемы с помощью текста учебника (рисунок 1).

    Проверка заполнения схемы осуществляется при помощи слайда № 6 (Приложение 1).

    Учитель. Разрушительная полоса гражданский войн, поразивших Римскую империю в III в. н.э., усугубила экономический кризис. Результатом военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали поступать в казну государства. Спасаясь от разорения и императорских чиновников, римское городское население бежало в деревни, где пополняло ряды мелких арендаторов – колонов. Города, некогда бывшие центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Как сформулировать вторую причину кризиса Римской империи?

    Предполагаемый ответ учащегося. Разорение хозяйства страны, свертывание торговли, упадок городов в результате гражданской войны.

    Работа в тетрадях: запись вторй причины кризиса Римской империи.

    Учитель. Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон “солдатских императоров”, ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как наделять земельными участками за военную службу стало сложно из-за упадка земледелия в стране. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступившие на римскую службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к постепенному отчуждению армии от интересов гражданского римского населения. Из всего выше изложенного какие еще причины кризиса Римского государства можно выделить?

    Предполагаемый ответ учащегося. Натиск варварских племен, ослабление центральной власти в связи с частой сменой императоров, отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

    Работа в тетрадях: запись остальных причин кризиса Римской империи. Слайд № 7 (Приложение 1).

    Учитель. Для изучения второго вопроса нашей темы найдите в учебнике карту “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”. На данном этапе урока наша задача заключается в том, чтобы выявить причины Великого переселения народов в IV в.н.э. и его роль в гибели Западной Римской империи. Среди народов, соседствующих с Римской империей и активно поддерживающих с ней связь, были германские и славянские племена. Римляне называли их варварами. В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли от их набегов свои границы. Но ослабление Римской империи из-за пережитых кризисов и гражданских войн не позволило остановить римлянам массовое переселение германских племен вглубь империи. Массовое передвижение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великое переселение народов.

    Работа в тетрадях: запись “IV в. н.э. – Великое переселение народов”.

    Учитель. Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Начав движение у северных границ Китая, они дошли до Урала, Волги и Черного моря.

    Учащиеся прослеживают по карте направление передвижения племен гуннов.

    Учитель. Спасаясь от степных кочевников германские племена начали массовое переселение в пределы Римской империи. Часть германских племен стали союзниками Рима. Другая часть, расселившись на ее северных границах, стала совершать разорительные набеги на римские поселения. Среди германских племен, сыгравших главную роль в падении Западной Римской империи необходимо отметить племена англов, франков, саксов, остготов, вестготов, вандалов.

    Работа в тетрадях: запись названий германских племен. Слайд № 8 (Приложение 1).

    Работа с картой “Великое переселение народов”. Слайд № 8 (Приложение 1).

    Учитель. В 395 г. н.э. после смерти императора Феодосия Великого, империя разделилась на Восточную и Западную. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь. Силы Западной Римской империи были подорваны. Рим, некогда процветающий город, подвергался нападению и разорению варварами: 410 г.н.э. – взятие Рима готами; 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами. За 21 год после разгрома вандалами “вечного города”, в Западной Римской империи сменилось 9 императоров – ставленников римской знати и германских военных вождей. В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой “лоскутное одеяло”, где хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. В 476 г.н.э. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и объявил себя правителем. Этот год вошел в историю как год падения Западной Римской империи.

    Работа в тетрадях: запись основных дат и событий. Слайд № 9 (Приложение1).

    Для более эмоционального восприятия учащимися событий, связанных с падением Западной Римской империи, для большей наглядности и лучшего усвоения информации демонстрируется отрывок с учебного диска MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира”. Тема: “Цивилизация Древнего Рима”. Подтема “Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи” (6 минут).

    Учитель. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.

    Работа с картой “Варварские королевства в V в. н.э.”.

    Проверка заполнения таблицы осуществляется при помощи слайда № 10 (Приложение 1).

    Учитель. Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов.

    Работа в тетрадях: при помощи текста учебника заполняется таблица “Влияние античности и варварских народов на Средневековье” (рисунок 3).

    Преподаватель может отслеживать оформление таблицы либо в процессе ее заполнения, либо после окончания всей работы при помощи слайда № 11 (Приложение 1).

    Учитель. Последняя задача, которую необходимо решить на сегодняшнем уроке, заключается в том, чтобы выяснить роль христианской церкви в политической и экономической жизни средневекового общества.

    Работа в тетрадях: с помощью текста учебника найти и записать причины, которые позволили превратиться христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья.

    Контроль и самоконтроль выполненного задания. Слайд №12 (Приложение 1).

    Работа в тетрадях: оформление вывода по изученной теме. Слайд № 13 (Приложение 1).

    IV. Закрепление изученного материала . Слайд № 14 (Приложение 1).

    V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.

    VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом.

    Литература

    1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.Н. и др. История Средних веков. Европа. Минск. 2000.
    2. Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.
    3. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Смоленск. 1995.

    РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

    § 1. Рождение средневековой Европы

    1 . Римский и варварский миры в середине I тысячелетия

    Крах Римской империи, на развалинах которой зародилась средневековая Европа, стал следствием длительного упадка экономики. Приходили в запустение земледелие и ремесла, земля не обрабатывалась, власть императоров постепенно ослаблялось.

    Кризис углублялся, и в духовной жизни Римского государства. Вместе с уничтожением гражданских свобод произошел моральный упадок римского общества. На смену язычеству пришло христианство, которое стало приобретать характер государственной религии.

    Упадок и некогда непобедима римская армия. Она превратилась в малорухливу военную массу, поколениями проживала в укрепленных лагерях вдоль границ империи. Армия потеряла высокие боевые навыки знаменитых римских легионов и за своим вооружением и военной тактикой почти не отличалась от ополчений варваров.

    Воин-варвар

    Каменные столбы Калланіша

    Соотношение сил между Римской империей и варварской периферией постепенно менялось в пользу варваров. Особенно большую роль в судьбе поздней Римской империи сыграли ее северные соседи - германские племена. Германцы впервые попали в поле зрения римлян И ст. к н. е. Римляне поначалу приняли их за галлов (кельтов), однако в конце И в. н. е. выдающийся римский 14 историк Корнелий Тацит довольно четко определяет германцев как особую группу племен.

    Германцы тогда жили общиной на территории между реками Рейном, Одером и Дунаем. Основные средства для жизни получали, занимаясь скотоводством. Скот у германцев была главным богатством и использовалась как мерило стоимости. Кроме того, они занимались земледелием, которое с V века. приобретает первостепенное значение. Для обработки земли германцы использовали легкий плуг или рало. Они сеяли лен, овес, просо, пшеницу, ячмень, выращивали огородные культуры, в частности капусту и салат. Представители германских племен вели торговлю с римлянами.

    Историческая изюминка

    Сына и преемника Константина Великого императора Констанция, который прибыл в IV ст. в Рим из Константинополя, поразил внешний вид жителей Вечного города: здесь почти не было людей, одетых в традиционные тоги. Рим был наполнен выходцами с Востока - египтянами, сирийцами, иудеями, чаще всего случались германцы. Удивительно, но даже коренные римляне почему-то пытались подражать одежду и поведение тех, кого на протяжении многих веков сами же презрительно называли варварами, то есть теми, кто не владел даже «человеческим» языком, а произносил лишь непонятные фразы вроде «вар-вар».

    Постепенно под влиянием внутренних факторов и римского общественного строя у германцев начала расти имущественное неравенство. Среди свободных членов общины отличаются знатные люди. Общественное расслоение было частично обусловлено появлением рабов из пленных. Однако германцы наделяли рабов участками земли и, подобно римских колонов, предоставляли возможность самостоятельно вести Хозяйство. Это была патриархальная форма рабства, которая со временем превратилась в один из видов феодальной зависимости.

    Важные дела германцы обсуждали на народных собраниях, которые назывались тинг. На них присутствовали все взрослые мужчины, которые носили оружие. Народные собрания избирали совет старейшин, решала, прежде всего, судебные дела.. Были у германцев также конунги (будущие короли) и военные вожди.

    Главную боевую силу германцев составляли военные жены. Дружинники находились в полной зависимости от своих военных вождей: клялись им в верности, получали от них оружие, коней, часть добычи.

    В IV - V вв. в политическом строе германцев происходили важные изменения. Они объединились в крупные военно-племенные союзы, получили свои наименования по названиям господствующих племен. Так возникают германские народности алеманнов, баваров, франков, саксов, тюрінгів и др. Из числа дружинников выделилась Ящик св. Колумбы (VI в.). Племена скоттов брали ящик в битвы как талисман так называемая служилая знать. Она начала сплачиваться вокруг конунга, вытеснять из его окружения племенных старейшин и все активнее влиять на его действия. Одновременно укреплялась и власть конунгов.

    Орнамент - типичный признак искусства варваров - использовался в памятниках времен христианизации варварских племен

    Крест св. Мартина. Шотландия. VII -VIII вв.

    Важную роль в становлении государственности сыграло распространение христианства среди германцев. В IV ст. епископ Ульфіла обративший в христианство готов. Для этого ему пришлось перевести Библию на готском языке и создать для своей новой паствы письменность на основе греческого алфавита.

    ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

    И ст. Римский историк Корнелий Тацит о германцах

    Племена, которые населяют Германию, испокон веков составляют самобытный народ, который сохранил первозданную чистоту и похож лишь на себя самого... Германцы поразительно похожи между собой: голубые глаза, находчивый взгляд, русые волосы, крепкое телосложение...

    Королей германцы выбирают по знатностью, вождей - за победой. Однако и короли не наделены в них неограниченной властью, вседозволенностью. Вожди решительные, имеют достоинство, сражаются всегда впереди войска и этим вызывают уважение. Однако ни наказывать, ни заковывать, ни налагать телесное наказание не позволяется никому, кроме жрецов... Менее значительные дела рассматриваются на совете старейшин, а дела поважнее обсуждаются всеми...

    На народных собраниях избирают также старейшин, которые творят суд по округам и поселках...

    В бою постыдно вождю уступить кому-либо в доблести, не менее постыдно дружине не уподобиться доблести вождя. А выйти живым из боя, в котором погиб вождь, - бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, совершать отважные поступки, думая только о славе, - первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя... От щедрот своего вождя дружинники ждут себе и боевого коня, и окровавленной, победной фрамегт копья). Вместо платы у них - еда и обильное угощение на пирах. Возможности для подобного расточительства возникают лишь войны и грабежи...