"Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)” - Мама, научи читать - Царева Л.П. Конспект занятия«Учимся различать звуки -, – План и ход занятия

Мария Анатольевна Котова
Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Учимся слышать и различать звуки»

Правильная для слуха речь - своего рода музыка! Аристотель

ЦЕЛЬ : повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха у старших дошкольников с нарушением речи.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие.

2. Охарактеризовать возрастные нормы развития фонематического слуха у дошкольников.

3. Познакомить родителей с уровнями фонематического восприятия через систему игр и упражнений.

4. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям в вопросе развития фонематического восприятия.

Различение человеком на слух любых звуков называется фонематическим восприятием. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.

Многие родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребёнок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та», основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Кратко остановимся на возрастных нормах развития фонематического слуха:

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые взрослыми слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно

произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию систему игр и упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Эти игры и упражнения вполне доступны для выполнения в домашних условиях.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало» . Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.

Игра «Шумящие мешочки» . Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка» . Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Игра «Какой музыкальный инструмент звучал?» Ребёнку завязывают глаза и он должен угадать по звуку: звенящий колокольчик, бубен, дудочку, барабан и другие музыкальные инструменты.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

На различение звуков речи по тембру можно поиграть в игру «Узнай свой голос» . Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

На различение звуков речи по высоте предлагаю игру «Разные голоса». Повторите фразу «Я молодец», как пищит мышка, как робот, как медведь, как птичка и т. д.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».

Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет: “Вагон”. Затем объясняет детям: “Я буду называть эту картинку то правильно,то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши”. Взрослый произносит: “Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом” и т. д. Можно использовать двустишия со словами – паронимами, например «сазан-фазан».

Игра «Исправь ошибки»

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

Четвертый уровень – различение слогов.

Игра «Прохлопаем слово». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Повтори за мной» Повторить слоговые ряды: па-па-ба, бы-бы-пы и т. д.

Игра «Что лишнее?» . Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков.

Игра: «Доскажи звук» Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

1. Ходит по лесу хорек,

Очень сладко ты пое_. (ш)

3. Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал зая_. (ц)

4. Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ча_. (й)

Игра: «Кто это?» Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает звук.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков: а, о, и, ж, ч, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему, например, «А».

Игра: «Какой звук пропал в слове?»

1. Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить. арки (марки). Какой звук пропущен? («Звук м)

2. Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама. осы (косы).

3. Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли. ушки (пушки).

4. Землю роет старый к. от (крот,

Под землею он живет.

5. В зоопарке живет с. он (слон,

Словно дом огромен он.

6. Мама кукле шар. (шарф) вязала,

Ей Наташа помогала.

7. Серый вол. (волк, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

8. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла. пу (лампу).

9. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к. ошки (крошки).

10. Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от. лавы (Славы, Клавы).

Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово» . Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).

Таким образом, уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Список литературы

1. Лопухина И. С. 550 занимательных упражнений для развития речи.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: учить различать звуки [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Образовательная область «Коммуникация»:
    • закрепление навыка правильного произношения звуков [с] и [ш];
    • развитие фонематического слуха;
    • различение звуков [с]-[ш] с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения, на слуховое восприятие;
    • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
    • развитие навыка позиционного звукового анализа;
    • развитие слогового анализа и синтеза;
    • развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения;
    • совершенствование артикуляционной моторики.
  • Образовательная область «Познание»:
    • уточнение артикуляции звуков [с]-[ш] с опорой на различные анализаторы;
    • создание слухового образа звука (на основе сравнения с неречевыми звуками);
    • развитие зрительных, слуховых, кинестетических ощущений;
    • развитие зрительного и слухового внимания, памяти;
    • развитие логического мышления.
  • Образовательная область «Социализация»:
    • воспитание интереса к учебному процессу;
    • развитие учебных навыков (ответ на вопрос, умение слушать ответы других детей);
    • развитие навыков взаимодействия с компьютером.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Звуки [С]-[Ш]», изображения Знайки и Незнайки, индивидуальные зеркала, мяч.

План и ход занятия

1. Организационный момент

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Появляются изображения Незнайки и Знайки).
– Правильно, это Незнайка и Знайка. Они пришли, чтобы проиграть с вами и принесли много интересных заданий.

2. Сообщение темы занятия

– Отгадайте загадку: Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Собака)
– Назовите первый звук в слове СОБАКА. (Звук [с]).
– А теперь отгадайте такую загадку:

Серая крошка, боится кошки,
Под полом живет, все туда несет. (Мышь)

– Назовите последний звук в слове МЫШЬ. (Звук [ш]).
– Сегодня мы будем говорить о звуках [с] и [ш], сравнивать звуки, учиться различать их.

3. Дифференциация изолированных звуков [с], [ш], уточнение артикуляции. (Слайды 2, 3).

Слайд №2.

– Давайте произнесем звук [с] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Посмотрите на картинку слева, которую показывает Незнайка. Так выглядят губы, когда мы произносим звук [с]. Ниже символ звука – губы в улыбке, язычок за нижними зубами (стрелочка вниз).

– А теперь вместе с Незнайкой произнесем звук [ш] перед зеркалом: губы вытянуты вперед, зубы сближены, язычок в форме чашечки, кончик языка наверху. Посмотрите на фотографию слева. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх.

Слайд №3.

– Незнайка предлагает поиграть. Он показывает символ, а вы называете звук (на слайде по одной появляются пиктограммы, дети называют звуки).

4. Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками) (Слайд 4).

– На что похож звук [с]? Посмотрите на картинку слева – девочка поливает цветы из леечки. Водичка льется – с-с-с-с-с-с. Произнесем звук [с].
– На что похож звук [ш]? На картинке справа нарисована змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Произнесем звук [ш].

5. Уточнение характеристики звуков, сравнение (Слайды 5,6)

Слайд №5.

– Расскажите Незнайке про звук [с].
– Расскажите Незнайке про звук [ш]. (Этот звук согласный, твердый, глухой).

Слайд №6.

– В каком домике будет жить звуковичок, которого зовут [с]? (В домике, где живут согласные, глухие звуки). (По щелчку мышки звуковичок отправляется в свой домик)
– В каком домике будет жить звуковичок, которого зовут [ш]? (Тоже в домике, где живут согласные, глухие звуки). (По щелчку мышки звуковичок отправляется в свой домик)

6. «Расшифруй слоги». (Слайд №7)

– Незнайка зашифровал слоги. Вместо букв «С» и «Ш» он нарисовал символы. Попробуйте расшифровать их и прочитать слоги.

7. «Выбери картинку». (Слайды №8, 9).

Слайд №8.

– Выберите только те картинки, в названии которых есть звук [с]. (Санки, подушка, сапоги, шуба, мышь, вишня, весы, коса). Если вы выбрали правильно, то при нажатии на картинку появится Знайка, если неправильно – Незнайка.

– А теперь выбираем картинки, в названии которых звук [ш]. (Душ, камыши, сом, сумка, собака, шапка, носок, кошка).

8. «Выбери букву». (Слайды №10-14).

– Какой звук в названии картинки [с] или [ш]? Нажми на соответствующую букву. (Шкаф, пушка, нос, шарф, сова).

9. Физминутка «Поезд»

Едем, едем, долго едем, (Изображаем руками, как крутятся колеса)
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет, (Топаем ногам, руки на пояс)
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят. (Сели за столы)
– Поезд быстро мчится, ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с.
– Из трубы паровоза поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

10. «Четвертый лишний» . (Слайды № 15-17)

– Поиграем в игру «Четвертый лишний». Чтобы узнать, какая картинка лишняя, надо определить в названии каждой наличие звука [с] или [ш].

Слайд №15: автобус, ананас, душ , кактус.
Слайд №16: санки, шапка , собака, сапоги.
Слайд №17: уши, мешок, оса , кошка.

11. Позиционный анализ. (Слайды №18,19)

– Подберите картинку к схеме. (По щелчку мышки лишние картинки убираются)

Слайд №18: Звук [с] в начале слова: санки , мышь, коса, бабушка.
Слайд №19: Звук [ш] в середине слова душ, сом, носок, кошка .

12. «Закончи слово – игра с мячом» . (Слайды №20, 21)

Слайд №20

– Закончите слово звуком [с] или [ш], отвечает тот, кому я брошу мячик. (Вместо последнего звука логопед хлопает в ладоши).

– Какое слово получилось? Проверьте свой ответ по появившейся картинке. (По щелчку мышки картинка появляется)

1) глобу…., 2) ду…, 3) малы…, 4) но…, 5) какту…, 6) фоку…

Слайд №21

– Закончите слово слогом СЫ или ШИ. (Вместо последнего слога логопед хлопает в ладоши).
– Какое слово получилось? Проверьте свой ответ по появившейся картинке.

1) но…, 2) о…, 3) малы…, 4) ве…, 5) гру…, 6) бу…

13. «Закончи предложение» (Слайды №22-24)

– Каким слово можно закончить предложение. Выберите картинку.

Слайд №22: Даша играет с …(миска, мишка). (По щелчку мышки лишняя картинка убирается)
Слайд №23: В сарае протекает … (крыса, крыша).
Слайд №24: У папы длинные … (усы, уши).

14. «Предложения с картинками» (Слайды №25, 26)

– Прочитайте предложение, вставляя слова вместо картинок.

Слайд №25: В …. (сад) росли … (груши).
Слайд №26: В … (шкаф) висит … (костюм).

15. Подведение итога занятия

– С какими звуками мы играли на занятии?
– На что похож звук [с]? Как он произносится?
– На что похож звук [ш]? Как он произносится?
– Вспомните и назовите слова со звуком [с], со звуком [ш].

16. Оценка деятельности детей

17. Организованное окончание занятия

– Незнайка и Знайка прощаются с вами. Занятие окончено.


Звуковой метод. Краткое описание

Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:

1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах

2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки

3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги

4. Малыш читает слова, а потом - предложения

Правила игры следующие: игрок, чья очередь ходить, придумывает и произносит слово, начинающееся на последнюю букву слова, названного предыдущим участником.

После этого ход переходит к следующему игроку. Играть можно вдвоем (это лучше, если вы играете с маленьким ребенком, который еще не очень хорошо освоил эту игру), а можно и компанией из нескольких человек.

Например: АрбуЗ - ЗонТ - ТигР - РекА - АвтобуС - СтоЛ и т.д.

Помогайте малышу, если у него не получается, но не торопитесь, давайте ему время подумать самому.

Упражнение 5. Найди "лишнее" слово.

Сказка про потерявшиеся слова

Жили-были слова. Они построили для себя дома, и стали в них жить. Слов было очень много, и, чтобы не запутаться, кто где живет, они решили так: в каждом доме будут жить только одинаковые слова .

Например, в одном доме будут жить только слова "ложка", много-много одинаковых слов "ложка". В другом - "вилка", в третьем - "колбаса", ну и так далее.

Проходя мимо какого-нибудь домика, можно было услышать, как живущие в нем слова наперебой кричат: "Ложка, ложка, ложка, ложка, ложка, ложка, ложка... ". Значит, в этом домике живут слова "ложка", и их очень много.

Но иногда слова все-таки запутывались, и приходили не в свой домик . Тогда из домика слышалось: "Ложка, ложка, КОШКА, ложка, ложка, ложка...". Это означало, что какое-то слово потерялось, и не может найти дорогу домой.

Давай поможем таким словам . Для этого мы будем слушать, какие слова доносятся из домиков, а если услышим какое-то "лишнее" слово, то нужно будет назвать это слово , и тогда оно найдет правильную дорогу домой.

Итак, вы произносите слова, "доносящиеся" из домиков. То есть вы называете какое-то слово несколько раз подряд, а потом вместо него говорите другое, но похожее по звучанию , слово. Например: коса - коса - коса - коса - коЗа - коса - коса...

Малыш должен услышать "лишнее" слово и назвать его. Если ребенок не справляется, то произносите слова медленнее, отчетливее, выделяя звуки, которыми они отличаются.

Слова, которые можно использовать в игре:

Кот - год
коса - коза
колос - голос
дом - том
уточка - удочка
палка - балка
каша - саша
мышка - мошка
кошка - мошка
козочка - розочка
цапля - капля
дочка - точка
рука - река

и любые другие, придуманные вами.

Упражнение 6. Закончи слово.

Для игры потребуется мячик, но можно обойтись и без него.

Правила игры следующие: Вы придумываете слово и называете его начало (произносите первый слог или несколько слогов выбранного слова), кинув при этом мячик малышу.

Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово . Вы называете полученное в результате полное слово.

Например: вы говорите: "КОШ", кидаете мячик ребенку. Малыш отвечает "КА", кидает мячик обратно. Вы произносите "КОШКА". Дальше загадываете следующее слово.

Поменяйтесь с ребенком, предложив ему называть начало слова, а вам угадывать его окончание.

Учим буквы. Звуковой метод. Этап 2

Возраст ребенка: можно учить примерно с 3 - 3,5 лет.

Второй этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учит буквы, которыми записываются звуки.

Очень важно называть буквы звуками, а не названиями этих букв. Например, не говорите "БЭ", а говорите "Б", не "ЭМ", а просто "М".

Учите только заглавные печатные буквы, чтобы ребенок не путался.

Изучая какую-нибудь букву, выполняйте для ее закрепления упражнения, представленные ниже (выберите, какие из них вам больше понравятся).

Упражнение 1. Учим буквы.

Показывайте ребенку и называйте буквы (звуками) как можно чаще. Буквы можно найти в букварях, на специальных плакатах, азбуке, на улице. Не торопитесь, не называйте все буквы сразу. Действуйте постепенно.

Упражнение 2. Мастерим буквы

Найдите дома какой-нибудь подручный материал. Это может быть все, что угодно: макароны, скрепки, кнопки, мозаика, спички, счетные палочки, веревочки, пуговицы, горошинки, жгутики или шарики из пластилина... Можно даже использовать что-нибудь съедобное, например, крупу, или кусочки хлеба, или небольшие конфетки.

Предложите ребенку сложить (или вылепить) из этого подручного материала (выберите наиболее подходящий) изучаемую букву. Если малыш не захочет, то сложите ее сами, а малыш пусть смотрит.

Не забывайте при этом называть звук, который записывается этой буквой, желательно повторить его несколько раз за занятие. Помните, что мы произносим не название буквы, а звук ("Б", "В", а не "БЭ", "ВЭ").

Упражнение 3. Заштриховываем буквы

Нарисуйте на листе бумаги букву, которую можно заштриховывать, или распечатайте уже готовую. Подходящие буквы для распечатывания можно найти, пройдя по этой ссылке: буквы алфавита .

Дайте картинку ребенку, не забыв произнести, какой звук означает нарисованная буква. Пусть малыш заштрихует букву простым карандашом или раскрасит ее цветными карандашами или фломастерами. Еще можно нарисовать в букве какой-нибудь узор.

.

Упражнение 4. Рисуем пальчиками

Возьмите небольшой поднос и высыпьте на него манную крупу. Распределите ее равномерно по подносу.

Предложите малышу нарисовать изучаемую букву прямо на манке пальчиком. При этом крупа будет сдвигаться в стороны, и буква будет проявляться.

Потом просто встряхните поднос, или поправьте манку руками, и можно будет рисовать новую букву.

Рисовать буквы можно не только пальцем, но и какой-нибудь палочкой, но руками это делать, согласитесь, гораздо интереснее.

Упражнение 5. Зачеркиваем буквы в тексте

Подберите какой-нибудь текст с крупным шрифтом, можно из старой книжки, журнала, или распечатать специально подготовленный текст, пройдя по этой ссылке: зачеркиваем буквы в тексте .

Ребенку нужно, просматривая текст на листе строчка за строчкой, зачеркивать букву, которую вы ему задали. Если буква встречается редко (например, э), тогда предварительно проверьте, что эта буква присутствует в предлагаемом тексте.

После выполнения задания обязательно похвалите малыша.

Обратите внимание ребенка на то, что какие-то буквы будут встречаться в тексте очень часто (это, например, буквы а, о, н), а некоторые - очень редко (например, э или ъ).

С ребятами постарше это задание можно выполнять на время: например, сколько букв ребенок успеет зачеркнуть за две минуты.

Читаем по слогам. Звуковой метод. Этап 3

Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.

Задача третьего этапа обучения чтению состоит в том, чтобы научить ребенка соединять выученные буквы в слоги, то есть читать по слогам .

Как показывает практика, для ребенка, даже очень хорошо знающего буквы и звуки, соединить две буквы в слог - довольно сложно.

Поэтому сначала мы предлагаем выполнить два очень важных подготовительных упражнения , которые помогут максимально упростить эту задачу для малыша.

Упражнение 1. Буквы и слоги.

Сказка про буквы

Однажды буквы, которые обычно жили довольно-таки дружно, поссорились. Из-за чего - никто не знает, даже сами буквы об этом забыли. Но то, что они поссорились, они помнили почему-то очень хорошо.

Они перестали ходить друг к другу в гости, перестали играть вместе и даже перестали разговаривать.

В городе, в котором жили буквы стало очень скучно. Никто не веселился, никто не смеялся. Все только сидели по углам и дулись друг на друга. Что же делать? Давай поможем буквам, и помирим их.

Для этого нужно напомнить буквам, как красиво они звучат, когда играют вместе. Тогда буковки вспомнят, как хорошо было, когда они все дружили, и помирятся.

Давай мирить буквы "М" и "А".
М, А, вместе получится "ММММАААА", получилось "МА". Ура, буквы М и А снова дружат!

Давай мирить буквы "М" и "О".
М, О, вместе получится "ММММОООО", получилось "МО". Мы подружили их!

Когда ребенок поймет, как "соединять" буквы, вы предлагайте буквы для "дружбы", а он пусть их соединяет. Предлагайте как можно больше разных букв при выполнении этого задания.

Упражнение 2. Буквы, слоги и слова.

Для игры потребуется мячик.

Правила игры следующие: вы предлагаете ребенку закончить слово, которые вы начали. Вы называете первые две буквы в придуманном вами слове и кидаете мячик малышу.

Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово . Вы повторяете полученное в результате полное слово.

Например, вы говорите: "М", "А" и кидаете мяч ребенку. Он говорит: "МММААА", "машина" и возвращает вам мяч.

Он может сразу говорить "машина", не называя предварительно слог "ма", но если ему так пока трудно, то пусть сначала называет слог, а потом придумывает слово.

Через какое-то время попробуйте поменяться ролями - пусть малыш начинает слово, а вы заканчиваете.

Упражнение 3. Читаем по слогам.

Это упражнение лучше делать, когда ребенок хорошо освоил и выполняет два предыдущих, подготовительных упражнения.

Показываете ребенку картинку, похожую на эту (картинку можно нарисовать на бумаге самим, или найти в каком-нибудь букваре):

Тянем звук "ММММ", пока он не приедет к звуку "А", а потом сразу произносим звук "А": "ММММММАААА", получилось "МА".

Когда ребенок поймет, что от него требуется, постепенно предлагайте ему почитать таким образом другие слоги.

Через некоторое время уберите дорожку с машинкой, и сразу показывайте нужный слог.

Если вы выполняли с малышом первые два упражнения, то это задание не должно показаться ему сложным. Но если ребенок не может с ним справиться, то вернитесь к двум предыдущим упражнениям, и уделите им побольше времени.

Учимся читать по слогам. Звуковой метод. Этап 3 (продолжение).

Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.

Продолжаем учиться читать по слогам , закрепляем полученные навыки. В предыдущем разделе (читаем по слогам, начало) мы научили ребенка складывать из букв слоги.

Пока этот процесс дается ему с трудом, поэтому продолжаем знакомиться со слогами. В этом разделе представлены упражнения, направленные на закрепление навыков чтения слогов.

Выполняя их, ребенок будет совершенствоваться в чтении слогов, запоминать их, и начнет читать первые простые слова.

Чем младше ребенок, тем больше внимания нужно уделить играм со слогами, поскольку понять слогообразование из букв ему будет тяжело, а просто запомнить, как читаются слоги, они смогут довольно легко.

Упражнение 1. Придумываем слова.

Напишите на листках бумаги или картонных карточках несколько слогов, например: "МА", "КА", "ЛА", "ША", "КО", "МО", "КУ", положите их на стол буквами вниз. Слогов должно быть четное количество.

Правила игры: тот, чья очередь ходить, берет карточку со стола, переворачивает ее и придумывает слово, начинающееся на написанный на карточке слог.

Если игрок смог придумать слово, он кладет карточку к себе. Иначе - обратно на стол. Игра заканчивается, когда на столе закончатся карточки.

Помогайте малышу, если ему трудно справиться самому. Глядя на слоги, произнося их вслух, ребенок будет запоминать, как читаются слоги, со временем он будет очень быстро читать то, что написано на карточках.

Упражнение 2. Строим дом.

Напишите на карточках разные слоги и предложите ребенку игру в строителей. Вы будете строить дом, а он - привозить вам стройматериалы.

Карточки со слогами будут кирпичиками для дома. Пусть малыш возьмет для игры какую-нибудь машинку.

Пусть ребенок разложит карточки со слогами буквами вверх около себя, а вы сядьте немного в стороне. Говорите ребенку: "Привези мне кирпичик "МА"

Малыш ищет среди своих кирпичиков тот, который вы назвали, кладет карточку на машинку и везет ее вам.

Вы кладете карточку около себя и называете следующий слог. Получая таким образом карточки, вы их складываете в виде домика.

Если малыш ошибся, то говорите ему что-то вроде: "Это кирпичик "КО", а не "КА", он будет нужен для другого этажа, а сюда подойдет только кирпичик "КА"

Когда дом построен, радостно сообщаете об окончании строительства. Если вам не лень возить туда-сюда машинку, то можно поменяться ролями.

Упражнение 3. Ищем клад.

Положите на пол карточки со слогами, буковками вверх. Когда ребенок отвернется, спрячьте под одну из них монетку.

Назовите слог, который написан на карточке, под которой спрятана монетка. Ребенок должен его найти и достать монетку.

Упражнение 4. Подбираем слова к картинкам.

Вырежьте из старых книг, журналов или возьмите из настольных игр картинки с разными предметами или животными.

Отдельно на карточках напишите, как читаются изображенные на картинках предметы. Подберите рисунки так, чтобы они начинались на одну букву, а вторые буквы у них были разные.

Гульнара Ахматгалиева
«Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»

"Как научить ребенка слышать звуки "

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь . Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки , из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом.

Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал .

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки , но его можно этому научить . Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки .

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет . Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Цель предлагаемых игровых упражнений - научить его слушать и слышать . Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки . Предложите ему повторить слоги : са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова : Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук. Предложите выбрать нужную картинку : жук - сук; бом - сом; мишка - миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.

Игры для развития фонематических процессов.

«Услышишь - хлопни » .Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами , услышав определенный звук , хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например : шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка , какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше?» Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук . (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово

Цели

Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук . Например : аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч , малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый ? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова : зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук , но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук » и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова

Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов : ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук .

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки . Условия подбора слов те же : звук должен звучать ясно , не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими : мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

«Нужное слово» .

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале , середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук , определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале , середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей , предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука .

«Запоминайка» .

Цели

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например :

сумка-суп-сапоги

шапка-сын-шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков , развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего :

Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например :

на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука -. на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло -.

«Повтори и прибавь»

Цели : развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например : на звук [Ж] -

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д

«Звуковые песенки »

Цели : развивать фонематический анализ, синтез.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа : АУ - дети кричат в лесу, ИА - так кричит ослик, УА - так плачет ребенок . Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке , протяжно пропевая его, затем - второй.

«Сложи звуки » .

Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков , а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например : [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот» .

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука , а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант - с гласными звуками А , У - У, А; И, О -. (О, И) У, О, А - А, О, У; Э, Ы,И-. (И,Ы, Э)

2 вариант - с твердыми согласными звуками

Па. ап, по-…оп и т. д.

3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

Па –. пя, по -. пё и т. д.

«Цепочка» .Цели : развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом - мак - кот - топор - рука.

«Назови лишнее слово» Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то , которое отличается от остальных.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

Важно научить детей подбирать рифмы . Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов . Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол» Цели : развивать фонематические представления, слоговой анализ.

Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок -болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова :

no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний» .

«Третий лишний» Цели :развивать фонематические представления, слуховое внимание,

Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то , которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

Мак-бак-банан

Сом-индюк-ком

Лимон-вагон-кот

Так-рак-веник

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

«Доскажи словечко»

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка) .

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха) .

Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке. (жук) .

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка) .

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки) .

Не полезет Влад на ель : у него в руках. (портфель) .

То назад, то вперед может плыть. (пароход) .

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах , расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка , придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем .

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки".

Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.

…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М).

Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные).

Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: ( МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) (РА)!

Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

Подружись со звуком (У):

Мама:Ребенок

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

Мама:Ребенок:

"Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"

" Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

"Послушай, как дружат звуки с (И):

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

Другие новости по теме:

  • "Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)” - Мама, научи читать - Л. П. Царева
  • "УЧИМСЯ слышать и произносить звук". - Мама, научи читать - Царева Л.П.
  • "УЧИМСЯ слышать и произносить звук". - Мама, научи читать - Л. П. Царева
  • 2. "ЛЮСИ", "НУ И НУ!" И "ББМ" В ОДНОЙ КУЧЕ - Формула удачи - Царевы Игорь и Ирина, Сарычев Михаил
  • 27. "КРАСНЫЙ" ВЫ, "СИНИЙ" ИЛИ "СЕРЫЙ"? - Я вижу вас голыми. Как подготовитьск презентации и с блеском ее провести - Рон Хофф
  • "ИНТЕЛЛЕКТУАЛ", "ГУРМАН" И "ЕСТЕСТВОВИСПЫТАТЕЛЬ" - Опасный, странный, таинственный незнакомец по имени мужчина (практическое руководство для женщин) - Октав Аме.
  • МЕТОДЫ "СЮРПРИЗА" И "МОЙ ДРУГ ДЖОН" - Стратегия психотерапии - Милтон Эриксон
  • Глава 2. Абрахам, "призрак" и "склеп" - Расшифруй свою реальность - Э.Цветков
  • Границы "Я" или "зонд" сознания. - Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) - Тхостов A.Ш.
  • "НЕДЕЛЯ", N46 ноябрь 1992, стр.12. "ГРУППА КРОВИ И ХАРАКТЕР" - Статьи о психологии. Сборник
  • Границы "Я" или "зонд" сознания. - Топология субъекта (опыт феноменологического исследования - Тхостов A.Ш.
  • 2.1. Понятия "Crisis management" и "кризисных" технологий. - Манипулирование личностью - Г. Грачев, И. Мельник
  • 10. "ВНУТРЕННИЙ" ИЛИ "ВНЕШНИЙ" КОНСАЛТИНГ? - Психологическое консультирование и менеджмент. Взгляд клинициста - Тобиас Л.
  • 2. Абрахам, "призрак" и "склеп" - Модели человеческой судьбы - Э.Цветков
  • VII. ТЕХHИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕHИ" или "ПОХОД В ПРОШЛОЕ ЗА РЕСУРСАМИ". - НЛП. Ч.II. Тpансовые интегpальные техники коммyникации - Эльманович В.И.
  • Глава 23. Трансцендентальная медитация, Нитирен-сю, "Обитель истины", "Интернациональный Путь" - Технологии изменения сознания в деструктивных культах - Т.Лири, М.Стюарт и др.
  • Глава 13. Как устанавливается психологический контроль и формируется "личное" и "групповое" мнение - Технологии изменения сознания в деструктивных культах - Т.Лири, М.Стюарт и др.
  • И. В. КОЛЯСНИКОВА, К. Н. ЛЮБУТИН УрГУ. ОТ "НИГИЛИЗМА" К "РЕАЛИЗМУ": ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ Д.И.ПИСАРЕВА - Отражения. Труды по гуманологическим проблемам - А. Авербух - Синергетика
  • 3.4.Парадигма активности: нейрон, как и индивид, изменяя соотношение с "микросредой", удовлетворяет свои "потребности" - Введение в системную психофизиологию - Ю.И. Александров - Философия как наука