Русский символизм и его истоки. презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

«Направления модернизма» - Стансы ночи. Истоки русского футуризма. Ананасы в шампанском. Чертовы качели. Мир будущего. Особенность поэтики. Символ. Литературный манифест. Символизм. Поэтика футуризма. Сероглазый король. Жираф. Особенности поэтики. Цех поэтов. Акмеизм. Направления модернизма. Истоки русского символизма. Пощечина общественному вкусу.

«Течения модернизма» - Яблоня в цвету. "Распятие". "При любом испытании " Миро Жоан. "Мать и ребенок". "Портрет Амбруаза Воллара". "Акробат на шаре". Портрет Пикассо. "Классический" период. Женщина с мандолиной. Жнец на красном фоне. Миро Жоан. "Мать и дитя, этюд с руками".

«Гауди» - Пряничный дом Гауди. Собор Саграда Фамилиа. Произведение искусства. Каса Висенс. Каса Мила. Решетка дома Гуэля с драконом. Семья. Антонио Гауди-и-Корнет. Талант строителя. Дом, в котором жил Антонио Гауди. Порталы и башни храма. Необычный внешний вид. Дом Батло. Сложность профилей. Город-сад. Восхитительное творение.

«Модернизм 20 века» - Модернизм в архитектуре. Футуризм в изобразительном искусстве. Футуризм. Русский футуризм. Модернизм как художественное явление ХХв. Модернизм в изобразительном искусстве. Перечень компетенций. Становление авангарда в русском искусстве. Антонио Сант’Элиа. Выставка художников-футуристов. Фовизм. Сюрреализм.

«Антонио Гауди» - 7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Человек, жизнь которого - мистика и тайна. Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире. Парк Гуэль. Дом Висенс. Гауди скончался на третий день, 10 июня 1926 года. дом Эль Капричо. Парк Гуэля. Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист.

«Скульптуры Джакометти» - Собака. Кошка. Скульптуры Джакометти похожи на ломкие, обгоревшие спички. Нос. Три идущих человека. Альберто Джакометти (1901-1966). Худеем правильно. Экземпляр. Рука. Шагающий человек. Свой уникальный стиль Джакометти нашел не сразу. Лес. Лежащая женщина. В чем кроется феномен Джакометти. Паук. Падающий человек.

Всего в теме 10 презентаций

Русский
символизм

Цели:

познакомить обучающихся с
философско-эстетическими
предпосылками возникновения
символизма;
раскрыть историю происхождения
понятия «символизм», его содержание,
основные группы;
показать значение символизма для
развития русской литературы XX века.

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

А.Блок:
« Испепеляющие
годы! Безумья ль
в вас, надежды ль
есть?»
В.Брюсов:
« Создание
искусства –
приотворённые
двери в вечность»
Ф.Сологуб: «Символ –
окно в бесконечность»

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное
направление, считавшее целью искусства
интуитивное постижение мирового
единства через символы.
Зародился в 60
– 70-е гг. XIX
века во
Франции
В России получил
распространение в
80 – 90-е гг. XIX
века

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон
Ф. Ницше
В. Соловьёв

Истоки символизма

Жан
Мореас
Термин «символизм» в искусстве
впервые был введён в обращение
французским поэтом
Жаном Мореасом в одноимённом
манифесте - «Le
Symbolisme», опубликованном
18 сентября 1886 года в газете «
Le Figaro». В частности, манифест
провозглашал:
«Символическая поэзия - враг
поучений, риторики, ложной
чувствительности и объективных
описаний; она стремится облечь Идею
в чувственно постижимую форму,
однако эта форма - не самоцель, она
служит выражению Идеи, не выходя
из-под её власти…»

К тому времени существовал другой, уже
Декаданс (от лат.
устойчивый термин «декадентство»,
которым пренебрежительно нарекали
«упадок») – тип
новые формы в поэзии их критики.
сознания,
«Символизм» стал первой теоретической характеризующийся
попыткой самих декадентов, поэтому
никаких резких разграничений и тем болеенастроением
пассивности,
эстетической конфронтации между
безнадёжности,
декадентством и символизмом не
неприятием
устанавливалось. В России в 1890-е гг.,
после первых русских декадентских
общественной жизни,
сочинений, эти термины стали
стремлением
противопоставлять: в символизме видели замкнуться в мире
идеалы и духовность и соответственно так своих душевных
его манифестировали, а в декадентстве безволие, безнравственность и увлечение переживаний.
лишь внешней формой. Так, известна
эпиграмма Владимира Соловьёва в
отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.

Истоки символизма

Многие художественные открытия
и философские идеи символизма
были предсказаны выдающимся
философом, поэтом, переводчиком
В. Соловьёвым (1853 – 1900).
Он верил в спасительную миссию
Красоты;
посредником в достижении
«всеединства» призвано было стать
искусство;
облик «всеединства» мистический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект
платонического культа и
любования.
В. Соловьёв (1853 – 1900)

Символизм в музыке

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)
Александр Николаевич Скрябин русский композитор и пианист. В его
творчестве воплощены идеи
экстатической устремленности к
неведомым «космическим» сферам, идея
преобразующей силы искусства. Музыке
присущи напряженность тонуса, диапазон
образов от одухотворенно-идеальных,
утонченных до экспрессивногероических. Яркий новатор
музыкальных выразительных средств,
главным образом гармонии; развивал
идею светомузыки, впервые в
музыкальной практике ввел в
симфоническую поэму «Прометей»
партию света. «Божественная поэма» (3-я
симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907)
для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии
для фортепиано. Профессор Московской
консерватории (1898-1904).

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской
живописи является М. Врубель.
Напряженная, яркая, какая-то почти
мозаичная живопись Врубеля монументальна,
эпична, исполнена острым трагическим
противоречием между реальностью и
фантазией художника. Символизм его
«Жемчужины» - целая вселенная, которая
мерцает таинственными перламутровыми
пастельными тонами, отражаясь в маленьком
зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд
врубелевского «Демона» гипнотизирует,
оставляет чувство некого внутреннего
дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от
него невозможно оторвать глаз. Это одна из
многих загадок художника, стремившегося
постичь мир не только эстетически, но и
нравственно-философски.

М. Врубель

«Демон»
«Демон
поверженный»

М. Врубель
«Демон и жемчужина»
«Царевна-Лебедь»

Предпосылки

Философия
Ницше,
В.Соловьёва
Модернизм в
европейском
искусстве
Возрождение старых
художественных систем
(античность,
средневековье)

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах
упадка и новых течениях современной русской
литературы»
1894 год – три сборника «Русские символисты»,
ведущим автором которых был В. Брюсов

Основное свойство

Освоение «вещей в себе» и
идей, находящихся за
пределами чувственного
восприятия
В основе эстетики
символ (он должен заменить
конкретный образ). Считалось, что
символ связывает земное с миром
иным, духовным

Особенности русского символизма:

повышенное внимание к проблеме личности и
истории, ко внутреннему миру личности;
героико-трагическое переживание социальных и
духовных конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные открытия в поэтике (обновление
жанров лирики, новые принципы циклизации,
смысловая полифония…);
идея самоценности искусства, ухода от социальных
задач; искусство – чисто художественное явление.

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

Петербургское
крыло:
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский
Символизм как
философскоэстетическое
течение
Московское крыло:
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб
Символизм как
чисто литературное
явление

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский

Старшее поколение
символистов.
Московское крыло
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский
«Апокалиптические»
настроения парадоксально
сочетаются с верой в
приход «царства Софии» эпохи вечной мудрости

Младосимволисты
В. Иванов
И. Анненский
А. Белый

Младосимволисты

А. Блок
А.Блок наиболее
ярко выразил идеи
младосимволистов. У
поэта много стихов,
явно
ориентированных на
идеи В. Соловьёва,
особенно касающиеся
темы Вечной
Женственности.
А. Блок считал
В. Соловьёва своим
учителем.

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру
множеством открытий. Символисты придали слову невиданную
ранее многозначность, открыли в нём множество
дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма
необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.
Но главное, символизм пытался создать новую философию
культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство
более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать
искусство объединяющим людей началом.

Источники

Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
Айрис-пресс, 2008
Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср.
школы, - М., 1993
http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru/clck/redir/
http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm
Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Русский символизм и его истоки

Цели урока:

    Обучающие:

    закрепить понятие «Серебряный век»;

    дать понятие о символизме;

    кратко охарактеризовать труды основоположников русского символизма;

    выявить истоки русского символизма;

    показать связь символизма с другими видами искусства;

    Развивающие:

    совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;

    развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

    Воспитательные

    воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Оборудование: сборники поэтов Серебряного века, раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов-символистов, репродукции картин «Неизвестная» И. Крамскова, «Демон», «Царевна-лебедь» М.Врубеля, портреты поэтов-символистов,
диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8).

План урока

I. Вступительное слово учителя.
II. Повторение понятия «Серебряный век».
III. Изучение нового материала о символизме как литературном направлении:

    знакомство с понятием «символизм»;

    знакомство с трудами основоположников русского символизма;

    составление схемы (этапы и представители символизма);

    выявление философских истоков русского символизма;

    сопоставительный анализ стихотворений Вл. Соловьёва и З. Гиппиус;

    знакомство с понятием символа;

    связь символизма с музыкой;

    связь символизма с живописью.

IV. Подведение итогов урока.
V.Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с поэзией Серебряного века.

II. Но сначала вспомните, какой смысл имеет выражение «Серебряный век»?

Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».

Как вы помните, Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

III. И первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм.
Откройте тетради и запишите тему урока «Символизм».
Дадим письменное определение этому направлению:
«Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы».
Как вы считаете, если это направление, то имело ли оно какую-либо теоретическую базу, положения?
Правильно, и началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», прочитанная в 1892 году. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Кроме того, в 1894 году в Москве вышло три сборника стихотворений «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

Составим схему:

Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами?

Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма.
Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина?

Декадентское мироощущение было свойственно на разных этапах почти всем символистам.
Ещё раз посмотрите на схему, обратите внимание на связь символизма с декадентством. Как вы считаете, принимали ли символисты окружающий их мир? Какую особенность символизма в связи с этим вы бы выделили?
Молодцы. Чтобы понять точку зрения символистов нам нужно выяснить, что же повлияло на них, каковы источники символизма.
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона, высшей сферой жизни для которого была область идей, до Ф.Ницше и Вл.Соловьёва.
Послушаем сообщение о философии Ф.Ницше.

Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва.

Чтобы подтвердить мнение о воздействии данных философов на творчество поэтов-символистов, проведём небольшой литературный опыт. Перед вами два текста стихотворений Вл.Соловьёва и З.Гиппиус. Я прочту вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…» Послушайте его.
Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?

Разграничим их. Каков первый мир?
Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт?
Запишите данные определения в столбик.

Каков второй мир? Что говорится о нём?
Запишите определения во второй столбик.

Сделайте вывод об отношении Вл. Соловьёва к этим мирам.

Сравним с этим стихотворением второе, написанное З.Гиппиус.
Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.


Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно?
Какому миру отдаётся предпочтение?

То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма.
Посмотрите ёщё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?

Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?

Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите на название направления, от какого слова оно образовано?

Именно символ и явился таким средством. Дадим определение символа: «Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления». Запишите это определение у себя в тетрадях.
Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства.
Сейчас прозвучит музыка композитора А.Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её.

Из скольких частей состоит это произведение?
Ещё раз послушаем этюд и охарактеризуем каждую из частей.

Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?

Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?

Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

Что передаёт музыка?
А используются ли при этом слова?

Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф.Сологуба.

Лила, лила, лила, качала
Два тёмно-алые стекла,
Белей лилей, алее лала
Бела была ты и ала.

Что придаёт этому стихотворению музыкальность?

Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором.

Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью.

Послушаем доклад о связи символизма с музыкой, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.

Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах. Какие особенности картин вы заметили ещё?

Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба.
Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И.Анненского «Аметисты».

Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета?

С картинами какого художника можно увидеть связь?

Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий.

Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?

Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?

Каков финал стихотворения?

Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста?
А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом.
Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают?
Звук с придаёт звучанию приглушённость, а и, напротив, преодолевает пространство, как горение свечи.

Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер?
Верно, это традиционный размер для русской медитативной лирики.
Итак, рассмотренные примеры убеждают нас в том, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью, как в символизме.

IV. Подводя итоги урока, ещё раз вспомним и запишем в тетради основные черты символизма :

    поэтика намёка и иносказания;

    отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;

    апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность;

    стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;

    глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;


Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.

Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.

Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.
Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному.
По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».

Да.

Это мир реальный.
Видимое
Отблеск, тени
Слышишь
Житейский шум трескучий
Отблеск искажённый
Чуешь
Целый свет

Мир идеальный
Незримое
Торжествующие созву –
чия
одно
Только то

Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
Поэтизируется область снов, которые мимолётны.
Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».


Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
«Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

От слова «символ».

Музыка состоит из двух частей.

Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.

Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

Да.

Музыка передаёт эмоции, чувства.
Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.


Звук л , повторяющийся в стихотворении,
придаёт ему очень напевность, музыкальность.


Поэтическая летопись войны.
Цель урока:
активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о роли поэзии в годы тяжелых испытаний для страны.
Задачи урока:
Создать условия для усвоения знаний о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны; формирования умений обобщать изучаемые факты и понятия; формирования чувства патриотизма и гражданской позиции.
Ход урока.
Наша память – это душевный и
жизненный опыт, оплаченный
дорогой ценой.
Ю.Бондарев (из книги «Мгновения»)
1. Ролик («До свидания, мальчики»)
Учитель.
Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
Конечно, о войне. Ну а конкретней, мы же на уроке литературы?
О произведениях военного времени.
Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия.
Как вы думаете, почему? (небольшой жанр, в котором можно выразить самые различные чувства. На создание поэтических произведений не тратится так много времени. Стихи слагаются мгновенно, особенно если что –то сильно трогает.)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Учитель.
Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад. (ролик «Погибшие поэты»)
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений». Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Видеоролик
Почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она с первых дней войны выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Невозможно перечесть все произведения о войне. Сегодня мы перелистаем лишь самую малость страниц поэзии страшного лихолетья, проникнемся теми чувствами, которые выразили мастера художественного слова. Слово предоставляем …(1.Рассадниковой)
С. Михалков.(сообщение + ст. «Десятилетний человек»)
(2.Сидлярова). С Маршак. Самуил Яковлевич Маршак (22.10.(03.11).1887, Воронеж - 04.07.1964, Москва), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах, во фронтовых листовках и агитационных плакатах. В стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения. Стихи о войне составили целые сборники; «Почта военная», 1944; «Разноцветная книга», «Быль-небылица», оба 1947; «Круглый год», 1948; «Тихая сказка» 1956. Стих «Мальчик из села Поповка»
А.Т.Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Ряд стихотворений посвящен теме неистребимой «жестокой» памяти о войне, о принесенных ей жертвах. Изображая войну, Твардовский расширяет поле своего поэтического кругозора. Он не останавливается на конкретных фактах бесчеловечности, жестокости войны. Поэт стремится к передаче собственных ощущений, тонких душевных переживаний, мысленных ассоциаций, которые вызывает в его душе окружающая действительность. Стих «Рассказ танкиста» (Игнатов, Гриненко)
(Бокова) Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда еще до первой блокадной зимы. Два с половиной года она проведёт в Ташкенте. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
(Пустоварова) Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц. В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград».
(Песковская) Юлия Владимировна Друнина - русская советская поэтесса. Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Вначале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице - к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать. Была ранена, контужена… Госпиталь. Юлию комиссовали., признав «негодной к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев». Это свидетельство было выдано 21 ноября 1944 года. Как раз через шесть месяцев закончилась война. Стихотворение «Зинка» посвящено памяти однополчанки Зинаиды Самсоновой. Основной неразрешимый трагический вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели ее единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как кроме Зинки у нее никого не было.
Какова основная идея стихотворения? (война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несет с собой боль, страдание и смерть).
Видеоролик «Дорогая моя, на переднем у нас передышка»
Следующая страничка - «Полевая почта».
Что значит это выражение? (Полева́я по́чта - вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта - почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий)
Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Их тоже кто – то доставлял. Это военные почтальоны.
Татьяна Черновская. (Божинская)
Стихи о почтальонке
Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Эдуард Асадов. « Письмо матери» (Галич)
Кадашников. «Летела с фронта похоронка» (Садыкова)
Думаю, комментарии к этим стихам излишни.
Следующая страничка поэтического дневника – «Война в стихах поэтов – земляков».
(Коломийцев) Иван Павлович Безуглов. Поэт с нелёгкой судьбой, с украденным войной детством писал разные стихи. Его творчество основано на размышлениях, сюжеты стихов многоплановы и оптимистичны. Цепкая память помогла Ивану Павловичу ничего не упустить из виду, найти во всём поэтическое и неординарное. Немалое место в творчестве Ивана Павловича Безуглова занимают слова благодарности родным, нашедшим своё счастье в степной глубинке, воспитавшим прекрасных детей, познавшим тяжесть крестьянского труда, перенёсшим годы Великой Отечественной войны. Отец поэта, Павел Иванович в начале Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт. А в апреле 1943 года зловещая похоронка пришла в хутор, в которой сообщалось о геройской гибели отца большого семейства. Спустя годы, Иван Павлович в стихотворении-обращении к отцу попросит у него прощения, за то, что не суждено было сбыться мечтам отца: он не увидел взрослых детей, не долюбил, не испил чашу жизни сполна.
(«Прости, отец!», 2010 год. Из сборника «Позднее признание») (Даниленко) Сергей Поликарпович Гончаров – член Союза писателей Дона, победитель 5-го ежегодного регионального литературного конкурса имени В.В.Карпенко в номинации <<Поэзия 2006г.>>. Награжден грамотами. Вышло несколько сборников его стихов: « Река времени». « Весна на сердце» « С думой молодою...», «Вечер года». В творчестве Сергея Поликарповича есть тоже стихи о войне.
Учитель. Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.
Видеоролик «Ты же выжил, солдат»
Стихотворение «Пусть будет мир» (Троилина)
Большое спасибо, ребята.