Урок-путешествие по обучению грамоте на тему "буква ю". Конспект коррекционного занятия «Буква Ю

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые упражнения с буквой Ю

Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Стихотворения

Я беру дощечку

И круглое колечко.

Быстро их соединяю,

Букву «Ю» я получаю.

Юла вертится, юлит,

О букве «Ю» поёт, жужжит:

«Ю-ю-ю, ж-ж-ж!

Ю-ю-ю, ж-ж-ж!»

Шёл и напевал богач,

Жевал он вкусненький калач,

И за посошок держался,

За гласной буквой «Ю» гонялся.

Юнга плавает по морю,

На широком на просторе.

Юнга, юный морячок,

Юности большой дружок.

Дидактическая игра "Слова с буквой «Ю»

В начале слова В середине слова В конце слова

ЮНГА БРЮКИ

РЮМКА ЛЬЮ

Заданиедля детей: придумать слова с «ю». Прочитай их. К двум словам нарисуй картинки.

Игровое упражнение "Строим горку из слов"

З а д а н и е. Горку напечатай фломастерами в альбоме.

Наш фольклор

В хлеве хрюшки так играли,

Хрюкотушки напевали:

Хрюки-хрюки-хрюки!

Ну-ка все наденем брюки!

Нам завидовать хотели злюки,

Не дадим украсть им брюки!

Нюни распустил малыш.

Что же, милый, ты нюнишь?

Нюни выбрось за порог.

Песенку споёт вьюрок.

Не реви ты, Юлечка,

Юля-капризулечка.

Придёт Нюра-курочка,

Она будет кудах-тах-тать,

Юлю нашу потешать.

Юля кукле юбку шила,

Нюра кофточку кроила,

Нюша куклу одевала,

Ксюша песню напевала.

Сказка"Юла"

Жила среди игрушек Юла. Характером обладала не очень хорошим. Была вертлявой, болтливой, надоедливой. Юла считала себя самой красивой. Она об этом могла говорить целыми днями. Как заведётся прыгать на одной ноге – не остановишь. А нога-то одна, да и та острая. Крутится-вертится Юла и напевает свою несложную песню: «Ю-ж-ж-ж! Ю-ж-ж-ж!» Перепонки от этой песни болят. Хоть уши затыкай! А она своё продолжает.

Однажды собрались игрушки все вместе и решили Юле сказать, что о ней думают. А она и не подумала их слушать. Игрушки объявили ей бойкот: «Ни в одну игру с нами ты больше не будешь принята».

Притихла Юла, сидит в уголке, помалкивает. А игрушкам и без неё весело. Собралась с духом Юла, попросила прощенья у друзей, стала прислушиваться к мнению других. Вот как Юлу проучили.

Задание для детей: прочитай сказку, перескажи и нарисуй картинки.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения на прогулке для детей 2–4 лет на лето. Июль Все мы знаем, что для детей дошкольного возраста, основной вид деятельности - игра. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным.

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает,.

Игровые упражнения с буквой Я Цель:дать детям представления, что у буквы Я два звука (Й А); развивать фонетический слух, мышление;учить находить буква я в словах (в начале,.

Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с мячом для детей 3-4 лет. Рекомендации для родителей. Мяч занимает первое место в детских играх. Игровые упражнения.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.

На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

Рис. 2. Юля и Юра ()

Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

Это - вьюнок (рис. 3).

Рис. 4. Настурция ()

А это - настурция (рис. 4).

Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

Это - куртка (рис. 5).

А это - юбка (рис. 6).

Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

Это - чум (рис. 7).

А это - юрта (рис. 8).

Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.

Рис. 9. Колыбельная ()

В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?

Ю ла (рис. 10)

Какую планету ты знаешь?

Ю питер (рис. 11)

Кем ты хочешь стать?

Ю нгой (рис. 12)

Какую птицу ты знаешь?

Ю рок (рис. 13)

Какое тебе нравится растение?

Они различаются только размером.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю (рис. 16).

Рис. 16. Буква Ю ()

Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

Рис. 17.Укротитель тигров

Вся согнулась буква Ю ,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

Если бублик вы не съели,

Если он ещё при вас,

То в одном хорошем деле

Пригодится он сейчас.

Поиграем с ним немножко.

Сбоку - вилка,

Рядом - ложка.

Запиши в тетрадь свою -

Эта буква - буква Ю .

А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

Буква Ю каждому поможет в походе:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший дуг.

Одной заглавной буквой Ю

На нём отмечен юг (рис. 19).

Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

Рис. 20. Буквы Н и О ()

Прочитайте:

Ю -рий

Ю -ли-я

Прочитайте слоги с Я :

«Кто? - спросила буква Я , -

Заменить готов меня?»

Отвечала буква Ю :

«Если надо - заменю!»

Прочитайте слоги с ю :

Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

Н ора

Л уна

Л ампа

Гр уз

Н юра

Л юбовь

Л ямка

Тр юк

В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

Ю :

  • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

  • буква очень широкая.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Урок обучения грамоте

Раздел: преподавание в начальной школе.

Учитель: Давидович Светлана Адамовна

Тема: Гласная буква Ю, ю (стр. 170-171).

Цели урока:

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного.

2. Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного.

Развивающие:

3. Формировать навык чтения слов с изученными буквами; читать и понимать тексты, быстро ориентироваться по тексту.

4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.

5. Расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая:

6. Воспитывать интерес к чтению, к отечественной литературе, к культуре и традициям разных народов, к профессиям людей.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, индуктивный, стимулирующий.

Межпредметные связи: связь с уроком окружающего мира.

Форма опроса: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

I . Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока.

а) Приветствие.

К нам на урок обучения грамоте пришли сегодня гости: учителя нашей школы. Поздоровайтесь с ними.

б) Психологический тренинг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).

Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.

в) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной «хитрой» буквой, узнаем, какие у неё звуки, научимся читать слоги и слова с новой буквой, поупражняемся в чтении слов с изученными буквами, будем развивать свою речь, память и внимание.

II . Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

    Какой бывает наша речь?

    Что такое устная речь?

    Что такое письменная речь?

    Из чего состоит наша речь?

    Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

    Какие бывают звуки?

    Что мы знаем о гласных звуках?

    Что мы знаем о согласных звуках?

    Каким цветом их обозначаем на схемах?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы; в зеленый- е,ё,и,я)

- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

    Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)

    Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)

    На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)

    Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)

    Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)

    Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)

    Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)

    На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)

III . Новый материал.

1. Знакомство с новой буквой .

Отгадайте загадку: «Ребятам весело со мной:

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу

Кружу – жужжу,жужжу-кружу».

Что это? (Юла).

Иногда эту игрушку называют по-другому – «волчок». (Выставляю рисунок юлы.)

2. Слого-звуковой анализ слова «юла».

Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.

Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)

Назовите 1 слог? (ю)

Назовите 2 слог? (ла)

Какие звуки мы слышим в слоге ю? ([йʼу])

Охарактеризуйте звук [йʼ]. (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)

Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)

- Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).

Какие звуки вы слышите во 2 слоге?([л] и [а])

Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме- красный)

Много букв теперь я знаю.

И слова я прочитаю.

Складываю ю да ла

Получается ЮЛА.

3. На что похожа буква «Ю».

Найдите и покажите букву «Ю».

Сколько у нее звуков, если она находится в начале слова? (2)

Какие это звуки? ([йʼ] [у])

На что похожа буква «Ю»? (Кусочек буквы Н +буква О)

Правильно. Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю». (А. Шибаев)

4. Показ заглавной и строчной буквы Ю, ю.

Буква Ю бывает большая, заглавная и строчная. Чтобы было легче её запомнить, напечатаем их в своих тетрадях.

В старинных летописях летописцы вот так изображали букву «Ю». (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

5. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А у нас в классе есть такие девочки?

6. Разгадывание ребуса.

На доске предметные картинки с изображением: юрты, ландыша, яблока. (Рисунки перевернуты.)

Что изображено на первой картинке? (юрта)

Что такое юрта? (круглый дом)

Юрта – традиционное жилище казахов. Деревянный каркас юрты покрыт войлочными кошмами из чистой шерсти. В центре юрты – место очага, почитаемое казахами как святое место своего жилища. За очагом, напротив входа – самое почетное место. Застилается самыми лучшими коврами. Сзади его хранятся сундуки с одеждой, поверх которых «горкой» раскладываются ковры, одеяла, подушки. Справа от входа – хранятся продукты, посуда, чуть дальше находилось место отдыха хозяев, слева - висела конская сбруя и другие орудия труда, а чуть дальше – место для сна младших членов семьи. Сейчас юрта используется казахами как летнее жилище.

Какие звуки мы слышим в начале этого слова? ([йʼ], [у])

Что мы узнали о звуках [йʼ], [у] в начале слова? (если слышим [йʼу], то пишем с буквы Ю)

(Выставляю под картинкой букву Ю)

- Отгадайте загадку:

Ночью серенький зайчишка

Не пропустит свой домишко:

Путь дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш.)

Тогда еще одна загадка об этом предмете.

Белые горошки на зеленой ножке . (Ландыш.)

Какой первый звук? ([л])

Какой буквой его обозначаем? (буквой «Л»)

Еще одна загадка. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки . (Яблоко.)

Какие звуки мы слышим в начале слова? ([йʼа])

Какой буквой их обозначим? (Я)

Получилось слово: «Юля» (Вставляю картинку)

Что вы можете сказать об этом слове? (имя)

С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)

7. Физкультминутка.

Мы читали и устали,

А теперь все вместе встали.

Ручками похлопали: «Раз, два, три!»

Ножками потопали: «Раз, два, три!»

Дружно вытянули шеи,

И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Посидели, помолчали

И опять за парты встали.

8. Чтение слогов с буквой Ю.

Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. Вспомним их имена. (Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог.

Читаем слоги: РЮ ЛЮ

ДЮ СЮ

ТЮ НЮ

Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук)

Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

9. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в большой город. В городе стоит необычный дом. В нем живут слова. Они спрятались за ставнями. Откроем их и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою - поют

играю - играют

Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

Какие? ([ йʼу ] )

Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

Почему?

Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной).

Вывод : Буква Ю обозначает 2 звука, если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной буквы.

IV . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

Откройте учебники на стр.171, рассмотрите рисунок.

Кого вы видите на рисунке?

Чем занят ежик?

Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

Прочитаем текст внизу.

Что шьет еж?

Кого он одевает?

Прочитаем текст еще раз.

В каких словах встретилась буква Ю?

А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

3. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

Какой момент изображен на иллюстрации?

Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170.

Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

Хотите послушать отрывок из этой сказки?

4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (приложение 1).

Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

V . Итог урока .

О какой букве узнали на уроке?

Чем она вам запомнилась?

VI . Домашнее задание:

Приложение 1.

Самуил МАРШАК

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОКЕ

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.

Стала жаба громко квакать:

- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

    Приходи к нам, тетя лошадь,

    Нашу детку покачать.

    И-го-го! - поет лошадка.

    Спи, мышонок, сладко-сладко.
    Повернись на правый бок,
    Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука

- Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,

А не слышно, что поет...

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поёшь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

Приходи к нам,тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

Мяу, мяу, спи,мой крошка,

Мяу, мяу, ляжем спать.

Мяу, мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень сладко ты поеш!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

Цели:
Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й’у];
Научить писать строчную букву ю.
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.

1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности.
3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
4. Расширять активный и пассивный словарь детей
5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6.Учитьпроговаривать последовательность действий на уроке;
7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Оборудование: компьютер или телевизор ЖК (проектор), презентация буквы Ю, букварь, пропись №5 , тетрадь для печатания.

Ход урока.

I. Организация класса на урок. Слайд №2
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)

1. Мотивация к учебной деятельности
- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
- Зачем мы пришли на урок обучения грамоте?
- Что мы уже знаем о звуках?

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу

Давайте попробуем ответить на них.
- Какие бывают звуки?(Работа со слайдом №3)
- Назовите слова в которых встречаются все согласные звуки мягкие. Слайд №4
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

А как вы думаете, все ли гласные буквы мы с вами перечислили?
Давайте поищем ответ сегодня на уроке.

4. Построение проекта, причины затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.

Назовите тему урока, поставьте цели.

В этом помогут нам загадки.
Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. Слайд №5

Послушайте и посмотрите внимательно, на предметы и слова. Слайд №6
-Назовите предметы, которые вы видите на слайде.
-Что общего вы заметили в словах юла, юбка?

Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)
-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)

III. Объявление темы и целей урока.

Слайд №7
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.

IV. Изучение нового материала.

Работа в тетради для печатания стр. 47.

Печатаем букву ю строчную. (Заглавная буква изучается на следующем уроке)

Слайд №8
- Выделение звуков {й, у } в слове ЮЛА
– Назовите все звуки в словах. [й’ула].)
– Какие звуки мы произносим в начале этих слов? ([й’у].)
– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю».

Слайд №9.(поместить звук на звуковую ленту)
- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)

Работа с учебником с.150.

– Откройте учебник на с. 150, рассмотрите новую букву.
– На что похожа буква «ю»? (Ответы детей.)

Работа в тетради для печатания, стр. 47

Пальчиковая гимнастика
Подготовка руки к письму
Разминка для пальчиков. Слайд №10-12

– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) Работа в Прописи,с. 33.

Показ на слайде№13,
затем учителю прописать на доске (Дети пишут за учителем «в воздухе»
- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).

Объяснение учителя с опорой на образец:
– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
(Письмо первой и второй строки – «ю».)

Физкультминутка слайд №14
- Работа по учебнику.
– Прочитайте слоги первого и третьего столбика в букваре с.150
(Дети читают слоги первого и третьего столбиков букваре, по желанию учителя можно читать на слайде №15)

Работа в Прописи. на с. 33 (Продолжение.) слайд №16
а)- Запись слогов с письменного образца.
б) - Работа по учебнику стр.150.

– Прочитайте слова «юмор», «юркий», «юноша». Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, учитель просит прочитать статьи в толковом словаре, закладки сделаны учителем заранее.)

Юмор – умение показывать и видеть смешное.
Юркий – быстрый, увертливый.
Юноша – мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости.

Шутка-физминутка слайд №17

Работа в прописи слайд №18 (перед написанием слова, выясняем, что оно обозначает, а затем пишем его в прописи)
Юнга – подросток, обученный морскому делу.
Юниор – спортсмен – юноша.
Юннат – юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.

Посмотрите на слайд №19.
- Прочитайте имена кукол.
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв имен девочек. (СОЮЗ.)
– Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Сколько букв?
– А сколько звуков? (Пять.)
– Назовите звуки. ([сай’ус].)
– Где стоит буква «ю» в слове «союз»? (После гласной.)
– Сделайте вывод. («Ю» обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласной.)

Слайд №20
Найдите лишний предмет. Объясните.почему?
Работа с учебником возможно применение слайда№21
– Что это за предметы (с. 150)? (Люстра, клюв.)
– Обозначьте звуки в этих словах. ([л’устра],[кл’уф].)

Самостоятельная работа.(можно разделить задание по группам:
Девочки обозначают звуки в слове «люстра»;
мальчики- в слове «клюв»)
(Дети в букварях обозначают звуки в словах цветными карандашами)

Проверка на слайде №21.

– Какую работу выполняет «ю» в этих словах? («Ю» обозначает, что согласный звук, стоящий перед буквой «ю» в этих словах мягкий.)

– Прочитайте слоги слайд №22
– Прочитайте слова (3 и 4 столбик в учебнике) . Какие слова вам непонятны?

Слайды№23,24
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Кювет – канава для стока воды вдоль дороги.
Полюс – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.

Работа по учебнику. (стр 150.)

Чтение слов по заданию учителя: слайд №25

– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)
– Прочитайте на слайде №26 слово. (Полюшко.)
Чем слово поле отличается от слова полюшко?
слайд №27 -Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. (Клюшка)
– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»
(Любимый, лютый, юный.)
– Прочитайте слова с незнакомым вам значением. (Тюбик, шлюз,.)
– Найдите значения этих слов в толковом словаре.

Слайд №28
Тюбик – металлическая или пластмассовая трубочка, из которой содержимое выдавливают.

Слайд №29
Шлюз – сооружение на реке для пропуска судов.

Слайд №30 Работа в Прописи (с. 33).
- Прочитайте слова.(клюв, клюква, плюс, флюс) Что означают слова клюква, флюс?
– А на какие группы вы разделили бы все эти слова? (По количеству слогов, орфограмм и т. д.)

Работа с текстом в учебнике на стр 150-151.

Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №31
- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?
Как называется часть слова, стоящая после корня?

Прочитайте на с. 150 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
слайд №32

Как звучат имена девочек?(Ласково)
-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)
– Подчеркните в этих именах букву «ю».
Дайте ей характеристику.

VI. Закрепление.

– Давайте подведем итоги.

Работа в Прописи,с. 33. слайд №33

С какой буквой познакомились?
– Раскройте секреты буквы «ю».

Слайд №33
- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)
Закрасьте башмачки звуковичков.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(слайд №33)
(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука,когда стоят в начале слова или после гласного звука.
-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я).

Слайд №34

– Названия каких предметов начинаются на «ю»? (Дети называют слова.)

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий

– Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что вас поразило? Что огорчило?

Продолжите предложения:

Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…

10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.

Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке,
жёлтый смайлик, если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли и
красный смайлик, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.

Молодцы! Спасибо за урок. слайд №35

Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. - IV Баласс; Школьный дом, 2010. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).
2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю.
Тетрадь для печатания, 1 класс/Под ред. Р.Н._ Бунеева, Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс, 2011. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Пронина О.В.
Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 5 /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 5-е, испр. - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

Игра «Добавьте звук».

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

Загадки

Спасибо, что посетили мою страничку.